Научная статья на тему 'Вариативные образовательные маршруты учащихся в массовой школе и их психолого-педагогическое обеспечение'

Вариативные образовательные маршруты учащихся в массовой школе и их психолого-педагогическое обеспечение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1931
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ВАРИАТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INDIVIDUALIZATION AND DIFFERENTIATION OF TEACHING / VARIANT EDUCATIONAL ROUTES / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ENSURING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галацкова Ирина Александровна

В статье рассматривается необходимость и возможность реализации вариативных образовательных маршрутов учащихся в массовой школе как интегрированная модель образовательного пространства. Доказывается результативность психолого-педагогического сопровождения четырёх вариативных образовательных маршрутов для учащихся с опережающими темпами развития, с ослабленным здоровьем, с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении, для одарённых учащихся с различными специальными способностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Variant Educational Routes for Comprehensive School Students and their psychologopedagogical support

This article is considered the necessity and possibilities of realization of variant educational routes for comprehensive school students regarded as an integrate model of educational space. The results of psychological and pedagogical accompanying of four variant educational routes are proved for advanced students, students with health problems, students with low motivation and students with school problems, talented students in different special affairs.

Текст научной работы на тему «Вариативные образовательные маршруты учащихся в массовой школе и их психолого-педагогическое обеспечение»

10. Новикова, Т. Г. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся [Текст] / Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков, М. А. Пинская // Профильная школа. - 2004. - № 2. - С. 48-55.

11. Романова, Е. С. Психологические основы профессиографии [Текст] / Е. С. Романова, Г. А. Суворова. - М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1990. -182 с.

12. Касаткина, Н. Э. К вопросу об использовании новых педагогических технологий в процессе профильного обучения старших школьников [Текст] /

Н. Э. Касаткина, С. В. Егорова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 4. - С. 297-307.

13. Петрова, Л. Е. Формирование творческих способностей школьников средствами живописи в условиях профильного обучения [Текст] / Л. Е. Петрова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 337-344.

14. Гончарова, Е. П. Профильное музыкальное обучение в условиях рынка образовательных услуг [Текст] / Е. П. Гончарова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 376-382.

15. Морылев, С. И. Активизация самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся художественных школ [Текст] / С. И. Морылев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 339-345.

УДК 378

Галацкова Ирина Александровна

Педагог-психологМОУ СОШ№ 21 г.Ульяновск, соискатель кафедры педагогики и психологии Ульяновского ИПКПРО, [email protected], Ульяновск

ВАРИАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ УЧАЩИХСЯ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ И ИХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Galatskova Irina Alexandrovna

А teacher of psychology of MOU SOSh №21, Ulyanovsk, a representative of psychological and pedagogical of professorship in Ulyanovsk IPKPRO, [email protected], Ulyanovsk

VARIANT EDUCATIONAL ROUTES FOR COMPREHENSIVE SCHOOL STUDENTS AND THEIR PSYCHOLOGO - PEDAGOGICAL SUPPORT

Изменившиеся социально-экономические условия развития общества предполагают новые требования к системе образования, к целям и направлениям её реформирования: повышение гибкости и мобильности образования, создание реальной вариативности образовательных систем, наиболее полный учет индивидуальных запросов и личных возможностей обучаемых. Перспективы развития современной системы образования все чаще

усматривают в большей альтернативности и индивидуализации обучения, в расширении форм образовательной деятельности. Всё чаще подчеркивается необходимость выбора учеником содержательных и процессуальных аспектов образования и максимальное приближение этого выбора к реальным интересам и возможностям ученика.

Одним из вариантов, способствующим реализации индивидуальных образовательных потребностей и права учащихся на выбор своего пути развития, является индивидуальный образовательный маршрут [2; 5].

