10. Новикова, Т. Г. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся [Текст] / Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков, М. А. Пинская // Профильная школа. - 2004. - № 2. - С. 48-55.
11. Романова, Е. С. Психологические основы профессиографии [Текст] / Е. С. Романова, Г. А. Суворова. - М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1990. -182 с.
12. Касаткина, Н. Э. К вопросу об использовании новых педагогических технологий в процессе профильного обучения старших школьников [Текст] /
Н. Э. Касаткина, С. В. Егорова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 4. - С. 297-307.
13. Петрова, Л. Е. Формирование творческих способностей школьников средствами живописи в условиях профильного обучения [Текст] / Л. Е. Петрова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 337-344.
14. Гончарова, Е. П. Профильное музыкальное обучение в условиях рынка образовательных услуг [Текст] / Е. П. Гончарова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 376-382.
15. Морылев, С. И. Активизация самостоятельной художественно-творческой деятельности учащихся художественных школ [Текст] / С. И. Морылев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 339-345.
УДК 378
Галацкова Ирина Александровна
Педагог-психологМОУ СОШ№ 21 г.Ульяновск, соискатель кафедры педагогики и психологии Ульяновского ИПКПРО, [email protected], Ульяновск
ВАРИАТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ УЧАЩИХСЯ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ И ИХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Galatskova Irina Alexandrovna
А teacher of psychology of MOU SOSh №21, Ulyanovsk, a representative of psychological and pedagogical of professorship in Ulyanovsk IPKPRO, [email protected], Ulyanovsk
VARIANT EDUCATIONAL ROUTES FOR COMPREHENSIVE SCHOOL STUDENTS AND THEIR PSYCHOLOGO - PEDAGOGICAL SUPPORT
Изменившиеся социально-экономические условия развития общества предполагают новые требования к системе образования, к целям и направлениям её реформирования: повышение гибкости и мобильности образования, создание реальной вариативности образовательных систем, наиболее полный учет индивидуальных запросов и личных возможностей обучаемых. Перспективы развития современной системы образования все чаще
усматривают в большей альтернативности и индивидуализации обучения, в расширении форм образовательной деятельности. Всё чаще подчеркивается необходимость выбора учеником содержательных и процессуальных аспектов образования и максимальное приближение этого выбора к реальным интересам и возможностям ученика.
Одним из вариантов, способствующим реализации индивидуальных образовательных потребностей и права учащихся на выбор своего пути развития, является индивидуальный образовательный маршрут [2; 5].
Индивидуальный образовательный маршрут следует рассматривать как некую траекторию движения. В то же время в классе, как правило, есть дети, у которых по результатам диагностики выявляются сходные показатели тех или иных психических функций, свойств, навыков, способностей, знаний. Это означает, что в процессе учебной деятельности учитель может объединять их в соответствующие группы и проводить обучение, дифференцируя таким образом необходимую психолого-педагогическую помощь. Следовательно, целесообразно говорить о вариативных образовательных маршрутах.
Вариативные образовательные маршруты как способ реализации лич-ностно ориентированного подхода в массовой общеобразовательной школе позволяют обеспечить право ученика на собственный образовательный путь, на индивидуальную образовательную траекторию.
В рамках вариативного образовательного маршрута определяются основные элементы индивидуальной образовательной деятельности определенной группы учащихся: смысл образовательной деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели образования (предвосхищающий результат); план деятельности и его реализация; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка собственной образовательной деятельности и ее результатов; корректировка или переопределение образовательных целей.
В рамках вариативного образовательного маршрута учащийся имеет многие возможности: определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин; ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела; выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют индивидуальным особенностям; осуществлять оценку и корректировку своей образовательной деятельности на основе осознанного отношения к своей позиции в учении.
Технология индивидуализированного обучения в условиях реализации вариативных образовательных маршрутов предполагает последовательное прохождение основных этапов учебной деятельности: диагностика особенностей учащихся, фиксирование фундаментальных образовательных объектов, одновременная реализация индивидуальных образовательных программ, демонстрация их образовательных продуктов, оценка деятельности.
Следовательно, в более широком понимании вариативный образовательный маршрут - это интегрированная модель образовательного пространства, создаваемого школьными специалистами различного про-
филя с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.
Несмотря на очевидную актуальность проблемы реализации в массовой школе вариативных образовательных маршрутов, на данный момент следует констатировать неразработанность теоретических основ такого способа повышения качества образования, его доступности и эффективности; отсутствие научно-методического инструментария, которым учителя могли бы пользоваться в своей повседневной педагогической практике с целью создания для учащихся адекватных условий и оптимального выбора, тем самым реально обеспечивая интеллектуальное и личностное развитие учащихся.
