СтатьяМЛск
УДК 159.923.5
Б01:10.26795/2307-1281-2020-8-3-6
ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВАНДАЛИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ1
Е. Н. Волкова1, Е. А. Митицина2
1ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», Санкт-Петербург, Российская Федерация 2ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», Псков, Российская Федерация
АННОТАЦИЯ
Введение. В статье представлен обзор российских и зарубежных исследований вандализма среди детей и подростков, который выполнен с целью выделить личностные и средовые детерминанты вандальной активности учащихся, а также определить возможности их учета при разработке способов превенции вандального поведения.
Материалы и методы. Анализ, обобщение и структурирование результатов исследований, теоретического материала и практических рекомендаций по проблеме вандального поведения молодежи.
Результаты исследования. Общий список публикаций составил 1499 российских и зарубежных работ. Содержание отобранных в соответствии с выделенными критериями 44 публикаций позволяет дать характеристику сущности вандализма и его видов, возрастным, гендерным и личностным предикторам вандального поведения, протективным и провокативным факторам вандализма в образовательной и семейной среде, а также направлениям его профилактики.
Обсуждение и заключения. Проведенный анализ дает возможность рассматривать вандализм как форму агрессивного поведения детей и подростков и наметить перспективы разработки программы профилактики вандализма среди учащихся. В качестве перспектив исследования выделяется необходимость более подробного эмпирического изучения ситуативных факторов и социально-психологических детерминант, которые выступают пусковым механизмом вандального поведения, а также учет российских социокультурных условий.
Ключевые слова: вандализм, агрессивное поведение, девиантное поведение, подростки, образовательная среда, профилактическая программа.
Для цитирования: Волкова Е.Н., Митицина Е.А. Обзор психологических исследований вандализма детей и подростков как основа проектирования программ профилактики в образовательной среде // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №3. С.6.
1 Публикация подготовлена в рамках государственного задания № 073-00032-20-00 по проекту «Разработка
современной концепции комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной среде и ее научно-методическое обеспечение, включая апробацию и подготовку к внедрению».
REVIEW OF PSYCHOLOGICAL STUDIES OF VANDALISM OF CHILDREN AND ADOLESCENTS AS THE BASIS FOR DESIGNING PREVENTION PROGRAMS IN THE
EDUCATIONAL ENVIRONMENT1
E. N. Volkova1, E. A. Mititsina2
1Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russian Federation 2Pskov State University, Pskov, Russian Federation
ABSTRACT
Introduction. The article provides an overview of Russian and foreign studies of vandalism among children and adolescents, which is carried out in order to highlight the personal and environmental determinants of vandal activity of students, as well as to determine the possibilities of taking them into account when developing methods for preventing vandal behavior.
Materials and Methods. Analysis, generalization and structuring of research results, theoretical material and practical recommendations on the problem of vandal behavior of young people. Results. The total list of publications was 1499 russian and foreign works. 44 articles were selected for analysis in accordance with the issued criteria. The content of these works allows us to characterize the essence of vandalism and its types, age, gender and personal predictors of vandalism, protective and provocative factors of vandalism in the educational and family environment, as well as directions for its prevention.
Discussion and Conclusions. The analysis will provide an opportunity to consider vandalism as a form of aggressive behavior of children and adolescents and to outline the prospects for the development of a program to prevent vandalism among students. As a research perspective, the need for a more detailed empirical study of situational factors and socio-psychological determinants that act as a trigger for vandal behavior, as well as taking into account Russian sociocultural conditions, is highlighted.
Keywords: vandalism, aggressive behavior, deviant behavior, adolescents, educational environment, prevention program.
For citation: Volkova E.N., Mititsina E.A. Review of psychological studies of vandalism of children and adolescents as the basis for designing prevention programs in the educational environment // Vestnik of Minin University. 2020. Vol. 8, no. 3. Р.6.
Введение
Наблюдение разрушительных последствий вандального поведения в окружающей среде стало достаточно привычным явлением. Вандализм как форма деструктивного поведения часто интерпретируется как протестная реакция и связывается с ослаблением функции социального контроля. Частота встречаемости, вариативность вандальных
1 The publication was prepared within the framework of state assignment No. 073-00032-20-00 under the project "Development of a modern concept for the comprehensive prevention of aggressive behavior in the educational
environment, and its scientific and methodological support, including testing and preparation for implementation".
действий, вероятная безнаказанность, трансляция процесса и результатов деструктивной активности посредством Интернет-каналов способствует популяризации этой формы поведения именно в среде молодежи.
Понятие вандализма отличается терминологической неопределенностью. С одной стороны, бытовое сознание достаточно четко определяет вандализм как совокупность осознанных действий и поступков человека, направленных на повреждение общественно значимых объектов [10]. На этой основе масштабы вандализма оцениваются путем подсчета материального ущерба и затраченных средств на восстановление разрушенных объектов. С другой стороны, вандализмом считают весьма обширный перечень поступков, начиная от уголовно наказуемых деяний (разрушение памятников, осквернение святынь) до мелких разрушительных действий (надпись на парте, вырванная страница учебника). Каждое из этих действий имеет различный, порой антагонистичный психологический смысл и содержание. Понимание психологической сущности каждого акта вандализма особенно важно, если речь идет о вандальном поведении детей и подростков.
Прежде всего это актуально для образовательной среды, где проявления вандализма кажутся на первый взгляд достаточно безобидными. Однако часто такие действия являются предпосылками более разрушительных форм поведения, закрепляют устойчивые паттерны вандального поведения, провоцируют появление различных видов агрессии в образовательной среде, приводят к серьезным правонарушениям.
Проблема своевременной диагностики и профилактики вандального поведения остро стоит для образовательных учреждений, начиная с младшей школьной ступени, поскольку школа - это первый институт социализации в жизни ребенка, который дает возможность проявлять себя по-настоящему самостоятельно и независимо. Реализуя себя в интеллектуальном, социальном и физическом плане, ребенок находит в образовательном учреждении экспериментальную площадку для проверки своих возможностей, приобретает опыт социально значимого оценивания. Одним из важнейших результатов таких экспериментов должно стать усвоение четких критериев социальной нормативности поведения. Вандализм - сознательное разрушение социально значимых ценностей - должен получать в глазах ребенка однозначную оценку со стороны общества как недопустимое, ненормативное поведение. Предотвращение этого вида деструктивного поведения как педагогическая задача должна формулироваться в отношении детей уже на ранних этапах развития и тем более в начальной школе. Известно, что опыт вандального поведения ребенка, не получивший негативной оценки, способствует повышению толерантности к вандализму [34].
В настоящее время, несмотря на увеличение количества работ, освещающих актуальность поставленной проблемы в социальном плане, виды вандализма, а также личностные и социально-психологические особенности подростков-вандалов, наблюдается явный недостаток исследований, раскрывающих пусковые механизмы вандальной ситуации, факторы их предотвращения, которые позволили бы разработать и внедрить эффективные программы вмешательства и профилактики. Необходимость разработки таких программ проявляется в масштабе как системы образования, так и общества в целом. В них нуждаются педагоги и психологи, социальные работники и сотрудники правоохранительных органов, родители и сами дети.
