positive qualities as intelligence, honesty, social responsibility and social activity. The authors consider that youth participation in the volunteer movement should be considered as a system-forming element in the formation of civic social responsibility and the "cultivation" of civic social activity of the younger generation. The problem of the formation of social activity of adolescents is especially significant and is invariably in the center of public attention. Key words: additional education of children, social activity, rising generation, volunteering.
УДК 339.13
ЗНАЧИМОСТЬ РОЛИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЖИЗНИ И ПРОФЕССИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Шобонова Любовь Юрьевна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Голубева Ольга Владиславовна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected] ) Григорян Карапет Мартинович, студент (e-mail: [email protected] ) Мухина Елизавета Сергеевна, студент (e-mail: [email protected] ) Голубев Алексей Александрович, магистрант (e-mail: [email protected]) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия
Автора статьи исследуют значимость роли изучения иностранного языка в жизни и профессии современной молодежи. В исследовании принимало участие 30 респондентов, жителей Нижнего Новгорода. В ходе проведения эксперимента выявлялся желаемый уровень освоения, причина изучения английского языка, необходимость в будущей профессии и важность языковой практики в жизни, варианты обучения и необходимость общения с носителем языка.
Ключевые слова: опрос; английский язык, молодежь
Введение. Роль английского языка в современной жизни не оценима. Иностранный язык востребован в разных странах мира и Россия не исключение. Английский язык считается наиболее часто употребляемым языком, более четырехсот миллионов человек считают его родным и почти шестисот миллионов людей используют его для общения и работы.
Знания и владение английским языком позволяют людям свободно общаться с иностранными друзьями, педагогами, коллегами, проходить зарубежные стажировки и находить интересную и высокооплачиваемую работу, использовать навыки в туристских поездках и путешествиях, смотреть интересные фильмы и читать книги без перевода, слушать музыку в первоисточнике. В ноябре 2019 года авторами был проведен опрос с целью
выявления роли изучения английского языка в жизни и профессии среди молодежи.
Методика исследования. В опросе приняли участие - молодые люди, от 18 до 24 лет (56,7%). Треть опрашиваемых - люди в возрасте от 25 до 24 лет (33.3%), 10% опрашиваемых от 35 до 44 лет. Большая часть опрашиваемых нижегородцев - женщины (93,3%), и лишь 6,7% мужчин (рис. 1). Все респонденты изучали иностранные языки в школе.
) Женщина \ Мужчина
33,3%
56,7%
I
Г
Щ Меньше 13
• 13-24
• 25 - 34
• 35-44
• 45 - 54
• Старше 55
Рис. 1 - Распределение респондентов по полу и возрасту
Статистика говорит о том, что значительное большинство опрашиваеммых, а именно 93,3% изучали английский язык в каком-либо учебном заведении. Остальная часть (6,7%) изучали иные языки. Значительная часть опрашиваемых, начали узучать английский язык в школьные годы (83,3%). 6.7% - на групповых курсах, 3,3% - в среднем специальном учебном заведении, около 3,3% - с репетитором, 3,3% -начали изучать английский язык самостоятельно (рис. 2).
в В школе
в В среднем специальном учебном
заведении 0 В высшем учебном заведении в На групповых курсах ф С репетитором # Самостоятельно
Рис. 2 - Доля респондетов, обучающихся английскому языку
в образовательных учреждениях
Основные результаты исследования следующие. Около 40% респондентов, в данный момент оценивают свои знания по английскому языку как "начальный уровень", 26,7% "ближе к среднему", 20% опрашиваемых заявляют о своих "средних знаниях". Уровень знаний "выше среднего", считают лишь 10% и 3,3% оценивают как высокий "продвинутый уровень". Большинство моложежи (80%) хотели бы улучшить свои знания, остальные 20% дали обратный ответ.
Ф Начальный Ф Близко к среднему Ф Средний Ф Выше среднего Ф Продвинутый
Ф Да Ф Нет
Рис. 3 - Самооценка уровня знаний и заинтересованность опрашиваемых улучшить свои знания по английскому языку
Нужно отметить, что у большинства респондентов есть знакомые, свободно говорящие на английском языке, а именно - 76,7%. Чуть больше половины опрашиваемых (56,7%) приходилось использовать английский язык в повседневной жизни, тогда как 43,3% такого опыта не было (рис. 4).
