УДК 378
И. А. Галацкова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ УЧАЩИХСЯ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ
Рассматривается необходимость и возможность реализации вариативных образовательных маршрутов учащихся в массовой школе как интегрированная модель образовательного пространства. Доказывается результативность психолого-педагогического сопровождения четырех вариативных образовательных маршрутов — для учащихся с опережающими темпами развития, с ослабленным здоровьем, с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении, для одаренных учащихся с различными специальными способностями.
The article analyses the necessity and possibility of variative education routes implementation in state schools as an integrate model of educational space. The author presents the results of the introduction of four variative education routes: for advanced students, students with health problems, students with low motivation and learning problems, and for talented students.
Ключевые слова: индивидуализация и дифференциация обучения, вариативный образовательный маршрут, психолого-педагогическое сопровождение.
Keywords: education individualisation and differentiation, variative education routes, psychological and pedagogical support.
Изменившиеся социально-экономические условия развития общества предполагают новые требования к системе образования, к целям и направлениям ее реформирования: повышение гибкости и мобильности образования, создание реальной вариативности образовательных систем, наиболее полный учет индивидуальных запросов и личных возможностей обучаемых. Перспективы развития современной системы образования все чаще усматривают в большей альтернативности и индивидуализации обучения, в расширении форм образовательной деятельности. Все чаще подчеркивается необходимость выбора учеником содержательных и процессуальных аспектов образования и максимального приближения этого выбора к реальным интересам и возможностям ученика.
Одним из вариантов, способствующих реализации индивидуальных образовательных потребностей и права учащихся на выбор своего пути развития, является индивидуальный образовательный маршрут
[2; 5].
Определяя данное понятие, следует рассматривать его как некую траекторию движения. В то же время в классе, как правило, есть дети, у которых по результатам диагностики выявляются сходные показатели тех или иных психических функций, свойств, навыков, способностей,
Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 11. С. 113—120.
знаний. Это означает, что в процессе учебной деятельности учитель может объединять их в соответствующие группы и проводить обучение, дифференцируя, таким образом, необходимую психолого-педаго-гическую помощь. Следовательно, целесообразно говорить о вариативных образовательных маршрутах.
Вариативные образовательные маршруты как способ реализации личностно ориентированного подхода в массовой общеобразовательной школе позволяют обеспечить право ученика на собственный образовательный путь, на индивидуальную образовательную траекторию.
В рамках вариативного образовательного маршрута определяются основные элементы индивидуальной образовательной деятельности определенной группы учащихся: смысл образовательной деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели образования (предвосхищающий результат); план деятельности и его реализация; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка собственной образовательной деятельности и ее результатов; корректировка или изменение образовательных целей.
В рамках вариативного образовательного маршрута учащийся имеет многие возможности: определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин; ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела; выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; осуществлять оценку и корректировку своей образовательной деятельности на основе осознанного отношения к своей позиции в учении.
Технология индивидуализированного обучения в условиях реализации вариативных образовательных маршрутов предполагает последовательное прохождение основных этапов учебной деятельности: диагностика особенностей учащихся, фиксирование фундаментальных образовательных объектов, одновременная реализация индивидуальных образовательных программ, демонстрация их образовательных продуктов, оценка деятельности.
Следовательно, в более широком понимании вариативный образовательный маршрут - это интегрированная модель образовательного пространства, создаваемого школьными специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.
Несмотря на очевидную актуальность проблемы реализации в массовой школе вариативных образовательных маршрутов, на данный момент следует констатировать неразработанность теоретических основ такого способа повышения качества образования, его доступности и эффективности; отсутствие научно-методического инструментария, которым учителя могли бы пользоваться в своей повседневной педагогической практике с целью создания для учащихся адекватных условий и оптимального выбора, тем самым реально обеспечивая интеллектуальное и личностное развитие учащихся.
Предметом нашего исследования стало психолого-педагогическое обеспечение вариативных образовательных маршрутов учащихся в условиях массовой общеобразовательной школы.
В задачи нашего исследования входило следующее: вышвить и обосновать психолого-дидактические условия эффективной реализации вариативных образовательных маршрутов в условиях массовой школы; разработать методику диагностики развития учащихся в условиях реализации вариативных образовательных маршрутов.
Мы предполагали, что успешная реализация вариативных образовательных маршрутов учащихся в массовой общеобразовательной школе обеспечивается прежде всего качественной организацией психологопедагогического сопровождения развития учащихся в рамках каждого вариативного образовательного маршрута.
Создание в массовой общеобразовательной школе условий для максимально полной самореализации учащихся в соответствии со своими способностями, возможностями и интересами позволит обеспечить позитивную динамику в их интеллектуальном и личностном развитии.
