Научная статья на тему 'ВАРИАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВАРИАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданское воспитание / вариативная модель / студенты / эффективность / проект / civic education / variable model / students / efficiency / project

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О Ю. Муллер

В статье рассматриваются особенности вариативной модели гражданского воспитания в системе высшего образования, анализируется ее структура и подходы к гражданскому воспитанию студентов. Актуальность исследуемой проблемы связана с важной задачей системы высшего образования – повышением уровня гражданского сознания обучающихся, развитием у них гражданских и социальных компетенций. Цель: определение эффективности применения вариативной модели процесса гражданского воспитания в системе высшего образования. Методы исследования: литературный обзор, обобщение, анализ, сравнение, тестирование, педагогический эксперимент, анализ проектной деятельности студентов. Опытно-экспериментальная проверка проводилась в Сургутском государственном университете в рамках изучения дисциплины «Основы проектной деятельности». Проведенный эксперимент свидетельствует об эффективности применения вариативной модели процесса гражданского воспитания в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О Ю. Муллер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIATIVE MODEL OF CIVIC EDUCATION IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

The article discusses features of a variable model of civic education in the system of higher education, analyzes its structure and approaches to the civic education of students. The relevance of the problem under study is related to the important task of the higher education system – increasing the level of civic consciousness of students, developing their civic and social competencies. The task of the research is to determine the effectiveness of the application of a variable model of the process of civic education in the system of higher education. The research methods include literary review, generalization, analysis, comparison, testing, pedagogical experiment, analysis of studentsproject activities. The conducted experiment testifies to the effectiveness of the application of the variable model of the process of civic education in the system of higher education.

Текст научной работы на тему «ВАРИАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.1

Muller O.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: muller_ou@surgu.ru

VARIATIVE MODEL OF CIVIC EDUCATION IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION. The article discusses features of a variable model of civic education in the system of higher education, analyzes its structure and approaches to the civic education of students. The relevance of the problem under study is related to the important task of the higher education system - increasing the level of civic consciousness of students, developing their civic and social competencies. The task of the research is to determine the effectiveness of the application of a variable model of the process of civic education in the system of higher education. The research methods include literary review, generalization, analysis, comparison, testing, pedagogical experiment, analysis of students' project activities. The conducted experiment testifies to the effectiveness of the application of the variable model of the process of civic education in the system of higher education.

Key words: civic education, variable model, students, efficiency, project

О.Ю. Муллер, канд. пед. наук, доц., Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: muller_ou@surgu.ru

ВАРИАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются особенности вариативной модели гражданского воспитания в системе высшего образования, анализируется ее структура и подходы к гражданскому воспитанию студентов. Актуальность исследуемой проблемы связана с важной задачей системы высшего образования - повышением уровня гражданского сознания обучающихся, развитием у них гражданских и социальных компетенций. Цель: определение эффективности применения вариативной модели процесса гражданского воспитания в системе высшего образования. Методы исследования: литературный обзор, обобщение, анализ, сравнение, тестирование, педагогический эксперимент, анализ проектной деятельности студентов. Опытно-экспериментальная проверка проводилась в Сургутском государственном университете в рамках изучения дисциплины «Основы проектной деятельности». Проведенный эксперимент свидетельствует об эффективности применения вариативной модели процесса гражданского воспитания в системе высшего образования.

Ключевые слова: гражданское воспитание, вариативная модель, студенты, эффективность, проект

В современном обществе актуальность проблемы гражданского воспитания определяется разрушением традиционных ценностей, а также обострением общественных противоречий в обществе. Исследователями разработано и предложено множество моделей в направлении гражданственности, определяющих личность и непосредственно влияющих на ее формирование и развитие. Вопросами гражданского воспитания занимались такие авторы, как Л.И. Ников-ская, И.В. Албутова, М.С. Сидорина и др. Практика применения в педагогической деятельности вариативной модели процесса гражданского воспитания изучена недостаточно, поэтому анализ степени разработанности проблемы исследования показал важность изучения такой модели в системе высшего образования.

Исходя из вышеизложенного, цель исследования - определение эффективности применения вариативной модели процесса гражданского воспитания в системе высшего образования.

