Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМАТИКА СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ МЫСЛИ'

ПРОБЛЕМАТИКА СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
251
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТОЛИЦИЗМ / СЕМЬЯ / ТЕОРИЯ ГЕНЕРАЦИИ / ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цибизова Ирина Михайловна

Обзор посвящен проблеме понимания института семьи в современном католицизме. Особое внимание уделяется анализу влияния современного общества на деформацию традиционных семейных ценностей. Рассматриваются как работы католических мыслителей, так и официальные документы Ватикана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEME OF THE FAMILY IN MODERN CATHOLIC THOUGHT

The review is devoted to the problem of understanding the institution of the family in modern Catholicism. Special attention is paid to the analysis of the influence of modern society on the deformation of traditional family values. Both the works of Catholic thinkers and official documents of the Vatican are considered.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМАТИКА СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ЦИБИЗОВА И М * ПРОБЛЕМАТИКА СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. (Обзор). DOI: 10.31249/rphil/2022.03.16

Аннотация. Обзор посвящен проблеме понимания института семьи в современном католицизме. Особое внимание уделяется анализу влияния современного общества на деформацию традиционных семейных ценностей. Рассматриваются как работы католических мыслителей, так и официальные документы Ватикана.

Ключевые слова: католицизм; семья; теория генерации; философия человека.

TSIBIZOVA I.M. The theme of the family in Modern Catholic thought. (Review).

Annotation. The review is devoted to the problem of understanding the institution of the family in modern Catholicism. Special attention is paid to the analysis of the influence of modern society on the deformation of traditional family values. Both the works of Catholic thinkers and official documents of the Vatican are considered.

Key words: catholicism; family; generation theory; human philosophy.

Для цитирования: Цибизова И.М. Проблематика семьи в современной католической мысли (обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Философия: РЖ / РАН. ИНИОН. М., 2022. № 3. - С. 50-74. DOI: 10.31249/rphil/2022.03.16

* Цибизова Ирина Михайловна - кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН. E-mail: itsibizova@mail.ru

50

Семья

Тема семьи является одной из важнейших для католических мыслителей. Это объясняется рядом объективных причин. В первую очередь она актуальна в свете морально-этического кризиса, связанного с переходом к постмодерну.

27 ноября 2020 г. госдепартамент США создал вопиющий прецендент - выдал «гендерно-нейтральный» паспорт с отметкой «средний» гендер «Х». Было объявлено, что подобные документы с 1 января 2022 г смогут получить все желающие. К этому времени однополые браки разрешены уже в 28 странах мира. Усыновление детей однополыми парами узаконено на о. Гуам, в Андорре, Бельгии, Нидерландах, Швеции, Южной Африке, Испании, Великобритании, некоторых округах Канады и штатах США. Законодательство Дании, Германии, Исландии и Норвегии разрешает однополым парам усыновление родного или приемного ребенка второго партнера, состоящего в гражданском союзе. Более того, гендерная проблема затронула ряд христианских церквей. Старокатолические церкви1, в основном в Германии, Нидерландах, Швейцарии и Австрии, считают однополые браки морально приемлемыми и благословляют их. Либеральные лютеранские церкви не считают гомосексуализм грехом, дают благословение однополым парам и разрешают служение людям нетрадиционной ориентации. Среди пресвитериан, баптистов и квакеров нет единого мнения по этим вопросам.

В официальной латинской редакции Катехизиса Католической церкви (ККц) отдельный раздел посвящен целомудрию и гомосексуализму2. Последний признается «глубоко укорененной тенденцией»3 в обществе. Опираясь на Священное Писание, ККц признает гомосексуальные акты безусловно беззаконными, противоречащими естественному закону, лишающими половой акт функции дарования жизни и не вытекающими из эмоциональной и

1 Ряд западноевропейских католических церквей, в 1870 г. вышедших из-под управления Ватикана по доктринальным причинам: неприятия догматов о непогрешимости Папы Римского и Непорочном зачатии.

2 Катехизис Католической церкви (п. 2357-2359). - URL: http://ccconline.ru/

3 Там же, п. 2358.

51

сексуальной взаимодополняемости1. Подобные акты ни в коем

случае не подлежат одобрению. Склонность к гомосексуализму

2

интерпретируется как «трудное испытание» , которое должно преодолевать посредством целомудрия, добродетели, самообладания, бескорыстной дружбы, молитв и христианских таинств3. К подверженным этой склонности следует относиться с уважением, тактичностью и состраданием, избегая любого проявления дискрими-

4

нации .

Бенедикт XVI, проводивший жестко консервативную политику в отношении гомосексуализма и известный благодаря концепции антропологической или человеческой экологии, сравнивал гомо- и транссексуализм с экологическими бедствиями и призывал избавить от них человечество, поскольку последнее таким образом уничтожает само себя5.

От Франциска, объявлявшего 2016 г Юбилейным годом Милосердия и призывавшего проявлять милосердие к представителям сексуальных меньшинств, ждали уступок по данному вопросу. Более того, представляется, что была организована расчетливо продуманная провокация. 21 октября 2020 г. на Римском кинофестивале состоялась премьера документального фильма «Франческо», посвященная истории жизни Хосе Марио Бергольо и некоторым проблемам, связанным с его понтификатом. Уже в тот же и на следующий день пресса пестрела сенсационными заголовками: «Папа Римский Франциск высказался за легитимизацию однополых бра-ков»6 или «Папа Римский окончательно предал Бога, Евангелие и христианское учение»7. Ватикану пришлось в срочном порядке

1 Катехизис Католической церкви, п. 2357.

2 Там же, п. 2358.

3 Там же, п. 2359.

4 Там же, п. 2358.

5 Папа Римский сравнил секс-меньшинства с экологическим бедствием // Интерфакс. - 2008. - 23 декабря. - URL: https://www.interfax.ru/russia/53360. (дата обращения: 31.10.2021).

6 Francis becomes 1 st pope to endorse same-sex civil unions // ABC News. -2020. - 22 октября. - URL: https://abcnews.go.com/Entertainment/wireStory/pope-endorses-sex-civil-unions-documentary-film-73736065 (дата обращения: 06.05.2022).

7 Папа Римский окончательно предал Бога, Евангелие и христианское учение // Канал «Завтра». - 2020. - 22 октября. - URL: https://zavtra.ru/events/

52

сделать разъяснение для папских нунциев1: отдельные цитаты из выступлений кардинала Буэнос-Айреса были вырваны из контекста, а затем смонтированы. В интервью понтифик говорил о праве детей нетрадиционной ориентации не подвергаться дискриминации в собственной семье со стороны родителей, братьев и сестер. Римский престол неизменно продолжает придерживаться позиции, одобренной Синодом епископов по вопросам семьи в 2014-2015 гг. и подтвержденной в постсинодальном апостольском обращении Папы Римского Франциска «ЛшоЙ8 1аеййа» («Радость любви») от 19 марта 2016 г.: браком считается лишь союз между мужчиной и

женщиной и не считается таковым, закрытый для продолжения

2

жизни .