Целью настоящей статьи выступает обобщение результатов теоретических, эмпирических и экспериментальных исследований вандализма детей и подростков для создания основы проектирования профилактических программ вандального поведения в
образовательной среде. В рамках данного исследования мы осуществили попытку проанализировать личностные и средовые детерминанты вандальной активности учащихся по материалам отечественных и зарубежных психологических публикаций, а также определить возможности их учета при разработке способов превенции вандального поведения.
Материалы и методы
На первом этапе нашего исследования осуществлялся отбор отечественных и зарубежных научных статей для включения в обзор. Поиск научных публикаций в международных наукометрических базах данных Web of Science (https://www.apps.webofknowledge.com) и «PubMed - The National Center for Biotechnology Information» (https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/), а также в электронной библиотеке, интегрированной с Российским индексом научного цитирования (https://www.elibrary.ru), проводился с использованием ключевых слов «вандализм» («vandalism»), «вандальное поведение» («vandal behavior»), «дети», «подростки» («children», «adolescents»), «образовательная среда» («educational environment»), «семья» («family») за период 20002020 гг. (см. таблицу 1).
Поиск в каждой базе данных прекращался в тот момент, когда содержание статьи было нерелевантно поисковому запросу. Общий список публикаций составил 1499 российских и зарубежных работ. Из числа просмотренных статей в анализ были включены 44 публикации, среди которых 16 статей на русском языке и 28 англоязычных источников.
Таблица 1 - Количество просмотренных и отобранных для анализа публикаций / Table 1 - Amount of viewed and selected publications for analysis
НЭБ elibrary PubMed Web of Science
Просмотрено / Viewed 570 из 14274 267 из 267 662 из 1335
Отобрано / Selected 16 13 15
Основными методами исследования выступили анализ, обобщение и структурирование результатов исследований, теоретического материала и практических рекомендаций по проблеме вандального поведения молодежи.
Результаты исследования
Содержание публикаций было сконцентрировано вокруг следующих тем (см. таблица 2).
Таблица 2 - Распределение статей по направлениям исследования / Table 2 - Distribution of articles by research area
№ Тема исследования/ Research topic Автор и год издания статьи / Author and year of publication of the article
1. Понятие и виды вандализма / Concept and types of vandalism Johnson K.D., 2005. Nordmarker A., Hjarthag F., Perrin-Wallqvist R., Archer T., 2016. Vorobyeva I.V., Kruzhkova O.V., Zhdanova N.E., 2016. Bazrafshan M.-R., Abdi A., Masmouei В., 2018. Ватова Л.С., 2002. Волкова Л.А., 2009. Воробьева И.В., Кружкова О.В., 2011. Воробьева И.В., Кружкова О.В., Руденкин Д.В., 2017. Гурова О.В., 2018. Блинова О.А., Оболенская А.Г, 2019
2. Связь вандализма с другими видами девиантного поведения / Relationship of vandalism with other types of deviant behavior Ватова Л.С., 2002. Гурова О.В., Кружкова О.В., 2017. Storvoll EE., Wichstrom L., Kolstad A., 2002. Van Lier P.A.C., Vitaro F., Barker E.D., Koot H.M., Tremblay R.E., 2009. Lucia S., Killias M., 2011. Csemy L., Hrachovinova T., Cap P., 2014. Van Ouytsel J., Ponnet K., Walrave M., 2017. Vilalta C.J., Fondevila G., 2018
3. Возрастные и гендерные особенности вандализма / Age and gender characteristics of vandalism Волкова Л.А., 2009. Гурова О.В., 2018. Lacourse E, Cote L., Nagin D.S., 2002. Storvoll E E., Wichstram L., 2002. Van Lier P.A.C., Vitaro F., Barker E.D., Koot H.M., Tremblay R.E., 2009. Csemy L., Hrachovinova T., Cap P., 2014. Nordmarker A., Hjarthag F., Perrin-Wallqvist R., Archer T., 2016. Burt S.A., Hyde L.W., Frick P.J., Jaffee S.R., Shaw D.S., Tremblay R., 2018
4. Личностные предикторы вандального поведения / Personal predictors of vandal behavior Ватова Л.С., 2002. Воробьева И.В., Кружкова О.В., 2011. Воробьева И.В., Кружкова О.В., 2013. Воробьева И.В., Кружкова О.В., 2015. Чиркова Т.И., 2014. Гурова О.В. Кружкова О.В., 2017. Фетискин Н.П., 2017. Воробьева И.В., Кружкова О.В., Руденкин Д.В., 2017. Carrasco M.A., Barker E.D., Tremblay R.E., 2006. Ritakallio M., Kaltiala-Heino R., Kivivuori J., Luukkaala T., Rimpela M., 2006. Nordmarker A., Hjarthag F., Perrin-Wallqvist R., Archer T., 2016. Vorobyeva I.V., Kruzhkova O.V., Zhdanova N.E., 2016
5. Проявления вандализма в образовательной среде / Vandalism Гурова О.В., Кружкова О.В., 2017. Гурова О.В., 2017. Кружкова О.В., Воробьева И.В., Гурова О.В., 2017. Horowitz T., Tobaly D., 2003.
in the educational environment Nijhof K.S., Scholte R.H.J., Overbeek G., 2010. Ervasti J., Kivimaki M., Puusniekka R., Luopa P., Pentti J., Suominen S., Vahtera J., Virtanen M., 2012. Csemy L., Hrachovinova T., Cap P., 2014. Moyo G. Khewu N.P.D., Bayaga A., 2014. Bradshaw C.P., Milam A.J., Furr-Holden C.D.M., 2015. Vilalta C.J., Fondevila G., 2018
6. Семейные условия как предпосылка вандального поведения / Family conditions as a prerequisite for vandalism Воробьева И.В., Кружкова О.В., 2015. Cox M., Pritchard C., 2007. Scholte R.H.J., Engels R.C.M.E., de Kemp R.A.T., 2007. Torrente G., Vazsonyi A.T., 2012. Moyo G., Khewu N.P.D., Bayaga A., 2014. Maneiro L, Cutrin O., Sobral J., 2016. Wang C., Kieu Anh Do, Bao L., 2018. Kruzhkova O.V., Vorobyeva I.V., Zhdanova N.E., 2018
7. Методы профилактики вандализма в образовательной среде / Vandalism prevention methods in the educational environment Ватова Л.С., 2002. Литвинов А.В., 2012. Воробьева И.В., Кружкова О.В., 2015. Lacourse E, Cote L., Nagin D.S., 2002. Beard K.Y., Sugai G., 2004. Гурова О.В., Кружкова О.В., 2017
По формальным признакам проведенный анализ позволил выделить две основные тенденции в исследовании вандализма. Во-первых, наблюдается возрастание числа работ в последнее десятилетие. Так, если в обзор были включены 14 публикаций, датированных 2000-2010 гг., то за период 2011-2020 гг. таких работ было уже 30. Можно также отметить, что в отечественной психологии преобладают исследования, в которых разрабатывается теоретическая база изучения вандализма, описываются его механизмы и возможные пути предотвращения. В англоязычных источниках большее внимание уделяется анализу конкретных эмпирических данных.
