Научная статья на тему 'Диалог Россия – Ватикан и нравственные ориентиры XXI века'

Диалог Россия – Ватикан и нравственные ориентиры XXI века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
320
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАПА ФРАНЦИСК / СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ / ВАТИКАН / КАТОЛИЦИЗМ / ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ / ХРИСТИАНСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Богомазов Валентин Михайлович

В статье рассматривается деятельность Папы Франциска со времени избрания Папой, в частности его позиция по стержневым проблемам глобализированного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалог Россия – Ватикан и нравственные ориентиры XXI века»

ОБЩЕСТВО И РЕЛИГИЯ

Валентин БОГОМАЗОВ

ДИАЛОГ РОССИЯ - ВАТИКАН И НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ XXI ВЕКА

Ещё относительно недавно, 30-40 лет назад, основную роль в диалоге нашего государства с Ватиканом играли спорадические контакты, напоминавшие по своему характеру встречи путников, идущих в противоположном друг другу направлении, когда каждый стремился побыстрее изложить собственную позицию, особо не вдумытаясь в услышанный ответ. Иными словами, используя языж автомобилистов, то не быио "двустороннее движение, а проезд в одном направлении". И вот обстановка кардинально изменилась и продолжает меняться к лучшему, позволяя констатировать совпадение подходов России и Святого Престола к наиболее актуальным вызовам и угрозам современной международной повестки дня.

В статье одного из ведущих отечественных, и не только отечественных, ватиканистов - доктора исторических наук, профессора, главного научного сотрудника ИЕ РАН, руководителя Центра по изучению проблем религии и общества А.А. Красикова уже концентрированно сказано о происхождении и стратегии нового понтифика . Попытаемся несколько расширить и детализировать это.

Рассмотрение новой политики Ватикана будем вести в свете практических дел нового Папы Римского Франциска и его поездки в Рио-де-Жанейро на Всемирный день молодёжи (ВДМ) в июле 2013 года. Без сомнения, более полное и углублённое понимание в России того, что уже сделал и делает новый понтифик, как раз и будет хорошим вкладом в укрепление диалога Россия - Ватикан.

Итак, избрание аргентинского кардинала Хорхе Марио Бергольо главой Римо-Католической Церкви (РКЦ) продолжает вызывать во всём мире в различных международных кругах многочисленные комментарии и обращённые к перспективам Ватикана аналитические оценки, прогнозы. Неожиданное, казалось бы, решение участников конк-

1 Анатолий Красиков. Ватикан: сенсации "года веры]" // "Современная Европа", 2013, №3. - С.

140.

© Богомазов Валентин Михайлович - Чрезвычайный и Полномочный Посол, кандидат политических наук, в 1970-1980 годах работал в посольстве СССР в Риме и являлся ответственным за поддержание рабочих контактов со Святым Престолом. E-mail: bogomi@list.ru Ключевые слова: Папа Франциск, Святой Престол, Ватикан, католицизм, теология освобождения, социальная справедливость, нравственность, межконфессиональный диалог, христианство.

лава кардиналов (ожидался, дескать, "прелат помоложе") сопровождается стремительно возрастающей популярностью нового понтифика, своего рода "францискоманией". За всем этим проступают как одобрение и поддержка папских шагов и нововведений, надежды на успех их практической реализации, так и порой прямолинейно звучащий скепсис, сомнения в эффективности намерений Папы Франциска. После 13 марта 2013 года, то есть дня публичного оглашения итогов выбора кардиналами нового первосвященника, прошло мало времени, но попытаемся, тем не менее, создать политический, как принято у дипломатов, портрет действующего Папы Римского, акцентируя привнес ённые им отличия в стиле и в сути ведения дел от его непосредственных предшественников.

Начнём с того, что родился понтифик 17 декабря 1936 года в Буэнос-Айресе в семье итальянских эмигрантов, став первым латиноамериканцем, поднявшимся на папский престол (а последний Папа Римский - неевропеец Григорий III был родом из Сирии, жил в VIII веке и умер в 741г.1). По первому образованию - химик-технолог, но, избрав путь священничества, уходит в семинарию. В 1958 году вступает в Орден иезуитов, члены которого скрупулёзно соблюдают верность ряду принципов, включая единоначалие и жёсткий централинизм. Высшее гуманитарное образование получил в Чили и Аргентине. Затем совершенствовал свои знания в Испании и ФРГ. Преподавал психологию, теологию и литературу в ряде аргентинских университетов. Автор книг по церковно-религиозной проблематике. С 1973 года на протяжении шести лет - провинциал (руководитель) отделения Ордена иезуитов в Аргентине. В 1993 году рукоположен в епископа, а в 1998 году - в архиепископа Буэнос-Айреса. Кардинал с 21 февраля 2001 года. С 2005 по 2011 год - глава епископской конференции Аргентины. В 2005 году участвовал в конклаве, избравшем Бенедикта XVI .

Судя по материалам международной прессы, уже в 2005 году мог стать преемником Папы Иоанна Павла II, получив до 40 голосов кардиналов в третьем туре голосования . Однако то ли сам предпочел поддержать Й. Ратцингера, то есть Бенедикта XVI, то ли так "было рекомендовано".

И в самом Ватикане обращают внимание на особенности стиля деятельности Папы Франциска. По словам пресс-секретаря Святого Престола Ф. Ломбарди, ушедший в отставку Папа Бенедикт XVI был по жизни более связан с академическим миром, преподаванием, теологией, тогда как Папа Франциск - пастырь крупной епархии с многолетним прямым контактом с её населением .