Реализация вариативных образовательных маршрутов учащихся в условиях массовой общеобразовательной школы рассматривается нами в комплексе как способ реализации личностно ориентированного подхода, как способ повышения качества образования и формирования ключевых компетентностей у учащихся, как средство индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, как форма конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с целью их личностного развития и стимулирования творческой инициативы.
Нами предлагается новый подход к обеспечению индивидуализации и дифференциации обучения. В социально-педагогическом плане в школе создаётся такая образовательная система, которая адекватно соответствует условиям быстро меняющейся жизни, позволяет ученикам адаптироваться к этим запросам, создает условия для расширения и постоянного обогащения спектра образовательных потребностей личности обучаемых. В организационно-педагогическом плане мы изменяем само качество образовательной системы школы, дополняя его такими новыми характеристиками, как гибкость, мобильность, динамичность, способность к самоизменению и саморазвитию, к созданию богатого выбора образовательных услуг. В личностно-педагогическом плане учителя школы создают условия для реализации личностного выбора - и для ученика, и для самого педагога. Многообразие обеспечивает реализацию права ребенка на выбор собственной траектории образования и развития, открывает возможности для саморазвития и ученика, и учителя.
Статистический анализ эмпирических данных внутри каждой возрастной группы показал, что имеет смысл выделить 4 вариативных образовательных маршрута: для учащихся с опережающими темпами развития; для учащихся с ослабленным здоровьем; для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении; для одарённых учащихся с различными специальными способностями.
Если у ребенка по результатам диагностики выявляется повышенный или высокий уровень интеллектуального развития, высокий уровень учебной мотивации, стойкие интересы к учебным предметам, среднее или хорошее физическое здоровье, высокий уровень умственной работоспособности,
то условно можно отнести данного ребенка к вариативному образовательному маршруту для учащихся с опережающими темпами развития.
Если у ребенка средний или низкий уровень интеллектуального развития, высокий уровень тревожности, низкий уровень адаптации и мотивации, нестойкие интересы, то этого ребенка можно условно отнести к вариативному образовательному маршруту для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении.
Если у ребенка низкий уровень физического здоровья, высокая тревожность, низкий уровень адаптации, высокая утомляемость, низкая умственная работоспособность, то такого ребенка условно относим к вариативному образовательному маршруту для учащихся с ослабленным здоровьем.
Если у ребенка выявлен стойкий интерес к определенной деятельности или области знаний, наличие способностей к данной деятельности, высокая мотивация к данной деятельности, то этого ребенка условно относим к вариативному образовательному маршруту для учащихся со специальными способностями.
Изучая особенности личностного развития детей различных вариативных образовательных маршрутов, мы пришли к выводу, что у детей одного и того же маршрута обнаруживаются сходные проблемы и трудности в личностном развитии.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были выявлены психолого-педагогические проблемы, требующие разрешения в рамках конкретного образовательного маршрута.
Для учащихся с опережающими темпами развития свойственны: возможная мотивационная незрелость; неумение выбрать адекватные способы творческой самореализации; несформированность коммуникативных умений, недостаточный уровень саморефлексии.
Для учащихся с ослабленным здоровьем характерны: соматическая ослабленность, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность; неумение преодолевать трудности, подчинять своё поведение определенным задачам; неорганизованность деятельности; несформированность коммуникативных умений.
У учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении проявляются: снижение интереса к учению, низкая учебная мотивация; несформированность учебной деятельности; педагогическая запущенность; низкий уровень умственного развития.
Для учащихся со специальными способностями характерны: повышенная эмоциональность и недостаточный уровень саморегуляции; трудности в сфере общения, высокая конфликтность; снижение интереса к учению, низкая учебная мотивация; сниженный интерес к другим видам деятельности, кроме связанной со специальными способностями.
Выявленные проблемы и трудности учащихся каждого вариативного маршрута позволяют сформулировать задачи психолого-педагогического обеспечения: предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (преодоление учебных трудностей, проблем с выбором образовательного маршрута, нарушений эмоционально-волевой сферы, трудностей во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями); психологическое сопровождение вариативных образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.
Нам видится несколько возможностей для организации психологической работы по обеспечению вариативных образовательных маршрутов.
1. Организация специальной развивающей работы с учащимися, направленной на формирование их психологических умений и способностей -интеллектуальных, организационно-деятельностных, рефлексивных, коммуникативных, - без которых не начать продуктивной проектной деятельности в рамках образовательного маршрута.