Новизна нашего исследования заключается в том, что реализация вариативных образовательных маршрутов учащихся в условиях массовой общеобразовательной школы рассматривается в комплексе как способ реализации личностно ориентированного подхода, как способ по-выпшения качества образования и формирования ключевых компетентностей у учащихся, как средство индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания, как форма конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с целью их личностного развития и стимулирования творческой инициативы.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке психолого-педагогического сопровождения, научно-методического инструментария, обеспечивающего организацию целенаправленной деятельности педагогического коллектива по повышению качества образования и компетентности учителя в аспекте создания условий для реализации вариативных образовательных маршрутов учащихся в массовой школе [3;4].
Статистический анализ эмпирических данных внутри каждой возрастной группы показал, что оптимальным: является выпделение четырех вариативных образовательных маршрутов: для учащихся с опережающими темпами развития; для учащихся с ослабленным здоровьем; для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении; для одаренных учащихся с различными специальными способностями.
Если у ребенка по результатам диагностики выгавлены повышенный или высокий уровень интеллектуального развития, высокий уровень учебной мотивации, стойкие интересы к учебным предметам, среднее или хорошее физическое здоровье, высокий уровень умственной работоспособности, то его условно можно отнести к вариативному образовательному маршруту для учащихся с опережающими темпами развития.
Если у ребенка средний или низкий уровень интеллектуального развития, высокий уровень тревожности, низкий уровень адаптации и мотивации, нестойкие интересы, то его можно условно отнести к вариативному образовательному маршруту для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении.
Если у ребенка низкий уровень физического здоровья, высокая тревожность, низкий уровень адаптации, высокая утомляемость, низкая умственная работоспособность, то его условно относим к вариативному образовательному маршруту для учащихся с ослабленным здоровьем.
Если у ребенка выявлены стойкий интерес к определенной деятельности или области знаний, наличие способностей и высокая мотивация к данной деятельности, то его условно относим к вариативному образовательному маршруту для учащихся со специальными способностями.
Изучая особенности личностного развития детей различных вариативных образовательных маршрутов, мы пришли к выводу, что у детей одного и того же маршрута обнаруживаются сходные проблемы и трудности в личностном развитии.
На основе анализа специальной литературы нами были выявлены психолого-педагогические проблемы, требующие разрешения в рамках конкретного образовательного маршрута.
Учащимся с опережающими темпами развития свойственны возможная мотивационная незрелость; неумение выбрать адекватные способы творческой самореализации; несформированность коммуникативных умений, недостаточный уровень саморефлексии.
Для учащихся с ослабленным здоровьем характерны соматическая ослабленность, повыпшенная утомляемость, сниженная работоспособность; неумение преодолевать трудности, подчинять свое поведение определенным задачам; неорганизованность деятельности; несформи-рованность коммуникативных умений.
У учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении проявляются снижение интереса к учению, низкая учебная мотивация; несформированность учебной деятельности; педагогическая запущенность; низкий уровень умственного развития.
Для учащихся со специальными способностями характерны повышенная эмоциональность и недостаточный уровень саморегуляции; трудности в сфере общения, высокая конфликтность; снижение интереса к учению, низкая учебная мотивация; сниженный интерес к другим вицам деятельности, кроме связанной со специальными способностями.
Выявленные проблемы и трудности у учащихся каждого вариативного маршрута позволяют сформулировать задачи психолого-педаго-гического сопровождения: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (преодоление учебных трудностей, проблем с выбором образовательного маршрута, нарушений эмоционально-волевой сферы, трудностей во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями); психологическое обеспечение вариативных образовательных программ; развитие психолого-педаго-
гической компетентности учащихся, родителей, педагогов. Мы предлагаем несколько возможностей для организации психологической работы по обеспечению вариативных образовательных маршрутов.
1. Организация специальной развивающей работы с учащимися, направленной на формирование их психологических умений и способностей — интеллектуальных, организационно-деятельностных, рефлексивных, коммуникативных, — без которых не возможна продуктивная проектная деятельность в рамках образовательного маршрута.
2. Организация специальной обучающей работы с педагогами по развитию их психолого-педагогической компетентности. Психологу необходимо сформировать у педагогов психологическую готовность к проектированию учебного процесса в рамках конкретного образовательного маршрута учащихся.
Эффективность внедрения вариативных образовательных маршрутов учащихся в практику школы (март 2006 года — январь 2009 года) и успешность их психолого-педагогического сопровождения были доказаны в нашем исследовании полученными результатами (табл. 1).
Таблица 1
Диагностические показатели Уровни развития 2006 г. 2009 г.
чел. % чел. %
Интеллектуальное развитие Высокий 10 55,6 12 66,7
Средний 8 44,4 6 33,3
Низкий — — — —
Креативность Высокий 11 61,1 12 66,7
Средний 7 38,9 6 33,3
Низкий — — — —
Субъектность в образовательном процессе Высокий 3 16,7 4 22,2
Средний 10 55,6 14 77,8
Низкий 5 27,7 — —
Сформированность учебной мотивации Высокий 3 16,7 5 27,7
Средний 10 55,6 10 55,6
Низкий 5 27,7 3 16,7
Позитивная динамика в интеллектуальном и личностном развитии была зафиксирована у учащихся всех четырех вариативных маршрутов.