Имеется множество свидетельств того, что проповеди и деятельность Х.М. Бергольо в пользу обездоленных и усиления к ним внимания не оставались незамеченными в Аргентине и всей Латинской Америке. При этом уважение, которым пользовался кардинал, стало и следствием его аскетичного образа жизни - проживания в небольшой квартире рядом с кафедральным собором, использованием при поездках по городу общественного транспорта - метро и автобуса, а в зарубежных полётах - эконом-класса, предпочтения обычной чёрной сутане, а не торжественному кардинальскому облачению. "Мои люди бедны, и я - один из них", - повторял он, мотивируя своё решение о собственном скромном жилье и о том, что сам готовит себе ужин.

1 McElwee J.J. Cardinals elect Pope Francis, Argentinean Jesuit Jorge Mario Bergoglio. // National

Catholic Reporter. Mar. 13, 2013 http://ncronlme.org/news/vatican/cardinals-elect-pope-francis-former-cardinal-jorge-mario-bergoglio.

2 http://www.vatican.va/holy_fathei/francesco/biography/documents/papa-francesco-biografia-bergoglio_ithtml

3 http://www.tg1.rai.it/dl/tg1/2010/articoli/ContentItem-52851e71-aee8-45be-9922-

8631ec46b186.html?p=0

4 http://www.tg1.rai.it/dl/tg1/2010/articoli/ContentItem-8aeaf6a3-168c-4290-a11e-878c784a925c.html

Став Папой Римским, Х.М. Бергольо продолжает не принимать всё, что, по его мнению, излишне для жизни священнослужителя. За отказом от специального автомобиля (а в ходе поездки в Рио от бронированного лимузина представительского класса) последовало неприятие предложения о пышности в ходе церемонии собственной интронизации. Отклонил понтифик и рекомендацию изготовить "перстень рыбака" (символ власти суверена Ватикана) из золота, поручив вытолнить его из серебра с позолотой. Свою резиденцию в Апостольском дворце Франциск счёл чрезмерно большой ("...здесь достаточно места для 300 человек", - воскликнул он) и попросил подобрать для него более скромную и менее габаритную квартиру, до сих пор же проживает в ватиканском гостиничном комплексе Св. Марты. В Клементинском зале Апостольского дворца по его настоянию папский трон быи заменён на обыиное кресло. Притчей во языщах стали случаи, когда понтифик сам звонит по телефону, не желая отвлекать своего секретаря. Широкий резонанс получил такой звонок в штаб-квартиру Ордена иезуитов в Риме, когда дежурный телефонист услышал в трубке: "Добрый день, я - Папа Франциск, прошу соединить меня с Отцом-Генералом" На это последовал недоуменный ответ: "Тогда я - Наполеон". Понтифик, понимая, что на другом конце провода ему не верят, спокойно и доброжелательно повторил: "Нет, я действительно Папа Франциск, а вас как зовут?" . Непонимание быио, разумеется, быстро преодолено, но для многих, произошедшее не имеет прецедентов.

Успеху поездки понтифика в Рио, а в Латинской Америке немало тех, кто считает "чудом из чудес" тот факт, что аргентинец по национальности Папа Бергольо сумел "завоевать сердца бразильцев" (Аргентина и Бразилия соперничают, как известно, не только в футболе), в немалой степени способствовало неукоснительное соблюдение понтификом собственного стиля жизни и деятельности - он показал себя смиренным служителем веры, искренне говорящим справедливые вещи на простом и ясном языже, не боящимся непосредственного контакта с людьми и в сложных криминогенных условиях, умеющим убеждать и вселять надежду и веру в будущее.

Аргентинскому клиру тогда ещё кардинал постоянно рекомендовал проявлять милосердие, мужество, "держать открыпыми двери". В ряде ситуаций он отмечал, что наихудшим делом для церкви является "то, что де Любак назытал духовной светскостью -то есть выщвижение на центральное место себя самих". Хотя известен застенчивый характер Бергольо, его скромность и немногословие, он умеет твёрдо отстаивать свои взгляды, что особо проявилось во время экономического кризиса, обрушившегося на Аргентину в 2001 году. Так быио и после того, как в канун Пасхи 2001 году кардинал вы-мыш и поцеловал ноги 12 пациентам хосписа для больных СПИДом. В преддверии Пасхи 2013 года уже Папа Франциск вымыл и поцеловал ноги в римской тюрьме для несовершеннолетних преступников 12 заключённым, среди которых были двое мусульман и две девушки

В качестве понтифика Франциск буквально сразу же заявил, что хотел бы видеть Католическую церковь "бедной церковью для бедных" . В центре церкви, утверждает он, стоит не Папа, а Иисус Христос, и природа самой церкви - "духовная, не политическая"4. Собственно, и избрание папского имени им прочно увязытается с тем, что Святой Франциск Ассизский являлся защитником обездоленных, и ранее никто из римских пап не на-

1 http://www.religionenlibertad.com/articulo.asp?idarticulo=28225

2 Анри де Любак - французский католический теолог (1896-1991), с 1983 г. - кардинал Римо-Католической Церкви. - ВБ.

3 http://www.vatican.va/holy_fathei/francesco/speeches/2013/march/documents/papa-francesco_20130316_rappresentanti-media_it.html

4 Ibidem

зывал себя так1. В своей проповеди на торжественной церемонии интронизации высший католический иерарх призвал верующих во всем мире защищать наиболее слабых и нуждающихся людей, с любовью заботиться о том, что дал нам Господь

Воззвания этой молитвы оказались произнесёнными на пяти языках, включая русский. И призыв на русском был оглашён первым и звучал следующим образом: "Всемогущий Боже, верностью своей сподоби всех, пастырей и мирян, жить в безусловном послушании Евангелию'5. Лейтмотив обращения к "играющим ответственную роль в экономической, политической или социальной сферах, всем мужчинам и женщинам доброй воли" заключается в словах: "Будем же хранителями творения, образа Божия в природе, хранителями другого, окружающей среды"3. "Не позволим того, чтобы знаки разрухи и смерти сопровождали продвижение нашего мира' .

