Научная статья на тему 'Индивидуальные образовательные маршруты как условие развития субъектности обучающихся'

Индивидуальные образовательные маршруты как условие развития субъектности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / СУБЪЕКТНОСТЬ / SUBJECT / УЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / TUTОR / STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Наталия Айзиковна, Щукина Надежда Ильинична

В статье анализируются возможности индивидуального образовательного маршрута для развития субъектности обучающихся, представлен опыт по формированию индивидуального образовательного маршрута в рамках общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жукова Наталия Айзиковна, Щукина Надежда Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные образовательные маршруты как условие развития субъектности обучающихся»

центрами, издательствами, библиотеками, видеотеками, художественной мастерской и др.; оснащенность игровыми материалами, бросовыми материалами, развивающими фантазию и творческое начало у детей [2].

Таким образом, изучение проблемы обоснования базовых условий развития креативности в дошкольном детстве позволяет оптимизировать проблему ценностно-смысловой самореализации детей, а именно учитывать при построении образовательной работы с детьми возможности и положительную динамику всех её компонентов; интегрировать условия в единую систему, что, на наш взгляд, способствует возрастанию ее эффективности.

Литература

1. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005. 176 с.

2. Емельянова И. Е. Педагогическая технология развития одаренности детей дошкольного возраста. Челябинск, 2010. 195 с.

3. Иванов Д. И. Образовательная или развивающая среда / Д. И. Зеер // Директор школы, 2007. № 6. С. 48-49.

4. Исхакова Г. Т. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста: монография. Бирск, 2013. 140 с.

5. ФранклВ. Человек в поисках смысла. М., 1990. 368 с.

Organization of individual educational routes as condition of development

of subject of student Zhukova N.1, Shchukina N.2 Индивидуальные образовательные маршруты как условие развития субъектности обучающихся Жукова Н. А.1, Щукина Н. И.2

'Жукова Наталия Айзиковна / Zhukova Natalia — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социально-педагогического образования, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования,

научный руководитель опытно-экспериментальной работы; 2Щукина Надежда Ильинична / Shchukina Nadezhda - заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель, тьютор, Государственное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 643 Московского района, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируются возможности индивидуального образовательного маршрута для развития субъектности обучающихся, представлен опыт по формированию индивидуального образовательного маршрута в рамках общеобразовательной школы. Abstract: in the article possibilities of individual of educational route are analysed for development of subject of student, experience is presented on forming of individual educational route within the framework of general school.

Ключевые слова: тьютор, субъектность, учение, индивидуальный образовательный маршрут. Keywords: tutor, subject, studies, individual educational route.

Важнейшим условием становления человека является развитие субъектной позиции. В современном образовании актуальной является проблема развития индивидуальности каждого обучающегося. Она тесно связана с проблемами мотивации обучения и сохранения здоровья. Процесс эффективного формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к учению проявляется в позитивном изменении всех компонентов учения (мотивационно-целевого, содержательно-операционального, эмоционального, волевого, рефлексивно-оценочного). Эмоционально-ценностное отношение школьников к учению проявляется как результат, стимул и регулятор учения, выполняя смыслообразующую, стимулирующую и регулятивную функции в процессе обучения в целом [3].

Отвечая на вопросы «Как сделать обучение наиболее эффективным?», «Как удовлетворить образовательные потребности каждого ученика?», мы пришли к необходимости учитывать интерес и потребности обучающихся, вследствие чего были разработаны индивидуальные образовательные маршруты, способствующие развитию субъектности обучающихся. Рассматривая образовательную среду как необходимое условие для становления субъектной позиции обучающегося, мы понимам, что эта среда должна быть прежде всего комфортна. Мы взяли интервью у обучающихся (среди них были дети с ограниченными возможностями здоровья) и педагогов. Приведем некоторые выдержки: «Комфортная образовательная среда должна состоять из нескольких моментов: это психологический комфорт, комфортная

жизнедеятельность с медицинской точки зрения.....Для таких детей должен быть очень четко

определен регламент образовательного маршрута. «...Для меня это будет развивающая образовательная среда, которая будет обеспечивать высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся и их родителей, которая будет способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся и гарантировать охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья» [2].

«Субъектность - это приобретаемые в опыте самостоятельной деятельности и свободно реализуемые способности индивида оригинально мыслить, делать конструктивный выбор, четко мотивировать поведение, определять проблемы, творчески их решать, продуктивно действовать, целенаправленно преодолевать препятствия, добиваться социально значимого результата» [1, с. 17].

Используя тьюторское взаимодействие в сетевом образовательном пространстве, мы помогаем каждому обучающемуся двигаться в выбранном им направлении. Очень важны встречи, на которых происходит рефлексивное осмысление учащимися своих возможностей, результатов учения. Это позволяет ученику воспринимать себя субъектом процесса обучения. Учитель и ученик могут быть открыты для любой информации и вести диалог на равных, участвуя в совместных поисках истины, быть готовыми к успехам и неудачам.

С 01.01.2014 года наша школа была районной площадкой по теме «Тьюторское сопровождение проектирования учащимися индивидуального учебно-образовательного маршрута профильного обучения в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций».

В рамках опытно--экспериментальной работы мы проводили анкетирование. Результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 9 и 11 классов нашей школы, показали, что среди старшеклассников ещё очень велик процент тех, кто самостоятельно не может определиться ни с дальнейшим образованием, ни с тем, что им делать за стенами школы. Между тем, профессиональное самоопределение является важным этапом для разработки индивидуального образовательного маршрута.

