УДК 316
ВАРИАНТЫ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ Шобонова Любовь Юрьевна, к.п.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Григорян Карапет Мартынович, студент (e-mail: [email protected]), Акопян Стелла Кипрановна, студент (e-mail: akopyan. [email protected]), Юрина Виктория Михайловна, магистрант (e-mail: [email protected]), Чихутова Анастасия Дмитриевна, магистрант (e-mail: [email protected]), Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия
В статье отражены результаты социологического исследования, проведенного в мае 2020 года среди студентов Нижнего Новгорода. Целью исследования являлось изучение предпочтений молодежи в изучении английского языка. Показана частота использования английского языка в повседневной жизни студентов, необходимость его применения в профессиональной деятельности, рассматриваемые варианты курсов. Оценена необходимость повышения уровня знаний.
Ключевые слова. Социологическое исследование, опрос, английский язык, студенты, молодежь, изучение.
Ведение. В настоящее время на рынке образовательных услуг Нижнего Новгорода функционируют 175 центров (по данным https://2gis.ru/), предлагающие услуги по изучению английского языка. Карантин с марта 2020 года внес существенные изменения в образовательный процесс, образовательные организации стали формировать дистанционные и онлайн курсы по изучению иностранных языков.
Спрос на образовательные услуги у потребителей разный, поэтому целесообразно проведение социологических исследование у целевых групп.
Рассмотрим потребности студенческой молодежи в изучении английского языка, выявим уровень знаний и необходимость повышения языковых компетенций молодежью, мотивационные аспекты образовательного процесса.
Методика исследования.
Опрос с целью исследования предпочтений в изучении английского языка был проведен в мае 2020 года. Выборка 16 человек, студенты Нижнего Новгорода, рассматривающие выбор образовательных услуг по изучению английского языка. Опрос проводился онлайн с помощью сервиса Google Forms.
Результаты исследования.
В ходе обработки результатов опроса получено, что 37,5% опрошенных используют английский язык в повседневной жизни часто, 37,5% — редко, 18,8% — постоянно, а 6,3% — никогда, что показано на рисунке 1.
Ф Постоянно Ф Часто Ф Редко Ф Ниилда
Рисунок 34 - Частота использования английского языка в повседневной жизни молодежи
Более половины студентов (62,5% опрошенных) не используют, но планируют использовать английский язык в профессиональной деятельности, а 37,5% уже используют, что отражено на рисунке 2.
г 62,5% i
/ f
Да Нег
Рисунок 35 - Использование английского языка в профессиональной деятельности студентами
Большинство молодежи (93,8% опрошенных) изучали английский в школе или вузе, а 6,2% — нет (изучали другие иностранные языки), что видно из рисунка 3.
• Да
• Нет
Рисунок 36 - Изучение английского языка в школе / вузе Нужно указать, что 75% респондентов изучали английский язык
самостоятельно,
а
25% —
г
25% "
75%
Á
i 1
нет
(рисунок
4).
Да Нег
Рисунок 37 - Самостоятельное изучение английского языка молодежью
Половина респондентов (56,3%) занимаются или занимались полным самообучением, 50% используют приложения для смартфонов, 18,8% подписаны на различные языковые онлайн курсы, и 12,5% пользовались услугами профессионального репетитора, что видно из рисунка 5.
Услугами профессионального репетитора
Приложения для смартфонов {Duol¡ngo: L¡..
Различные онлайн курсы
Полное самообучение
9(56,3%)
0 2 4 6 8 10
Рисунок 38 - Варианты изучения иностранного языка
Около 56,3% респондентов оценивают свои знания отрицательно, что отражено на рисунке 6, они нуждаются в повышении своих языковых навыков общения на английском языке, изучении грамматики и вариантов
перевода текстов. Являются потенциальными потребителями образовательных услуг языковых школ, центров и вузов, которые занимаются изучением английского языка в Нижнем Новгороде, около 31,3% оценили знания, как неплохо, а 12,5% на отлично.
Ф Отлично Ф Неплохо
Ф Хуже, чем хотелось бы
V
Рисунок 39 - Самооценка уровня знаний английского языка респондентами
Оценивая пользу изучения английского языка, получено, что 43,8% опрошенных считают, что знания английского были полезны достаточно "часто" в их жизни, 37,5% считают, что "постоянно", 18,8% оценили как "редко", и никто из респондентов не ответил, что "никогда" (рисунок 7).