На церемонии присутствовали 250 тысяч паломников, многие из которых прибыли в Рим издалека, 130 делегаций из различных стран мира , то есть 31 глава государства, 6 правящих монархов, 11 глав правительств, целый ряд руководителей парламентов , 33 делегации христианских церквей и исповеданий, среди которых впервые за последние 9,5 века, то есть время после Великого раскола 1054 года, разделившего Церковь на Католическую на Западе с центром в Риме и Православную - на Востоке с центром в Константинополе, участвовал Вселенский (Константинопольский) Патриарх Варфоломей I , а также представители Ислама, Иудаизма, Буддизма, Индуизма и других конфессий, и за ходом церемонии следила многомиллионная телевизионная аудитория.

Остановившись на смысле термина "хранить", понтифик уточнил, что это значит "заботиться о каждой личности с любовью, особенно о детях, стариках, тех, кто хрупок и часто оказываются на периферии нашего сердца". Отсюда было сделано заключение: "Ненависть, зависть, высокомерие загрязняют жизнь", "не следует опасаться добра и даже нежности" .

Насыщенной глубоким содержанием стала и первая встреча Папы Франциска с дипломатическим корпусом при Святом Престоле. И на этот раз акцент был сделан на борьбу с бедностью как материальной, так и духовной. Специально было замечено, что "...духовная бедность наших дней больно касается и считающихся более богатыми стран, является тем, что Бенедикт XVI называет "диктатурой релятивизма", позволяющей каждому быть мерилом себе самому и создающей угрозу сосуществованию между людьми" . В увязке с учением Франциска Ассизского Папа Бергольо подчёркивает: "Не может жет быть мира, если каждый есть мерило себе самому, если каждый может отстаивать всегда и только собственное право, не проявляя заботы о других, всех, начиная с приро-

1 Святой Франциск вёл непрекращающуюся войну против римских понтификов его времени и имел многочисленных приверженцев среди простых людей. - В.Б.

2 http:// www.newsru.com/ arch/religy /19mar2013/pap a_intro .html

3 http://www.vatican.va/holy_fathei/francesco/homilies/2013/documents/papa-francesco_20130319_omelia-inizio -pontificato_it .html

4 Ibidem

5 La Stampa, 20 marzo 2013.

6 Официальную делегацию России возглавлял председатель Государственной думы Федерального собрания нашей страны С.Е. Нарышкин. - В.Б.

7 Патриарх Варфоломей I во время пребывания в Риме пригласил Папу Франциска совершить в

2014 г. совместную поездку в Святую Землю. - ВМ.

8 http://www.vatican.va/holy_father/francesco/homilies/2013/documents/papa-francesco_20130319_omelia-inizio-pontificato_it.html

9 http://www.vatican.va/holy_father/francesco/speeches/2013/march/documents/papa-francesco_20130322_corpo-diplomatico_it.html

ды, которая объединяет каждое человеческое существо на этой Земле"1. Понтифик, то есть дословно мостостроитель, призвал дипломатов к тому, чтобы "... диалог между нами помог наведению мостов между людьми, так, чтобы каждый мог найти в другом не врага, не конкурента, а брата, которого следует принять и обнять" .

Упомянув о своём происхождении, глава Римо-Католической церкви сказал: "Во мне всегда живёт диалог между далёкими друг от друга местностями и культурами, между одним краем света и другим, сегодня всё более близкими, взаимозависимыми, нуждающимися в их встрече и создании реальных пространств подлинного братства"3.

Выделялось при этом положение о том, что ".невозможно жить в подлинной связи с Богом, игнорируя других. Поэтому важно интенсифицировать диалог между разными религиями, думаю прежде всего о подобном с Исламом'4.

Отчётливо проступило стремление "активизировать сопоставление взглядов с неверующими, но так, чтобы никогда не превалировали разделяющие и ранящие различия, а пусть и в многообразии побеждало желание созидать истинные связи дружбы между на-родами"5.

В своём пасхальном послании "Городу и миру" 31 марта 2013 года6 понтифик остановился на основных кризисных и конфликтных ситуациях мира. Представляется целесообразным полностью воспроизвести эти положения.

Франциск заявил: "Мир Ближнему Востоку, в частности между израильтянами и палестинцами, напряжённо ищущими дорогу согласия, чтобы мужественно и с готовностью возобновить переговоры о завершении уже слишком долго длящегося конфликта" .

"Мир Ираку, чтобы окончательно прекратилось там любое насилие и особенно дорогой Сирии, её населению, раненому конфликтом, и многочисленным беженцам, ожидающим помощи и утешения. Сколько пролито крови! Сколько страданий должно быть причинено, чтобы удалось найти политическое решение кризиса?"8.

В контексте кризисных ситуаций в Африке Папа Франциск высказался "за нахождение единства и стабильности в Мали", "за мир в Нигерии, где, к сожалению, не прекращаются покушения, опасно угрожающие жизни многих невиновных, и где немало людей, а также детей, удерживаются в качестве заложников группами террористов", "за мир на востоке Демократической республики Конго и в Центральноафриканской Республике, где многие вынуждены покидать свои дома и всё ещё живут в страхе" .

"Мир Азии, особенно Корейскому полуострову с тем, чтобы были преодолены разногласия и вызрел обновленный дух примирения" .

"Мир всему миру, всё ещё раздираемому алчностью тех, кто ищет лёгкое обогащение, миру, раненому эгоизмом, угрожающим человеческой жизни и семье, эгоизмом, продолжающим торговлю людьми, рабством, ставшим более распространенным в нынешнем XXI веке. Мир всему миру, страдающему от насилия, связанного с наркотрафиком и безжалостной эксплуатацией природных ресурсов! Мир этой нашей Земле! Пусть же воскресший Христос ободрит того, кто есть жертва стихийных бедствий, и сделает нас ответственными хранителями сотворённого"11.

