стей г. Иркутска в частности. Подтверждением этому служит активность Иркутской городской Думы в принятии и разработке природоохранных нормативно-правовых актов, регламентирующих рациональное природопользование, содержащих санкции за нарушения этих правил и постановлений, а также в проведении мероприятий по охране лесных и рыбных ресурсов. Гласные Иркутской городской Думы, а также их городские головы в рамках проведения природоохранной политики использовали не только думскую деятельность, но и свое членство в общественных организациях, например, - в Обществе сибирских охотников. Деятельность Общества имела различные формы - от пропаганды бережного отношения к окружающей среде до конкретных мер по сохранению реликтовых лесов, созданию питомников и заказников, а также участия в разработке законопроектов, так или
иначе затрагивающих природоохранные вопросы. Безусловно, достаточно трудно делать выводы относительно эффективности деятельности иркутского городского самоуправления в вопросах охраны природы в конце XIX - начале XX вв., но то, что данные проблемы серьезно беспокоили сибирскую общественность и были в поле зрения деятельности органов городского самоуправления, не вызывает сомнений. Все это свидетельствует в пользу того, что в условиях отношения правительства к Сибири как сырьевому придатку Российской империи, в условиях интенсивного развития капиталистических отношений в Байкальском регионе во второй половине XIX в. возрастает роль местной администрации и городского самоуправления в деле регулирования промысловой и хозяйственной деятельности, регламентации рационального природопользования.
Библиографический список
1. Восточная Заря. 1910. 4 мая. № 101.
2. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 176. Оп. 1. Д. 1756.
3. Городовое положение 16/28 июня 1870 г. // Журнал «Муниципальное право». [сайт]. [1998-2012]. Режим доступа: ||Нр://ет^и.ги/т1ЛМаиК^р?с=48НУРЕРиМК "http://emsu.ru/ml/default.asp?c=48&p=1 .%20(дата"&HYPERLI ИК 'Мр://ет^и.ги/т1^аиК^р?с=48&р=1 .%20(дата"р=1. (дата обращения: 29.06. 2012).
4. Известия Иркутской Городской Думы.1904. № 1-2.
5. Известия Иркутской Городской Думы.1904. № 7-8, 9-10.
6. Известия Иркутской Городской Думы.1904. № 23.
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-Ф3 // Консультант-Плюс: [сайт]. [19972012]. иР1_: 1Пр://\«\«\«.соп8и1!ап!.ги/рори1аг/8е1ГдоуегптепЬ' (дата обращения: 29.06.2012).
8. Общество сибирских охотников в г. Иркутске. Отчеты о деятельности общества за 1895 г. Иркутск: Типо-литография К.И. Витковской, 1896. 52 с.
9. Отчет деятельности Общества сибирских охотников за
1894 г. Иркутск: Типо-литография К.И.Витковской, 1895. 20 с.
10. Отчет правления Общества сибирских охотников за 1916 г. Иркутск: Паровая типография И.П. Казанцева, 1917. 20 с.
11. Правила о побочных пользованиях в лесных и других дачах г. Иркутска. Обязательное постановление, составленное Иркутскою городскою думою в пределах власти предоставленной ей городовым положением 1892 г. // Общество сибирских охотников в г. Иркутске. Отчеты о деятельности Общества за 1895 г. Иркутск: Типо-литография К.И. Витковской, 1896. С.48-50.
12. Российский Государственный исторический архив (РГИА). Ф.387. Оп.28. Д.720.
13. Сибирь. 1910. № 62. 16 марта.
14. Сибирь. 1910. № 108. 15 мая.
15. Сибирь. 1913. № 201. 11 сентября.
16. Сибирь. 1913. № 222. 5 октября.
17. Сибирь. 1913. № 189. 25 августа.
18. Сибирская заря. 1909. № 39. 17 февраля.
19. Сибирская заря. 1909. № 40. 18 февраля.
УДК 821.0
ВАМПИЛОВ И «СОВЕТСКАЯ МОЛОДЕЖЬ» (К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ МАСТЕРСТВА ПИСАТЕЛЯ)
Е.О. Фалалеева1
ГАУК ИО «Культурный центр Александра Вампилова», 664003, г. Иркутск, ул. Богдана Хмельницкого, 3б.
