Научная статья на тему 'ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПОДБОР МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ ОРУЖИЯ'

ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПОДБОР МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ ОРУЖИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ / ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / ТРЕНИРОВКА / CLASSIFICATION / TEACHING METHODS / PRINCIPLES OF TRAINING / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойлов Леонид Александрович, Логинов Евгений Сергеевич

В данной статье на основе учебных материалов и материалов периодической печати проанализированы и обобщены вопросы, связанные с выбором наиболее эффективного метода обучения курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самойлов Леонид Александрович, Логинов Евгений Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПОДБОР МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ ОРУЖИЯ»

Л.А. САМОЙЛОВ, Е.С. ЛОГИНОВ

L.A. SAMOYLOV, Ye.S. LOGINOV

ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

IMPORTANT COMPONENT OF EDUCATIONAL PROCESS ПОДБОР МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ ОРУЖИЯ SELECTION OF METHODS OF TRAINING WHEN STUDYING AN EQUIPMENT OF WEAPON

Сведения об авторах: Самойлов Леонид Александрович - доцент кафедры (вооружения и стрельбы) Новосибирского высшего военного командного училища, подполковник запаса, доцент (г. Новосибирск. E-mail: i.samojlovl958@yandex.ru);

Логинов Евгений Сергеевич - курсант батальона войсковой разведки Новосибирского высшего военного командного училища, рядовой (г. Новосибирск).

Аннотация. В данной статье на основе учебных материалов и материалов периодической печати проанализированы и обобщены вопросы, связанные с выбором наиболее эффективного метода обучения курсантов.

Ключевые слова: классификация, приемы обучения, принципы обучения, тренировка.

Information about the authors: Leonid Samoylov -Associate Professor of the Subdepartment (armament and firing) of the Novosibirsk Higher Military Command School, Lieutenant-Colonel (res.), Associate Professor (Novosibirsk. E-mail: i.samojlovl958@yandex.ru);

Yevgeny Loginov - Cadet of the military reconnaissance battalion of the Novosibirsk Higher Military Command School, Private (Novosibirsk).

Summary. On the basis of educational materials and materials of the periodical press, this article analyses and summarises how to choose the most effective method for training cadets.

Keywords: classification, teaching methods, principles of training, training.

Современной педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Все их можно классифицировать по отдельным критериям. Что же касается выбора того или иного из них в процессе обучения, то выбор этот - дело сложное, связанное с рядом ограничений в возможностях, зависимостей от конкретных условий, причин, обстоятельств и т.д. Выбор определяется целями и задачами всего учебно-воспитательного процесса, работающего на обуче-

ние, развитие и воспитание, в русле современных положений дидактики. На выбор методов обучения оказывает влияние ряд условий и факторов объективного и субъективного свойств.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.

Слово «метод» происходит от греческого те^осЬв, что в дословном переводе на русский язык означает «путь исследования, теория» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи. И.Ф. Харламов дает следующее определение: «Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направлен-

ч^ЭДТГиТи

ных на овладение изучаемым материалом». По его мнению метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся.

Ю.К. Бабанский дает следующее определение: «Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования». Широкое распространение получило определение, в котором не просто выделяется взаимосвязь деятельности учителя и учащегося, а подчеркиваются равноправие и равнозначность обеих сторон в организованной деятельности. Так, по мнению Н.В. Савина, «методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения».

Таким образом, методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.

Широкое распространение в дидактике получило также понятие «прием обучения». Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода.

Качество обучения курсантов во многом обусловлено качеством планирования процесса их подготовки, стройной логической последовательностью в наращивании знаний, умений и навыков, методиче-

ским мастерством руководителей занятий, теми или иными методами, формами и средствами обучения, контроля и анализа полученных результатов, совершенствованием материально-технической базы и методик обучения отдельным учебным дисциплинам.

Основу методической системы обучения составляют методы обучения, дающие ответ на вопрос: «Как учить?». В неразрывной связи с ними находятся формы обучения, виды занятий и средства обучения.

Методы обучения курсантов - это упорядоченная система последовательных, взаимосвязанных действий преподавателя и обучаемых, включающая совокупность однородных приемов, средств, способов предъявления изучаемого материала, обеспечивающих его усвоение и преобразование в знания, умения и навыки, а также формирование высоких морально-психологических и боевых качеств.