1 Ibidem.

2 Ibidem.

3 Ibidem.

4 Ibidem.

5 Ibidem.

6 http://www.formiche.net/2013/03/31/il-messaggio-pasquale-di-papa-francesco/

7 Ibidem.

8 http://www.formiche.net/2013/03/31/il-messaggio-pasquale-di-papa-francesco/

9 Ibidem.

10 Ibidem

11 Ibidem

В свете кризиса вокруг Сирии Папой Франциском были предприняты конкретные практические шаги по содействию мирному урегулированию проблемы и недопущению применения силы. В частности, глава Ватикана обратился 4 сентября 2013 года с посланием к президенту России В. В. Путину в связи с проведением в Санкт- Петербурге саммита стран, входящих в «Группу 20». В этом документе понтифик призвал руководителей соответствующих государств преодолеть существующие противоречия по ситуации в Сирии и попытаться найти путь к мирному разрешению конфликта. 7 сентября 2013 года Франциском было проведено специальное богослужение о мире в Сирии на площади Святого Петра. Показательно, что в ответ на папский призыв конференция католических епископов США также обратилась к президенту Б. Обаме и членам конгресса США с призывом не использовать вооружённую силу в Сирии. В целом папские миротворческие усилия встретили самый благоприятный отклик не только в самой Сирии, но и в мире.

Созвучность подходов действующего и предыдущего понтифика к узловым вопросам нравственности в международных отношениях особо наглядно видна при анализе посланий Бенедикта XVI последних лет по случаю Всемирного дня мира, который ежегодно отмечается 1 января Святым Престолом и Католической церковью. Каждое из этих обращений посвящается и касается определённой темы, а Госсекретариат Ватикана традиционно направляет их главам государств и правительствам стран мира, церквям соответствующих стран.

В 2010 году подобное послание Бенедикта XVI было озаглавлено "Если хочешь взращивать мир - береги творение" , и оно было сконцентрировано на ответственности за состояние как окружающей среды, так и всей планеты Земля, включая и проблемы, возникшие вследствие глобального финансово-экономического кризиса. Лейтмотивом обращения является положение о взаимосвязи экологии с миром на Земле, о том, что имеющие место экономические, экологические, продовольственные или социальные кризисы обладают нравственной основой и плотно переплетены между собой Отсюда, как констатируется, экологическая деградация зачастую спровоцирована недостатком дальновидной официальной политики, погоней за быстрой разовой выгодой материального свойства.

Акцентируя внимание на личной и коллективной ответственности народов развитых и развивающихся государств за экологическое благосостояние мира, глава Ватикана призвал как международное сообщество, так и национальные правительства, выработать совместно коллективный план действий по преобразованию моделей глобального экономического развития, потребления и производства, разработать соответствующие юридические и экономические нормы, действуя солидарно с народами беднейших регионов и будущими поколениями. По заключению Бенедикта XVI в центр любой модели развития следует ставить человека, человеческую личность.

Папа Ратцингер высказался в послании за доступ всех государств к энергоресурсам, за то, чтобы были сокращены потребности развитых стран в энергии и рационализировано её применение. Подчёркнута значимость научно-технических исследований для управления ресурсами Земли и предложено всячески содействовать такой работе, исходя из задач усиления "союза между человеком и окружающей средой".

В полный голос Ватикан заявил при этом о необходимости успешного продвижения вперед усилий мирового сообщества по реализации поэтапного разоружения и уничтожения ядерного оружия.

1 http://www.vatican.va/holy_fathei/benedict_xvi/messages/peace/index_en.htm

Основная тема послания Бенедикта XVI к Всемирному дню мира 1 января 2011 года "Религиозная свобода, путь к миру" - то есть значимость соблюдения принципа свободы религии в построении мирного и справедливого общества .

В документе утверждается, что в современном мире не искоренены гонения по конфессиональному признаку и религиозная нетерпимость. Согласно выводу понтифика, наиболее дискриминированной религиозной группой ныне являются христиане. В этой связи внимание мирового сообщества привлечено к положению христиан в районе Святой Земли и в Ираке, и выражается тревога по поводу их непрекращающегося исхода из мест исторического проживания. Возвращаясь к теме христианских корней Европы, глава Ватикана напомнил о важности этого фактора для понимания роли европейского региона в истории.

Понтифик поднял затем вопрос о повышении нравственной составляющей в политике и дипломатии. В частности, было заявлено, что силу и престиж международному праву придаёт "нравственное оружие", под которым понимается в первую очередь неукоснительное соблюдение заключенных договоров.

Подчёркивалось, что в современном глобализированном мире, для которого характерны "всё более многонациональные и многоконфессиональные общества", религии способны стать "важным фактором единства и мира". Опираясь на это, Папа Ратцингер призвал к развитию диалога во имя мира и справедливости.

Часть документа была посвящена роли семьи в контексте затронутых проблем и в ней говорилось, что "семья - главная ячейка человеческого общества", "важнейшее пространство подготовки к гармоничным отношениям на всех уровнях, включая международный".

Обращение Бенедикта XVI к Всемирному дню мира 1 января 2012 года озаглавлено "Учить молодёжь справедливости и миру" и посвящено роли молодого поколения, семьи и воспитания в построении мирного и справедливого общества .

Все эти вопросы анализируются и трактуются в послании через призму проблем современного мира, порождённых глобальным финансово-экономическим кризисом, "охватившим сферы общества, труда и экономики". Специально замечено, что данный кризис имеет под собой нравственную основу, его корни носят "культурный и антропологический" характер.