2. Организация специальной обучающей работы с педагогами по развитию их психолого-педагогической компетентности. Психологу необходимо сформировать у педагогов психологическую готовность к проектированию учебного процесса в рамках конкретного образовательного маршрута.
Психологическое обеспечение деятельности педагогов в рамках вариативного образовательного маршрута для учащихся с опережающими темпами развития осуществляется в следующих формах: проведение научно-методического семинара «Анализ педагогических технологий, применяемых в работе с учащимися с опережающим темпом развития»; организация методической работы, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников; групповые и индивидуальные консультации по выработке единого подхода и единой системы требований к учащимся с опережающим развитием со стороны различных педагогов, работающих с классом; проведение психологической экспертизы условий обучения и развития, учебно-методического материала, самого учебного процесса; повышение психологической компетентности педагогов посредством лекций, семинаров, тренингов; создание экспериментальных учебных программ.
В рамках вариативного образовательного маршрута для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении педаго-гом-психологом реализовывались следующие программы: в начальной школе - «Про жителей ладошек, хвастливую чашку и трусливую карамельку» (А. Бачурина); «Вместе весело играть!» (Л. Уфимцева, Т. Окладникова); «Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников» (Г. Семенова); развивающие игры «Стрижи, орлы и соколы» (С. Демин) и «Волшебные колпачки» (С. Огурцова, А. Романова); в основной школе -«Ничейная территория» (М. Королёва); в средней школе - тренинг «Мотивация успеха или избегание неудач?», «Скованные одной цепью».
Модель психологического обеспечения вариативного маршрута для учащихся с ослабленным здоровьем включает в себя проведение научно-мето-
дического семинара «Анализ педагогических технологий, применяемых в работе с учащимися с ослабленным здоровьем», педагогических советов по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся; организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников с ослабленным здоровьем.
Психолого-педагогическое обеспечение вариативного образовательного маршрута для одаренных учащихся со специальными способностями предполагало реализацию следующих программ: в начальной школе - развитие творческого потенциала личности учащихся начальной школы (Е. Яковлева); в основной школе - «Развитие исследовательской и творческой активности» (Н. Е. Водопьянова, В. А. Свидлова); в средней школе - «Школа лидерского искусства» (элементы психологического тренинга развития лидерских качеств у старшеклассников).
Эффективность внедрения вариативных образовательных маршрутов учащихся в практику школы (март 2006 года - январь 2009 года) и успешность их психолого-педагогического сопровождения были доказаны в нашем исследовании полученными результатами.
Позитивная динамика в интеллектуальном и личностном развитии была зафиксирована у учащихся всех четырёх вариативных маршрутов.
Результативность психолого-педагогического обеспечения вариативного образовательного маршрута для учащихся с опережающими темпами развития определялась по изменениям в уровне интеллектуального развития учащихся, их потенциальных способностей, креативности, уровне сформи-рованности учебной мотивации и мотивации стремления к достижениям, проявлении субъектности в образовательном процессе (табл. 1).
Таблица 1
Динамика личностного развития учащихся с опережающими темпами развития
Диагностические показатели Уровни развития 2006 2009
чел. % чел. %
Интеллектуальное развитие высокий 10 55,6 12 66,7
средний 8 44,4 6 33,3
низкий - - - -
Креативность высокий 11 61,1 12 66,7
средний 7 38,9 6 33,3
низкий - - - -
Субъектность в образовательном процессе высокий 3 16,7 4 22,2
средний 10 55,6 14 77,8
низкий 5 27,7 - -
Сформированность учебной мотивации высокий 3 16,7 5 27,7
средний 10 55,6 10 55,6
низкий 5 27,7 3 16,7
Анализ результатов психолого-педагогического обеспечения вариативного образовательного маршрута для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении проводили по следующим показателям: динамика в уровне интеллектуального развития, в эмоциональном отношении к учению и школьной мотивации, уровень школьной тревожности, характер локуса контроля (экстернальность - интернальность) (табл. 2).
