Вариативность в работе учителя на уроке как фактор формирования интереса учащихся к изучению иностранного языка
Variation in the teacher's work on the lesson as a factor for forming the interests of students
to learn a foreign language
Телешева Наталья Владимировна
Специалист
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №56» Россия, г. Набережные Челны e-mail: [email protected]
Telesheva Natalia Vladimirovna
Secondary School № 56 Russia, Naberezhnye Chelny e-mail: [email protected]
Аннотация.
Автор статьи обращает внимание проблему вариативности в работе учителя на уроке и его связь с формированием интереса и мотивации учащихся к изучению иностранного языка. В данной работе представлены теоретические составляющие и практические наблюдения в сфере модернизации уроков иностранного языка.
Annotation.
The author pays attention to the problem of variability in the work of teachers at the lessons and its influence on the formation of students' interest and motivation to learn a foreign language. This article presents theoretical components and practical observations in the field of modernization of foreign language lessons.
Ключевые слова: вариативность обучения, модернизация, мотивация, интерес.
Key words: training variability, modernization, motivation, interest.
В период столь стремительного развития общества перед современной педагогикой вновь и вновь встают задачи формирования всесторонне развитой личности, готовой к активному сотрудничеству с представителями других стран. Приоритетную значимость приобретает владение иностранным языком как средством общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов [1, с.3].
Знание иностранных языков в современном обществе становится неотъемлемой частью профессиональной и личной жизни человека, поскольку это открывает дороги во многие сферы мировой культуры и науки.
Но как показывает школьная практика, существует достаточно много слабых мест в системе обучения иностранному языку. Так, несмотря на все усилия учителей, большинство школьников не готовы к «живому» контакту с иноязычной средой. А ведь основная цель обучения иностранного языку заключается в развитии коммуникативной компетенции и в умении применять полученные знания в процессе говорения, письма, чтения и аудирования. Это все приводит к выводу о необходимости модернизации процесса обучения иностранным языкам с целью повышения увлеченности и мотивации школьников.
Зачастую учителя утверждают, что в начальных классах гораздо легче мотивировать учащихся к изучению иностранного языка. Как правило, сначала школьники горят желанием узнавать что -то новое, проявляют интерес в изучении культуры и языка других стран. Но при встрече с первыми трудностями и непониманием увлеченность угасает. Возникает противоречие между высокой потребностью в знании иностранного языка в современном обществе и отсутствием у учащихся увлеченности к его изучению.
Это противоречие обусловлено рядом причин, одной из которых является стереотипность в работе учителя, а именно в применении одних и тех же методов обучения, форм организации учебной деятельности. Привычный для преподавателя ход урока становится скучным для учащихся. Таким образом, методические традиции способствуют потере интереса у школьников к изучению востребованного сегодня иностранного языка.
Деятельностная основа урока как фактор интереса учащихся
Фактор формирования интереса у учащихся к учебному материалу должен быть отправной точкой вариативности работы учителя на уроке. Так, для создания условий возникновения интереса к учению педагогу необходимо приложить все усилия еще на этапе планирования каждого занятия. Прежде всего, следует применять разнообразные методы обучения, от активности которых непосредственно зависит интерес учащихся. В роли подобных форм выступают создание проблемных ситуаций, требующих от учащихся активной поисковой деятельности, новизна преподнесения материала, эмоциональная окраска, творческие задания.
Необходимо помнить, что познавательный интерес - это один из важных мотивов учения школьников и достижение этого мотива и есть цель работы учителя. Как отмечает Г.И. Щукина, познавательный интерес должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать сильное влияние на его развитие [2, с. 116]. Под влиянием познавательного интереса ученики творчески подходят к выполнению любого задания. И если сам учитель будет стремиться к нестандартному и интересному для учащихся уроку, то это же стремление к «новому» сформируется в сознании учеников.
Отметим и тот факт, что проблема вариативности в работе учителя не всегда была столь актуальной, каковой она является в настоящее время. В античной и средневековой педагогике необычное, то есть выходящее за рамки установленных канонов преподавания, было фактически недопустимым. Учителя, нарушавшие общепринятые правила строго наказывались. Позднее, когда урок стал основной формой организации обучения, возникала тенденция его совершенствования, изменения в целях повышения его качества и эффективности.
Так, в процессе долгих дискуссий и исследований были предложены более эффективные формы организации урока. Все это правомерно и по отношению к урокам иностранного языка, где появляются усовершенствованные методы преподавания. Прежде всего, они направлены на формирование умений коммуникации на иностранном языке. То есть обучение приобретает коммуникативную окраску и включает свободу творческого поиска учащихся.
Так, по мнению И.Л. Бим, актуальным дидактическим направлением сегодня является творчески ориентированное обучение - «resource - band teaching» [3, с.40].
В данном подходе большая часть заданий имеет творческую окраску. Именно креативный элемент коммуникативно-ориентированного метода позволяет организовать в учебном процессе применение иностранного языка в продуктивной деятельности и включать общение в любую ситуацию.
