УДК 378.047 + 37.04 ББК Ч402.3
DOI: 10.14529^170403
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
Ф.Ф. Григорян
Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, г. Невинномысск, Россия
Автором предложено создание образовательной биржи и обоснована необходимость формирования научно-теоретических основ исследования профессионального образовательного маршрута с целью последующей разработки модели его проектирования для различных категорий обучающихся. На основе анализа отечественных научно-теоретических и практических исследований, а также основных тенденций в сфере профессионального образования автором идентифицирована сущность профессионального образовательного маршрута, а также его ключевые отличия от индивидуального образовательного маршрута. В статье представлена обобщенная классификация типов и видов профессиональных образовательных маршрутов в зависимости от таких критериев, как тип обучающегося, тип профессиональных склонностей, ориентация профессионального образовательного маршрута, характер сопровождения реализации профессионального образовательного маршрута, содержание маршрута.
Ключевые слова: образовательная биржа, профессиональный образовательный маршрут, профессиональное самоопределение, трудовой потенциал обучающегося, профориентация.
Постановка задачи. В условиях меняющегося федерального трудового законодательства и необходимости применения профессиональных стандартов всеми работодателями вне зависимости от организационно-правовой формы учреждения практически значимым и актуальным становится вопрос повышения качества профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, исходя из реальных потребностей рынка труда.
В последние годы функционирование образовательной системы и рынка труда характеризуется такими тенденциями, как дисбаланс между спросом и предложением на рабочие и управленческие профессии; высокий уровень (более 60 % в Российской Федерации) несоответствия занимаемой должности специалистов полученному профилю образования; низкий уровень профориентационной осведомленности [13].
Указанные проблемы, прежде всего, вызваны тем, что молодежь сталкивается с трудностями при определении своего жизненного и профессионального пути. В процессе выбора будущей профессии подростки чаще всего опираются на мнение школьных учителей, родителей, друзей, знакомых, обращаются к средствам массовой информации, а также учитывают информацию, полученную в результате проведенной профориентационной
работы различными образовательными организациями среднего профессионального и высшего образования. При этом подросткам необходимо найти ответы на такие вопросы, как в какой вуз или суз лучше поступить для получения качественного образования; какая специальность будет востребована на рынке труда после окончания обучения; какой срок и форму обучения необходимо выбрать; какова стоимость обучения и где можно учиться по выбранному направлению бесплатно. А самый главный вопрос - это какая специальность позволит реализовать свой личностный и профессиональный потенциал в полной мере. Ответы на эти вопросы могут быть получены в рамках специально созданной образовательной биржи.
По мнению автора, с одной стороны, образовательная биржа представляет собой особую организацию обеспечения профессионального самоопределения и рационального выбора будущей профессии подростками и молодыми категориями граждан с учетом их индивидуальных способностей, творческого потенциала и финансовых возможностей. С другой стороны, образовательная биржа -это объединение специалистов (профориенто-лог-психологов, образовательных гидов и образовательных брокеров), которые обеспечивают психологическое, педагогическое и
профориентационное сопровождение человека по разработанному для него профессиональному образовательному маршруту. Формализация модели функционирования образовательной биржи как инструмента реализации профессиональной образовательной траектории в первую очередь требует формирования научно-теоретических основ исследования профессионального образовательного маршрута.
Актуальность и практическая значимость данной темы подтверждается и стремительным ростом публикаций ученых и экспертов, посвященных вопросам внедрения индивидуального и профессионального образовательных маршрутов. Как правило, исследователи анализируют формы и виды индивидуального образовательного маршрута, рассматривают этапы его реализации: С.А. Вдовина [5], В И. Блинов [8], А.В. Хуторской [9], Н А. Ла-бунская [10], В.В. Николина [15], В.Г. Рындак [18], С.В. Фролова [20], С В. Фролова [21], Е.А. Александрова в своих работах представляют комплексный анализ особенностей внедрения воспитательных (личностно- и социально-ориентированных) и учебных (знание-во-, творчески- и практико-ориентированных) маршрутов [2, 3]. Некоторые ученые рассматривают дифференцирующие факторы (внешние, внутренние и субъектный опыт), которые влияют на формирование различных типов и видов образовательных маршрутов [10, 15, 20, 21].
