Научная статья на тему 'ВАНДАЛИЗМ КАК ФОРМА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

ВАНДАЛИЗМ КАК ФОРМА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
92
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
ВАНДАЛИЗМ / ОТЦОВСКИЙ И МАТЕРИНСКИЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ / ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлова Ирина Владимировна

В указанной статье представлено изучение влияния стилей воспитания несовершеннолетнего подростка и благосостояния семьи на склонность подростка к вандализму.This article presents a study of the influence of parenting styles of a minor teenager and the welfare of the family on the propensity of a teenager to vandalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВАНДАЛИЗМ КАК ФОРМА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

УДК 37

Психолого-педагогические науки

Козлова Ирина Владимировна, преподаватель, Кафедра психологии и педагогики профессиональной

деятельности, ФКОУ ВО ВЮИ ФСИНРоссии, г. Владимир

ВАНДАЛИЗМ КАК ФОРМА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПОДРОСТКОВ

Аннотация: В указанной статье представлено изучение влияния стилей воспитания несовершеннолетнего подростка и благосостояния семьи на склонность подростка к вандализму.

Ключевые слова: вандализм, отцовский и материнский стиль воспитания, отношения в семье.

Annotation: This article presents a study of the influence of parenting styles of a minor teenager and the welfare of the family on the propensity of a teenager to vandalism.

Keywords: vandalism, paternal and maternal parenting style, family relationships.

В то время как явления преднамеренного разрушения и повреждения частной собственности известны с древних времен термин вандализм, появляется только в 19 столетии.

Было проведено много исследований, посвященных вандализму в области криминологии, социологии, психологии и образования. Тем не менее мало внимания уделялось исследованию взаимосвязи между склонностью ребенка к вандализму и отношениями между ребенком и родителями.

Вандализм - преднамеренная порча и умышленное осквернение каких-

либо материальных или духовных ценностей. Проявления вандализма приносят громадный финансовый ущерб и приводят к негативным социальным последствиям. Так, по некоторым оценкам, 30% затрат на ремонт в жилищно-коммунальной сфере приходится на ликвидацию последствий вандализма. Огромные убытки приносят повреждения и хищения на железных дорогах, в метрополитене и на других видах транспорта ежегодно возрастают и приносят большой материальный урон.

Циничные надписи на стенах домов, памятниках, загрязнение стен транспортных салонов - «граффити», замусоривание парков и скверов, разорение клумб и цветников, битье стекол на остановках и в самом транспорте портят настроение всем, кто это видит [3].

Анализируя основные предикторы склонности подростков к вандализму можно сделать вывод, что атмосфера насилия в семье играет ключевую роль в формировании склонности подростков к вандализму. Стиль материнского воспитания оказывает большее влияние на определение деструктивного поведения подростков чем отцовский особенно когда стиль воспитания отца невмешательство.

Вандализм широко распространен в современной среде, но проблема оценки и предотвращения этого очень сложна. Как правило общество не обращает особого внимания на значительные потери и негативные социальные последствия вандализма и поэтому не проявляет особого интереса к раскрытию его, причины и предикторов. Однако вандализм приводит не только к прямым потерям, но и к негативному психологическому воздействию на всех членов общества из-за проживания в окружающей среде поврежденной в результате вандализма.

- Во-первых такая обстановка повышает уровень стресса и снижает субъективное социальное благополучие.

- Во-вторых это разрушение обладает вирусным эффектом создания и распространения импульса к подражанию такому действию, особенно среди подростков.

- В-третьих объекты, поврежденные вандалами провоцируют дальнейшее разрушительные действия не только по отношению к окружающей среде, но и по отношению, к самому себе и другим людям независимо от его мотивации вандализм наносит огромный ущерб и приводит к финансовым потерям во всем мире.

Большинство исследователей, исследующих вандализм сходятся во мнении, что такое разрушительные поведение наиболее распространено в подростковом возрасте. Это часто сопровождает агрессивное поведение подростков - жестокое обращение с животными и другие девиации.

Одним из наиболее важных социальных рисков вандализма является то что эта модель поведения может сочетаться с более опасными девиациями воспитания, а также общая дисгармония и непоследовательность в воспитании может привести к постоянному принятию детьми девиантных форм поведения.

Родительский отказ от своих детей и отсутствие родительской любви тепла и связь со с детьми часто являются причинами детских психических проблем.

Тем не менее вопрос о семейном определении вандализма ребенка остается нерешенным, не расследованным. Для более глубокого понимания фундаментальных причин подросткового вандализма необходимо изучать корреляцию между стилями семейного, неправильное воспитание и склонность подростков к вандализму. Благополучная семья или нет этот вопрос имеет важное значение для формирования готовности подростков к вандализму готовность участвовать в разного рода вандализме. Воспитание влияет на склонность подростков к вандализму.

Подростки являются активными партнерами в процессе воспитания так как у них есть, свои собственные представления о своих родителях, их взаимоотношениях с ними и воспитании.

Оценка детей в пубертатный период, когда подростки активно выступают против всех, как правило наиболее сильно отличается от оценки родительского стиля воспитания.