Индивидуальный образовательный маршрут следует рассматривать как некую траекторию движения. В то же время в классе, как правило, есть дети, у которых по результатам диагностики выявляются сходные показатели тех или иных психических функций, свойств, навыков, способностей, знаний. Это означает, что в процессе учебной деятельности учитель может объединять их в соответствующие группы и проводить обучение, дифференцируя таким образом необходимую психолого-педагогическую помощь. Следовательно, целесообразно говорить о вариативных образовательных маршрутах.

Вариативные образовательные маршруты как способ реализации лич-ностно ориентированного подхода в массовой общеобразовательной школе позволяют обеспечить право ученика на собственный образовательный путь, на индивидуальную образовательную траекторию.

В рамках вариативного образовательного маршрута определяются основные элементы индивидуальной образовательной деятельности определенной группы учащихся: смысл образовательной деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели образования (предвосхищающий результат); план деятельности и его реализация; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка собственной образовательной деятельности и ее результатов; корректировка или переопределение образовательных целей.

В рамках вариативного образовательного маршрута учащийся имеет многие возможности: определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин; ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела; выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют индивидуальным особенностям; осуществлять оценку и корректировку своей образовательной деятельности на основе осознанного отношения к своей позиции в учении.

Технология индивидуализированного обучения в условиях реализации вариативных образовательных маршрутов предполагает последовательное прохождение основных этапов учебной деятельности: диагностика особенностей учащихся, фиксирование фундаментальных образовательных объектов, одновременная реализация индивидуальных образовательных программ, демонстрация их образовательных продуктов, оценка деятельности.

Следовательно, в более широком понимании вариативный образовательный маршрут - это интегрированная модель образовательного пространства, создаваемого школьными специалистами различного про-

филя с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.

Несмотря на очевидную актуальность проблемы реализации в массовой школе вариативных образовательных маршрутов, на данный момент следует констатировать неразработанность теоретических основ такого способа повышения качества образования, его доступности и эффективности; отсутствие научно-методического инструментария, которым учителя могли бы пользоваться в своей повседневной педагогической практике с целью создания для учащихся адекватных условий и оптимального выбора, тем самым реально обеспечивая интеллектуальное и личностное развитие учащихся.

Реализация вариативных образовательных маршрутов учащихся в условиях массовой общеобразовательной школы рассматривается нами в комплексе как способ реализации личностно ориентированного подхода, как способ повышения качества образования и формирования ключевых компетентностей у учащихся, как средство индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, как форма конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с целью их личностного развития и стимулирования творческой инициативы.

Нами предлагается новый подход к обеспечению индивидуализации и дифференциации обучения. В социально-педагогическом плане в школе создаётся такая образовательная система, которая адекватно соответствует условиям быстро меняющейся жизни, позволяет ученикам адаптироваться к этим запросам, создает условия для расширения и постоянного обогащения спектра образовательных потребностей личности обучаемых. В организационно-педагогическом плане мы изменяем само качество образовательной системы школы, дополняя его такими новыми характеристиками, как гибкость, мобильность, динамичность, способность к самоизменению и саморазвитию, к созданию богатого выбора образовательных услуг. В личностно-педагогическом плане учителя школы создают условия для реализации личностного выбора - и для ученика, и для самого педагога. Многообразие обеспечивает реализацию права ребенка на выбор собственной траектории образования и развития, открывает возможности для саморазвития и ученика, и учителя.

Статистический анализ эмпирических данных внутри каждой возрастной группы показал, что имеет смысл выделить 4 вариативных образовательных маршрута: для учащихся с опережающими темпами развития; для учащихся с ослабленным здоровьем; для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении; для одарённых учащихся с различными специальными способностями.

Если у ребенка по результатам диагностики выявляется повышенный или высокий уровень интеллектуального развития, высокий уровень учебной мотивации, стойкие интересы к учебным предметам, среднее или хорошее физическое здоровье, высокий уровень умственной работоспособности,

то условно можно отнести данного ребенка к вариативному образовательному маршруту для учащихся с опережающими темпами развития.

