ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
УДК 316.74:37.01 DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12019
Тхакушинов А.К., Сиюхова A.M., Бибалова С.А., Триль Ю.Н. О РОЛИ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА ДИСЦИПЛИН В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ В ДИСКУРСЕ СОЦИОЛОГИИ
ОБРАЗОВАНИЯ
Тхакушинов Асланчерий Китович, доктор социологических наук, профессор, действительный член (академик) Российской академии образования, президент ФГЪОУ ВО «МГТУ», заведующий кафедрой философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия
Сиюхова Аминет Магаметовна, доктор культурологии, доцент, профессор кафедры философии, социологии и педагогики
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия
E-mail: [email protected]
Бибалова Сайда Аслановна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры философии, социологии и педагогики
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»,
Майкоп, Россия
E-mail: [email protected]
Триль Юлия Николаевна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры философии, педагогики и социологии
ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия
E-mail: [email protected]
Актуальность исследования обосновывается глубокими изменениями, происходящими последнее десятилетие в сфере российского образования, и требующими научного осмысления. В результате политики перехода профессионального образования с знаниевого на компетентностный подход, повысилось значение практических умений и овладения разнообразными технологиями, при этом снизился статус общекультурной эрудиции выпускников вузов. В статье раскрываются вопросы об изучении социально-гуманитарных дисциплин на технических и медицинских специальностях университета как факторе формирования конкурентоспособности в карьерном развитии будущих профессионалов. Также затрагиваются проблемы увеличения доли самостоятельной работы обучающихся
181
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
в освоении гуманитарных дисциплин и виртуализации учебного процесса. Обсуждается проблема нивелирования идейно-воспитательной миссии преподавателя социально-гуманитарных предметов. Основной методологический посыл статьи заключается в том, что современному высшему образованию России нужно восстановить позиции идейно-воспитательного института по формированию у молодежи морально-нравственных основ и гражданской позиции. Для сбора эмпирической информации был использован метод социологического опроса в форме анкетирования. Было выявлено, что большинство студентов регионального вуза понимают важность гуманитарной составляющей образования для их дальнейшей жизни и карьерного роста, и, вследствие этого, они мотивированы на изучение дисциплин данного цикла. Одним из наиболее важных выводов является положение о том, что утилитарный подход к профессиональному образованию неприемлем в соответствие с целями Национального проекта «Образование».
Ключевые слова: социология образования, технологический университет, гуманитарный цикл дисциплин, профессиональные компетенции, гуманитаризация образования.
Для цитирования: Тхакушинов А.К., Сиюхова A.M., Бибалова С.А., Триль Ю.Н. О роли гуманитарного цикла дисциплин в технологическом вузе в дискурсе социологии образования // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 2(41). С. 181-193. DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12019.
Tkhakushinov А.К., Siyukhova A.M., Bibalova S.A., Tril J.N.
ON THE ROLE OF THE HUMANITARIAN CYCLE OF DISCIPLINES IN A TECHNOLOGICAL UNIVERSITY IN THE DISCOURSE OF EDUCATION SOCIOLOGY
Tkhakushinov Aslancheriy Kitovich, Doctor of Sociology, a professor, a full member (academician) of the Russian Academy of Education, the president of FSBEI HE "MSTU", head of the department of Philosophy, Sociology and Pedagogy FSBEI HE "Maikop State Technological University", Maikop, Russia
Siyukhova Aminet Magametovna, Doctor of Cultural studies, an associate professor, a professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy FSBEI HE "Maikop State Technological University", Maikop, Russia E-mail: [email protected]
Bibalova Saida Aslanovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor, an assistant professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy FSBEI HE "Maikop State Technological University", Maikop, Russia E-mail: [email protected]
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
Tril Julia Nicolaevna, Candidate of Sociology, an associate professor, an assistant professor of the Department of Philosophy, Pedagogy and Sociology FSBEI HE "Maikop State Technological University", Maikop, Russia E-mail: [email protected]
The relevance of the research is substantiated by the profound changes that have been taking place in the last decade in the sphere of the Russian education, and require scientific understanding. The importance of practical skills and mastering various technologies has increased as a result of the policy of transition of vocational education from knowledge to a competence-based approach, while the status of general cultural erudition of university graduates has decreased. The article reveals the problems of the study of social and humanitarian disciplines in technical and medical specialties of a university as a factor in the formation of competitiveness in the career development offuture professionals.
