Научная статья на тему 'Элементы педагогического сопровождения профессиональной ориентации подростков'

Элементы педагогического сопровождения профессиональной ориентации подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная ориентация / профессиональный образовательный маршрут / элементы педагогического сопровождения / подросток / professional orientation / professional educational route / elements of pedagogical support / teenager / design / profession / professional way / vocational guid- ance activities / vocational guidance work / youth.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорян Файлун Фириевна

В статье автор отмечает, что в ближайшие годы ожидается конкуренция на рынке образовательных услуг, а, прежде всего, в работе вузов. Данные проблемы создают сложности для молодежи в выборе своего будущего профессионального ориентира. С целью решения этих и других вопросов, возникает необходимость создания специальной образовательной биржи, выступающей в качестве инструмента реализации профессиональной образовательной траектории и предъявляющей высокие требования к процессу формирования научнотеоретических основ исследования в контексте профессионального образовательного маршрута. Не смотря на то, что внимание ученых-практиков и теоретиков к проблемам профессионального самоопределения молодежи возрастает, тем не менее, остается недостаточно исследованной эффективность проведения профориентационной работы образовательными организациями. В качестве элементов педагогического сопровождения подростков в статье автором представлены принципы, компоненты и задачи, определяющие успешность их профессионального выбора. Диагностика профессиональных предпочтений подростков может быть реализована путем самосознания, предусматривающего изучение подростками в рамках определенной профессии своих индивидуальных качеств личности, а также путем оценивание индивидуальных возможностей, диагностики профессионально важных качеств личности и уровня их выраженности. Таким образом, рассмотренные автором статьи элементы педагогического сопровождения, позволят определить успешность профессионального выбора подростков, а именно: приобрести готовность к самообразованию, саморазвитию, проектированию своей линии поведения, овладению высокими технологиями, сложными интегрированными знаниями, актуальными компетенциями и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорян Файлун Фириевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTS OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF ADOLESCENTS

In the article the author points that in the coming years competition is expected in the market of educational services, and, above all, in the work of universities. These problems create difficulties for young people in choosing their future professional orientation. In order to address these and other issues, it becomes necessary to create a special educational exchange that serves as a tool for implementing a professional educational trajectory and imposes high requirements on the process of forming scientific and theoretical foundations of the study in the context of a professional educational route. Despite the fact that the attention of practical scientists and theorists to the problems of professional self-determination of young people is increasing, nevertheless, the effectiveness of vocational guidance work by educational organizations remains insufficiently investigated. The principles, components and tasks determining the success of their professional choice are presented by the author as elements of pedagogical support of adolescents. Diagnostics of professional preferences of adolescents can be realized through self-awareness, which provides for the study of adolescents' individual personality traits as part of a particular profession, as well as by assessing individual abilities, diagnosing professionally important personal qualities and their level of expression. Thus, the pedagogical support elements considered by the author will determine the success of adolescents' professional choice, namely, to acquire readiness for selfeducation, self-development, designing their own line of conduct, mastering high technologies, complex integrated knowledge, relevant competences, etc.

Текст научной работы на тему «Элементы педагогического сопровождения профессиональной ориентации подростков»

ISSN 2078-1024

VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

УДК 378

DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11005

Григорян Ф.Ф. ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Григорян Файлун Фириевна, аспирант кафедры социально-гуманитарных дисциплин АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт», Ставрополь, Россия E-mail:wifi888@mail.ru, тел.: 8(988)7488444

