136 _и.В. Чуркииа_
западных славян, у которых были ослаблены кирилло-мефодиевские традиции, - все они потеряли независимость8. Россия сумела добиться огромных успехов потому, что «вера имеет в России национальную церковь, и вера и национальность у русского народа соединены в единое целое» .
Хотя в статьях, помещенных в в «Слованском свете», нигде прямо не говорится, что национальной церковью славян должна стать православная церковь, но из приведенных высказываний можно сделать вывод, что именно православную церковь Подгорник и его соратники считали истинной ки-рилло-мефодиевской церковью, способной стать общеславянской национальной церковью. Это подтверждает и письмо М.М. Хостника к русскому ученому И.С. Пальмову, исследовавшему историю православной церкви. «Всегда меня одушевляла только одна идея: идея православного дворянства, - писал Хостник 7 сентября 1896 г., - и как ни маскирует эту идею «Slovanski svet», ее можно читать везде между строк»10.
Свой вариант национальной славянской церкви предлагал хорватский епископ Штросмайер, являвшийся главным идеологом по этому вопросу в хорватских землях. Еще до революции 1848-1849 гг. он агитировал за объединение католической и православной церквей. Став дьяковским епископом Штросмайер прилагал определенные усилия для распространения католического вероисповедания в Боснии и Герцеговине, поскольку почти одновременно он получил от папы звание епископа Боснии. Одновременно Штросмайер стремился добиться звания католического епископа в Княжестве Сербия, чему воспротивилось сербское правительство.
Еще со времен революции Штросмайер симпатизировал России. Эта симпатия особенно усилилась после установления в Австрийской монархии дуализма. В 1868 г. по инициативе Штросмайера произошла его тайная встреча с русским консулом в Белграде Н.П. Шишкиным. Эту встречу Шишкин подробно описал в своем донесении министру иностранных дел России князю A.M. Горчакову. Штросмайер сообщил русскому консулу о тяжелом положении хорватских патриотов после введения дуализма: их изгоняют с государственной службы, при малейших недоимках при уплате налогов их имущество продают за бесценок, преследуют их газеты. Штросмайер просил русское правительство оказать денежную помощь хорватским патриотам, поддержать хорватские газеты. В случае оказания помощи хорватам Штросмайер обещал: «Я обязуюсь именем народа, подарившего меня своим полным доверием,, быть всегда послушным орудием воли и приказаний России, без совета ее не делать ни единого шага, не предпринимать ничего ... Сверх того я обязуюсь быть орудием интересов России в здешнем крае, извещать обо всем, что будет замышлять Австрия с Венгрией против ее единоплеменников и против нее»11. И подобное отношение к России не было случайным эпизодом. Спустя 20 лет епископ тепло поздравил ректора Киевского университета и через него всю российскую общественность с 900-летием принятия русскими христианства. В его приветствии, в частности, говорилось: «Бог да благословит Россию, да позволит ей живой верой, образцовою жизнью и христианским героизмом при всех прочих своих задачах исполнить и ту величественную мировую задачу,