Научная статья на тему 'ВАРИАНТ ОЦЕНИВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭЛЕКТИВНОМ НАПРАВЛЕНИИ «ФИТНЕС-ЙОГ»'

ВАРИАНТ ОЦЕНИВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭЛЕКТИВНОМ НАПРАВЛЕНИИ «ФИТНЕС-ЙОГ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тест / контрольное упражнение / фонд оценочных средств / элективная физическая культура / test / control exercise / fund of assessment tools / elective physical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.В. Соловьева

Оценка физических качеств обучающихся – одно из важных направлений в работе преподавателя физической культуры вуза. В данной работе мы рассматриваем варианты тестирования силовой выносливости дисциплины «физическая культура» элективного направления «фитнес». Цель нашего исследования – подобрать контрольные упражнения, отвечающие критериям образовательного процесса по новому направлению элективной физической культуры «фитнес-йога». Тесты должны соответствовать материально-технической базе вуза, быть доступными и простыми в исполнении, иметь достаточную информативность для проведения промежуточного и итогового контроля в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.В. Соловьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTION FOR ASSESSING THE PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS IN THE ELECTIVE DIRECTION «FITNESS YOGA»

Assessing the physical qualities of students is one of the important areas in the work of a university physical education teacher. In this work, we consider options for testing strength endurance in the discipline “physical culture” of the elective direction “fitness”. The purpose of our research is to select control exercises that meet the criteria of the educational process in the new direction of elective physical education “fitness yoga”. Tests must correspond to the material and technical base of the university, be accessible and easy to perform, and have sufficient information content for conducting intermediate and final control in the learning process.

Текст научной работы на тему «ВАРИАНТ ОЦЕНИВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭЛЕКТИВНОМ НАПРАВЛЕНИИ «ФИТНЕС-ЙОГ»»

ВАРИАНТ ОЦЕНИВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭЛЕКТИВНОМ НАПРАВЛЕНИИ «ФИТНЕС-ЙОГА»

Н.В. Соловьева, старший преподаватель Петрозаводский государственный университет (Россия, г. Петрозаводск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-3-201-204

Аннотация. Оценка физических качеств обучающихся - одно из важных направлений в работе преподавателя физической культуры вуза. В данной работе мы рассматриваем варианты тестирования силовой выносливости дисциплины «физическая культура» элективного направления «фитнес». Цель нашего исследования - подобрать контрольные упражнения, отвечающие критериям образовательного процесса по новому направлению элективной физической культуры «фитнес-йога». Тесты должны соответствовать материально-технической базе вуза, быть доступными и простыми в исполнении, иметь достаточную информативность для проведения промежуточного и итогового контроля в процессе обучения.

Ключевые слова: тест, контрольное упражнение, фонд оценочных средств, элективная физическая культура.

В Петрозаводском государственном университете разработана и успешно введена в практику образовательная рабочая программа и «Фонд оценочных средств» по дисциплине «Физическая культура и спорт (элективная дисциплина, реализованная за рамками образовательной программы). Фитнес». В результате освоения данной дисциплины обучающийся должен сформировать определённые знания, умения и навыки, которые помогут в дальнейшем быть здоровыми и физически активными членами современного общества. Обучающиеся должны знать не только значение и важную роль физической культуры в жизни человека, в его профессиональной деятельности, основы здорового образа жизни, научные основы биологии и физиологии, но и основные понятия фитнеса, как очень объёмного и существенного направления области физической культуры [1].

«Фонд оценочных средств» (ФОС) дисциплины включает разработанные тесты, задания, материалы, упражнения, которые оценивают освоение, этапы формирования определённой компетенции и предназначены для определения соответствия или несоответствия уровня достижений студентов планируемым результатам обучения [2]. В нашем случае это «способность

использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности».

В ФОС по данному элективному направлению включены контрольные тесты - система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося и определённые комплексы упражнений, проверяющих уровень освоения разделов учебной программы.

С 2022 года рабочая программа элективного направления физической культуры «Фитнес» расширена разделом «фитнес-йога». Мы стараемся, чтобы главная цель реализации дисциплины «физическая культура» - «всестороннее развитие двигательных способностей, качеств и укрепление здоровья» была сформирована и достигнута в процессе прохождения данного курса. С помощью занятий йогой мы можем не только дополнить учебную программу по направлению «фитнес», разнообразить двигательные действия, но и добиться хорошего оздоровительного и тренировочного эффектов [3].

