педагогические науки
Бадзиева Влада Владимировна, Дзиова Фаина Олеговна, Тригубова Екатерина Викторовна КОНСТРУРИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ...
УДК 378
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0006
КОНСТРУРИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
© 2019
Бадзиева Влада Владимировна, магистрант 1курса Дзиова Фаина Олеговна, магистрант 1курса Тригубова Екатерина Викторовна, магистрант 1курса
Северо-Осетинский государственный педагогический институт (362025, Россия, Владикавказ, улица Павленко, 73, e-mail: [email protected])
Аннотация. Приоритеты в российской системе образования в последнее время сильно изменились. Образовательная парадигма сегодня больше ориентирована на развитие творческих способностей, индивидуальности и самосовершенствования. Когнитивную перспективу достижения нового качества общего образования определяют требования новых образовательных стандартов, обязательные при реализации основных образовательных программ, которые в качестве главных стратегических, педагогических и методических задач образования выдвигают проблему формирования и развития универсальных учебных действий и соответствующих компетенций. Необходимость трансформации образовательной парадигмы с приобретения большого объема академических знаний на овладение общекультурными и профессиональными компетенциями, необходимыми для удовлетворения социальных потребностей в условиях рыночной экономики, регламентируется в нормативно-правовых документах, посвященных совершенствованию российского образования. Это связано с тем, что в условиях рыночной экономики общество может развиваться только при условии, если его гражданам обеспечены условия для постоянного самосовершенствования и максимального индивидуального развития, то есть важнейшими функциями современной образовательной организации, на наш взгляд, являются формирующие и развивающие, позволяющие гармоничное развитие обучающихся в благоприятных условиях для саморазвития, саморегуляции и самосовершенствования. Достижение перечисленных условий осуществимо при обучении школьников по индивидуальным образовательным маршрутам. В статье индивидуальный образовательный маршрут авторами рассматривается как специально сконструированная образовательная программа, учитывающая индивидуальные образовательные потребности и способности каждого обучающегося с учетом положений федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Конструирование индивидуально-образовательных маршрутов осуществляется более успешно, если учебно-воспитательный процесс построен на основе инновационных образовательных технологий.
Ключевые слова: индивидуально-образовательный маршрут, учебно-познавательный процесс, образовательная парадигма, конструирование индивидуально-образовательного маршрута, образовательная программа, этапы реализации образовательного маршрута.
CONSTRUCTION OF INDIVIDUAL AND EDUCATIONAL ROUTE AND MAIN STAGES OF ITS IMPLEMENTATION
© 2019
Badzieva Vlada Vladimirovna, 1st year undergraduate Dziova Faina Olegovna, 1st year undergraduate Trigubova Ekaterina Viktorovna, 1st year undergraduate
North Ossetian State Pedagogical Institute (362025, Russia, Vladikavkaz, Pavlenko Street, 73, e-mail: [email protected])
Abstract. The educational paradigm today is more focused on the development of creative abilities, individuality and self-improvement. The prospect of achieving a new quality of general education is determined by the requirements of new educational standards, mandatory for the implementation of basic educational programs, which, as the main strategic, pedagogical and methodological tasks of education, raise the problem of the formation and development of universal educational activities and corresponding competencies. The need to transform the educational paradigm from acquiring a large amount of academic knowledge to master the general cultural and professional competencies necessary to meet social needs in a market economy is regulated in legal documents on improving Russian education. This is due to the fact that in a market economy, a society can develop only if its citizens are provided with conditions for continuous self-improvement and maximum individual development, that is, the most important functions of a modern educational organization, in our opinion, are formative and developing, allowing harmonious development students in favorable conditions for self-development, self-regulation and self-improvement. Achieving the listed conditions is feasible when teaching schoolchildren on individual educational routes. In the article, the authors consider the individual educational route as a specially designed educational program that takes into account the individual educational needs and abilities of each student taking into account the provisions of the federal state educational standard of general education. The design of individual educational routes is carried out more successfully if the educational process is based on innovative educational technologies.