The problems of increasing the share of independent work of students in the development of humanities and virtualization of the educational process are also considered. The problem of leveling the ideological and educational mission of a teacher of social and humanitarian subjects is discussed. The main methodological premise of the article is that the modern higher education of Russia needs to restore the positions of ideological and educational institution for the formation of moral and cultural principles among youth. To collect empirical information, a sociological survey method was used in the form of a survey. It has been revealed that the majority of students of a regional university understand the importance of a humanitarian component of education for their future life and career growth, and, as a result, they are motivated to study the disciplines of this cycle. One of the most important conclusions is the statement that the utilitarian approach to vocational education is unacceptable in accordance with the goals of "Education " National project.
Key words: sociology of education, technological university, humanitarian cycle of disciplines, professional competences, humanization of education.
For citation: Tkhakushinov A.K., Siyukhova A.M., Bibalova S.A., Tril J.N. on the role of the humanitarian cycle of disciplines in a technological university in the discourse of education sociology // Bulletin of Maikop State Technological University. 2019. Iss. 2(41). P. 181-193. DOI: 10.24411 /2078-1024-2019-12019.
Российская высшая школа традиционно была ориентирована на подготовку специалистов, имеющих широкий кругозор не только в области своей профессии, но и в смежных сферах научного и общекультурного знания. Советская система российского образования восприняла эти принципы и до недавнего времени учебные планы вузов содержали сбалансированное сочетание узкоспециальных и социально-гуманитарных дисциплин. Однако последние десятилетия начались
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
интенсивные изменения в образовательной политике государства, связанные с новациями в экономике и управлении, усилением интеграционных процессов с зарубежными странами, что привело к некоторым неоднозначным решениям и вызвало полемику в научных и общественных кругах.
Одной из самых заметных проблем современного вузовского образования стал переход с знаниевого подхода на компетентностный, в результате чего повысилось значение практических умений и овладения разнообразными технологиями, но снизился статус общекультурной эрудиции выпускников вузов. Ориентированные на утилитарность профессиональных навыков, некоторые представители педагогического сообщества считают, что преподавание гуманитарных дисциплин, таких как философия, социология, культурология и пр., необходимо исключить из образовательных программ технических вузов, т.к. они отнимают драгоценное время, необходимое для глубокого освоения специальных предметов. Нам представляется, что реализация такого сценария будет иметь весьма негативные последствия, не только для научно-технического прогресса, но и для социально-гуманитарного развития общества.
Вопрос о недопустимости сужения гуманитарного цикла в техническом образовании обсуждается, начиная с первого десятилетия XXI века [1, с. 17]. Однако с вступлением российского образования в Болонский процесс в сознание масс внедряется мысль о том, что образование - это товар в сфере услуг, вследствие чего возникает идея у многих поставщиков данного товара (МИНОБРНАУКИ и учебных заведений) продать меньше, но подороже, а у потребителей - купить больше, но по возможности сэкономив ресурсы (время и деньги). В этой консьюмеристской модели взаимодействия утрачивается осознание культурной миссии образования, его духовная составляющая обесценивается, отношения участников образовательного процесса обезличиваются. В качестве конечного продукта «выпускника высшей школы» не заинтересован практически никто [2, с. 1273]. Тем не менее, можно предположить, что не только прагматическая цель получить сертификат, подтверждающий покупку услуги в форме профессионального образования, приводит абитуриентов в университеты. Получить профессию можно и не в стенах высшего учебного заведения, например, на краткосрочных курсах (бухгалтеров, водителей, сварщиков, парикмахеров и пр.). Однако именно получение университетского образования дает статус высокообразованного человека, получившего наряду с профессиональными знаниями, также и разносторонние знания в области культуры, законов общества и общения, что является, несомненно, более значимой целью.
