Научная статья на тему 'Организация работы Красноярской таможни по контролю за правильностью начисления и полнотой взимания таможенных платежей'

Организация работы Красноярской таможни по контролю за правильностью начисления и полнотой взимания таможенных платежей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
647
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королева Е.Е., Полухин И.В.

Раскрывается сущность контроля за правильностью начисления и полнотой взимания таможенных платежей, приведены данные по оценке эффективности работы Красноярской таможни по контролю над начислением и уплатой таможенных платежей, выявлены основные проблемы, относящиеся к данной тематике и предложены основные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация работы Красноярской таможни по контролю за правильностью начисления и полнотой взимания таможенных платежей»

Секция «Инновационное развитие таможенного дела в России»

С 1 января 2010 г. на территории стран ТС вступил в силу Единый таможенный тариф и единая система нетарифного регулирования. В российский бюджет поступает значительная доля пошлин, собираемых на территории Союзного государства - до 88 %, в бюджет Беларуси - 4,7 %, Казахстана 7,8 % [3]. Планируется введение единого знака обращения продукции на рынке Союзного государства. С 1 июля 2010 г. вступил в действие Таможенный кодекс таможенного союза (ТК ТС), который является сильным инструментом регулирования. ТК ТС существенно отличается от применявшегося в РФ Таможенного кодекса. В новом ТК ТС недостатком является наличие большого количества отсылочных норм, более 40 норм содержат ссылки на международные договоры участников ТС, более 50 - к Решениям Комиссии ТС и 190 норм отсылают к национальному законодательству. Понадобилось принятие нового закона, который должен дополнить и установить правовое регулирование тех отношений, которые не урегулированы союзным кодексом. Госдума приняла закон о таможенном регулировании. Сегодня законопроект готовится к рассмотрению во втором чтении. Поскольку закон очень важен для участников внешнеэкономической деятельности, ко второму чтению в поправках следует не только заложить необходимые механизмы развития таможенного регулирования, но и попытаться решить те проблемы, которые были выявлены в ходе применения российского таможенного законодательства.

Существуют проблемы внедрения таможенных платежей с помощью пластиковых карт «Зеленый коридор» на пространстве таможенного союза. С использованием этой карты можно осуществить таможенные платежи непосредственно на таможенных постах в любое время суток и в любой день недели. Это позволяет вести контроль расчетов между всеми участниками ТС. Платежи осуществляются в федеральный бюджет [4].

С 2010 г. экспорт и импорт товаров должен осуществляться без предоставления в таможенные органы документов на бумажных носителях. Сейчас осуществляется электронное декларирование в более 60 таможенных постах с использованием интернет технологий. Суть в следующем: участники ВЭД имеют в своем распоряжении специальный программный продукт, находясь в любой точке, где есть доступ в Ин-

тернет, может подать декларацию на товар. Подача декларации с помощью Интернет позволяет участникам ВЭД сократить время, затраченное на таможенное оформление и таможенный контроль грузов.

Формирование полноценного таможенного союза давно назрело, что означает ликвидацию таможенных границ на пути к движению товаров и услуг внутри таможенной территории, повышая экономическую активность и товарооборот. Таможенный Союз - это важный шаг на пути к созданию единого экономического таможенного пространства. Опыт первых месяцев функционирования таможенного союза показал готовность таможенных органов к работе в новых условиях. Возникавшие в переходный период вопросы оперативно решались. Без сомнения, таможенные службы стран - членов таможенного союза вышли на новый этап сотрудничества и более качественный уровень развития.

О вступлении в таможенный союз говорят в Правительстве Украины, Кыргызстана и Молдовы, из западных стран - Бельгии и Люксембурга. Также участники таможенного союза планируют ввести единую денежную единицу, которая превратится в единственное законное платежное средство для всех стран -участниц таможенного союза.

Создание таможенного союза приведет к укреплению деятельности и экономики страны. Повысится авторитет России и укрепится связь между государствами после распада социалистической системы. «Это очень серьезный шаг, и мы пошли на него осознанно, поскольку хотим, чтобы бизнес был законопослушным, прозрачным, понятным для таможенных органов» [5].