Особый вклад в решение проблем общества призвана внести молодёжь. Бенедикт XVI заявил, что материнство и отцовство постоянно должны получать поддержку со стороны государства, и призвал политических лидеров "оказывать реальную помощь семьям и образовательным учреждениям". Было рекомендовано содействовать также воссоединению семей, оказавшихся разделёнными из-за необходимости поиска средств к существованию. Само же молодое поколение, как сказано далее, должно занимать активную жизненную позицию, "бороться с несправедливостью и коррупцией".

Всё послание 2012 года пронизано мыслью о том, что в основе воспитания лежит уважение достоинства человеческой личности. Рассуждая о необходимых условиях для утверждения мира, Бенедикт XVI рассматривает в качестве приоритетных нравственные и духовные факторы, полагая, что только на основе "сострадания, солидарности", "совести людей" возможно "содействовать росту, сотрудничеству в развитии и урегулированию конфликтов".

Существенная часть обращения посвящена понятиям свободы и релятивизма в свете затронутых проблем. Подлинная свобода не может "заключаться в отсутствии обязательств или быть во власти произвола" и неразрывно связана с естественным нравственным законом, обладающим "универсальным характером". Для её воплощения нужно

1 Ibidem.

2 Ibidem.

преодолеть релятивистский взгляд на мир, который "не признаёт ничего окончательного" и "разделяет людей, замыкая каждого внутри собственного "я".

1 января 2013 года было оглашено воззвание Папы Бенедикта XVI "Блаженны те, кто борются за мир", направленное на воодушевление всех людей стать поборниками мира. В документе подчёркивается: "Вызывают тревогу очаги напряжённости и растущего неравенства между богатыми и бедными, превалирование эгоистичного и индивидуалистского менталитета, проявляемого и со стороны распущенного финансового капитализма. Помимо разнообразных форм международного терроризма и преступности, опасным для мира является тот фундаментализм и те призраки, которые передергивают истинную природу религии, призванной способствовать причастию и примирению между людьми" . Мир, как декларируется, не мечта, не утопия, он может быть . Для преодоления текущего финансового и экономического кризиса рекомендуется осуществлять экономическую активность "на общее благо", "на пользу нынешним и будущим поколениям"3.

Папа Франциск после возвращения из Рио-де-Жанейро принял решение посвятить День мира 2014 года теме "Братство - основа и дорога к миру", нацелив его на противостояние "глобализации безразличия", продвижение "культуры встречи"4.

Папская поездка в Рио-де-Жанейро в конце июля 2013 года для участия в проведении ВДМ - основного католического молодёжного мероприятия, организуемого по инициативе Ватикана каждые два-три года на разных континентах, стала впечатляющим свидетельством настойчивости Папы Бергольо в формировании и продвижении нового курса РКЦ.

При всём том, что велик риск упустить в концентрированном обобщении те или иные субстантивные элементы папских предложений, попытаемся всё же выделить в них основное.

Откровенно и критично заявив в Рио-де-Жанейро, что "есть молодые люди, которые утратили веру в церковь и даже Бога из-за непоследовательности многих христиан и служителей Евангелия", понтифик призвал латиноамериканский, а по сути - всемирный, епископат "вступить на путь обновления", поскольку церковь отстаёт от велений времени, упорствует в следовании по "наезженной колее", тогда как необходимо уйти от "ви-зантийства", "обюрокрачивания, превращения в чиновников некой неправительственной организации".

Острыми язвами церкви были названы: "клерикализм", "демоны карьеризма", "за-цикленность лишь на "светлом завтра", в то время, как "в центре внимания должны быть те, кто сегодня страдает и не в состоянии ждать" . "Именно это нынешнее сегодня, а также маргиналы общества есть плоть церкви", - подчёркивал Франциск, воззвав не только распахнуть церковные врата миру, но и обеспечить выход церковнослужителей на "периферию существования"6. Подвергнув жёсткой критике "княжескую психологию" в среде духовенства, он ратовал за внедрение в пастырское мировоззрение концепций "внутреннего и внешнего аскетизма". Двумя основными элементами работы по окорм-лению были названы: близость к людям и постоянный, проникнутый заботой и душевностью контакт с ними. Церковь, как утверждалось, должна быть "обслуживающей и помогающей институцией, а не контрольным либо административным органом, своего рода менеджером, говорящим на сложном и непонятном языке"7.

1 Ibidem.

2 Ibidem

3 Ibidem

4 http://www.news.va/en/news/139595

5 http://intemacional.elpai3.com/intemacional/2013/07/28/actualidad/1375039979_077552.html

6 http://internacional.elpais.com/intemacional/2013/07/29/actualidad/1375056850_615158.html

7 http://ncronline.org/blogs/ncr-today/francis-delivers-some-bracing-truth-brazil

Исходя из данной установки было определено и место пастыря - "не в центре, а на периферии". В целом "теория периферии", возврата к Евангелию преподносилась в качестве альтернативы правым, центристским и левым политическим концепциям.

Изложенный папский подход к путям ведения диалога с современным миром и религиозным многообразием отражал открытость и готовность к взаимодействию. Главное, как явствовало из провозглашенного в ходе целого ряда мероприятий ВДМ, состоит в налаживании солидарности с нуждающимися в "хлебе насущном" и просвещении. Все мировые конфессии были призваны сообща действовать на благо обездоленных, "оставив в стороне эгоизм, действуя в соответствии с ценностями веры". "И не имеет значения, решит ли проблему обучения ребенка католик, протестант, православный или иудей". "Мы обязаны работать на благо страждущих. Нам нельзя ссориться между собой и бросить их" .