Поставленной цели соответствуют задачи:

- проанализировать концепции вариативной модели в педагогической деятельности;

- рассмотреть исследования о различных подходах в направлении гражданского воспитания;

- провести экспериментальную работу по определению эффективности вариативной модели процесса гражданского воспитания в системе высшего образования.

Методологическим основанием исследования являются идеи культурологического, антропологического, холистического и синергетического подходов, направленных на формирование гражданского воспитания личности. Методы исследования, использовавшиеся при написании настоящей статьи , виючатт литературный обзор, обобщение, анализ, сравнение, тестирование, педагогический эксперимент, анализ проектной деятельности студентов.

Научная новизна исследования состоит в разработке вар ативной модели процесса гражданского воспитания в системе высшего образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что егоре-зультаты обогащают теорию и методику профессионального образования в области формирования гражданской компетентности в условиях проектной деятельности; дополняют и систематизируют представюетия о научногсподходтх и понятии вариативной модели гражданского воспитания.

Практическая значимость исследования состоит в том, что проведет исследование потенциальной эффективности вариативной модели, которое показало ее определенные преимущества.

Концепция вариативности в контексте политики означает допущение многообразия по политическим взглядам и идеологиям, в религиозной сфере -многообразие религий, в культурном направлении - мннгообразаекунхтра.в обществе - множество непохожих личностей, в экономической деятельности -непохожесть рыночных субъектов, определяющая неьУхоеимнсоь коокереьеит.

Вариативный подход в педагогике предполагает использование разнообразия содержания образования и форм организации образовательного процесса [1]. Многообразие методов обеспечивает целостносиоигарманичноинь похоа-вательного процесса, формирование как специальных навыков и умений, так и мировоззренческих основ, соответствующих постне клосетчиткоНкнетиуемиоа. По мнению автора, в постсоветской педагогике вариативность представляет собой замену господствовавшей ранее единой системе установок о человеке, допускавшей лишь «единообразие». В условиях, когда едтеы^одао0 к обуоеьом

уже невозможен и не отвечает современным реалиям, применение вариативного подхода предоставляет возможность для обучения по принципу гибкости, индивидуализации, интегративности, структурированности (рис. 1).

Рис. 1. Концепция вариативной модели в педагогической деятельности

В нточаоймиборотере остреуаютоя инслтдрвхаиерьеюеныхподноуоор направлении гражданского воспитания.

В рамках культурологического подхода идея разнообразия культур является центральной для воспитания личности гражданина. Автор Л.В. Алиева выделяет в качестве интегрированного показателя деятельности педагога творчество [2].Вдатоом снучае ткорнестая дьяпельаьсьу насоматюимаптся в киуесево ценностно-целевой основы позиции педагога; содержания образовательной деятельности; качественных показателей личной результативности и социально-об-щееовхономульау^логипес кой значимости. Достижение высоких качественных показателей социально-общественной, культурологической значимости резуль-тотоо воунодаеинп-рцеоса граждантктго всcпптаоия,тро\помилa. и еолуо ется основной целью деятельности педагога при культурологическом подходе. ь таoомтиаeпкоуаoеl<изьония дажтжито.атокультурооогоческая парадушнб большей степени ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры, в данном случае - патриотических ценностей.

Bрaлкрxмнтм0Гl0У0гитecк0гнУ0дxрдь паоленс гp-одмнокбгрвеcньоaбоя предусматривает создание условий для становления субъектной позиции его 0чонтуюког[У].И одeььеaмоыфитнpоьcyбъектеpньи,быдалнтнтlоуxодe асн следований Института психологии РАН: уникальность, свобода выбора и ответственность за него, сознательность [4]. При этом учитываются такие сущностные харькрeснотхкттyаoeкта, кпк cмиоpбтpcнуюзюрнеть оксыпaюыуЮ|TPЙьовитeль-ность и себя в отношении к ней и реализация принципа развития.