Реакция Ватикана вызвала бурю протестов правозащитников из Вашингтона. Ситуация еще более обострилась, когда группа епископов обратилась в Рим за разъяснениями по данному вопросу. 15 марта 2021 г. Конгрегация доктрины веры сделала официальное разъяснение в пояснительной ноте, подписанной ее главой кардиналом Луисом Ладарией Феррером и секретарем архиепископом Джакомо Моранди: «Недопустимо давать благословение однополым союзам, поскольку брак является неразрывным союзом мужчины и женщины, заключаемым для рождения новой жизни». Одновременно подчеркивалось, что решение связано отнюдь не с дискриминацией сексуальных меньшинств, но с истинностью обрядов и сути богослужения3.

Постоянное давление, оказываемое на Ватикан, в очередной раз показало важность корректного и точного использования Сло-

papa_rimskij_okonchatel_no_predal_boga_evangelie_i_hristianskoe_uchenie. (дата обращения: 01.11.2021).

1 Нунций - высший дипломатический представитель Святого Престола, соответствует чрезвычайному и полномочному послу.

Папа Римский Франциск Первый. Послесинодальное апостольское обращение «Amoris Laetitia» святейшего отца Франциска к епископам, пресвитерам и диаконам, людям, посвященным Богу, супругам-христианам и всем верным мирянам «О любви в семье». - URL: http://cathmos.h803113385.nichost.ru/wp-content/uploads/2019/02/amoris_laetitia_ok.pdf (дата обращения: 15.11.2021).

3 Ефимова А., Штурма Я. Благословения не будет: Ватикан отказал геям в венчании // Газета. ru. - 2021. - 16 марта. - URL: https://www.gazeta.ru/social/2021/ 03/16/13513322.shtml?updated. (last downloaded: 02.12.2021).

53

ва и слов, различения между семьей в широком смысле слова (объединяющей разные поколения и совместно проживающих родственников) и браком или супружеством.

Отстаивание собственных позиций в отношении семьи для Святого престола - дело чести. Это касается самих оснований церковной доктрины - Священного Писания и требования истины. Кроме того, в качестве семьи также интерпретируются церковные приходы, монастырские общины, ордена католической церкви, клир, сама Церковь как семья семей, непрерывно обогащаемая жизнью домашних1, люди римско-католического вероисповедания, Европейское сообщество и в свете энциклики Франциска I «Все - братья» - население Земли2.

В здоровом моральном климате в семье европейских народов уже давно появились сомнения3. Однако христианские диагносты, не требуя шоковой терапии, выражали надежды на вовремя начатое лечение, заключающееся в адекватном осмыслении европейского прошлого, культуры, их плодов и принятии на его осно-

1 Amoris Laetitia, § 87.

2 Характеризующая их глава в энциклике названа «Тени закрытого мира». Lettera enciclica Fratelli tutti del Santo Padre Francesco sulla fraternité e amicizia sociale. - URL: https://www.vatican.va/content/francesco/it/encyclicals/documents/papa-francesco_20201003_enciclica-fratelli-tutti.html (last downloaded: 19.11.2021). Тема братства и «социальной дружбы» была заложена уже в предыдущей энциклике «Laudato si'». - Энциклика Laudato si' святейшего отца Франциска о заботе об общем доме. - URL: https://www.vatican.va/content/francesco/ru/encyclicals/docu ments/papa-francesco_20150524_enciclica-laudato-si.html (дата обращения: 15.11.2021). - Если же учитывать и необходимость заботы о наших «братьях меньших» в свете жития Франциска Ассизийского и «концепции Франциск», семью можно интерпретировать в еще более широком смысле.

3 Свидетельством этого стала конференция «Европа, болезнь христианства», материалы которой опубликованы в одноименном тематическом сборнике. -L'Europa, la malatia di cristianesimo / Ed. Colombo G. - Milano : Vita e pensiero, 2015. - P. 25-34. См. также: Цибизова И.М. Ландшафты души: символические изображения Европы. (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия : РЖ / ИНИОН, РАН. - 2018. -№ 3. - С. 110-124; Еврософия: Перспективы личной и коммунитарной идентичности // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты / ИНИОН, РАН. -2018. - № 4(35). - С. 41-67.

4 Цибизова И.М. Ландшафты души, с. 110-111.

54

ве адекватных мер. Такова была политика Бенедикта XVI, уроженца играющей центральную роль в ЕС Германии (точнее, Баварии), до избрания на престол святого Петра звавшегося Йозефом Алоизом Ратцингером. Его преемник, неоднократно демонстрировавший свои глобалистские универсалистские склонности, в оценке роли Европейского сообщества проявил значительно большую категоричность. Вопреки препятствиям на пути формирования «всеобщего братства» - разбитых надеждах на ЕС (§ 10-12), краху исторической сознательности (§ 13-14), новым формам культурной колонизации (§ 14), отсутствию всеобщих проектов развития (§ 15-17), - он предлагает получивший широкую известность проект «человечество без границ» (§ 18). Понтифик постоянно подчеркивает, что его святой покровитель Франциск Ассизский открывал свое сердце всем, независимо от происхождения, национальности, цвета кожи и вероисповедания, рекомендовал избегать любых форм агрессии (§ 3), не навязывал «диалектическую войну доктрин», но объединял всех в любви Божией (§ 4)1. Более того, в глобальную универсальную семью включается даже «сестра»- или «мать»-земля, так как человеческое тело состоит из элементов планеты, люди дышат ее воздухом, а ее вода поддерживает жизнь и восстанавливает их (§ 2)2.

Глубоко поразивший западные семьи кризис католические философы также рассматривают как часть анамнеза3 «больной христианством Европы»4. Помимо деформации самого понятия «семья» в связи с гендерным вопросом наблюдается также деградация семьи традиционной. Уже в 1979 г. Конференция епископов Испании констатировала наличие «антропокультурных перемен, из-за которых индивиды получают меньшую, чем в прошлом, поддержку социальных структур в эмоциональной и семейной жиз-ни»5. Ныне подобная тенденция лишь усилилась. Все более воз-

1 Fratelli tutti.

2 Laudato si'.

3 Анамнез - совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании.

4 Carera A., Locatelli A.M. Le periferie urbane nei mondi che cambiano // Vita e pensiero. - Milano, 2020. - A. 103, N 5. - P. 107.

5 Цит. по: «Amoris Laetitia», § 32.