Средства обучения как элемент вариативности урока
Еще несколько лет назад основная деятельность учащихся на уроке подкреплялась только использованием учебного пособия. Сегодня в процессе обучения иностранному языку применяются возможные мультимедийные средства, позволяющие повысить интерес и мотивацию учащихся. По мнению Е.С. Полат, Интернет технологии создают уникальную возможность для обучающихся пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, то есть создавать естественную иностранную среду [4, 14].
Широкий спектр возможностей предоставляет и применение учебного кино на уроках иностранного языка, где важное место занимают навыки и умения восприятия и понимания иноязычной речи на слух. Фильмы
об истории и культуре стран изучаемого языка помогают школьникам визуально познакомиться с реалиями и традициями других стран, что, несомненно, подпитывает их интерес к новому и неизвестному.
Большое количество современных компьютерных программ позволяют учащимся участвовать в различных викторинах и играх на иностранном языке. Желание проверить свои знания, победить в конкурсе, выйти на новый уровень познавательной игры мотивирует ребят на активное пополнение словарного запаса и активное использование своих знаний иностранного языка.
Рассматривая тенденции совершенствования урока иностранного языка, особое внимание необходимо уделить структуре урока, которая также претерпела существенные изменения. На смену шаблонной структуре, имеющей ряд недостатков, пришли уроки с игровой основой. Это уроки-конференции, викторины, лингвистические КВН, уроки-путешествия и другие. Они помогают повысить эффективность обучения иностранному языку, именно благодаря возникновению интереса у учащихся к учебному материалу. Коллективная и групповая формы общения в процессе подобных уроков помогают естественно и результативно включить ребят в обсуждение на иностранном языке. Сам ходу урока должен быть продуман таким образом, чтобы интерес учащихся поддерживался на протяжении всего занятия. Таким образом, возник вопрос, насколько эффективно учителя-предметники применяют вариативность в работе на своих уроках.
В ходе нашей научно-исследовательской работы был проведен опрос-беседа среди учителей иностранного языка на базе средней общеобразовательной школы № 56 г. Набережные Челны. В анкетировании приняли участие 9 педагогов. В результате исследования 3 человек, т.е. 30% опрошенных преподавателей, сохраняют верность традициям обычного урока и не видят зависимость эффективности обучения от вариативности занятий. Среди тех учителей, которые стремятся и применяют различные формы и методы обучения с целью повышения интереса учащихся к предмету, была выделена, прежде всего, оригинальность структуры урока. По результатам опроса к этой группе было отнесено 6 учителей, т.е. 70% от общего количества респондентов.
Основываясь на своем опыте, опрошенные учителя подтверждали, что именно нестандартные уроки формируют интерес учащихся к изучению материала. Однако, при подготовке и проведении нетрадиционных форм занятий учителя, как правило, сталкиваются с некоторыми трудностями. Во-первых, это нехватка времени. Во-вторых, недостаток грамотной методической литературы и четких инструкций. В -третьих, зачастую недостаточный уровень владения иностранным языком самих учеников. Все эти трудности отрицательно влияют на стремление учителей использовать вариативный подход в процессе подготовки к занятию.
Учитывая актуальность данной проблемы, мы считаем целесообразным:
- усилить теоретическую подготовку учителей в сфере творческой деятельности в процессе преподавания иностранных языков;
- формировать потребность и мотивировать самих преподавателей на совершенствование содержание современного урока и методики его проведения;
- материально обеспечить школы и кабинеты современными средствами обучения и новейшими учебно -методическими комплексами;
- активнее внедрять в деятельность учителей новаторский педагогический опыт коллег.
На наш взгляд, в настоящее время существуют все предпосылки для модернизации современного урока с целью повышения эффективности учебного процесса и усиления интереса школьников к изучению иностранных языков. Важно понимать, что отдельный учитель не может кардинально изменить весь процесс обучения. Однако необходимо отметить, что педагог, прежде всего, должен начать с усовершенствования собственной деятельности. Изменение отношения учителя к своему делу, повышение его личной компетенции и
мотивации в процессе преподавания обязательно положительно отразятся на увеличении заинтересованности учащихся в получении новых знаний.
Конечно, эффективным будет комплексный подход в решении данной задачи. Необходимо объединить усилия государства и школы в решении вопроса повышения мотивации учащихся к обучению иностранного языка. Компенсационные выплаты и письма благодарности педагогам будут выступать в роли дополнительной стимуляции учителей в процессе разработки нестандартных уроков и применении современных форм и методик обучения иностранным языкам.
Список используемой литературы:
1. В Министерстве образования РФ. Концепция образования по иностранным языкам в 12-летней школе // Иностранные языки в школе. - 2000. - №4. - С.3
2. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - 1979. - С.116
3. Бим Л.М. Методология и методика обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. -1995. - № 5. - С.40
4. Полат Е.С. Интернет // Иностранные языки в школе. - 2002. - №1. - С.14