Если у ребенка средний или низкий уровень интеллектуального развития, высокий уровень тревожности, низкий уровень адаптации и мотивации, нестойкие интересы, то этого ребенка можно условно отнести к вариативному образовательному маршруту для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении.

Если у ребенка низкий уровень физического здоровья, высокая тревожность, низкий уровень адаптации, высокая утомляемость, низкая умственная работоспособность, то такого ребенка условно относим к вариативному образовательному маршруту для учащихся с ослабленным здоровьем.

Если у ребенка выявлен стойкий интерес к определенной деятельности или области знаний, наличие способностей к данной деятельности, высокая мотивация к данной деятельности, то этого ребенка условно относим к вариативному образовательному маршруту для учащихся со специальными способностями.

Изучая особенности личностного развития детей различных вариативных образовательных маршрутов, мы пришли к выводу, что у детей одного и того же маршрута обнаруживаются сходные проблемы и трудности в личностном развитии.

На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были выявлены психолого-педагогические проблемы, требующие разрешения в рамках конкретного образовательного маршрута.

Для учащихся с опережающими темпами развития свойственны: возможная мотивационная незрелость; неумение выбрать адекватные способы творческой самореализации; несформированность коммуникативных умений, недостаточный уровень саморефлексии.

Для учащихся с ослабленным здоровьем характерны: соматическая ослабленность, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность; неумение преодолевать трудности, подчинять своё поведение определенным задачам; неорганизованность деятельности; несформированность коммуникативных умений.

У учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении проявляются: снижение интереса к учению, низкая учебная мотивация; несформированность учебной деятельности; педагогическая запущенность; низкий уровень умственного развития.

Для учащихся со специальными способностями характерны: повышенная эмоциональность и недостаточный уровень саморегуляции; трудности в сфере общения, высокая конфликтность; снижение интереса к учению, низкая учебная мотивация; сниженный интерес к другим видам деятельности, кроме связанной со специальными способностями.

Выявленные проблемы и трудности учащихся каждого вариативного маршрута позволяют сформулировать задачи психолого-педагогического обеспечения: предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (преодоление учебных трудностей, проблем с выбором образовательного маршрута, нарушений эмоционально-волевой сферы, трудностей во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями); психологическое сопровождение вариативных образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

Нам видится несколько возможностей для организации психологической работы по обеспечению вариативных образовательных маршрутов.

1. Организация специальной развивающей работы с учащимися, направленной на формирование их психологических умений и способностей -интеллектуальных, организационно-деятельностных, рефлексивных, коммуникативных, - без которых не начать продуктивной проектной деятельности в рамках образовательного маршрута.

2. Организация специальной обучающей работы с педагогами по развитию их психолого-педагогической компетентности. Психологу необходимо сформировать у педагогов психологическую готовность к проектированию учебного процесса в рамках конкретного образовательного маршрута.

Психологическое обеспечение деятельности педагогов в рамках вариативного образовательного маршрута для учащихся с опережающими темпами развития осуществляется в следующих формах: проведение научно-методического семинара «Анализ педагогических технологий, применяемых в работе с учащимися с опережающим темпом развития»; организация методической работы, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников; групповые и индивидуальные консультации по выработке единого подхода и единой системы требований к учащимся с опережающим развитием со стороны различных педагогов, работающих с классом; проведение психологической экспертизы условий обучения и развития, учебно-методического материала, самого учебного процесса; повышение психологической компетентности педагогов посредством лекций, семинаров, тренингов; создание экспериментальных учебных программ.

В рамках вариативного образовательного маршрута для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении педаго-гом-психологом реализовывались следующие программы: в начальной школе - «Про жителей ладошек, хвастливую чашку и трусливую карамельку» (А. Бачурина); «Вместе весело играть!» (Л. Уфимцева, Т. Окладникова); «Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников» (Г. Семенова); развивающие игры «Стрижи, орлы и соколы» (С. Демин) и «Волшебные колпачки» (С. Огурцова, А. Романова); в основной школе -«Ничейная территория» (М. Королёва); в средней школе - тренинг «Мотивация успеха или избегание неудач?», «Скованные одной цепью».