55

растает усугубляющаяся «опасность чрезмерного индивидуализма, искажающего природу семейных отношений: в итоге каждый член семьи воспринимается как самостоятельный "островок"»1. В заключении Синода по делам семьи подчеркивается: «Трения, вызванные не ограничиваемой индивидуалистической культурой обладания и удовольствия, порождают внутри семей ситуацию нетерпимости и агрессивности». Понтифик добавляет к этому «ритм современной жизни, стресс, организацию социальной и трудовой сфер, так как эти культурные факторы ставят под угрозу возможность принимать неизменное решение». Негативно влияют на нравственное здоровье семей также двойственные феномены: нацеленная на аутентичность, не на заданное поведение персона-лизация, способная создать атмосферу подозрительности и поощрять «бегство от обязательств, закрытость в комфорте, спесь»; свобода выбора при отсутствии благородных задач и личной дисциплины, вырождающаяся в неспособность к бескорыстной самоотдаче. Все это ведет к снижению количества браков, увеличению

числа людей сожительствующих, не разделяющих постоянного

2

места жительства .

Растут негативные тенденции и в традиционной семье. При неверном понимании «последняя может трансформироваться в переходное место, куда обращаются только тогда, когда это представляется удобным, либо куда идут отстаивать свои права, а узы остаются отданными на произвол переменчивых желаний и обстоятельств». «Брачный идеал, требующий взять на себя обязательство исключительности и постоянства, в итоге разрушается случайными сожительствами либо капризами чувственности»3. Нарциссизм, хрупкость отношений, доминирование «культуры временного», толкающего переходить от одной связи к другой, нежелание детей, вызванное «антинаталистическим мышлением и поощряемый всемирной политикой в сфере репродуктивного здоровья», отношение к пожилым людям как к бремени, рождение детей вне брака, разрушающие семьи вынужденные миграции, понимание брака, как бремени, которое надлежит нести всю остав-

1 Цит. по: «Лшоп8 ЬаеШа», § 33.

2 Там же, § 33.

3 Там же, § 34.

56

шуюся жизнь, предпочтение «автономии» идеалу «совместного старения в атмосфере заботы друг о друге и взаимной поддержки» -лишь некоторые из «язв современной эпохи», уродующих и разрушающих семью1. Особая тревога вызвана распространением негативных «заскоков» повседневности2, типичных для неблагополучных окраин, на семьи, прежде считавшимися благополучными. Среди них - связи, лишенные этического качества, латентные конфликты, постоянное жертвование женской ролью3, нарушение преемственности между поколениями, что отразилось и в ослаблении так называемой большой или расширенной семьи, «понимаемой как общность людей, связанных кровными и социальными узами, т.е., от родителей, дядей, тетей, двоюродных братьев и сестер и даже соседей». «Индивидуализм нашей эпохи порой заставляет закрываться в маленьком гнездышке и воспринимать других как неизбежную угрозу. Однако изоляция не приносит мир и счастье, а закрывает сердце семьи и лишает ее открытого горизонта бытия»4. Предчувствовавший нравственный упадок семьи еще в

1 Цит. по: «Amoris Laetitia», §§ 39, 41, 42, 43, 45, 37, 38, 46.

2 Термин использован в статье А. Кареры и А.М. Локателли. Carera A., Locatelli A.M. Op. cit., p. 107.

3 Усугублению данной проблемы способствовали феминистические теории и движения, борющиеся за женскую эмансипацию и равномерное распределение семейных обязанностей. Для нахождения тонкой грани между двумя крайностями католические философы рекомендуют в духе Г. Андерса больше исходить из конкретной повседневной ситуации, чем из абстрактных теоретических моделей. - Papa A. Op. dt., p. 194. Теория генерации Ф. Боттури также предполагает в таких случаях руководствоваться антропологической конкретикой. Папа Римский Франциск указывает на еще одну грань проблемы - сокращение материнского присутствия в жизни ребенка, становящееся «серьезной угрозой». Вслед за Иоанном Павлом II понтифик настаивает: «Именно женские способности - в особенности материнство - налагают на нее обязанности, поскольку быть женщиной - значит исполнить на этой земле особую миссию, которую общество должно защищать и сохранять ради блага всех». Папа Римский Франциск Первый. Послесинодальное апостольское обращение «Amoris Laetitia» святейшего отца Франциска к епископам, пресвитерам и диаконам, людям, посвященным Богу, супругам-христианам и всем верным мирянам «О любви в семье». Amoris Laetitia, § 173.

4 Там же, § 187. Интересно, что понтифик приводит пример стран Африки, где «после заключения брака создается крепкий союз родственников обоих супругов, сохраняющий четко определенную систему решения конфликтов и труд-

57

середине XX в. епископ Милана Джованни Батиста Монтини1 пытался его предотвратить, значительно увеличив число проповедников в городе, особенно в новых районах2.

Проблемы семьи достигли такой остроты, что были затронуты в энциклике Laudato si' в разделе «экологии повседневности» в духе Бенедикта XVI, введшего понятие «экология человека»3.

Католические мыслители постоянно подчеркивают, что институт семьи теснейшим образом связан с человеческой способностью к генерации. Семья определяется ими как специфическая реляционная организация, занятая драматической и полной вызовов работой по поддержанию связей, в основе которых лежат различия полов, поколений и происхождения. Цель этих связей - генерация,

4

порождение .

Символика генеративного семейного развития - «дар, достижение, обмен» - необходима для понимания совокупного мира человеческих взаимоотношений. Философские категории, связанные с семьей как парадигматической областью человеческих отношений, во всей широте их значений, порождают важные аналогии со всеми аспектами существования5.

Авторы теории генеративности постоянно позиционируют себя как продолжающих отстаивать благо / цель семейных уз вопреки почти абсолютному господству конструктивизма, пытающему их разрушить6. Семейное благо рассматривается ими как

ностей». Там же, § 38. - Если учитывать, что вуду официально признается одной из разновидностей католицизма, можно только гадать, о каких способах «решения конфликтов» идет речь.

1 Будущий Папа Римский Павел VI.

2 Carera A., Locatelli A.M. Op. cit., p. 105.

3 Laudato si', § 155.

4 Cigoli V., Scabini E. La matrice drammatica della relazione: Il caso del famigliare // Critica della ragione generativa / a cura di Gomarasca P. - Milano : Vita e pensiero, 2016. - P. 52. - (Filosofia morale ; 48).

5 Botturi F. Postfazione // Critica della ragione generativa / a cura di Gomarasca P. - Milano : Vita e pensiero, 2016. - P. 277. - (Filosofía morale ; 48).

6 Cigoli V., Scabini E. Op. cit., p. 50. Папа Римский Франциск особо винит в этом индивидуализм, искажающий природу семейных отношений, превращающий члена семьи в отдельный «островок» и создающий в семье обстановку нетерпимости и агрессивности. К этому он добавляет «ритм современной жизни, стресс, организацию социальной и трудовой сфер, так как эти культурные факто-

58

хрупкое, так как его генерирование подвергает риску личность, становящуюся уязвимой, беззащитной перед неконтролируемыми обстоятельствами как неожиданными, так и предусматриваемыми1.

