УДК 343.9 ББК 67.51
С.У. Дикаев
ВАЖНА ЛИ ПРОБЛЕМА ПРЕСТУПНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ?
Аннотация: Проблемы, порождённые COVID-19, весьма сложны. С уверенностью можно сказать, что сложившаяся в стране и мире ситуация дала основу для проведения различных криминологических исследований в течение ещё многих лет.
Ключевые слова: пандемия; коронавирус; человечество; преступность; страх. S.U. Dikaev
IS THE PROBLEM OF CRIME IMPORTANT IN PANDEMIC CONDITIONS?
Summary: The problems posed by COVID-19 are complicated. We can say with confidence that the current situation in the country and in the world has given basis for conducting various criminological studies for many years.
Keywords: pandemic; coronavirus; humanity; crime; fear.
Доклад С.Ф. Милюкова «Криминологические хроники времён пандемии» отличается содержательностью. Как всегда, Сергей Фёдорович своевременно обозначает важные для криминологии вопросы. Он заглянул вглубь пандемии, обозначил ряд проблем, порождающих причины массового воспроизводства преступности. Призыв докладчика к научному сообществу - «...к открытой и честной дискуссии, направленной на поиски выхода из сложившейся ситуации, чреватой всеобъемлющей катастрофой не только для России» [2], безусловно, должен быть поддержан, так как на интеллектуалах государства лежит особая ответственность за его будущее.
С объявлением глобальной угрозы - пандемии СОУГО-19 - традиционные формы медийного воздействия на социум стали кардинально меняться. Вдруг «оказалось», что в мире нет международного терроризма, ИГИЛ1 «рассосался» сам собой, глобальное потепление, отрицательная цена на нефть, правозащитники, экологи, метеориты, организованная преступность, Сирия, Донецк, Луганск - всё поглотила тема коронавируса. Очевидным стало то, насколько человечество зависимо от моделируемой массмедиа реальности,
1 Деятельность данной организации запрещена на территории России.
Криминология
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
какова сила СМИ, принуждающая человека реагировать на эту реальность безотносительно к его значимости как социальной единицы.
Однако в массовом психозе, порождённом коронавирусной угрозой, видны не только негативные стороны, но и позитивные. Как мне представляется, человечество устало от послевоенного миропорядка. Оно исчерпало возможности существования на принципах-идеях гуманизма, прав человека, национального суверенитета, государственных границ, принадлежности ресурсов, а также на условиях и при обязательствах, сформировавшихся по итогам окончания Второй мировой войны. Возможно, оно устало и от многообразия обычаев, традиций, и вообще от множества культур, предрассудков, связанных с принадлежностью людей к определённой религии, расе, территории проживания... Оно устало от необходимости постоянно находиться в состоянии иррационального производства и потребления, при котором потребление возведено в ранг добродетели, тогда как все религии призывают к умеренности и воздержанию.
Свобода современного человека на деле оказалась весьма условной, так как он фактически является рабом того формата отношений, в которых вынужден существовать. Постигнув глубины Божественного мироздания, рано или поздно человечество должно было
задаться вопросом: а что дальше? За пару месяцев до пандемии, обсуждая с коллегами в фейсбуке проблему будущего человечества, я предположил, что для возникновения этого вопроса необходимо глобальное обнуление (термин «обнуление» начал употребляться задолго до того, как его привязали к известному политическому событию), причиной которого может стать, например, всемирный потоп от падения метеорита в океан. Я.И. Гилинский считает, что человечество идёт к ядерной войне. Оба варианта предусматривают глобальную встряску. Она станет причиной (или поводом) переформатирования принципов дальнейшего существования человечества. Никто из нас ранее не мог предположить, что эту задачу с лёгкостью решит какой-то вирус, точнее не сам вирус, а насаждаемый страх перед ним.
Надо отметить, что постановка вопроса о будущем человечества несколько затянулась из-за геополитических процессов конца ХХ в. Ликвидация СССР и хищническое разграбление небольшой группой лиц достояния всего советского народа привели к перераспределению «сливок земли», вселили в умы и души одних - надежду, других - разочарование, третьих - безразличие. Четвёртым дали новые возможности, обусловленные в том числе и расширением свободы передвижения. Всё это несколько затормозило процесс определения вектора дальнейшего развития человечества, а оно нуждалось в «поводе» для качественного рывка вперёд, что в принципе невозможно без «обнуления» сложившихся общественных отношений.