В статье автор отмечает, что в ближайшие годы ожидается конкуренция на рынке образовательных услуг, а, прежде всего, в работе вузов. Данные проблемы создают сложности для молодежи в выборе своего будущего профессионального ориентира. С целью решения этих и других вопросов, возникает необходимость создания специальной образовательной биржи, выступающей в качестве инструмента реализации профессиональной образовательной траектории и предъявляющей высокие требования к процессу формирования научно-теоретических основ исследования в контексте профессионального образовательного маршрута. Не смотря на то, что внимание ученых-практиков и теоретиков к проблемам профессионального самоопределения молодежи возрастает, тем не менее, остается недостаточно исследованной эффективность проведения профориентационной работы образовательными организациями. В качестве элементов педагогического сопровождения подростков в статье автором представлены принципы, компоненты и задачи, определяющие успешность их профессионального выбора. Диагностика профессиональных предпочтений подростков может быть реализована путем самосознания, предусматривающего изучение подростками в рамках определенной профессии своих индивидуальных качеств личности, а также путем оценивание индивидуальных возможностей, диагностики профессионально важных качеств личности и уровня их выраженности. Таким образом, рассмотренные автором статьи элементы педагогического сопровождения, позволят определить успешность профессионального выбора подростков, а именно: приобрести готовность к самообразованию, саморазвитию, проектированию своей линии поведения, овладению высокими технологиями, сложными интегрированными знаниями, актуальными компетенциями и пр.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональный образовательный маршрут, элементы педагогического сопровождения, подросток,

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GO SUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

проектирование, профессия, профессиональный путь, профориентационные мероприятия, профориентационная работа, молодежь.

Для цитирования: Григорян Ф.Ф. Элементы педагогического сопровождения профессиональной ориентации подростков // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 1/40. С. 55-63. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11005

Grigoryan F.F.

ELEMENTS OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF ADOLESCENTS

Grigoryan Failun Firievna, a postgraduate student of the Department of Social and Humanitarian Disciplines

ANO HE «The North-Caucasus Social Institute», Stavropol, Russia E-mail: wifi888@mail.ru, tel.: 8(988)7488444

In the article the author points that in the coming years competition is expected in the market of educational services, and, above all, in the work of universities. These problems create difficulties for young people in choosing their future professional orientation. In order to address these and other issues, it becomes necessary to create a special educational exchange that serves as a tool for implementing a professional educational trajectory and imposes high requirements on the process of forming scientific and theoreticalfoundations of the study in the context of a professional educational route.

Despite the fact that the attention of practical scientists and theorists to the problems of professional self-determination of young people is increasing, nevertheless, the effectiveness of vocational guidance work by educational organizations remains insufficiently investigated. The principles, components and tasks determining the success of their professional choice are presented by the author as elements of pedagogical support of adolescents. Diagnostics of professional preferences of adolescents can be realized through self-awareness, which provides for the study of adolescents' individual personality traits as part of a particular profession, as well as by assessing individual abilities, diagnosing professionally important personal qualities and their level of expression.

Thus, the pedagogical support elements considered by the author will determine the success of adolescents' professional choice, namely, to acquire readiness for self-education, self-development, designing their own line of conduct, mastering high technologies, complex integrated knowledge, relevant competences, etc.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

Key words: professional orientation, professional educational route, elements of pedagogical support, teenager, design, profession, professional way, vocational guidance activities, vocational guidance work, youth.

For citation: Grigoryan F.F. Klements of pedagogical support of professional orientation of adolescents // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2019. Iss. 1/40. Р. 55-63. (In Russ., English abstract). DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11005

Вопрос о формировании профессиональной ориентации в подростковый период связан с решением проблемы приобретения ими готовности к самообразованию, саморазвитию, проектированию своей линии поведения, овладению высокими технологиями, сложными интегрированными знаниями, актуальными компетенциями, которые способствуют становлению свободного, конкурентоспособного, динамичного и креативно мыслящего специалиста [2].

По оценкам специалистов, рынок образовательных услуг в ближайшие годы ожидает серьезная конкуренция. В первую очередь, это коснется качества работы вузов: повышение уровня профессионального мастерства преподавателей, их участие в научных проектах и исследованиях, техническая оснащенность образовательных учреждений и т.п.

Вышеперечисленные проблемы, указывают на то, что на современном этапе развития общества молодые люди имеют сложности в выборе будущей профессии. Традиционно так сложилось, что в качестве профессионального ориентира у молодежи выступают школьные учителя, родители, друзья, знакомые, в некоторых случаях средства массовой информации (реклама). Кроме того, сюда можно отнести профориентационную работу, проводимую образовательными организациями среднего профессионального и высшего образования (День открытых дверей, участие работников вузов и сузов в родительских собраниях с целью информирования о факультетах и специальностях и пр.). Важным для молодежи встает вопрос о том, какая специальность в полной мере позволит реализовать личностный и профессиональный потенциал. С целью решения этих и других вопросов, возникает необходимость создания специальной образовательной биржи

[3].