Рассмотрим формы вандализма:

- захват чужого собственность ради собственной выгоды;

- оскорбление;

- тактический прием как средство достижения каких-то других целей проявление любопытства;

- деструктивные эксперименты с целью исследования эстетический изменения и улучшения окружающей среды в соответствии со своими собственными идеалами;

- конформизм, подталкиваемый группой желанием подражать поведению других членов группы предположим, что в этой группе подростков практически все представленные типы мотивов;

- любопытство и скука являются распространенными причинами подросткового вандализма.

Подростки из благополучных семей имеют минимальный риск совершения вандализма. Родительское внимание к своим детям и конструктивный диалог между, ними не способствуют развитию негативных чувств у этих подростков, анализ психологических причин отклонений в родительском воспитание в этой группе выявило две наиболее вероятные причины такого материнского отношение к подростку и ее выбор деструктивного стиля родительского воспитание. Они являются проекцией ее собственных нежелательных черт на ребенка, устойчивая система стереотипов о женских и мужских чертах характера. Кроме того, матери из этой группы как правило убеждены в правоте своих родительских усилий, и эти матери часто воспринимают подростков как взрослых и неосознанно заставляют их быть независимыми и уверенными в себе тем самым развивая комплексы вины, гиперответственность и чувство неполноценности у подростков. Эти матери демонстрируют свою собственную доминирующую позицию и отказываются слушать подростков и понимать их потребности сознательно дистанцируясь от детей и требуя подчинения.

В неблагополучных семьях отец играет минимальную роль

в родительском воспитании, и он мало интересуется развитием ребенка. Основными причинами такого поведения в семейной сфере являются отсутствие эмоционального контакта с обоими родителями или одним из них, а также низкий, уровень взаимопонимание и сотрудничества между родителями.

Тем не менее подросток из неблагополучной семьи воспринимает все воспитательные усилия матери скорее позитивными.

Несмотря на это отсутствие родительского интереса к подростку и отсутствие у подростка самостоятельности создают готовность подростка участвовать в вандализме. Мы предполагаем, что у подростка склонность к вандализму в данном случае связана с его ее детскими отношениями, с родителями, то есть когда ребенок привлекает родительское внимание посредством неповиновения влияние и другие негативные модели поведения [2].

Состоятельные семьи - отдельные случаи подросткового вандализма внутри этой группы имеют несколько существенно отличающихся предикторов в семейной сфере. Мать может провоцировать подростка на деструктивные действия повышением требований, ограничением его свободы и независимости. В то же время может быть слишком строгое наказание за любые провинности даже те, которые редки и незначительны.

В причины доминирования матери и ее строгого стиля родительского воспитания может добавится поток от переноса ее конфликта с мужем в сферу материнства -отношения с детьми, а также проецирование своих собственных нежелательных черт на ребенка.

Как результат подростковый вандализм может иметь функцию высвобождения негативные эмоции и выражение агрессии по отношению к предметам, рассматриваемым как, заменители самой матери: например, домашние и мамины личные вещи бытовая техника мебель и т д.

Отец может спровоцировать вандализм подростка своим невмешательством в процесс воспитания. Отец может воспринимать подростка как друга и партнера по общим интересам, а также как соперника, борющегося

за внимание своей жены, и как незнакомца который живет собственной жизнью.

Следовательно, материнский и отцовский стили воспитания по-разному влияют на поведение несовершеннолетних как в неблагополучных, так и в благополучных семьях.

В любом случае эмоциональный контакт между родителями и подростком, а также хорошие неконфликтные отношения подростка с его ее родителями позволяют снизить риск подросткового вандализма в целом [4].

Таким образом можно сделать вывод о значительной корреляции между склонностью к вандализму и насилию и недружелюбной атмосферой в семье, кроме того анализ стилей родительского воспитания как предикторов подросткового, склонность к вандализму дополнительно уточняет какие типы материнского и отцовского, поведения и отношения с ребенком способствуют склонности подростка к вандализму.

Это подтверждает и тезис о том, что строгий контроль со стороны других, людей может привести к агрессивному поведению ребенка, но оно также показывает разницу между благополучными и неблагополучными семьями в этом вопросе. Подросток из неблагополучной семьи воспринимает воспитательные усилия матери вполне позитивно.

Таким образом можно найти основные предикторы склонности подростков к вандализму в стилях родительского воспитания. При этом мы должны учитывать, что отцовские и материнские стили воспитания оказывают различное специфическое воздействие на развитие склонности к вандализму.

Библиографический список:

1. Абдулова Т.П. Социализация ребенка в пространстве семьи. (2013). семейное пространство Психологические исследования 6 (31), 9.

2. Богданова М В Русяева И А Вылегжанина А О Гендерные и возрастные аспекты ребенка (2016). психологическая защита в отношениях между ребенком и матерью Психология в России Современное

состояние.состояние 9(3), 141-158.

3. О. В. Кружкова И. В. Воробьева Н. Е. Жданова А. О. Левкина.Подростковый вандализм роль родителя и ребенка: Взаимосвязь в развитии деструктивного поведения. Психология в России современное состояние: Том 11 Выпуск 3, 2018 г

4. Чеми Л. Граховинова Т. Чап П. и Старостова О. (2014). Агрессивное поведение подростков анализ популярности и семейных факторов социальных отношений и школы: чехословацкая психология - 58(3), 242-253.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.