Научная статья на тему 'ВАТИКАН И БРАЗИЛЬСКОЕ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО: СОТРУДНИЧЕСТВО ИЛИ СОПЕРНИЧЕСТВО?'

ВАТИКАН И БРАЗИЛЬСКОЕ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО: СОТРУДНИЧЕСТВО ИЛИ СОПЕРНИЧЕСТВО? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАЗИЛИЯ / ВАТИКАН / КАТОЛИЦИЗМ / ПРОЗЕЛИТИЗМ / ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО / ФЕНОМЕН

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цибизова Ирина Михайловна

Рассматриваются особенности экспансии пятидесятничества в Бразилии и реакция Святого престола на потерю паствы во время понтификата Папы Римского Франциска. Отмечается, что вопреки активно предпринимаемым понтификом мерам по превращению католической «церковной зимы» в «церковную весну» и осуждению прозелитизма пятидесятничество продолжает приобретать все новых и новых адептов. Делается заключение, что в соперничестве с католицизмом пятидесятничество одерживает верх благодаря лучшей работе на месте, личной харизме религиозных лидеров, широкой пропагандистской кампании, обещающей моментальное личностное преображение благодаря «крещению Святым Духом» (фактически обещанию чуда), ощущению защищенности, рождающемуся из тесного взаимодействия членов общины и контроля проповедников при адресном распределении материальной помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VATICAN AND THE BRAZILIAN PENTECOSTALISM: COOPERATION OR RIVALRY?

The article discusses the features of the expansion of Pentecostalism in Brazil and the reaction of the Holy See to the loss of the flock during the pontificate of Pope Francis. A supporter of the development of interreligious, including ecumenical dialogue, calling all Christians “almost brothers” and maintaining contacts with evangelical movements, the Bishop of Rome partly thereby complicated the competition between Pentecostalism and Catholicism in a country with an absolute majority of the Catholic population. Despite the measures actively taken by the pontiff to turn the Catholic “ecclesiastical winter” into an “ecclesiastical spring” and condemn proselytism, Pentecostalism continues to acquire more and more new adherents. In the rivalry with Catholicism, Pentecostalism gains the upper hand due to better work on the ground, the personal charisma of religious leaders, a wide propaganda campaign promising instant personal transformation through “the baptism in the Holy Spirit” (actually the promise of a miracle), a sense of security born from close interaction between members of the community and the control of preachers in the targeted distribution of financial assistance. In cultural terms, Pentecostalism claims to become a replacement for Catholicism in the Brazilian cultural code, turning belonging to evangelicalism into a semiotic “icon”. By reducing rebellious and revolutionary sentiment, evangelism is associated with the risk of conformity. Despite the adaptation of Pentecostalism to Brazilian conditions, one should not underestimate the possibility of using it as an instrument of influence for the globalist ideology and the United States.

Текст научной работы на тему «ВАТИКАН И БРАЗИЛЬСКОЕ ПЯТИДЕСЯТНИЧЕСТВО: СОТРУДНИЧЕСТВО ИЛИ СОПЕРНИЧЕСТВО?»

* НшЯ г

Серия «Политология. Религиоведение»

2023. Т. 44. С. 120-135

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapolit.isu.ru/ru

Научная статья

УДК 271/279

https://doi.org/10.26516/2073-3380.2023.44.120

Ватикан и бразильское пятидесятничество: сотрудничество или соперничество?

И. М. Цибизова*

Институт научной информации по общественным наукам РАН, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. Рассматриваются особенности экспансии пятидесятничества в Бразилии и реакция Святого престола на потерю паствы во время понтификата Папы Римского Франциска. Отмечается, что вопреки активно предпринимаемым понтификом мерам по превращению католической «церковной зимы» в «церковную весну» и осуждению прозелитизма пятидесятничество продолжает приобретать все новых и новых адептов. Делается заключение, что в соперничестве с католицизмом пятидесятничество одерживает верх благодаря лучшей работе на месте, личной харизме религиозных лидеров, широкой пропагандистской кампании, обещающей моментальное личностное преображение благодаря «крещению Святым Духом» (фактически обещанию чуда), ощущению защищенности, рождающемуся из тесного взаимодействия членов общины и контроля проповедников при адресном распределении материальной помощи.

Ключевые слова: Бразилия, Ватикан, католицизм, прозелитизм, пятидесятничество, феномен.

Для цитирования: Цибизова И. М. Ватикан и бразильское пятидесятничество: сотрудничество или соперничество? // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2023. Т. 44. С. 120-135. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2023.44.120

Vatican and the Brazilian Pentecostalism: Cooperation or Rivalry?

I. M. Tsibizova*

Institute of Scientific Information for Social Sciences RAS, Moscow, Russian Federation

Abstract. The article discusses the features of the expansion of Pentecostalism in Brazil and the reaction of the Holy See to the loss of the flock during the pontificate of Pope Francis. A supporter of the development of interreligious, including ecumenical dialogue, calling all Christians "almost brothers" and maintaining contacts with evangelical movements, the Bishop of Rome partly thereby complicated the competition between Pentecostalism and Catholicism in a country with an absolute majority of the Catholic population. Despite the measures actively taken by the pontiff to turn the Catholic "ecclesiastical winter" into an "ecclesiastical spring" and condemn proselytism, Pentecostalism continues to acquire more and more new adherents. In the rivalry with Catholicism, Pentecostalism gains the upper hand due to better work on the ground, the personal charisma of religious leaders, a wide propaganda campaign promising instant personal transformation through "the baptism in the Holy Spirit" (actually the promise of a miracle), a sense of security born from close interaction between members of the community and the control of preachers in the targeted distribution of financial assistance. In cultural

© Цибизова И. М., 2023

Original article

*Полные сведения об авторе см. на последней странице статьи. For complete information about the author, see the last page of the article.

terms, Pentecostalism claims to become a replacement for Catholicism in the Brazilian cultural code, turning belonging to evangelicalism into a semiotic "icon". By reducing rebellious and revolutionary sentiment, evangelism is associated with the risk of conformity. Despite the adaptation of Pentecostal-ism to Brazilian conditions, one should not underestimate the possibility of using it as an instrument of influence for the globalist ideology and the United States.

Keywords: Brasilia, Vatican, Catholicism, proselytism, Pentecostalism, phenomena.