Результативность психолого-педагогического сопровождения вариативного образовательного маршрута для учащихся с опережающими темпами развития определялась по изменениям интеллектуального развития учащихся, их потенциальных способностей, креативности, уровню сформированности учебной мотивации и стремления к достижениям, проявлению субъектности в образовательном процессе.
Анализ результатов психолого-педагогического сопровождения вариативного образовательного маршрута для учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении проводили по следующим показателям: динамика уровня интеллектуального развития, эмоцио-
нального отношения к учению и школьной мотивации, уровня школьной тревожности, характера локуса контроля (экстернальность — ин-тернальность) (табл. 2).
Таблица 2
Диагностические показатели Уровни развития 2006 г. 2008 г.
чел. % чел. %
Сформированность учебной мотивации Высокий — — 2 7,7
Средний 1 3,9 13 50
Низкий 25 96,1 11 42,3
Интеллектуальное развитие Высокий — — — —
Средний 3 11,6 11 42,3
Низкий 18 69,2 14 53,8
Очень низкий 5 19,2 1 3,9
Тревожность Высокий 11 42,3 4 15,4
Средний 9 34,6 21 80,7
Низкий 6 23,1 1 3,9
Локус контроля (экстернальность — интернальность) Внешний 14 53,8 7 26,9
Неопределенный 12 46,2 16 61,5
Внутренний — — 3 11,6
При определении результативности психолого-педагогического сопровождения вариативного образовательного маршрута для учащихся с ослабленным здоровьем исследовались уровень их физического развития, утомляемость, умственная работоспособность, внимание, тревожность, самооценка и сформированность субъектности в образовательном процессе (табл. 3).
При определении результативности психолого-педагогического сопровождения вариативного образовательного маршрута для одаренных учащихся со специальными способностями исследовались учебная мотивация и эмоциональное отношение к учению, школьная и личностная тревожность, познавательная активность и стремление к достижениям (табл. 4).
Таблица 3
Диагностические показатели Уровни развития 2006 г. 2008 г.
чел. % чел. %
Утомляемость Часто болеющие 24 80 23 76
Имеющие хронические заболевания 6 20 4 13
Умственная работоспособность Высокий — — — —
Средний 12 40 16 53,3
Низкий 11 36,7 9 30
Очень низкий 7 23,3 5 16,7
Тревожность Высокий 21 70 7 23,3
Средний 9 30 21 70
Низкий — — 2 6,7
Самооценка Завышенная 13 43,3 6 20
Адекватная 8 26,7 20 66,7
Заниженная 9 30 4 13,3
Субъектность в образовательном процессе Высокий 6 20 15 50
Средний 13 43,3 15 50
Низкий 11 36,6 — —
Таблица 4
Диагностические показатели Уровни развития 2006 г. 2008 г.
чел. % чел. %
Сформированность мотивации стремления к достижениям Высокий 7 28 11 44
Средний 8 32 11 44
Низкий 10 40 3 12
Тревожность Высокий 6 24 2 8
Средний 9 36 15 60
Низкий 10 40 8 32
Познавательная активность Высокий 5 20 10 4
Средний 12 48 12 48
Низкий 8 32 3 12
Таким образом, организация вариативных образовательных маршрутов учащихся в массовой школе позволит им реализовать свои образовательные запросы и возможности, осознать свою ответственность за успех /неуспех в учебной деятельности, научит максимально использовать различные способы самореализации.
Список литературы
1. Беспалько В. П. Персонифицированное образование // Педагогика. 1998. № 2. С. 12—17.
2. Каменский А. М., Смирнова Э. Ю. Индивидуальное развитие личности ребенка в условиях общеобразовательной школы // Школьные технологии. 2000. № 3.
3. Лукьянова М. И., Перкокуева И. В. Вариативный образовательный маршрут // Учитель. 2007. № 1. С. 9 — 11.
4. Лукьянова М. И. и др. Реализация вариативных образовательных маршрутов учащихся в массовой школе: методическое пособие. Ульяновск: УИПКПРО, 2007. 80 с.
5. Цой О. Н., Проценко О. Ю., Хуторской А. В. Индивидуальные образовательные траектории учащихся как условие их творческой самореализации // Школа — 2000: Концепции, методики, эксперимент: сб. науч. тр. / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ПОСО РАО, 1999. С. 285—291.
Об авторе
И. А. Галацкова — педагог-психолог, МОУ СОШ № 21 г. Ульяновска, [email protected]
M.A. TaAa^oBa
Author
I. Galatskova, educational psychologist, school № 21, Ulyanovsk, [email protected]