Научная статья на тему 'Индивидуальная образовательная стратегия младшего школьника в процессе обучения иностранному языку'

Индивидуальная образовательная стратегия младшего школьника в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1076
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / INDIVIDUAL LEARNING STRATEGY / PROCESS OF LEARNING / INDIVIDUAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларкина Анна Сергеевна

Проектирование индивидуальной стратегии обучения в образовательном процессе школы является необходимым условием методического сопровождения каждого школьника в обучении иностранному языку. В основе построения индивидуальной образовательной стратегии лежат теоретические принципы личностно ориентированного, дифференцированного и разноуровневого обучения. Индивидуальная образовательная стратегия представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую каждому школьнику позицию субъекта выбора, при осуществлении учителем методической поддержки его самоопределения и самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларкина Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL LEARNING STRATEGY OF PRIMARY SCHOOL PUPIL IN PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING

Designing of individual learning strategies in the educational process of the school is a prerequisite for methodological support of each student in learning of foreign language. At the heart of the construction of individual learning strategies there are theoretical principles of individually oriented, differentiated and split-level learning. Individual learning strategy is purposefully projected, differentiated educational program that provides each student the position of choice, and at the same time teachers realize a methodological support of self-determination and self-realization of a pupil.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная образовательная стратегия младшего школьника в процессе обучения иностранному языку»

УДК 811.111

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

© Анна Сергеевна ЛАРКИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, методист лаборатории языкового поликультурного образования, e-mail: green-lark@rambler.ru

Проектирование индивидуальной стратегии обучения в образовательном процессе школы является необходимым условием методического сопровождения каждого школьника в обучении иностранному языку. В основе построения индивидуальной образовательной стратегии лежат теоретические принципы личностно ориентированного, дифференцированного и разноуровневого обучения. Индивидуальная образовательная стратегия представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую каждому школьнику позицию субъекта выбора, при осуществлении учителем методической поддержки его самоопределения и самореализации.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная стратегия; процесс обучения; индивидуальный подход.

Проблемы обучения иностранному языку в начальной школе, содержание и формы обучения всегда имели актуальный характер. Во многих исследованиях обучение рассматривается как процесс, характерными признаками которого являются целостность, диф-ференцированность, поэтапная организация. Сущность процесса обучения определяется через понятие системы и характеризуется единством содержания, форм и методов, образующих эту систему [1].

Говоря об обучении иностранному языку в начальной школе сегодня, нельзя не уделять внимания тем изменениям, которые происходят в настоящее время в российской системе школьного образования в целом и на начальном этапе в частности. Главным в реформе школьного образования следует считать изменение содержания обучения, его новое наполнение и переход от массоворепродуктивного к активно-деятельностному. Последние требования ФГОС-2 требуют реализации индивидуального подхода. В связи с этим имеет смысл говорить о построении индивидуальной образовательной стратегии в обучении.

В основе построения индивидуальной образовательной стратегии лежат теоретические принципы личностно ориентированного, дифференцированного и разноуровневого обучения. Рассмотрим данные виды и технологии обучения более подробно.

Личностно ориентированное обучение базируется на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике. Наиболее востребованными технологиями личностно ориентированного обучения являются разноуровневое обучение и «Языковой портфель», индивидуальный подход в обучении. Все эти технологии органично взаимосвязаны и взаимообусловлены и в этом смысле составляют определенную дидактическую систему.

Личностно ориентированное обучение предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентации на личность обучаемого, его интеллектуальное и нравственное развитие, развитие целостной личности, а не отдельных качеств [2].

Центральным новообразованием младшего школьного возраста является чувство компетентности (Э. Эриксон), которое, по мнению психологов, необходимо для полноценного развития личности. Поскольку ведущей деятельностью в этом возрасте является учебная, ребенок должен чувствовать себя компетентным именно в учебной деятельности, и если этого не происходит, то «его личностное развитие искажается» (И.Ю. Кулагина).

Одной из неотъемлемых технологий обучения иностранному языку является разноуровневое обучение. Под разноуровневым обучением понимают такую организацию

учебного процесса, при которой каждый обучающийся имеет возможность овладеть учебным материалом по иностранному языку на разном уровне («А», «В», «С»), но не ниже базового в зависимости от своих индивидуальных способностей. При этом за критерий оценки деятельности обучающегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению [3].