Актуальным и содержательным было обращение Франциска к молодёжи. В канун его поездки в Бразилию, пережившую волну мощных протестных выступлений с массовым участием молодёжи против социальных бед и коррупции, наибольший интерес вызывало папское мнение по этому поводу. И понтифик без колебаний защитил право протестующих быть услышанными . Его осуждению подверглась существующая в мире финансово-экономическая система, отвергающая, как отмечалось, две группы людей: пожилых, поскольку они уже не участвуют в производстве, и молодёжи, не создавая для неё необходимых рабочих мест. В итоге, констатировалось далее, одни лишены возможности передавать свой опыт, а вторые - способности строить собственное будущее. Общество с такими устоями, следовало из мысли Папы Бергольо, вряд ли является стабильным .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И накануне визита, и в ходе него глава Ватикана с негодованием говорил о том, что "солидарность, являющаяся сокровищницей бедных, зачастую рассматривается контрпродуктивной, противоречащей финансовой и экономической целесообразности", а "стремление к мощи и накопительству теперь не знает пределов"4.

Излагая гуманистическое видение политики, экономики, искоренения бедности, вновь, как и в Риме, особый упор Папа Римский делал на настоятельной потребности современного общества в этике, основанной на трансцендентном достоинстве человека, решительном отказе от практики превращения этого самого человека в объект потребления . Свои мысли о "социальном смирении" он сопровождал пояснениями о безальтер-нативности "разговора на равных, лицом к лицу, а не сверху вниз'*5. Наилучшим каналом лом преодоления противостояния между эгоистическим безразличием и насильственным протестом был квалифицирован "конструктивный диалог" . Выделялись три основных вида такого рода работы: диалог как средство урегулирования конфликтов; близость к людям, далёким от любой бюрократии; культура контакта. Все в мире по этой формуле имеют что дать и что получить. Как бы между строк звучало, что разумной альтернативы движению навстречу друг другу нет, в противном случае пагубные потери коснутся каждого.

Папские выступления и проповеди на бразильской земле были выдержаны в духе энтузиазма и надежды, скорее характерном для политиков, чем для духовных лидеров, содержали призывы "не поклоняться претендующим сейчас на место Бога идолам: деньгам,

1 http ://www.tg 1 .rai.it/dl/tg 1/2010/articoli/ContentItem-43e3bf86-82dd-4d1d-bbde-81e742724060.html

2 http://internacional.elpais.com/intemacional/2013/07/25/actualidad/1374778417_539775.html

3 http://mnewsm.com/religy/28jul2013/papaspeach.html

4 http://www.vatican.va/holy_father/francesco/speeches/2013/may/documents/papa-francesco_20130516_nuovi-ambasciatori_it.html

5 http ://www.tg 1 .rai.it/dl/tg 1/2010/articoli/ContentItem-9c2b84cc-af88-4af9-9e18-e4f78904f610.html

6 The Guardian, 28.07.2013.

7 http://www.newsru.com/religy/28jul2013/papaspeach.html

успеху, силе или наслаждению"1. Были определены и цели, к которым призвана стремиться молодёжь - "все более справедливому, солидарному и братскому миру"2.

Одновременно с осуждением разного типа экстремистских настроений среди молодых людей в полный голос говорилось о необходимости того, чтобы они "смело шли против течения, проявляли творчество в отстаивании высоких идеалов, были революционерами и повстанцами в противостоянии культуре консумизма и обесчеловечивания, истинным окном для приходящего будущего". И акцент во всём этом ставился на тезис о "создаваемой ныне вечной жизни", то есть высокой актуальности осуществляемого в настоящее время.

В трезво и реалистично мыслящей аудитории, и не только российской, предлагаемое Папой Франциском не встречает отторжения. Более того, множатся голоса в его поддержку и тех, кто многие десятилетия гневно критиковал и порицал политику Ватикана. Весьма интересными считаем суждения известного бразильского католического мыслителя и публициста Л. Боффа, явившегося одним из разработчиков латиноамериканской "теологии освобождения" и по сути отлученным от церкви.

Одобрительно отозвавшись об итогах участия Папы Бергольо в ВДМ, богослов выделил созвучность папской концепции "бедной церкви для бедных" с тем, что он и его единомышленники проповедуют с времён II Ватиканского собора. "Революцией в церкви" охарактеризовано то, что Франциск поощряет подключение верующих к политике, тогда как его предшественники рассматривали, по крайней мере, официально, политику чем-то крайне негативным. Л. Бофф убежден, что "консервативные силы в Ватикане, известные отсутствием у них социальной чувствительности, ощущают себя задетыми происходящим, и до того, как они отрекутся от своих воззрений, потребуется время"5.

Суммируя суждения критиков и противников Папы Бергольо, видно, что его обвиняют в демагогии, поведении по типу "священника пригородного прихода", а не руководителя крупной мировой религии и суверенного государства. Такие же упреки полвека назад адресовались и Папе Иоанну XXIII, вошедшему в историю католицизма созывом Вселенского собора - эпохального события для РКЦ.

Заметны попытки выложить на Папу Бергольо некий компромат, подпортить складывающуюся вокруг него благоприятную атмосферу. Так, буквально на второй день после завершения конклава в мировую прессу был вброшен тезис о слабом-де здоровье первосвященника, поскольку с юности он живет с одним действующим легким. На это друзья и помощники иерарха ответили, что он в отличной форме, жизнелюбив и остаётся заядлым футбольным болельщиком, поклонником аргентинского танго.

Но "поборники правды" продолжают затеянное, вновь и вновь внедряя утверждения, что в годы военной диктатуры в Аргентине (1976-1983 гг.) нынешний понтифик не заступился за двух священников-иезуитов, тайно брошенных "эскадронами смерти" в тюрьму за их деятельность в бедных районах. Ватикан без промедления с негодованием опроверг такие обвинения, возложив ответственность за них на "антиклерикальные левые круги, выступающие с антицерковных позиций". А известный аргентинский писатель Адольфо Перес Эксивел, получивший Нобелевскую премию мира за борьбу в защиту прав человека, заявил: "Были епископы, которые поддерживали военную хунту, но Бергольо в таком не участвовал"4 (писатель, заметим, весной 2013 г. побывал в Ватикане в гостях у понтифика).

