г
Высшее образование
языков
-огофунк-
:транных гованных "~-еашпзГи1 сдований кдничества змических тельных ус-междуна-важ ноги среди зга пер-партнерские ниверсите-студентов, работников, интерна-пя обуче-едований и сом; созда--преподава-еподавания, 1шонсультаций компе-междуна-лостаточный *чи фонда-1ничества с н профес-сставом уни-
нн зарубеж-чески при-Но нельзя не утвержде-тельно того, • -грспектива г.-меры иных тем са-: ^образным ^олее чет-1<ение на
ВАРИАТИВНОСТЬ В РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА СТУДЕНТА К АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
М.С. Митрюхина, соискатель ИПППО РАО, преподаватель английского языка Камского автомеханического техникума (г. Набережные Челны)
Усиление международных контактов перед современной педагогикой ставит задачу формирования всесторонне развитой личности, готовой к активному сотрудничеству с представителями других стран. Приоритетную значимость приобретает владение иностранным языком как средством общения и понимание культуры стран изучаемого языка и народов. Знание иностранного языка становится в современном обществе неотъемлемой частью личной и профессиональной жизни человека.
Как показывает практика, существует много недостатков в системе обучения иностранному языку. Несмотря на все усилия в преподавании иностранного языка в средних специальных учебных заведениях, наши выпускники не готовы к «живому» контакту с иноязычной средой. А ведь в настоящее время умение свободно общаться на иностранном языке приобретает и личностную значимость. Преподаватели часто утверждают, что сначала студенты горят желанием изучать иностранный язык, но уже к концу первого курса обучения, при встрече с первыми трудностями, таких студентов становится меньше, угасает интерес к изучению языка. Возникает противоречие между высокой потребностью в знании иностранного языка в современном обществе и отсутствием у студентов стремления к его изучению. Это противоречие обусловлено рядом причин, одной из которых является стереотипность в работе преподавателя английского языка: в построении урока, в формах организации учебной деятельности студентов на заня-
тии, в применении одних и тех же методов обучения. Таким образом, методические традиции способствуют потере интереса к изучению иностранного языка.
Изучение иностранного языка на неязыковых специальностях связано с предубеждением о невозможности овладения языком при непрофильном обучении и может быть преодолено только при заинтересованности со стороны студентов. Можно сказать, что умение преподавателя сделать свой предмет интересным является одним из важнейших условий успешной познавательной деятельности студентов. Интерес выступает, во-первых, как особый аспект всех сторон обучения, воспитания и развития, усиливающий эффективность педагогических влияний на студентов, обостряющий активность личности, содействующий развитию поисковой творческой деятельности; во-вторых, познавательный интерес -это важнейшее личностное образование, которое служит индикатором общего развития студента.
Деятельностную основу урока составляет активность студентов, которая непосредственно зависит от возникновения интереса к учению. Фактор формирования интереса у студентов к учебному материалу должен быть исходной точкой вариативности работы преподавателя на уроке. Так, для создания условий появления интереса к учению преподавателю необходимо обеспечить разнообразие методов обучения, от активности которых непосредственно зависит интерес студентов; создание проблемных ситуаций, требующих от студентов активной
Высшее образование
поисковой деятельности, и, конечно же, новизна материала, его эмоциональная окраска. Познавательные интересы студентов неоднородны. Они отличаются предметной направленностью и уровнем развития студента. Удовлетворить интересы каждого студента на занятии - задача для преподавателя трудная. Тем не менее создание условий, побуждающих к поиску доказательств и обоснований, к собственным «микрооткрытиям» решит, эту проблему.
Познавательный интерес - это один из важных мотивов учения студентов, и достижение этого мотива — цель работы преподавателя. Как отмечает Г.И. Щукина, познавательный интерес должен стать устойчивой чертой личности учащегося и оказывать сильное влияние на его развитие [1]. Под влиянием познавательного интереса студенты творчески подходят к любому заданию. И если сам преподаватель будет стремиться к «нестандартному» и интересному для студентов уроку, то такое же стремление к «новому» сформируется и в сознании студентов.