С понятием «разноуровневое обучение» тесно связаны понятия «разноуровневая дифференциация», «индивидуальный под-

ход» и «холистическое образование».

Концепция разноуровневой дифференциации выражается в заданиях различного уровня сложности, дозировании учителем материала иностранного языка. Разноуровневая дифференциация предполагает распределение школьников по уровням владения языком, ускоренного обучения, повышенного индивидуального внимания, коррекции и выравнивания и т. д. Смысл разноуровневой дифференциации заключается в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ребенка, предъявить соответствующие уровню его развития требования, программы, учебники, методы и формы обучения иностранному языку.

И.М. Осмоловская утверждает, что дифференцированное обучение - это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности и др.) [4].

Индивидуализация обучения определяется как обучение учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ученика. Индивидуализация - это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности, осознания значимости изучения иностранного языка [5].

Гуманистическая парадигма инициировала появление личностно ориентированного обучения, одним из аспектов которого является вариативность образования, что, в свою очередь, приводит к возможности выбора

индивидуальной образовательной стратегии обучающимися. Что же такое индивидуальная образовательная стратегия?

Данный термин имеет несколько сходных по смыслу значений: индивидуальная траектория развития, персонализированное обучение, модель адресного обучения, индивидуальный образовательный маршрут. Кратко охарактеризуем каждое из этих понятий.

В своих работах В.П. Беспалько определяет персонализированное обучение как «педагогическую систему с корректно поставленной дидактической задачей и педагогической технологией, способной ее решить», причем коррективы педагогической задачи определяются особенностями личности учащихся [6, с. 45].

По мнению О.Б. Мочаловой, одно из направлений личностно ориентированного обучения - персонализированные обучающие программы, учитывающие возможности и индивидуальные особенности учащихся. Названный автор предлагает определять индивидуально-ориентированные матрицы развития школьника. Их конструирование происходит в несколько этапов путем наложения матриц, определяющих идеальные возможности ученика, и матрицы, построенной на основе результатов психолого-педагоги-ческого обследования [7].

Модель адресного обучения характеризуется Т.Г. Ивошиной как «стратегия обучения, в которой решается задача индивидуализации обучения». И далее автор отмечает, что «индивидуализация требует разработки системы заданий, которые соответствовали бы темпу вхождения в предметное содержание, уровню его освоения каждым учеником, а также адекватных познавательным возможностям ребенка форм подачи учебного материала. Совокупность этих показателей составляет индивидуальную познавательную стратегию обучающегося [8, с. 43].

Термин «индивидуальная траектория развития» введен И.С. Якиманской, которая считает, что индивидуальная траектория развития строится на двух разных направлениях: приспособляемости ребенка (адаптивности) к требованиям взрослых и креативности, позволяющей ему искать и находить выход из наличной ситуации, преодолевать ее, строить для себя новую, с опорой на имеющиеся в индивидуальном опыте знания, спо-

собы, действия. Возможность самому определять траекторию индивидуального развития И.С. Якиманская связывает с формированием механизма самоорганизации и самореализации личности в рамках личностно ориентированного обучения [9].

В своих исследованиях Е.И. Казакова. А.П. Тряпицына, Э.И. Сундукова связывают понятие «индивидуальный образовательный маршрут» с понятием «образовательная программа», позволяющим учащимся овладеть определенным уровнем образованности. И.В. Гальскова отмечает способность учеников осознанно выбирать индивидуальный маршрут обучения с реализацией разнообразных вариантов развивающего обучения: личностно ориентированного обучения, проектно-созидательного, модульного, гуманистической школы [10].

Анализ изученной литературы позволил нам сделать вывод о том, что все вышеперечисленные понятия: персонализированное

обучение, адресное обучение, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная траектория развития - объединяет ориентированность содержания, форм, способов обучения на личностные характеристики учащихся, которые в зависимости от специфики понятий могут быть разными. От особенностей учащихся зависит также и их индивидуальная образовательная траектория.

Индивидуальная образовательная стратегия - это структурированная программа действий школьника на некотором фиксированном этапе обучения иностранному языку.