В семейной психологии ныне доминируют две концепции семейного благосостояния. Первая рассматривает его с точки зрения аффективного удовлетворения (удовольствия) индивида, подчеркивая гедоническую составляющую. Вторая считает эти составляющие бедными, лишенными цели, перспектив, обязательств, обмена, способности к жертве, интерпретирующейся позитивно как «реляционное дарение / реляционная уступчивость», при подчеркивании эвдемонического аспекта отношений, рассмотренного Аристотелем. Данные концепции считаются взаимодополняющими с учетом видения Ф.Д. Финчема и С. Бичем супружеского блага как интриги / сочетания позитивных и негативных аспектов взаимоотношений. Термин «процветающее супружество» семейные психологи используют для характеристики нормативного / ценностного аспекта взаимоотношений, их оптимального функционирования, совершенствования с целью, определяющейся значимостью и направлением жизни. Однако они зачастую ставят в центр благополучие взаимоотношений, не взаимоотношения как источник благополучия индивидуума. При сведении качество супружества к аффективным / эмоциональным аспектам упускается его этос, выражающий смысл, направление, целевой аспект и благо реляций (эвдемонию)2. Пренебрежение аффективным аспектом также недопустимо. Стремясь подчеркнуть, что они отнюдь не недооценивают чувственный аппетит души, осмысленный Фомой Аквинским, католические биоэтики за исключением случаев необходимости по медицинским предписаниям не одобряют искусст-

ры ставят под угрозу возможность принимать неизменное решение». Персонали-зация, нацеленная на аутентичность, «при неверных ориентирах создает атмосферу постоянной подозрительности, поощряет бегство от обязательств, закрытость в комфорте, спесь». Свобода выбора при отсутствии благородных задач и личной дисциплины вырождается в неспособность к бескорыстной самоотдаче». - Amoris Laetitia, § 32

1 Cigoli V., Scabini E. Op. cit., p. 48.

2 Ibid., p. 51.

59

венного оплодотворения, «вызывающего отделение практики порождения от таковой сексуальной»1.

В теории генеративности подчеркивается, что семейные отношения, отличаясь богатством и одновременно ограничениями, превосходят правила, а также простое взаимодействие. Дабы благо отношений не противоречило благу индивидуальному, особое внимание уделяется каждому члену семьи. Само понимание семьи, согласно Ф. Боттури, должно «включать парадигму человечности, согласно которой каждый человек обладает собственной реляционной генеративной идентичностью» .

С точки зрения теории нарративности создание семьи - не только появление реляционной подсистемы, состоящей из супругов и ребенка / детей, но и объединение семейных историй двух родов ради возникновения третьей3. С одной стороны, супруги ограничены историей предков. С другой - их взаимоотношения становятся эмерджентной реальностью, не вытекающей автоматически из особенностей поддерживающих их индивидуумов и предшествующих поколений. Они двусмысленны и загадочны, поскольку одновременно выделяют и объединяют жизненное пространство и все, что существует «между» супругами, а также свя-

4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щенны по происхождению .

Данные отношения отличаются хрупкостью, объясняющейся не только тем, что неизменно прервутся, но и тем, что при их осуществлении и стремлении к цели невозможно избежать драматизма. Для оптимального их поддержания - достижения процветающей супружеской жизни, включающей нормативные и ценностные аспекты, оптимальное функционирование семьи, улучшение от совершенствования отношений, общих целей, определяющих значимость и образ жизни5, - важно различать идеализацию и стремление к идеалу. Первая приводит к не улучшению, но деградации

1 Agostino D' F. Una percezione soggettiva della bioética // Critica della ragione generativa / a cura di Gomarasca P. - Milano : Vita e pensiero, 2017. - P. 190. -(Filosofia morale ; 48).

2 Cigoli V., Scabini E. Op. cit., p. 53.

3 Ibid., p. 51.

4 Ibid., p. 52.

5 Ibid., p. 51.

60

отношений в силу отсутствия цели, которую желают достичь. Всякое же отступление от «идеала» будет трактоваться как снижение качества и являться таковым. Второе вызывает напряженность и одновременно развитие отношений, как продвижение к идеальному супружеству, заслуживающему выполнения обязательств и заботы. Драматическая напряженность неизбежно присутствует в них, поскольку это связи между различными. Драматичными они представляются и при осмыслении их качественных характеристик. Последнее отсылает в область символического. Именно символическое объединяет многие аспекты различного в единую перспективу, придавая ей смысл. Это и ткань, и этическая / аффективная подпитка супружеских, родительских и межпоколенческих отношений. Критически важные чувства - доверие, надежда и ощущение справедливости - постоянно борются со своими противоположностями, создавая драматическое измерение семейной жизни.

Семантика семьи касается нематериальных благ, основополагающих для семейных взаимоотношений. Генерация добра означает успех символического / реляционного семейного предприятия, генерация зла - провал, хотя и то и другое в какой-то мере постоянно присутствуют в каждой семье.

Среди необходимых для семьи качеств Папа Римский выделяет терпение, означающее недопущение дурного обращения с собой или физической агрессии, но умение сдерживаться в ответ на раздражающие обстоятельства, удалив от себя «всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою» (Еф 4, 31)1; милосердное отношение2; исцеление ревности и зависти3; отказ от превозношения себя и ложной гордости4; доброжелательность в духе поучения Фомы Аквинского быть обходительным с окружающими5; бескорыстное самоотречение при учете того, что неспособному любить себя самого, трудно полюбить и других: «Кто зол для себя, для кого будет добр? [...] Нет хуже человека,

1 Лшоп8 ЬаеШа, § 91-92.

2 1Ы±, § 93-94.

3 1Ы±, § 95-96.

4 1Ы±, § 97-98.

5 1Ы±, § 99-100.