For citation: Tsibizova I.M. Vatican and the Brazilian Pentecostalism: Cooperation or Rivalry?. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, 2023, vol. 44, pp. 120-135. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2023.44.120 (in Russian)

Особенности бразильского пятидесятничества

Феномен распространения пятидесятничества1, происходящего в Бразилии с «эффектом снежного кома», настолько ярок, что привлек внимание многих исследователей религии, среди которых выделяются социологи религии Д. Мартинсон, Х. Г. Кокс, культурный антрополог Я.-А. Алварссон, теолог В. Холленвегер, религиоведы А. Х. Андерсон [9], Р. Сюда-Амброзяк [11]. Впечатляющие темпы роста численности обращенных с 5,2 % в 1970 г. до 22,2 % в 2010 г. не могли не сказаться на религиозном составе населения Бразилии, по-прежнему остающейся самой большой католической страной в мире вопреки резкому сокращению числа католиков: в 1970 г. - 91,8, в 2010 г. -64,6 % от всего населения страны. Хотя этот феномен связан не только с пя-тидесятничеством, последнее играет в нем ведущую роль. Причем отток населения из католичества в пятидесятничество продолжается и поныне, делая страну и первой по числу его приверженцев [11, p. 14]. Гибкость, приспособляемость, энергичность и креативность течения, трансформирующего все, с чем встречается (Х. Кокс), не позволяют ни остановить, ни контролировать это религиозное цунами [Ibid, p. 13].

Пятидесятничество привнесли в Бразилию шведы Д. Берг и А. Г. Вин-грен, по их словам, видевшие пророческий сон о необходимости отправиться проповедовать в провинцию Пара и посвященные в миссионеры организацией «Норт Авеню» в Чикаго. Эти проповедники, «не знавшие компромисса», учредили Первую Бразильскую пятидесятническую церковь, официально зарегистрированную 11 июня 1918 г. как церковь «Ассамблеи Божьей» [2]. В разожженном ими «горниле возрождения», особенно активно разгоревшемся в 1980-х гг. и опровергнувшем теории «разочарования мира» религиозных скептиков, в 1960-1970-х предрекавших скорое «устаревание» религии в условиях постмодерна [11, p. 17], смешалось «глобальное» и «универсальное». Для «одомашненного» Бразилией пятидесятничества характерны пение,

2

танцы, транс, чудесные исцеления, глоссолалии наряду с овладением иными языками, вещание «языком сердца», выражение непостижимого, вербальная передача «посланий», эмоциональный пересказ истории обращения [Ibid,

1 Движение евангелических христиан, ныне являющееся крупнейшей протестантской конфессией.

2 Речь, состоящая из бессмысленных слов и звуков, имеющая признаки осмысленной (темп, ритм, структура слога) и принимаемая за неизвестный говорящему язык.

р. 14], вера в способности к чудотворству, видению духов, пророчеству3. Обращение или «крещение Святым Духом»4, самый яркий чувственный опыт пя-тидесятничества, сравниваемый его адептами с переживаниями апостолов на пятидесятый день после Воскресения Христа, проводится независимо от факта крещения в другой вере и ассоциируется с личностным перерождением [9].

Важным фактором успеха этого евангелического течения в Бразилии в 1980-х было предложение ощущений «защищенности», стабильности и социальных скреп, в то время как фактором, облегчившим его распространение, стала зародившаяся в бразильском католицизме после II Ватиканского собора (1963-1965) «теология освобождения» [1]. Как и многие другие религиозные идеологии, импортируемые из США, пятидесятничество, совместив местные реалии с таковыми афроамериканского населения, эффективно сработало на бразильском «религиозном рынке», предложив «все сразу» через крещение Святым Духом и обеспечив тесные взаимосвязи и взаимопомощь в общине под жестким контролем вождей. К подобному контролю значительная часть будущей паствы была уже подготовлена суровыми традициями афробразиль-ских верований, в частности кандомбле (см. [4]), и с легкостью перешла под диктат харизматичных лидеров, надеясь на защиту, помощь от членов сплоченной общины, собственное развитие и обретение социального капитала, но более всего - на чудо.

Реакция Ватикана

Темпы оттока паствы не могли не вызвать самой сильной озабоченности бразильского католического клира, сыгравшего не последнюю роль в избрании папы Бергольо и позиционируемого им в качестве своей непосредственной опоры5.

Практически все значимые документы, изданные Папой Римским Франциском, можно рассматривать как развернутую стратегию по конкуренции с пятидесятничеством. Именно по конкуренции или соревнованию - не борьбе - в свете экуменического провозглашения понтификом всех христиан братьями. Епископ Рима требует не навязывать «войну доктрин», но объединять всех в любви Божьей6.

Первая же и единственная в 2013 г. зарубежная поездка Франциска была совершена в Бразилию по случаю празднования Всемирного дня молодежи

3 Многие эти черты были заимствованы непосредственно из системы афробразильских верований - кан-домбле [См. подр. 4], хотя и несколько видоизменились.

4 Термин впервые употребил проповедник Ч. Финней.

5 Это отражается и в частых ссылках понтифика на Конференцию епископов Бразилии, и в постсинодальном апостольском увещевании «Возлюбленная Амазония»: Post-synodal apostolic exhortation "Querida Amazonia" of the Holy Father Francis to the people of God and to all persons of good will. 02.02.2020. URL: https://www.vatican.va/content/francesco/en/apost_exhortations/documents/papa-francesco_esortazione-ap_20200202_querida-amazonia.html/ (дата обращения: 10.02.2022), принятом по итогам Синода, проведенного в Риме 6-27 октября 2020 г., и в возведении в сан кардинала бразильских архиепископов Сан-Себастьян-до-Рио-де-Жанейро Орани Жуана Темпесты и Бразилиа - Сержиу да Роша.

6 Lettera enciclica "Fratelli tutti" del Santo Padre Francesco sulla fraternita e amicizia sociale. § 4. URL: https://www.vatican.va/content/francesco/it/encyclicals/documents/papa-francesco_20201003_enciclica-fratelli-tutti.html (дата обращения: 11.02.2022).

22-29 июня. Хотя визит был запланирован еще Бенедиктом XVI, это нисколько не умаляет его значения.

В вопросе соревнования с пятидесятничеством Ватикан, постоянно под-

„7

черкивающий готовность к диалогу с наукой при уважении разных мнений и активно использующий его достижения, продемонстрировал предлагаемый учеными [11, р. 16-17] мультидисциплинарный подход, учитывающий в числе прочего особенности национальной психологии и народной или «наивной» религиозности. Понтифик предлагает опираться на народные евангели-зированные культуры, содержащие «ценности веры и солидарности, которые могут содействовать развитию более справедливого и верующего общества», и «особую мудрость, которую надо уметь распознавать благодарным взглядом», «народное благочестие»8. Стоит напомнить, что именно народную религиозность католицизм пытался искоренять в течение веков как «ересь» и что ее проявления по-прежнему вызывают недовольство консервативного крыла духовенства.

Понтифик как противник «ватиканоцентричности» посоветовал не ждать из Рима подробной инструкции по всем вопросам, проявляя инициативу на местах, где духовенство лучше знакомо с нуждами и чаяниями своих прихожан9. В противовес политике централизации Иоанна Павла II и Бенедикта XVI Франциск сразу же начал отстаивать важность коллегиальности, вклада поместных церквей, того, что предлагают национальные конференции епископов [10, р. 51].