О.А. Абдуллина и А.А. Плигин разработку индивидуальных образовательных траекторий связывают с типом мышления и способом восприятия учебной информации. По мнению А.А. Плигина, учитель должен знать, кем является его ученик: визуалом, аудиалом или кинестетиком. Эти сведения необходимы для создания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся [11].

Младшие школьники не обладают умениями и навыками учебной работы, умениями планировать, организовывать и осуществлять различные виды работы. Однако произвольность психических функций и внутренний план действий способствуют проявлению способности ребенка к самоорганизации своей деятельности. В этом возрасте начинается формирование общественно-

полезной деятельности ученика, осознания им себя в эмоционально-волевой сфере.

В целом проектирование индивидуальной стратегии обучения в образовательном процессе школы как условие методического сопровождения каждого школьника в обучении иностранному языку предполагает педагогическое управление, обеспечение потребности самой инновационной практики в продолжении своего развития, поскольку инновационные процессы по мере их нормативного оформления и создания поддерживающих структур могут постепенно угасать и институализироваться.

Согласно изученной методической и педагогической литературе, ценность индивидуальной образовательной стратегии обучающегося в процессе изучения иностранного языка состоит в том, что она позволяет на основе оперативно-регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию собственных знаний и умений пополнить знания при проектировании своей учебной деятельности с целью отработки методов и техники самостоятельной работы в различных формах учебно-познавательной деятельности [9; 12]. При этом очень важно, чтобы у каждого ученика была сформулирована лич-ностно ориентированная задача по проектированию индивидуальной образовательной траектории, что способствует повышению его личностного роста.

Под индивидуальной образовательной стратегией учащегося начальной школы мы понимаем создание специальных организационно-методических условий для возможности выбора способов, форм и методов личностного развития, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы ученика.

Можно подытожить, что индивидуальная образовательная стратегия школьника -это персональный путь реализации своего личностного потенциала в обучении, который может включать в себя: выбор индивидуального содержания учебной дисциплины, воспитательного мероприятия, своего стиля учения и деятельности, оптимального темпа и ритма, диагностики и оценки результатов. Таким образом, индивидуальная образовательная стратегия представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обес-

печивающую каждому школьнику позицию субъекта выбора, при осуществлении учителем методической поддержки его самоопределения и самореализации.

1. Пьянин В. С. Профессиональная подготовка бакалавров как тьюторов в условиях педагогического вуза для общеобразовательных учреждений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.

2. Романенко Л.А. Профессиональный портфель начинающего учителя иностранного языка: методика разработки и практического применения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005..

3. Полат Е.С. Новые педагогические технологии в системе образования. М., 2000. С. 23-52.

4. Осмоловская, И.М. Дидактика. М., 2006.

5. Горлова Н .А. Разноуровневое обучение русскому языку на материале курса 5-7 классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2005.

6. Беспалько В. П. О некоторых предпосылках построения дидактической теории учебника // Советская педагогика. 1980. № 1.

7. Мочалова О.Б. Система личностно ориентированного обучения одаренных детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1997.

8. Ивошина Т.Г. Экопсихологический подход к организации образовательной среды (опыт индивидуализации обучения) // Психологическая наука и образование. 1998. № 1.

9. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.

10. Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения ИЯ // Иностранные языки в школе. 2000. № 5. С. 6-11.

11. Плигин А.А., Аблуллина О.А. Новые технологии образования. Личностно-ориентированная технология обучения: проблемы и поиски // Наука и школа. 1998. № 4. С. 34-36.

12. Сундукова Э.И. Проектирование образовательных программ как способ индивидуализации обучения учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 1997.

Поступила в редакцию 25.1Q.2Q12 г.

UDC 811.111

INDIVIDUAL LEARNING STRATEGY OF PRIMARY SCHOOL PUPIL IN PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING

Anna Sergeyevna LARKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, methodologist of Foreign Language Multicultural Education Research Laboratory, e-mail: green-lark@rambler.ru

Designing of individual learning strategies in the educational process of the school is a prerequisite for methodological support of each student in learning of foreign language. At the heart of the construction of individual learning strategies there are theoretical principles of individually oriented, differentiated and split-level learning. Individual learning strategy is purposefully projected, differentiated educational program that provides each student the position of choice, and at the same time teachers realize a methodological support of self-determination and self-realization of a pupil.

Key words: individual learning strategy; process of learning; individual approach.

бб

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.