Научная статья на тему 'Проектирование индивидуального образовательного маршрута организации самостоятельной работы обучающихся в начальной школе'

Проектирование индивидуального образовательного маршрута организации самостоятельной работы обучающихся в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / DESIGN OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тариева В.А., Кокаева И.Б.

В статье приводится один из способов решения одновременно двух сложнейших дидактических задач проектирование индивидуального образовательного маршрута и организация по спроектированному индивидуальному образовательному маршруту самостоятельной работы обучающихся на уроке. Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется в нашем исследовании с целью организации самостоятельной работы младших школьников на уроках технологии. Авторы делают вывод о том, что разработанное содержание индивидуальных образовательных маршрутов, спроектированное в «дорожной карте», технические задания, технологические карты и методические рекомендации по их применению позволят организовать результативную самостоятельную работу обучающихся для развития мышления на уроках технологии в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тариева В.А., Кокаева И.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE IN ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN ELEMENTARY SCHOOL

The article presents one of the ways to solve two complex didactic tasks simultaneously-the design of an individual educational route and the organization of independent work of students in the classroom, according to a individually designed educational route. The realization of an individual educational route is carried out in the study in order to organize independent work of younger students in the classroom technology. The authors conclude that the developed content of individual educational routes, designed in the “road map”, technical specifications, technological maps and guidelines for their use will allow to organize effective independent work of students for the development of thinking in the classroom technology in primary school.

Текст научной работы на тему «Проектирование индивидуального образовательного маршрута организации самостоятельной работы обучающихся в начальной школе»

В.А. Тариееа, канд. пед. наук, доц., Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ, Е-mail: tarieva,valida@mail.ru И.Б. Кокаееа, магистрант, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ, Е-mail: tarieva,valida@mail.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье приводится один из способов решения одновременно двух сложнейших дидактических задач - проектирование индивидуального образовательного маршрута и организация по спроектированному индивидуальному образовательному маршруту самостоятельной работы обучающихся на уроке. Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется в нашем исследовании с целью организации самостоятельной работы младших школьников на уроках технологии. Авторы делают вывод о том, что разработанное содержание индивидуальных образовательных маршрутов, спроектированное в «дорожной карте», технические задания, технологические карты и методические рекомендации по их применению позволят организовать результативную самостоятельную работу обучающихся для развития мышления на уроках технологии в начальной школе.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, проектирование индивидуального образовательного маршрута, самостоятельная работа обучающихся.

Реализация современной образовательной и социальной политики в мире в целом и в Российской Федерации в частности определяет следующие основные направления изменение системы образования: индивидуализация процесса обучения и реализация системно-деятельностного подхода. Данная тенденция получила развития и в системе начального общего образования, которая в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» рассматривается как система создания условий для развития саморазвивающейся личности, четко понимающей свои возможности и перспективы своего развития [1]. Приоритет в организации системы обучения младших школьников соответственно определяется принципом индивидуализации и персонификации, форма реализации которого регламентирована в Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» как «<...>составление оптимального образовательного маршрута». Содержание и структура проектирования и тип данного образовательного маршрута охарактеризованы в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования как «участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся» [2]. Соответственно поиск и выявление форм проектирования индивидуального образовательного маршрута младших школьников делает проблему исследования актуальной на социально-педагогическом уровне.

Исследованием проблем проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося в педагогике в настоящее время занимаются целые научные коллективы, в состав которых входят такие ученые как A.C. Белкин, B.C. Безрукова, В.И. Загвязинский и др. Однако как показывает проведенный нами анализ в современных научных трудах не достаточно рассматривается аспект проектирование индивидуального образовательного маршрута для различных видов учебной деятельности и категорий обучающихся, в частности для младших школьников. Между тем некоторые виды учебной деятельности и их алгоритмизация позволяют конструировать индивидуальные образовательные маршруты не только учителем, но и обучающимся даже начальной школы самостоятельно или совместно с педагогом. А, следовательно, реализация специально спроектированных индивидуальных образовательных маршрутов для каждого обучающегося или их групп может решить одну из актуальных методических задач - повышения роли и места самостоятельной работы младших школьников в системе учебной деятельности. И такая система организации самостоятельной работы в свою очередь не только создаст условия для более результативной ее организации в начальной школе, но и позволит решить проблему организации самостоятельной работы младших школьников в процессе обучения специфическим предметным областям и процедурам мышления, требующим большого объема интегрированного знания, системного образовательного материала.

Во-первых, наличие формализма в основах технологических знаний у значительной части обучающихся начальной школы, о котором достаточно много пишут в методической литературе Федерального института развития образования (2013 - 2015 гг.), выделяя одну из основных причин формализма в знаниях - отсутствие системы необходимых условий для активной, индивидуализированной

Библиографический список

самостоятельной работы младших школьников в процессе изучения программного материала.

