Научная статья на тему 'Вариативные образовательные программы дошкольного детства России и Казахстана'

Вариативные образовательные программы дошкольного детства России и Казахстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5301
560
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / PRESCHOOL UPBRINGING / PRESCHOOL EDUCATION / VARIABLE-BASED PROGRAMS / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL COMPLEXES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аубакирова Рахила Жуматаевна

В статье акцентировано внимание на вариативных и комплексных программах дошкольного воспитания России и Казахстана. Дана краткая характеристика, определены целевые ориентиры, описаны возможности и условия применения данных программ в практике дошкольного обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIABILITY-BASED EDUCATIONAL PROGRAMS OF THE PRESCHOOL CHILDHOOD IN RUSSIA AND KAZAKHSTAN

The article is focused on variability-based and complex programs of preschool education in Russia and Kazakhstan. A brief description has been presented; the target objects have been determined; the opportunities and conditions of the use of the given programs in the practice of preschool education and upbringing have been described.

Текст научной работы на тему «Вариативные образовательные программы дошкольного детства России и Казахстана»

УДК 373.4

Аубакирова Рахила Жуматаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Семипалатинского государственного университета им. Шакарима [email protected]

Aubakirova Rakhila Zhumataevna

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Psychology of Semey State University named after Shakarim [email protected]

ВАРИАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА РОССИИ И КАЗАХСТАНА

В статье акцентировано внимание на вариативных и комплексных программах дошкольного воспитания России и Казахстана. Дана краткая характеристика, определены целевые ориентиры, описаны возможности и условия применения данных программ в практике дошкольного обучения и воспитания.

Ключевые слова: предшкольное воспитание, дошкольное образование, вариативные программы, учебно-воспитательный процесс, учебно-методические комплексы.

VARIABILITY-BASED EDUCATIONAL PROGRAMS OF THE PRESCHOOL CHILDHOOD IN RUSSIA AND KAZAKHSTAN

The article is focused on variability-based and complex programs of preschool education in Russia and Kazakhstan. A brief description has been presented; the target objects have been determined; the opportunities and conditions of the use of the given programs in the practice of preschool education and upbringing have been described.

Key words: preschool upbringing, preschool education, variable-based programs, educational process, educational complexes.

В последнее время произошли радикальные изменения в системе образования в Казахстане в области предшкольной подготовки в связи с планируемым переходом на 12-летнеее образование. Перед педагогической наукой высветился ряд проблем, связанных с подготовкой педагогических кадров, разработкой учебно-методических комплексов, материально-технической оснащенностью учебно-воспитательного процесса предшколы.

В Казахстане в рамках дошкольного воспитания освоены и довольно активно применяются такие технологии как «Шаг за шагом», «Самопознание» С. Назарбаевой, игровые, здоровьесберегающие, авторские технологии и т.д. Однако они не получили широкого научного обоснования, не систематизированы и мало изучены. Тем не менее, ведется определенная работа по разработке вариативных программ, в том числе и в рамках предшкольного образования. Свидетельством тому являются разработанные в последнее время альтернативные программы «Карлыгаш» (2007 г.) и «Біз мектепке барамыз» (2011 г.).

Образовательная учебная программа воспитания и обучения «Карлыгаш» является комплексной и охватывает основные направления развития ребенка. Программа нацелена на формирование и воспитание творческой личности ребенка в тесном партнерстве с его семьей и психологическая подготовка его к обучению в школе. Положительной характеристикой данной программы является разработанное авторами учебно-методическое сопровождение программы «Карлыгаш». Разработан учебно-методический комплекс для предшкольной подготовки для детей пяти-шестилетнего возраста, в который входят учебно-методическое пособие для педагогов, хрестоматия для чтения, азбуки-тетради для индивидуальной работы детей, дидактический и раздаточный материал, детские маски для театрализованной деятельности. Целью учебнометодического комплекса является обеспечение организации и построения целостного процесса воспитания, развития и обучения детей пяти-шестилетнего возраста. Содержание учебного материала направлены на формирование и развитие базисных основ личности ребенка через систему интегрированных занятий и интеграцию различных видов деятельности. Весь учебный материал преподносится детям не через отдельные предметы на учебных занятиях, проводимых по расписанию, как в школе, а в интегрированном виде. Педагог имеет возможность проявить творческий подход и разработать сюжет в соответствие с содержанием произведений и темой недели, который можно воплотить через различные виды деятельности. В учебно-методическом комплексе расписана пошаговая деятельнсть по организации педагогического процесса, тем не менее, педагог имеет право на творчество. Достоинством программы является интегрированный подход к отбору содержания с учетом принципов развития, индивидуализации, вариативности, целостности, координации подходов к воспитанию и обучению в условиях детского сада и семьи. Содержание программы реализуется через образовательные области: социум, здоровье и