Исследователь Е.Б. Хромова справедливо замечает: «Хороший специалист -это замечательно, но если это бездуховный, безнравственный специалист, то это уже угроза для общества» [3, с. 26]. Знакомство с современной научной литературой по
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
вопросу роли гуманитарного образования в подготовке специалистов технического профиля показывает, однако, что в сознании участников образовательного процесса существует тенденция дегуманизации профессионального образования. Так, например, краткий опрос студентов 3-го курса одного из ведущих технических вузов г. Москвы (134 человека, 2018 г.) о необходимости, с их точки зрения, гуманитарных предметов в учебном расписании подтвердил выдвинутую исследователями в начале этого небольшого исследования гипотезу о том, что студенты в большинстве своем не понимают значимости изучения данных предметов, считают их балластом и относятся к ним максимально формально. Действительно, 92% студентов ответили, что для них важно получить по этим дисциплинам «зачет», сдав реферат или другую письменную работу по требованию преподавателя. Они также отметили отсутствие связи содержания гуманитарных предметов со специальными дисциплинами - например, с «лазерной техникой», «наноэлектроникой» и др. [4, с. 8]. Нами было решено провести аналогичный опрос в МГТУ. При этом, основываясь на собственном практическом опыте преподавания дисциплин гуманитарного цикла, была выдвинута гипотеза о том, что основная масса студентов технического и медицинского направлений подготовки понимают важность изучения широкого спектра гуманитарных дисциплин, формирующих общую эрудицию. Были опрошены студенты 2 курса технологического и медицинского факультетов Майкопского государственного технологического университета в количестве 90 человек. Опрос проводился в форме краткого анкетирования после завершения экзамена или зачета по дисциплинам философия, психология и культурология, и, таким образом, результаты анкетирования никак не могли повлиять на исход аттестации. В опросном листе были сформулированы 2 вопроса:
1. Как бы Вы отреагировали, если бы узнали, что данный предмет будет вестись еще один семестр?
2. Как Вы считаете, насколько для специалиста с университетским образованием необходимо быть эрудированным в области гуманитарных знаний?
Как видно на диаграмме (рис. 1), основная масса студентов оказалась мотивированной на изучение дисциплин гуманитарного профиля (72%), они кажутся им интересными и важными. Около четверти опрошенных (24%) всецело доверяют образовательной организации в составлении оптимальных учебных планов и спокойно принимают решения на этот счет выпускающих кафедр и учебно-методического управления. Считают, что изучение гуманитарных дисциплин для специалистов по технико-технологической направленности «пустая трата времени» 4% респондентов.
Распределение ответов на второй вопрос (рис. 2) также показало высокую долю осознаваемости студентами важности освоения дисциплин гуманитарного цикла. 75% респондентов считают, что изучать данные предметы необходимо, т.к.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
это повышает самооценку и делает человека более адаптивным. 16% опрошенных имеют мнение, что это нужно, но не обязательно для всех. 5% затруднились с ответом, 4% участников опроса заявили, что выпускнику университета неважно быть компетентным в сфере гуманитарных знаний.
Распределение ответов на вопрос: "Как бы Вы отреагировали, если бы узнали, что данный предмет будет вестись еще один
семестр?"
Затрудняюсь ответить 0%
Положительно -1 семестр для освоения такой
обширной и интересной дисциплины не 72%
достаточен,
Огорчился бы - пустая трата времени, в жизни это никак не пригодится,
4%
Спокойно: раз надо - значит надо. 24%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%
Рис. 1
Как видим, гипотеза, выдвинутая перед проведением исследования, в целом подтвердилась: основная масса студентов технического и медицинского направлений подготовки понимают важность получения знаний по широкому спектру гуманитарных дисциплин, дающих им общекультурную эрудицию.
Косвенно наш опрос подтверждает, что прохождение студентами дисциплин социально-гуманитарного содержания значительно расширяет их кругозор, вооружает их способностью к анализу жизненных ситуаций, позволяет адекватно оценивать разнообразные проявления поведения и отношений между людьми.
Если согласно существующей тенденции и дальше будет сокращаться доля гуманитарных предметов в учебных планах вузов, то главным фактором формирования сознания студенческой молодежи останутся СМИ, особенно Интернет, имеющие в своём арсенале различные манипулятивные техники, способные «отформатировать» человека, прививая ему определённые вкусы, внушая те или иные ценности.
186
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
Распределение ответов на вопрос: "Как Вы считаете, насколько для специалиста с университетскимобразованием необходимо быть эрудированным в области гуманитарных
знаний?"
5%
Я я
75%
■ Это не нужно.
■ Это нужно, но не обязательно.
■ Это нужно, т.к. повышает самооценку и делает человека более адаптивным.
