педагогические науки
Алборова Светлана Заурбековна, Кокаева Илита Батразовна ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ...
УДК 373.31
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0042
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА УЧЕНИКА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
© 2019
Алборова Светлана Заурбековна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и информатики Кокаева Илита Батразовна, магистрант 1курса Северо-Осетинский государственный педагогический институт (362025, Россия, Владикавказ, улица Павленко, 73, e-mail: [email protected])
Аннотация. Современное образование делает большую ставку на индивидуальный подход в обучении к каждому ученику. Один из способов реализации метода индивидуализации - составление технологической карты индивидуально-образовательного маршрута школьника и следование ему. Практика внедрения индивидуально-образовательного маршрута предусмотрена новыми государственными образовательными стандартами. И первоочередная задача таких маршрутов - профильная направленность. Индивидуальный образовательный маршрут - это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, индивидуально-образовательный маршрут - это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану. При составлении индивидуально-образовательного маршрута обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося, а именно: образовательную базу, то есть знания, которыми ученик владеет; психическое и физическое состояние ученика; личностные качества, особенности характера ребенка - умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивация, потребности, интересы и т.д.; возраст ученика; социальный аспект - знакомство родителей с условиями реализации технологической карты индивидуально-образовательного маршрута и их пожелания. Внедрение индивидуально-образовательного маршрута - достаточно тяжелая задача. Одна из злободневных проблем связана с невозможностью эффективного использования в рамках традиционной классно-урочной системы из-за временных ограничений. Универсального способа создания индивидуальных маршрутов на сегодня не существует. Есть лишь общие рекомендации, которые могут помочь сориентироваться. Именно поэтому внедрение индивидуально-образовательного маршрута надо начинать с проектирования и реализации кратковременных траекторий в рамках одного или двух уроков.
Ключевые слова: обучение младших школьников, индивидуально-образовательный маршрут, начальная школа, индивидуализация обучения, этапы реализации индивидуального маршрута, технологическая карта, индивидуальный план обучения.
THE MAIN STAGES OF THE IMPLEMENTATION OF THE TECHNOLOGICAL CARD OF THE INDIVIDUAL ROUTE OF THE STUDENT OF THE INITIAL CLASSES
© 2019
Alborova Svetlana Zaurbekovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of mathematics and computer science Kokaeva Ilita Batrazovna, 1st year undergraduate North Ossetian State Pedagogical Institute (362025, Russia, Vladikavkaz, Pavlenko Street, 73, e-mail: [email protected])
Abstract. Modern education makes a big bet on an individual approach to learning for each student. One of the ways to implement the method of individualization is to draw up a technological map of the student's individual educational route and follow it. The practice of introducing an individual educational route is provided for by new state educational standards. And the primary task of such routes is a core orientation. An individual educational route is an individual program designed for a specific student and pursuing specific goals that must be implemented within a specified time frame. In other words, an individual educational route is a way or a way to realize a child's personal potential, the development of his abilities according to an individual plan. In drawing up an individual educational route, the student's individual characteristics are taken into account, namely: the educational base, that is, the knowledge that the student owns; mental and physical condition of the student; personal qualities, characteristics of the child's character - ability to work in a team and individually, type of memory, social activity, motivation, needs, interests, etc .; age of the student; social aspect - familiarity of parents with the conditions for implementing the technological map of the individual educational route and their wishes. The introduction of an individual educational route is a rather difficult task. One of the arising problems is connected with the impossibility of effective use within the framework of the traditional class-lesson system due to time constraints. There is no universal way to create individual routes. There are only general recommendations that can help orient. That is why the introduction of an individual educational route must begin with the design and implementation of short-term trajectories in one or two lessons.