Несмотря на большое внимание практиков и теоретиков к проблемам профессионального самоопределения молодежи, эффективности проведения профориентационной работы образовательными организациями, недостаточно исследованными остаются вопросы сопоставления индивидуального образовательного маршрута с профессиональным. Кроме того, в педагогике так и не сложился единый подход к пониманию сущности профессионального образовательного маршрута, классификации его типов и видов, что обусловило постановку цели исследования.
Целью статьи является обобщение научно-теоретических основ исследования профессионального образовательного маршрута как средства функционирования образовательной биржи.
Формирование научно-теоретической базы исследования профессионального образовательного маршрута (ПОМ) предполагает решение следующих задач:
- определить отличия профессионального образовательного маршрута от индивидуального;
- идентифицировать сущность профессионального образовательного маршрута;
- систематизировать типы и виды профессионального образовательного маршрута.
Признаки профессионального образовательного маршрута. Анализ отечественных научно-теоретических и практических исследований позволил выделить характерные отличительные особенности профессионального и индивидуального образовательного маршрутов в разрезе таких критериев: предназначение, функции, тип субъекта образовательного процесса; характер сопровождения ученика; особенности дифференциации образовательной программы (см. таблицу).
Основным отличием профессионального образовательного маршрута от индивидуального является его предназначение. Так, например, если предназначением индивидуального образовательного маршрута является повышение учебной мотивации, а также стимулирование развития интеллектуальной, эмоциональной, волевой, нравственно-духовной сфер обучающегося, то проектирование профессионального образовательного маршрута направлено на повышение эффективности профессионального самоопределения, стимулирование применения личностных и профессиональных способностей в соответствии с подходящей будущей профессией.
Сравнительная характеристика функций образовательных маршрутов. Значимо отличаются и функции профессионального и индивидуального образовательного маршрутов.
1. Сопровождающая (тьюторская) функция. Реализация профессионального образовательного маршрута сопровождается тьюторской поддержкой со стороны участников образовательной биржи: профориентолог-психологов, образовательных гидов и образовательных брокеров. Так, профориентолог-психолог организовывает психологическое, педагогическое и профориентационное сопровождение человека по разработанному для него профессиональному образовательному маршруту. Образовательный гид - это специалист образовательной биржи, который владеет базой подготовки специалистов в конкретном регионе или городе и обеспечит сопровождение обучающегося по наиболее короткому пути к выбору профессии. Роль
Характеристика отличий профессионального образовательного маршрута от индивидуального
Ключевые характеристики Индивидуальный образовательный маршрут Профессиональный образовательный маршрут
Предназначение Повышение учебной мотивации, а также стимулирование развития интеллектуальной, эмоциональной, волевой, нравственно-духовной сфер Повышение эффективности профессионального самоопределения, стимулирование применения личностных и профессиональных способностей в соответствии с подходящей будущей профессией
Функции 1. Мотивационная. 2. Ценностно-формирующая. 3. Сопровождающая. 4. Стимулирующая. 5. Саморазвития и самоизменения. 6. Личностного ориентирования 1. Сопровождающая (тьюторская). 2. Реализации трудового потенциала. 3. Профессионального ориентирования. 4. Корректирующая. 5. Содействия рациональному трудоустройству
Тип субъекта образовательного процесса Обучающийся как субъект выбора своего личного продвижения в образовательном пространстве Обучающийся как субъект выбора своего профессионального продвижения на рынке труда
Характер сопровождения обучающегося Наличие психолого-педагогического сопровождения (поддержки), которое выполняют учителя школы Психологическое, педагогическое и профориентационное сопровождение выполняют высококвалифицированные профориентолог-психологи, образовательные гиды и брокеры, работающие на образовательной бирже
Особенности дифференциации образовательной программы Наличие дифференциации (вариативной) программы в зависимости от способностей и творческого потенциала обучающегося Наличие дифференциации (вариативной) программы для лиц с ОВЗ, для учащихся с низким и высоким уровнем учебной мотивации, а так же с разными финансовыми возможностями
Примечание. Таблица составлена автором на основе [2-5, 7-24].