Отдельно Епископ Рима выделил тему «харизматичного религиозного лидера»10. Именно благодаря харизме и пылу бразильских евангелических проповедников в Бразилии началась «лавина» пятидесятничества - ныне же в стране множество религиозных вождей-пятидесятников, отличающихся «одаренностью» и «исключительностью» [9; 11, р. 30]. Если новая яркая личность вызывает недовольство лидера, желающего полностью контролировать общину, новоявленный проповедник во многих случаях выходит из нее, создавая новую церковь или свой вариант неопятидесятничества. Папа Римский не только не отрицает необходимости религиозных лидеров, но и всесторонне ратует за таковых харизматичных, исполненных Духом11. Он говорит о необходимости лидера, умеющего интерпретировать чувства народа, культурную

7 Пана Римский Франциск. Энциклика Lumen Fidel. Енисконам, пресвитерам и диаконам, людям, посвященным Богу, и всем верным мирянам «О вере». § 32-34, 242-243. URL: https://www.vatlcan.va/content/ francesco/ru/encycllcals/documents/papa-francesco_20130629_enclcllca-lumen-fidel.html (дата обращения: 17.03.2022); Пана Римский Франциск. Энциклика Laudato si' святейшего отца Франциска о заботе об общем доме. § 61, 199-201. URL: https://www.vatlcan.va/content/francesco/ru/encycllcals/documents/papa-fran-cesco_20150524_enciclica-laudato-si.html (дата обращения: 17.03.2022).

8 Пана Римский Франциск. Апостольское обращение Evangelii Gaudium Святейшего отца Франциска ени-скопам, пресвитера и диаконам, людям, посвященным Богу, и верным мирянам о возвещении Евангелия в современном мире. Città del Vaticano : Liberia Editrice Vaticana, 2013 : M. : Изд-во Францисканцев, 2014. § 68, 70. URL: https://cathmos.ru/wp-content/uploads/2019/12/evangelli_gaudium.pdf. (дата обращения: 15.03.2022).

9 Там же. § 16.

10 Fratelli tutti. § 159.

11 Lumen Fidei. § 130-131.

динамику и основные тенденции развития общества12. Лидера, не занимающегося популизмом, но не забывающего, что слово «популист» произведено от слова populo (народ). Пренебрежение же нуждами народа чревато игнорированием и его власти - демократии13. В видении Франциска подобные лидеры должны быть католическими. Одновременно понтифик развивает принцип коллегиальности, подчеркивая необходимость тесных взаимоотношений «епископов между собой и с Епископом Рима».

По поводу же единого религиозного лидера для Бразилии позиция понтифика недвусмысленна: он считает, что для такой обширной страны со множеством разных регионов одного вождя недостаточно. Напротив, ее сила - в «единстве богатства в разнообразии», отражаемом в Конференции бразильских епископов, она позволяет сочетать особенности религиозных традиций Севера, Юга и Запада [10, р. 65]. Бразильское пятидесятничество также не имеет не только единого лидера, но и единой стратегии развития. Оно представлено двумя основными течениями, охватывающими социальные низы («Бог есть любовь») и низы среднего класса (Вселенская церковь Царства Божьего). По мнению В. Я. Холленвегера, оно «остановилось на перепутье», не уверенное, в каком направлении двигаться дальше [11, р. 12-13]. Между тем папа Франциск намерен, воплощая в жизнь решения II Ватиканского собора, обеспечить Римско-католической церкви постоянное «движение вперед»14. Опасность стагнации и нарциссического самоуспокоения подчеркивается им постоянно.

В том же духе выдержано апостольское обращение к участникам 66-го Конгресса религиозного образования архиепархии Лос-Анджелеса, призывающее калифорнийских католиков с новыми силами возвещать послание Божьего милосердия «на экзистенциальных окраинах». Тема конгресса «Живые воды надежды», по словам папы Франциска, побуждает христиан постоянно обновляться водой и кровью, проистекающих из сердца Иисуса, источника милосердия для всего мира. Без этой Живой воды миссия католицизма рискует превратиться «во внутреннюю и болезненную религиозность», подчеркивает Святейший отец. Если католицизм является Церковью, выходящей за свои ограды, то его клир должен смело и креативно «достигать экзистенциальных окраин человечества». «Нести миру надежду» миссионеры призваны не красивыми словами, но конкретными делами15.

Перед интронизацией кардинал Бергольо, решительно настроенный проводить в жизнь «истинные» решения Второго Ватиканского собора - «идти, просвещать, исповедовать» и прежде всего нести Слово Божье в народ, -наряду с именем Франциск рассматривал возможность взойти на престол как Иоанн XXIV, символизируя продолжение линии «доброго папы Иоанна», этот Собор созвавшего. Стереотип «охотника на ведьм» был полностью отвергнут

12 Fratelli tutti. § 159.

13 Там же. § 157.

14 Lumen fidei, § 20-24; Evangelii Gaudium, § 20-24.

15 Владимиров В. Папа - американским католикам: делитесь надеждой Христовой // Vatican News. URL: https://www.vaticannews.va/ru/pope/news/2022-03/papa-amerikanskim-katolikam-delites-nadezhdoj-hristovoj.html (дата обращения: 19.03.2022).

[10, p. 55]. Проанглийская, «антикоммунистическая» и «антиаргентинская» линия в решениях Собора сознательно упускалась из вида [Ibid, p. 42]. Важна была ссылка на Иоанна как сторонника «бедной церкви» [Ibid, p. 59]. Только после консультаций с итальянским кардиналом Л. Ф. Каповилла и бразильским - Уммесом [Ibid, p. 38] будущий понтифик утвердился в выборе своим святым покровителем Франциска Ассизийского, защитника бедных и природы. Имя, принятое, по словам Бергольо, как «вдохновение», одновременно стало программой реформ и концепцией понтификата [Ibid, p. 37-38].

В программе реформ важное место занимает распространенная в Латинской Америке и разделяемая Бергольо еще с юношества увлеченность «теологией освобождения» и концепцией, требующей «бедной церкви, поскольку Христос был бедным», - церкви аскетической (см. [7, с. 154]). Ныне это влияние проявилось в стремлении «в идеале» к преодолению всех социальных различий - призыве в духе Франциска Ассизийского открывать сердце всем независимо от происхождения, национальности, цвета кожи и вероисповедания, а также избегать любых форм агрессии16. Глобалистский и универсалистский характер этой доктрины вполне вписывается в бразильские реалии. Понтифик ссылается на Конференцию латиноамериканских епископов, предложившую перейти «от пастырства только на словах к решительно миссионерскому пастырскому попечению»17. Одна из основных задач Франциска - преодолеть замкнутость, самодостаточность и самоуспокоение католического клира, превратив духовенство в пламенных проповедников, готовых отправиться нести Слово Божье в народ, в том числе на «экзистенциальные окраины». Ради возвращения паствы и обретения новой клиру предлагается переход от поучений к выслушиванию и пастырству, от элитарной замкнутости духовенства - к непосредственному взаимодействию с верующими и остальным обществом [8, с. 38-39].