Цель нашего исследования - подобрать контрольные упражнения, отвечающие критериям образовательного процесса по направлению элективной физической

культуры «Фитнес-йога», которые бы соответствовали материально-технической базе вуза и были доступны и просты в исполнении.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью в подборе упражнений контрольного тестирования для включения их в «фонд оценочных средств» рабочей программы дисциплины «Фитнес-йога». Комплекс контрольных упражнений должен отличаться несложностью выполнения для студентов и простотой измерения показателей для преподавателей.

При подборе системы контрольных упражнений рекомендуют руководствоваться следующими правилами: возможностью проводить испытания в обстановке, одинаковой для всех занимающихся; доступностью контрольных упражнений; простотой измерения и оценки; наглядностью её результатов испытаний для самих занимающихся [4].

Одной из главных сторон педагогического контроля в физической культуре является определение уровня физической подготовки обучающихся. Регулярный и поэтапный контроль даёт возможность преподавателю оценить достижения обучающихся в прохождении курса по данному направлению, определить уровень физического развития, и далее возможность корректировать и планировать учебный процесс.

Одним из направлений оценки физической подготовленности в практике физической культуры и спорта являются контрольные упражнения, в нашем случае тесты - специализированные и стандартизированные двигательные действия, выполняемые с максимальным усилием, которые отражают отдельные стороны физического развития [4].

Для проведения тестирования уровня физической подготовленности и развития физических качеств элективного направления физической культуры «Фитнес-йога» были выбраны упражнения, которые регулярно выполняются на учебных занятиях и отвечают требованиям в организации их проведения: простотой и доступностью. Это три упражнения, которые выполнятся в статическом удержании позы:

«планка», «шалабхасана» (поза «саранчи») и «ардха навасана» (поза «половины лодки»).

Первое упражнение теста - «планка на прямых руках» выполняется в исходном положении: упор на прямых руках на полу, кисти находятся под плечами, корпус и ноги прямые. Максимальное статическое удержание положения, измеряется в секундах. Упражнение оценивает силу и силовую выносливость мышц пресса, рук, спины.

Второе упражнение теста - «ардха навасана» или в переводе с санскрита на русский язык поза «половины лодки». Выполняется из исходного положения лёжа на спине; спина до нижнего края лопаток плотно прижата к полу, голова и плечи приподняты, взгляд направлен вперёд; руки прямые и вытянуты вдоль тела, прижаты к корпусу и направлены в сторону стоп; ноги прямые, носки вытянуты и расположены на высоте около 20 см от пола. Статическое максимальное удержание положения измеряется в секундах. Упражнение оценивает силу и силовую выносливость мышц брюшного пресса и спины.

Третье упражнение теста - «шалабхаса-на» или в переводе на русский язык «поза саранчи». Выполняется в исходном положении лёжа на животе, корпус прямой, вытянут на полу; руки прямые оторваны от пола на 5-10 см и вытянуты вперёд; ноги в коленных и тазобедренных суставах прямые и оторваны от пола на 5-10 см. Максимальное статическое удержание позы измеряется в секундах. Упражнение оценивает силу и силовую выносливость разгибателей длинных мышц спины.

В нашем тестировании принимали обучающиеся 1 и 2 курсов элективного направления «фитнес-йога». Участники: 1 курс - 30 человек (начало семестра - входящий контроль) и 34 человека (конец семестра - итоговый контроль), 2 курс - 53 человека (начало семестра - входящий контроль) и 49 (конец семестра - итоговый контроль).

В задачу тестирования входило не только определение максимального результата и динамики в выполнении упражнений, но и распределение результатов по уровню

подготовленности: отличный, хороший, средний (удовлетворительный), низкий.

На начальном этапе тестирования -«входящий контроль» обучающиеся выполнили три предложенных упражнения. Каждое с максимально возможным удержанием статического положения тела. Для определения среднего достоверного результаты мы убирали несколько самых лучших показателей и самых худших по времени выполнения.

В итоге мы получили средний результат при выполнении упражнений у студентов 1 курса (девушки), 30 участников: «планка» - 68 секунд, «навасана» - 38 секунд, «поза саранчи» - 91 секунда.

Тестирование обучающихся 2 курса (девушки), «входящий контроль», 53 участника: «планка» - 76 секунд, «наваса-на» - 55 секунд, «поза саранчи» - 81 секунда.

При выполнении упражнений в конце семестра были выполнены те же упражнения, с возможным максимальным удержанием статических поз. Перед обучающимися была поставлена задача - улучшить результаты предыдущего тестирования. Результаты 1 курса (девушки), 34 участника: «планка» - 82 секунды, «навасана» - 47 секунд, «поза саранчи» - 86 секунд.