Модель психологического обеспечения вариативного маршрута для учащихся с ослабленным здоровьем включает в себя проведение научно-мето-

дического семинара «Анализ педагогических технологий, применяемых в работе с учащимися с ослабленным здоровьем», педагогических советов по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся; организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников с ослабленным здоровьем.

Психолого-педагогическое обеспечение вариативного образовательного маршрута для одаренных учащихся со специальными способностями предполагало реализацию следующих программ: в начальной школе - развитие творческого потенциала личности учащихся начальной школы (Е. Яковлева); в основной школе - «Развитие исследовательской и творческой активности» (Н. Е. Водопьянова, В. А. Свидлова); в средней школе - «Школа лидерского искусства» (элементы психологического тренинга развития лидерских качеств у старшеклассников).

Эффективность внедрения вариативных образовательных маршрутов учащихся в практику школы (март 2006 года - январь 2009 года) и успешность их психолого-педагогического сопровождения были доказаны в нашем исследовании полученными результатами.

Позитивная динамика в интеллектуальном и личностном развитии была зафиксирована у учащихся всех четырёх вариативных маршрутов.

Результативность психолого-педагогического обеспечения вариативного образовательного маршрута для учащихся с опережающими темпами развития определялась по изменениям в уровне интеллектуального развития учащихся, их потенциальных способностей, креативности, уровне сформи-рованности учебной мотивации и мотивации стремления к достижениям, проявлении субъектности в образовательном процессе (табл. 1).

Таблица 1

Динамика личностного развития учащихся с опережающими темпами развития

Диагностические показатели Уровни развития 2006 2009

чел. % чел. %

Интеллектуальное развитие высокий 10 55,6 12 66,7

средний 8 44,4 6 33,3

низкий - - - -

Креативность высокий 11 61,1 12 66,7

средний 7 38,9 6 33,3

низкий - - - -

Субъектность в образовательном процессе высокий 3 16,7 4 22,2

средний 10 55,6 14 77,8

низкий 5 27,7 - -

Сформированность учебной мотивации высокий 3 16,7 5 27,7

средний 10 55,6 10 55,6

низкий 5 27,7 3 16,7

Анализ результатов психолого-педагогического обеспечения вариативного образовательного маршрута для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении проводили по следующим показателям: динамика в уровне интеллектуального развития, в эмоциональном отношении к учению и школьной мотивации, уровень школьной тревожности, характер локуса контроля (экстернальность - интернальность) (табл. 2).

Таблица 2

Динамика личностного развития учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении

Диагностические показатели Уровни развития 2006 2008

чел. % чел. %

Сформированность учебной мотивации высокий 2 7,7

средний 1 3,9 13 50

низкий 25 96,1 11 42,3

Интеллектуально е развитие высокий - - - -

средний 3 11,6 11 42,3

низкий 18 69,2 14 53,8

очень низкий 5 19,2 1 3,9

Тревожность высокий 11 42,3 4 15,4

средний 9 34,6 21 80,7

низкий 6 23,1 1 3,9

Локус контроля (экстернальность -интернальность) внешний 14 53,8 7 26,9

неопределенный 12 46,2 16 61,5

внутренний - - 3 11,6

При определении результативности психолого-педагогического обеспечения вариативного образовательного маршрута для учащихся с ослабленным здоровьем исследовались уровень физического развития учащихся, утомляемость, умственная работоспособность, внимание, тревожность, самооценка и сформированность субъектности в образовательном процессе (табл. 3).