образовательного брокера как тьютора заключается в том, чтобы составить представление для обучающегося о стоимости образовательных услуг, которые оказываются образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования, индивидуальными предпринимателями.
2. Функция реализации трудового потенциала. Моделирование профессионального образовательного маршрута осуществляется с учетом всех выявленных по результатам психологической и профориентационной диагностики личностных и профессиональных качеств человека. Таким образом, продвижение обучающегося по выстроенному профессиональному образовательному маршруту позволяет максимально раскрыть трудовой потенциал личности.
3. Функция профессионального ориентирования. Профессиональный образовательный маршрут ориентирует человека на выбор будущей профессии с учетом наклонностей и способностей заинтересованного лица и соотношения между ними и реальными возможностями рынка труда и занятости.
4. Корректирующая функция. Выстроенный специалистами образовательной биржи профессиональный образовательный маршрут позволяет скорректировать сферу будущей профессиональной деятельности в зависимости от направленности его личностного и профессионального потенциалов.
5. Функция содействия рациональному трудоустройству. С точки зрения автора рациональное трудоустройство предполагает выполнение трех условий:
1) соответствие занимаемой должности профилю полученного образования;
2) наличие спроса на рабочую силу по конкретной специальности на рынке труда;
3) возможность максимального раскрытия личностного и трудового потенциалов в процессе деятельности по выбранной профессии.
Результаты анализа отечественных теоретических и практических исследований свидетельствуют о наличии целого ряда научно-методических подходов к раскрытию сущности индивидуального образовательного маршрута и о практическом отсутствии детальных
исследований содержания профессионального образовательного маршрута. Отметим, что в российской научной литературе сформировалось несколько подходов ученых, которые рассматривают индивидуальный образовательный маршрут как:
- целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу (В.Г. Рындак [18], Е.А. Александрова [2], С.В. Фролова [20, 21]);
- программу деятельности (Л.В. Макшан-цева [12]);
- персональную траекторию освоения содержания образования (О.С. Фисенко [19], С.В. Фролова [20]) или содержательное направление реализации индивидуальных образовательных траекторий (С.А. Вдовина [5], Д.С. Медведев [14], В.Г. Рындак [18], И.С. Якиманская [23, 24]).
Что касается профессионального образовательного маршрута, то исследователи чаще всего понимают под ним определенный перечень профессий человека, приобретенных в хронологическом порядке. Исходя из выявленных отличий указанных образовательных маршрутов, автором предложено трактование сущности понятия «профессиональный образовательный маршрут»: целенаправленно спроектированная дифференцированная образовательная программа, разработанная специалистами образовательной биржи с учетом результатов комплексной психологической и профориентационной диагностики человека с целью использования личностных и профессиональных способностей в соответствии с будущей профессией, повышения эффективности его профессионального самоопределения и максимального раскрытия трудового потенциала.
Анализ существующих научно-теоретических и эмпирических исследований типов и видов индивидуального образовательного маршрута позволил идентифицировать ключевые критерии классификации видов профессиональных образовательных маршрутов: по типу обучающегося, по типу профессиональных склонностей, по ориентации профессионального образовательного маршрута, по характеру сопровождения реализации профессионального образовательного маршрута; по содержанию маршрута (см. рисунок).
Необходимость классификации профессиональных образовательных маршрутов по типу обучающегося необходима для макси-
мального учета индивидуальных особенностей психологического, физиологического и интеллектуального потенциалов.
По типу профессиональных склонностей автором выделены профессиональные образовательные маршруты, основываясь на традиционном подходе к типологизации профессий, а также дифференциально-диагностическом опроснике. В зависимости от вида профессиональной деятельности, к которому будут выявлены склонности обучающегося по результатам комплексной психологической и профориентационной диагностики, а также от содержания будущей профессии, отношения человека к объектам окружающей среды, выделено пять основных типов профессиональных образовательных маршрутов:
1) биономический («человек - природа»);
2) артономический («человек - художественный образ»);
3) сигнономический («человек - знаковая система»);
4) технономический («человек - техника»);
5) социономический («человек - человек»).