Тестирование обучающихся 2 курса (девушки), «итоговый контроль», 59 участников: «планка» - 101 секунда, «навасана» - 68 секунд, «поза саранчи» -104 секунды.

По итогам организации и проведения данных тестов мы сделали предварительную оценочную шкалу. Принимая средние результаты «входящего контроля», округляя показанные результаты, добавляя и отнимая по 5 секунд в большую и меньшую стороны - за удовлетворительную

(среднюю) оценку выполнения упражнений.

Получились такие оценочные результаты упражнений теста: для 1 курса удовлетворительная оценка (девушки): «планка»

- 60-70 секунд, «навасана» - 30-40 секунд, «поза саранчи» - 70-80 секунд.

Для 2 курса (девушки), удовлетворительная оценка: «планка» - 70-80 секунд, «навасана» - 40-50 секунд, «поза саранчи»

- 80-90 секунд. И здесь возможно объединить удовлетворительные результаты студентов 1 и 2 курсов, получить среднюю оценку в данных упражнениях, выбирая нижнюю границу. В итоге получается на оценку «удовлетворительно»: «планка» -60-70 секунд, «навасана» - 30-40 секунд, «поза саранчи» - 70-80 секунд.

Вывод. Проведённое в течение учебного курса тестирование и выбранные упражнения элективной дисциплины «фитнес-йога» могут служить хорошим оценочным средством физического качества «силовая выносливость» и «сила». Данные упражнения теста просты в исполнении, их технически просто организовать как контрольное тестирование «входящего» и «исходящего» контролей. Они доступны всем обучающимся и информативно могут показать уровень подготовленности на данном этапе. По результатам выполнения упражнений в начале и конце семестра можно определить прогресс определённого физического качества.

По итогам обработки входящих и итоговых результатов, определении среднего показателя, можно составить предварительную оценочную шкалу, отталкиваясь от полученных средних результатов. В нашем случае она получилось по трём показателям такая (табл.).

Таблица

Тестовое упражнение Низкий (в сек.) Средний (в сек.) Высокий (в сек.)

«планка» 59 и ниже 60-70 71 и выше

«навасана» 29 и ниже 30-40 41 и выше

«поза саранчи» 69 и ниже 70-80 81 и выше

Работа по корректировке и созданию данного курса с обучающимися вуза те-«фонда оценочных средств» элективного сты, контрольные упражнения и их оценка направления «фитнес-йога» продолжается. дополняются и уточняются. В ходе практической работы, прохождения

Библиографический список

1. Соловьева, Н.В. Мотивация обучающихся при выборе элективного направления «Фитнес» / Н.В. Соловьева, Д.С. Евтропкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 6-2. - С. 87-89. - DOI 10.24411/2500-1000-2019-11318.

2. Андрющенко, Л.Б. Фонды оценочных средств по дисциплине «Физическая культура» /Л. Б. Андрющенко, И.В. Лосева // Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами: Материалы Всероссийской научно-методической конференции, Тюмень, 21 -23 ноября 2015 года. - Тюмень: Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2015. - С. 31-36.

3. Соловьева, Н.В. Оценка физических качеств у студентов, занимающихся на элективном направлении «Фитнес йога», начальная ступень / Н.В. Соловьева // Тенденции развития науки и образования. - 2023. - № 94-6. - С. 120-123. - DOI 10.18411Лтю-02-2023-323.

4. Боброва, Г.В. Обоснование выбора контрольных упражнений в качестве оценочных средств дисциплин по физической культуре в вузе / Г.В. Боброва, О.В. Подкопаева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2023. - № 4 (218). - С. 30-33. -DOI 10.34835^П.2308-1961.2023.04^30-34.

OPTION FOR ASSESSING THE PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS IN THE ELECTIVE DIRECTION «FITNESS YOGA»

N.V. Solovyova, Senior Lecturer Petrozavodsk State University (Russia, Petrozavodsk)

Abstract. Assessing the physical qualities of students is one of the important areas in the work of a university physical education teacher. In this work, we consider options for testing strength endurance in the discipline "physical culture" of the elective direction "fitness". The purpose of our research is to select control exercises that meet the criteria of the educational process in the new direction of elective physical education "fitness yoga". Tests must correspond to the material and technical base of the university, be accessible and easy to perform, and have sufficient information content for conducting intermediate and final control in the learning process.

Keywords: test, control exercise, fund of assessment tools, elective physical education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.