Однако «прицельная», точно ориентированная тактика прозелитизма оказалась более действенной: наибольший урон католицизм потерпел из-за массового перехода в пятидесятничество наиболее нестабильной и уязвимой части общества - потомков насильственно крещенных рабов, индейцев и низов среднего класса - многих из бывших адептов кандомбле, прельстившихся обещанными защитой и безопасностью.

Франциск объявляет предпринимательство «даром Божьим», «благородным призванием», направленным на создание богатства и улучшение мира для всех18. Несомненно, развитие предпринимательства, способствующего экономическому развитию и создающего новые рабочие места, крайне необходимо Бразилии - стране дичайших социальных контрастов. В силу обладания Ватиканом лишь «мягкой власти» [8, с. 69-76], духовной и моральной, его помощь в этой области довольно ограничена. Однако и в этой сфере Папа Римский осуществил ряд изменений. От созданного в Ватикане Совета по эконо-

16 Fratelli tutti. § 3

17 Evangelii Gaudium. § 16.

18 Fratelli tutti. §123.

мике, в компетенцию которого входит подготовка реформ, понтифик потребовал «нового мышления», особенно «при управлении имуществом церкви, которое должно быть транспарентным и эффективным, с особым вниманием к нуждам неимущих» [8, с. 95]. Дикастерия по содействию целостному человеческому развитию, образованная 1 января 2017 г., стремится «углублять социальную доктрину церкви и работать до тех пор, пока она не будет воплощена в жизнь» [Там же, с. 96]. Ее приоритетами являются забота о неимущих, мигрантах (им уделяется особое значение), семье, молодежи, а также изгоях, причисляемых к так называемой культуре отбросов, к которой понтифик регулярно привлекает внимание. Полученные от реализации программы средства направляются на помощь беднейшим странам мира, в том числе в отдельные районы Бразилии, хотя для этой страны это подобно капле в море.

Подводя итоги реорганизации, Епископ Рима на аудиенции для юристов Трибунала Государства Града Ватикан по случаю открытия 93-го судебного года 12 марта 2022 г. отметил недавние масштабные реформы экономики, финансов и правосудия как не только соответствующие международным параметрам (прозрачность финансов, справедливость судов), но и адаптирующие эти структуры к «все более евангельскому стилю»19.

19 марта 2022 г. осуществленные изменения в финансово-экономической и судебной сфере были закреплены в апостольской конституции о Римской курии и ее служении Церкви и миру - «Проповедь Слова Божьего» (Praedicate еуа^еНит)20.

Бразильские пятидесятники же упирают на более зримую и осязаемую на «низовом» уровне индивидуальную помощь, оказываемую общиной по решению лидера.

Папа Римский Франциск использует понятие «интегральной экологии», охватывающей окружающую среду, экономику и социальную сферу21. К ней относятся необходимость защищать труд, экология культуры и повседневной жизни. Солидарность расценивается как «нравственная добродетель и социальная позиция»: на нее должны упирать учителя и воспитатели детей и юношества, формирующие моральное, духовное и социальное измерения личности. Ее ценность, как и таковую свободы и взаимного уважения, следует внушать «с самого нежного возраста»22. Активная гражданская позиция противопоставляется индивидуализму и эгоизму потребительства. Эти качества надлежит воспитывать, что предполагает длительный и методичный процесс с привлечением проповедников, членов общин и школы. Пятидесятники же довольно быстро внушают верующим перспективу собственного морального

19 Владимиров В. Папа: Милосердие - это полнота справедливости // Vatican News. URL: https://www.vaticannews.va/ru/pope/news/2022-03/papa-miloserdie-eto-polnota-spravedlivosti.html (дата обращения: 13.03.2022).

20 Сакун О. Реформа Римской Курии закреплена в апостольской конституции // Vatican News. URL: https://www.vaticannews.va/rn/vatican-city/news/2022-03/reforma-kurii-zakreplena-v-apostolskoy-konstitucii.html (дата обращения: 17.03.2022).

21 Laudato si'. § 124-129, 143-146, 147-155.

22 Fratelli tutti. § 114.

превосходства, оставляя у них ощущение значимости и уверенности в своей правоте [11, p. 18].

В противовес пятидесятничеству, опирающемуся на четко определенные слои общества, Епископ Рима предлагает сделать РКЦ посредницей в социальном диалоге, ведущем к сплочению общества: церковь должна стать таковой «для бедных», в идеале стремясь к преодолению всех социальных разли-чий23. Папа поставил на повестку дня актуальнейшие для Бразилии вопросы о человеческой экологии, «культуре отбросов», заботе о наиболее уязвимых людях: детях и стариках, больных и инвалидах24. Однако эта идеализированная, далеко идущая стратегия не даст моментальных результатов в Бразилии с самыми острыми социальными контрастами и противоречиями. Вместо размытого дискурса о социальной справедливости вождями-пятидесятниками предлагаются жесткие правила поведения в локальном обществе, подверженном разрушительным кризисам [11, p. 16]. Из их учения следует, что трансформация «эго» через обращение выражается как трансформация мира посредством молитвы и социальной вовлеченности, которые рассматриваются как естественные последствия обращения [Ibid, p. 18], что вполне устраивает новообращенную бразильскую паству.

В свой золотой век, 1970-1980-е гг., когда значительная часть бразильского католического духовенства увлеклась «теологией освобождения», пяти-десятничество сосредоточилось на «оздоровлении» и индивидуальной трансформации верующих при «безопасной» социально-политической критике, не выливающейся в протесты. Течение стремилось распространить «Божий порядок» в морально и духовно испорченное общество, не провозглашая социальной или политической революции, хотя религия и политика в стране смешались настолько, что ряд церквей неопятидесятников стали значительной политической силой [11, p. 19].

Франциск объявляет прозелитизм25 одним из главных врагов католицизма, ссылаясь на Бенедикта XVI: «Церковь возрастает благодаря не прозелитизму, а "привлекательности"»26. Это произошло именно после того, как сама РКЦ пострадала от пятидесятничества. Однако долгие века прозелитизм относился к стабильному католическому инструментарию. Достаточно вспомнить униатство на Украине, деятельность католических миссионеров в Сербии и Черногории, попытки «перевода» православного населения Австро-Венгрии в католическое вероисповедание, а ранее - Брестскую унию 1596 г., по которой православное духовенство Киевской митрополии присоединилось к католической церкви, признавая власть Папы Римского и принимая католическое вероучение. Данная проблема по-прежнему остается одной из самых щекотливых в отношениях католицизма и православия.

23 Fratelli tutti. § 101-102.

24 Laudato si'. § 22, 43-46, 64.

25 Стремление обратить иноверцев в свою веру.