Ууождaюмкбeрpькlгтaмиeрpидмуноlопpоxpдe DУюpaнтcтое идео собь ектности, характеризующуюся формами активности - проявление инициативы и ответственности [5]. Данная идея определяется рефлексивным способом су-щeмтнpвaниь.емaдкемеpнул0бнeмpцндшин0етмы0нуйк pбъокамвтуйоeрльг

ности, что отражается в преобладании самоопределения над обстоятельствами. С учетом такого фактора возможно определить следующий практический смысл антропологического подхода в гражданском воспитании: развитие субъектной позиции и личной ответственности. При практическом применении требуется совместное проектирование образовательной среды и личностно ориентированной парадигмы [3]. Последнее предполагает возможность использования деятель-ностных, дискуссионных, психологических, проблемно-поисковых, рефлексивных и игровых технологий, все из которых согласуются с концепцией вариативной модели при антропологическом подходе к гражданскому воспитанию [6].

Холистический подход проектирует содержание гражданского воспитания вокруг идеи о том, что человек - абсолютная ценность, который обладает свободой выбора содержания образования (гражданского воспитания). На практике это предполагает выбор обучающимся образовательной траектории. С теоретической точки зрения данный подход опирается на идею интеграции обучения и воспитания и в целом на принципы вариативности (сочетание гибкости, интуиции, образного мышления и др.).

Синергетический подход опирается на теорию фракталов, т.е. человек является открытой системой, способной к саморегуляции и самоорганизации. Данное утверждение означает:

- согласование условий функционирования подсистем, входящих в воспитательную систему (в пространстве и во времени);

- выделение ведущего звена в процессе гражданского воспитания;

- внешние управляющие воздействия на систему должны быть конгениальны внутренним автоколебаниям системы [7].

Иными словами, синергетический подход в рамках вариативной модели рассматривается как система педагогического образования и современного общества в качестве коэволюционирующих и взаимосвязанных систем, например, интеграция с различными интерактивными педагогическими методами [8].

Таким образом, рассмотренные подходы являются достаточно гибкими, что обеспечивает их совместимость с концепцией вариативной модели гражданского воспитания в системе высшего образования. Данные подходы к гражданскому воспитанию в проведенном исследовании объединены в рамках вариативной модели процесса гражданского воспитания в системе высшего образования.

Опытно-экспериментальная работа нашего исследования заключается в определении эффективности вариативной модели процесса гражданского воспитания в системе высшего образования. В проведенном эксперименте студенты 1-2 курсов педагогического направления в рамках изучения дисциплины «Основы проектной деятельности» были распределены на две группы по 14 человек в каждой (контрольная и экспериментальная). Первая группа готовила проект по гражданскому воспитанию по классической модели в рамках изучаемого предмета, что предполагало представление результатов проектной деятельности по определенной структуре - выбор методов генерации идей, определение этапов проектной деятельности, подготовка презентации и защита проекта. Второй группе была предоставлена преподавателем возможность выбора студентами рассмотренных выше подходов.

Экспериментальная группа в рамках антропологического и культурологического подходов разработала проект «Школа гражданского просвещения», ориентированный на решение ряда важных задач в становлении жизненной гражданской позиции подрастающего поколения, среди которых выделим следующие: создать организационно-педагогические условия обеспечения эффективное™ процесса гражданского самоопределения и самореализации личности обуч аю-

Библиографический список

щегося в непрерывной системе образования; выстроить систему мероприятий (онлайн-лекции, конференции, мастер-классы, круглые столы, социальные практики и др.), направленных на популяризацию достижений отечественной науки и российских ученых, способствующих развитию гражданского общества и повышению качества и уровня его жизни. Проект рассчитан на участие в нем педагогов, студентов и школьников из трех регионов Российской Федерации (г. Сургут, г. Донецк, г. Самара) с целью развития стратегии организации целенаправленного взаимодействия молодежи с окружающей социальной средой в условиях гражданского общества. При реализации проекта педагоги и студенты - будущие педагоги в роли наставников должны обладать способностью мыслить нестандартно и глубоко, навыками сотрудничества и социального и культурного интеллекта, умением работать с современными средствами массовой информации.

Итоги эксперимента оценены в итоговом тестировании, включавшем в себя 15 вопросов теоретического и практического характеров, ответы на которые позволяют оценить уровень сформированности гражданской компетентности. Его езультаты, оцененные по 5-балльной шкале, отражены на рис. 2.