Отметим и тот факт, что проблема вариативности в работе преподавателя не всегда была столь актуальной, какой она является в настоящее время. В античной и средневековой педагогике необычное, то есть выходящее за рамки установленных канонов преподавания, было фактически недопустимым, а преподаватели, нарушавшие эти требования, жестоко наказывались. Позднее, когда урок становится основной формой организации обучения, возникает тенденция его совершенствования, повышения его качества и эффективности. Так, в процессе долгих дискуссий и исследований были предложены более эффективные формы организации урока. Все это правомерно и по отношению к урокам иностранного языка, где появляются усовершенствованные методы преподавания. Они способствуют формированию умений свободной коммуникации на иностранном языке, то есть обучение приобретает коммуникативную направленность и включает свободу
творческого поиска студентов. Так, по мнению И.Л. Бим, актуальным дидактическим направлением сегодня является творчески ориентированное обучение -«resourse-band teaching», где одним из факторов формирования интереса к учению является использование творческих заданий [2]. Так, творческий элемент коммуникативно-ориентированного метода позволяет организовать в учебном процессе применение иностранного языка в продуктивной деятельности и включать общение в любую ситуацию.
Помимо методов обучения на вариативность и эффективность урока влияют и применяемые средства обучения. Если раньше книга определяла полностью деятельность педагога, то сегодня в процессе обучения иностранному языку применяют различные мультимедийные средства. По мнению Е.С. Полат, Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, то есть он создает естественную языковую среду [3]. Широкий спектр возможностей предоставляет и применение учебного кино на уроках иностранного языка, где важное место занимают навыки и умения восприятия и понимания иноязычной речи на слух.
Особое внимание необходимо уделить структуре урока, которая также претерпела существенные изменения. На смену шаблонной структуре пришли уроки с игровой основой - уроки-конфе-ренции, викторины и другие, которые резко повысили эффективность обучения иностранному языку, способствуя возникновению у студентов интереса к учебному материалу.
Сам ход урока должен быть продуман таким образом, чтобы интерес студентов поддерживался на протяжении всего занятия. Бедность содержания урока, недостаточные требования, или равнодушное поведение преподавателя по отношению к студентам быстро могут заглушить интерес. Именно от взаимодействия преподавателя и студентов
Высшее образование
№ *
г *
Б
Так, по :ндакти-гзляется чение -ним из к уче-рческих элемент го ме-чебном о языка ключать
: -:а вариа-
ВЛИЯЮТ
ия. Если . тью дея-:роцессе :?именя-.редства. " создает чающих
___ - аутен-
^ ■ общаться с - :оздает ес-5]. Широ-доставляет л уроках ■е место "эиятия и .лух. :мо уде-чже пре-гния. На
I' пришли уро-уроки-конфе-гие. которые ;ть обучения лисиоствуя воз-интереса к
гь;ть проду-нтерес сту-' ^тяжении -.ния уро-или рав-лтеля по ро могут от вза-.. студентов
будет зависеть весь процесс усвоения, знаний. На уроках иностранного языка активно применяются коллективная и групповая формы обучения как наиболее эффективные в процессе устного речевого общения. Для большей результативности эти формы необходимо сочетать на разных этапах вариативного урока.
Поддержанию интереса студентов к изучению иностранного языка могут служить элементы интенсивного обучения языкам. Главным является метод активизации возможностей личности и коллектива. Истоки этого направления лежат в идеях болгарского ученого, д.м.н., Г. Лозанова.
Элементы интенсивного обучения могут решать задачи обучения устным и письменным формам владения языком, опираясь на психологические резервы личности и учебной группы. Особую актуальность при изучении иностранного языка на неязыковых специальностях приобретает управление общением преподавателя со студентами и студентов между собой. Разнообразить послетек-стовые задания можно, включив в эту работу задания, содержащие ответы на вопросы, требующие поискового чтения; работу над лексикой; поиск эквивалентов на русском языке по заданным словосочетаниям; перевод отдельных отрывков текста; работу над грамматическими явлениями письменного текста; работу по реферированию текста.
Такая организация упражнений позволяет не только разнообразить занятие, но и постоянно поддерживать интерес обучаемого. Рекомендуется не переносить невыполненную работу на домашнее задание. Минимальный объем домашних работ должен предполагать, например, выполнение 1-2 заданий из послетексто-вых к одному из взятых на занятии текстов.
