Научная статья на тему 'Особенности построения индивидуального образовательного маршрута'

Особенности построения индивидуального образовательного маршрута Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7424
749
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / DIFFERENTIATED EDUCATIONAL ROUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Г. Р., Валеева Н. Ш., Ахметзянова Г. Н.

В статье рассмотрены структурные компоненты индивидуального образовательного маршрута.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотова Г. Р., Валеева Н. Ш., Ахметзянова Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности построения индивидуального образовательного маршрута»

УДК 371

Г. Р. Федотова, Н. Ш. Валеева, Г. Н. Ахметзянова ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОМАРШРУТА

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, дифференцированный образовательный маршрут. В статье рассмотрены структурные компоненты индивидуального образовательного маршрута.

Keywords: individual educational route, differentiated educational route. In article stages of structural components of an individual educational route are considered.

Необходимость построения

индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) диктуется возросшим числом школьников, которые в связи с отклонениями в своем развитии или здоровье не могут обучаться по обычной классно-урочной системе.

Для уточнения сущности индивидуального образовательного маршрута необходимо отметить, что часто с представлением «индивидуальный образовательный маршрут» применяют

«индивидуальная образовательная траектория» [2, с.61]. Индивидуальный образовательный маршрут обеспечивает содержательный компонент индивидуальной образовательной траектории (вариативные учебные планы и программы). Сегодня в сознании педагогов-практиков нет однозначной интерпретации понятия

«индивидуальный образовательный маршрут». Исследования показывают, что реализация индивидуальных образовательных маршрутов связана в основном с воспитательной сферой деятельности и мало интегрируется непосредственно в учебный процесс современной российской школы [2, с.63]. Индивидуальный образовательный маршрут понимается

большинством педагогов-практиков как общий, формально декларируемый принцип организации учебно-воспитательного процесса. Нет четкого представления о том, кто является субъектом индивидуального образовательного маршрута при его проектировании (ученик, педагог, родители).

Индивидуальный образовательный маршрут зачастую сводится к подбору для учащегося дисциплин, вызывающих у него наибольший интерес и дающих максимальное развитие его склонностям.

Основная суть понимания современными практикующими педагогами индивидуальных образовательных маршрутов сводится к участию учащихся в проектной деятельности с сопутствующим консультированием и организационной поддержкой учителей-

предметников для последующей презентации и защиты полученных результатов на научно-практических конференциях в рамках школы. Учащийся способен лишь выбрать темп деятельности, порядок действий. В то время как истинная ценность введения индивидуального образовательного маршрута в систему работы школы, по мнению теоретиков технологизации

обучения, состоит в том, что индивидуальный образовательный маршрут помогает ребенку самостоятельно определяться и прогнозировать целевые компоненты своего обучения [4, с.245].

Обратим особое внимание на то, что индивидуальный образовательный маршрут не рассматривается педагогами-практиками как особый способ проектирования содержания образования, что препятствует быстрому переходу российской школы к инновационным моделям образования, основой которых является субъектное включение в проектирование

индивидуализированного содержания образования самого учащегося.

При разработке концепции реализации индивидуальных образовательных маршрутов в рамках нашего исследования мы руководствовались трудами А.В.Хуторского, который обозначил цикл вопросов: «Что? Как? Почему?» для того, чтобы учащийся, самостоятельно определяющий цели своего обучения и необходимые для этого образовательные средства, оказывался перед выбором, что развивает рефлексивные умения. «Ученик диалогизирующий -это ученик, прежде всего, сравнивающий, а в сравнении, как известно, рождается новое знание, эмоция, творчество. Здесь диалог выступает в качестве опорной точки сопряжения рефлексивного компонента обучения с нравственно-формирующим, что в конечном итоге является предпосылкой для формирования творческих основ учащегося» [5].

По мнению большинства исследователей, процесс построения индивидуального

образовательного маршрута имеет несколько этапов: постановка образовательной цели, осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями, выбор способов выполнения заявленной цели, детализация целей посредством выбора курсов обучения.

Все участники педагогического процесса должны осознавать необходимость и значимость индивидуального образовательного маршрута, т.к. он способствует самоопределению, самореализации и проверке правильности выбора направления обучения.

Процесс разработки индивидуального образовательного маршрута должен осуществляться с психолого-педагогическим сопровождением и информационной поддержкой при активном

включении учащихся в разработку индивидуального образовательного маршрута.

Большое внимание такому важному компоненту, как рефлексия, которая будет являться основой для корректировки индивидуального образовательного маршрута в процессе его реализации. В публикациях практикующих педагогов мы находим варианты проектирования индивидуальных маршрутов по принципу дифференциации обучения: маршруты для детей которые развиваются в опережающем темпе; для учащихся, здоровье которых ослаблено; для поднятия учебной мотивации и, как следствие, повышение обучаемости; для учащихся, которые обладают высокими специальными способностями [1,с.4].

Здесь, на наш взгляд, речь идет, скорее всего, о «дифференцированном образовательном маршруте», нежели об индивидуальном, тогда как индивидуальность обучающихся в образовательном процессе может проявляться в разной степени усвоения предшествующего материала, в индивидуальном темпе, в скорости продвижения в учении, в различной степени сформированности познавательных мотивов, в индивидуально-типологических особенностях (темперамент, особенности эмоционально-волевой сферы). Диагностика вышеперечисленных индивидуально -типологических особенностей позволяет педагогу построить индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка.

Разработка индивидуального

образовательного маршрута позволяет создать условия для жизненного личностного и профессионального самоопределения

воспитанников. Индивидуальный образовательный маршрут имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Он расширяет спектр видов творческой деятельности.