Рис. 4 - Доля знакомых у молодежи, говорящих по-английски и опыт
практического использования языковых навыков в повседневной жизни
Молодежь Нижнего Новгорода считает, что навыки владения языков влияют на карьерный рост людей (указали 93,3% респондентов), так 66,7% связали или желают связать себя с профессией, связанной с английским языком. Остальные 33,3% дали обратный ответ, что говорит об их незаинтересованности в плане реализации своих знаний английского языка только в профессии. 70% опрашеваемых регулярно общается с носителями английского языка, а 30% дали понять об обратном (рис. 5).
Рис. 5. Связь будущей профессии со знанием английского языка и
наличие регулярного общения с носителями языка
Изучая мнения, касаемо желания людей улучшить свои знания английского языка на столько, чтобы говорить свободно. Значительное
большинство (86,7%) изьявило свое желание, остальные же 13,3% не очень заинтересованны в этом.
Определяя предпочтения молодежи в плане формы обучения по английскому языку получено: голоса разделились практически на четыре равные части с небольшим отрывом. 30% опрашиваемых, а их большинство, предпочли бы очную-традиционную форму обучения языкам, 26,7% - очную по выходным, 23,3% - предпочли бы заняться изучением английского самостоятельно, а 20% опрашиваемых по душе очно-заочная форма обучения (рис. 6).
Нужно отметить, что в Нижнем Новгороде можно пройти курсы обучения английскому языку по разным формам и срокам обучения, как краткосрочным курсам и стажировкам, так и получение высшего образования по интересующему направлению или профилю обучения.
В ходе опроса выявлено, что большинство опрашиваемых (70%) предпочли бы заняться изучением английского языка у преподавателя-носителя языка. Остальные 30% предпочли бы заниматься у преподавателя, говорящего на их родном языке, но свободно владеющим английским языком. 73,3% опрашиваемых определенно считают важным на сегодняшний день изучение английского языка, 20% - скорей ответили бы да, чем нет, а 6,7% затруднились ответить на данный вопрос.
Ф Очную - традиционную Ф Омную по выходным • Очно - заочную Ф Самостоятельно
Рис. 6 - Желание молодежи свободно говорить на иностранных языках и предпочтительная форма обучения языкам
Ф Определённо да Ф Скорей да, чем нет Ф Не знаю # Скорей нет, чем да Ф Определённо нет
Рис. 7 - Важность критерия (носитель иностранного языка и свободное владение иностранными языками, но говорящего на родном языке с обучающимся) при выборе преподавателя при изучении английского языка
и важность занятий для обучающихся
Исследование авторов показао желание большинства опрашиваемых обучаться английскому языку по системе - преимущественно "живого общения" (80%), что наиболее эффективно при обучению иностранным языкам. Около 40% респондентов заинтересовались системой обучения -"чтение - письмо", 30% ответили - нужны "видео - уроки" и вебинары.
13,3% хотят "аудио - уроки" и 20% опрашиваемых оказались заинтересованными во всех, вышеупомянутых вариантах (рис. 8).
Видео - уроки
Аудио - уроки
Живое общение (диалоги, дискуссии)
Чтение - письмо
Сочетание всех вышеуказанных вариантов
■9 [30 %)
24 (30 %)
Рис. 8 - Система обучения английскому языку
На рисунке 9 наглядно представлено в каких целях хотели бы реализовать свои знания английского языка молодежь. Большинство, а именно 70% нижегородцев желают реализовать свои знания в путешествиях и туристских поездках, в общении с иностранцами. 63,3% -для своего саморазвития, что несомненно вляется важным фактором мотивации в обучении языкам. Чуть более половины опрашиваемых (56,7%) хотели бы использовать свои знаниями в познавательно-развлекательных целях (просмотр фильмов, чтение, музыка и др.). 36% хотели бы реализовать свои знания в работе, стремятся найти иностранных партнеров по бизнесу, хотят общаться с зарубежными специалистами в своей отрасле, рассматривают варианты карьерного роста, стажировки и коммандировки в англоязычные страны. 23,3% реализовали бы свои знания в бытовых целях (перевод инструкций, этикеток и т.п.). Такой же процент опрашиваемых (23,3%) хотели бы использовать свои знания английского языка за рубежом (вне работы и туризма). 20% молодежи хотели бы реализовать свои знания в учёбе. 16,7% выбрали вариант - для личных целей (знакоства с иностранцами, создание семьи за рубежом). При этом 26,7% опрашиваемых хотели бы реализовать свои знания английского языка во всех, вышеупомянутых вариантах.