26 Evangelii Gaudium. § 14.

Наряду с прозелитизмом понтификом решительно отвергается и неопе-

27

лагианство - учение о возможности самостоятельного спасения вне лона Церкви, которую Франциск сравнивает с «Матерью с открытым сердцем»28. Многие из обращенных в пятидесятничество говорят о спасении в этой жизни, полученном только благодаря крещению Святым Духом, причем свой переход в лоно евангелической церкви прозелитизмом не считают, так как остались верными Христу и лишь совершенствуются в вере.

Мечта папы Бергольо, которую он активно претворяет в жизнь, состоит в превращении «церковной зимы» в «церковную весну» [8, с. 38]. Он перечисляет основные недостатки современного католицизма, помимо прочего способствовавшие переходу бразильских католиков в пятидесятничество. К ним относятся элитарные нарциссизм и замкнутость, позиционирование РКЦ как одинокого острова в океане враждебных государств и доктрин, чрезмерное увлечение доктринами, косность, невнимание к нуждам и потребностям прихожан и т. д. [Там же, с. 38-39]. Именно эти недостатки заставили многих бразильцев, в основном африканского и индейского происхождения и из нижней части среднего класса, «искать чуда» в крещении пятидесятничества.

Милосердие и благотворительность относятся к важному инструментарию конкуренции с пятидесятничеством. 13 марта 2015 г. Франциск объявил внеочередной Юбилейный год милосердия, начавшийся 8 декабря и завершившийся 20 ноября 2016 г. Милосердие понтифик намеревается использовать как главное орудие «мягкой силы», придающее Церкви привлекательность ради «продвижения вперед». Проблеме милосердия и его деяний была посвящена одноименная междисциплинарная конференция Миланского католического университета Святого Сердца, избравшая своим девизом слова Иоанна XXIII на открытии II Ватиканского союза: Церковь предпочитает лечить милосердием, не бряцая оружием жестокости [5, с. 103]. Архиепископ Рима исходит из того, что искренне раскаявшемуся можно простить даже тяжкие грехи. Однако многие смелые его предложения, в том числе допускать к причастию разведенных и повторно вступивших в брак, проявлять милосердие к представителям сексуальных меньшинств, показались значительной части бразильского клира неприемлемыми. Последнее же привело к превосходно срежиссированному скандалу, который РКЦ удалось с честью погасить, вызвав изрядное недовольство правозащитников из США29.

Нельзя забывать и о деятельности католической благотворительной организации «Каритас», ставящей своей целью социальное служение, оказание

27 Francis. Apostolic exhortation «Gaudete et exultate» of the Holy Father Francis on the call to holiness in today's world. URL: https://www.vatican.va/content/francesco/en/apost_exhortations/documents/papa-francesco_esorta-zione-ap_20180319_gaudete-et-exsultate.html (дата обращения: 13.03.2022), § 35-60; Lettera "Placuit Deo" della Congregazione per la Dottrina della Fede ai Vescovi della Chiesa cattolica su alcuni aspetti della salvezza cristiana, 01.03.2018. URL: https://press.vatican.va/content/salastampa/it/bollettino/pubblico/2018/03/01/0160/00317.html (дата обращения: 13.03.2022).

28 Evangelii Gaudium. § 1-13

29 Речь идет о выпуске документального фильма «Франческо», в котором высказывания будущего папы Бергольо в бытность епископом Буэнос-Айреса были намеренно вырваны из контекста (см. подр. [6, с. 1315]).

гуманитарной помощи и содействие человеческому развитию. Однако ведущую роль в этой организации играют отделения из США, отношения с которыми у латиноамериканского папы, стремившегося проводить независимую политику, нельзя назвать безоблачными. За время своего понтификата Франциск посетил эту страну всего один раз, причем после визита на Кубу в сентябре 2015 г. Новоявленные адепты пятидесятничества с гораздо большим восторгом говорят об адресной помощи, оказываемой под строгим контролем главы общины [11, p. 20].

В противовес национальной психологии представителей низов общества и среднего класса Бразилии, в которой содержится элемент упования на «чудесное» решение всех проблем, Франциск призывает отказаться от этой привычки и видеть чудо и святость в повседневной жизни, тяжком труде на благо семьи, воспитании детей, уходе за больными и престарелыми30. К святости призываются и представители духовенства, и простые христиане.

«Чудесному» изменению личности после «крещения Святым Духом», зачастую связываемому пятидесятниками с экзорцизмом и моментальным исцелением, отказом от вредных привычек, заботой о семье и даже изменением «гендерных ролей» в ней посредством «одомашнивания мужчин» (Э. Бруско) [11, p. 12, 20], Ватикан противопоставил комплексную доктрину о семье, изложенную в постсинодальном папском обращении «О любви в семье» (Amoris Laetitia)31. Восприятие секса как источника радости чад Божьих, Ему угод-

«32 «

ной , ставшее революционным нововведением в католической доктрине, вполне согласуется с темпераментной латиноамериканской психологией, но с трудом воспринимается значительной частью бразильского духовенства. Наряду с женской ролью в семье отдельно оговаривается и не менее важная роль отца33. Подробно разбираются трудности сохранения семейных уз и способы их преодоления34. Католическому духовенству настоятельно рекомендуется заботиться о семьях в своих приходах, а также заняться подготовкой вступающих в брак к семейной жизни, предупреждая о возможных трудностях и необходимости восприятия брака как долга и обязанности35.

Довольно мобильной латиноамериканской католической пастве не может не импонировать особое отношение Франциска к мигрантам, которых он называет благом, даром и благословением и обязывает развитые западные

30 Эти темы постоянно присутствуют в пасторском учительстве Франциска. См. напр.: Папа на общей аудиенции: Связь между стариками и детьми спасет человечество // Сибирская католическая газета. Издание Римско-Католической Преображенской епархии в Новосибирске. Август 17, 2022. URL: https://sib-catho-lic.ru/papa-na-obshhey-audientsii-svyaz-mezhdu-starikami-i-detmi-spaset-chelovechestvo-foto/ (дата обращения: 02.12.2022). Святости в современном мире посвящено и Апостольское увещевание о святости в современном мире «Радуйтесь и веселитесь» (Сибирская католическая газета. Издание Римско-Католической Преображенской епархии в Новосибирске. Апрель 09 2018). URL: https://sib-catholic.ru/obnarodovano-apos-tolskoe-uveshhanie-o-svyatosti-v-sovremennom-mire/ (дата обращения: 02.12.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31 Папа Римский Франциск Первый. Послесинодальное апостольское обращение Amoris Laetitia святейшего отца Франциска к епископам, пресвитерам и диаконам, людям, посвященным Богу, супругам-христианам и всем верным мирянам «О любви в семье». URL: http://cathmos.h803113385.nichost.ru/wpcontent/uploads/ 2019/02/amoris_laetitia_ok.pdf. (дата обращения: 05.05.2022).

32 Там же. § 150-152.

33 Там же. § 172-176.

34 Там же. § 91-130.

35 Там же. § 199-222.