Keywords: training of younger schoolchildren, individual educational route, primary school, individualization of education, stages of implementation of an individual route, a technological map, an individual training plan.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Ведущие тенденции социального и культурного развития современного общества, среди которых - демократизация, гуманизация и фундаментализация, - создают условия для развития творческой личности, так как отвечают природе социального становления личности. Одним из важных периодов социального становления личности является обучение в школе, так как через учебную деятельность обучающийся неизбежно приобщается к трудовой, физической, умственной, познавательной и другим видам деятельности, учится адекватно реагировать на разные жизненные ситуации. Значительная роль принадлежит учителю, который помогает ученикам найти себя в будущем, стать самостоятельными, созидатель-
ными, инициативными людьми, ориентированными на мотивацию достижения успеха. Данная идея отражена и в национальном образовательном проекте «Наша новая школа» как один из наиболее эффективных способов индивидуализации обучения. «Индивидуальный подход понимается как средство преодоления несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задается программами, и реальными возможностями ученика усвоить их. Учет особенностей учащихся осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации, решении учебных задач, определении способов действия и т.д., однако содержание образования здесь заранее предопределено» [1, с. 34-40].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на
Alborova Svetlana Zaurbekovna, Kokaeva Ilita Batrazovna pedagogical
THE MAIN STAGES OF THE IMPLEMENTATION ... sciences
которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблема развития технологии индивидуализированного, личност-но-ориентированного обучения нашла свое отражение в исследованиях, в которых обоснованы идеи реализации потенциальных возможностей каждого ученика (М.В. Буланов, З.А. Караманова, Н.А. Колесниченко, Л.С. Лаврова, Т.И. Масликова, Н.П. Плаксин, Г.А. Поло-мошнова, С.А. Тимощук) [2; 3; 4; 5]; выявлены механизмы разрешения противоречия между учебным материалом, который содержится в образовательных программах, и реальными возможностями каждого школьника (Н.М. Колычев, А.К. Костин, Т.Ю. Лихачева, Г.Г. Левкин, В.В. Семченко, Е.В. Сосновская, А.С. Ястребов) [6; 7; 8]. «По мнению некоторых ученых (Н.А.Колесниченко, Л.С. Лаврова, Г.А. Поломошнова) [4, с. 320-322], всех исследователей в данной области объединяет желание учесть индивидуальные особенности участников учебно-воспитательного процесса. Однако, досконально вопрос о конкретных педагогических условиях, видах и типах возможного эффективного взаимодействия не разрешается (Х.М. Курданова, Е.Ю. Петрова, З.М. Сарбашева), индивидуальный подход к обучению и воспитанию предусматривает работу с обучающимися исходя из уровня их подготовки, интеллектуального развития, возможностей и способностей» [9; 10].
Формирование целей статьи (постановка задания). Нужно отметить, что долгое время при организации процесса обучения в начальной школе исходили из понимания личности ученика не как основной ценности образовательного процесса, а как его главной производительной силы. Подобная целевая установка определяла характер учебного процесса: авторитарность в отношениях между учителем и учеником; условная ориентация на среднего абстрактного школьника; однообразие и шаблонность в организации учебно-познавательной деятельности обучающихся; отсутствие условий для раскрытия потенциальных возможностей каждого отдельного ученика для удовлетворения его потребности в самоорганизации. Стало ясно, что существующая система начального образования, выполняющая социальный заказ государства по формированию индивидуальных способностей, развитию самостоятельности и личностных качеств у школьников не соответствуют естественнои-сторическому развитию человека и общества. Человек, воспитанный исполнитель, не может стать основой поступательного движения общества. Это обусловило неадекватность существующих методов обучения природе становления личности и привело к рассогласованию целей и результатов обучения.
Таким образом, возникла необходимость в переосмыслении и трансформации форм, методов, приемов, технологий обучения и воспитания, направленных на гуманизацию, самоактуализацию и самореализацию личности младшего школьника, чтобы он прошел через качественное образование в самостоятельную жизнь не безликим индивидом, а личностью, готовой полноценно участвовать в социальной, культурной, образовательной, интеллигентной и производственной сферах жизнедеятельности, свободной от психологии иждивенчества и обывательщины, ориентированной на достижение успехов. Таких результатов можно добиться успешно только через специально организованные индивидуально-образовательные маршруты.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В психолого-педагогической теории и практике накоплено достаточно большое количество исследований, посвященных проблемам индивидуального развития личности в деятельности, и в таком особом ее виде, как обучение. Единство исходных теоретических традиций авторов заключается в следующих позициях: во-первых, учение, учебная деятельность ими рассматривается как основа психического развития человека, социального 172
становления личности (Л.П. Алексеева, Е.А. Гнатышина,
A.В. Савченков) [11]; во-вторых, по мнению ученых, не всякая учебная деятельность, а только целенаправленно осуществляемая при постоянном активном участии самого обучаемого как субъекта этой деятельности оказывает влияние на психическое, умственное, нравственное развитие обучающегося (Т.И. Масликова, Н.П. Плаксин, Тимощук С.А. Н.В. Никуличева, С.С. Хапаева) [5; 12]; в-третьих, развитие личности происходит не во всякой деятельности, а только в той, которая насыщена элементами творчества, вызывает интерес, имеет личностный смысл для индивида (Х.М. Курданова, З.М. Сарбашева,
B.И. Писаренко) [9; 13]; в-четвертых, учебная деятельность, личная активность творческих начал в значительной мере усредняет личность (Н.М. Колычев, Г.Г. Левкин, О.В. Романова, В.В. Семченко, Е.В. Сосновская, А.С. Ястребов) [8; 14]. Эти процессы должны найти свое отражение в образовательных программах начальной школы, которая является фундаментом всего образовательного процесса, значимым периодом в жизни любого человека. Здесь необходим поворот к личности, к обогащению ее потребностей, интересов и индивидуальных жизненных позиций. Однако на данном этапе современная школа не лишена недостатков, оставшихся от застойных времен (Р.Х. Садыкова, Е.В. Самарева) [15], в связи с чем сталкивается с противоречиями, вызванными необходимостью становления творческой индивидуальности личности школьника в условиях сложившихся педагогических традиций.