Другим очень важным элементом интенсивного обучения иностранным языкам, который должен непременно использоваться на неязыковых специальностях, является контроль знаний в виде
тестирования. Выделяют следующие формы текущего и этапного контроля:
1) контроль знаний лексики. Предлагается перевод на русский язык (или с русского языка) отобранных лексических единиц;
2) контроль знаний грамматики. Предлагается 10 фраз на иностранном языке с пропусками. Надо заполнить пропуски. Все 10 фраз. На одно грамматическое явление. Или же даются на каждую фразу 3 варианта заполнения пропусков, из которых один правильный. Надо выбрать и подчеркнуть один вариант;
3) контроль умений извлекать основную информацию из текста при чтении. Предлагается текст на чтение с предваряющим заданием.
Время ограничивается. Затем студентам предлагается ответить письменно на 5 или 10 вопросов (вопросы даны с вариантами ответов, из которых надо выбрать правильный).
Кроме этого, нами был изучен опыт работы преподавателей иностранного языка ССУЗ г. Набережные Челны. Как показали результаты исследования, большинство преподавателей стремятся к обогащению его содержания. По мнению преподавателей, основной отличительной чертой нестандартного урока является оригинальность структуры урока. Преподавателями выделяются уроки с игровой основой, уроки, имитирующие какое-либо занятие или виды работ, экскурсии, путешествие в прошлое. Кроме этого, они предоставляют студентам возможность самостоятельно выбирать уровень трудности учебного задания и т. д.
Большое значение придается использованию песен, которые благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания способствуют лучшему усвоению языкового материала.
Изучив динамику роста интереса студентов на занятиях иностранного языка, мы пришли к выводу о том, что она отличается большим своеобразием: одним или двумя кульминационными про-
Среднее профессиональное образование: опыт, проблемы
явлениями интереса, обусловленными либо деятельностью по выполнению увлекательного задания, либо новизной учебного материала; ступенчатым нарастанием интереса, связанным с усложнением деятельности; выполнением творческого задания, углублением в проблемную ситуацию; временным ослаблением интереса уже в начале или в середине урока и т.д.
Снижение интереса может быть связано с непродуманной структурой учебного процесса, отсутствием логики в распределении учебного материала и заданий для студентов, которая способствовала бы нарастанию трудностей, ведущих к активизации мыслительных процессов и усилению эмоционального фона учения. Не вызывает у студентов интереса и работа с учебником. Многократное повторение одного и того же, медленный темп освоения, обусловленный языковым барьером и множеством операций, опосредующих интеллектуальный процесс (работа со словарем и т.д.), оставляют мало шансов на формирование «внутреннего интереса» к культурному содержанию учебников.
Из видов самостоятельной домашней работы студентов больше привлекают творческие работы: сочинения, рассказ по иллюстрации, изложения, формулирование нового грамматического правила. Это показатель стремления студентов к деятельности, предоставляющей им свободу
для применения своих творческих способностей.
В заключение можно отметить, что сформированность познавательных интересов студентов зависит от содержания учебного материала, организации урока, используемых преподавателем методов и форм обучения, разнообразия видов состоятельной работы студентов, побуждения их к творческой, исследовательской деятельности, эмоционального фона учения, внедрения достижений психолого-педагогической науки в учебно-воспитательный процесс и, конечно же, от личности учителя. Только увлеченный своей деятельностью преподаватель может быть изобретателен в приемах, заставляющих студентов удивляться, волноваться. Лишь глубинный интерес преподавателя к преподаваемому предмету и результатам своей профессионально-педагогической деятельности способен создать благоприятную эмоционально-познавательную атмосферу совместной работы со студентами.
Литература:
1. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся и учебном процессе.-М„ 1979. - С.'116.
2. Бим Л.М. Методология и методика обучения ИЯ // Иностранные языки в школе. 1995. - № 5. - С.40.
3. Полат Е.С. Интернет// Иностранные языки в школе. 2002.-№1. - С. 14.
УЧАСТИЕ ССУЗ В ИННОВАЦИОННОЙ СЕТИ «НАУКА-ОБРАЗОВАНИЕ-ПРОИЗВОДСТВО»
В.Д. Родионова, зам. директора по НМР Техникума легкой промышленности (г. Москва)
Социально-экономическое развитие нашего государства обуславливает возрастающую роль образования в обществе. Наметился поиск наиболее эффективных путей развития и модернизации образования.
Проблема сочетания профессионально-отраслевого и регионального заказа на подготовку специалистов сегодня актуальна. Поэтому в области профессионального образования одной из основных задач в ближайшие годы является подготов-