Научная статья на тему 'Варианты организации профильного обучения химии'

Варианты организации профильного обучения химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еманова А. А., Ермаков Д. С., Рыбкина Т. И.

Профильное обучение – одно из основных направлений модернизации российского образования. В докладе рассмотрены проблемы организации профильного обучения химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Profile education is one of the basic directions of the Russian education modernisation. In the report problems of the organisation of profile education of chemistry are considered.

Текст научной работы на тему «Варианты организации профильного обучения химии»

но недостаток времени, на который рассчитан курс, могут препятствовать их использованию.

Таким образом, чтобы разработать программу необходимо выполнить ряд взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных действий [4].

Подготовлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 08-06-00845а.

Список литературы

1. Габриелян, О.С. Теория и практика элективных курсов// Химия в школе. -2006.-№4.-С.2-4.

2. Звягина, А.С. Предпрофильная подготовка по химии в форме элективного курса// Химия.-2007.-№6.- С. 9-13.

3. Аршанский, ЕЯ. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы по химии// Химия.-2006.-№ 18.- С.4-11.

4. Афанасьева, Т.П. Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения: Методическое пособие/Под ред. Н.В.Немовой/ Т.П.Афанасьева, Н.В.Немова, Н.Я.Стрельцова, А.Н.Томазова.-М.:АПКиППРО, 2005.-78с

5. Ермаков, Д.С. Разработка элективных курсов по химии/ Д.С.Ермаков, Ю.Д.Муравлянская, Т.И.Рыбкина //Химия.-2006, №11.- С.23-26

УДК 371.31:574

А.А. Еманова, Д.С. Ермаков, Т.И. Рыбкина

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

ВАРИАНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

Profile education is one of the basic directions of the Russian education modernisation. In the report problems of the organisation of profile education of chemistry are considered.

Профильное обучение - одно из основных направлений модернизации российского образования. В докладе рассмотрены проблемы организации профильного обучения химии.

Можно выделить несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения химии [1]. В модели внутришкольной профилизации общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (реализовывать несколько профилей обучения). Кроме того, общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, однако за счет значительного увеличения числа предлагаемых профильных и элективных курсов предоставлять учащимся (в том числе в форме межклассных учебных групп) возможность реализовать индивидуальные профильные образовательные траектории. Внутришкольная модель профилизации открывает для ряда школ, которые осуществляют инновационную учебно-методическую работу в области естественнонаучной, в частности, химической подготовки, новые перспективы. «Химические» школы смогут укрепить свой статус за счет реализации элективных курсов химического содержания в рамках естественно-математического профиля.

Модель сетевой организации профильного обучения может строиться в двух основных вариантах.

1) Объединение нескольких общеобразовательных учреждений вокруг ведуще-

го, которое обладает достаточной материально-технической базой, кадровым потенциалом и выполняет роль «ресурсного центра». Каждая школа, входящая в «сеть», обеспечивает изучение в полном объеме базовых общеобразовательных предметов, часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы) исходя из своих возможностей, а остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр». В этом случае «химические» школы, располагающие достаточной учебно-методической и материально-технической базой, имеют возможность расширить сферу своей деятельности за счет привлечения для профильного обучения учащихся их соседних общеобразовательных учреждений.

2) Кооперация школ с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования, с привлечением иных образовательных ресурсов (дистанционные курсы, заочные школы и др.). Такой вариант востребует, в первую очередь, богатый образовательный потенциал учреждений профессионального образования (химические факультеты университетов, химические и химико-технологические вузы и техникумы / колледжи), а также дворцов детского (юношеского) творчества, станций юных натуралистов и техников, имеющих объединения химического профиля. Очевидно, что данный вариант будет способствовать укреплению системы химического образования на муниципальном уровне.