Понятие вандализма и его видов
Проблема вандализма, являясь актуальной социальной проблемой, привлекает к себе внимание специалистов различных научных направлений. В междисциплинарном плане вандализм может рассматриваться с разных точек зрения. Так, правовой подход предполагает оценку вандализма как порчу частного или общественного имущества, осквернение значимых исторических мест, зданий или других сооружений. С позиций культурологического подхода вандализм выступает как проявление альтернативной культуры, способ отрицания традиционных ценностей. В психологических концепциях вандализм рассматривается как искажение социализации личности [6], ненормативное поведение, направленное на безосновательное уничтожение материальных и духовных ценностей [2, 10, 17, 27], защитная реакция и способ совпадающего поведения [43].
Параллельно научному дискурсу интересно рассмотреть представления о вандализме в обыденном сознании. В исследовании И.В. Воробьевой, О.В. Кружковой,
Д.В. Руденкина [6], проведенном на молодежной выборке, лидирующими ответами, определяющими сущность вандализма, стали: разрушение - 25%, злость - 19%, самовыражение - 18%, творчество - 18%, преступление - 18%. Большинство представителей молодого поколения характеризуют такое поведение как социально деструктивное, но вполне допускают его оправдание.
Авторы отмечают, что вандализм редко проявляется изолированно, обычно он сочетается с другими видами девиаций. Во многих исследованиях подчеркивается агрессивная природа вандального поведения [2, 11, 23, 40]. Его можно рассматривать по аналогии с агрессивными действиями в адрес других людей, с тем отличием, что разрушительным воздействиям подвергаются неодушевленные предметы. При этом в основе вандализма могут лежать защитные механизмы замещения и сублимации, которые позволяют отреагировать энергию гнева, перемещая ее с источника стресса на более доступный объект [43].
Некоторые исследователи объединяют в одну группу вандализм и воровство, считая их деструктивными скрытыми видами отклоняющегося поведения [38]. Молодежь, которая признает, что плохо обращалась с животными, имеет более высокую вероятность совершения вандализма и серьезных насильственных действий [29]. Вандальная активность может сопровождаться более тяжкими правонарушениями - участием в бандах, употреблением наркотиков, запугиванием [42]. Кроме того, вандализм способствует виктимизации подростков. Для учащихся с выраженной вандальной активностью зафиксирована повышенная опасность самим стать пострадавшими от насильственных действий [41].
Одной из наиболее цитируемых в психологической науке является типология вандализма С. Коэна [3], которая в том числе применима и для анализа разрушающего поведения в образовательных учреждениях [26]. Согласно этой классификации выделяется взыскательный вандализм как средство получения материальной выгоды; тактический вандализм, например, порча школьного оборудования, чтобы отменили контрольную работу; идеологический вандализм как протест против школьных правил; мстительный вандализм, например, разгром учебного кабинета после наказания; игровой вандализм, когда умышленно наносится ущерб имуществу в ходе игры, например, на спор; вредоносный вандализм для выражения гнева или разочарования.
И.В. Воробьева, О.В. Кружкова [7] предлагают разделять проявления вандального поведения на два типа - внутриличностный, который имеет тесную связь с эмоциональной сферой субъекта (мотив самоутверждения, власти, достижения личных целей), и средовой, который является внешне детерминированным (мотив конформизма, преобразование неудобной среды и др.).
В качестве самостоятельного вида вандализма выделяют графический [3, 33], при этом часто возникает дискуссия, что такое граффити - вандализм или искусство.
К новым и пока мало изученным видам вандализма можно отнести кибервандализм, который включает в себя взлом чужих страниц, интернет-троллинг, вмешательство в базы данных [1].
Индивидуально-личностные детерминанты вандального поведения детей и подростков
Большинство исследователей сходятся во мнении, что пик проявлений вандализма приходится на подростковый возраст [3, 20, 40], это обусловлено острыми кризисными
проявлениями данного возрастного периода. Однако существует мнение, что предпосылки вандального поведения нужно искать в более ранних возрастных периодах, начиная с дошкольного возраста [10, 28], когда ребенок демонстрирует сравнительно безобидные способы негативного обращения с материальными объектами - ломает игрушки, небрежно относится к чужим вещам. Таким способом дошкольники, мотивированные на успех, но не достигающие его в силу различных обстоятельств, стараются привлечь к себе внимание значимых других. Закрепление подобной модели поведения может привести в будущем к формированию высокой вандальной активности.
Во многих исследованиях внимание обращается на гендерные различия в проявлении вандализма. Доказано, что эта форма девиации более свойственна мальчикам [23, 37, 40]. Есть сведения, что мальчики чаще прибегают к разрушающему поведению, тогда как девочки более склонны к граффити [33].
В исследованиях личностных коррелятов склонности к вандализму упоминаются такие личностные черты, как импульсивность и экстраверсия [21, 33], депрессивные переживания [15, 35], тревожность, ригидность, возбудимость, агрессивность, демонстративная и астеническая акцентуации [2]. Некоторые отечественные исследователи видят в качестве основных личностных предпосылок вандализма деформацию ценностно-смысловой сферы личности [4, 9], в частности размытость доминирующей личностной цели, рассогласованность личностного смысла [15], утрату смысла жизни, доминирование ценностей материального потребления [16]. Однако встречаются сведения и о позитивных личностных чертах подростков, склонных к вандальному поведению, которые могут выступить ресурсами для осуществления профилактической и коррекционной работы. О.В. Гурова и О.В. Кружкова [11], рассматривая вандализм как выражение субъектности личности, на основании эмпирического исследования отмечают у подростков с высокой готовностью к вандальному поведению самостоятельность, креативность, сильную волю, стойкость в сложные периоды жизни.
В качестве важнейшей внутриличностной детерминанты вандального поведения подростков рассматривается его мотивация. В психологической литературе описываются отдельные мотивы вандальной активности молодежи: экзистенциальный мотив вандализма, то есть стремление подростка испытать свои возможности и найти свое место в социальном пространстве [11]; мотив снятия стресса, отреагирования отрицательных эмоций [43], при этом высокий уровень удовлетворенности жизнью, напротив, снижает вероятность вандализма [17]; коммуникативный мотив - донесение до сограждан позиции меньшинства, маркирование территории как принадлежащей определенной группировке [8]; мотив, сопряженный с риском, поиском острых ощущений в связи с возможной угрозой наказания или совершением вандальных действий в опасных местах с угрозой для жизни и здоровья [6].
К числу наиболее разработанных классификаций мотивов вандализма можно отнести типологию Д. Кантера [цит. по 3, с. 122], которая включает: гнев, вызванный неспособностью достичь чего-либо; скука, желание получить новые впечатления; исследование с целью познания; эстетическое переживание, стремление преобразовать среду, чтобы она стала более приятной; экзистенциональное исследование как проверка возможности своего влияния на общество.
И.В. Воробьевой и О.В. Кружковой [7] предлагается классификация мотивов вандализма учащихся подросткового и юношеского возраста, которая положена в основу разработки единственного русскоязычного опросника диагностики мотивации вандального поведения. В соответствии с этой классификацией мотивами вандальных действий могут
выступать: приобретение, нажива; разрушение, агрессия; достижение личных целей; интерес; познание; самоутверждение; власть; принадлежность к группе; комфорт; развлечения.