■ Затрудняюсь с ответом,
Рис. 2
Если студент выходит из стен вуза в профессию с некоторым заделом профессиональных компетенций, то у него есть возможность и необходимость постоянно совершенствоваться в своей профессии посредством накопления практического опыта, а также на курсах повышения квалификации, обязательное прохождение которых не реже 1 раза в 3 года требуется в соответствие с профстандартами многих профессий. Если же студент выходит с нулевыми знаниями по социально-гуманитарным предметам, то по большей части таким «нулевым» в отношении понимания сущности общественных и личностных взаимоотношений он остается навсегда. Поэтому необходимо понимать, что именно философия и другие гуманитарные дисциплины формируют тот морально-нравственный стержень личности, который наделяет человека способностью анализировать многообразие проявлений действительности, видеть различия между сущностным и преходящим, задуматься над смыслом и ценностями своего существования, видеть перспективу собственной жизни [1, с. 23].
Педагоги, стоящие на принципах универсальности высшего образования, настаивают на том, что в современных условиях интенсивных социально-экономических преобразований любое, в том числе - техническое, образование должно быть ориентировано на «практическое человекознание» [5, с 68]. Нами был про-
187
ISSN 2078-1024
VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
веден опрос среди преподавателей технологического и аграрного факультета МГТУ с целью выяснить, насколько они разделяют данный тезис. Выборка составила 20 человек, из которых четверть респондентов получили базовое образование до 1990 г., т.е. в советский период истории России, остальные три четверти -после 1990 г., т.е. после распада СССР (рис. 3.)
Как видно на диаграмме (рис. 4) на практике современные преподаватели в большинстве своем (более 60%) считают, что студентам технологических специальностей гуманитарные дисциплины нужно изучать в минимальном объеме.
Можно предположить, что преподаватели надеются, что необходимые гуманитарные компетенции в полном объеме студенты получили в стенах средней школы. Такой вывод можно сделать, исходя из ответов на второй вопрос анкеты (рис. 5). 74% более молодых преподавателей и 40% педагогов, получивших советское образование, считают, что для научно-технического прогресса и социального развития общества очень важен высокий культурный уровень выпускников университетов. Ни один из преподавателей не имеет противоположную точку зрения. Однако преподаватели вуза не учитывают то обстоятельство, что на практике современная средняя школа, поставленная в ситуацию ЕГЭ, всю энергию направляет на подготовку выпускников к успешной сдаче этого экзамена. Ученики, желая получить как можно более высокий бал по ЕГЭ для поступления в вуз на бюджетное место, либо для преодоления порогового значения отметки, чтобы была возможность поступить хотя бы на хозрасчетное место, занимаются дополнительно с репетиторами, тратят все свое время и значительную долю семейного бюджета на эти цели.
Структура выборки респон дентов -преподавателей технологических специальностей
(из 20 опрошенных)
75%
■ Получившие образование до 1990 г.
■ Получившие образование после 1990 г.
Рис. 3
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
Распределение ответов на вопрос: "Как Вы считаете, насколько важно в рамках университетского образования изучение дисциплин гуманитарного цикла?"
Затрудняюсь с ответом.
0%
Другое мнение (напишите) 0% 0%
Университет, в том числе технического профиля, должен обеспечивать широкую образованность, высокий культурныйуровень и личностный рост выпускников, поэтому гуманитарный цикл дисциплин должен быть обширным.
Университет технического профиля должен давать
прежде всего профессиональную подготовку, поэтому гуманитарные дисциплины нужно изучать в минимальном объеме.
0% 50% 100% 150%
м Получившие образование до 1990 г. ■ Получившие образование после 1990 г.
Рис. 4
Для духовного развития посредством приобщения к искусству, литературе, творчеству у большинства нет ни времени, ни сил. Чтобы в этом убедиться, нами была проведена небольшая викторина среди студентов 1 и 2 курсов экологического и инженерно-экономического факультетов (20 человек), включающая весьма простые вопросы, касающиеся культуры и искусства. Намеренно нами не были даны варианты ответов.
По результатам проверки выяснилось, что ни один из участников не смог правильно ответить на все 10 простых вопросов. Только трое указали правильно автора рассказа «Арап Петра Великого». Двое человек из всех назвали верно скульптуру Микеланджело «Давид». Самыми результативными оказались вопросы о том, кем являлся Л.Д. Ландау и по музыкальному отрывку нужно было определить авторство Моцарта (по 10 человек). Участники викторины согласились, что их эрудиция в общекультурных вопросах очень мала и требует развития. Можно быть уверенным, что из этих 20 студентов только один или двое смогут
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
заняться самообразованием в области культуры в силу природного любопытства, либо семейных традиций. Остальной массе нужен учебный курс, преподаватель и система аттестации, закрепляющая их знания.