Для осуществления индивидуально-образовательного маршрута в начальной школе важно грамотно сконструировать технологическую карту (И.В. Забродина, Н.А. Козлова, С.Н. Фортыгина, Г.С. Шергина, Т.А. Штальбаум) и основные этапы его реализации [16; 17]. Технологическая карта большинством ученых понимается как способ графического представления процесса обучения, позволяющая структурировать содержание материала по выбранным параметрам. Еще на стадии подготовки к занятию она позволяет учителю максимально детализировать содержание урока (И.В. Сафронова, П.В. Смирнова), более результативно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие изучаемой теме [18; 19]. В данной статье авторы рассматривают технологическую карту в более широком ее понимании, когда она позволяет оценивать рациональность и результативность выбранных форм, методов, средств, технологий и видов учебно-познавательной деятельности на каждом этапе реализации индивидуального маршрута. Анализ существующих подходов (З.А. Караманова, Е.Ю. Петрова, И.Ф. Титова, М.И. Целихова) [3; 10; 20; 21], а также собственные исследования позволили нам выделить четыре основных этапа реализации технологической карты индивидуально-образовательного маршрута.
Первый этап - этап наблюдения, на котором осуществляется изучение состояния качества образования по каждому предмету;условное определение групп обучающихся с высоким, средним и низким уровнем учебной мотивации; выявление уровня активности на уроках в целом;наблюдение за проявлением познавательного интереса к предпочитаемым дисциплинам; выяснение применения дополнительных источников в процессе подготовки домашнего задания. Учитель организует беседу с учениками и их родителями, в процессе которого объясняет сущность, задачи, основные направления и образовательный потенциал технологической карты индивидуально-образовательного маршрута. На данном этапе ученик фиксирует, что он должен знать и уметь к концу прохождения маршрута. Необходимо следить за тем, чтобы все участники педагогического процесса осознали необходимость и значимость индивидуального образовательного маршрута, как одного из необходимых компонентов процесса самоопределения и проверки правильного выбора профиля ориентации дальней-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)
педагогические науки
Алборова Светлана Заурбековна, Кокаева Илита Батразовна ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ...
шего образования.
Второй этап - диагностический этап. На данном этапе осуществляется диагностика исходного уровня личностных достижений каждого ученика. Учитель совместно с психологом и классным руководителем проводит ряд тестов с целью определения личностных качеств каждого ученика. Здесь важно выявить особенности нервной системы; определить, какой вид деятельности будет более результативным для ученика; выяснить, что именно мешает заниматься успешно - невозможность работать в коллективе, недостаточное количество индивидуального внимания, невозможность сосредоточиться в классе, пробелы по прошлым темам. Таким образом, на данном этапе фиксируется, что ученик может и хочет узнать в рамках данного предмета и что ему может помочь или помешать в этом.
Третий этап - этап конструирования. Разработка и реализация отчетливого алгоритма действий, направленных на достижение личностно значимых целей. Построение индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося на основе выявленных проблем и установления их причин. В рамках реализации технологической карты индивидуально-образовательного маршрута развитие личности школьника может происходить по нескольким направлениям деятельности, которые осуществляются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача учителя - предложить ученикам спектр возможностей и помочь им сделать правильный выбор индивидуально-образовательного маршрута, направление которого определяется особенностями, интересами и потребностями самих школьников и их родителей в достижении необходимого образовательного результата; возможностями образовательной организации для удовлетворения потребностей каждого ученика; потенциалом материально- технической базы школы и т.д.