61

который недоброжелателен к самому себе» (Сир 15, 5-6)1; недо-

23

пущение внутреннего ожесточения ; доверие ; умение радоваться

4 5 6

с другими ; всепрощение ; надежда ; умение переносить все пре-

7

вратности в положительном ключе ; возрастание в супружеском милосердии8; забота о радости любви и красоте другого9; сочетание браком только по любви10; проявляющаяся и возрастающая любовь11, в том числе страстная12; плодотворный диалог13; обращение эмоциональной жизни, трансформирующейся в чуткость, на благо семьи14; радость от семейной жизни, интерпретируемая как любимой Богом, в сочетании страстей с щедрой самоотдачей, терпеливой надеждой, неизбежной усталостью, стремлением к идеа-лу15; воспитание и развитие сексуального измерения любви, понимаемого как дар Божий16; недопущение насилия и манипуляций, а также использования сексуальности в этих целях при отрицании любой формы сексуального подчинения17; развитие любви при трансформации со временем ее физической формы18. Понимая, что христианская семья неверно ассоциируется в обществе с аскетизмом и воздержанием, как и то, что «секуляризация затуманила ценность союза на всю жизнь и обесценила богатство брачной преданности», католическая церковь намерена «глубже исследо-

1 Amoris Laetitia, § 101-102.

2 Amoris Laetitia, § 103-105.

3 Ibid., § 105-108.

4 Ibid., § 109-110.

5 Ibid., § 111-113.

6 Ibid., § 116-117.

7 Ibid., § 118-119.

8 Ibid., § 120-122.

9 Ibid., § 126-130.

10 Ibid., § 131-133.

11 Ibid., § 133-135.

12 Ibid., § 142.

13 Ibid., § 136-141.

14 Ibid., § 143-146.

15 Ibid., § 147-149.

16 Ibid., § 150-152.

17 Ibid., § 153-157.

18 Ibid., § 163-164.

62

вать положительные аспекты супружеской любви»1. Все эти качества прекрасно коррелируются с теорией генеративности.

В межличностном и межпоколенческом обмене, определяющем генеративное развитие семьи, выделяются отдача, получение и отдача / возвращение. Отдаваемое непосредственно отсылает к термину «дар» - безвозмездному и рискованному поступку, открывающий возможность этого обмена2. Однако другой аспект семейных отношений связан с долгом и обязанностями, что подчеркивает сложность и драматичность семейных взаимоотношений. Дар жизни, первостепенный и являющийся прототипом всех остальных даров, католические мыслители никогда не понимают как исключительно часть супружеских отношений. Ребенок не принадлежит породившим, так как они тоже были порождены, следовательно, обязаны своими жизнями другим, им предшествовавшим. Папа Римский Франциск напоминает, как Евангелие иллюстрирует то, что дети не являются собственностью родителей: им уготован свой собственный жизненный путь. Иисус - образец послушания родителям на Земле, Он был у них в подчинении (см. Лук 2, 51), но верно и то, что Он показывает нам: жизненный выбор ребенка и само его христианское призвание могут требовать отделения от родителей ради воплощения преданности Царству Божию (ср. Матф 10, 34-37; Лук 9, 59-62)3.

Дар/долг жизни лежит в центре генеративных отношений, являясь добродетельным продуктом движения по кругу между отдачей, получением и обменом: когда циркуляция прерывается и останавливается, начинается дегенерация, вырождение. В таком случае отдают без осознания принятия (если конципируют себя как порождающих, но не порожденных), а также без стимула к обмену или возвращению в будущем лишь в силу привлекательности генеративности. Подобное поведение приводит либо к самоизоляции при стагнации отношений, либо к взрывам нарциссизма, типичного для эпохи «прославленного» или самовлюбленного «эго»,

1 Такова позиция Папского Совета по делам семьи. - Ibid., § 157.

2 Cigoli V., Scabini E. La matrice drammatica della relazione: Il caso del famigliare // Critica della ragione generativa / a cura di Gomarasca P. - Milano : Vita e pensiero, 2016. - P. 53. - (Filosofía morale ; 48).

3 Amoris Laetitia, § 18.

63

характерных форм извращения взаимоотноше-

ний/генеративности1.

Генеративность в данном случае понимается как плод обмена между поколениями, т.е. способность предшественников, рассматриваемых в родственном и социальном плане, создать благоприятные условия, дабы потомки могли созидать пространство для придания смысла жизни и узам из желания в свою очередь обеспечить их передачу новым поколениям.

Э. Скабини и В. Чиголи выделяют три вида межпоколенче-ского трансфера: передачу наследства в юридическом смысле и связанного с ним символического (итал. trasmettere), передачу особенностей рода (итал. tramandare) и трансгрессию (итал. trasgrediré). Внимание привлекается к общей для трех глаголов смысловой части «tra», означающей «между» как что-то опосредующее и соединяющее2. Первая касается символических/материальных благ, наследия, в том числе генетического, и семейного статуса. Это позволяет осмысливать модальность управления наследством и нормы, сохраняющие его в семье. Данная область -вотчина исследований историков, в первую очередь этноантропо-логов, но итальянские авторы рекомендуют психологам также заинтересоваться ей. Символика справедливости / несправедливости связана в основном с передачей наследства при предусмотренных

3

привилегиях, процедурах включения и исключения .

Передача особенностей рода (tramandare) касается имени, происхождения, сходства. Ребенку дают имя, и этот процесс обретает символические очертания, являющиеся критическими для идентичности. В подготовленной Бенедиктом XVI энциклике «Свет веры», дополненной и обнародованной Папой Римским Франциском, подчеркивается то обстоятельство, что имя является человеческим модусом придания жизни значимости: «Личность всегда с кем-то связана. Она происходит от других, принадлежит другим, ее жизнь достигает наибольшего величия во встрече с другими. И даже познание себя, самосознание, является формой

1 Cigoli V., Scabini E. Op. cit., p. 54.

2 Контекст использования этой смысловой части в теории генеративности в выгодном смысле отличается от такового у постгендерных идеологов.

3 Ibid., p. 54.

64

взаимоотношений и связано с другими, с теми, кто нас предварил: в первую очередь с нашими родителями, давшими нам жизнь и имя. Даже язык, слова, которыми мы интерпретируем нашу жизнь и реальность, достигает нас через других, будучи сохранен живой памятью других. Познание самого себя возможно только при условии участия в превосходящей нас памяти»1.

Присвоение имени является либо очевидной атрибуцией значимости и указывает место, занимаемое новорожденным в семейной и / или культурной генеалогии (как представляли прежде, нарекая в честь предка, святого или ангела-хранителя), либо выражает мимолетный порыв (дань моде) - признак рушащегося времени, либо, как принято в некоторых африканских культурах, обеспечивает связь между живущими и давно почившими могущественными предками. Имя и его присвоение - форма признания. Человек знает, кто он, если признан другими - помещен в символическую среду, (при)знающую его и в этом открывающую новизну опыта - признания, нового познания и понимания признанного

бытия. Не случайно Ф. Боттури связывает благо признания с при-

2

знанными отношениями .

Присвоение имени означает включение и одновременно отделение, помещение между прошлым и будущим, придание формы уникуму, начинающему свою историю не с нуля. Имя конно-тируется со сходством. Эта тема постоянно поднимается родственниками, сравнивающими генеалогию супругов в присутствии ребенка в связи с возможностью его включения в семью. Ныне вопрос признания может обретать еще более драматический характер при поиске неизвестного родителя (как в случаях донорства спермы или яйцеклетки) и попытках отыскать в нем следы подобия3.