При определении результативности психолого-педагогического обеспечения вариативного образовательного маршрута для одаренных учащихся со специальными способностями исследовались учебная мотивация и эмоциональное отношение к учению, школьная и личностная тревожность, познавательная активность и стремление к достижениям (табл. 4).

Таблица 3

Динамика личностного развития учащихся с ослабленным здоровьем

Диагностические показатели Уровни развития 2006 2008

чел. % чел. %

Утомляемость часто болеющие 24 80 23 76

имеющие хронические заболевания 6 20 4 13

Умственная работоспособность высокий - - - -

средний 12 40 16 53,3

низкий 11 36,7 9 30

очень низкий 7 23,3 5 16,7

Тревожность высокий 21 70 7 23,3

средний 9 30 21 70

низкий - - 2 6,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самооценка завышенная 13 43,3 6 20

адекватная 8 26,7 20 66,7

заниженная 9 30 4 13,3

Субъектность в образовательном процессе высокий 6 20 15 50

средний 13 43,3 15 50

низкий 11 36,6 - -

Таблица 4

Динамика личностного развития одаренных учащихся со специальными способностями

Диагностические показатели Уровни развития 2006 2008

чел. % чел. %

Сформированность мотивации стремления к достижениям высокий 7 28 11 44

средний 8 32 11 44

низкий 10 40 3 12

Тревожность высокий 6 24 2 8

средний 9 36 15 60

низкий 10 40 8 32

Познавательная активность высокий 5 20 10 4

средний 12 48 12 48

низкий 8 32 3 12

Таким образом, организация вариативных образовательных маршрутов учащихся в массовой школе позволит им реализовать свои образовательные запросы и возможности, осознать свою ответственность за успех /неуспех в

учебной деятельности, научит максимально использовать различные способы самореализации.

Библиографический список

1. Беспалько В. П. Персонифицированное образование [Текст] /

B. П. Беспалько // Педагогика. - 1998. - № 2. - С. 12-17.

2. Каменский, А. М. Индивидуальное развитие личности ребенка в условиях общеобразовательной школы [Текст] / А. М. Каменский, Э. Ю. Смирнова // Школьные технологии. - 2000. - № 3.

3. Лукьянова, М. И. Вариативный образовательный маршрут [Текст] / М. И. Лукьянова, И. В. Перкокуева // Учитель. - 2007. - № 1. - С. 9-11.

4. Реализация вариативных образовательных маршрутов учащихся в массовой школе [Текст]: методическое пособие / М. И. Лукьянова [и др.] -Ульяновск: УИПКПРО, 2007. - 80 с.

5. Цой, О. Н. Индивидуальные образовательные траектории учащихся как условие их творческой самореализации [Текст] / О. Н. Цой, О. Ю. Проценко, А. В. Хуторской // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: Сборник научных трудов / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. - М.: ПОСО РАО, 1999. -

C. 285-291.

6. Таранова, М. В. Содержание и структура учебной деятельности учащихся с позиций естественнонаучного системного подхода [Текст] / М. В. Таранова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 275-283.

7. Кузеванова, Е. В. Интеграция учебных дисциплин в начальном образовании [Текст] / Е. В. Кузеванова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 3. - С. 286-292.

8. Чернобабова, К. В. Информационно-коммуникационные технологии в проектной деятельности учащихся [Текст] / К. В. Чернобабова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 361-371.

9. Джинчвелашвили, И. Т. Развитие учебной мотивации школьников в условиях дополнительного образования [Текст] / И. Т. Джинчвелашвили // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 339-344.

10. Сенина, О. И. Интеграционное образовательное пространство и творческая активность учащихся [Текст] / О. И. Сенина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 307-315.

11. Болотова, М. И. Со-бытие как основа воспитательного пространства детс-ко-взрослой общности [Текст] / М. И. Болотова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 318-327.

12. Петунин, О. В. Проблема активизации познавательной самостоятельности старших школьников в образовательном процессе в отечественной педагогике [Текст] / О. В. Петунин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. -С. 352-361.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.