Так, с одной стороны, образовательная биржа рассматривается как особая организация по обеспечению профессионального самоопределения и рациональному выбору будущего профессионального пути подростков на основе учета индивидуальных способностей личности, творческих данных и финансовой составляющей, а с другой - изучается с позиции объединения специалистов различных

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

профилей, обеспечивающих не только психологическое, но и педагогическое, профориентационное сопровождение личности по индивидуально разработанному профессиональному образовательному маршруту [1].

Ученые под категорией профессиональный образовательный маршрут понимают те профессии человека, которые он реализовывал в течении определенного промежутка времени в хронологическом прядке. Автор, под «профессиональным образовательным маршрутом» понимает «некоторую целенаправленно спроектированную дифференцированную образовательную программу, разработанную специалистами образовательной биржи на основе учета результатов комплексной профо-риентационной и психологической диагностики личности для использования профессиональных и личностных способностей с учетом будущей профессии, а также повышение степени эффективности профессионального самоопределения с целью раскрытия максимального трудового потенциала» [1, с. 25-33].

Образовательная биржа и формализация ее модели функционирования, выступающего в качестве инструмента реализации профессиональной образовательной траектории, предъявляет высокие требования к процессу формирования научно-теоретических основ исследования в контексте профессионального образовательного маршрута.

В настоящее время можно отметить тенденцию, указывающую на особое внимание ученых-практиков и теоретиков к проблемам профессионального самоопределения молодежи. Тем не менее, остается недостаточно исследованной эффективность проведения профориентационной работы образовательными организациями.

Основным центром по оказанию помощи в профессиональной ориентации учащихся является средняя общеобразовательная школа, которая, должна заниматься не только обучением, но и создавать условия, в которых молодежь сможет найти свое место в профессиональном мире и трудиться на благо отечества [4, 6].

В качестве элементов педагогического сопровождения подростков мы будем рассматривать принципы, компоненты и задачи, определяющие успешность их профессионального выбора.

Итак, рассмотрим основные принципы профессиональной ориентации подростков, которые, на наш взгляд, наиболее содержательно отражают основную проблематику и учитывают возрастные особенности, разработанные научной школой С.Н. Чистяковой [10].

1. Сознательность личности понимается, как желание подростков принести пользу обществу, на основе реализации своих потребностей и способностей.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

2. Соответствие потребностей личности и общества предполагает согласованность личных интересов, склонностей, способностей с интересами и потребностями общества в тех или и иных профессиях. Нарушение данного принципа приведет к отсутствию баланса в профессиональной структуре кадрового обеспечения.

3. Активность в профессиональном выборе указывает на возможности подростков осуществлять самостоятельный активный поиск своего профессионального пути. С этой целью проводит свою работу школьный психолог, разрабатывая практические рекомендации по эффективному профессиональному определению. Кроме того, у подростков также есть возможность на практике попробовать реализовать свои возможности и способности в процессе трудовой и профессиональной подготовки.

4. Развитие указывает на различный спектр возможностей подростков в профессиональном выборе.

5. Связь с жизнью указывает на необходимость после получения профессионального образования быть востребованным на рынке труда.

6. Практикоориентированность указывает на необходимость продемонстрировать свои способности в процессе практической деятельности.

7. Систематичность и преемственность указывает не возможность участия подростков в различных профориентационных мероприятиях, проводимых школой.

8. Взаимосвязь действий участников профориентационной работы указывает на проведение целенаправленных профориентационных мероприятий, осуществляемые различными социальными институтами, включенными в систему профориентационной работы.

9. Взаимосвязь воспитательного и диагностического подходов предполагает, что один подход не может быть противопоставлен другому, так как каждый из них призван решать свои специфические задачи.

10. Дифференцированность и индивидуальный подход к подросткам с учетом их возрастных особенностей, а также уровня сформированности профессиональных интересов, успеваемости, различий в жизненных планах и ценностных ориентациях.