безопасность, творчество и творческое выражение, познание, язык и коммуникация.

Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста <^з мектепке барамыз» («На пути к школе») раскрывает психолого-педагогические и содержательные аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста 5-6 лет и направлена на решение задач формирования у них ключевых компетентностей. Программа для детей 5-6 летнего возраста определяет базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее развитие личности ребенка и его готовность к последующему школьному обучению. В основе программы предусмотрена ориентация на фундаментальные закономерности развития ребенка и обеспечение условий для его психического и физического роста. Содержание программы направлено на реализацию цели обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, предполагает создание условий для раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, формирование системы знаний, направленных на разностороннее развитие личности, владеющей ключевыми компетентностями, базирующимися на общечеловеческих и национальных ценностях, воспитание творческой личности, способной к позитивным отношениям в социуме. Реализация содержания программы предусматривает работу по основным тесно связанным образовательным областям, каждая из которых содержит самостоятельные разделы, имеющие свое целевое направление. Индикаторы развития по каждой возрастной группе позволяют осуществлять процесс воспитания по следующим образовательным областям «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум».

При разработке данных программ и отборе содержания особое внимание уделялось вопросу реализации стратегических приоритетов, обозначенных в наиболее значимых документах Министерства образования и науки Республики Казахстан, принятых за последние годы, и в особенности в Государственном общеобязательном стандарте образования РК по дошкольному воспитанию и обучению, предшкольной подготовке, а именно:

- Изменение содержания образования от знаниецентристкого к компетентностному, т.е. направленность педагогического процесса на формирование у детей ключевых компетенций;

- Создание реальной модели личностно-ориентированного взаимодействия педагога с ребенком и семьей;

- Развитие личности ребенка через различные виды детской деятельности, т.е. игровой, театрализованной,экспериментирования и т.д.

Немаловажным достоинством данных программ является то, что теоретические основы и сопровождающий учебно-методический комплекс являются единым целым, как в содержательном аспекте, так и технологическом.

В Российской Федерации педагогический процесс обеспечивается специально разработанными программами и технологиями. Законом РФ «Об образовании» закреплено положение о вариативности образовательных программ. Поэтому для дошкольных учреждений разрабатываются новые образовательные программы и технологии с учетом педагогических инноваций и педагогических систем.

В истории дошкольной педагогики широкую известность получили вариативные программы, определяющие цели, задачи и содержание учебно-воспитательной деятельности с детьми в дошкольном учреждении. Первые проекты для ДОУ в СССР были созданы в 1932 г. Далее они постоянно совершенствовались. На территории Российской Федерации существует немало вариативных программ, утвержденных Министерством образования РФ. Все эти программы рекомендованы к использованию и построены на принципах личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. К числу таких программ относятся «Истоки», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Из детства - в отрочество» и другие.

Программа «Истоки» была создана авторским коллективом под руководством Л.А. Парамоновой. Целью данной программы стало разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование творческих способностей в соответствие с возрастными возможностями и требованиями современного общества. Программа охватывает такие направления как физическое, социальное, эстетическое, познавательное развитие, история, география и культура Родины, грамота, развитие речи и речевого общения, овладение вторым языком, здоровье. Достоинством программы является раздел «Содержание и условия педагогической работы», в которой предполагается выбор педагогом методов и технологий работы с дошкольниками по каждому из каждых направлений развития и воспитания детей.