страны «принимать, защищать, развивать и интегрировать» при сохранении своей культурной и религиозной идентичности36. В этом вопросе стратегии католицизма и пятидесятничества разнятся довольно значительно. Пятидесятники, стремящиеся сохранить социальную стабильность и пытающиеся внушить своим адептам веру в безопасность и защищенность, особенно активно стремятся к вербовке «перспективных» кандидатов, что отмечают его «полевые» исследователи, фиксирующие заметное разочарование вербовщиков при отсутствии моментального «прорыва Святого Духа» [11, р. 23]. Пятый сын аргентинского железнодорожного рабочего, итальянского эмигранта, вероятно, лучше понимает трудности, вынуждающие к переселению в другую страну. У латиноамериканской паствы он заработал немало бонусов благодаря своей миграционной политике и личному примеру - предоставлению нескольким мигрантам работы и жилья в Ватикане, регулярной благотворительности.

Отдельное внимание Святой престол уделяет так называемому женскому вопросу. С одной стороны, он оценивает позитивную роль феминизма, много сделавшего для освобождения женщин. С другой - с тревогой отмечает их тяжелое положение во многих странах мира, страдания из-за мужской домина-ции, порочных практик ряда народов, в том числе уродования женских половых органов, жестоких манипуляций. Особенно тревожат понтифика факты женоненавистничества в среде католического клира, «рабское положение» многих служительниц церкви, в том числе и в поддерживающем его латиноамериканском регионе. В апостольском послании к участникам международной конференции, посвященной женщинам - Учителям Церкви и святым покровительницам Европы, которая проходила в Папском Урбанианском университете 7-8 марта 2022 г., Франциск обозначил главное направление исследований - вернуть женщинам достоинство и внутреннюю силу, которыми их наделил творец. Вспомнив о святых Терезе Иисуса, Терезе из Лизье, Хильде-гарде Бингенской, Бригитте Шведской, Екатерине Сиенской и Терезе Бенедикты Креста, Папа Римский почеркнул, что их учение «несет свет и надежду раздробленному и дисгармоничному миру» и что «некоторые элементы женственности» ныне необходимы Церкви и миру. Смелость перед лицом трудностей, конкретность, естественная активная предрасположенность к самому прекрасному и человечному по Божьему замыслу, а также пророческая дальновидность в отношении мира и истории сделали их сеятелями надежды и со-зидательницами будущего. Именно женская святость делает Церковь и мир плодотворными, констатировал понтифик37.

Еще один важный инструмент пятидесятничества - активное использование СМИ и новейших технологий для популяризации «евангелия процветания» или «евангелия здоровья и богатства», заимствованных из североамериканского телеевангелизма [11, р. 12], - иезуит в кроссовках, как называет папу пресса, также поставил на службу Ватикана. Вскоре после избрания на

36 Fratelli tutti. § 129.

37 Владимиров В. Папа: Церковь и мир нуждаются в смелости женщин // Vatican News. URL: https://www.vaticannews.va/ru/pope/news/2022-03/papa-cerkov-i-mir-nuzhdayutsya-v-smelosti-zhenshin.html (дата обращения: 11.03.2022).

встрече с англиканским примусом Джастином Уэлби Франциск напомнил о встрече Павла VI с архиепископом Ремси в 1966 г., вынужденно констатировавшего кризис работы совместной комиссии и дальнейшее расхождение церквей [10, p. 52]. Однако именно у англиканства был заимствован опыт работы с новейшими технологиями: появился официальный сайт Ватикана (Vatican.va), новостной портал (Vatican News), был разработан проект Aleteia (https://aleteia.org/) - первая всемирная католическая информационная сеть под эгидой Папской комиссии по массовым коммуникациям. У верующих появилась возможность слушать проповеди и мессы онлайн. После опубликования англиканских «заповедей для робота» епископа Оксфорда Стивена Крофта РКЦ предприняла аналогичный шаг и даже пошла дальше: представитель Святого престола архиепископ В. Палья 28 февраля 2020 г. подписал этический кодекс использования искусственного интеллекта, разработанного на основе «Римского призыва к этике ИИ» под эгидой Папской академии жизни [5, с. 20]. Понтифик неоднократно называл интернет «даром Божьим», призывая также не забывать об «иллюзии общения» и «опасной изоляции», к которым приводит злоупотребление СМИ и информационными сетями, зачастую навязывающими «бесстыдную агрессивность» и «информацию без мудрости», которые подчиняют, унижают и деформируют самость38.

В противостоянии с пятидесятничеством с учетом менталитета латиноамериканской паствы Франциск стремится сделать католическую веру радостной, призывая не забывать о праздниках, которые обязательно должны при-

39

сутствовать в жизни христианина .

Многие обращенные в пятидесятничество говорят о «чудесном озарении светом» во время «крещения Святым Духом». Папа же неустанно повторяет, в данном случае ссылаясь на пробуждение учеников Иисуса Его светом во время Преображения: «Мы тоже нуждаемся в Божьем свете, помогающем смотреть на все по-другому: он привлекает нас, пробуждает, вновь зажигает в нас желание и силы молиться, смотреть внутрь себя и посвящать время дру-гим»40. Согласно католической доктрине, Божественный свет нисходит на молящихся во время мессы, евхаристического богослужения, совершающегося в большинстве храмов ежедневно. Таинство крещения в католицизме совершается один раз.

Сама «концепция понтификата Франциска» предполагает сделать католицизм привлекательным, в том числе для уходящей от него бразильской паствы. Религия и несение Слова Божьего в народ должны стать более живыми и человечными41. Призывается применять и активно используемый пя-тидесятничеством метод «низового», или межличностного, общения, активно привлекаемый для вербовки новых сторонников пятидесятниками, которые постоянно рассказывают о «необычайном», связанном с самыми сильными

38 Fratelli tutti. § 42-53.

39 Evangelii Gaudaum.

40 Халходжаева С. Папа: Божий свет да пробудит наши сердца // Vatican News. URL: https://www.vaticannews.va/ru/pope/news/2022-03/papa-bozhij-svet-da-probudit-nashi-serdca.html (дата обращения: 15.03.2021).

41 Gaudete et exultate. § 32-64.

эмоциями опыте крещения в Святом Духе. Передаче и укреплению веры «от человека к человеку» посвящен раздел апостольского увещевания о проповеди Слова Божьего42. Однако далеко не все бразильское духовенство готово безоговорочно принять производящиеся реформы. Привыкшей к спокойной жизни части благополучного клира трудно выполнить призывы отправиться «нести Слово Божье» в народ, в том числе на «окраины мира», как и назидание: «Будьте милосерды, как Отец наш небесный», отказавшись от «нарцис-сической и авторитарной элитарности»43. Предложения Епископа Рима проявлять милосердие в отношении представителей сексуальных меньшинств, женщин, которые сделали аборт и раскаялись в этом, допускать к причастию разведенных и повторно вступивших в брак не были приняты кардиналами и с трудом воспринимаются в бразильских реалиях.