Переход к сетевой модели обучения требует изменений в системе управления образованием на федеральном, региональном и муниципальном уровне, например [2]: формирование перечня образовательных учреждений и организаций, имеющих право на ведение образовательной деятельности по данному предмету на базовом и/или профильном уровне; лицензирование общеобразовательных учреждений на право ведения образовательной деятельности на базовом и / или профильном уровне по тому или иному профилю; сертификация образовательных организаций на право преподавания конкретных предметов на базовом и/или профильном уровне; сертификация образовательных организаций на право преподавания отдельных «единиц» учебного плана профильного обучения - разделов общеобразовательных программ, базовых/профильных или элективных курсов, учебных проектов, практик (все эти «единицы» курсы могут реализовываться как в очной, так и в заочной/дистанционной форме).

Порядок обучения отражается в индивидуальном учебном плане и согласуется с администрацией базового общеобразовательного учреждения. При этом, например, не менее 50% объема учебного плана и не менее половины профильных курсов должны быть освоены в том (базовом) общеобразовательном учреждении, обучающимся которого является данное лицо. Все остальные учебные курсы могут осваиваться в соответствующим образом лицензированных или сертифицированных образовательных учреждениях и организациях [3].

Сетевая модель является весьма перспективной, поскольку позволяет осуществить максимально индивидуализированное обучение, чем в случае, когда ученику приходится выбирать обучение в той или иной профильной школе или профильном классе. С другой стороны, реализация сетевой модели образования требует серьезных изменений в нормативной базе: - новые формы лицензирования (сертификации) образовательных учреждений; - процедуры академического взаимозачета между двумя (несколькими) общеобразовательными учреждениями; - механизмы финансового взаимозачета между образовательными учреждениями и организациями, которые могут относиться к разным уровням системы образования (школа, техникум, вуз, учреждение дополнительного образования, негосударственная образовательная организация); необходимо предусмотреть процедуру финансирования малых учебных групп и индивидуального обучения вместо привычных класс-комплектов, в связи с чем крайне важен переход к нормативному («подушевому») финансированию, т.е. из расчета на одного учащегося; - специальная подготовка и повышение квалификации административных и

педагогических кадров, которые не имеют опыта составления индивидуальных учебных планов, сетевого расписания и т.п.

Подготовлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 08-06-00845а.

Список литературы

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. - 2002, № 27. - 13-33 с.

2. Пинский, А. Профильное обучение: на пути к кредитно-сетевой системе? / А. Пинский. - http://www.profile-edu.ru.

3. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся: Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 20.04.2004 г. № 14-51-102/13 // Официальные документы в образовании. - 2004, № 17. - С. 8-16.

УДК 378.16

О.И. Илюхина, В.Д. Устюгова, В.М. Лазарев

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ СТУДЕНТАМИ ПЕРВОГО КУРСА РХТУ им. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА

Проведен анализ использования электронных учебных информационных ресурсов студентами первого курса трех факультетов (технологии неорганических веществ, химической технологии силикатов, технологии органических веществ и химико-фармацевтических средств) РХТУ им. Д.И. Менделеева при организации самостоятельной работы.

Современные компьютерные технологии широко используются в настоящее время во всех областях современного общества и активно внедряются в систему образования. Студенты уже на начальных стадиях обучения должны учиться использовать информационные учебные ресурсы. Это повышает мотивацию к приобретению новых знаний, способствует выработке стремления к более эффективному использованию учебных материалов.

Для улучшения организации самостоятельной работы в РХТУ им. Д.И. Менделеева всем студентам первого курса выдаются записанные на диске учебно-методические материалы. На рис. 1 представлен перечень учебных дисциплин, изучаемых в осеннем семестре, по которым на диске размещены учебные материалы.

Помимо методических рекомендаций на диске размещены учебные планы и программы всех дисциплин, изучаемых на первом курсе, образцы контрольных работ и экзаменационных билетов, перечень основных вопросов, которые выносятся на зачеты и экзамены, электронные учебники и учебные пособия, а также справочные материалы и таблицы. На рис. 2 приведено содержание размещенных на диске учебных материалов по теоретическим основам химии.

Поскольку большинство студентов имеют доступ к компьютеру, следовало ожидать, что подобная форма помощи в организации самостоятельной работы и учебы студентов должна была бы способствовать повышению мотивации студентов при обучении и повышению успеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.