Г. Р. Федотова, Н. Ш. Валеева
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОНСТРУИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ключевые слова: образовательная среда, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная
траектория.
В статье рассмотрены этапы построения и структурные компоненты индивидуального образовательного маршрута младших школьников.
Keywords: educational environment, individual educational route, individual educational trajectory.
In article stages of construction and structural components of an individual educational route of younger school students are considered.
Система школьного образования в последние годы интенсивно реформируется и преобразуется. Преобразования ее многоплановы и многоаспектны, они затрагивают функциональные, структурные, содержательные основы системы.
В документах, посвященных модернизации российского образования, выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию
универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.
Построение образовательного пути школьником связывается с понятием «индивидуальный образовательный маршрут», введенным и работающим в педагогической науке уже несколько лет.
Предпосылками для разработки
теоретических основ индивидуального
образовательного маршрута являются:
- философские и психологические работы по проблеме индивидуальности (Б. Г. Ананьев, Г.С. Абрамова, А. Г. Асмолов, В. С. Мерлин, И. И. Резвицкий, А. Адлер, Ю. Хабермас и др.);
- психолого-педагогические исследования проблемы проявления индивидуальности в образовании (Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков, Е. С. Рабунский, И. Унт).
Л.В. Лежнина индивидуальным
образовательным маршрутом называет
дифференцированную образовательную программу, которая будет обеспечивать школьнику позицию субъекта выбора.
Индивидуальный образовательный
маршрут призван обеспечить разработку и реализацию образовательной программы с осуществлением преподавателями педагогической поддержки самоопределения и самореализации школьника [3].
Индивидуальный образовательный
маршрут конструируют исходя из образовательных потребностей, индивидуальных способностей и возможностей учащегося (уровня готовности к освоению программы), а также существующих стандартов содержания образования.
Наряду с понятием «индивидуальный
образовательный маршрут» используется понятие «индивидуальная образовательная траектория» [1], которое обладает более широким значением и предполагает несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный
аспект).
Таким образом, индивидуальная
образовательная траектория предусматривает
наличие индивидуального образовательного
маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
На основе анализа изученной нами
литературы были выделены несколько этапов
конструирования индивидуального
образовательного маршрута.
1. Этап наблюдения.
2. Диагностический этап.
3. Этап конструирования.
4. Этап реализации
5. Этап итоговой диагностики.
Остановимся подробнее на каждом этапе.
1. Этап наблюдения
Цель этапа: выявить группу младших
школьников, испытывающих трудности:
личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или
комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности
младших школьников».
2. Диагностический этап
На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом-психологом
Цель данного этапа - выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности
младших школьников и их причины (на начало и
конец сопровождения)».
3. Этап конструирования
Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников, на основе выявленных трудностей и
установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.
4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности младших школьников
Индивидуальный образовательный
маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.
5 этап - завершающая диагностика
На этом этапе проводится завершающая диагностика.
Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). По результатам наблюдения заполняется та же таблица.
С учётом данных этапов составляются индивидуальные образовательные маршруты, с применением методов педагогической поддержки, содержания работы, для преодоления выявленных трудностей в развития ребёнка и причин, способствующих их возникновению.
Анализ литературных источников по проблеме выявил, что индивидуальный образовательный маршрут можно также рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ученика:
интеллектуального, эмоционально-волевого,
деятельностного, нравственно -духовного.
Он также может представлять собой структурированную программу действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения, являясь интегрированной моделью образовательного пространства, создаваемого в конкретном образовательном учреждении школьными специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения различных детей на протяжении определенного времени.
При построении образовательного маршрута создаются условия для самовыражения личности при обязательном достижении целей обучения.
Образовательная программа
рассматривается как своеобразная модель путей достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного ученика.
Формируемая как индивидуальный образовательный маршрут образовательная программа является сложно структурированной.
В ней выделяются целевой, содержательный, технологический,
диагностический, организационно-педагогический аспекты.
Универсальной модели конструирования индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент нет. Однако способ построения ребенка, на наш взгляд, должен характеризовать особенности его обучения и развития на
протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер.
В данном случае структура индивидуального образовательного маршрута будет включать в себя следующие компоненты:
- целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
- содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемых в школе, в том числе программ дополнительного образования);
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
- результативный (формулируются
ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
Нами было определено ключевое понятие нашей работы - программа индивидуального сопровождения ребёнка. Под программой индивидуального сопровождения мы понимаем модель совместной деятельности педагога и ребенка, построенную на основе индивидуальных возможностей самого ребенка и определяющую последовательность дальнейших действий для развития младшего школьника.
Такая программа в полной мере позволяет реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, что каждый человек, в том числе и младший школьник, способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным.