Проанализирован журналистский период жизни Александра Вампилова, его работа в иркутской газете «Советская молодежь» в 1959-1964 гг. Рассмотрены тематика и проблематика очерков и фельетонов, художественное своеобразие, особенности языка Вампилова-журналиста. Доказано, что газетная деятельность оказала огромное влияние на становление Вампилова-драматурга. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: Александр Вампилов; журналистика; «Советская молодежь»; очерки; фельетоны.
1Фалалеева Екатерина Олеговна, научный сотрудник ГАУК ИО «Культурный центр Александра Вампилова», тел.: 89086465016, e-mail: [email protected]
Falaleeva Ekaterina, Scientific Worker of the State Independent Cultural Institution of the Irkutsk Region "Alexander Vampilov's Cultural Center", tel.: 89086465016, e-mail: falaleeva.ekaterina @ mail.ru
VAMPILOV AND THE "SOVIET YOUTH" (TO THE PROBLEM OF WRITER'S EXCELLENCE FORMATION) E.O. Falaleeva
State Independent Cultural Institution of the Irkutsk Region "Alexander Vampilov's Cultural Center", 36 Bogdan Khmelnitsky St., Irkutsk, 664003.
The article analyzes the journalist period in the life of Alexander Vampilov, his work in the Irkutsk newspaper "Soviet youth" from 1959 to 1964. It discusses the themes and problems of his essays and feuilletons, artistic originality, language features of Vampilov- journalist. The author proves the great effect of Vampilov's newspaper activity on his formation as a playwright. 9 sources.
Key words: Alexander Vampilov; journalism; the "Soviet Youth"; essays; feuilleton.
Творческий путь многих писателей на разных этапах, так или иначе, был связан с журналистикой. Простым журналистом в газетах начинал М. Горький, редакторами и публицистами в печатных изданиях выступали А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, В.В. Маяковский. Иркутский драматург Александр Вампилов вошел в литературу с газетных страниц. В начале 1960-х гг. Вампилов, только окончив университет, был принят в штат областной газеты «Советская молодежь» на должность литсотрудника. Вероятно, уже тогда будущий драматург четко определил для себя творческий путь, в котором не было места ремесленной журналистике. Эту догадку подтверждает не только то, что еще в студенчестве Вампилов писал замечательные рассказы и сценки, но и то, каким образом он позднее трудился в газете, какие публикации выходили из-под его пера.
Цели настоящего исследования - ознакомление с конкретным периодом жизни Александра Вампилова -его работой в редакции газеты «Советская молодежь» в 1959-1964 гг., оценка результата этой работы для дальнейшей литературной деятельности Вампилова. Поставленная цель конкретизируется задачами: провести анализ его очерков и фельетонов, рассмотреть их тематику и проблематику, художественное своеобразие, выделить особенности языка Вампилова-журналиста.
Стоит отметить, что журналистский период жизни драматурга, его публицистическое наследие совершенно напрасно остаются без должного внимания исследователей, творчество Вампилова-журналиста недооценено. Об этом говорит малое количество исследований, научных статей, ни одного полноценного научного труда. Наиболее полно эта тема раскрыта Е.М. Гушанской в книге «Александр Вампилов: Очерк творчества», в которой есть глава, посвященная вам-пиловской прозе. Тему также рассмотрели А.П. Московский (в статье «Очерки и фельетоны», опубликованной в книге «Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба: материалы к путеводителю») и Н. Тендитник («Ранний Вампилов»). Рассуждения по этому вопросу есть и у других исследователей, но, как уже говорилось, в науке подробных работ по журналистике А. Вампилова пока нет.
