Научная статья на тему 'Предпосылки проектирования муниципальной сети профильного обучения химии'

Предпосылки проектирования муниципальной сети профильного обучения химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васина А. С., Ермаков Д. С.

Профильное обучение одно из основных направлений модернизации российского образования. В докладе рассмотрены предпосылки проектирования муниципальной сети профильного обучения химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Profile education is one of the basic directions of the Russian education modernisation. In the report preconditions of designing of a municipal network of profile education of chemistry are considered.

Текст научной работы на тему «Предпосылки проектирования муниципальной сети профильного обучения химии»

S ß S itU в химии и химической технологии. Том XXIII. 2009. № 6 (99)

336 с.

3. Середа А. В. Компьютерные презентации на уроках химии. [Электронный ресурс]; // URL: http://ito.edu.rU/2006/Rostov/II/2/lI-2-Jl.htmL (Дата обращения 01.03.2009).:

4. Платонова Т.Н. Об использовании электронной презентации на уроке. /У Химия в школе, 2007. №>9. 80 с.

5. Абоян Л.Б. Использование новых информационных технологий на уроках химии//Изд дом «Первое сентября», 2008. № 20. 50 с.

УДК 371.31:574

А. С. Васина, Д. С. Ермаков

Новомосковский' институт Российского химико-технологического университета им. Д.М. Менделеева. Новомосковск, Россия

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЕТИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

Profile éducation is оле of the basic directions of the Russian éducation modernisation. Il) the report preconditions of designing of a municipal network of profile éducation of chemistry are considered.

Профильное обучение - одно из основных направлений модернизации российского образования. В докладе рассмотрены предпосылки проектирования муниципальной сети профильного обучения химии.

Модель сетевой организации профильного обучения может строиться в двух основных вариантах.

1) Объединение нескольких общеобразовательных учреждений вокруг ведущего, которое обладает достаточной материально-технической базой, кадровым потенциалом и выполняет роль «ресурсного центра». Каждая школа, входящая в «сеть», обеспечивает изучение в полном объеме базовых общеобразовательных предметов, часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы) исходя из своих возможностей, а остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр». В этом случае «химические» школы, располагающие достаточной учебно-методической и материально-технической базой, имеют возможность расширить сферу своей деятельности за счет привлечения для профильного обучения учащихся их соседних общеобразовательных учреждений.

2) Кооперация школ с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования, с привлечением иных образовательных ресурсов (дистанционные курсы, заочные школы и др.). Такой вариант востребует, в первую очередь, богатый образовательный потенциал учреждений профессионального образования (химические фа-

С 8 б X ¡1 в химии и химической технологии. Том XXIII. 2009. № 6 (99)

культеты университетов, химические и химико-технологические вузы и техникумы / колледжи), а также дворцов детского (юношеского) творчества, станций юных натуралистов и техников, имеющих объединения химического профиля. Очевидно, что данный вариант будет способствовать укреплению системы химического образования на муниципальном уровне.

Переход к сетевой модели обучения требует изменений в системе управления образованием на федеральном, региональном и муниципальном уровне, например [1]: формирование перечня образовательных учреждений и организаций, имеющих право на ведение образовательной деятельности по данному предмету на базовом и/или профильном уровне; лицензирование общеобразовательных учреждений на право ведения образовательной деятельности на базовом и / или профильном уровне по тому или иному профилю: сертификация образовательных организаций на право преподавания конкретных предметов на базовом и/или профильном уровне; сертификация образовательных организаций на право преподавания отдельных «единиц» учебного плана профильного обучения - разделов общеобразовательных программ, базовых/профильных или элективных курсов, учебных проектов, практик (все эти «единицы» курсы могут реализовываться как в очной, так и в заочной/дис танционной форме).

Порядок обучения отражается в индивидуальном учебном плане и согласуется с администрацией базового общеобразовательного учреждения. При этом, например, не менее 50% объема учебного плана и не менее половины профильных курсов должны быть освоены в том (базовом) общеобразовательном учреждении, обучающимся которого является данное лицо. Все остальные учебные курсы могут осваиваться в соответствующим образом лицензированных или сертифицированных образовательных учреждениях и организациях [2].

В 2008 г. проведено исследование отношения субъектов образовательного процесса (276 учащихся 9-11 кл., 35 школьных администраторов, 174 учителей, 244 родителей, 24 экспертов-методистов. 13 образовательных организаций) к созданию муниципальной сети профильного обучения химии.

68,8% учащихся не знают о сетевой модели. Всего 25,0% хотели бы обучаться по химико-биологическому профилю. Подавляющее большинство (63,0%) предпочитают профильное обучение только в своей школе.

Школьные администраторы отдают предпочтение сетевой модели с участием учреждений общего среднего образования (школы, лицеи, гимназии и т.п.). К наиболее значимым затруднениям относят: отсутствие в школах высококвалифицированных педагогических кадров, недостаточный профессиональный уровень педагогов; отсутствие, низкий уровень материально-технического обеспечения; к наиболее существенным преимуществам - повышение мотивации учащихся профильных классов; повышение уровня социализации учащихся в условиях сетевой модели профильного обучения.

Учителя отдают предпочтение сетевой модели с участием учреждений профессионального образования и внутришкольной модели профильного обучения, 40,8% считают, что имеющейся у них методической подготов-

С Я б I Ii в химии и химической технологии. Том XXIII. 2003. № 6 (99)

ки недостаточно для работы в условиях сетевой модели. Среди наиболее серьезных затруднений упоминаются отсутствие материально-технической базы, недостаточная оплата труда педагогов.

Среди родителей лишь 32,4% знают о возможности сетевой организации профильного обучения. Подавляющее большинство (65.6%) предпочитают профильное обучение только в своей школе, затем - с репетитором (44,7%) и в вузах (44,3%).

По мнению методистов, наиболее предпочтительна сетевая модель с участием учреждений общего среднего образования. Готовность субъектов образовательного процесса к реализации сетевой модели профильного обучения оценивается, в основном, как средняя; родителей, руководителей и сотрудников необразовательных организаций - потенциальных участников сети - как низкая.

Публикация подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 08-06-00845а.

Библиографические ссылки

1. Пинский, А. Профильное обучение: на пути к кредитно-сетевой системе? [Электронный ресурс]; // URL: http://www.pvofile-edu.ru. (Дата обращения 01.03.2009).

2. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся: Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 20.04.2004 г. № 14-51-102/13 // Официальные документы в образовании, 2004. № 17. С. 8-16.

УДК 378.16

В. Д. Устюгова, М. П. Паркииа. Ю. М. Артемкива, Ю. И. Капустин Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

РАЗРАБОТКА БАНКОВ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Разработаны банки тестовых заданий по основным: химическим дисциплинам, которые преподаются на факультете естественных наук РХТУ им. Д.И. Менделеева. Созданные на их основе обучающие тесты размешены на информационно-образовательном портале университета www.distant.ru.

Компьютерный тестовый контроль знаний активно внедряется в настоящее время в учебный процесс высшего профессионального образования. Эффективное внедрение этого контроля тормозится отсутствием научно-методических основ разработки и практического использования компьютерных тестовых заданий, а также отсутствием банков аттестационных педаго-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.