Распределение ответов на вопрос: "Как Вы считаете, насколько важен высокий культурный уровень
выпускников университетов для научно-технического прогресса и социального развития общества?"
120%
100% 80% 60% 40% 20% 0%
Очень важен. Важен
только для
эл иты общества.
0% Не важен.
0% Другое мнение (нап иш ите)
14% 40М
Затрудняюсь с ответом.
■ Получившие образование до 1990 г. ■ Получившие образование после 1990 г.
Рис. 5
В обозначенной последовательности центральным звеном является преподаватель. В этой связи существует другой комплекс проблем современного образования, связанный, во-первых, с вынесением большей части учебной нагрузки по дисциплинам гуманитарного плана на самостоятельное изучение, во-вторых, с виртуализацией учебного процесса посредством интенсивного внедрения электронной образовательной среды. Мы располагаем данными социологического опроса, проведенного среди студентов младших курсов вузов г. Витебска, по которым 75% опрошенных отрицательно относятся к увеличению доли самостоятельной работы в ходе освоения учебных дисциплин. Легче и естественнее воспринимается учебный материал, традиционно излагающийся компетентным профессионалом, т.е. преподавателем [6, с. 126]. Думается, что для российских студентов это также актуально.
Нам трудно судить, насколько эффективно и полезно для развития профессиональных компетенций увеличение доли самостоятельной работы для освоения обучающимися точных и технических дисциплин, но в гуманитарных дисциплинах
190
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
постоянное общение с преподавателем насущно необходимо. Являясь определёнными теоретическими системами, философия, социология, культурологи и др. основываются на определённых положениях, которые вырабатываются на основе внутренних индивидуальных переживаний. Поэтому данные предметы невозможно выучить, как правила дорожного движения, их необходимо понять. А понять можно только то, что нашло отклик в душе, что стало достоянием внутреннего мира. За счёт опыта рефлексии, полученного на очных занятиях по дисциплинам социально-гуманитарного направления, студенты постигают способность овладевать знаниями на уровне методологии, что способствует, безусловно, более полной самореализации студентов в их учебно-познавательной деятельности [3, с. 27]. Эмоциональный живой диалог студентов и преподавателя способствует глубокому усвоению основ гуманизма - главной функции всех гуманитарных дисциплин. Размещенные в электронной среде тексты лекций, и даже видео версии лекций, не могут нести необходимого заряда позитивных эмоций, усиливающихся в живой аудитории вследствие действия механизма психологического заражения. Таким зарядом может обладать только художественное произведение, наполненное символами, метафорами, аллегориями и пр. Подобные требования не предъявляются к учебному материалу в форме фиксированного текста. И лишь творческая энергия живого выступления педагога может «одухотворить» сухой учебный материал, создать эффект единения аудитории, сформировать осознание не столько слушателей, сколько участников диалога, причастности к чему-то значимому, необходимому для дальнейшей жизни и карьеры. Нужно согласиться с мнением исследователя А.Б. Погреб-няка о том, что в целом признавая целесообразность самообразования, однако с учетом того, что главная функция социально-гуманитарного блока в основном воспитательная, этот подход не приносит должного эффекта. Также любая самостоятельная работа только тогда приводит к положительным результатам, когда она сопровождается и контролируется преподавателем, с соответствующим изменением учебной нагрузки и выделением соответствующих квот [7, с. 2015].
Итак, способно ли научное образование в сфере дисциплин социально-гуманитарного направления быть полезным сегодняшнему студенту технологического вуза и завтрашнему инженеру или врачу - вопрос, взывающий к ответственности организаторов образовательного процесса, обязывающий в поисках ответа прибегнуть к широкой дискуссии. В этой связи встает вопрос об опоре в работе образовательных организаций на федеральные государственные образовательные стандарты, которые по факту формулируют профессиональные компетенции, весьма узко и формализовано освещающие социально-гуманитарные качества будущего специалиста.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
Другим вопросом для научной дискуссии должен стать вопрос об усилении дезинтеграции обучающихся и преподавателей между собой, и между самими студентами, возникающей из-за усиленного внедрения посреднической функции электронной образовательной среды. Такая дезинтеграция может разрушить иерархическую структуру образовательной системы «обучающийся-преподава-тель», ослабить живую преемственность между поколениями. В следствие этого социальная роль преподавателя как наставника, воспитателя, авторитета нивелируется, и эту роль легко подхватят другие структуры - ангажированные экономическими и политическими кругами СМИ, многочисленные квазирелигиозные организации, а также группировки экстремистского характера. Будет ли это способствовать социальной стабильности на территориях регионов нашей страны?