Причины здесь можно увидеть две. Во-первых, со стороны научной: Т.Л. Рыбальченко, ссылаясь на слова многих исследователей (И. Шайтанова, А. Василевского, В. Лакшина) признает прозу Вампилова литературной учебой, не имеющей самостоятельной ценности [7, с. 73]. Во-вторых, со стороны личной, то
есть взгляд самого Вампилова на журналистский труд вообще. С.Р. Смирнов, например, считает, что Александр Вампилов относился к журналистике скептически: отношение драматурга «не раз проявится на страницах «Записных книжек» и воплотится в конечном итоге в презрительной кличке коллег по газетному цеху - "информушечники" и тезисе "Наша журналистика - проституция с благородной целью"» [7, с. 23]. Как уже говорилось, Вампилов изначально не хотел быть журналистом-ремесленником. Да и мог ли им стать? Тем не менее, он, конечно, отчетливо понимал, какой бесценный богатый опыт дала ему непростая работа в газете.
Особую роль в начале 60-х гг. прошлого века в жизни многих иркутских писателей сыграла газета «Советская молодежь». Свою историю она ведет с появления в 1924 году газеты «Комсомолия», которая позже была переименована в «Восточно-Сибирский комсомолец» и только в 1938 г. стала «Советской молодежью». В 1941 г. издание газеты было приостановлено, но с 1950 г. она стала выходить постоянно [3]. В начале 1960-х гг. в молодежной газете работали будущие писатели: А. Шастин, С. Иоффе, В. Распутин, А. Гурулев, С. Китайский, Е. Суворов, А. Вампилов. Вчерашние студенты историко-филологического факультета ИГУ стремились стать корреспондентами именно этой газеты, ведь она была более раскованной, свободной, чем строгая партийная «ВосточноСибирская правда», и в то же время была заметной в Иркутской области, уважаемой читателями. На страницах «Молодежки» с хвалебными материалами о новых достижениях труда и официальными сводками соседствовали статьи о простых людях и их неурядицах, о спортивных и культурных мероприятиях, эссе о писателях, стихи и проза начинающих литераторов, интересная информация из-за рубежа. Среди жанров преобладали очерки, заметки, репортажи, критические статьи, редки были интервью. Тираж газеты доходил до 36 тыс. экземпляров, выходила она небольшим форматом на четыре полосы периодичностью четыре раза в неделю (кроме понедельника и пятницы).
В штат газеты «Советская молодежь» Александр Вампилов был принят приказом от 30 октября 1959 года. Друг и однокурсник А. Румянцев утверждает, что туда «Саня шел бестрепетно» [5, с. 57], ведь филфак ИГУ традиционно давал кадры иркутским СМИ, в том числе и молодежной газете, к тому же Вампилова к этому времени можно было считать опытным автором: на его счету было уже 19 опубликованных рассказов, шесть из которых - в областной молодежной газете.
«Было искушение попробовать себя в творчестве, а также материальные соображения: нужно было привыкать к самостоятельным заработкам. Здесь начался путь в большую литературу. Журналистские поездки, общение с людьми разных профессий, горячие споры в редакции многое определили в судьбе писателя», -писала Н. Тендитник [9, с. 37]. А ездить, общаться, узнавать и писать приходилось много. Тулун, Братск, Железногорск, Черемхово, Слюдянка, Жигалово, Ше-лехов, Ангарск, Усолье-Сибирское, Чуна, Усть-Илим, Тайшет и множество забытых деревенек, старых сел, местечек: на карте Иркутской области ведь не так много мест осталось, где бы ни побывал Вампилов, откуда бы он по заданию редакции не привез очередной материал.
Публицистическое наследие Александра Вампи-лова составляют в основном очерки и фельетоны. В таких материалах «тесно переплетаются черты публицистики и художественности на всех уровнях текста в выражении авторского отношения к происходящему с гражданственных позиций и отражении этой специфики в отборе и сочетании различных языковых и речевых средств» [6]. Это тяготение к художественно-публицистическим жанрам еще раз подтверждает намерение Александра Вампилова сойти с журналистского пути на литературный. У Вампилова есть материалы и иного рода, но их совсем немного: он изредка готовил репортажи, критические статьи, заметки, один раз написал эссе («О. Генри», 11 сентября 1962), дважды рецензии (на сборник стихов Анатолия Преловского «Просека», 4 апреля 1959 и «Железные шутки», 8 июня 1963). На первой полосе «Советской молодежи» 6 марта 1963 года появился даже его фоторепортаж.