Следует подчеркнуть, что по характеру сопровождения реализации профессионального образовательного маршрута автором выделено два типа: с тьюторским сопровождением и без тьюторского сопровождения. Последний реализуется в случае, если обучающийся принимает решения касательно выбора будущей профессии самостоятельно, основываясь исключительно на собственных предпочтениях. Профессиональный образовательный маршрут с тьюторским сопровождением проектируется специалистами образовательной биржи, такими как профориентолог-психо-логи, образовательные гиды и брокеры.
Подводя итог, необходимо отметить, что в условиях стремительного перехода к индивидуализации образовательного процесса появилась острая необходимость в разработке модели образовательной биржи и проектирования профессиональных образовательных маршрутов. Предложенная автором идея создания образовательной биржи заключается в организации обеспечения профессионального самоопределения и рационального выбора будущей профессии подростками и молодыми категориями граждан с учетом их индивидуальных способностей, творческого и трудового потенциалов и финансовых возможностей.
Классификация типов и видов профессиональных образовательных маршрутов
Основными разработчиками профессиональных образовательных маршрутов выступят специалисты образовательной биржи -профориентолог-психологи, образовательные гиды и образовательные брокеры, осуществляющие психологическое, педагогическое и профориентационное сопровождение обучающегося по выстроенному маршруту. По мнению автора, профессиональный образовательный маршрут - это целенаправленно спроектированная дифференцированная образовательная программа, разработанная спе-
циалистами образовательной биржи с учетом результатов комплексной психологической и профориентационной диагностики человека с целью обеспечения использования личностных и профессиональных способностей в соответствии с будущей профессией, повышения эффективности его профессионального самоопределения и максимального раскрытия трудового потенциала.
Заключение. Ключевые отличия профессионального образовательного маршрута от индивидуального можно идентифицировать
в разрезе функций. Автором предложены следующие функции профессионального образовательного маршрута: сопровождающая (тьюторская); реализации трудового потенциала; профессионального ориентирования; корректирующая; содействия рациональному трудоустройству. Необходимость классификации профессиональных образовательных маршрутов по типу обучающегося, типу профессиональных склонностей, ориентации профессионального образовательного маршрута, характеру сопровождения реализации профессионального образовательного маршрута, содержанию маршрута вызвана дифференциацией физиологического, интеллектуального, психологического потенциалов, а также финансовых возможностей обучающихся. Сформированные автором научно-теоретические основы исследования профессионального образовательного маршрута создают базу для дальнейших эмпирических и аналитических исследований по вопросам создания и функционирования образовательной биржи в Ставропольском крае с целью последующей диссеминации опыта на межрегиональном уровне.
Литература
1. Адонина, Л.В. Языковая личность как ценность и носитель общечеловеческих, этнических и индивидуальных ценностей / Л.В. Адонина, О.С. Фисенко // Актуальные вопросы социально-психологических исследований: сб. науч. и учеб.-метод. статей /ред.-сост.: А.М. Тютченко, О.С. Фисенко. - М. : Перо, 2015. - С. 25-28.
2. Александрова, Е.А. Элементы индивидуализации обучения / Е.А. Александрова, М.В. Алёшина // Школьные технологии. -2003. - № 2. - С. 54-66.
3. Александрова, Е.А. Еще раз об индивидуализации старшеклассников / Е.А. Александрова // Воспитат. работа в школе. - 2008. -№ 6. - С. 27-46.
4. Арон, И.С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению в особой социальной ситуации развития: теория и практика исследования: моногр. / И. С. Арон. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2015.
5. Вдовина, С.А. Индивидуальные образовательные траектории как средство реализации субъект-субъектных отношений в учебном процессе современной школы: дис. ...
канд. пед. наук / С.А. Вдовина. - Тобольск, 2000. -175 с.
6. Зотова, М.В. Организация жизне-творческой среды развития студентов в процессе их практической подготовки /М.В. Зотова // Современные психолого-педагогические подходы к воспитанию терпимости и социальной компетентности по преодолению асоциального поведения в условиях интегрированного школьного образования: сб. - М., 2016. - С. 11-15.