В работе
В путешествиях, в общении с иностранцами
Для развлекательных целей (просмотр фил...
Для эмиграции за рубеж Сочетание всех вышеуказанных вариантов
В учиое^^^^^^^^^Н 6 [20 %)
|—11 {33,7 %)
|—21 {70 %)
-7 [23.3 %)
| 17 [56.7 %)
5 ("16,7
Для своего саморазвития19 {63.3 %)
-7 [23.3 %) - 8 [26.7 %)
О 5 10 15 20 25
Рис. 9. - Цели изучения и практического использования английского языка
Вывод и заключение. Таким образом, проведенное авторами исследование показало, что современная молодежь стремится изучать английский язык, так как понимает, что данные навыки необходимо развивать как для жизни, так и для карьерного роста. В рамках опроса выявлено, что у
большинства респондентов изучение английского языка началось с детства (преимущественно в школе), однако полученных знаний и навыков недостаточно для свободного общения на английском языке. Восполнить недостатки знаний респонденты хотят путем обучения и самообразования, т.к. осознают важность обучения и свободного владения иностранным языком. Молодежь стремится получить навыки живого общения как при обучении на различных языковых курсах, так и при возможности общения с носителями английского языка. Основными целями обучения являются общение с иностранцами во время туристских поездок и путешествий, для общения с зарубежными коллегами по работе, повышения уровня самообразования, а также для просмотра фильмов, чтения книг на английском языке в оригинале.
Список литературы
1. Безденежных Н.Н., Дюдякова С.В., Зайцева С.С. Ролевая игра как средство овладения иностранным языком // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-7. С. 60-67.
2. Булганина С.В., Лебедева Т.Е. Выбор ключевых преимуществ языковых центров на основе исследований предпочтений потребителей // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 10-3. С. 453-457.
3. Дюдякова С.В., Булганина С.В., Мухина Е.С., Старыгина М.Е., Солодова П. А. Исследование заинтересованности в услугах репетитора по английскому языку // // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 45-50.
4. Лебедева Т.Е. Маркетинговые исследования // Учебно-методическое пособие / Ответственный редактор О.В. Каткова. Нижний Новгород, 2008.
5. Шобонова Л.Ю. Цветкова С.Е. Диагностика саморазвития метапрофессиональной компетентности преподавателя иностранного языка . Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2016. - Вып. 52. - Ч. 3 - С. 256-265)
6. Шобонова Л.Ю. Цветкова С.Е. Сущность метапрофессиональной компетенции преподавателя иностранного языка в неязыковом вузе // Сибирский педагогический журнал. 2011.№3. С. 108-115.
7. Смоловик О.В., Шобонова Л.Ю. Сравнительный анализ мотивов учебной деятельности студентов // Проблемы современного педагогического образования, №61(3), сборник научных трудов. Ялта - 2018.
Shobonova Lyubov Yurievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Golubeva Olga Vladislavovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Grigoryan Karapet Martinovich, student Mukhina Elizaveta Sergeevna, student Golubev Alexey Alexandrovich, student
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia SIGNIFICANCE OF THE ROLE OF STUDYING THE ENGLISH LANGUAGE IN THE LIFE AND PROFESSION OF MODERN YOUTH
Annotation. The author of the article explores the importance of the role of learning a foreign language in the life and profession of modern youth. The study involved 30 respondents, residents of Nizhny Novgorod. During the experiment, the desired level of development, the reason for learning English, the need for a future profession and the importance of language practice in life, learning options and the need to communicate with a native speaker were revealed. Key words: survey; English, youth