Оценил Епископ Рима и важнейший инструмент «рекрутирования» пяти-десятничества - рассказы о «чудесах» крещения Святым Духом, неоднократно повторяемые на собраниях общины или в присутствии пастора, значительно обогащающие язык и навыки религиозного дискурса и используемые затем для «ловли душ» [11, p. 19]. Папа подчеркнул значение рассказов стариков о собственном жизненном опыте как важнейшего ресурса передачи веры, посетовав, что его не хватает в современных условиях. Старшее поколение обладает способностью видеть самый глубокий смысл вещей, и это зрение позволяет им передавать наследие будущему поколению, подчеркнул Франциск44.

Показательно, что бразильское пятидесятничество не считает католицизм врагом, выступая лишь за искоренение традиционных бразильских религий умбанды и кандомбле (см. подр.: [4]), которые, в свою очередь, значительно облегчили его экспансию.

Пока католицизм в Бразилии продолжает проигрывать «очарованию» пя-тидесятничеством [11, p. 12] не только из-за неготовности достаточно элитарного духовенства к быстрым реформам, но и в силу особенностей менталитета нижнего среднего класса и низов общества, мечтающих о быстрых изменениях, стабильности, защищенности и чуде. Особенно привлекательным для данных слоев населения выглядит достижение всех этих благ не путем «возрастания в религии» благодаря кропотливому духовному труду, но одномоментно, лишь через крещение Святым Духом. Франциск, уверенный, что проповедь будет скучной и абстрактной без современных реалий, пытается максимально вписать католицизм в современный глобализированный мир, поставив на службу религии все его достижения.

Пятидесятничество же при акцентировании чудес Крещения больше уповает на «низовые связи», психологию испуганного «маленького человека» в обществе, подверженном кризисам. Оно лучше удовлетворяет специфические культурные запросы, взращенные африканскими элементами бразильского католицизма [Ibid, p. 16], практикуя и «исцеления», и общее пение, и танцы. Причем умбанде, синкретической бразильской религии, которая объединила

42 Evangelii Gaudium. § 127-129.

43 Gaudete et exultate. § 35-62; Placuit Deo.

44 Сакун О. Реформа Римской Курии ...

элементы католицизма, спиритизма Аллана Кардека с афробразильскими верованиями, дабы стать знаменем Национального бразильского возрождения [4, с. 75, 85], пятидесятники объявили войну. Епископ Рима предпринимает титанические усилия, чтобы сделать РКЦ «подлинно живой церковью» во многих аспектах жизни, в особенности в семье, и общественных отношений, однако пока в Бразилии пятидесятничеству, как и многим другим технологиям обработки общественного мнения и изменения психологии потребителя с биркой «разработано в США», это удается лучше.

Культурологические последствия

Хотя католицизм традиционно продолжает восприниматься как неотъемлемая составная часть бразильского культурного кода45, пятидесятничество «перерастает» роль альтернативной культуры, внося важные изменения в социологический аспект последней. Прежде католический священник был обязательным персонажем бразильской «мыльной оперы», телевизионного сериала. Ныне ситуация меняется. Бразильский и российский футболист Марио Фигейра Фернандес в интервью и социальных сетях46 подчеркивал тот факт, что познакомился с будущей супругой, адвокатом Марьяной Шотт де Фрейташ, в евангелической - пятидесятнической - церкви. Кроме того, он подчеркивает то обстоятельство, что благодаря этой церкви избавился от проблем с алкоголем и нарушением режима. Примечательно, что его приобщение к пятидесят-ничеству произошло в бразильской евангелической церкви в Москве.

При той популярности, которой пользуются футболисты и в Бразилии, и в России, для молодежи они зачастую становятся семиотическими «иконами стиля», на которых равняются, с которых берут пример. Таким образом популярность пятидесятничества растет еще больше.

Оказывая сильное влияние на поведенческую культуру (Л. Уайт), пяти-десятничество связано с жестким контролем религиозных лидеров и переносом активности из общественно-политической сферы в частную. Даже бразильцы с их вошедшим в поговорку темпераментом становятся более спокойными, управляемыми. Следовательно, возрастает опасность конформизма.

Ведя наступление по двум направлениям через низы и средний класс и изменяя массовую культуру через средний класс, пятидесятничество претендует также на изменение культуры элитарной, постепенно обращая верхи общества и всесторонне рекламируя свои преимущества методами телееванге-лизации.

Вопреки заявлениям о возвышенных целях и последствиях - изменении личности, духовном совершенствовании (многие из обращенных искренне убеждены в этом) - феномен пятидесятничества отнюдь не так безобиден, как

45 Даже в знаменитых бразильских телевизионных мелодраматических сериалах католицизм играет весьма существенную роль. Культурный код в данном случае в духе И. Н. и С. М. Толстых как вторичная знаковая система, используемая для кодирования картины мира (цит. по: [3, с. 159]). Учитывается также концепция К. Рапая, интерпретирующего культурный код нации как «коллективное бессознательное».

46 Прежде Фернандес был активным пользователем Instagram, но принял решение удалить оттуда все материалы и ныне не присутствует в социальных сетях.

представляется на первый взгляд. Обладая штаб-квартирой в США, это течение, со всеми его локальным модификациям и отчасти благодаря им, распространяет произведенную в этой же стране либеральную глобалистскую идеологию, используемую как шструмент влшнш. С учетом того, что носителями этой идеологии прежде всего стремятся сделать общественные элиты, можно прогнозировать, что пятидесятничество, мутировав в очередной раз, предпримет наступление в этом направлении.

Список литературы

1. Зарытовская З. А. Теология освобождения // Новая философская энциклопедия. URL: https://ipMib.ruAibrary/collectionnewphilenc/document/HASH01f70b80bc75ae3f6fflffldf6 (дата обращения: 16.03.2022).

2. Самралл Л. Даниэль Берг н Адольф Вингрен: Люди, не знавшие компромисса (18841964 - 1878-1933). URL: http://kingdomjc.com/Books/Samral7/03.htm (дата обращения: 09.02.2022).

3. Симбирцева Н. А. «Код культуры» как культурологическая категория // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 1. С. 157-167. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kod-kultury-kak-kul-turologicheskaya-kategoriya/viewer/ (дата обращения: 02.09.2022).

4. Цибизова И. М. Афро-бразильские верования в международном контексте // Социальные н гуманитарные науки. Отечественная н зарубежная литература. Сер. 3, Философия. 2022. № 1. С. 84-104.

5. Цибизова И. М. Милосердие н мир. (Аналитический обзор) // Социальные н гуманитарные наукн. Отечественная н зарубежная литература. Сер. 3, Философия. 2020. № 1. С. 103111.