Главной темой очерков Вампилова были сибирские стройки. И дело не в количестве написанных материалов, а скорее в их качестве: чувствуется, что автор создавал их с особенной тщательностью, вниманием, любовью. Вампилова не интересовали цифры, сроки сдачи объектов, он не пел гимны ударным комсомольским стройкам и начальству, он говорил о тех, чьими руками ежедневно строятся города, прокладываются ЛЭП и дороги, рассказывал о том, что у этих простых людей на душе, чем они живут. Очеркиста занимает «не принятие героического решения, а повседневность, этот героизм окружающая» [2]. И это, кстати, выгодно отличает Вампилова-журналиста от коллег по цеху.
Среди людей, работающих в тайге, он встречает молодых, веселых, старательных, более и менее опытных. «Эти люди, живущие в зимовьях и бороздящие тайгу вдвоем и в одиночку, издалека представляются суровыми и многоопытными медвежатниками. А они молодые. А среди них - девушки» («Колумбы пришли по снегу»). Бесстрашными, трудолюбивыми работниками, теми, у кого дело спорится, автор восхищается, не смотря на их опыт, звание и заслуги, а вот тем, у кого «все из рук валится», он не ищет оправдания: «Парень он, может, и хороший, но здесь этого маловато» («Дорога»). Добиться признания Вампилова-журналиста можно не только удалым мо-
лодцам-строителям. В очерке «Колумбы пришли по снегу» автор выделяет смелый поступок женщины, жены бригадира-плотника Павла Ступака, которая приехала к нему в тайгу, где еще не готова была времянка, где пришлось поначалу жить в палатке с пятнадцатью солдатами и отгораживать свой угол фанерой. Благодаря своей проницательности, искреннему желанию узнать человека Вампилов постоянно замечал подобные истории, мимо которых прошел бы другой корреспондент. Александр Вампилов обладал поразительным умением увидеть, различить в повседневности и стереотипах нечто настоящее, живое, неподдельное. Конечно, таким даром мог быть наделен только писатель.
Нельзя оставить без внимания и метод работы Вампилова-журналиста, ведь он ярко характеризует корреспондента как с профессиональной, так и с личной стороны. О своем методе А. Вампилов и В. Шугаев рассказали в очерке «Голубые тени облаков»:
«- Я забыл тебя спросить, Миша, где и как ты познакомился со своей женой?
Миша, конечно, отвечал:
- А это еще зачем?
И тогда начинались разные уловки, уговоры, хитрости, начиналась потная охота за сюжетом, погоня за откровениями сквозь дебри психологии... Иногда, чтобы что-нибудь узнать о Мише, приходится много рассказывать про себя».
Это настоящая журналистика, в основе которой -предельная, искренняя заинтересованность в чужой судьбе, стремление узнать человека и поведать о нем читателям, готовность ответно открыться, ответственность за сказанные слова. К людям, которые поделились своими историями, корреспонденты относятся с благодарностью: «Спасибо, конюх Николай Шалаев, спасибо, директор Колесников, за еще одну пахучую, солнечную дольку прекрасного, из которых слагаются наши дни и из которых мы составляем наши лучшие воспоминания», а свои блокноты, куда занесены наметки для очерка, называют «драгоценными» и прячут их под подушку.
Очерк «Голубые тени облаков» можно охарактеризовать как путевой. В эту группу также войдут «Билет на Усть-Илим», «Как там наши акации?» и «Прогулки по Кутулику». В последнем, как верно отметил А. Московский, «фактографическое и лирическое начало возвышается до эпического и философского осмысления жизни» [4, с. 84]. Его А. Вампилов создал в 1968 г., будучи уже настоящим драматургом: к этому времени он написал и «Старшего сына», и «Утиную охоту». Возвращение к публицистике говорит о том, что Вампилов не забывал газету, не считал работу в ней делом, недостойным писателя. Во время службы в редакции его мучило другое: информационная текучка затягивала, не давала возможности раскрыться таланту полностью. Журналист пишет по заказу, выполняет дежурную работу, а писатель - творит. Но особенность Вампилова-журналиста как раз в том, что он всегда хотел сказать (и говорил!) нечто большее, чем может сказать газетчик.