1 Le Monde, 24 juillet 2013.

2 24 Heures, 19 juillet 2013.

3 24 Heures, 29 juillet 2013.

4 L'Hebdo, 21 mars 2013.

Известный политико-социальный аналитик Бразилии К. Росси является не единственным из тех, кто сетует, что Франциск "по существу ничего не предлагает"1. К этому добавляется, что сам Ватикан трудно считать или сделать бедным, поскольку он обладает мощным и далеким от прозрачности банком - "Институтом религиозных дел". Да и Святой Престол - центр власти, от чего вряд ли можно отступить или отказаться. Аналогичную точку зрения отстаивает бразильский социолог и политолог Э. Садер, возглавляющий кафедру в университете г. Сан-Пауло. Он заученно и, выдавая желаемое за действительное, твердит: "Папе нечего сказать по темам, которые волнуют молодёжь и современный мир. Его дискурс оказывается консервативным, как только затрагиваются темы о роли женщины в церкви, аборте, разводе и т. д. По случаю может быть запущено проникнутое симпатией представление о действующем Папе, сделанное на контрасте с его мало привлекательным предшественником, но оно не будет иметь какого-либо влияния на обстановку в Бразилии и всей Латинской Америке"2.

Стоило было Франциску высказаться в Бразилии против либерализации наркотиков в Латинской Америке (подобные настроения дают всё больше о себе знать в ряде государств региона), как сразу же замелькали обвинения понтифика в анахронизме, приверженности архаичным догмам и установкам. Для подкрепления этих утверждений вновь и вновь повторяется о невозможности отступления Папы от жёсткой позиции Ватикана в вопросах сексуальной морали, однополых браков, контрацепции, эвтаназии, целибата. Зная папские высказывания о чрезвычайно важной роли женщины в жизни церкви, его оппоненты, как бы забегая вперед и исключая любые подвижки в этом деле, выказывают неверие в "феминизм в церкви", то есть в возможность женского священнослужения. Делаются многочисленные ссылки на первую энциклику Франциска "Люмен фидеи" ("Свет веры"), написанную им совместно с Бенедиктом XVI, в которой он обозначил свои взгляды на брак между мужчиной и женщиной, указав, что семья - союз, рожденный любовью людей разных полов, созданный с осознанием и принятием блага такого различия и с целью рождения детей .

Во время пребывания в Бразилии Франциск последовательно ратовал в пользу экуменизма - диалога РКЦ с другими религиями. Но всё ещё не изжита и даёт о себе знать со стороны религиозных интегристов уверенность в том, что только католическая церковь является хранительницей истины, и другие конфессии должны приноравливаться к католической доктрине. По сути, отклоняется мысль Франциска о многоликости мирового многогранника, когда каждая религиозная конфессия обладает собственной истиной, а вместе они формируют полноценный облик веры.

Шквал негодования и недовольства вызвали и слова понтифика об атеистах, к которым можно и нужно относиться хорошо, если они делают добро и заботятся о людях . Контратезис критиканов заключается в том, что искупление от Христа может распространяться только на верующих, людей находящихся в лоне церкви Мелькают ссылки на Папу Бенедикта XVI, который-де неукоснительно отстаивал твёрдость в отношении неверующих.

Показательной представляется статья корреспондента CNN Э. Марраподи, опубликованная на сайте канала накануне визита понтифика в Бразилию и посвящённая этому событию под заголовком "Стал ли Папа Франциск католической принцессой Дианой?"5. В материале проводятся параллели между тем, что делает понтифик сегодня и давними

1 http ://internacional.elpais .com/intemacional/2013/07/25/ actualidad/1374772641_631565.html

2 http://elcomercio.pe/actualidad/1607740/noticia-papa-america-latina-lo-que-iglesia-catolica-busca-francisco

3 http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2013/07/130705_rn_pope_encyclical_marriage.shtml

4 The Guardian, 22 may 2013.

5 http://religion.blogs.cnn.com/2013/07/14/is-pope-francis-the-catholic-princess-diana/?iref=allsearch

усилиями со скудными результатами британской королевской особы в пользу бездомных, больных СПИДом, пострадавших от противопехотных мин. Пространно и вроде беспристрастно цитируются замечания тех, кто выступает с ультраконсервативных позиций в вопросах жизни церкви, её литургии.

Звучащие в реалистично и доброжелательно относящихся к Папе Франциску кругах сомнения в осуществимости его задумок лаконично передала испанская газета "Эль Па-ис": "Бенедикт XVI в последние годы жил практически в изоляции, занимаясь тем, что писал и молился, отгороженный, как бы броней, его секретарями, подвергнутый, как стало известно из документов, просочившихся в результате "дела Ватиликс" , постоянной дискредитации со стороны своих ближайших сотрудников. А раз такое произошло с Йо-зефом Ратцингером, который до того, как стать Папой, 24 года был префектом Конгрегации Доктрины Веры, не может ли подобное случиться с Бергольо, который, будучи кардиналом, посещал Рим по делам и необходимости, избегал участия в ужинах и неофициальных встречах, предпочитал общение с друзьями, а не видными персоналиями"2.

Как бы то ни было, из паломничества в Бразилию понтифик возвратился в Ватикан убеждённым в поддержке своих планов. И, судя по всему, такая поддержка на самом деле была продемонстрирована не только в ходе заключительного богослужения на пляже Копакабаны, где присутствовало 3 млн человек, но и в ходе других многочисленных встреч, проповедей, речей в самых различных аудиториях.