Четвертый этап - этап итоговой диагностики и коррекции. На данном этапе осуществляется анализ, интерпретация, обобщение и качественно-количественное оценивание результатов реализации технологической карты индивидуально-образовательного маршрута. Учитель организовывает обратную связь, детализирует процедуру реализации всех этапов осуществления индивидуального маршрута каждого отдельного ученика, содействует корректировке слабых звеньев маршрута, демонстрирует итоговые результаты. На основе осмысления итоговых результатов обучающиеся сами дают оценку, объективную с их точки зрения, своей учебно-познавательной деятельности, по возможности вносят исправления в маршрут, делают отчет о своих индивидуальных достижениях и качественных изменениях. Ими осмыслены положительная (отрицательная) динамика личностных достижений и индивидуальный рост в целом, на основании чего делают отчеты о результатах завершения индивидуально-образовательного маршрута в рамках технологической карты. Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень его умений и навыков, но и определить, насколько успешной была реализация технологической карты индивидуального образовательного маршрута, уложился ли он в срок, с какими трудностями ребенок столкнулся, что ему необходимо доработать.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что одна из главных задач современной системы образования - это совершенствование механизмов реализации технологической карты индивидуально-образовательного маршрута учеников начальных классов, так как это позволяет создать максимально комфортные условия для личностного развития школьника и представит учителю совершенную картину об индивидуальном развитии каждого конкретного ученика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гапизова В.В. Принцип индивидуализации как основной принцип при переходе от дошкольного образованию к начальному обучению //В сборнике: Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности. 2013. С. 34-40.
2. Буланов М.В. Принцип индивидуализации и смешанное обучение //Электронное обучение в непрерывном образовании. 2017. №1. С. 360372.
3. Караманова З.А. Смешанное обучение как решение проблемы интенсификации, оптимизации и индивидуализации обучения //В сборнике: Вопросы образования — от теории к практике. Материалы I Международной научно-практической конференции. 2015. С. 66-69.
4. Колесниченко Н.А., Лаврова Л.С., Поломошнова Г.А. Индивидуальный подход в обучении и воспитании как основной фактор повышения успеваемости студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 320-322.
5. Плаксин Н.П., Масликова Т.И., Тимощук С.А. О применении индивидуального и дифференцированного подхода в обучении// Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2014. № 3 (42). С. 309-313.
6. Костин А.К. Профильное обучение: на пути к индивидуализации обучения и свободы выбора//Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2014. № 2. С. 65-70.
7. Лихачева Т.Ю. Индивидуализация как средство реализации алгоритма успеха в обучении //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 4. С. 36-38.
8. Левкин Г.Г., Ястребов А.С., Семченко В.В., Колычев Н.М., Сосновская Е.В. Организация индивидуального обучения в дополнительном образовании //Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6. №2. С. 248-255.
9. Курданова Х.М., Сарбашева З.М. Проблемное обучение в процессе индивидуализации обучения //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 7 (85). С. 44-47.
10. Петрова Е.Ю. Индивидуализация обучения как средство преодоления педагогической запущенности учащихся классов компенсирующего обучения //В сборнике: Модернизация образования и повышение квалификации /Материалы международной научно-практической конференции. 2003. С. 31-34.
11. Гнатышина Е.А., Алексеева Л.П., Савченков А.В. Подготовка профессионально-педагогических кадров в условиях инновационной деятельности вуза //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 210-215.
12. Никуличева Н.В., Хапаева С.С. Модели индивидуализации образовательной деятельности при дистанционном обучении //Вестник Белгородского института развития образования. 2017. №1 (3). С. 10-18.
13. Писаренко В.И. Индивидуализация, дифференциация и интеграция в инновационном обучении //Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. 2006. №2. С. 99-106.
14. Романова О.В. Индивидуализация образовательного процесса в условиях современной общеобразовательной школы //Траектория науки. 2016. Т. 2. №12 (17). С. 10.
15. Садыкова Р.Х., Самарева Е.В. Использование технологии развивающего обучения на основе логикосмысловой модели «Письмо» // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 143-146.
16. Забродина И.В., Козлова Н.А., Фортыгина С.Н. Основные подходы к разработке технологической карты урока //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. №3 (24). С. 314-316.
17. Шергина Г.С., Штальбаум Т.А. Технологическая карта урока как способ графического проектирования урока//Научный альманах. 2016. № 10-2 (24). С. 222-223.
18. Сафронова И.В. Интерактивное обучение как метод индивидуализации образовательного процесса //Обучение и воспитание: методики и практика. 2012. № 1. С. 079-083.
19. Смирнова П.В. Индивидуализация обучения как основная тенденция в современной зарубежной практике исследовательского и проектного обучения //В сборнике: Проектная деятельность в системе дополнительного образования на базе крупных образовательных комплексов /Сборник статей. Москва, 2013. С. 48-53.
20. Титова И.Ф. Управление индивидуализацией обучения в условиях сетевого взаимодействия //В сборнике: Проблемы развития предприятий: теория и практика Материалы 16-й международной научно-практической конференции : В 3-х частях. 2017. С. 238-241.
21. Целихова М.И. Индивидуализация обучения математике учащихся с ограниченными возможностями здоровья с применением элементов дистанционной системы обучения //В сборнике: Специфика обучения детей с ОВЗ с использованием дистанционных образовательных технологий. Орехово-Зуево. 2015. С. 15.
Статья поступила в редакцию 30.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019