Решетневские чтения
P. K. Korkina
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk THE CONTEMPORARY STATE OF LOGISTIC IN RUSSIA
The features of logistic state at Russian market are examined, its characteristic is given, logistic potentialities are reflected in this work.
© KopKHHa n. K., 2010
УДК 339.543
В. О. Леонтьева, И. В. Полухин
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРОБЛЕМЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Страны в мировом сообществе находятся в тесной интеграции друг с другом, экономика каждой страны зависит от состояния мирового рынка, а изменения и кризисы в одной стране в той или иной мере будут отражаться на экономике всех стран. В этой связи экспорт носит не только экономический, но и политический характер. Поэтому валютная политика государства должна быть максимально взвешенной: не слишком давить на экспортеров, но в то же время не давать возможности перекачивать капитал за границу.
Нет смысла оспаривать мнение о том, что внешняя торговля играет позитивную роль в экономике. Так, считается, что заниженный курс рубля по отношению к ведущим мировым валютам объективно играет на руку российским экспортерам, увеличивая их доходы от внешнеэкономической деятельности. Однако если рассмотреть структуру российского экспорта, то легко заметить, что практически весь он состоит из сырьевых ресурсов, в основном нефти и газа (URL: http://www.tamognia.ru/).
Нельзя не отметить, что рынок сырья очень чувствителен к мировой конъюнктуре. Глубокая сырьевая зависимость этого рынка исключает возможность быстрого и безболезненного приспособления российской экономики к его резко меняющимся условиям, что создает угрозу экономической безопасности страны.
В настоящий момент за счет высоких цен на нефть на мировом рынке и заниженного курса рубля по отношению к доллару США экспорт является не просто привлекательной сферой деятельности, но, более того, источником к существованию страны в целом. Главной же проблемой следует считать создание баланса между интересами государства, защищаемыми с помощью валютного контроля, и интересами участников экспортно-импортных операций, поскольку состояние дел и в экспортном, и в импортной бизнесе сказывается и на благосостоянии населения, и на состоянии экономики России.
Основу законодательства о валютном регулировании и валютном контроле в РФ составляют Федеральный закон № 173-Ф3 от 10.12.2003 г. (в редакции от 22.07.2008) «О валютном регулировании и валютном контроле» и Положение ЦБ РФ № 258-П от 01.06.2004 г. (в редакции от 26.09.2008) «О порядке
представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций».
В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» структуру валютного контроля РФ и место Красноярской таможни среди них можно представить следующим образом:
1) органы валютного контроля:
- Центральный банк Российской Федерации;
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор);
- Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ;
2) агенты валютного контроля:
- уполномоченные банки;
- таможенные органы, в том числе Красноярская таможня;
- налоговые органы;
- не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
На данный момент существует необходимость в совершенствовании Федерального закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и иных актов валютного законодательства в части ответственности. Такая ответственность должна, с одной стороны, соответствовать Конституции РФ, а с другой -
Логистика в аэрокосмической отрасли
надежно обеспечивать применение государственных мер по борьбе с незаконной утечкой капитала.
В настоящее время типичными нарушениями в области контроля за поступлением выручки от экспорта
товара являются зачисление иностранной выручки на счета в иностранные банки без лицензии Центрального банка России и незачисление выручки на счета от реализации товаров, услуг и работ на территории РФ.
V. O. Leontyeva, I. V. Polukhin Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk
CURRENCY LEGISLATION AND PROBLEMS OF CURRENCY CONTROL IN RUSSIA
Countries in the world community are closely integrated with one another, the economy of each country depends on the state of the world market, and some changes and crises in one country will result at a greater or lesser extent in all economies. In this regard, the export is not only of economic, but political character. Therefore, monetary policies should be maximally balanced: not to pressure on exporters, but at the same time not to permit to pump the capital abroad.
© Леонтьева В. О., Полухин И. В., 2010
УДК 339.543.42
И. В. Полухин, Ю. С. Резанова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЛЬГОТ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН И НАЛОГОВ НА ДИНАМИКУ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Главной целью анализа льгот по уплате таможенных платежей является оценка полноты и правомерности их предоставления для выявления резервов снижения задолженности по уплате таможенных платежей. Ниже представлен анализ применения тарифных льгот и льгот по уплате НДС на примере Красноярской таможни, определены их структура, динамика поступлений.
Льготы по таможенным платежам являются одним из основных видов льгот, при котором сокращаются затраты участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
В соответствии с решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) с 1 июля 2010 г. вступил Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС). Если до принятия ТК ТС тарифные льготы включали в себя льготы по уплате таможенных пошлин и налогов, то сейчас они состоят из льгот по уплате таможенных пошлин.
В качестве основных целей применения тарифных льгот и льгот по уплате налогов можно назвать следующие:
- содействие развитию внешней торговли и ее стимулирование;
- обеспечение соблюдения интересов граждан и юридических лиц - участников ВЭД;
- обеспечение благоприятного климата для иностранных государств и участников ВЭД.
Влияние льгот по уплате таможенных пошлин и налогов на поступление таможенных платежей в федеральный бюджет РФ рассмотрим на примере Красноярской таможни.
Красноярская таможня успешно выполняет плановые показатели по перечислению таможенных плате-
жей в федеральный бюджет, устанавливаемые ежегодно Правительством РФ. В частности, перечисление таможенных платежей Красноярской таможней в федеральный бюджет РФ за период 2007-2009 гг. имело ту же динамику, что и перечисление таможенных платежей на уровне Федеральной таможенной службы (ФТС) России.
В 2006-2009 гг. в регионе деятельности Красноярской таможни участникам ВЭД были предоставлены льготы на сумму, превышающую 1 806 млн руб. При этом наибольшие суммы льгот предоставляются по налогу на добавленную стоимость (НДС), а также по ввозной таможенной пошлине.
Льготы по уплате таможенных платежей занимают достаточно скромную часть в объеме платежей, перечисленных в федеральный бюджет. Однако если в 2006 г. эта доля составила 0,6 %, то в 2009 г. - уже 6,9 %.
Льготы по уплате таможенных платежей имеют традиционную структуру. В край ввозится медицинское оборудование и технологическое оборудование в уставный фонд предприятий с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. Таких предприятий на территории кра не более десяти, в том числе предприятия, ввозящие оборудование в рамках международного соглашения по линии Российского космического агентства.