Еще одна группа публикаций - очерки о людях, которые ежедневно делают хоть и простую, не главную, но важную работу. Работники заводов, шахтеры, водители, врачи... Все они появляются на газетных страницах и не задерживаются на них долго, это обыкновенные люди из толпы, но автор показывает нам, что каждый из них - уникален, история каждого заслуживает внимания. Вампилов, кстати, не единожды сожалеет, что формат газетной публикации не позволяет больше рассказать о понравившихся ему людях: история об Анне Ступак «могла бы быть лирическим повествованием о любви» или «рассказом о дерзкой для женщины мужественности», а «полная удивления и беспокойства юность» героев из очерка «Белые города», по мнению автора, «заслуживает очерка, повести или даже романа, как юность всех тех, кто строит города и дороги».
Но Вампилову приходится писать и о таких людях, чьи истории хоть и заслуживают внимания, но вряд ли в положительном смысле. Это герои проблемных статей: «На пути к чунскому сокровищу», «Дядя Вася, уступите этаж», «Плюс-минус реконструкция», «Белые пятна», «Филантроп из растворного цеха» и др. В своих критических публикациях Вампилов хоть и ироничен, но деликатен. Особенно, если высказывания касаются конкретных лиц. И эта деликатность даже усиливает эффект от сказанных слов. «Будем деликатны, читатель, но Новиков все-таки разгильдяй», - говорит автор об одном из руководителей стройучастка в очерке «На пути к чунскому сокровищу». Ирония и деликатность, существующие одновременно, позже с новой силой заиграют в пьесах.
Герой очерка «Филантроп из растворного цеха» начальник Игорь Федорович назван филантропом, конечно, с сарказмом. «Статный, солидный, румяный. Возможно, у него были и другие достоинства, но в цехе он ничем не подавал виду, что они у него есть». Деятельность начальника характерна «попустительством, самотеком, разгильдяйством», он смело приписывает к зарплате своих подчиненных лишние суммы, но, в то же время, не обращает внимания на другие нужды рабочих, например, не приобретает в цех респираторы и очки. Но автор не бичует открыто своего антигероя, он даже не смеется над ним зло. Ирония и некоторая даже жалость к человеку, который не настолько силен, чтобы избавиться от пагубных привычек, слышатся в словах Вампилова: «Характер Горбачева портят две слабости: ему не нравится много работать и нравится быть уважаемым. Третья слабость Игоря Федоровича уже давно не относится к характеру, а целиком сделалась потребностью организма: Игорь Федорович пьет». Ну как читателю не пожалеть слабого человека и горько не усмехнуться над следующим определением: «Точность, аккуратность и ответственность мешали бы ему быть великодушным, щедрым, покладистым». Рассказав о «чутком» начальнике, Вампилов делает вывод, к какому состоянию производства могут привести эти самые слабости: «Предприятие вообще не поражает техническим совершенством, но то, что представляет собой растворный цех, живо напоминает нам зарождение оте-
чественной промышленности». Слова Вампилова не рождают в читателе ненависть и отвращение к нерадивому начальнику, а рождают скорее жалость. А ведь, если заДуматься, именно это чувство сильнее, чище, именно оно в большей мере способно подействовать на отрицательные черты человека, заставить его исправиться.
Тонкая ирония, редко переходящая в сатиру, властвует и в фельетонах Александра Вампилова. Почти половина вампиловских фельетонов (а всего их восемь) затрагивает семейную тематику. В публицистике вообще, тем более в фельетонной, к этой щепетильной теме относятся весьма осторожно. Оно понятно: не каждый решится влезать во внутрисемейные отношения, разбираться в них, прямо говорить о проблемах. Как отметила Е. Гушанская, для этого нужно обладать особым мужеством и тактом. Вампилов, проявляя «мудрость старейшины клана и зоркость комедиографа» [2], пишет о том, как несправедливо относится свекровь к невестке («Зиминский анекдот»), как жена терпит побои мужа, но уходить от него не хочет («Витимский эпизод»), как молодая девушка ошиблась, выйдя замуж за «прохвоста», который устраивал скандалы с рукоприкладством («Джульетта должна быть счастливой»). Объектами осмеяния становятся хамство, грубость, наглость, подозрительность. «Феодосию Бойко знать необходимо. Для того, чтобы никогда с ней не встречаться. Черное сутяжничество, хамство, стяжательство слились в ее характере, как сливаются воедино трубы канализационной системы», - характеризует автор героиню фельетона «Зиминский анекдот».