Для развития способностей ученику необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах [6]. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого ученика исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.

Обращаясь к официальным документам, отметим, что одним из ценностных приоритетов системы образования, согласно концепции модернизации Российской системы образования 2001 года, является создание образовательных программ нового поколения, учитывающих реализацию образовательных маршрутов, пронизывающих различные образовательные области.

Методика построения индивидуального образовательного маршрута мало разработана, в особенности для использования в системе

образования младших школьников. Отчасти это объясняется тем, что в силу возрастных особенностей младший школьник не в состоянии явиться полноценным субъектом моделирования собственного индивидуального образовательного маршрута.

В многочисленных книгах и статьях о развитии детей много разных интересных задач, заданий, методик. Однако серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться, конструируя программу индивидуального образовательного маршрута. Большой интерес представляет мнение известного специалиста в области одаренных детей Джона Рензулли, который считает, что учитель, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут, должен действовать по такой схеме:

- определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и способности);

- очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению;

- определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;

- предусмотреть участие родителей;

- определить способы оценки успехов воспитанника.

На основе базовой программы и данной схемы педагог может разрабатывать индивидуальный маршрут.

Индивидуальный подход требует изучения сложного внутреннего мира обучаемых, анализа системы сложившихся отношений и тех многообразных условий, в которых происходит формирование личности.

Как говорил В. А. Сухомлинский, подобно тому, как детей различают по своим физическим качествам, так неодинаковы силы, необходимые для умственного труда. Память, наблюдательность, воображение, мышление не только по их глубине, устойчивости, быстроте протекания, но и в качественном отношении имеют индивидуальную характеристику у каждого школьника. Индивидуальный образовательный маршрут позволяет осуществлять эвристическую

образовательную деятельность каждым учеником в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Внешне выраженный образовательный маршрут ученика отражает его внутренние образовательные изменения или приращения. Образовательный маршрут основывается на реализации индивидуальных способностей, возможностей и интересов учащегося. Индивидуальный образовательный маршрут должен допускать необходимость существования вариативных маршрутов, учитывать разброс целей образовательных субъектов, предполагать вариативность достижения и постановку других целей.

Элементы индивидуального

общеобразовательного маршрута:

1. смысл изучаемого курса, т. е. того, зачем и для чего нужен данный курс каждому.

2. цель - значит предсказать предполагаемый результат;

3. образ ученика.

На наш взгляд, хорошо организованный индивидуальный материал для отдельных учащихся может рассматриваться как обучение с элементами программирования, так как при этом программируется весь путь познавательной деятельности учащихся, когда на каждом шагу обучения обучающий располагает средствами постоянного контроля за знаниями и развитием учащегося. Цель создания индивидуального образовательного маршрута - уберечь учеников от возможных пробелов в знаниях, «выровнять» их подготовку, возбудить интерес к учению. Мы исходим из положения о том, что разработка индивидуального образовательного маршрута дает возможность учителю выбрать, что конкретно и с какой целью можно использовать, позволяет представлять общую готовность детей к процессу восприятия изучаемого материала, видеть затруднения, возникающие у детей при усвоении нового материала и выполнении

дифференцированных заданий; позволяет постоянно анализировать эффективность индивидуального и дифференцированного обучения,

дифференцированное обучение применять

систематически в течении всего процесса обучения [3, с.32].

Исходя из изложенного выше, мы считаем, что проблема организации образования учеников по их индивидуальным маршрутам состоит в том, что учитель становится перед сложной педагогической задачей одновременного обучения всех по-разному, разными способами и приемами. Организация обучения по индивидуальному маршруту требует особой методики и технологии. Безусловно, образовательные маршруты учеников отличаются не только по объёму, но и по содержанию. Данное отличие обусловлено индивидуальными

способностями и соответственно их видами деятельности, применяемыми учащимися при изучении одного и того же образовательного объекта.

Литература

1. Д.Г. Абзалова, Начальная школа «До и после», 2, 6-12 (2010).

2. Е.А. Александрова, М.В. Алешина, Школьные технологии. 2, 54-66 (2003).

3. Е. Александрова, Воспитательная работа в школе, 6, 27-46 (2008).

4. Е. Александрова, Народное образование, 7, 243-250 (2008).

5. А.Д. Король, А.В. Хуторской, Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-6.htm.

6. Г.Р. Федотова, Н.Ш. Валеева, Вестник Казанского технологического университета, 14, 304-307 (2012).

© Г. Р. Федотова - ст. преп. каф. общей психологии ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г.Казань)», E-mail: ramicovna@ mail.ru; Н. Ш. Валеева - д.пед.н., проф. КНИТУ, E-mail: [email protected]; Г. Н. Ахметзянова - д.пед.н., доц. ФГАОУ ВПО "Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета", проф. каф. «Сервис транспортных систем», E-mail: [email protected].

© G. R. Fedotova - Senior teacher of the Department of General psychology Institute of Economics, Management and Law (Kazan), E-mail: ramicovna@ mail.ru; N. Sh. Valeeva - Doctor of Sciences, Professor FSBEI of higher professional education «Kazan National Research Technological University", Dean of the Faculty of Social and Humanitarian Technologies, E-mail: [email protected]; G. N. Ahmetzyanova - Doctor of Sciences, Associate Professor, FSAEI of higher professional education "Naberezhnochelninsky Institute (branch) of Kazan (Volga region) Federal University", Professor of "Transport Systems Service" Department, E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.