7. Кирикова, М.И. Социально-психологическая адаптация первокурсников к условиям вуза / М.И. Кирикова // Социально-психологические аспекты практики социальной работы: сб. науч. ст. / отв. ред. : Л.Ю. Ов-чаренко, А.М. Тютченко; ред.-сост.: Т.Н. Дорошенко. - М. : Перо, 2016. - С. 172-182.
8. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И. С. Сергеев и др. - М. : Федер. ин-т развития образования, 2014. - 38 с.
9. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы: утв. распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р. - Доступ из справ. Правовой системы КонсультантПлюс.
10. Лабунская, Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия / Н.А. Лабунская // Известия Рос. гос. ун-та им. А.И. Герцена. Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения). -2002. - № 2 (3). - С. 79-90.
11. Лельчицкий, И.Д. Обучение в течение всей жизни как условие развития экономии знаний / И.Д. Лельчицкий, Т.А. Голубева, В.А. Ершов, С.Ю. Щербакова // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: материалы Всерос. науч.-практ. конф. преподавателей и студентов. - Тверь: Тверской гос. ун-т, 2015. -Вып. 14. - С. 57-62.
12. Макшанцева, Л.В. Классификация видов и методов психологической экспертизы в образовании / Л.В. Макшанцева // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы IIIМеж-дунар. науч.-практ. конф. - Улан-Удэ: Вос-точно-Сибир. гос. ун-т технологий и управления, 2014. - С. 139-140.
13. Медведев, Д. С. Психологические особенности профессионального самоопределения молодежи в современных условиях / Д.С. Медведев // Образование, наука, бизнес: развитие и перспективы: материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф., 20 февр. 2013 г. -Саратов: Изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2013. - С. 140-142.
14. Медведев, Д.С. Профессиональное самоопределение старшеклассников / Д. С. Медведев // Профил. школа. - 2013. - № 1 (58). -С. 33-38.
15. Николина, В. В. Педагогическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей у будущих учителей / В. В. Николина, А.И. Смирнова, С.В. Фролова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 3.
16. Рахуба, Л. Ф. К вопросу о возможностях гуманитарных дисциплин в образовательном процессе технического вуза / Л. Ф. Рахуба // Материалы Международной научно-практической конференции «Архитектура, строительство, транспорт». -Омск, 2015. - С. 1946-1950.
17. Ревякина, В.И. Профориентация школьников: опыт прошлого и проблемы настоящего / В.И. Ревякина, К.Е. Осетрин // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2015. -№ 5.
18. Рындак, В.Г. К вопросу о проектировании индивидуального образовательного
маршрута как средство становления личностных достижений / В.Г. Рындак, М.Б. Упе-тов // Вестник ОГУ. - Оренбург, 2003. -№ 7 (25). - С. 39-44.
19. Фисенко, О. С. К вопросу об общечеловеческих ценностях / О. С. Фисенко // Социально-гуманитарное знание: традиции и инновации: сб. науч. и учеб.-метод. статей. -М.: Перо, 2015. - С. 151-159.
20. Фролова, С. В. Технология создания индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студентов // С. В. Фролова // Нижегород. образование. -2013. - № 4. - С. 79-85.
21. Фролова, С.В. Педагогическое сопровождение студента на индивидуальном образовательном маршруте внеучебной деятельности: учеб. пособие / С.В. Фролова. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. - С. 89.
22. Ширинская, Н.Е. Специфика современных условий социализации / Н.Е. Ширин-ская // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам ЬШ междунар. науч.-практ. конф. -Новосибирск: Изд-во «СибАК». - 2015. -№ 6 (53). - С. 101-106.
23. Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. -1995. - № 2. - С. 31-41.
24. Якиманская, И. С. Личностно-ориен-тированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000. -С. 112.
Григорян Файлун Фириевна, аспирант, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, [email protected].
Поступила в редакцию 20 сентября 2017 г.