Таблица 2
Динамика личностного развития учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении
Диагностические показатели Уровни развития 2006 2008
чел. % чел. %
Сформированность учебной мотивации высокий 2 7,7
средний 1 3,9 13 50
низкий 25 96,1 11 42,3
Интеллектуально е развитие высокий - - - -
средний 3 11,6 11 42,3
низкий 18 69,2 14 53,8
очень низкий 5 19,2 1 3,9
Тревожность высокий 11 42,3 4 15,4
средний 9 34,6 21 80,7
низкий 6 23,1 1 3,9
Локус контроля (экстернальность -интернальность) внешний 14 53,8 7 26,9
неопределенный 12 46,2 16 61,5
внутренний - - 3 11,6
При определении результативности психолого-педагогического обеспечения вариативного образовательного маршрута для учащихся с ослабленным здоровьем исследовались уровень физического развития учащихся, утомляемость, умственная работоспособность, внимание, тревожность, самооценка и сформированность субъектности в образовательном процессе (табл. 3).
При определении результативности психолого-педагогического обеспечения вариативного образовательного маршрута для одаренных учащихся со специальными способностями исследовались учебная мотивация и эмоциональное отношение к учению, школьная и личностная тревожность, познавательная активность и стремление к достижениям (табл. 4).
Таблица 3
Динамика личностного развития учащихся с ослабленным здоровьем
Диагностические показатели Уровни развития 2006 2008
чел. % чел. %
Утомляемость часто болеющие 24 80 23 76
имеющие хронические заболевания 6 20 4 13
Умственная работоспособность высокий - - - -
средний 12 40 16 53,3
низкий 11 36,7 9 30
очень низкий 7 23,3 5 16,7
Тревожность высокий 21 70 7 23,3
средний 9 30 21 70
низкий - - 2 6,7
Самооценка завышенная 13 43,3 6 20
адекватная 8 26,7 20 66,7
заниженная 9 30 4 13,3
Субъектность в образовательном процессе высокий 6 20 15 50
средний 13 43,3 15 50
низкий 11 36,6 - -
Таблица 4
Динамика личностного развития одаренных учащихся со специальными способностями
Диагностические показатели Уровни развития 2006 2008
чел. % чел. %
Сформированность мотивации стремления к достижениям высокий 7 28 11 44
средний 8 32 11 44
низкий 10 40 3 12
Тревожность высокий 6 24 2 8
средний 9 36 15 60
низкий 10 40 8 32
Познавательная активность высокий 5 20 10 4
средний 12 48 12 48
низкий 8 32 3 12
Таким образом, организация вариативных образовательных маршрутов учащихся в массовой школе позволит им реализовать свои образовательные запросы и возможности, осознать свою ответственность за успех /неуспех в
учебной деятельности, научит максимально использовать различные способы самореализации.
Библиографический список
1. Беспалько В. П. Персонифицированное образование [Текст] /
B. П. Беспалько // Педагогика. - 1998. - № 2. - С. 12-17.
2. Каменский, А. М. Индивидуальное развитие личности ребенка в условиях общеобразовательной школы [Текст] / А. М. Каменский, Э. Ю. Смирнова // Школьные технологии. - 2000. - № 3.
3. Лукьянова, М. И. Вариативный образовательный маршрут [Текст] / М. И. Лукьянова, И. В. Перкокуева // Учитель. - 2007. - № 1. - С. 9-11.
4. Реализация вариативных образовательных маршрутов учащихся в массовой школе [Текст]: методическое пособие / М. И. Лукьянова [и др.] -Ульяновск: УИПКПРО, 2007. - 80 с.
5. Цой, О. Н. Индивидуальные образовательные траектории учащихся как условие их творческой самореализации [Текст] / О. Н. Цой, О. Ю. Проценко, А. В. Хуторской // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: Сборник научных трудов / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. - М.: ПОСО РАО, 1999. -
C. 285-291.
6. Таранова, М. В. Содержание и структура учебной деятельности учащихся с позиций естественнонаучного системного подхода [Текст] / М. В. Таранова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 275-283.
7. Кузеванова, Е. В. Интеграция учебных дисциплин в начальном образовании [Текст] / Е. В. Кузеванова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 3. - С. 286-292.
8. Чернобабова, К. В. Информационно-коммуникационные технологии в проектной деятельности учащихся [Текст] / К. В. Чернобабова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 361-371.
9. Джинчвелашвили, И. Т. Развитие учебной мотивации школьников в условиях дополнительного образования [Текст] / И. Т. Джинчвелашвили // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 339-344.
10. Сенина, О. И. Интеграционное образовательное пространство и творческая активность учащихся [Текст] / О. И. Сенина // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 307-315.
11. Болотова, М. И. Со-бытие как основа воспитательного пространства детс-ко-взрослой общности [Текст] / М. И. Болотова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 318-327.
12. Петунин, О. В. Проблема активизации познавательной самостоятельности старших школьников в образовательном процессе в отечественной педагогике [Текст] / О. В. Петунин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. -С. 352-361.