1 Папа Римский Франциск. Энциклика «Lumen Fidei». Епископам, пресвитерам и диаконам, людям, посвященным Богу, и всем верным мирянам «О вере». -URL: https://www.vatican.va/content/francesco/ru/encyclicals/documents/papa-frances co_20130629_enciclica-lumen-fidei.html (дата обращения: 14.11.2021). - § 38.

2 Cigoli V., Scabini E. Op. cit., p. 55.

3 Ibid. - Эти темы подробно рассматриваются М. Селвини Палаццоли в статье с провокационным названием «Расизм в семье». Selvini Palazzoli M. Il razzismo nella famiglia // Archivio di psicologia, neurologia e psichiatria. - 1971. -N 6. - P. 549-557. - Цит. по: Cigoli V., Scabini E. Op. cit., p. 55.

65

Трансгрессия интерпретируется двояко: как сопротивление или девиация (отклонение) и как выход за пределы. Разработчиков теории генерации особо интересует второй аспект, открывающий пространство для нового.

Межпоколенческий трансфер часто понимается в детерминистском смысле как передача запретов, табу, негативной памяти -всего того, от чего необходимо освободиться. Скамбини и Чиголи же рассматривают переход наследия как ограничение и ресурс, не являющиеся заранее заданным знанием и предназначенные для сознательной передачи. Последствия этого связывающего поколения процесса, всегда драматичного и амбивалентного, могут быть самыми разными. Исследователи считают крайне негативным преобладание репликации, оставляющей молодому поколению мало места для самовыражения словом и делом. Подобная опасность существовала в прошлом и поныне сохраняется в обществе. Склонность к самовыражению/самостоятельной генерации иногда заставляет молодежь воспринимать себя как «самосозданную», абсолютно новое начало, хотя в итоге этот бунт оказывается бурей в стакане воды, опасность, угрожающая ныне современной западной культуре. Это тупиковые пути, не создающие ничего нового и ведущие к дегенерации. Однако может открыться и дорога передачи ценностей, диалога, пусть и бессознательного, между поколениями, состоящая в непрерывности инноваций. Она позволяет ге-неративности процветать и создает генеративное благополучие -залог возрождения и (ре)генерации1.

Автор теории генерации Ф. Боттури отмечает сложность придания ценности в социальных науках холистической идее и предметной динамике, необходимых для введения категории «благо» в исследование семейных отношений. Превалирование конструктивистского подхода и субъективистской редукции позитивизма, выражающихся в термине «благосостояние», не дает удовлетворительных результатов. Однако философ отмечает появление перспектив, позволяющих переместить оптику рассмотрения с субъективного блага - благосостояния индивидуума, - на «благосостояние отношений», подразумевающее не только аффективные, но и этические аспекты - «смысл и направление» семей-

1 <^оН V., БеаЫш Е. Ор. и!, р. 56.

66

ных реляций и их вселенную1. Таким образом, внутри социального исследования появляется пространство для антропологической проблематики, пересекающейся с философской2.

Осмысление специфики семейных отношений несет расширение и углубление категориального аппарата, необходимого для понимания реляционной реальности. Эти отношения интерпретируются как изначальные и основополагающие, так как являются полностью внутренние для семьи, ее проекта жизни, истории поколений. Также основополагающую антропологическую данность, закладывающую этот сценарий, представляет факт рождения человека, не зависящий от его желания. Определяющим для семьи синтетическим фактором называется генеративность: человек порождается, вносится в историю поколений и его интимные реляции также связаны с генеративным проектом, обусловленным встречей с противоположным полом. Семейная генеративность состоит в реляциях генерированный/генерировавший наряду с развитием и результатом добродетельных семейных отношений, становящихся идеальными, заслуживающими обязательств и заботы, поскольку ценны и связаны с ценностью отдельных индивидуумов. В этом смысле она обладает символической тканью, состоящей из связей и направленности к идеальной полноте на всех уровнях: супружеских, родительских, межпоколенческих. Эта символика постоянно присутствует во всем генеративном процессе «отдачи, получения и обмена», который объясняли мыслители, начиная с М. Мосса, и в котором происходит «межпоколенческий трансфер» материального и нематериального наследства семьи3.

Рассмотренное выше категориальное богатство указывает на семью как парадигматическое место в структуре человеческой ге-неративности с широким спектром значений, содержащих важные

1 Подразумеваются заключения III внеочередной Генеральной ассамблеи Синода епископов, Relatio Synodi, от 18 октября 2014 г., XIV очередной Генеральной ассамблеи Синода епископов, Relatio finalis, от 24 октября 2015 г. и по-слесинодальное апостольское обращение «Amoris Laetitia».

2 Botturi F. Postfazione // Critica della ragione generativa / a cura di Gomarasca P. - Milano : Vita e pensiero, 2016. - P. 276. - (Filosofía morale ; 48).

3 Ibid., p. 276-277.

67

аналогии во всех сферах опыта и одновременно свидетельствующих о драматичной дегенерации в случае ее краха1.

Пониманием семьи как порождающего, генеративного союза проникнуто апостольское послание Папы Римского Франциска «Лшоп8 1аейа» «О радости любви в семье» от 19 марта 2016 г. Особо подчеркивается то обстоятельство, что в Бытии поясняющей параллелью к образу Божиему выступает именно пара «мужчина и женщина» (Быт. 1, 27). Любящая пара, рождающая жизнь, представляет собой настоящее, живое «изображение» (а не запрещенные Декалогом изваяния из камня либо золота), способное явить собой Бога - Творца и Спасителя. Поэтому плодовитая любовь становится символом сокровенных Божиих реалий (см. Быт 1, 28; 9, 7; 17, 2-5.16; 28, 3; 35, 11; 48, 3-4). Человеческая пара способна порождать жизни, и с этим связана история спасения (§ 10)2. Одна из причин создания семьи - беспокойство человека, ищущего «помощника, соответственного ему» (см. Быт 2, 18.20), способного развеять мучающее его одиночество. Это встреча с ликом, с «ты», отражением Божественной любви и с «первым из благ, соответствующим помощником, столпом опоры» Сир 36, 26), как гласит библейская мудрость. Брачный союз вызывает мысли не исключительно о сексуальном и телесном измерении, но о добровольной самоотдаче любви. Плод такого союза - «стать одною плотью» - как в физическом объятии, так и в единстве двух сердец, жизни и, возможно, в ребенке, который родится у двоих и понесет в себе, объединяя и генетически, и духовно, две «плоти»3. Родители в Библии уподобляются «основанию дома», дети же -«живым камням» или оливковым ветвям, окружающим отца и мать. Присутствие детей всегда - знак полноты семьи в непрерывности самой истории спасения, от поколения к поколению4. Понтифик цитирует Иоанна Павла II: «Супруги, вверяясь друг другу,

1 Возникают аналогии с высказыванием Папы Римского Франциска, который в еще в свою бытность архиепископом Буэнос-Айреса в книге «На небе и на земле» (2013 г.) называл однополые браки «антропологической регрессией». Российская газета. - 2020. - 22.10. - URL: https://rg.ru/2020/10/22/kak-vyskazyvani ia-papy-rimskogo-mogut-raskolot-hristianskij-mir.html (дата обращения: 10.11.2021).

