Научная статья на тему 'Васильева С. В. , бураева С. В. «Иркутско-Амурская епархия: 100 лет в истории древлеправо-славия»: рецензия на научную монографию'

Васильева С. В. , бураева С. В. «Иркутско-Амурская епархия: 100 лет в истории древлеправо-славия»: рецензия на научную монографию Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
92
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Васильева С. В. , бураева С. В. «Иркутско-Амурская епархия: 100 лет в истории древлеправо-славия»: рецензия на научную монографию»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Васильева С.В., Бураева С.В. «Иркутско-Амурская епархия: 100 лет в истории древлеправо-славия»: рецензия на научную монографию

Рост конфессионального самосознания в современной России все больше требует глубокого изучения истории разных этно-конфессиональных сообществ, составивших основу отечественного общества. Поэтому не случайно лучшие представители современной науки не обходят стороной религиозный аспект исторического процесса. При этом большую роль в исследовании разных конфессиональных организаций играет обращение к региональному измерению истории. На фоне общего многообразия регионов России полиэтничностью и поли-конфессиональностью отличается Байкальская Сибирь. И свой колорит в это многоцветие традиций вносит наличие мощного старообрядческого анклава. Поэтому монография известных забайкальских историков С.В. Васильевой и С.В. Бураевой видится как своевременный научный шаг в деле дальнейшего постижения истории старообрядчества Байкальского региона.

В качестве объекта своего исследования авторы выбрали Иркутско-Амурскую епархию Белокриницкого согласия. Это согласие, будучи одним из самых непредставительных количественно, тем не менее в исследуемый период проявило многие специфические черты местного староверия. Факт появления этого согласия в крае в конце XIX в., его относительно быстрое развитие в начале века XX, противоречия и достижения в организации епархиальной структуры, характер отношений с властями (имперскими и советскими) и другими группами населения (старообрядческими и нестарообрядческими) - это и многое другое проливает свет на важные аспекты истории старообрядчества края. Местные белокриницкие имели устойчивые связи с духовными и экономическими центрами своего согласия в Москве, других городах России и за ее пределами. Они принимали участие в соборах и съездах своего согласия, которые проходили как в дореволюционное, так и в по-стреволюционное время. Именно они в 1917 г. организовали «Союз забайкальских старообрядцев» и выдвинули своих кандидатов для участия в выборах в Учредительное собрание. Все это говорит о том, что объективный процесс развития местного старообрядчества привел к необходимости смягчения доктрины семейской бег-лопоповщины, более либеральные представите-

ли которой стали переходить в белокриницкое согласие.

В монографии представлен интересный обзор научной литературы, который представлен в рамках устоявшейся периодизации и определяет труды, внесшие существенный вклад в исследование истории старообрядчества региона. Отдается дань почтения заслуженным корифеям темы, к коим можно отнести Л.А. Ровинского, В.П. Гирченко, А.П. Селищева, А.М. Попову, Л.Э. Элиасова, Ф.Ф. Болонева и др. При этом хотелось бы отметить, что современных иркутских исследователей, приведенных в обзоре можно определить не только «как школу профессора А.В. Дулова», а как учеников и представителей всей иркутской школы историков (а применительно к А.С. Маджарову - еще и ленинградской).

Любопытно, что белокриницкое согласие, столь бурно развивающееся в то время в центральной России, на фоне старообрядческих сообществ Байкальской Сибири в информационном плане стало «подавляющим меньшинством». Деятели белокриницкой епархии и отдельных общин вели большую переписку и развитое делопроизводство. Многие из этих материалов сохранились и отложились в ряде фондов региональных архивов (больше всего в 478 фонде ГАРБ). Подобная ситуация привела к тому, что именно история белокриницкой иерархии в крае в большей мере обеспечена доступными письменными источниками. Дабы избежать подобной односторонности, авторы монографии развернули историю белокриницкой епархии на фоне истории всего старообрядчества края. Ими использован богатейший массив источников по истории разных согласий, имевших здесь распространение. Это позволило провести исследовательские параллели и выявить специфические черты в развитии белокриницкой епархии.

В монографии обстоятельно излагается история создания и функционирования белокриниц-ких общин в имперский период, освещаются проблемы, с которыми столкнулись иерархи и прихожане в период становления и развития советской власти, результаты столетнего развития Иркутско-Амурской епархии. При этом хотелось бы отметить, что текст создан на основе

Костров А.В. «Иркутско-Амурская епархия: 100 лет в истории древлеправославия» С.В. Васильева, С.В. Бураева: рецензия на научную монографию_______________________________________________________________________________

всестороннего анализа интересных архивных материалов. К сожалению, подобную «архивную насыщенность» не так часто встретишь в современных научных трудах. Также большим плюсом выступает трансрегиональный подход, в рамках которого сначала выясняются пути движения старообрядческих мигрантских сообществ, а потом прослеживается развитие институционных связей Прибайкалья (несемейская община Иркутска), Забайкалья (семейские общины Тарбагатая, Куйтуна, Верхнеудинска и т.д.) и Дальнего Востока (смешанные общины семейских и несемейских старообрядцев) в рамках старообрядческой епархии. И что особенно важно, история епархиальной институции представлена не как безликая структура. Она наполнена конкретным человеческим содержанием и имеет свое узнаваемое лицо. Это образы епископов, священников и прихожан, которые умело реконструированы авторами. И, конечно же, это образ известного далеко за пределами родного Верхнеудинского уезда епископа Афанасия как человека, в судьбе которого эпоха ярко отражена.

Особое место в монографии отводится книж-

ному наследию старообрядцев. При этом на фоне общей картины книжных собраний семейских выявляются литературные собрания бело-криницких иерархов и прихожан, приводятся их всесторонняя характеристика и анализ. Это позволило развернуть перед современником круг чтения, картину культурных стремлений, глубокую духовность и культурную миссию старообрядцев, которую они выполняют в отечественной и мировой истории.

Монография имеет информативные приложения (переписка старообрядческих деятелей, делопроизводство старообрядческих общин, описание старообрядческих библиотек), которые делают ее не только важным историографическим, но и заметным источниковым явлением в исследовании старообрядчества Байкальской Сибири.

От лица исследователей истории староверия выражаю благодарность авторам за прекрасное научное произведение, которое, как нам видится, займет достойное место в ряду лучших монографий, посвященных такой сложной и вместе с тем такой нужной теме.

А.В. Костров

д-р ист. наук, доц. кафедры современной отечественной истории ИГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.