Реальна или искусственна проблема коро-навируса, но она может стать началом (хотя, вероятнее всего, это только апробация действия вируса и изучение реакции социума на него), позволяющим человечеству остановиться в своём беге наперегонки (кто больше произведёт, потребит, продаст, купит, отберёт, захватит...), успокоиться, осмотреться, вероятно, и пересмотреть сложившуюся систему отношений. Это должно дать возможность оценить, куда мы пришли и что имеем в итоге.
Из доклада С.Ф. Милюкова следует, что при всех своих достижениях человек остаётся слабым и незащищённым. Медицина, которая тысячелетиями совершенствовалась, прекрасно вооружённая армия, высокотехнологичное и высокопроизводительное сельское хозяй-
ство, развитая культура, достижения образования, науки, техники и прочее - всё оказывается малоэффективным, бессильным, а то и бесполезным в условиях «неординарности» пандемии.
На фоне ожидаемых глобальных трансформаций ничтожными кажутся проблемы преступности. Что может изменить осуждение всех «телефонных террористов», угонщиков, воров и мошенников, о которых говорит докладчик? Разве это позволит повысить качество образования, медицины, облагородить нравы и т. д.? Надо наконец-то повзрослеть и понять, что противодействие преступности само по себе ничего не изменит. Криминологи, рассуждающие в ключе необходимости ужесточения наказания, введения смертной казни, внесудебных расправ и прочего, имеют в виду лишь лицо, совершившее преступление, и не задумываются о десятках людей, чья жизнь бесповоротно изменится в результате лишения его свободы. Ведь у осуждаемых на длительный срок есть родители, жёны, братья, сёстры, дети, бабушки, дедушки. Как им жить без члена семьи, пусть даже не самого лучшего?
Следует напомнить уважаемому докладчику, что обострившиеся в условиях пандемии проблемы, в том числе и проблемы право-охраны, образования, здравоохранения, порождены не кем-нибудь, не врагами России, а её патриотами, «горячо любящими Россию», готовыми ради её величия уничтожить и саму страну, и весь мир. Призывы Сергея Фёдоровича оздоровить фарминдустрию, вытеснить из медицинской сферы равнодушие и корысть, наполнить её целительной духовностью, к сожалению, не будут услышаны теми, кто наделён властью, правом принимать решения, как неуслышанными остаются множество других разумных идей, высказанных в стенах Криминологического клуба.
Вряд ли можно признать оправданными и надежды докладчика на то, что «возвращение к социалистическим началам в финансово-экономическом и общественно-политическом устройстве России» [3, с. 16] решит все её проблемы. Во-первых, мы жили в то прекрасное время и знаем, что эта система хозяйствования при всех своих достоинствах не обеспечивала равенства граждан и социальной справедливости в государстве. Во-вторых, почти построив «Город Солнца» Т. Кампанел-
2(57)2020
лы, сами его и разрушили (это мы умеем лучше всего). В-третьих, возврат к социалистической системе хозяйствования породит другие трудности, о которых через некоторое время в Клубе будут рассуждать другие профессора, возможно, говоря о капиталистическом прошлом как о прекрасном, сожалея об утраченных возможностях. Но опять в этих проблемах будут винить лишь внутренних и внешних врагов, мешающих России встать на ноги.
Иллюзорны и надежды уважаемого Сергея Фёдоровича, считающего, что «определённую положительную роль в деле разрешения накопившихся криминогенных противоречий сыграло бы принятие новых криминологически обоснованных УК, УПК, УИК и КоАП РФ, проекты которых без спешки должны пройти обстоятельную правовую и криминологическую экспертизу» [3, с. 17]. Полагаю, само по себе принятие новых кодексов, как бы они ни были криминологически обоснованы, ничего не изменит. Оно могло бы что-то изменить, если бы у народа были цель и движущая сила, ведущая к ней. Тогда кодексы следовало бы ориентировать на эту идею. С сожалением констатируем, что нет у нас ни цели, ни авангардных сил, которые могли бы вести к этой цели, да и народа единого нет. Поэтому не имеет особого значения, какие у нас кодексы.
Докладчику следует помнить, что закон -это орудие власти, посредством которого она управляет народом. Наблюдая за тем, как и на что власть «затачивает» это орудие, можно безошибочно определить, что она собирается сделать: что-то для народа или же что-то с ним... А призывы убелённых сединой, умудрённых жизнью и обременённых различными социальными статусами людей ужесточить наказание и, по сути, добить лиц, совершивших преступление, - это не только оправдание несправедливой жестокости власти, но и негуманно, недостойно. Я не сторонник всепрощения, однако считаю, что противодействие преступности - это рутинная работа уполномоченных на то органов. Она должна вестись во благо, а не во вред. Мои суждения - не результат «капитулянтского настроения», а итог уяснения диалектики жизни, развития исторических процессов.
