Научная статья на тему 'Варианты создания национальной церкви у южных славян католического вероисповедания и русские славянофилы'

Варианты создания национальной церкви у южных славян католического вероисповедания и русские славянофилы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
47
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Славянская национальная церковь / либеральные католики / попытка объединения католической и православной церквей / славянофилы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Variants of establishing a national church among the Southern Slavs of Catholic denomination and the stance Russian Slavophiles

In the first half of the nineteenth century, nationally-conscious circles of the Southern Slavs of Catholic denomination, to which Slovenians and Croats belonged, were discussing the idea of a national church. The principle feature of this church should be the liturgy in Slavic languages. Liberal Catholics were among the main supporters of this idea. In the territories settled by Slovenians, the majority of the adherents of the Slavic national church believed that it should be subordinated to the Pope. Rusophiles grouping around the newspaper «Slovanski svet», on the contrary, presumed that the church should be independent from Rome. Among the Croats, the main supporter of the Slavic national church was Bishop Josip Juraj Strossmayer, who advocated the unification of the Catholic and Orthodox Churches under the aegis of the Pope. Russian Slavophiles in their turn viewed the Slavic national church as a possible rival for the Orthodox Church in the region.

Текст научной работы на тему «Варианты создания национальной церкви у южных славян католического вероисповедания и русские славянофилы»

136 _и.В. Чуркииа_

западных славян, у которых были ослаблены кирилло-мефодиевские традиции, - все они потеряли независимость8. Россия сумела добиться огромных успехов потому, что «вера имеет в России национальную церковь, и вера и национальность у русского народа соединены в единое целое» .

Хотя в статьях, помещенных в в «Слованском свете», нигде прямо не говорится, что национальной церковью славян должна стать православная церковь, но из приведенных высказываний можно сделать вывод, что именно православную церковь Подгорник и его соратники считали истинной ки-рилло-мефодиевской церковью, способной стать общеславянской национальной церковью. Это подтверждает и письмо М.М. Хостника к русскому ученому И.С. Пальмову, исследовавшему историю православной церкви. «Всегда меня одушевляла только одна идея: идея православного дворянства, - писал Хостник 7 сентября 1896 г., - и как ни маскирует эту идею «Slovanski svet», ее можно читать везде между строк»10.

Свой вариант национальной славянской церкви предлагал хорватский епископ Штросмайер, являвшийся главным идеологом по этому вопросу в хорватских землях. Еще до революции 1848-1849 гг. он агитировал за объединение католической и православной церквей. Став дьяковским епископом Штросмайер прилагал определенные усилия для распространения католического вероисповедания в Боснии и Герцеговине, поскольку почти одновременно он получил от папы звание епископа Боснии. Одновременно Штросмайер стремился добиться звания католического епископа в Княжестве Сербия, чему воспротивилось сербское правительство.

Еще со времен революции Штросмайер симпатизировал России. Эта симпатия особенно усилилась после установления в Австрийской монархии дуализма. В 1868 г. по инициативе Штросмайера произошла его тайная встреча с русским консулом в Белграде Н.П. Шишкиным. Эту встречу Шишкин подробно описал в своем донесении министру иностранных дел России князю A.M. Горчакову. Штросмайер сообщил русскому консулу о тяжелом положении хорватских патриотов после введения дуализма: их изгоняют с государственной службы, при малейших недоимках при уплате налогов их имущество продают за бесценок, преследуют их газеты. Штросмайер просил русское правительство оказать денежную помощь хорватским патриотам, поддержать хорватские газеты. В случае оказания помощи хорватам Штросмайер обещал: «Я обязуюсь именем народа, подарившего меня своим полным доверием,, быть всегда послушным орудием воли и приказаний России, без совета ее не делать ни единого шага, не предпринимать ничего ... Сверх того я обязуюсь быть орудием интересов России в здешнем крае, извещать обо всем, что будет замышлять Австрия с Венгрией против ее единоплеменников и против нее»11. И подобное отношение к России не было случайным эпизодом. Спустя 20 лет епископ тепло поздравил ректора Киевского университета и через него всю российскую общественность с 900-летием принятия русскими христианства. В его приветствии, в частности, говорилось: «Бог да благословит Россию, да позволит ей живой верой, образцовою жизнью и христианским героизмом при всех прочих своих задачах исполнить и ту величественную мировую задачу,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.