3,8 3,6

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 14

группа 2 группа

Рис. 2. Результаты тестирования (в баллах)

Средний баллпоатогампестнровапияпервойгреппысоставил 4,51, увто-ройгруппы- 4,64.Резуаьтатыпвторой группы овазалисьвыше результатоввер-вой группы иа2,88%,

Вариативная модель гражданского воспитания позволяет объединить в себе множество подходов (культурологический, антропологический, холистиче-сопр, триоооеаический п др.). П уууктупортордеявульноати данноертанвобразие предоставляет свободу участникам образовательного процесса, позволяет вы-бвагь вуибвлее эффepвппиыУв парадем конкреуномслурве пoдxУб,Ута дрпает вариативную модель достаточно гибкой. Проведенный эксперимент свидетель--;р^^в-б рр эрфиптивнсстипри|рвйбнип вириатирпбрмодерр ароцессафождан-ского росиптаивя в тпpруно высшого оР-азруан ив.

1. Синицина И.А. Вариативность как системообразующий концепт постнеклассической образовательной парадигмы. Современные проблемы науки и образования. 2017; № 3: 93.

2. Алиева Л.В. Культурологический подход к воспитанию - ценностная основа и перспектива развития учреждений дополнительного образования детей в системе образования. Педагогическое искусство. 2017; 1: 95-104.

3. Малкова И.Ю., Фахретдинова А.П. Основные подходы к содержанию и организации гражданского образования и воспитания. Сибирский педагогический журнал. 2017; № 4: 32-39.

4. Субъект, личность и психология человеческого бытия: монография. Москва: Институт психологии РАН, 2005.

5. Никовская Л.И. Гражданское общество и гражданское сознание (ценностно-мотивационныйаспект). Вестник Института социологии. 2015; № 12: 140-155.

6. Вербах Л.С., Иванникова В.В., Кузнецова А.Я. Личностно-ориентированная парадигма в системе высшего образования. Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. Ульяновск: Зебра, 2022; Ч. 2.

7. Масленникова В.Ш., Сутугин Н.Н. Синергетический подход к воспитанию. Казанский педагогический журнал. 2007; № 4: 95-98.

8. Гущин А.В., Филатова О.Н. Синергетическая методология как модулятор перспективной системы педагогического образования. Фундаментальные исследования. 2013; Ч. 5, № 8: 1187-1192.

References

1. Sinicina I.A. Variativnost' kak sistemoobrazuyuschij koncept postneklassicheskoj obrazovatel'noj paradigmy. Sovremennyeproblemynaukiiobrazovaniya. 2017; № 3: 93.

2. Alieva L.V. Kul'turologicheskij podhod k vospitaniyu - cennostnaya osnova i perspektiva razvitiya uchrezhdenij dopoinitel'nogo obrazovaniya detej v sisteme obrazovaniya. Pedagogicheskoe iskusstvo. 2017; 1: 95-104.

3. Malkova I.Yu., Fahretdinova A.P. Osnovnye podhody k soderzhaniyu i organizacii grazhdanskogo obrazovaniya i vospitaniya. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2017; № 4: 32-39.

4. Sub'ekt lichnost'ipsihologiya chelovecheskogo bytiya: monografiya. Moskva: Institut psihologii RAN, 2005.

5. Nikovskaya L.I. Grazhdanskoe obschestvo i grazhdanskoe soznanie (cennostno-motivacionnyj aspekt). Vestnik Instituta sociologii. 2015; № 12: 140-155.

6. Verbah L.S., Ivannikova V.V., Kuznecova A.Ya. Lichnostno-orientirovannaya paradigma v sisteme vysshego obrazovaniya. Aktual'nye problemy sovremennogo obrazovaniya: opyt i innovacii: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s distancionnym i mezhdunarodnym uchastiem. Ul'yanovsk: Zebra, 2022; Ch. 2.

7. Maslennikova V.Sh., Sutugin N.N. Sinergeticheskij podhod k vospitaniyu. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2007; № 4: 95-98.

8. Guschin A.V., Filatova O.N. Sinergeticheskaya metodologiya kak modulyator perspektivnoj sistemy pedagogicheskogo obrazovaniya. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; Ch. 5, № 8: 1187-1192.

Статья поступила в редакцию 24.04.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.