Во-вторых, как показал проведённый нами сравнительный анализ 10 учебников, учебных пособий и рабочих, творческих тетрадей по технологии для начальной школы - в большинстве из них организация самостоятельной работы носит только алгоритмический репродуктивный характер и представляет собой последовательность запланированных технологических операций, в форме схемы с заданиями на повторения технологического процесса или вообще не планируется как таковая, при рекомендации организовывать фронтальную работу и контроль за выполнением практического задания.

В-третьих, как показывают результаты обобщения передового педагогического опыта, проведённого в ходе производственной практики и анализе материалов методических и профессиональных конкурсов педагогов предметной области «Технология», педагоги-практики и педагоги-ученые определяют форму организации самостоятельной работы учащихся по специально разработанным индивидуальным образовательным маршрутам как наиболее целесообразную и оптимальную, которая позволяет реализовать унификацию организации, не нарушать структуру и содержание образовательного процесса, сохранить единство подходов, что вызывает затруднения при проектировании самостоятельной работы в индивидуальном учебном плане и рабочей программы.

Все вышеперечисленные факты определяют проблему реализации индивидуального образовательного маршрута организации самостоятельной работы обучающихся для развития мышления в начальной школе. И большинство из данных проблем образованны по нашему мнению из-за отсутствия единого устоявшегося определения самого понятия «индивидуальный образовательный маршрут». Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется в нашем исследовании с целью организации самостоятельной работы младших школьников на уроках технологии, ориентированных на развитие мышления, что в свою очередь определило объем и содержание термина «самостоятельная работа обучающегося» как организованную педагогом, с его помощью или самостоятельно активную деятельность обучающихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально запланированных для этого условиях (И.К. Журавлев [3], Ю.А. Коноводов [4] и др.). Выявленные признаки позволили научно обосновать выбор основных направлений и формы проектирования индивидуального образовательного маршрута - «дорожная карта». Понятие «дорожная карта» определено в нашем исследование как наглядное представление пошагового плана реализации спроектированных индивидуальных образовательных маршрутов для организации самостоятельной работы обучающихся на уроках технологии в начальной школе [5, с. 24]). «Дорожная карта» соответствуют всем факторам и этапам проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, а также условиям результативности их реализации.

Разработанное содержание индивидуальных образовательных маршрутов, спроектированное в «дорожной карте», технические задания, технологические карты и методические рекомендации по их применению позволят организовать результативную самостоятельную работу обучающихся для развития мышления на уроках технологии в начальной школе.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Министерство образования и науки РФ: Available at: httpV/минобрнауки.рф/ документы/3988

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. Available at: кйр://минобрнауки. рф/документы/922

3. Журавлев И.К. Руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся. Новые исследования в педагогических науках. Москва: Педагогика, 2009; Вып. 2: 31 - 34.

4. Коноводова Ю.А. Отличие самостоятельной деятельности учащихся от самостоятельной работы учащихся. Проблемы и перспективы развития образования: материалы международной научной конференции. Пермь, 2014; Т. I: 67 - 71.

5. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Указ Президента РФ от 01 июня 2012 г. № 761. Система ГАРАНТ: Available at: http:// base.garant.ru /70183566/#ixzz4DkEzJith

References

1. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF: Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/3988

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF. Available at: kjr://minobrnauki.rf/dokumenty/922

3. Zhuravlev I.K. Rukovodstvo samostoyatel'noj poznavatel'noj deyatel'nost'yu uchaschihsya. Novye issledovaniya v pedagogicheskih naukah. Moskva: Pedagogika, 2009; Vyp. 2: 31 - 34.

4. Konovodova Yu.A. Otlichie samostoyatel'noj deyatel'nosti uchaschihsya ot samostoyatel'noj raboty uchaschihsya. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Perm', 2014; T. I: 67 - 71.

5. O Nacional'noj strategii dejstvij v interesah detej na 2012 - 2017 gody. Ukaz Prezidenta RF ot 01 iyunya 2012 g. № 761. Sistema GARANT: Available at: http://base.garant.ru /70183566/#ixzz4DkEzJith

Статья поступила в редакцию 08.02.19

УДК 377+378

Alexandrova N.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia), E-mail: profped@bk.ru

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF DIDACTICS OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF TRADITIONAL APPLIED ART. The article is dedicated to the identification of the methodological foundations of the didactics of vocational education in the field of traditional applied art, namely, approaches, concepts, trends. The relevance of the research consists in theoretical understanding, systematization and generalization of modern didactic achievements of professional education in the above-mentioned area for their subsequent introduction into mass educational practice. Particular attention is paid to the identification of methodological grounds that are specific to the field of preparation of artists in secondary vocational and higher education. The work disclosed new approaches for professional pedagogy stated in the results of scientific research. The specific logic of research methodology of didactic objects of vocational education in the field of traditional applied art has been built. The material of the article is based on the research of scientists of the Higher School of Folk Arts (Academy).