Метод обучения характеризуется признаками, направленными на определение цели обучения, способа усвоения содержания, порядка взаимодействия субъектов обучения.

Проблема определения и классификации методов обучения сегодня заключается в наличии различных подходов к определению его доминанты. С этим связано и большое количество известных классификаций. Рассмотрим некоторые из них.

Ряд исследователей (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) основным признаком для выделения методов обучения считали

источники информации, с помощью которых обучающиеся приобретают знания. Это позволило разделить, выделить словесные, наглядные и практические методы.

Другие теоретики (И.Я. Лер-нер, М.Н. Скаткин, А.Н. Овеч-кин и др.) классифицировали данные методы согласно характеру деятельности обучающихся по усвоению содержания образования. Это предполагает построение взаимной деятельности субъектов обучения в зависимости от формируемого на данном этапе уровня подготовленности:

- объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод, включающий рассказ, лекцию, объяснение, работу с учебником, демонстрацию и т.д.;

- репродуктивный - воспроизведение действий по образцу, деятельность по алгоритму, программирование;

- эвристический (частично-поисковый);

- исследовательский, формирующий творческий уровень подготовленности обучающихся.

Классификацию методов обучения с позиций функционирования педагогической системы разработал Ю.К. Бабанский. Ее развитие применительно к военной педагогике осуществил В.И. Бегун. В данной классификации можно выделить следующие методы:

- организации и осуществления учебно-познавательного процесса;

- мотивации и стимулирования учебно-познавательного процесса;

- контроля и самоконтроля над эффективностью осущест-

вления учебно-познавательного процесса.

При подготовке курсантов наибольшее распространение получили следующие методы обучения (см. фото):

1) устное изложение учебного материала (лекция, рассказ, объяснение, инструктирование);

2) обсуждение изучаемого материала (семинар, беседа, групповое занятие);

3) показ (демонстрация);

4) упражнение, тренировка;

5) практическая работа;

6) самостоятельная работа.

Каждый из методов может

включать различные приемы обучения. В разные методы входят одни и те же приемы. Примерами их могут служить запись лекции или беседы, помощь и страховка при выполнении упражнения и др. Однако метод - это не сумма отдельных приемов, а их взаимообусловленная система.

Применение разных методов определяется особенностями обучения, боевой и общественной подготовки военнослужащих, спецификой их учебно-боевой деятельности.

Методы и приемы обучения курсантов развиваются в связи с совершенствованием военной техники и способов боевых действий.

Выбор методов обучения, их соотношение в ходе занятий зависят от следующих условий:

- форм обучения, т.е. от организации учебного процесса;

- группировки обучаемых;

- состава групп обучаемых по уровню их подготовки;

- количества времени, отводимого на занятие;

- наличия и состояния учебного оборудования;

- места занятия;

- уровня методического мастерства офицера (руководителя занятия).

Рассмотрим методы обучения при изучении материальной части оружия.

Твердые знания назначения, боевых возможностей и устройства оружия и боеприпасов, принципов работы частей и механизмов оружия при стрельбе, правил ухода и сбережения оружия и боеприпасов обеспечивают умелое применение их в бою и содержание в постоянной боевой готовности.

Занятия по изучению материальной части оружия проводятся в специализированных классах, парках, огневых городках, на директрисе и войсковом стрельбище, в последующем знания закрепляются и совершенствуются в часы ухода за оружием и на других занятиях, связанных с эксплуатацией и обслуживанием оружия.

Перед занятием по изучению образца оружия руководитель занятия должен лично провести его осмотр и убедиться, что оно исправно и не заряжено.

В процессе изучения новых вопросов по материальной части оружия основными методами обучения являются показ с разъяснением и тренировки (упражнения) обучаемых в действиях с оружием. Оружие изучается, как правило, на учебных образцах с применением плакатов, схем, а также мультимедийной техники.

Перед изучением материальной части с использованием образцов вооружения

[Ц-Ц 1]! 11 1 т 1 й

1 М.-1 -¿¡У Ц]: Т11:1

необходимо провести осмотр ЗИП и учебных патронов с тем, чтобы среди них не оказались боевые патроны.

Приступая к изучению какого-либо образца оружия, целесообразно определить, что должен обучаемый знать и уметь.