Протективные и провокативные факторы вандализма в образовательной среде
Наиболее известными отечественными исследованиями по тематике вандализма в школьной среде являются работы коллектива авторов под руководством О.В. Кружковой, в которых основной причиной вандализма выступает депривация субъектных потребностей учащихся в образовательном учреждении [11,12]. Подросток стремится преобразовать окружающую его материальную среду, тем самым он пытается оказать влияние на социальный мир и получить доказательство собственных возможностей, однако часто выбирает для этого социально неприемлемые, разрушительные способы. Авторами рассматривается семантическое содержание школьного графического вандализма у подростков, в котором символы самоидентификации составляют 30,9%, маркировка межличностных отношений - 26,7%, символы депривации потребностей - 16,4%, проекция состояний, эмоции - 10,2%, выражение жизненной позиции - 8,6%, символы социально-регрессивного содержания - 5,9%, делинквентные надписи - 1,3%. Ими также анализируются места распространения графического вандализма в образовательной среде: в классных комнатах - 36%, в туалетных комнатах - 26% (женские - 42%, мужские - 58%), в подсобных помещениях - 14%, на внешних и внутренних стенах здания - 24% [13].
Западные исследования в основном концентрируются вокруг проблемы средовых факторов вандализма в образовательных учреждениях, среди которых на первое место выдвигаются социальные отношения. Наиболее мощное воздействие на проявление вандального поведения оказывает влияние сверстников, т.к. оно усваивается в соответствии с механизмом социального научения. Имеются данные о том, что у подростков происходит искажение интерпретации девиантного поведения, демонстрируемого более высокостатусными сверстниками, что повышает восприимчивость при усвоении этих действий [32]. Даже факт более длительного времяпрепровождения со сверстниками сразу после школы и по выходным может стать фактором риска вандализма [23].
Во многих исследованиях указывается на важность отношений с учителями в генезисе школьного вандализма [25]. Провокативным фактором выступает несправедливое отношение со стороны учителей [42] и их чрезмерные ожидания [23]. I. ЕгуаБй и соавторы [24] на репрезентативной выборке (более 17 тысяч школьников) установили, что количество актов вандализма в школе увеличивалось при кратковременном отсутствии учителей (1 -3 дня по болезни). Напротив, хорошие отношения с учителями являются фактором, снижающим вероятность проявлений вандализма не только внутри школы, но и за ее пределами.
Среди других параметров школьной среды, выступающих в качестве предикторов вандального поведения, отмечаются стрессовый характер школы и соответственно высокий уровень школьной тревожности [23, 25], непопулярность школьной среды [23], отторжение школьных правил [42], низкий уровень идентификации с местом учебы [31]. Важным аспектом является восприятие учащимися присутствующих в школе примеров вандализма и граффити, которое также может провоцировать подобное поведение [19, 25].
Семейная обусловленность вандальной активности детей и подростков
Большинство исследователей семейных факторов вандализма сходятся во мнении об общей обусловленности вандализма негативным характером отношений с родителями [30, 31]. Отмечается, что особенности общения с родителями могут оказывать на проявления девиантного поведения и вандализма в частности даже большее влияние, чем личностные детерминанты [39]. Существуют отдельные исследования, которые дают более дифференцированное представление о качестве детско-родительских отношений в контексте проявления детьми поведенческих девиаций. Так, R.H.J. Scholte и соавторы [36] установили, что в парах однополых сиблингов (справедливо только для мальчиков) младшие братья проявляют большую склонность к вандализму в случае негативных отношений с матерью. O.V. Kruzhkova, I.V. Vorobyeva, N.E. Zhdanova [27] также подтверждают, что стиль материнского воспитания оказывает большее влияние на определение деструктивного поведения подростков, чем отцовский, особенно когда родительский стиль отца является «невмешательством».
Поскольку характеристики детско-родительских отношений являются основой для формирования границ допустимой активности ребенка, определенные стили родительского воспитания (например, отсутствие сотрудничества с ребенком или, напротив, стремление к симбиозу с ним) могут способствовать выбору детьми специфических деструктивных стратегий взаимодействия с объектами материальной среды [5]. На основании исследования, проведенного на китайской выборке, были сделаны выводы, что у мальчиков-подростков возрастает предрасположенность к вандальному поведению в случае сочетания автономии от родителей и высокой самооценки своей независимости [44].
Отсутствие конфликтов и теплые эмоциональные связи в семье, напротив, выступают факторами, ингибирующими вандализм [23, 39].
Девиантное поведение, демонстрируемое самими родителями, также в ряде случаев выделяется в качестве детерминанты вандализма детей и подростков. По данным М. Cox и С. Pritchard [22], 32% обучающихся старших классов, имеющих курящих родителей (особенно отца), демонстрировали акты вандализма. На основе эмпирического исследования O.V. Kruzhkova, I.V. Vorobyeva, N.E. Zhdanova [27] пришли к выводу, что атмосфера насилия в семье играет ключевую роль в формировании у подростков склонности к вандализму.
Анализ методов профилактики вандализма
Несмотря на несомненную актуальность своевременного предупреждения вандального поведения, в научной литературе встречается крайне мало примеров целостных профилактических программ вандализма. Довольно часто в качестве системы превентивных мер против разрушающего поведения предлагаются приемы, которые могут быть отнесены к большинству видов девиаций и являются неспецифическими для вандализма, они касаются развития морально-нравственного сознания или структурирования свободного времени учащихся. Так, рекомендуется формирование гражданственности, поведенческой культуры, способности жить в гармонии с собой и окружающим миром [14], создание благоприятного климата в коллективе, возможностей самореализации, развитие коммуникативных навыков и рефлексии, организация активного досуга [2].
И.В. Воробьева и О.В. Кружкова [4] предлагают наиболее разработанную в отечественной психологии программу профилактики вандализма, основной акцент в которой делается на работу с ценностной сферой учащихся. На основании собственных эмпирических исследований она делает вывод о том, что подростки, совершившие акты
вандализма, делают это сознательно на основе согласованной системы ценностей асоциальной направленности, подростки, не занимающиеся вандализмом, но имеющие склонность к этому (группа риска), обладают неопределенностью в системе ценностей. Отсюда первая группа учащихся должна быть включена в коррекционную работу, вторая -в профилактическую. В монографии «Психология вандального поведения» [8] раскрываются детали организации этой работы. Психопрофилактика осуществляется через обучение способам отреагирования отрицательных эмоций, формирование персональной ответственности за среду, воспитание корпоративной культуры образовательного учреждения, информирование о санкциях. Важными аспектами психокоррекции выступают сублимация депривированных потребностей, работа с неформальными лидерами, привлечение к участию в санкционированном преобразовании среды т.д.