Keywords: individual educational route, educational process, educational paradigm, design of individual educational route, educational program, stages of implementation of the educational route.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Новые образовательные парадигмы требуют кардинальных перемен во взааимоотношениях ученика и учителя, формирования у них субъект-субъектного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе. В рамках традиционного обучения ученик воспринимается учителями чаще всего как объект педагогического воздействия, исполнитель указаний и наставлений учителя. Гарантия достижения качественно нового образования обеспечивается соблюдением требований образовательных стандартов (М.И. Бекоева, М.Н. Гладкова, О.И. Ваганова, М.М. Кутепов) [1; 2], используемых при разработке основных образовательных программ, главной целью
которых является формирование необходимых компетенций у обучающихся. Основная идея обновления образования состоит в том, как отмечают некоторые исследователи (Л.П. Алексеева, Е.А. Гнатышина, А.В. Савченков, В.З. Течиева и др.) [3; 4], что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса в контексте инновационных технологий обучения является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение нераз-
Badzieva Vlada Vladimirovna, Dziova Faina Olegovna, Trigubova Ekaterina Viktorovna pedagogical
CONSTRUCTION OF INDIVIDUAL AND EDUCATIONAL ROUTE ... sciences
решенных раньше частей общей проблемы. Как показывает анализ исследований по обозначенной проблеме (Т.В. Ветрова, С.С. Гавриленко, Л.И. Горбунова, К.П. Гучмазова, М.В. Довыдова, Н.А. Заиченко, Е.П. Шабалина, И.А. Юрловская и др.) [5; 6; 7; 8; 9], индивидуальный образовательный маршрут конструируется в соответствии с образовательными потребностями обучающихся, их индивидуальным образовательным потенциалом, содержанием образования, психофизиологическими и соматическими качествами обучающихся, предметной направленностью каждого ученика, а так же с учетом требований, которые регламентируются новыми образовательными стандартами. Индивидуальная образовательная траектория, по мнению некоторых ученых, предполагает в качестве содержательного компонента наличие строго структурированного индивидуально-образовательного маршрута (С.Н. Бостанова, З.Х. Хачирова, Г.Ф. Глебова, Т.А. Соломахина и др.) [10; 11], а в качестве технологического компонента (Т.А. Жданко, Т.В. Живокоренцева, Э.Ф. Зеер, О.С. Попова, О.Ф. Чупрова и др.) [12; 13], - методологический и практический инструментарий реализации этого маршрута. «Уникальность индивидуально-образовательного маршрута, как отмечают К.П. Гучмазова и И.А. Юрловская, заключается в том, что он позволяет увеличить объем знаний при проектировании своей учебной и внеучебной деятельности на основании контролируемой самооценки, желания к совершенствованию своих знаний и умений» [9, с. 51]. Нельзя не согласиться с тем, что в одном классе могут учиться ученики, которые по уровню сформированно-сти некоторых познавательных процессов, психических свойств, склонностей и способностей к определенным учебным дисциплинам демонстрируют одинаковые показатели. «В первую очередь учитель должен позаботиться о формировании у школьников способности к саморазвитию (М.И. Бекоева), которая способствует вхождению личности в национальную и мировую культуру и поэтому при обучении математике в центре внимания находятся процессы обучения деятельности - умению определять цели, организовывать свою учебно-познавательную деятельность, оценивать результаты своей работы; формирование индивидуальных качеств: воли, ума, ощущений, эмоций, чувств, творческих способностей, познавательных интересов и мотивов деятельности; формирование общей картины мира» [14, с. 75-78]. Такая условная дифференциация необходима для того, пишут Т.В. Ветрова и Л.И. Горбунова, чтобы в процессе учебно-воспитательной деятельности у учителя появилась возможность сформировать группы в соответствии с перечисленными показателями и реализовывать дифференцированное обучение, оказывать нужную психолого-педагогическую поддержку [5, с. 14-18]. Это есть одна из технологий реализации индивидуально-образовательного маршрута школьника на основе дифференцированного обучения.