11. Оптимальное сочетание различных форм и методов работы указывает на возможность практического использования в зависимости от цели и содержания инновационных и традиционных методов и форм воспитательной работы. В работе учитывается социальные, возрастные, а также индивидуальные особенности обучающихся и их родителей.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

Изучая вопросы профориентационной работы, можно отметить ее компоненты, которые выделяет в своих исследованиях Г.П. Кузина [4]:

- Информация о профессиях. Это информирование подростков о различных видах актуальных профессий и востребованных специальностях. Информировать также нужно и о тех профессиях, которые наиболее востребованы в том регионе, где проживает подросток, а также сообщить о вузах и сузах, которые могут подготовить данных специалистов.

- Профессиональное воспитание. Это формирование профессиональных интересов и склонностей у подростков. Важно способствовать формированию мотивации к участию в различных формах учебной и внеклассной работы у подростков, в общественно-полезном и производственном труде и пр. Профессиональное воспитание нацелено на познание и определение склонностей и способностей личности через ее практический опыт. При этом стоит отметить, что профессиональные знания могут накапливаться на основе профессиональных интересов, а склонность успешно может развиться только в процессе деятельности.

- Профессиональная диагностика. Это диагностика направленная на профессиональный отбор подростков, она проводиться специалистами с использованием специализированных методик и позволяет диагностировать не только особенности высшей нервной деятельности личности, но и состояние его здоровья, интересы и мотивы, установки в выборе профессии, ценностные ориентации личности и пр.

Диагностика профессиональных предпочтений подростков может быть реализована в следующих двух планах:

1. Самопознание, предполагает изучение подростками в контексте определенной профессии своих индивидуальных качеств личности (или группы профессий).

2. Оценивание индивидуальных возможностей и диагностика профессионально важных качеств личности и их уровня выраженности.

- Профессиональная консультация. Это индивидуально ориентированная помощь, позволяющая изучить личность подростка, его интересы, потребности, склонности и на этой основе разработать индивидуальные профессиональные рекомендации.

- Профессиональная адаптация, под которой понимается приспособление молодежи к будущему профессиональному пути на базе школ, профтехучилищ, техникумов, вузов и т.д. к условиям будущей профессиональной деятельности с целью закрепления кадров. По мнению В.С. Митиной, А.М. Овчинникова, Н.Г.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

Полякова, Л.А. Саенко уже непосредственно на производстве запускается механизм социально-профессиональной адаптации к будущей профессии. В исследованиях К.А. Абульханова-Славской, В.В. Долганиной, Н.Н. Калугина, Е.К. Розен-ко, С.Н. Чистяковой отмечается, социально-психологическая адаптация уже начинается со школьной скамьи. В этой связи, можно выделить следующие четыре периода:

1) период подготовки к труду в школе;

2) период выбора профессии;

3) период профессиональной подготовки;

4) период начала трудовой деятельности.

Профориентация это очень широкое понятие, предполагающее различный комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии [10].

Профессиональная ориентация в школе - это «система учебно-воспитательной работы, направленная на усвоение подростками необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий» [10, с. 20].

В средней общеобразовательной школе профориентационная работа имеет системный, комплексный характер. Она проводится различными специалистами: зам. директора по воспитательной работе, классным руководителем, социальным педагогом, педагогом-психологом, учителями-предметниками, медицинским работником и пр.

Задачи профориентационной работы в средней общеобразовательной школе:

- формировать положительное отношение подростков к трудовой деятельности;

- обучать навыкам понимания содержательной основы профессиональной деятельности;

- обучать соотносить требования, которые предъявляются к конкретной профессии на основе индивидуальных качеств личности подростков;

- анализировать свои возможности и способности, а также формировать потребность в осознании, оценке качества возможностей своей личности.

Таким образом, под школьной профессиональной ориентацией мы понимаем систему учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение подростками необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. К элементам педагогического сопровождения профессиональной ориентацией подростков мы отнесли принципы, компоненты и задачи, определяющие успешность их профессионального выбора.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

Литература:

1. Григорян Ф.Ф. Научно-теоретические основы исследования профессионального образовательного маршрута // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2017. Т. 9, №4. С. 25-33.

2. Долганина В.В. К вопросу профессионального выбора подростков // Вестник Ставропольского педагогического института. 2005. №5. С. 92-95.