Принцип индивидуализации - «каждый
ребенок имеет право на самостоятельность» -предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования,
обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, утверждает признание самоценности каждого ребенка; диктует
необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития младшего школьника с опорой на его сильные стороны, природные склонности и способности [4].
Целью результативного прохождения по индивидуальному образовательному маршруту является достижение учеником определенного уровня образованности (грамотности,
функциональной грамотности, компетентности).
Типология индивидуального
образовательного маршрута может быть проведена в соответствии с типами образовательных программ (базовая, расширенная, гимназическая, лицейская и пр.).
Соответственно, варианты прохождения по индивидуальному маршруту определяются особенностями прохождения учеником по образовательным программам разных типов, в соответствии с его возможностями, потребностями, интересами и др.
В индивидуальном маршруте возможны изменения через переход с одной образовательной программы на другую.
Подход к образовательному маршруту как раскрывающему индивидуальный путь
прохождения по образовательной программе явился первым из подходов, дававших достаточно целостное понимание индивидуального
образовательного маршрута.
В нем отразилось новое видение образовательной программы, возможность гибкого вариативного использования ее материала, создания для ученика ситуации выбора. Более того, такой подход к индивидуальному маршруту предполагает отслеживание (диагностирование и коррекцию) и сопровождение ученика по маршруту с целью оптимизации и процесса, и результатов продвижения.
Индивидуальный образовательный
маршрут рассматривается, по существу, как взаимодействие ученика с образовательной программой, потенциал которой может «работать» на ученика многовариантно и многоаспектно.
Однако при всем этом маршрут остается в рамках образовательной программы, направляется и регулируется ею.
Образовательная программа остается основным ориентиром и регулятором механизмов формирования индивидуального образовательного маршрута, на которую накладываются
индивидуальные особенности ученика.
Развитие подхода к образовательной программе как к маршруту ученика связано с построением маршрута на основе дифференциации образовательных программ. Основные идеи такого подхода состоят в следующем.
В подходе используется расширительное и в определенной мере качественно новое раскрытие сущности образовательной программы.
Дифференцирование образовательных программ позволяет превратить ученика в субъекта выбора, проектирования, реализации, изменений и осуществления индивидуальной образовательной траектории в соответствии сего возможностями, интересами, потребностями. Образовательная программа выступает как предпосылка условий продвижения ученика в образовании при осуществлении поддержки этого продвижения.
Школа, содействуя самоопределению, раскрытию уникальности ученика, построению его собственной биографии, должна приспосабливаться к возможностям его, к динамике развития, содействовать раскрытию личностных потенций, способности самостоятельно определять цели деятельности, находить методы их реализации.
Индивидуальный образовательный
маршрут отражает в совокупности индивидуальные особенности и возможности ученика, его выбор в соответствии с существующими образовательными потребностями. Выделяемые типы и виды
индивидуальных образовательных маршрутов построены на основе предметно-ориентированных и профильно-ориентированных образовательных программ.
Подход к дифференциации программ в соответствии с индивидуальными и образовательными возможностями ученика позволяет раскрыть новые механизмы в формировании образовательного маршрута. Таким образом, можно будет говорить не только о выборе учеником своего образовательного пути, о самоопределении в ходе этого пути, но также о разработке элементов индивидуальной
образовательной системы, способствующей
достижению адекватных возможностям ученика результатов.
Обобщая предложенный в статье материал, представляется необходимым остановиться на некоторых положениях.
Проведенные исследования показывают, что обращение к понятию индивидуального образовательного маршрута младшего школьника является продуктивным и перспективным. В этом понятии фокусируются личностные позиции, которые отражают отношение к школьному образованию, механизмы его выбора, закономерности получения.
Таким образом, данные теоретические подходы к конструированию индивидуального образовательного маршрута младшего школьника мы считаем наиболее рациональными, так как они содержат научные предпосылки для разработки целостного концептуального подхода к начальному образованию, базирующемся на развитии рефлексивного мышления в инновационной образовательной среде.
Проанализированные подходы
ориентированы на все более глубокое, целостное и адекватное рассмотрение понятия, достаточно значимого для развития современной школы.
Литература
1. Гормин, А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. -С.69-74.
2. Валеева, Н.Ш., Фаттахова, Г.З. Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе с детьми «группы риска»/ Н.Ш. Валеева, Г.З. Фаттахова // Вестник Казанского государственного технологического университета, №5. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2008. -С.145-149.
3. Лежнина, Л.В. Индивидуальный образовательный маршрут как инновация в профессиональной подготовке педагогов-психологов/ Л.В. Лежнина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - №2. - С.21-25.
4. Шубович, М.М. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей/ Н.Ш. Валеева, М.М. Шубович // Вестник Казанского государственного технологического университета, №4. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2009.-С.356-362.
© Г. Р. Федотова - ст. препод. каф. общей психологии Института экономики, управления и права, г.Казань, гашгсоуиа@ mail.ru; Н. Ш. Валеева - д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ, [email protected].