Становление личности, его гражданских и морально-этических качеств продолжается всю жизнь [7, 2015], и особенно интенсивно в годы студенчества. Общая эрудиция и способность комбинировать различные знания в XXI веке становятся залогом успешного карьерного развития. В эпоху так называемой «Новой экономики» всесторонняя развитость будет непременным атрибутом профессионализма, базисом для развития творческого потенциала и деловой мобильности [2, с. 1273]. В этой связи следует прислушаться к замечаниям исследователя О.В. Васюхина, который считает, что компетентным органам необходимо пересмотреть подходы, методы и правила организации и финансирования социально-гуманитарного образования в технических вузах России. Вузам же необходимо предоставить широкую автономию в области продвижения социально-гуманитарного и экономического знания в техническую образовательную среду [2, с. 1274]. Будущему инженеру и врачу в условиях быстро меняющейся жизни без серьёзной гуманитарной подготовки не обойтись. Именно поэтому так настойчиво ведётся речь о том, что гуманитаризация образования вообще, но особенно технического, является приоритетной задачей российской высшей школы. Однако в реальности, на наш взгляд, у тех, кто должен внедрять данную концепцию в практику -университетов, преподавателей - на данный счет нет четкого понимания ее значимости.
Литература:
1. Никифоров А.Л. Философия в системе высшего образования // Вопросы философии. 2007. №6. С. 17-23.
2. Васюхин О.В. Проблемы развития социально-гуманитарного образования в технических вузах современной России // Фундаментальные исследования. 2014. №12-6. С. 1270-1274.
ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO
TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 2/41
3. Хромова Е.Б. Ещё раз о преподавании философии в техническом вузе // Вестник Вятского государственного университета. 2016. №8. С. 25-28.
4. Стукалова О.В., Масалимова А.Р., Шайдуллина А.Р. Методология современного гуманитарного знания как основа высшего образования: специфика и основные принципы//Казанский педагогический журнал. 2018. №2(127). С. 7-12.
5. Каплина С.Е. Теоретические основы формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе изучения гуманитарных дисциплин // Сибирский педагогический журнал. 2008. №8. С. 67-82.
6. Погребняк А.Б. Социально-гуманитарное образование в высшей школе на современном этапе // Наука - образованию, производству, экономике: материалы XX (67) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2-х томах. Витебск: Вит. гос. ун-т, 2015. С. 125-126.
7. Хромова Е.Б. Ещё раз о преподавании философии в техническом вузе // Вестник Вятского государственного университета. 2016. №8. С. 25-28.
Literature:
1. Nikiforov A.L. Philosophy in the system of higher education // Problems of Philosophy. 2007. №6. P. 17-23.
2. Vasyukhin O.V. Problems of the development of social and humanitarian education in technical universities of modern Russia // Basic research. 2014. №12-6. P. 1270-1274.
3. Khromova E.B. Teaching philosophy in a technical university revisited// Bulletin of Vyatka State University. 2016. No. 8. P. 25-28.
4. Stukalova O.V., Masalimova A.R., Shaydullina A.R. Methodology of modern humanitarian knowledge as a basis for higher education: specificity and basic principles // Kazan pedagogical journal. 2018. No. 2 (127). P. 7-12.
5. Kaplina S.E. Theoretical basis for the formation of professional mobility of future engineers in the process of studying humanities // Siberian Pedagogical Journal. 2008. №8. P. 67-82.
6. Pogrebnyak A.B. Socio-humanitarian education in higher education at the present stage // Science for education, production, economics: materials of XX (67) Regional scientific-practical conference of teachers, researchers and post graduate students: in 2 volumes. Vitebsk: Vit. state university Press, 2015. P. 125-126.
7. Khromova E.B. Teaching philosophy in a technical university revisited// Bulletin of Vyatka State University. 2016. No. 8. P. 25-28.