Научная статья на тему 'Применение электронных учебных ресурсов студентами первого курса РХТУ им. Д. И. Менделеева'

Применение электронных учебных ресурсов студентами первого курса РХТУ им. Д. И. Менделеева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илюхина О. И., Устюгова В. Д., Лазарев В. М.

Проведен анализ использования электронных учебных информационных ресурсов студентами первого курса трех факультетов (технологии неорганических веществ, химической технологии силикатов, технологии органических веществ и химико-фармацевтических средств) РХТУ им. Д.И. Менделеева при организации самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илюхина О. И., Устюгова В. Д., Лазарев В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение электронных учебных ресурсов студентами первого курса РХТУ им. Д. И. Менделеева»

педагогических кадров, которые не имеют опыта составления индивидуальных учебных планов, сетевого расписания и т.п.

Подготовлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 08-06-00845а.

Список литературы

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. - 2002, № 27. - 13-33 с.

2. Пинский, А. Профильное обучение: на пути к кредитно-сетевой системе? / А. Пинский. - http://www.profile-edu.ru.

3. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся: Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 20.04.2004 г. № 14-51-102/13 // Официальные документы в образовании. - 2004, № 17. - С. 8-16.

УДК 378.16

О.И. Илюхина, В.Д. Устюгова, В.М. Лазарев

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ СТУДЕНТАМИ ПЕРВОГО КУРСА РХТУ им. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА

Проведен анализ использования электронных учебных информационных ресурсов студентами первого курса трех факультетов (технологии неорганических веществ, химической технологии силикатов, технологии органических веществ и химико-фармацевтических средств) РХТУ им. Д.И. Менделеева при организации самостоятельной работы.

Современные компьютерные технологии широко используются в настоящее время во всех областях современного общества и активно внедряются в систему образования. Студенты уже на начальных стадиях обучения должны учиться использовать информационные учебные ресурсы. Это повышает мотивацию к приобретению новых знаний, способствует выработке стремления к более эффективному использованию учебных материалов.

Для улучшения организации самостоятельной работы в РХТУ им. Д.И. Менделеева всем студентам первого курса выдаются записанные на диске учебно-методические материалы. На рис. 1 представлен перечень учебных дисциплин, изучаемых в осеннем семестре, по которым на диске размещены учебные материалы.

Помимо методических рекомендаций на диске размещены учебные планы и программы всех дисциплин, изучаемых на первом курсе, образцы контрольных работ и экзаменационных билетов, перечень основных вопросов, которые выносятся на зачеты и экзамены, электронные учебники и учебные пособия, а также справочные материалы и таблицы. На рис. 2 приведено содержание размещенных на диске учебных материалов по теоретическим основам химии.

Поскольку большинство студентов имеют доступ к компьютеру, следовало ожидать, что подобная форма помощи в организации самостоятельной работы и учебы студентов должна была бы способствовать повышению мотивации студентов при обучении и повышению успеваемости.

Рис. 1. Перечень учебных дисциплин, изучаемых в осеннем семестре

и - Microsoft Internet Enplorer

Российский химико технологический университет им. Д.И. Менделеева

Кафедра общей и неорганической химии

Методические указания, литература, тематика лекций

Обучающие тесты по теоретическим основам химии

|о М.Х. Карапетьянц. С.И. Дракин. Общая и неорганическая химия] о Общая и неорганическая химия. Т.1. Под ред. А.Ф. Воробьева о С.Н. Соловьев. Начала химии. Элементы строения вещества о С.Н. Соловьев. Начала химии. Теоретические основы химии о H.H. Барботина. К.К. Власенко. В.В.Щербаков Сборник задач (с решениями^ Таблица химических элементов Д.И.Менделеева

Рис. 2. Учебные материалы по теоретическим основам химии

В ноябре 2007 года среди студентов первого курса факультетов ТОХФ, ТНВ и ХТС (выбраны факультеты органического и неорганического профиля) проведено анкетирование по использованию электронных учебных ресурсов в учебном процессе и, в

частности, при проведении самостоятельной работы. С этой целью студентам было предложено ответить на вопросы следующей анкеты.

Анкета

опроса студентов РХТУ об использовании электронных учебных ресурсов в самостоятельной работе

1. ФИО, группа.

2. Сумма баллов вступительных экзаменов.

3. Использовали ли компьютер при подготовке к лекциям, семинарам, лабораторным работам?

4. Обращались ли Вы на сайт РХТУ?

5. По каким предметам и сколько часов в неделю использовали в своей работе компьютер?

а) Теоретические основы химии

б) Высшая математика

в) Информатика

г) История Отечества

д) Иностранный язык

е) Начертательная геометрия

6. Удовлетворяет ли Вас при проведении самостоятельной работы содержание сайта РХТУ?_

Результаты опроса приведены в таблице:

факультет № вопроса ^— ТОХФ ТНВ ХТС Общее

3 Да ^^ Нет 72 ,6 27,36 69,7 30,3 20,5 ^^ 79,5 60,7 ^^ ^^ 39,3

4 Да ^^ Нет 55,7 44,3 42,4 ^^^ 57,6 30,8 ^^ ^^ 69,2 47,8 ^^ 52,2

5а Количество часов 2,50 2,0 2,0 2,17

5б 2,0 1,0 0,75 1,25

5в 1,50 2,0 0,70 1,40

5г 1,0 1,50 1,0 1,17

5д 1,0 0,75 0,60 0,78

5е 3,0 2,50 3,0 2,83

6 Да / / Нет Воз-держались 42,5// / 30,2 27,4 9,09 27,3 33,3 25,6/ / 17,9 56,4 32,6 / 26,9 34,8

Полученные результаты показывают, что значительная часть студентов первого курса при организации самостоятельной работы использует компьютерные технологии. Однако на факультете химической технологии силикатов только пятая часть студентов использует представленные возможности. Это может быть связано как с недостаточной информированностью студентов, так и с недостаточной работой преподавателей по стимулированию использования студентами данных технологий. Деканаты также должны уделять большее внимание пропаганде использования в учебном процессе электронных ресурсов. Только ~ 47,8% студентов первого курса заходили на сайт РХТУ. Наибольшее время использовался компьютер при подготовке к занятиям по начертательной геометрии (~2,8 час/неделю) и по теоретическим основам химии (~2,2 час/неделю).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.