DOI: 10.14529/ped170403
RATIONALE FOR PROFESSIONAL EDUCATION TRAJECTORY RESEARCH
F.F. Grigoryan, [email protected]
Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk, Russian Federation
The author offers to create the education exchange and gives the rationale for the study of a professional educational trajectory for the subsequent development of a model for different categories of students. Based on the literature analysis and the study of the main trends in professional education, the author identified the essence of the professional educational trajectory and
its key differences from the individual education route. A generalized classification of professional education trajectories was given including such criteria as the type of student, the type of professional inclinations, and the orientation of the professional education trajectory.
Keywords: educational exchange; professional education trajectory; professional self-determination; labor potential of a student; professional guidance.
References
1. Adonina L.V., Fisenko O.S. [Language Personality as Value and Carrier of Universal, Ethnic and Individual Values]. Aktual'nye voprosy sotsial'no-psikhologicheskikh issledovaniy: Sbornik nauchnykh i uchebno-metodicheskikh statey [Topical Issues of Social and Psychological Researches: Collection of Scientific, Educational, and Methodical Articles]. Moscow, Pero Publ., 2015, pp. 25-28. (in Russ.)
2. Aleksandrova E.A., Aleshina M.V. [Training Individualization Elements]. School Technologies, 2003, no. 2, pp. 54-66. (in Russ.)
3. Aleksandrova E.A. [Once Again about Individualization of Seniors]. Educational Work at School, 2008, no. 6, pp. 27-46. (in Russ.)
4. Aron I.S. Psikhologicheskaya gotovnost' k professional'nomu samoopredeleniyu v osoboy so-tsial'noy situatsii razvitiya: teoriya i praktika issledovaniya [Psychological Readiness for Professional Self-determination in a Special Social Situation of Development: Theory and Practice of a Research]. Yoshkar-Ola, 2015.
5. Vdovina S.A. Individual'nye obrazovatel'nye traektorii kak sredstvo realizatsii sub"ekt-sub"ektnykh otnosheniy v uchebnom protsesse sovremennoy shkoly. Diss. kand. ped. nauk [Individual Educational Trajectories as an Implementer Subject-Subject Relations in Educational Process of Modern School. Diss. Cand. (Pedagogy)]. Tobol's, 2000. 175 p.
6. Zotova M.V. [The Organization of the Creative Life Environment of Development of Students in the Course of their Practical Preparation]. Sovremennye psikhologo-pedagogicheskie podkhody k vospi-taniyu terpimosti i sotsial'noy kompetentnosti po preodoleniyu asotsial'nogo povedeniya v usloviyakh integrirovannogo shkol'nogo obrazovaniya [Modern Psychology and Pedagogical Approaches to Education of Tolerance and Social Competence on Overcoming Asocial Behavior in the Conditions of the Integrated School Education]. Moscow, 2016, pp. 11-15. (in Russ.)
7. Kirikova M.I. [Social and Psychological Adaptation of First-Year Students to Conditions of Higher Education Institution]. Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty praktiki sotsial'noy raboty: Sbornik nauchnykh statey [Social and Psychological Aspects of Practice of Social Work: Collection of Scientific Articles]. Moscow, Pero Publ., 2016, pp. 172-182. (in Russ.)
8. Blinov V.I., Sergeev I.S. Kontseptsiya organizatsionno-pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchikhsya v usloviyakh nepreryvnosti obrazovaniya [The Concept of Organizational and Pedagogical Maintenance of Professional Self-Determination of the Educations in the Conditions of Continuity Education]. Moscow, Pero Publ., 2014. 38 р.
9. Kontseptsiya Federal'noy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody [The Concept of the Federal Target Program of Development of Education for 2016-2020]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70736882/ (accessed 28.07.2017).
10. Labunskaya N.A. [Individual Educational Route of the Student: Approaches to Disclosure of a Concept]. News of the Russian State University of A.I. Herzen. Psychology and Pedagogical Sciences (Psychology, Pedagogics, Theory and Technique of Training), 2002, no. 2 (3), pp. 79-90. (in Russ.)
11. Lel'chitskiy I.D., Golubeva T.A., Ershov V.A., Shcherbakova S.Yu. [Training during all Life as a Condition of Development of Economy of Knowledge]. Traditsii i novatsii v professional'noy podgo-tovke i deyatel'nosti pedagoga. Sbornik nauchnykh trudov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konfe-rentsii [Traditions and Innovations in Vocational Training and Activity of the Teacher. Collection of Scientific Works of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Tver', Tverskoy gosu-darstvennyy universitet Publ., 2015, iss. 14, pp. 57-62. (in Russ.)