В фельетонах Вампилов не ограничивается только осмеянием пороков, он выводит также очень глубокие, мудрые мысли. Например, в «Витимском эпизоде» автор рассказывает о насилии в семье, но основная проблематика публикации не совсем в этом. Сначала он повествует о разговоре с женой рабочего Гришкина, тем самым, что ее «воспитывает». Рассудить ситуацию приглашены «люди деловые, видно, что к предстоящему разговору они относятся скептически, с высоты своих производственных задач»: собрались начальник лесопункта, секретарь парторганизации, инженер Тышкевский. Не было только самого «героя», но «в отличие от присутствующих, Гришкин готовился к этой беседе основательно, потому что под глазом у его жены был большой свежий синяк». Жене сообщили, что организуют выезд из села, но та запротестовала. От нее потребовали определенности, но «определенности-то у этой Гришкиной как раз не было». После состоялся разговор с мужем. На вопрос, бьет ли он жену, отвечал: «Все бывает, и хорошее, и плохое». Такой ответ на участников беседы, по мнению автора, подействовал сильно. Уговорили Гришки-на подписать «смехотворное обещание впредь вести себя хорошо», и дело закрыли. Напоследок секретарь парторганизации подытожил:
- Все бывает. И хорошее бывает, и плохое.
«Я понял, - пишет Вампилов, - что это не просто слова, это уже мудрость, философия, отношение к жизни, стиль». И в этом он видит главную беду: плохо,
когда отношение к сложной и многообразной жизни слишком простое, «попустительское. Равнодушное. Казенное». Люди должны различать, где плохо, а где хорошо, уверен Вампилов.
«Едкий сарказм, умение безошибочно определить больное место, так сказать, драматический пуант ситуации, разглядеть не только прямых виновников событий, но и питающую их нравственную подоплеку -те черты, которые успешно послужат Вампилову впоследствии в драматургии, прекрасно срабатывают и здесь» [2]. Главная цель Вампилова-фельетониста -разобраться в проблемной ситуации, выявить ее типичность, рассмотреть за ней тенденцию и сказать (или намекнуть), как следует действовать, чтобы ей противостоять. Вампилов иронично рассказывает о пороках, о людях, которые не могут с ними справиться, но он не старается их унизить, уничтожить, разбить. Он старается их спасти.
«Комическое - это была та стихия, которую он любил, в которой чувствовал себя естественно, которую он способен был вызывать, как маг. Для других. юмор скрыт оболочкой, которую еще нужно сорвать кому-то постороннему; для него юмор открывался всюду, куда обращался его взгляд» [5, с. 127]. Вампи-лов не был простым юмористом, шутником, его юмор ближе к гоголевскому смеху сквозь слезы. «Смешно и печально. Таков юмор высшего сорта, юмор, наделенный чувством и мыслью», - писал Вампилов в очерке «О. Генри». А в «Записных книжках» есть фраза: «Юмор - это убежище, в которое прячутся умные люди от мрачности и грязи». Ирония тонкая и остроумная, заставляющая улыбнуться, а потом призаДуматься. Но если в очерках смех зачастую добродушный, то в фельетонах, напротив, появляется обличительная насмешка, хотя это не злобная сатира, а скорее саркастическая ирония. Смех Вампилова - это не веселье, не потеха над нелепостями, его смех пронизан жалостью и сожалением.