Программа «Радуга» разработана авторским коллективом НИИ общего образования РФ под руководством Т.Н. Дороновой в 1989 г. Целевым ориентиром программы является обеспечение каждому ребенку радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства. В про-

грамме нашли свое отражение следующие направления работы «Развитие речи», «Ребенок познает мир», «Изобразительная деятельность», «Математика», «Конструктивная и практическая продуктивная деятельность детей», «Развитие музыкальности» и др. Стержневой основой программы является идея о психических новообразованиях в каждой возрастной группе от 2 до 7 лет. Программа предполагает развитие способностей детей посредством различных видов деятельности.

Заслуживает внимания программа «Детство», разработанная авторским коллективом преподавателей РГПУ имени А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург, 1995 г.). В основе документа лежит личностно-деятельностный подход. Программа охватывает такие направления, как «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание» и «Здоровый образ жизни», рассчитанные на младшую, среднюю и старшую группы. Примечательным является то, что авторы программы акцентировали внимание на вопросах усвоения ребенком культуры деятельности, творчества и сотрудничества.

Широко известна комплексная образовательная программа «Развитие», которая разрабатывалась коллективом сотрудников под руководством Л.А. Венгера в 1989 г. Программа содержит дифференцированный подход к детям разного уровня развития. Примечательным является то, что авторы считают нежелательным переносить в дошкольные учреждения формы организации обучения, использующиеся в школе. Следовательно, необходимо разрабатывать технологии, отвечающие возрастным особенностям дошкольников. Стержневой основой программы является личностно-ориентированная модель воспитания на основе сотрудничества и сотворчества.

Следует также отметить инновационные подходы, определяющие взгляд, стиль, позицию педагога, его отношение к личности ребенка, философское понимание таких категорий, как воспитание, развитие, формирование, обучение. Инновационные подходы в теории и практике дошкольного воспитания включают: признание субъективности ребенка; дифференциацию и индивидуализацию; диалог между субъектами педагогического процесса; организацию процесса обучения с учетом зоны ближайшего и актуального развития, сензитивных периодов детства; использование идей культурологической концепции Р.М. Чумичевой; экономического воспитания А.Д. Шатовой; индивидуально-ориентированного обучения А.Д. Давидчук и др.

Кроме комплексных программ в практике дошкольного образования применяются и программы, включающие одно или два основных направления. К ним относятся парциальные программы «Золотой ключик», «Одаренный ребенок», «Синтез», «Играем в оркестре по слуху», «Гармония» и другие.

В рамках государственных и вариативных программ широко используются педагогические технологии, которые можно рассматривать как совокупность средств, методов и приемов деятельности педагога, обеспечивающих эффективный результат в кратчайшие сроки. А если рассматривать педагогическую технологию как уровень мастерства педагога, то педагогические технологии будут отличаться своеобразием, вариативностью, творческим подходом, так как отражают уровень педагогического мастерства и творчества педагога.

Таким образом, наличие вариативных программ развития, воспитания и обучения дошкольников требует внимания при отборе для использования в практике работы воспитателя, а также дает возможность учитывать региональный компонент в образовательной деятельности, использовать многообразие технологий с целью совершенствования педагогического процесса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Новикова Г.П. Тенденции изменений в Российской системе дошкольного образования на современном этапе // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Дошкольное воспитание: состояние, направления и перспективы развития». Семей, 2010.

2. Колмогорова Л.С. Приоритеты предшкольной подготовки детей: общее развитие и общая культура // Материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф. «Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения» / под ред. Л.С. Колмогоровой. Барнаул, 2010.

3. Ковжасарова М.Р. и др. Технологизация учебного процесса: казахстанский опыт. Алматы, 2005.

4. Авилова Е.А. Становление концепции дошкольного воспитания в экспериментальной педагогике России: конец XIX - нач. XX вв.: дис. ...канд. педагог. наук. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.