Рекомендуется такая последовательность изучения оружия:

1) назначение, боевые свойства, принцип действия и его общее устройство;

2) порядок разборки и сборки оружия; устройство частей и механизмов; взаимодействие частей и механизмов при стрельбе; задержки при стрельбе и способы их устранения. Целесообразно показать стрельбу из оружия по различным целям, демонстрируя боевую скорострельность;

3) меткость стрельбы, убойная и пробивная способность пуль (гранат), дальность прямого выстрела;

4) по наиболее характерным целям, наибольшая прицельная дальность стрельбы, возможности оружия поражать различные цели с первого выстрела, наиболее эффективная стрельба из различных положений.

При изучении боевых свойств оружия следует широко применять методы аналогии и сравнения, например, с аналогичными иностранными образцами оружия, показать превосходство нашего оружия (дальность действительного огня, меньшую массу, большую начальную скорость, дальность прямого выстрела, прицельную дальность, боевую скорострельность,

штд

Н1

убойное и пробивное действие пуль, гранат и т.д.).

Дальность действительного огня подкрепить примерами по поражению наиболее характерных целей, указывая при этом ожидаемый расход боеприпасов и время, затрачиваемое на решение огневых задач, на примерах показать, как меняется дальность действительного огня в зависимости от способа стрельбы и какие приемы необходимо применять на поле боя, чтобы грамотно поражать цели.

При изучении боекомплекта следует подробнее объяснить, сколько и каких имеется боеприпасов, почему их ко- ^^ личество дано именно в такой пропорции. Назначение каждого вида боеприпасов и возможности по поражению целей с учетом того, как правильно их уложить в боевой машине (снарядить ленту, магазин). На конкретных примерах раскрыть поражающее действие всех типов боеприпасов. Приводимые примеры необходимо увязать с тактикой действия на поле боя.

Изучение оптических характеристик прицелов и приборов наблюдения нужно увязать с угловой и линейной величиной секторов наблюдения, с временными нормативами по обнаружению целей, тактическими нормативами боевых порядков подразделений.

Приступая к обучению устройства материальной части оружия, целесообразно начинать с порядка ее разборки.

Вначале необходимо произвести образцовый показ разборки и сборки оружия. Методически целесообразно здесь привлекать подготовленных накануне курсантов или командиров отделений, что будет вызывать стремление у остальных обучаемых добиться такой же быстроты

и четкости в действиях с оружием.

Обучение рекомендуется вести в следующем порядке. Сначала руководитель показывает, что нужно сделать в порядке очередности разборки. Например, говорит: «Отделить затвор», показывает и объясняет, как нужно действовать при отделении затвора. По окончании показа приказывает обучаемым в таком же порядке отделить затвор на своем оружии и указывает, куда его положить.

Метод (от греч. теМос/оз -путь исследования, теория; учение) - способ достижения какой-либо цели; решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

(Словарь терминов)

В последующем требует от обучаемых все части оружия укладывать в порядке их отделения, при сборке оружия это облегчит определение очередности присоединения каждой части. В процессе проведения разборки обращает внимание на правильное положение рук и оружия при отделении каждой части для предотвращения возможных травм.

Закончив разборку, руководитель проводит опрос об ее порядке. Затем таким же методом обучения проводится сборка оружия. В заключение обучаемые производят разборку и сборку оружия в целом, при этом один из них назначается для разборки (сборки) оружия, а остальные

вслед за ним повторяют его действия. Изучение данного вопроса следует закончить полной разборкой оружия и таким образом подготовить материальную часть к изучению устройства частей и механизмов.

Приступая к изучению общего устройства основных частей и механизмов оружия, необходимо обратить внимание обучаемых на назначение каждой детали, затем показать детали отдельно, целесообразно использовать плакаты, схемы и макеты, что обеспечивает быстрое усвоение учебного материала. Руководитель должен приучать обучаемых к определенной последовательности изложения материала. Например, при изучении устройства ствольной коробки сначала указать ее назначение, объяснение устройства начинать с передней части; сначала рассказать о наружном устройстве, а затем о внутреннем.

При изучении назначения частей и механизмов оружия можно применять и метод беседы, в

ходе которой руководитель, задавая вопросы по назначению или устройству той или иной части оружия, заслушивает ответы обучаемых и в случае непонимания ими того или иного вопроса разъясняет его до полного усвоения с неоднократным показом.