Ф Постоянно Ф Часто Ф Редко Ф Никогда
Рисунок 40 - Польза от знаний английского языка в жизни студентов
Большинство студенческой молодежи (отметили 87,5% респондентов) хотели бы улучшить свои знания английского языка, а 12,5% устраивает их текущий уровень знаний, что видно из рисунка 8. Языковым образовательным центрам необходимо разрабатывать программы обучения, рассчитанные на различный уровень подготовки студентов, учитывать цели их обучения, желание и возможности дистанционного обучения, что актуально в период карантина.
Да Нет
Рисунок 41 - Желание улучшить знания английского языка студентами
Опрос показал, что 87,5% опрошенных считают знание английского языка необходимым элементом успеха, а 12,5% нет (рис. 9). Программы обучения образовательных организаций должны учитывать специфику будущей профессии студентов (учитывать направление и профиль подготовки, специальность). Есть необходимость в разработке модульных образовательных курсов, программы повышения квалификации.
* Да
• Нет
Рисунок 42 - Мнение о том, что знания английского языка является необходимым элементом успеха в современном обществе
Основными целями обучения английскому языку является возможность получить более выгодную должность при приеме на работу и продвижение по карьерной лестнице (указали 87,5% опрошенных), что видно из рис. 10.
• Да
• Нет
Рисунок 43. Влияние знания английского языка на карьерный рост
Вывод и заключение.
Проведенное социологическое исследование показало, что подавляющее большинство опрошенных используют английский язык в повседневной
жизни, в той или иной степени. Более половины студентов пока не используют его в профессиональной деятельности, но планируют. Лишь небольшой процент респондентов не изучали английский язык в школе или вузе. Три четверти опрошенных так или иначе занимались самостоятельным изучением языка, в том числе дистанционно и онлайн. Люди, изучающие английский самостоятельно, предпочитают приложения для смартфонов и полное самообучение, а также различные онлайн курсы и услуги индивидуальных занятий у репетиторов. Более половины опрошенной молодежи считает свои знания английского недостаточными, им требуется обучение. В той или иной степени, полезным свои знания английского посчитали все респонденты. Подавляющее большинство хочет улучшить свои знания, а также считает, что эти знания являются необходимым элементом успеха и позволят получить более выгодную должность и продвинуться по карьерной лестнице.
Список литературы
1. Безденежных Н.Н., Дюдякова С.В., Шобонова Л.Ю. Использование лингвостра-новедческих средств в обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // В сборнике: Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2018. С. 22-25.
2. Булганина С.В., Лебедева Т.Е. Выбор ключевых преимуществ языковых центров на основе исследований предпочтений потребителей // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 10-3. С. 453-457.
3. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Григорян К.М., Гуреева Е.П. Исследование факторов формирования спроса на изучение курсов английского языка // Московский экономический журнал. 2020. № 3. С. 56.
4. Ваганова О.И., Хижная А.В., Трутанова А.В., Гладкова М.Н., Лунева Ю.Б. Силла-бус как средство организации самостоятельной работы студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-5. С. 968-970.
5. Дюдякова С.В., Булганина С.В., Мухина Е.С., Старыгина М.Е., Солодова П. А. Исследование заинтересованности в услугах репетитора по английскому языку // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 45-50.
6. Казначеева С.Н., Бондаренко В.А. Исследование готовности студентов неязыковых направлений использовать сетевые ресурсы при обучении иностранным языкам // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (23). С. 8.
7. Прохорова М.П. Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании // Наука и школа. 2011. № 5. С. 4-6.
8. Репина Р.В., Хижная А.В. Значение сертификации систем менеджмента качества в высшем учебном заведении // В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 99-101.
9. Шобонова Л.Ю., Цветкова С.Е. Сущность метапрофессиональной компетенции преподавателя иностранного языка в неязыковом вузе // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 3. С. 108-115.
Shobonova Lyubov Yurievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor
Grigoryan Karapet Martinovich, student
Akopian Stella Kipranovna, student
Yurina Viktoria Mikhailovna, undergraduate
Chikhutova Anastasia Dmitrievna, undergraduate
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia OPTIONS FOR LEARNING ENGLISH BY STUDENTS
Annotation. The article reflects the results of a sociological study conducted in May 2020 among students of Nizhny Novgorod. The aim of the study was to study the preferences of young people in learning English. The frequency of the use of English in the everyday life of students, the need for its use in professional activities, the need to improve the current level of knowledge and the options for courses under consideration are assessed. Keywords. Case study, survey, English, students, youth, study.