Научная статья на тему 'Варианты решения задачи идентификации пространственных данных в системе объектов недвижимости'

Варианты решения задачи идентификации пространственных данных в системе объектов недвижимости Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
177
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Главатских Л. Ю., Ильиных А. Л.

В статье рассматриваются проблемы решения задачи интеграции и совместимости использования пространственных данных, полученных из различных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Главатских Л. Ю., Ильиных А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM SOLUTION VARIANTS CONCERNING SPATIAL DATA IDENTIFICATION IN REAL-PROPERTY OBJECTS SYSTEM

The problem of integration and compatibility of the spatial data collected from different sources is considered.

Текст научной работы на тему «Варианты решения задачи идентификации пространственных данных в системе объектов недвижимости»

УДК 528.44

Л.Ю. Главатских, А.Л. Ильиных СГГ А, Новосибирск

ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ В СИСТЕМЕ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ

В статье рассматриваются проблемы решения задачи интеграции и совместимости использования пространственных данных, полученных из различных источников.

L.Yu. Glavatskikh, A.L. Ilyinykh

Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)

10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation

PROBLEM SOLUTION VARIANTS CONCERNING SPATIAL DATA IDENTIFICATION IN REAL-PROPERTY OBJECTS SYSTEM

The problem of integration and compatibility of the spatial data collected from different sources is considered.

В прогрессивном мировом сообществе создание национальной инфраструктуры пространственных данных берет свое начало с середины 90х годов прошлого века.

За это время определились проверенные практикой правила, процедуры и механизмы устройства национальной инфраструктуры пространственных данных как информационно-телекоммуникационной системы. Одна из главных целей такой инфраструктуры - обеспечение свободного доступа граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления к национальным ресурсам пространственных данных, что обеспечивается в том числе и через глобальную сеть Интернет.

Существующие в настоящее время системы идентификации пространственных объектов по их адресному описанию, в том числе реестры, кадастры, регистры, ведение которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти, не позволяют обеспечить интеграцию и совместное использование пространственных данных, полученных из различных источников. Результатом этого стало отсутствие в Российской Федерации единой системы идентификации пространственных объектов, что препятствует использованию пространственных данных как универсального элемента связи различных баз данных и делает невозможным построение единого информационного пространства страны [1].

В настоящее время в нашей стране большое количество цифровых пространственных данных изготавливается дважды, трижды и даже четырежды и вместе с тем страдает низкой степенью актуальности и достоверности. Даже создаваемые государственные информационные ресурсы - государственный кадастр недвижимости, государственный водный кадастр, государственный лесной кадастр и другие, - не согласованы по

использованию единой картографической основы, единой системе базовых классификаторов и построению сопрягаемых структур данных.

Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, и объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях [2].

В России планировалось создание Межведомственной рабочей группы по подготовке предложений о включении в Федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002 2010 годы)» мероприятий по созданию геоинформационной системы для органов государственной власти и подготовке концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации. В рабочую группу были включены представители Роскартографии, ФАПСИ, Минсвязи России, Минпромнауки России, РАСУ, Росавиакосмоса, Минобороны России, Минэкономразвития России, РАН и ГИС-Ассоциации [3].

В последние годы уполномоченными специалистами разработана Концепция развития инфраструктуры пространственных данных (РИПД) [1].

Новый комплексный подход к инфраструктуре пространственных данных реализован в проекте концепции формирования инфраструктуры пространственных данных как элемента общегосударственных информационных ресурсов.

Концепция предусматривает переход к полностью цифровым технологиям получения и использования пространственных данных. Согласно Концепции в стране должна быть создана иерархическая территориально-распределенная система сбора, обработки, хранения и предоставления базовых пространственных данных и метаданных, включающая в свой состав подсистемы уровней государственной власти и местного самоуправления и предоставляющая пользователям удаленный доступ к цифровым базам пространственных данных и метаданным.

Задачами ближайшего будущего является создание организационной структуры РИПД и массивов базовых пространственных данных и метаданных.

Концепция соответствует международным тенденциям развития геоинформатики и позволяет существенно нарастить объемы производства пространственных данных в стране за счет четко определенных зон ответственности государства и бизнеса: государство и муниципальная власть несет ответственность за ведение и предоставление базовых данных и метаданных, бизнес за производство всех типов пространственных данных. Базовые пространственные данные и метаданные являются несекретными и широко доступными.