Язык Вампилова-журналиста узнаваем. И не только из-за своеобразной иронии. Его язык отличается лаконичностью, емкостью, содержательностью. По большому счету это, конечно, было продиктовано стандартами самой газеты, рамками журналистского произведения, но, помимо этого, здесь уже виден особый вампиловский стиль, который позднее так ярко предстанет перед читателями в его драматургических творениях. Возможно, именно газетная деятельность помогла Александру Вампилову выработать лаконичность стиля, хотя еще в ранних рассказах наблюдается содержательность слов и фраз. Тем не менее, Вампилов, безусловно, мыслит шире, чем журналист-ремесленник. В его корреспондентских материалах всегда видна рука писателя, творца. «От Сани всегда исходили творческие токи» [5, с. 33], - вспоминал А.Г. Румянцев. Вампилову чужд язык штампов, языковых условностей и стереотипов. «А. Вампилов был поле-
мичен по отношению к псевдокнижному, однообразному речевому потоку авторской речи», - писала Н. Тендитник [9, с. 112]. Слова встречаются друг с другом в его произведениях впервые, и кажется, что они действительно давно искали друг друга, чтобы выразить что-то. «Математика разгильдяйства», «непобедимые веснушки», «воспаленные губы страды», «дерзкие набеги на магазины», «ласковый приговор», «колумбы тайги», «первозданная пыль», «пустые глазницы окон», «кочующая химия», «бродячая география». Он работает над словом, очень хорошо его чувствует, тщательно подбирает каждое. Вампилов с горечью говорит о том, что лучшие, самые красивые слова «сейчас до того скомпрометированы газетами и ремесленниками, столько от них пыли, плевков и ржавчины, что - сколько надо Думать, чувствовать, чтобы эти слова употреблять в их высшем назначении» (из «Записных книжек» [1]). Эти строки подтверждают наличие у Вампилова особой чуткости к слову, понимания языка.
«Пытаясь сказать обо всем сразу, автор подверг бы себя риску не сказать ничего», - пишет Вампилов («Витимский эпизод»). Поэтому он определяет основную тему, от которой отталкивается в создании статьи, и тема эта всегда подкреплена какой-то значительной идеей, которая может и не быть прямо выражена в тексте, но если всмотреться, вДуматься, ее всегда можно найти.
Вампилов не пишет просто так. В то же время ему не нужны информационные поводы, чтобы начать свой рассказ. «Писать надо о том, от чего не спится по ночам» [1], - уверен он. Это утверждение он проносит с собой через всю жизнь, начиная с периода создания студенческих рассказов и заканчивая написанием своих драматургических шедевров.
Многие исследователи, знатоки театра сходятся во мнении, что Александр Вампилов был прирожденным драматургом. И это помогало ему точно и остро видеть окружающий мир, различать самые потаенные движения человеческой души, анализировать конфликтные ситуации и выводить их в своих произведениях. «Даже рассказывая о чем-нибудь, о каком-нибудь событии, происшествии или факте, он строил свой рассказ драматически: активная экспозиция, точность развития описываемого события, кульминация и финальная точка, вызывающая у слушателей бурную реакцию своей неожиданностью, юмором, а иногда драматизмом», - писала Елена Якушкина [4, с. 602].
Итак, можно сделать логичный вывод: работа в газете обогатила Александра Вампилова необходимыми знаниями, дала важный и незаменимый жизненный опыт, опыт познания людей, характеров. Для драматурга сложно представить лучшую школу. Становление мастерства драматурга проходило в годы его службы в редакции «Советской молодежи», и этот период творческого пути Александра Вампилова необходимо пристально изучать.
Библиографический список
1. Вампилов А. Избранное. М.: Согласие, 1999. URL: ства. Л.: Советский писатель, 1990. 320 с. URL: http://thelib.ru/books/vampilov_a/pisma-read.html http://www.russofile.ru/articles/article_23.php
2. Гушанская Е. М. Александр Вампилов: Очерк творче- 3. Краснопольский Б. Повесть временных лет, или Откуда
есть пошла «Молодежка». Издтельская группа «Номер один». 1^1.: http://pressa.irk.rU/history/1.html#1
4. Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба: материалы к путеводителю / сост. Л.В. Иоффе, С.Р. Смирнов, В.В. Шерстов. Иркутск: Изд-во ГП «Иркутская областная типография № 1», 2000. 448 с.