Формирование целей статьи (постановка задания). Процесс овладения школьниками основных компетенций, а также универсальных учебных действий желательно реализовывать по нескольким индивидуально-образовательным маршрутам, которые могут осуществляться одновременно или последовательно. При этом важно следовать главному принципу индивидуализации, которая заключается в том, что каждый ученик уникален, и необходимо создавать условия для максимальной реализации потенциальных возможностей каждого ребенка на основе широкого внедрения новых форм и методов обучения, позволяющих прогнозировать и корректировать траекторию индивидуального развития ученика с опорой на его способности и потребности. Разумеется, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика не всегда получается, но реально можно опираться на популярные обобщенные характеристики, которые существенны с точки 34
обучения. Отсюда следует важная рекомендация педагогическим работникам - предоставить обучающимся широкий спектр образовательных услуг и помочь им сделать соответствующий их способностям, потребностям, интересам и возможностям, выбор.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Выбор технологии реализации индивидуально-образовательного маршрута обусловлен рядом объективных и субъективных факторов: способностями, интересами, возможностями, потребностями и индивидуальными особенностями школьников и их родителей; уровнем достижения требуемых образовательных результатов; профессиональной компетентностью учителя; необходимым потенциалом образовательной организации для удовлетворения учебной мотивации и потребностей школьников; материально-техническим состоянием образовательной организации. «Содержание модели индивидуально-образовательного маршрута, как отмечают в своем исследовании М.В. Довыдова и Е.П. Шабалина, обусловлено социальным заказом общества на подготовку компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социально и профессионально мобильного, творческого, конкурентоспособного на рынке труда специалиста» [7, с. 87-89].
Анализ различных источников по индивидуализации обучения (Н.А. Заиченко, Н.В. Кащеева, Н.Г. Костюченко, А.М. Сидоренко и др.) [8; 15; 16; 17], реализации личностно-ориентированного обучения (Т.В. Емельянова, Г.А. Пичугина, А.А. Степанько, И.А. Юрловская) [18; 19; 20], позволило нам определить категорию учеников, которые нуждаются в обязательном использовании индивидуально-образовательного маршрута: ученики, не освоившие основную общеобразовательную программу в процессе традиционного обучения (Л.В. Блинов, Е.В. Тютюсова) [21]; дети с физическими и психосоматическими ограничениями; дети с задержкой развитии речи; одаренные школьники, которые нуждаются в программах с опережающим обучением; дети, нуждающиеся в коррекции поведения (А.В. Лялюк, Н.Г. Иванова) [22]. Нами также были выявлены необходимые педагогические условия успешной реализации индивидуально-образовательных маршрутов, среди которых:
- целенаправленное дидактическое сопровождение обучающихся в течение всего периода осуществления индивидуально-образовательного маршрута на основе постоянного мониторинга достижений каждого ученика;
- методическое и технологическое обеспечение учителей в случае профессиональных затруднений участников образовательного процесса путем персонального консультирования каждого из них для достижения необходимых образовательных результатов.
Для достижения более высоких образовательных результатов необходимым условием является также и поэтапное конструирование индивидуальных образовательных маршрутов:
Первый этап - этап наблюдения служит для определения группы учащихся с определенными трудностями в обучении. Формирование групп осуществляется по выше описанным категориям учащихся (Т.В. Емельянова, А.А. Степанько) [18], нуждающихся в обязательном сопровождении по индивидуальному маршруту. По результатам наблюдений составляется таблица «Выявленные трудности школьников и их категории».
Второй этап - этап диагностики, предназначенный для выявления причин трудностей в обучении, и в соответствии с этим - выбора дальнейшего профилирующего направления индивидуального обучения. По результатам исследования составляется таблица «Выявленные
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)
педагогические науки
Бадзиева Влада Владимировна, Дзиова Фаина Олеговна, Тригубова Екатерина Викторовна КОНСТРУРИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ...
трудности в обучении и причины их порождения».
Третий этап - этап конструирования содержания индивидуально-образовательного маршрута, который предназначен для определения методологии и технологии осуществления педагогической поддержки на основе выявленных трудностей и причин их возникновения.
Четвертый этап - этап реализации всех видов учебно-познавательной деятельности с использованием в образовательном процессе интерактивных форм и методов работы с обучающимися в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, способностями, потребностями и возможностями.