К сожалению, не рассмотренными Сергеем Фёдоровичем остались такие ключевые вопросы, порождённые именно коронавиру-сом, как:
Криминология
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
1) законности административных решений, которые привели к массовому лишению граждан их основных прав: на труд, свободу передвижения, образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, безопасность. В результате принятых ограничительных мер десятки миллионов людей потеряли работу, остались без средств к существованию. Для криминолога должны представлять интерес эти обусловленные коронавирусом криминогенные факторы, вызвавшие депрессию у населения, увеличение числа случаев бытового насилия, разводов, суицидов и пр. Важно отметить и то, что больных другими, кроме коронавируса, заболеваниями, в том числе онкологическими, сердечно-сосудистыми, ортопедическими, фактически лишили возможности получить должную медицинскую помощь, а это также ведёт к тяжёлым последствиям;
2) правовой оценки насаждения страха в обществе перед СОУГО-19 посредством СМИ при полном бездействии уполномоченных органов, обязанных обеспечить граждан средствами индивидуальной защиты. Также требует оценки и бездействие должностных лиц, не принявших своевременных мер для получения из КНР образцов вируса и создания собственной вакцины. Напомню, что Китай сообщил о новом вирусе 31 декабря 2019 г., а в Россию его образцы доставили лишь 27 февраля 2020 г. За эти два месяца потенциально половина населения страны могла погибнуть. Более того, вплоть до конца марта 2020 г. в больницах не производилось должного распределения пациентов - отделения заражённых коронавирусом от иных заболевших, что и превратило лечебные учреждения в главные рассадники СОУГО-19 (по сообщению Роспо-требнадзора - 55 % таковых);
3) необходимости тщательной проверки всех денежных потоков, «питаемых» угрозой распространения коронавируса. Очевидно, что огромные состояния делаются на продаже масок, различных медицинских препаратов, не способных предотвратить заболевание, бесполезных при его лечении. Кроме того, некоторые фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) в несколько раз увеличили тарифы на лечение коронавирусных пациентов (например, Московский городской фонд ОМС - с 63 до 200 тыс. руб. [1]), тем самым спровоцировав рост числа «заболевших». За-
интересованность в большой прибыли привела к массовым припискам в части числа заболевших, к перегруженности медперсонала, усложнила задачу выяснения реальной картины, связанной с распространением вируса, количеством заболевших и др.
Обозначенные, а также многие иные, не отмеченные в настоящей статье, проблемы,
порождённые СОУГО-19, весьма сложны. Докладчику потребовалось бы приложить огромные усилия, чтобы в них разобраться. С уверенностью можно сказать, что сложившаяся в стране и мире ситуация дала основу для проведения различных криминологических исследований в течение ещё многих лет.
ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В Москве на лечение каждого заразившегося коронавирусом выделят до 200 тыс. рублей. URL: https://tass.ru/obschestvo/8064129 (дата обращения: 08.05.2020).
2. Милюков С.Ф. Криминологические хроники времён пандемии // 5 июня 2020 года беседа «Криминология здравоохранения». URL: https://www.criminologyclub.ru/home/3-last-sessions/392-2020-06-07-17-48-04. html (дата обращения: 08.05.2020).
3. Милюков С.Ф. Криминологические хроники времён пандемии // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2020. № 2 (57). С. 13-18.
REFERENCES
1. V Moskve na lechenie kazhdogo zarazivshegosya koronavirusom vydelyat do 200 tys. rubley [In Moscow, up to 200 thousand rubles will be allocated for the treatment of each person infected with the coronavirus]. URL: https://tass.ru/obschestvo/8064129 (date of access: 08.05.2020).
2. Milyukov S.F. Kriminologicheskie khroniki vremyon pandemii [Criminological chronicles of the pandemic times]. June 5, 2020 seminar "Criminology of healthcare." URL: https://www.criminologyclub.ru/home/3-last-se ssions/392-2020-06-07-17-48-04.html (date of access: 08.05.2020).
3. Milyukov S.F. Kriminologicheskie khroniki vremyon pandemii [Criminological chronicles of the pandemic times]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2020, No. 2 (57), pp. 13-18.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Салман Умарович Дикаев - доктор юридических наук, профессор, соучредитель и почётный профессор Санкт-Петербургского международного криминологического клуба, заведующий кафедрой уголовного права Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия); e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
Salman Umarovich Dikaev - Doctor of Laws, Professor, Co-founder, Honorary Professor of the St. Petersburg International Criminology Club, Head of the Department of Criminal Law of the Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia); e-mail: [email protected]
2(57)2020