Послесинодальное апостольское обращение «Amoris Laetitia».

3 Там же, §§ 11-13.

4 Там же, § 14.

68

производят на свет новую реальность - дитя, живой образ их любви, неизменное знамение их супружеского единства, живое и неотъемлемое свидетельство их отцовства и материнства»1, напоминая и его предупреждение о том, что ответственное родительство -«не неограниченное воспроизводство и не отсутствие понимания того, что значит - вырастить детей, но в первую очередь возможность, данная парам, мудро и ответственно использовать их неприкосновенную свободу с учетом социальных и демографических реалий, равно как собственного положения и законных пожеланий» .

Обращает на себя внимание важное уточнение понтифика-реформатора, начавшего решать многие животрепещущие вопросы современности путем создания прецедентов. Позиция в отношении гендерных и квир-теорий сформулирована в этом уточнении недвусмысленно: «Одно дело - понимать человеческую слабость и сложность жизни, а другое дело - принимать идеологии, претендующие на раздел двух нераздельных актов реальности»: сексуального акта и рождения3. Именно в силу этого современная католическая биоэтика не принимает искусственного оплодотворения, как вызывающего отделение практики порождения от сексуальной4. Примечательно развитие католической этики, касающейся сексуальной жизни в семье. Новые ее положения были сформулированы в постсинодальном апостольском обращении «О любви в семье», понимающем «сексуальный союз, переживаемый по-человечески и освященный таинством, для супругов» как «путь возрастания в жизни по благодати»5.

К удивлению многих философов морали, привыкших воспринимать католическое отношение к сексу в духе бессмертного романа Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества», в котором жена героя, набожная католичка, укладывалась на супружеское ложе в

1 Послесинодальное апостольское обращение «Amoris Laetitia», § 165.

2 Там же, § 167.

3 Там же, § 56.

4 Agostino D' F. Una percezione soggettiva della bioetica // Critica della ragione generativa / a cura di Gomarasca P. - Milano : Vita e pensiero, 2017. - P. 189190. - (Filosofía morale ; 48).

5 Amoris Laetitia, § 74.

69

чем-то напоминающем наглухо зашитый пододеяльник с дыркой на причинном месте, в тексте уделяется значительное внимание миру эмоций (§ 143). В параграфе, посвященном страстной любви, подчеркивается, что «лишенная удовольствия и страсти любовь несостоятельна». Понтифик напоминает: согласно А. Сертильян-жу1, «сверхъестественная любовь и небесная любовь обретают искомые символы в большей мере именно в супружеской любви» и причина заключается именно в ее всестороннем характере (§ 142)2. Объединяя учение о страстях Фомы Аквинского с южным темпераментом своей основной паствы3, Франциск констатирует: все, что человек совершает и чего ищет, наполнено страстями (§ 143), супружеская же любовь обращает всю эмоциональную жизнь на благо семьи и служит совместной жизни (§ 146). В разделе «Бог любит радость чад своих» (§ 147-149) даже предлагается «принять предложение некоторых восточных учителей - расширить границы сознания ради избавления от оков ограниченного опыта, закрывающего перспективы». Это аргументируется тем, что «расширение границ сознания - не отрицание и не разрушение желания, а, скорее, его увеличение и совершенствование» (§ 149). В совершенно революционном духе, отвергающем искаженный аскетизм (§ 147), отдельный раздел посвящается «Эротическому измерению любви» (§ 150-152).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Концепция желания, присущая теории генеративности, отражена в обращении понтифика в достаточно полной мере.

При интерпретации супружества в качестве взаимного «подчинения», добровольно избранной взаимной принадлежности с совокупностью всех качеств верности, уважения и заботы сексуальность понимается как неотделимая от служения супружеской дружбе, поскольку стремится делать так, чтобы другой жил в полноте совершенства (§ 156). Она становится «полным и кристально чистым утверждением любви», показывающим, на какие чудеса способно человеческое сердце (§ 152). В духе высказывания Бене-

1 Французский католический философ и духовный писатель, преподаватель философии морали в Парижском католическом институте.

2 Amoris Laetitia, § 74.

3 Основная масса католиков проживают в странах Центральной и Южной Америки, а также Италии и Испании.

70

дикта XVI: «Если человек стремится быть лишь духом и желает отвергнуть плоть как некое исключительно животное наследие, тогда дух и тело утрачивают свое достоинство»1. Утверждается, что истинная любовь «умеет брать от другого» и «с искренней и счастливой благодарностью не отказывается от телесных знаков любви: ласки, объятия, поцелуя и сексуального соития» (§ 157). Эротизм представляется специфически человеческим проявлением сексуальности, так как в нем можно обнаружить «супружеское значение тела и истинное достоинство дара» (§ 151). При этом сексуальная телесность понимается как «не только источник плодовитости и продолжения рода», но и способность «выражать любовь - именно ту любовь, в которой человек-личность становится даром» (§ 151)2.

Акты, присущие сексуальному союзу супругов, отвечают природе сексуальности, угодной Богу, если «совершаются воистину по-человечески» (§ 154)3. Таким образом заявляется о недопустимости в супружестве любых форм насилия и манипуляций, в том числе сексуальных (§ 153-154). Отдельно предупреждается о недопустимости обрушивающегося в некоторых семьях на женщин вербального, физического и сексуального насилия, как противоречащего самой природе супружеского союза: только «идентичное достоинство мужчины и женщины» позволяет радоваться

1 Энциклика Deus caritas est верховного понтифика Бенедикта XVI епископам, пресвитерам и диаконам, монашествующим и всем верным мирянам «О христианской любви» 25 декабрь 2005 г., § 221 // Ruthenia Catholica. - URL: https://catholichurch.ru/index.php/files/file/212-%D1%8D%D0%BD%D1%86%D0%B 8%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0-deus-caritas-est/. (дата обращения: 03.02.2022). - См. там же. Тема необходимости заботы о теле неоднократно поднималась католическими мыслителями, в том числе мистиками. Тереза Авильская в трактате «Мистический замок» говорит не только о душе, но и ее центре. Речь идет не только о мистической глубине, но и самой личности, теле, говорящем о неведомом другим и себе. - Causse J.-D. Il corpo e la mistica da Lacan e de Certu // Vita e pensiero. - Milano, 2018. - An. 101, N 4. - P. 91. Ж. Лакан же считал бегство от тела формой истерии, отвергая также чрезмерно холодное отношение к нему. - Ibid., p. 87.