Методика обучения задержек и отказов, возникающих при стрельбе, может быть следующей. На занятие следует иметь все необходимое для практического создания на материальной части оружия той или иной задержки, возникающей при стрельбе (учебные снаряды, патроны, стреляные гильзы, оторванные дульца, неисправные звенья, извле-катели, ленты пулеметные). Показ причин, вызывающих задержки при стрельбе, необ-

ходимо проводить на учебных макетах оружия.

Методика изучения любой возникающей задержки при стрельбе из того или иного оружия может быть следующей. Практически руководитель создает ту или иную задержку, называет ее и дает ее описание. Обучаемым представляет возможность осмотреть оружие и уяснить характер (сущность) созданной задержки. Затем, не объясняя причин, вызывающих данную задержку, руководитель спрашивает у курсантов, какие, по их мнению, причины могут вызывать эту задержку.

Опросив несколько обучаемых, преподаватель обобщает названные ими причины, после чего указывает действительные причины задержки и способы ее устранения.

Для закрепления знания задержек и выработки практических навыков в устранении руководитель занятия на учебном оружии создает ту или иную задержку и приказывает курсанту определить и назвать причину (причины), вызывающие ее, а также способы устранения, затем требует практически ее устранить. Остальные обучаемые наблюдают за действиями отвечающего, при ошибках и неточностях в ответе и действиях дополняют и исправляют его.

Делая вывод, можно сказать, что ни одна из рассмотренных методов обучения не свободна от недостатков. Следует исходить из того, что идеальных методов обучения не бывает. Они взаимно проникают друг в друга, характеризуя разностороннее взаимодействие преподавателя и обучающихся. Если мы можем сказать на определенном этапе об использовании одного метода, то это лишь означает, что он в данный момент доминирует. Кроме того, качество подготовки курсанта

во многом зависит от того, как организован образовательный процесс, и от тех форм, в которых он осуществляется.

Таким образом, изучив сущность методов обучения, рассмотрев основные классификации методов и вопросы, связанные с выбором наиболее эффективного метода обучения, можно сделать следующие выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Обучение, как взаимодействие руководителя занятия и обучающихся, обусловлено его целью обеспечить усвоение курсантами накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования. Поэтому метод обучения, как способ достижения цели, представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий обучающего, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность обучаемого по усвоению опыта, составляющего источник и аналог состава содержания образования. Кроме того, в неменьшей мере выбор метода зависит от особенностей содержания изучаемого материала, специфики учебного предмета, возрастных особенностей курсантов и уровня их развития.

2. Каждый из методов обучения имеет преимущественную ориентацию на определенный круг задач и в меньшей степени предназначен для решения других задач. В связи с этим возникает необходимость учитывать ряд факторов, влияющих на эффективность использования того или иного метода обучения и выбора их оптимального сочетания.

3. При выборе методов обучения курсантов необходимо учитывать уровень восприятия информации, так, например, курсантам старших курсов проще воспринимать информацию при изучении

1 1 ! 11 ¡1 1 ■ -

1 ,'|1г1 Ц]: Т11:1

материальной части нового для них вида оружия, нежели курсантам младших курсов, так как большинство образцов вооружения имеют общий принцип работы частей и механизмов, предназначение и даже аналогичное название составных частей при различных конструктивных параметрах. Выбор метода зависит также от материальной базы образовательного учреждения, географических и демографических особенностей местности, жизненного опыта обучаемых и других особенностей.

4. В процессе изучения новых вопросов по материальной части оружия основными методами обучения являются показ с разъяснением и тренировки (упражнения) обучаемых в целях выработки у них твердых теоретических знаний и практических навыков в действиях с оружием.

5. При изучении материальной части оружия необходимо определить последовательность изложения материала. Целесообразнее использовать принцип «от простого к сложному», этот принцип способствует более быстрому и простому усвоению информации и способствует повышению эффективности изложенного материала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. - М., 1997.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М., 1982.

3. Савин Н.В. Педагогика. -М., 1978.

4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М., 1981.

5. Огневая подготовка: учебно-методическое пособие для преподавателей высших общевойсковых и танковых командных училищ. - М., 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.