Опираясь на проанализированные профилактические программы, а также на эмпирические исследования протективных и провокативных факторов вандализма как деструктивной формы поведения подрастающего поколения, можно заключить, что профилактика вандального поведения должна основываться на следующих положениях:
- раннее начало профилактической деятельности, поскольку ряд лонгитюдных исследований показывает, что коррекционные вмешательства в более раннем возрасте оказались эффективными для нормализации поведения в подростковый период [18, 28];
- организация деятельности детей в образовательном учреждении для проявления их субъектной активности и тем самым сублимации деструктивных форм поведения [11];
- осуществление в ходе профилактики и коррекции дифференцированного подхода, исходя из мотивов вандального поведения учащихся [10];
- разработка комплексных программ с привлечением всех субъектов образовательного процесса, в том числе родителей и учителей; результаты исследования, проведенного K.Y. Beard и G. Sugai [18], показывают, что вмешательства, в которых участвовали учителя и родители, были связаны с уменьшением проблемного поведения в классе, которое сохранялось в течение 7 академических лет;
- ориентация на позитивные меры, а не на наказания; поскольку совершение акта вандализма часто носит скрытый характер, велика вероятность ошибки в определении виновных, что приводит к «навешиванию ярлыков»; гораздо важнее предотвратить несправедливые обвинения, чем разоблачить неправильное поведение;
- усиление включенности ребенка в школьную среду; многие исследования подчеркивают, что формирование идентичности человека с местом его деятельности выступает фактором бережного отношения к среде.
Обсуждение и заключения
Обобщая результаты исследований, включенных в настоящий обзор, сформулируем основные тезисы, важные для решения задачи организации комплексного подхода в области превенции вандального поведения детей и подростков.
Осмысление сущности феномена вандализма позволяет рассматривать его как вид агрессивного поведения детей и подростков, свидетельствующий об их личностном и социальном неблагополучии. По мнению многих авторов, агрессия и вандализм имеют общие корни и предполагают умышленное нанесение вреда, однако ориентированы на различные объекты. Причинение ущерба окружающим людям или материальной среде
обусловлено отсутствием у ребенка и подростка конструктивных навыков разрешения проблем.
Несмотря на то, что в исследованиях подчеркивается наличие специфических особенностей вандализма в образовательной среде, можно считать, что они остаются мало изученными, поскольку в литературе отсутствует детальное описание видов школьного вандализма, методика оценки их распространенности и выявления ситуативных условий, выступающих пусковым механизмом вандального поведения.
Протективные и провокативные факторы вандализма в образовательной среде имеют как общее, так и специфическое содержание с другими видами агрессивного поведения, в связи с чем большую важность приобретает изучение мотивационной стороны готовности совершать разрушительные действия и возможности переориентации данной мотивации в направлении просоциального поведения. Также перспективным вектором исследований, на наш взгляд, является изучение социально-психологических детерминант вандализма учащихся - влияние референтных групп, характер отношений со сверстниками, оценка вандальных действий со стороны взрослых.
Важным ограничением, выявленным в ходе обобщения накопленных данных, является заметное преобладание среди российских психологических исследований вандализма концептуальных работ, раскрывающих понятие и функции вандализма в молодежной среде, но не подкрепленных широкими эмпирическими исследованиями этого явления. Существует также недостаток эмпирических исследований со строго выверенной методологией исследования и охватывающих большие выборки учащихся.
Несмотря на указанные пробелы, систематизация сведений, опубликованных в отечественных и зарубежных научных источниках, позволяет наметить контуры разработки программы профилактической работы в области предупреждения вандализма среди детей и подростков. Это актуальное направление в стратегии воспитательной работы школы, которое пока еще не разработано, должно опираться на результаты междисциплинарных исследований личностных особенностей ребенка, протективных и провокативных факторов семейной и образовательной среды, установок общественного сознания и менталитета.
Список использованных источников
1. Блинова О.А., Оболенская А.Г. Профилактика подросткового кибервандализма // Подросток в мегаполисе: продолженное взросление: сборник трудов XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. А.А. Бочавер. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019. С. 26-31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42539554 (дата обращения: 04.05.2020).
2. Ватова Л.С. Психологические особенности личностей вандалов из среды молодежи и коррекционно-профилактической работы с ними // Психологическая наука и образование. 2002. №4. С. 27-37. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2002/n4/Vatova.shtml (дата обращения: 10.05.2020).
3. Волкова Л.А. Вандализм и граффити как одна из форм проявления девиации среди молодежи // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. №6-1. С. 120-124. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vandalizm-i-graffiti-kak-odna-iz-form-proyavleniya-deviatsii-sredi-molodezhi (дата обращения: 10.05.2020).
4. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Модель профилактики и предупреждения вандального поведения при деформациях и деструкциях ценностной сферы молодежи // Образование и наука. 2015. №1(3). С. 71-86. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3-71-86.
5. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Эмоциональное благополучие младшего школьника в семье: нарушения семейного воспитания и риски вандализма // Педагогическое образование в России. 2015. №11. С. 138-144. URL: http://joumals.uspu.ru/attachments/article/1086/23.pdf (дата обращения: 04.05.2020).
6. Воробьева И.В., Кружкова О.В., Руденкин Д.В. Вандализм молодежи как особенность и риск современной социализации // Педагогическое образование в России. 2017. №11. С. 30-36. URL: https://cyberleninka.m/article/n/vandalizm-molodezhi-kak-osobennost-i-risk-sovremennoy-sotsializatsii (дата обращения: 04.05.2020).
7. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Возможности диагностики мотивов вандального поведения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2011. №42(259). С. 35-40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17112838 (дата обращения: 10.05.2020).
8. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Психология вандального поведения. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2015. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36940266 (дата обращения: 16.05.2020).
9. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Роль ценностно-поведенческих деструкций в мотивационной готовности подростка к вандальному поведению // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 6, №4. С. 46-52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21004646 (дата обращения: 16.05.2020).
10. Гурова О.В. Вандальное поведение подростков как правовая и психологическая проблема // Образование и наука. 2018. Т. 20, №10. С. 76-94. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-10-76-94.
11. Гурова О.В. Кружкова О.В. Вандализм как деструктивная стратегия реализации субъектности подростка // Педагогическое образование в России. 2017. №3. С. 115-121. DOI: 10.26170/po17-03-18.
12. Гурова О.В. Школьный графический вандализм: механизм возникновения и реализации // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-9. С. 284-295. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30538960 (дата обращения: 04.05.2020).
13. Кружкова О.В., Воробьева И.В., Гурова О.В. Графический вандализм в школах: семантика и особенности расположения // Психология когнитивных процессов. 2017. №6. С. 153-157. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30372091 (дата обращения: 10.05.2020).
14. Литвинов А.В. Детское лицо вандализма. Что может сделать школа для предотвращения этой социальной беды // Народное образование. 2012. №4(1417). С. 204-212. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskoe-litso-vandalizma-chto-mozhet-sdelat-shkola-dlya-predotvrascheniya-etoy-sotsialnoy-bedy/viewer (дата обращения: 16.05.2020).
15. Фетискин Н.П. Типологии девиантных новообразований в детско-молодежных группах // Ярославский психологический вестник. 2017. №1(37). С. 60-65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30305719 (дата обращения: 10.05.2020).
16. Чиркова Т.И. Этюды методологического анализа факторов психологии разрушения // Научно-педагогическое обозрение. 2014. №4(6). С. 78-88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22309733 (дата обращения: 04.05.2020).
17. Bazrafshan M.-R., Abdi A., Masmouei В. The relation of social happiness and adjustment with vandalistic behavior of the children and young adults in the families under supervision of welfare office // Journal of Clinical and Diagnostic Research. 2018. Vol. 12, no. 8. Pp. LC5-LC9. DOI: https://doi.org/10.7860/JCDR/2018/35184.11916.
18. Beard K.Y., Sugai G. First step to success: An early intervention for elementary children at risk for antisocial behavior // Behavioral Disorders. 2004. Vol. 29, no. 4. Pp. 396-409. DOI: https://doi .org/10.1177/019874290402900407.