6. Цибизова И. М. Некоторые аспекты н проблемы современной несхоластической моральной философии н католической этики // Дискурсы этики. 2021. № 2(12). С. 13-40. URL: http://theoreticalappliedethics.org/wp-content/uploads/2021/12/DE2021_2_12_11-40.pdf (дата обращения: 09.02.2022).

7. Шебалина О. Е. Внешняя политика Святого Престола в современных международных отношениях: истоки, методы, инструментарий // Международная аналитика. 2021. Т. 12, № 4. С. 153-166. URL: https://www.interanalytics.org/jour/article/view/402/354 (дата обращения: 09.02.2022).

8. Шебалина О. Е. Приоритеты внешней политики Святого Престола в период понтификата Паны Франциска, 2013-2018 гг. : дис. ... канд. нст. наук. М., 2019. 178 с. URL: https://mglmo.ru/upload/diss/2019/shebalina_dissertaciya.pdf (дата обращения: 10.02.2022).

9. Anderson A. H. An introduction to Pentecostalism: Global charismatic Christianity // Re-searchGate. January, 2013. URL: https://www.researchgate.net/publication/289353390_An_lntroduc-tion_to_Pentecostalism_Global_charismatic_Christianity (дата обращения: 07.02.2022).

10. GalavottiE. Il Concilio di papa Francesco // Il Conclave e papa Francesco: Il primo anno di pontificato. A cura di Mellino A. Instituto della Enciclopedia italiana: Roma, 2014. P. 37-69. URL: https://www.academia.edu/9592306/Il_Concilio_di_papa_Francesco_in_Il_Conclave_e_papa_Fran-cesco_Il_primo_anno_di_pontificato_a_cura_di_A_Melloni_Istituto_della_Enciclopedi (дата обращения: 11.02.2022).

11. Siuda-Ambroziak R. Jumping into faith: The Phenomenon of Brazilian Pentecostal conversations // Studia religiologica. Kraków, 2018. G. 51. Z. 1. S. 11-32.

References

1. Zaritovskaja Z.A. Teologija osvobozhdenija [Liberation theology]. Novajafilosofskaja en-ciklopedija. Available at: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/ HASH01f70b80bc75ae3f6f0f0df6 (date of access: 16.03.2022). (in Russian)

2. Samral L. Danijel Berg i Adolf Vingren: Ljudi, ne znavshije kompromissa (1884-1964 -1878-1933) [Daniel Berg and Adolf Wingren: People who knew no compromise (1884-1964 - 1878-

1933)]. Available at: http://kingdomjc.com/Books/Samral7/03.htm (date of access: 09.02.2022). (in Russian)

3. Simbirtseva N.A. "Kod kulturi" kak kulturologicheskaja kategorija ["Code of culture" as a cultural category]. Znanije. Ponimanije. Umenije. 2016, no. 1, pp. 157. Available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/kod-kultury-kak-kulturologicheskaya-kategoriya/viewer/ (date of access: 02.09.2022). (in Russian)

4. Tsibizova I.M. Afro-brazilskije verovanija v mezhdunarodnom kontekste [Afro-Brazilian beliefs in an international context]. Socialnije i gumanitarnije nauke. Otechestvennaja i zarubezhnaja literatura. Ser. 3: Filosofija [Social and human sciences. Domestic and foreign literature]. 2022, 3, pp. 84-104. (in Russian)

5. Tsibizova I.M. Miloserdije i mir. (Analiticheskij obzor). [Mercy and Peace. (Analytical review)] Socialnije i gumanitarnije nauke. Otechestvennaja i zarubezhnaja literatura. Ser. 3: Filosofija [Social and human sciences. Domestic and foreign literature]. 2020, 1, pp. 103-111). (in Russian)

6. Tsibizova I.M. Nekotoriye aspekti i problem sovremennoj neosholasticheskoj moralnoj filosofiji i katolicheskoj etiki [Some Aspects and Problems of Modern Neo-Scholastic Moral Philosophy and Catholic Ethics]. Diskursi etiki [Discourses of ethics]. 2021, vol. 2(12), pp. 13-40. Available at: http://theoreticalappliedethics.org/wp-content/uploads/2021/12/DE2021_2_12_11-40.pdf (date of access: 02.09.2022). (in Russian)

7. Shebalina O.E. Vneshnaja politica Svatogo Prestola v sovremennih mezhdunarodnih otnoshenijah: istoki, metodi, instrumentariji [Foreign policy of the Holy See in modern international relations: origins, methods, tools]. Mezhdunarodnaja analitika [International Analytics] 2021, vol. 12 (4), pp. 153-166. Available at: https://www.interanalytics.org/jour/article/view/402/354. (date of access: 09.02.2022). (in Russian)

8. Shebalina O.E. Prioriteti vneshnejpolitiki Svatogo Prestola vperiodponifikata Papi Fran-ciska [Foreign policy priorities of the Holy See during the pontificate of Pope Francis]. Moskva, MGIMO, 2019. Available at: https://mgimo.ru/upload/diss/2019/shebalina_dissertaciya.pdf (date of access: 10.02.2022). (in Russian)

9. Anderson A.H. An introduction to Pentecostalism: Global charismatic Christianity. Re-searchGate. 2013, January. Available at: https://www.researchgate.net/publication/289353390_ An_introduction_to_Pentecostalism_Global_charismatic_Christianity (date of access: 10.02.2022)

10. Galavotti E., Mellino A. (eds.). Il Concilio di papa Francesco. In A. Mellino (eds.) Il Conclave e papa Francesco: Il primo anno di pontificato, Instituto della Enciclopedia italiana: Roma, 2014, pp. 37-69. Available at: https://www.academia.edu/9592306/Il_Concilio_di_papa_Fran-cesco_in_Il_Conclave_e_papa_Francesco_Il_primo_anno_di_pontificato_a_cura_di_A_Melloni_Is-tituto_della_Enciclopedi. (date of access: 11.02.2022).

11. Siuda-Ambroziak R. Jumping into faith: The Phenomenon of Brazilian Pentecostal conversations. Studia religiologica. Krakow, 2018, G. 51, z. 1, pp. 11-32.

Сведения об авторе

Information about the author

Цибизова Ирина Михайловна

кандидат исторических наук, научный сотрудник, отдел философии Институт научной информации по общественным наукам РАН Российская Федерация, 117418, г. Москва, Нахимовский проспект, 51/21 e-mail: itsibizova@mail.ru

ORCID: 0000-0003-1428-2152

Tsibizova Irina Mihaylovna

Candidate of Science (History), Research Scientist, Department of Philosophy Institute of Scientific Information for Social Sciences RAS

51/21, Nakhimovsky ave., Moscow, 117418, Russian Federation e-mail: itsibizova@mail.ru

ORCID: 0000-0003-1428-2152

Статья поступила в редакцию 25.11.2022; одобрена после рецензирования 12.12.2022; принята к публикации 02.05.2023 The article was submitted November, 25, 2022; approved after reviewing December, 12, 2022; accepted for publication May, 02, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.