5. Румянцев А.Г. Александр Вампилов: студенческие годы. Воспоминания. Стихи. Пьесы. Рассказы. Письма. Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1993. 224 с.
6. Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: учеб. пособие / З.С. Смелкова,
Л.В. Ассуирова, М.Р. Савова, О.А.Сальникова. М.: Наука, 2003 / URL: http://evartist.narod.ru/text3/84.htm
7. Смирнов С.Р. Недопетая песня...: Девять сюжетов из творческой лаборатории Александра Вампилова. Иркутск: издание ОАО «Иркутская областная типография № 1 имени В.М. Посохина», 2005. 224 с.
8. «Советская молодежь». 1959-1964.
9. Тендитник Н. Перед лицом правды. Очерк жизни и творчества Александра Вампилова. Иркутск: Изд-во журнала «Сибирь» совместно с товариществом «Письмена», 1997. 142 с.
УДК 130.122
ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРИРОДЫ ДУХОВНОСТИ
л
Ж.П. Черкасова1
Черемховский педагогический колледж, 665413, г. Черемхово, ул. Советская, 2. Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1.
Определена актуальность философского осмысления природы духовности. Представлено понимание духовности как интегрального качества личности русскими и зарубежными философами: проанализированы концепции П. Бердяева, С. Франка, И. Ильина, А. Бергсона и др. Выявлены общие тенденции к анализу феномена природы этого явления. Рассмотрено влияние духовности на все аспекты жизнедеятельности общества, социальных групп, конкретного человека. Обозначено смешение проблемы сущности духовности с проблемами ее спецификации, а также влияние методологической установки на определение смысла духовности. Библиогр. 11 назв.
Ключевые слова: духовность; самоценность; смыслотворчество; культурные ориентиры.
PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING OF SPIRITUALITY NATURE Zh.P Cherkasova
Cheremkhovo Teachers Training College, 2 Sovetskaya St., Cheremkhovo, 665413. Irkutsk State University,
I Carl Marx St., Irkutsk, 664003.
The article defines the actuality of philosophical interpretation of spirituality nature. It presents Russian and foreign philosophers' understanding of spirituality as an integral personal quality: the conceptions of P. Berdyaev, S. Frank, I. Ilyin, A. Bergson and others are analyzed. The general trends to analyze the nature of this phenomenon are identified. Spirituality influence on all aspects of life activity of society, social groups and a specific individual is examined. The author denotes the mixing of the problem of spirituality essence with the problems of its specifications, as well as the effect of the methodological directive on defining the sense of spirituality.
II sources.
Key words: spirituality; self-worth; sense creation; cultural cues.
Актуальность заявленной проблемы состоит в том, что сегодня назрела необходимость восстановления права духовности в человеческой жизни, утверждения онтологического статуса высших ценностей. Мы должны стать причастными к высшему миру разумных ценностей, составляющих смысл всех законов. На наш взгляд, только идеальные духовные ценности, такие как истина, добро, красота, свобода, равенство и справедливость формируют настоящий стержень человеческого характера - единственный источник силы духа, помогающий справиться с жизненными проблемами.
Проблема анализа природы духовности является многогранной, сложно представляемой в чисто академическом плане, в строгих определенных понятиях и категориях, так как предметом изучения духовности выступает многообразный духовный опыт. Поэтому необходимо для определения природы духовности обратиться к внутреннему опыту, к чувствам человека, его духовному потенциалу, ценностным установкам и приоритетам его личности. Человек как духовное существо стремится к самосовершенствованию, самоидентификации, переживая внутренний духовный опыт, проявляет себя как личность.
1 Черкасова Жанна Петровна, заместитель директора по научно-методической работе, соискатель кафедры философии, религиоведения и теологии, тел.: 89500939349, e-mail: [email protected]
Cherkasova Zhanna, Deputy Director for Scientific and Methodological Work, Competitor for a scientific degree of the Department of Philosophy, Religious Studies and Theology, tel.: 89500939349, e-mail: [email protected]