При разработке индивидуального образовательного маршрута мы учитываем пожелания обучающихся и их родителей по степени углубления различных предметов. Перед тем, как сформировать индивидуальные учебные планы, мы проводим ряд опросов, в которых обучающиеся могут выбрать приоритетные предметы и элективные курсы, а также дополнительные образовательные программы. За обучающимися остается право изменения своей образовательной траектории в случае необходимости, но не более одного раза в год. Для организации такого обучения мы ввели в старших классах нелинейное расписание.

В системе тьюторского сопровождения организация продуктивных субъект-субъектных взаимодействий осуществляется в соответствии с особенностями конкретной образовательной ситуации применительно к участникам образовательного процесса различных типологических групп: обучающихся, родителей, учителей, администрации. Тьюторы помогают обучающимся в их профессиональном самоопределении. Тьютор с тьюторантом разрабатывают и корректируют индивидуальный образовательный маршрут, направленный на выбор, а впоследствии и поддержание профиля. В своей работе тьюторы используют разнообразные формы - проектные технологии, портфолио, тренинги, консультирование и др. Тьюторские функции распределены между классными руководителями, учителями-предметниками, заместителями директора по учебно-воспитательной работе.

В рамках ОЭР педагогическим коллективом ГБОУ школы № 643 был разработан индивидуальный учебный план, в котором отражаются профиль выбранного класса, сфера будущей профессии, перечень учебных заведений для поступления (основной и запасной вариант), количество часов и названия предметов, изучаемых на базовом и профильном уровнях, выбор элективных курсов (предметов), учебные практики, проекты (социальные), исследовательская деятельность, подготовка и участие в конкурсах и олимпиадах. Для сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов мы привлекли классных руководителей, прошедших аттестацию по должности «тьютор».

Особое значение имеет социальная практика подростков. Здесь и тьюторское сопровождение внеурочной деятельности учащихся начальной школы, и участие в волонтерском движении, и участие в социальных акциях и проектах.

На этапе проектирования индивидуального учебного плана обучающиеся пишут творческие мотивационные эссе. Приведем в качестве примера выдержки из эссе на тему: «Фармацевтика -мое будущее» и «Творчество основа профессии».

«...Некоторые при выборе профессии уделяют внимание спросу на рынке труда или обеспечиваемой заработной плате, реже опираясь на свои предпочтения и способности. Это является одной из главных ошибок и, к сожалению, она не единственная. Зачастую, проблема выбора профессии решается не нами, а нашими родителями. Опираясь только на собственное мнение, я решила заняться фармацевтикой. Мой выбор был вызван несколькими причинами:

• Так как все процессы в живых организмах, в том числе и в человеке, происходят на клеточном уровне, значит благодаря фармакологии можно изучить, понять и в последующем изничтожить патологии человеческого организма.

• Конечно, известно, что большинство химических соединений, обладающих фармацевтическими свойствами, в необработанном состоянии бесполезны либо пагубно влияют на человека. Тем самым, наука создает пригодную форму лекарств для проведения лечения больных.

• Фармацевтическая химия - это одна из наук, исследования которой безграничны, ведь в этой сфере сделаны далеко не все открытия. Следовательно, область человеческого познания тоже не имеет границ, что является хорошей мотивацией для развития индустрии и интеллекта.

Таким образом, выбранная мною профессия является лишь моим предпочтением, но основанным не только на моём интересе к химии, но и на целях развития науки и устранения всех возможных человеческих патологий» (Мачульская Карина Борисовна, 10 класс). «... Я решила заняться искусством. Мой выбор был вызван несколькими причинами: - В первую очередь, это, конечно, с детства развивающийся талант и интерес к искусству; многообразие вариантов творческой деятельности, то есть: писательство, рисование, музыка. Желание попробовать себя во всем. И, конечно же, возможность самовыражения, что является неотъемлемой частью любого вида искусства. Таким образом, выбранная мною специальность художника-дизайнера является моим предпочтением, основанном не только на безграничной любви к творчеству, но и на желании создавать что-то новое, целиком посвятить себя делу, вызывающему у меня чрезмерный интерес» (Мачульская Регина Борисовна, учащаяся 10 «А»).

Беседуя с обучающимися, тьютор способствует созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, что позволяет добиваться новых образовательных результатов.

В качестве примера приведем рефлексивные тексты обучающихся 9-11 классов по теме «Мое восприятие мира».

«.. .Улыбнись миру и он улыбнется тебе. Улыбка согреет тебя, изменит твое настроение, жизнь станет легка и светла, не будет в душе огорчений», «Любую депрессию надо встречать с улыбкой, депрессия подумает, что Вы идиот и сбежит», «..У счастливых родителей и дети счастливы! Ребенок открыт миру, знаниям, готов к общению, с улыбкой и добром выходит в мир».

Таким образом, осуществление педагогической деятельности в режиме диалога, поддержка инициативы и развитие самостоятельности, ответственности, воспитание уважения к «другому», отличному от «твоего», мнению, организация индивидуальных образовательных маршрутов, - необходимые условия развития субъектности обучающихся.

Литература

1. Крылова Н. Б. Субъектность ребенка и индивидуальная реконструкция образования» // Поддержка субъектности в учебной деятельности: от концептуальных идей к конкретной практике» VIII межд. конф. по альтернативному образованию Санкт-Петербург, 12-13 июня 2012). Санкт-Петербург: Изд-во Образовательный центр «Участие». Лема, 2012. С. 17.

2. Лукьянова Н. А., Щукина Н. И., Фелл Е. В. Инклюзия в корпоративной культуре Вуза: подходы к пониманию и направления изменения // Вестник науки Сибири, 2016. № 1 (20). С. 101.

3. Жукова Н. А. Организационно-педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к учению. Дис.канд. пед. Наук. [Текст] / Н. А. Жукова. СПб., 2008. 182 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.