12. Makshantseva L.V. [Classification of Types and Methods of Psychological Examination in Education]. Formy i metody sotsial'noy raboty v razlichnykh sferakh zhiznedeyatel'nosti. Materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Forms and Methods of Social Work in Various Spheres of Activity. Materials III of the International Scientific and Practical Conference]. Ulan-Ude, 2014, pp. 139-140. (in Russ.)
13. Medvedev D.S. [Psychological Features of Professional Self-Determination of Youth in Modern Conditions]. Obrazovanie, nauka, biznes: razvitie i perspektivy: Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 20 fevralya 2013 g. [Education, Science, Business: Development and Prospects: Materials of the International Scientific and Practical Conference on February 20, 2013]. Saratov, 2013, pp. 140-142. (in Russ.)
14. Medvedev D.S. [Professional Self-Determination of Seniors]. Profile School, 2013, no. 1 (58), pp. 33-38. (in Russ.)
15. Nikolina V.V., Smirnov A.I., Frolova S.V. [Pedagogical Support of an Individual Educational Route of Extracurricular Activities of Formation of Spiritual and Moral Values at Future Teachers]. Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 3. (in Russ.)
16. Rakhuba L.F. [To a Question of Opportunities of Humanitarian Disciplines in Educational Process of Technical College]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Arkhi-tektura, stroitel'stvo, transport" [Materials of the International Scientific and Practical Conference "Architecture, Construction, Transport"]. Omsk, 2015, pp. 1946-1950. (in Russ.)
17. Revyakina V.I., Osetrin K.E. [Career Guidance of School Students: Experience of the Past and Problem of the Present]. Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University, 2015, no. 5. (in Russ.)
18. Ryndak V.G., Upetov M.B. [To a Question of Design of an Individual Educational Route as Means of Formation of Personal Achievements]. Messenger of Regional Public Institution, 2003, no. 7 (25), pp. 39-44. (in Russ.)
19. Fisenko O.S. [To a Question of Universal Values]. Sotsial'no-gumanitarnoe znanie: traditsii i innovatsii. Sbornik nauchnykh i uchebno-metodicheskikh statey [Social and Humanitarian Knowledge: Traditions and Innovations. Collection of Scientific, Educational, and Methodical Articles]. Moscow, Pero Publ., 2015, pp. 151-159. (in Russ.)
20. Frolova S.V. [Technology of Creation of an Individual Educational Route of Extracurricular Activities of Students]. Nizhny Novgorod Education, 2013, no. 4, pp. 79-85. (in Russ.)
21. Frolova S.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie studenta na individual'nom obrazovatel'nom marshrute vneuchebnoy deyatel'nosti [Pedagogical Escort of the Student on an Individual Educational Route of Extracurricular Activities]. N. Novgorod, 2016. 89 p.
22. Shirinskaya N.E. [Specificity of Modern Conditions of Socialization]. Lichnost', sem'ya i ob-shchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii. Sbornik statey po materialam LIII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Personality, Family and Society: Questions of Pedagogics and Psychology. Collection of Articles on the Materials of the LIII International Scientific and Practical Conference]. Novosibirsk, 2015, no. 6 (53), pp. 101-106. (in Russ.)
23. Yakimanskaya I.S. [Development of Technology of the Personal Focused Training]. Psychology Questions, 1995, no. 2, pp. 31-41. (in Russ.)
24. Yakimanskaya I.S. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v sovremennoy shkole [Person-Centered Training at Modern School]. Moscow, Sentyabr' Publ., 2000. 112 p.
Received 20 September 2017
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Григорян, Ф.Ф. Научно-теоретические основы исследования профессионального образовательного маршрута / Ф.Ф. Григорян // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2017. - Т. 9, № 4. -С. 25-33. БО!: 10.14529/реа170403
Grigoryan F.F. Rationale for Professional Education Trajectory Research. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2017, vol. 9, no. 4, pp. 25-33. (in Russ.) DOI: 10.14529/pedl70403