Пятый этап - диагностический этап, на котором подводятся итоги и анализируются результаты учебных достижений школьников в процессе реализации индивидуально-образовательного маршрута, намечаются перспективные пути совершенствования учебно-воспитательного процесса на основе выбранного маршрута.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, технология создания индивидуального образовательного маршрута - это более или менее алгоритмизированный процесс взаимодействия педагога и обучающихся, гарантирующий достижение поставленной цели. Реализация индивидуального образовательного маршрута будет наиболее успешным, если его осуществлять по заранее намеченному пути следования, направленного формирование широко образованной, социально адаптивной, творческой личности. Результативными средствами успешной реализации индивидуально-образовательного маршрута являются проблемные педагогические ситуации, искусственно созданные учителем для совместного решения с учениками; разработка с родителями индивидуальной программы развития каждого школьника, или группы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бекоева М.И. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. №2 (75). С. 203-206.
2. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Кутепов М.М. Применение проектных образовательных технологий в учебном процессе вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. №2 (23). С. 209-212.
3. Гнатышина Е.А., Алексеева Л.П., Савченков А.В. Подготовка профессионально-педагогических кадров в условиях инновационной деятельности вуза //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 210-215.
4. Течиева В.З. Базовые кафедры педагогического вуза в подготовке практико-ориентированного учителя //Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. №5. С. 48-52.
5. Ветрова Т.В., Горбунова Л.И. Индивидуально-образовательный маршрут как средство формирования исследовательской компетенции, учащихся в условиях ФГОС НОО //В сборнике: Материалы VI Международного осеннего симпозиума. Центр научной мысли. 2014. С. 14-18.
6. Гавриленко С.С. Индивидуально-образовательный маршрут // Математика в школе. 2007. № 3. С. 51-56.
7. Довыдова М.В., Шабалина Е.П. Моделирование индивидуально-образовательного маршрута как фактор повышения эффективности подготовки бакалавров //Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 87-89.
8. Заиченко Н.А. Индивидуально-образовательный маршрут в процессе проектно-исследовательской деятельности школьников // Конструктивные педагогические заметки. 2014. № 2 (2). С. 42-46.
9. Юрловская И.А., Гучмазова К.П. Индивидуально-образовательный маршрут студентов как механизм индивидуализации образовательного процесса современного педагогического вуза // Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. С. 51.
10. Бостанова С.Н., Хачирова З.Х. К вопросу изучения в психологии понятия индивидуально-образовательная траектория //Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-10. С. 298-304.
11. Глебова Г.Ф., Соломахина Т.А. Исследование проблем и условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников //Учитель и время. 2016. №11. С. 67-73.
12. Жданко Т.А., Живокоренцева Т.В., Чупрова О.Ф. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) студентов в вузе //Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2014. № 1 (13). С. 140-146.
13. Зеер Э.Ф., Попова О.С. Психологическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в профессиональной школе //Образование и наука. 2015. №4 (123). С. 88-99.
14. Бекоева М.И. Основные направления развития творческих способностей младших школьников на уроках математики //Балтийский
гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 75-78.
15. Кащеева Н.В. Основы составления индивидуально-образовательного маршрута //Вестник педагогического опыта. 2018. №41. С. 26-30.
16. Костюченко Н.Г. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие формирования профориентационной компетентности обучающихся //В сборнике: Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее сборник статей VI международной научно-практической конференции. 2016. С. 310-315.
17. Сидоренко А.М. Использование индивидуально-образовательного маршрута в ДО //Образование и наука в России и за рубежом. 2016. №6 (29). С. 21-28.
18. Емельянова Т.В., Степанько А.А. Модель процесса формирования мотивационной компетенции будущих педагогов инклюзивного образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. №1 (22). С. 237-240.
19. Пичугина Г.А. Инновационные подходы к развитию опыта профессиональной деятельности бакалавров педагогического образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 374-378.
20. Юрловская И.А. Структурно-функциональная модель индивидуализации профессиональной подготовки будущих педагогических работников, как условие введения новых ФГОСов //Современные проблемы науки и образования. 2015. №2-2. С. 371.
21. Тютюсова Е.В., Блинов Л.В. Аксиологический аспект в формировании социально-ориентированных компетенций младших школьников //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 302-304.
22. Лялюк А.В., Иванова Н.Г. Некоторые конструктивные решения обеспечения безопасности образовательной среды//Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23). С. 243-246.
Статья поступила в редакцию 21.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019