19. Bradshaw C.P., Milam A.J., Furr-Holden C.D.M. The school assessment for environmental typology (SAFETY): An observational measure of the school environment // American Journal of Commynity Psychology. 2015. Vol. 56, no. 3-4. Pp. 280-292. DOI: https://doi.org/10.1007/s10464-015-9743-x .
20. Burt S.A., Hyde L.W., Frick P.J., Jaffee S.R., Shaw D.S., Tremblay R. Commentary: Childhood conduct problems are a public health crisis and require resources: a commentary on Rivenbark et al. // Journal Child Psychology and Psychiatry. 2018. Vol. 59, no. 6. Pp. 711-713. DOI: https://doi.org/10.1111/jcpp.12930.
21. Carrasco M.A., Barker E.D., Tremblay R.E. Eysenck's personality dimensions as predictors of male adolescent trajectories of physical aggression, theft and vandalism // Personality and Individual Differences. 2006. Vol. 41, no. 7. Pp. 1309-1320. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2006.05.005 .
22. Cox M., Pritchard C. Comparison of problematic behaviours of 10th and 11th year Southern English adolescents. Part 2: Current drink, drug and sexual activity of children with smoking parents // International Journal of Adolescent Medicine and Health. 2007. Vol. 19, no. 2. Pp. 141-153. DOI: https://doi.org/10.1515/IJAMH.2007.19.2.141.
23. Csemy L., Hrachovinova T., Cap P. Aggressive behaviour of adolescents: prevalence and analysis of the role of family, peer and school-related factors // Ceskoslovenska Psychology. 2014. Vol. 58, no. 3. Pp. 242-253.
24. Ervasti J., Kivimaki M., Puusniekka R., Luopa P., Pentti J., Suominen S., Vahtera J., Virtanen M. Association of pupil vandalism, bullying and truancy with teachers' absence due to illness: a multilevel analysis // Journal of School Psychology. 2012. Vol. 50, no. 3. Pp. 347-361. DOI: https://doi.org/10.1016/jjsp.2011.11.006 .
25. Horowitz T., Tobaly D. School vandalism: individual and social context // Adolescence. 2003. Vol. 38, no. 149. Pp. 131-139.
26. Johnson K.D. School vandalism and break-ins. Problem-oriented guides for police. Problem-specific guides series. Washington: US Department of Justice, 2005. Available at: https://rems.ed.gov/docs/COPS_SchoolVandalismandBreakins.pdf (accessed: 25.05.2020).
27. Kruzhkova O.V., Vorobyeva I.V., Zhdanova N.E. Adolescent vandalism: the role of the parent-child relationship in the development of destructive behavior // Psychology in Russia - State of Art. 2018. Vol. 11, no. 3. Pp. 168-182. DOI: https://doi.org/10.11621/pir.2018.0312.
28. Lacourse E., Cote L., Nagin D.S. A longitudinal-experimental approach to testing theories of antisocial behavior development // Development and Psychopathology. 2002. Vol. 14, no. 4. Pp. 909-924. DOI: https://doi.org/10.1017/S0954579402004121.
29. Lucia S., Killias M. Is animal cruelty a marker of interpersonal violence and delinquency? Results of a swiss national self-report study // Psychology of Violence. 2011. Vol. 1, no. 2. Pp. 93-105. DOI: https://doi.org/10.1037/a0022986.
30. Maneiro L., Cutrin O., Sobral J. Family violence exposure and antisocial behavior: Parenting mediation // Avances en psicologia juridica y forense: Coleccion Psicologia y Ley. 2016. Vol. 13. Pp. 211-221.
31. Moyo G., Khewu N.P.D., Bayaga A. Disciplinary practices in schools and principles of alternatives to corporal punishment strategies // South African Journal of Education. 2014. Vol. 34, no. 1. Pp. 779. DOI: https://doi.org/10.15700/201412120952.
32. Nijhof K.S., Scholte R.H.J., Overbeek G. Friends and adolescents delinquency. The moderating role of social status and reciprocity of friendships // Criminal Justice and Behavior. 2010. Vol. 37, no. 3. Pp. 289-305. DOI: https://doi.org/10.1177/0093854809355776.
33. Nordmarker A., Hjarthag F., Perrin-Wallqvist R., Archer T. The roles of gender and personality factors in vandalism and scrawl-graffiti among Swedish adolescents // PsyCh Journal. 2016. Vol. 5, no. 3. Pp. 180-190. DOI: https://doi .org/10.1002/pchj.133.
34. Ridenour T.A., Caldwell L.L., Coatsworth J. D., Gold M.A. Directionality between tolerance of deviance and deviant behavior is age-moderated in chronically stressed youth // Journal of Child & Adolescent Substance Abuse. 2011. Vol. 20, no. 2. Pp. 184-204. DOI: https://doi.org/10.1080/1067828X.2011.555278.
35. Ritakallio M., Kaltiala-Heino R., Kivivuori J., Luukkaala T., Rimpela M. Delinquency and the profile of offences among depressed and non-depressed adolescents // Criminal Behaviour and Mental Health. 2006. Vol. 16, no. 2. Pp. 100-110. DOI: https://doi.org/10.1002/cbm.620.
36. Scholte R.H.J., Engels R.C.M.E., de Kemp R.A.T. Differential parental treatment, sibling relationships and delinquency in adolescence // Journal of Youth and Adolescence. 2007. Vol. 36, no. 5. Pp. 661-671. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-006-9155-1.
37. Storvoll E.E., Wichstr0m L. Do the risk factors associated with conduct problems in adolescents vary according to gender? // Journal Adolescence. 2002. Vol. 25, no. 2. Pp. 183202. DOI: https://doi.org/10.1006/jado.2002.0460.
38. Storvoll E.E., Wichstrom L., Kolstad A. Structure of conduct problems in adolescence // Scandinavian Journal of Psychology. 2002. Vol. 43, no. 1. Pp. 81-91. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9450.00271.
39. Torrente G., Vazsonyi A.T. Personality, parenting and deviance among Sspanish adolescents // Anales de Psicologia. 2012. Vol. 28, no. 3. Pp. 654-664. DOI: https://doi.org/10.6018/analesps.28.3.155951.
40. Van Lier P.A.C., Vitaro F., Barker E.D., Koot H.M., Tremblay R.E. Developmental links between trajectories of physical violence, vandalism, theft, and alcohol-drug use from childhood to adolescence // Journal of Abnormal Child Psychology. 2009. Vol. 37, no.4. Pp. 481-492. DOI: https://doi.org/10.1007/s10802-008-9289-6.
41. Van Ouytsel J., Ponnet K., Walrave M. The associations of adolescents' dating violence victimization, well-being and engagement in risk behaviors // Journal of Adolescence. 2017. Vol. 55. Pp. 66-71. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2016.12.005.
42. Vilalta C.J., Fondevila G. School vandalism in Mexico // Journal of School Violence. 2018. Vol. 17, no. 3. Pp. 392-404. DOI: https://doi.org/10.1080/15388220.2017.1355809.