2 Иоанн Павел II. Катехистическая беседа (16 января 1980 г.), 1: Insegna-menti III, 1 (1980), 151. - Цит. но: Amoris Laetitia.

3 II Ватиканский Собор, Пастырская конституция Gaudium et spes, 49. -Цит. по: Amoris Laetitia.

71

преодолению старых форм дискриминации, развитию в лоне семьи взаимности (§ 54). Католическая церковь возвращается к трактовке супружества в духе Александра Гэльского, ставившего брак выше прочих таинств в силу того, что последний символизирует нечто высокое - «союз Христа с Церковью или союз Божественной природы и человеческой» (§ 159)1.

Важность семьи была подчеркнута также в проповеди Франциска, претворяющей молитву Angelus 30 января 2022 г. В ней подчеркивалась тщетность поиска Бога в чудесах, так как Он являет себя неожиданным образом в повседневной жизни, конкретных нуждах людей, в семейных проблемах, в родителях, детях, стариках - именно в этом следует принимать Бога2.

В современной политике католической церкви последовательно проявляется намерение представить генеративность, в том числе семейную, не только как позитивную характеристику личности, но и ее привлекательность, причем большую, чем простое самостоятельно реализующееся благосостояние3.

Список литературы

1. Ефимова А., Штурма Я. Благословения не будет: Ватикан отказал геям в венчании // Газета. ru. - 2021. - 16 марта. - URL: https://www.gazeta.ru/social/2021/ 03/16/13513322.shtml?updated (дата обращения: 02.12.2021).

2. Катехизис Католической Церкви. - URL: https://credonews.org/download/pdf/ katehezis.pdf/ (дата обращения: 31.10.2021).

3. Мазурина Н. Католическая церковь смягчила свое отношение к разводам // Вести. ru. - 2016. - 14 сентября. - URL: https://www.vesti.ru/article/1613595 (дата обращения: 5.01.2022).

4. Папа Римский Бенедикт XVI. Энциклика Deus caritas est Верховного Понтифика Бенедикта XVI епископам, пресвитерам и диаконам, монашествующим и всем верным мирянам «О христианской любви» 25 декабрь 2005 г, § 221 //

1 II Ватиканский Собор, Пастырская конституция Gaudium et spes, 49. -Цит. по: Amoris Laetitia.

2 Халходжаева С. Папа: Бог - не в чудесах, а в реальности каждого дня // Vatican News. - 2022. - 30.01. - URL: https://www.vaticannews.va/ru/pope/news/ 2022-01/papa-bog-ne-v-chudesah-a-v-realnosti-kazhdogo-dnia.html. (дата обращения: 03.02.2022).

3 Cigoli V., Scabini E. La matrice drammatica della relazione: Il caso del famigliare // Critica della ragione generativa / a cura di Gomarasca P. - Milano : Vita e pensiero, 2016. - P. 52. - (Filosofia morale ; 48).

72

Ruthenia Catholica. - URL: https://catholichurch.ru/index.php/files/file/212-%D1%8D%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BA %D0%B0-deus-caritas-est/ (дата обращения: 03.02.2022).

5. Пана Римский окончательно предал Бога, Евангелие и христианское учение // Канал Завтра. - 2020. - 22 октября. - URL: https://zavtra.ru/events/papa_ rimskij_okonchatel_no_predal_boga_evangelie_i_hristianskoe_uchenie (дата обращения: 01.11.2021).

6. Папа Римский Франциск высказался за легитимизацию однополых браков // канал «Медуза» 21 октября 2020. - Mode of access: https://meduza.io/news/ 2020/10/21/papa-rimskiy-vyskazalsya-za-legalizatsiyu-odnopolyh-soyuzov. (last downloaded: 01.11.2021).

7. Папа Римский разрешил священникам отпускать грех аборта // Delfi.ru. -2016. - 21 ноября. - URL: https://www.delfi.lt/ru/abroad/global/papa-rimskij-razreshil-svyaschennikam-otpuskat-greh-aborta.d?id=72930706 (дата обращения: 21.01.2022).

8. Папа Римский сравнил секс-меньшинства с экологическим бедствием // Интерфакс. - 2008. - 23 декабря. - URL: https://www.interfax.ru/russia/53360 (дата обращения: 31.10.2021).

9. Папа Римский Франциск Первый. Послесинодальное апостольское обращение «Amoris Laetitia» святейшего отца Франциска к епископам, пресвитерам и диаконам, людям, посвященным Богу, супругам-христианам и всем верным мирянам «О любви в семье». - URL: http://cathmos.h803113385.nichost.ru/wp-content/uploads/2019/02/amoris_laetitia_ok.pdf (дата обращения: 15.11.2021).

10. Папа Римский Франциск Первый. Энциклика «Laudato si'» святейшего отца Франциска о заботе об общем доме. - URL: https://www.vatican.va/content/ francesco/ru/encyclicals/documents/papa-francesco_20150524_enciclica-laudato-si. html (дата обращения: 22.11.2021).

11. Пана Римский Франциск. Энциклика «Lumen Fidei». Епископам, пресвитерам и диаконам, людям, посвященным Богу, и всем верным мирянам «О вере». -URL: https://www.vatican.va/content/francesco/ru/encyclicals/documents/papa-fran cesco_20130629_enciclica-lumen-fidei.html (дата обращения: 14.11.2021).

12. Халходжаева С. Папа: Бог - не в чудесах, а в реальности каждого дня // Vatican News. - 2022. - 30.01. - URL: https://www.vaticannews.va/ru/pope/news/ 2022-01/papa-bog-ne-v-chudesah-a-v-realnosti-kazhdogo-dnia.html (дата обращения: 03.02.2022)

13. Цибизова И.М. Некоторые аспекты современной католической философии и теологии / под ред. Г.В. Хлебникова. - Москва : ИНИОН, 2020. - 139 с. -(Проблемы философии).

14. Agostino D' F. Una percezione soggettiva della Bioetica // Critica della ragione generativa / a cura di Gomarasca P.- Milano : Vita e pensiero, 2016. - P. 185-198. -(Filosofia morale ; 48).

15. Botturi F. La generazione del bene : Gratuità ed esperienza morale. - Milano : Vita e pensiero, 2009. - 400 p. - (Filosofia morale).

73

Ци6изоeа H.M.

16. Carera A., Locatelli A.M. Le periferie urbane nei mondi che cambiano // Vita e pensiero. - Milano, 2020. - A. 103, N 5. - P. 103-108.

17. Causse J.-D. Il corpo e la mistica da Lacan e de Certu // Vita e pensiero. - Milano, 2018. - An. 101, N 4. - P. 84-91.

18. Cigoli V., Scabini E. La matrice drammatica della relazione: Il caso del famigliare // Critica della ragione generativa / a cura di Gomarasca P. - Milano : Vita e pensiero, 2017. - P. 47-56. - (Filosofia morale ; 48).

74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.