Key words: vocational education didactics, traditional applied art, approaches, concept, trend.

Н.М. Александрова, д-р пед. наук, проф., Высшая школа народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург, E-mail: profped@bk.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДИДАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Статья посвящена выявлению методологических оснований дидактики профессионального образования в области традиционного прикладного искусства, а именно, подходов, понятий, тенденций. Актуальность исследования состоит в теоретическом осмыслении, систематизации и обобщении современных дидактических достижений профессионального образования в указанной выше области для последующего внедрении их в массовую образовательную практику. Особое внимание уделено выявлению методологических оснований, которые являются специфическими для области подготовки художников в среднем профессиональном и высшем образовании. Раскрыты новые для профессиональной педагогики подходы, заявленные в результатах научных исследований. Выстроена специфическая логика методологии исследований дидактических объектов профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства. Материал статьи основан на научных исследованиях ученых Высшей школы народных искусств (академии).

Ключевые слова: дидактика профессионального образования, традиционное прикладное искусство, подходы, понятие, тенденция.

Профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства является новым объектом исследования профессиональной педагогики. Объект исследования включает разные его уровни, но чаще всего среднее профессиональное и высшее образование. Изучение дидактики профессионального образования в области традиционного прикладного искусства сосредоточено в основном в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Высшая школа народных искусств (академия)». Это учебное заведение существует уже 15 лет, подготавливает бакалавров, специалистов, магистров по таким видам традиционного прикладного искусства как: художественное кружевоплетение, художественная вышивка, косторезное искусство, лаковая миниатюрная живопись, ювелирное искусство, художественная резьба по дереву, декоративная роспись по дереву, металлу, ткани. При этом учебном заведении успешно работает диссертационный совет по научной специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования, в котором защищены более 25 исследовательских работ по профессиональному образованию в области различных видов традиционного прикладного искусства.

Именно в Высшей школе народных искусств (академии) впервые применена концепция многоуровневой преемственности и непрерывности среднего профессионального и высшего образования в области традиционного прикладного искусства, разработана и внедрена структура нового учебного заведения высшего образования в сфере народного искусства. Заслуга в этом всего коллектива вуза и, прежде всего, его руководителя и вдохновителя академика Российской академии образования В.Ф. Максимович [1; 2].

За указанный выше период научная школа В.Ф. Максимович развернула свои исследования в методологии, дидактике, методике профессионального образования по различным видам традиционного прикладного искусства, что вносит существенный вклад в развитие профессиональной педагогики и открывает её новое направление. Остановимся на этом более подробно.

Как показали многолетние исследования методология, являющаяся отраслью научного познания дидактики и методики среднего профессионального и высшего образования, в соответствии с новым предметом исследования - традиционным прикладным искусством изменяется. Эти изменения касаются подходов и их функций, понятий, тенденций развития образования. Известные в профессиональной педагогике интегративный, модульный, личностно-деятельностный и

другие методологические подходы обогащаются новыми свойствами и возможностями применения.

Так, использование интегративного подхода в исследовании учебных дисциплин профессионального цикла подготовки художников-ювелиров в среднем профессиональном образовании [3] доказало, что, во-первых, интегративный подход в изучении дидактических объектов применим в единой логике с системным подходом, во-вторых, этот подход в контексте модульной структуры содержания образования, заявленной в современных Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования, возможно соединить с модульным подходом в интегративно-модульный подход.

Логическое соединение интегративного и системного подходов при изучении учебных дисциплин в подготовке художников-ювелиров позволило вначале установить несколько уровней и стадий интеграции дисциплин, а затем интеграцией создать их общее системное построение и рассмотреть его универсальным системным подходом. В интегративной методологии профессионального образования, основанной в конце XX века отечественными учеными [4], определен высший результат (продукт) интеграции - система. Именно это утверждение было взято за научную основу в сочетании действий этих двух подходов. Благодаря этому выявлено: на междисциплинарном и внутридисциплинарном уровнях интеграции новые понятия и умения для формирования профессионального мастерства будущего художника-ювелира; стадийная последовательность изучения содержания учебных дисциплин профессионального цикла обучения; система эффективных методов, средств, форм и критериев оценивания обучения профессиональному мастерству.

Применение интегративно-модульного подхода к изучению содержания учебных дисциплин в становлении профессионального мастерства у будущих художников ювелирной отрасли позволило: в соответствии с признаками мастерства сопоставить формируемые в современном модульном обучении знания, умения, навыки с содержанием всех дисциплин и определить новые деятельностно-содержательные основы интеграции, которые необходимы для эффективного формирования мастерства; предложить по результатам этого исследования новые модули содержания, их технологическую последовательность изучения.

Дидактические исследования в области профессионального образования по различным видам традиционного прикладного искусства выявили и новые ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.