43. Vorobyeva I.V., Kruzhkova O.V., Zhdanova N.E. Vandalism as a form of defensive and coping behavior in adolescents // Rossiyskiy Psikhologicheskiy Zhurnal. 2016. Vol. 13, no. 3. Pp. 277292. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2016.3.16.
44. Wang C., Kieu Anh Do, Bao L. Ecological influences on Chinese adolescents' problem behaviors: a multilevel analysis // Journal of Family Issues. 2018. Vol. 39, no. 9. Pp. 25452571. DOI: https://doi.org/10.1177/0192513X18757828.
References
1. Blinova O.A., Obolenskaya A.G. Prevention of adolescent cybervandalism. Podrostok v megapolise: prodolzhennoe vzroslenie: sbornik trudov XII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem / pod red. A.A. Bochaver. Moscow, Nacional'nyj
issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki» Publ., 2019. Pp. 26-31. Availabe at: https://elibrary.ru/item.asp?id=42539554 (accessed: 04.05.2020). (In Russ.)
2. Vatova L.S. Psychological characteristics of the personalities of vandals from among young people and correctional and preventive work with them. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, 2002, no. 4, pp. 27-37. Available at: https://psyjournals.ru/psyedu/2002/n4/Vatova.shtml (accessed: 10.05.2020). (In Russ.)
3. Volkova L.A. Vandalism and graffiti as one of the forms of manifestation of deviation among young people. Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya, 2009, no. 6-1, pp. 120-124. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vandalizm-i-graffiti-kak-odna-iz-form-proyavleniya-deviatsii-sredi-molodezhi (accessed: 10.05.2020). (In Russ.)
4. Vorob'eva I.V., Kruzhkova O.V. Model of prevention and prevention of vandal behavior during deformations and destruction of the value sphere of youth. Obrazovanie i nauka, 2015, no. 1(3), pp. 71-86, doi: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3-71-86. (In Russ.)
5. Vorob'eva I.V., Kruzhkova O.V. Emotional well-being of a younger student in the family: violations of family education and the risks of vandalism. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2015, no. 11, pp. 138-144. Available at: http://journals.uspu.ru/attachments/article/1086/23.pdf (accessed: 04.05.2020). (In Russ.)
6. Vorob'eva I.V., Kruzhkova O.V., Rudenkin D.V. Vandalism of youth as a feature and risk of modern socialization. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2017, no. 11, pp. 30-36. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vandalizm-molodezhi-kak-osobennost-i-risk-sovremennoy-sotsializatsii (accessed: 04.05.2020). (In Russ.)
7. Vorob'eva I.V., Kruzhkova O.V. Possibilities of diagnosing the motives of vandal behavior. Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psihologiya, 2011, no. 42(259), pp. 35-40. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=17112838 (accessed: 10.05.2020). (In Russ.)
8. Vorob'eva I.V., Kruzhkova O.V. Psychology of vandalism. Yekaterinburg, Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet Publ., 2015. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36940266 (accessed: 16.05.2020). (In Russ.)
9. Vorob'eva I.V., Kruzhkova O.V. The role of value-behavioral destructions in the adolescent's motivational readiness for vandal behavior. Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psihologiya, 2013, vol. 6, no. 4, pp. 46-52. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21004646 (accessed: 16.05.2020). (In Russ.)
10. Gurova O.V. Vandal behavior of adolescents as a legal and psychological problem. Obrazovanie i nauka, 2018, vol. 20, no. 10, pp. 76-94, doi: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-10-76-94. (In Russ.)
11. Gurova O.V. Kruzhkova O.V. Vandalism as a destructive strategy for realizing the subjectivity of a teenager. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2017, no. 3, pp. 115-121, doi: 10.26170/po17-03-18. (In Russ.)
12. Gurova O.V. School graphic vandalism: the mechanism of origin and implementation. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2017, no. 56-9, pp. 284-295. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30538960 (accessed: 04.05.2020). (In Russ.)
13. Kruzhkova O.V., Vorob'eva I.V., Gurova O.V. Graphic vandalism in schools: semantics and features of location. Psihologiya kognitivnyhprocessov, 2017, no. 6, pp. 153-157. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30372091 (accessed: 10.05.2020). (In Russ.)
14. Litvinov A.V. Childish face of vandalism. What can the school do to prevent this social disaster. Narodnoe obrazovanie, 2012, no. 4(1417), pp. 204-212. Available at:
https://cyberleninka.ru/article/n/detskoe-litso-vandalizma-chto-mozhet-sdelat-shkola-dlya-predotvrascheniya-etoy-sotsialnoy-bedy/viewer (accessed: 16.05.2020). (In Russ.)
15. Fetiskin N.P. Typology of deviant neoplasms in children and youth groups. YAroslavskij psihologicheskij vestnik, 2017, no. 1(37), pp. 60-65. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30305719 (accessed: 10.05.2020). (In Russ.)
16. CHirkova T.I. Etudes of methodological analysis of the factors of psychology of destruction. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie, 2014, no. 4(6), pp. 78-88. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22309733 (accessed: 04.05.2020). (In Russ.)
17. Bazrafshan M.-R., Abdi A., Masmouei B. The relation of social happiness and adjustment with vandalistic behavior of the children and young adults in the families under supervision of welfare office. Journal of Clinical and Diagnostic Research, 2018, vol. 12, no. 8, pp. LC5-LC9, doi: https://doi.org/10.7860/JCDR/2018/35184.11916.
18. Beard K.Y., Sugai G. First step to success: An early intervention for elementary children at risk for antisocial behavior. Behavioral Disorders, 2004, vol. 29, no. 4, pp. 396-409, doi: https://doi .org/10.1177/019874290402900407.
19. Bradshaw C.P., Milam A.J., Furr-Holden C.D.M. The school assessment for environmental typology (SAFETY): An observational measure of the school environment. American Journal of Commynity Psychology, 2015, vol. 56, no. 3-4, pp. 280-292, doi: https://doi .org/10.1007/s10464-015-9743-x.
20. Burt S.A., Hyde L.W., Frick P.J., Jaffee S.R., Shaw D.S., Tremblay R. Commentary: Childhood conduct problems are a public health crisis and require resources: a commentary on Rivenbark et al. Journal Child Psychology and Psychiatry, 2018, vol. 59, no. 6, pp. 711-713, doi: https://doi.org/10.1111/jcpp.12930.
21. Carrasco M.A., Barker E.D., Tremblay R.E. Eysenck's personality dimensions as predictors of male adolescent trajectories of physical aggression, theft and vandalism. Personality and Individual Differences, 2006, vol. 41, no. 7, pp. 1309-1320, doi: https://doi.org/10.1016Zj.paid.2006.05.005.
22. Cox M., Pritchard C. Comparison of problematic behaviours of 10th and 11th year Southern English adolescents. Part 2: Current drink, drug and sexual activity of children with smoking parents. International Journal of Adolescent Medicine and Health, 2007, vol. 19, no. 2, pp. 141-153, doi: https://doi.org/10.1515/IJAMH.2007.19.2.141.
23. Csemy L., Hrachovinova T., Cap P. Aggressive behaviour of adolescents: prevalence and analysis of the role of family, peer and school-related factors. Ceskoslovenska Psychology, 2014, vol. 58, no. 3, pp. 242-253.