Теперь, как явствует из сообщений папской пресс -службы, Франциск приступил к решению крайне непростых вопросов, поставленных им самим. Это прежде всего реформа Римской курии, то есть головного церковного механизма, в соответствии с рекомендациями комиссии из восьми кардиналов, специально созданной для этого понтификом, и децентрализация в церкви, и усиление борьбы с аморальным поведением в среде бого-служителей - педофилией, и подбор людей, на которых можно положиться при реализации "переезда на периферию", и придание ватиканской финансовой системе большей прозрачности и легитимности.

Насколько трудной будет реализация данных проектов видно из развернувшейся в высшем ватиканском эшелоне дискуссии, а по сути - полемики, касательно реконструкции ватиканского банка. Если Папа Бергольо не делает секрета из своего намерения модернизировать эту структуру, то являвшийся тогда государственным секретарём (т.е. премьер-министром) Святого Престола кардинал Т. Бертоне в начале августа 2013 года без каких-либо внешних оснований публично заявил, что реформа банка "была начата ещё до прихода нового понтифика", а сам по себе "Институт религиозных дел" - "был и остаётся для церкви крупным ресурсом"5. С учётом этого и равных по роду обстоятельств ясно, что только время покажет, как и насколько успешно будут реализованы папские инициативы.

Завершая Всемирный день молодёжи в Рио, понтифик объявил о своём решении провести следующий ВДМ в 2016 году в польском городе Кракове, архиепископом которого до своего избрания Папой Римским был К. Войтыла. К этой новой встрече с молодёжью Франциск, конечно же, постарается добиться весомых результатов в определенных им областях.

В условиях, когда деятельность главы Ватикана вызывает неоднозначные и порой взаимоисключающие заключения, заслуживающей внимания представляется позиция, публично изложенная в конце июля 2013 года влиятельным кардиналом В. Каспером, воз-

1 Дело "Ватиликс" - совокупность событий, связанных с кражей камердинером Бенедикта XVI П.Габриеле секретных документов Ватикана и передачей их журналисту Дж. Нуцци. Скандал получил своё название по аналогии с сайтом "Викиликс" - В.Б.

2 http://internacional.elpai3.com/intemacional/2013/03/28/actualidad/1364469977_794070.html

3 http ://www.iltempo .it/mobile/cronache/2013/08/04/la-riforma-dello-ior-era-gia-avviata-1.1161845

главлявшим на протяжении длительного времени ряд ключевых ватиканских служб и механизмов и участвовавшим в избрании ныне действующего понтифика. Кардинал, кстати, уверен, что Папа Франциск сумеет реформировать Римскую курию как ментально, так и структурно, поскольку он "целеустремлён, знает, чего хочет и делает то, что считает нужным" "Папу, - по словам В. Каспера, - невозможно втиснуть в рамки классической европейской дискуссии консерваторы-прогрессисты, так как такая схема себя исчерпала. Франциск не консерватор и не прогрессист. Ему нужна бедная церковь и для бедных, он в полной мере сознает, что большинство людей в мире живёт в нищете, и думаю, что он изменит повестку дня церкви. Модель западной цивилизации больше не действует. Церковь должна серьёзно относиться к проблемам так называемого третьего мира (это выражение больше уже ничего, как в прошлом, не говорит), то есть нового мира, новых пространств, не являющихся Западом. Многих разочарует Франциск. Консерваторы это уже демонстрируют, поскольку он не обладает интеллектуальным уровнем Бенедикта и устранил папский двор - анахронистскую барочную структуру. Но и прогрессисты будут разочарованы: да, он изменил манеру поведения Папы, но он не изменил суть. Между ним и Бенедиктом сохраняется непрерывность учения. Он не изменит позицию по целибату священнослужителей, не

1

встанет на путь женского священства и дел, в пользу которых выступают прогрессисты .

Оценки кардинала В. Каспера важны и полезны, так как отражают взгляды тех деятелей в Ватикане и Католической церкви, которые сознают сложные для католицизма последствия секуляризации и убеждённо ищут пути укрепления его позиций в мире XXI века. Резонным представляется и замечание о том, что Франциск - человек церкви, а не адепт той или иной политической силы современности.

В свете процитированных идей В. Каспера нетрудно заключить, что торопливое использование в международном сообществе и СМИ классических оценочных мерил в анализе дел и намерений Папы Бергольо может приводить и, вероятно, уже приводит к передержкам и "наклеиванию ярлыков", штампуемых по клише из прошлого.

Руководствуясь интересами объективности, а не ностальгией по ушедшему, напомним, что совсем недавно в конце 2010 года, на сайге "Викиликс" была опубликована объёмная подборка донесений посольства США в Ватикане периода конца первого десятилетия XXI века. В этих шифротелеграммах государство аккредитации диппредставитель-ства резонно квалифицировалось "источником исключительно важной информации", "весьма полезным в качестве союзника". Одновременно давалась своеобразная, мягко говоря, характеристика руководящих деятелей и представителей Ватикана: "семидесятилетние старики, провинциалы, слабо использующие современные средства связи и новые технологии", а об одном из иерархов РКЦ говорилось: "поддакивающий человек, лишен дипломатического опыта и не говорит на английском языке" . При подробном описании второстепенных деталей и мелочей не замечено ни одного указания на процессы, которые привели к приходу в Ватикан действующего понтифика и заявили о себе в 2013 году.

Папа Бергольо проповедует высокую нравственность, действует в пользу претворения соответствующих норм в жизнь. Первые практические шаги понтифика благотворно перекликаются с убеждённостью, прозвучавшей в поздравлении ему В. В. Путина в связи с избранием, что взаимодействие России и Ватикана "будет и далее успешно развиваться на основе объединяющих нас христианских ценностей" .

1 http://www.ilfoglio.it/soloqui/19091

2 ^теге ёе11а 8ега, 11 ёюетЬге 2010.

3 http://www.krem1in.ru/new3/17670

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.