В настоящее время в существующих нормативных документах недостаточно полно отражен вопрос стандартизации трехмерных пространственных данных. При этом использование трехмерных данных в хозяйственной деятельности становиться все более актуальным.

Ведущие мировые производители географических информационных систем и баз данных рассматривают трехмерные данные не только как один из способов представления существующих типов, но и как новый тип пространственных данных и создают специальные форматы для их хранения. В связи с этим, наряду с вопросами стандартизации традиционных типов данных представляется целесообразным рассмотреть и трехмерные данные.

Инфраструктуру пространственных данных Российской Федерации образовывает совокупность следующих взаимосвязанных компонентов[1]:

- Информационные ресурсы, включающие базовые пространственные данные и метаданные;

- Организационная структура;

- Нормативно-правовое обеспечение;

- Технологии и технические средства.

- Основными проблемами, затрудняющими использование пространственных данных, являются также [1]:

- Отставание законодательства российской федерации в области геодезии и картографии, лицензирования видов деятельности, авторского права, информационных технологий от современных требований, предъявляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами к содержанию, качеству и уровню доступности пространственных данных;

- Наличие ограничений на распространение пространственных данных;

- Потеря актуальности материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации.

Инфраструктура пространственных данных (ИПД) государственного кадастра объектов недвижимости отражает информацию о протекающих во времени и пространстве процессах для установления связен между объектами, процессами, явлениями и о наличии и местоположении объектов недвижимости.

Основными этапами работ по созданию базы пространственных данных на территорию Новосибирского района НСО были [4]:

а) Получение картографического материала;

б) Сканирование;

в) Векторизация;

г) Заполнение семантической информации по пространственным объектам;

д) Формирование базовых пространственных данных для следующих групп объектов:

- Водные объекты;

- Автомобильные дороги;

- Железные дороги;

- Территории и границы лесных кварталов;

- Территории и границы муниципальных образований;

- Территории и границы объектов кадастрового деления территории

РФ.

В содержание формирования баз данных по пространственным объектам входят цифровые описания:

- Идентификатора БПО - идентификатор является уникальной характеристикой БПО, используемой для фиксации связи координатных и адресных данных объектов, для ссылок между пространственными данными о разных пространственных объектах, контроля взаимного их соответствия и обеспечения непротиворечивости пространственных данных;

- Координатных данных БПО - координатные данные БПО должны фиксировать его местоположение в принятой системе координат в виде последовательности наборов координат точек, описывающих данный БПО;

- Адресных данных БПО;

- Пространственных отношений БПО[4].

В структуру пространственных данных входят следующие информационные группы:

1) Цифровая топографическая основа;

2) Снимки, ортофотопланы, создаваемые по материалам актуальной космической съемки высокого разрешения или аэросъемки;

3) Кадастровая информация, включающая границы кадастрового деления и земельных участков;

4) Тематическая картографическая информация [5].

Факторами, определяющими необходимость создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, являются [1]:

- Увеличение числа задач, требующих использования пространственных данных, созданных и хранящихся в цифровых форматах;

- Распространение геоинформационных технологий как средства эффективного использования пространственных данных;

- Развитие информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети интернет;

- Рост потребности в создании условий для оперативного доступа к пространственным данным;

- Интенсивное развитие инфраструктуры пространственных данных в зарубежных странах.

1. Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. [Текст]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. №1157-р. // Кадастровый вестник.- 2007. - № 2.- С. 45-50

2. Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ.

3. Официальный сайт ГИС- ассоциации - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gisa.ru/9480.html

4. Базовые пространственные данные [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gisa/ru/file/file1015/doc

5. Главатских, Л.Ю. Опыт создания системы базовых пространственных данных на примере Новосибирского района НСО [Текст]/ Л.Ю. Главатских// Гео-Сибирь-2009. Т.3. Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью. Ч.2: сб. матер. V Междунар. научн. конгресса «Гео-Сибирь-2009», 20-24 апреля 2009 г., Новосибирск. -Новосибирск: СГГА, 2009. - С. 210-213.

© Л.Ю. Главатских, А.Л. Ильиных, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.