24. Ervasti J., Kivimaki M., Puusniekka R., Luopa P., Pentti J., Suominen S., Vahtera J., Virtanen M. Association of pupil vandalism, bullying and truancy with teachers' absence due to illness: a multilevel analysis. Journal of School Psychology, 2012, vol. 50, no. 3, pp. 347-361, doi: https://doi.org/10.1016/j jsp.2011.11.006 .
25. Horowitz T., Tobaly D. School vandalism: individual and social context. Adolescence, 2003, vol. 38, no. 149, pp. 131-139.
26. Johnson K.D. School vandalism and break-ins. Problem-oriented guides for police. Problem-specific guides series. Washington, US Department of Justice, 2005. Available at: https://rems.ed.gov/docs/COPS_SchoolVandalismandBreakins.pdf (accessed: 25.05.2020).
27. Kruzhkova O.V., Vorobyeva I.V., Zhdanova N.E. Adolescent vandalism: the role of the parent-child relationship in the development of destructive behavior. Psychology in Russia - State of Art, 2018, vol. 11, no. 3, pp. 168-182, doi: https://doi.org/10.11621/pir.2018.0312.
28. Lacourse E., Cote L., Nagin D.S. A longitudinal-experimental approach to testing theories of antisocial behavior development. Development andPsychopathology, 2002, vol. 14, no. 4, pp. 909-924, doi: https://doi.org/10.1017/S0954579402004121.
29. Lucia S., Killias M. Is animal cruelty a marker of interpersonal violence and delinquency? Results of a swiss national self-report study. Psychology of Violence, 2011, vol. 1, no. 2, pp. 93-105, doi: https://doi.org/10.1037/a0022986.
30. Maneiro L., Cutrin O., Sobral J. Family violence exposure and antisocial behavior: Parenting mediation. Avances en psicología juridica y forense: Coleccion Psicología y Ley, 2016, vol. 13, pp. 211-221.
31. Moyo G., Khewu N.P.D., Bayaga A. Disciplinary practices in schools and principles of alternatives to corporal punishment strategies. South African Journal of Education, 2014, vol. 34, no. 1, pp. 779, doi: https://doi.org/10.15700/201412120952.
32. Nijhof K.S., Scholte R.H.J., Overbeek G. Friends and adolescents delinquency. The moderating role of social status and reciprocity of friendships. Criminal Justice and Behavior, 2010, vol. 37, no. 3, pp. 289-305, doi: https://doi.org/10.1177/0093854809355776.
33. Nordmarker A., Hjarthag F., Perrin-Wallqvist R., Archer T. The roles of gender and personality factors in vandalism and scrawl-graffiti among Swedish adolescents. PsyŒ Journal, 2016, vol. 5, no. 3, pp. 180-190, doi: https://doi.org/10.1002/pchj.133.
34. Ridenour T.A., Caldwell L.L., Coatsworth J. D., Gold M.A. Directionality between tolerance of deviance and deviant behavior is age-moderated in chronically stressed youth. Journal of Child & Adolescent Substance Abuse, 2011, vol. 20, no. 2, pp. 184-204, doi: https://doi.org/10.1080/1067828X.2011.555278.
35. Ritakallio M., Kaltiala-Heino R., Kivivuori J., Luukkaala T., Rimpela M. Delinquency and the profile of offences among depressed and non-depressed adolescents. Criminal Behaviour and Mental Health, 2006, vol. 16, no. 2, pp. 100-110, doi: https://doi.org/10.1002/cbm.620.
36. Scholte R.H.J., Engels R.C.M.E., de Kemp R.A.T. Differential parental treatment, sibling relationships and delinquency in adolescence. Journal of Youth and Adolescence, 2007, vol. 36, no. 5, pp. 661-671, doi: https://doi.org/10.1007/s10964-006-9155-1.
37. Storvoll E.E., Wichstr0m L. Do the risk factors associated with conduct problems in adolescents vary according to gender? Journal Adolescence, 2002, vol. 25, no. 2, pp. 183-202, doi: https://doi.org/10.1006/jado.2002.0460.
38. Storvoll E.E., Wichstrom L., Kolstad A. Structure of conduct problems in adolescence. Scandinavian Journal of Psychology, 2002, vol. 43, no. 1, pp. 81-91, doi: https://doi.org/10.1111/1467-9450.00271.
39. Torrente G., Vazsonyi A.T. Personality, parenting and deviance among Sspanish adolescents. Anales de Psicologia, 2012, vol. 28, no. 3, pp. 654-664, doi: https://doi.org/10.6018/analesps.28.3.155951.
40. Van Lier P.A.C., Vitaro F., Barker E.D., Koot H.M., Tremblay R.E. Developmental links between trajectories of physical violence, vandalism, theft, and alcohol-drug use from childhood to adolescence. Journal of Abnormal Child Psychology, 2009, vol. 37, no.4, pp. 481492, doi: https://doi.org/10.1007/s10802-008-9289-6.
41. Van Ouytsel J., Ponnet K., Walrave M. The associations of adolescents' dating violence victimization, well-being and engagement in risk behaviors. Journal of Adolescence, 2017, vol. 55, pp. 66-71, doi: https://doi.org/10.1016Zj.adolescence.2016.12.005.
42. Vilalta C.J., Fondevila G. School vandalism in Mexico. Journal of School Violence, 2018, vol. 17, no. 3, pp. 392-404, doi: https://doi.org/10.1080/15388220.2017.1355809.
43. Vorobyeva I.V., Kruzhkova O.V., Zhdanova N.E. Vandalism as a form of defensive and coping behavior in adolescents. Rossiyskiy Psikhologicheskiy Zhurnal, 2016, vol. 13, no. 3, pp. 277292, doi: https://doi.org/10.21702/rpj.2016.3.16.
44. Wang C., Kieu Anh Do, Bao L. Ecological influences on Chinese adolescents' problem behaviors: a multilevel analysis. Journal of Family Issues, 2018, vol. 39, no. 9, pp. 2545-2571, doi: https://doi.org/10.1177/0192513X18757828.
© Волкова Е.Н., Митицина Е.А., 2020
Информация об авторах Волкова Елена Николаевна - доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0001-9667-4752, Researcher ID: G-8595-2015, e-mail: [email protected].
Митицина Елена Александровна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и сопровождения развития ребенка, ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет», Псков, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-95382819, e-mail: [email protected].
Information about the authors Volkova Elena Nikolaevna - Doctor of Psychology, Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (Herzen University), St. Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 00000001-9667-4752, Researcher ID G-8595-2015, e-mail: [email protected]. Mititsina Elena Aleksandrovna - Ph.D., Associate Professor of Psychology and Child Development Support Chair, Pskov State University, Pskov, Russian Federation, ORCID ID: 00000002-9538-2819, e-mail: [email protected].
Вклад соавторов
Волкова Елена Николаевна - научное руководство, методология исследования, анализ текстов публикаций.
Митицина Елена Александровна - сбор данных, обобщение, анализ текстов публикаций подготовка рукописи, corresponding author.
Contribution of authors Volkova Elena Nikolaevna - scientific leadership, research methodology, analysis of publications. Mititsina Elena Aleksandrovna - data collection, results and conclusions, analysis of publications, preparation of the manuscript, corresponding author.
Поступила в редакцию: 02.08.2020 Принята к публикации: 20.08.2020 Опубликована: 08.09.2020