3. Долганина В.В., Романюк М.А. Ценностные ориентации молодежи: анализ и прогноз. Современная психология: методология, парадигмы, теория // Ана-ньевские чтения - 2009: материалы научной конференции. Вып. 1. Методологические и теоретические проблемы психологии / под ред. Л.А. Цветковой, В.М. Ал-лахвердова. Санкт-Петербург: С.-Петерб ун-т, 2009. С. 158-160.

4. Кузина Г.П. Профориентационная работа в школе на современном этапе развития образования [Электронный ресурс]. URL://http://www.sch933.edusite.ru/DswMedia/Kuzina.doc

5. Основные принципы профориентационной работы (теория и практика): учебно-методическое пособие / авт. -сост. Н.А. Криволапова, Н.Г. Ионина, Т.А. Суслова; Ин-т развития образования и соц. технологий. Курган, 2013. 87 с.

6. Парнов Д.А. Социально-педагогическая технология профессиональной ориентации подростков // Управление образованием. 2013. № 4. С. 118-128.

7. Саенко Л.А. Аксиологическое содержание образования в условиях тран-сдисциплинарности // Мир науки, культуры, образования. 2017. №6(67). С. 136137.

8. Саенко Л.А. Бобрышов С.В. Методологическая оценка компетентност-ного подхода в подготовке специалиста // Вестник Академии права и управления. 2016. №2(43). С. 125-131.

9. Саенко Л.А. Использование образовательного пространства школы для сопровождения социализации безработных // Сибирский педагогический журнал. 2008. №4. С. 159-168.

10. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Профессиональная ориентация: система и новые рубежи // Профессиональное образование. Столица. 2012. №12. С. 20-24.

Literature:

1. Grigoryan F.F. Scientific and theoretical foundations of the professional educational route investigation// Bulletin of SUSU. Series: Education. Pedagogical sciences. 2017. V. 9. №4. P. 25-33.

2. Dolganina V.V. On the issue of teenagers' professional choice // Bulletin of Stavropol Pedagogical Institute. 2005. №5. P. 92-95.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 1/40

3. Dolganina V.V., Romanyuk M.A. Value orientations of youth: analysis and forecast. Modern Psychology: methodology, paradigms, theory// Ananiev's Readings -2009: proceedings of the Scientific Conference. Issue 1. Methodological and theoretical problems of Psychology / Edited by L. A. Tsvetkova, V. M. Allakhverdova. Saint Petersburg.: St. Petersburg University, 2009. P. 158-160.

4. Kuzina G.P. Vocational guidance work at school at the present stage of development of education URL: // http: //www.sch933.edusite.ru/DswMedia/Kuzina.doc

5. Basic principles of vocational guidance work (theory and practice): teaching and methodical guide/ comp. by N.A. Krivolapova, N.G. Ionina, T.A. Suslova; Institute for the Development of Education and Social Technologies. Kurgan, 2013. 87 p.

6. Parnov D.A. Social and pedagogical technology of vocational orientation of adolescents // Education Management. 2013. №4. P. 118-128.

7. Saenko L.A. Axiological content of education in transdisciplinarity // World of science, culture, education. 2017. No. 6 (67). P. 136-137.

8. Saenko L.A. Bobryshov S.V. Methodological assessment of the competence approach in specialist training // Bulletin of the Academy of Law and Management. 2016. №2 (43). P. 125-131.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Saenko L.A. Using school educational space to accompany the socialization of the unemployed // Siberian Pedagogical Journal. 2008. No. 4. P. 159-168.

10. Chistyakova S. N., Rodichev N. F. Vocational orientation: system and new frontiers // Professional education. Stolitsa. 2012. №12. P. 20-24.

УДК 37.06 DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11006

Гузь Е.А.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАПРАВЛЕННОЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Гузь Екатерина Анатольевна, аспирант, ассистент кафедры социальных технологий института образования и социальных наук

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Ставрополь, Россия E-mail: caterina.anatolievna@yandex.ru, тел.: 8(962)4342284

Культурно-досуговая деятельность в вузе является важнейшим компонентом воспитательной работы педагогически -целесообразное содержание и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.