Библиографические ссылки

1. Дудкова В. Тройка к диалогу готова // Журнал Таможня. 2010. № 7.

2. Российская Бизнес-газета. 2010. № 769 (36). 28 сент.

3. URL: http://allmedia.ru/

4. Крутелева Н. Работа на перспективу //Журнал Таможня. 2010. № 8.

5. Герасютина О. Таможенный союз: прозрачнее и понятнее //Журнал Таможня. 2011. № 1-2.

© Кожина Е. В., Сурник А. П., 2011

УДК 339.543

Е. Е. Королева Научный руководитель - И. В. Полухин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КРАСНОЯРСКОЙ ТАМОЖНИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ НАЧИСЛЕНИЯ И ПОЛНОТОЙ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Раскрывается сущность контроля за правильностью начисления и полнотой взимания таможенных платежей, приведены данные по оценке эффективности работы Красноярской таможни по контролю над начислением и уплатой таможенных платежей, выявлены основные проблемы, относящиеся к данной тематике и предложены основные пути их решения.

В современных условиях для Правительства Российской Федерации, как и для большинства стран с переходной к рынку экономикой, крайне важен такой

источник доходов, как таможенные платежи, в налоговой составляющей федерального бюджета их доля приближается к 40 % [1]. В 2010 г. по данным Счет-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

ной Палаты Российской Федерации таможенные платежи составили 33,8 % от общего числа всех поступлений в бюджет России [2].

Следовательно, от эффективности работы таможенных органов в значительной степени зависит финансирование расходов государства, в том числе и в области здравоохранения, образования, культуры, науки и т. д. Поэтому важно осуществлять своевременный контроль над правильностью исчисления и полнотой взимания таможенных платежей.

В настоящее время данный вид контроля осуществляется на двух уровнях. Первый из них - на этапе таможенного оформления и таможенного контроля.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок проведения контроля за начислением и уплатой таможенных платежей, является приказ ГТК РФ от 4 января 1995 г. № 2 «О контроле за начислением и взысканием таможенных платежей» (в редакции от 28.06.2002). Согласно данному документу контроль над правильностью начисления и уплатой таможенных платежей производится последовательно в несколько этапов. А именно, первый этап предполагает проверку наличия задолженности уплаты таможенных платежей. В случае наличия задолженности товары выпуску не подлежат до ее полного погашения. На втором этапе проверяется правильность заполнения отдельных граф декларации на товары (далее ДТ), таких как: А, 9, 14, 15, 16, 23, 28, 29, 31, 33, 36, 37, 38, 44, 45, 48, 54. Третий этап предполагает осуществления контроля правильности начисления таможенных платежей в графе 47 ДТ. На данном этапе должностное лицо таможенного поста (далее т/п) на основании представленных документов производит исчисление таможенных платежей и оформляет документ контроля таможенных платежей (ДК). Четвертый этап - контроль правильности уплаты таможенных платежей. Если таможенные платежи, заявленные в ДТ, были исчислены верно, то на основании представленных платежных документов должностное лицо т/п проверяет: правильность заполнения реквизитов платежного документа на уплату таможенных платежей и выписки банка из лицевого счета предприятия (организации) с отражением произведенного платежа; правильность заполнения в ДТ графы «В. Подробности подсчета»; соответствие сумм, указанных в платежных документах по видам таможенных платежей, суммам, рассчитанным в ДК. Пятый этап -предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, на основании письменного решения начальника таможни или его заместителя по экономике о возможности ее предоставления, а также при наличии документа, подтверждающего обеспечение уплаты таможенных платежей, зарегистрированного в отделе таможенных платежей таможни (далее ОТП) должностное лицо т/п предоставляет отсрочку либо рассрочку. После завершения контроля за начислением и уплатой таможенных платежей должностное лицо т/п принимается решение о возможности передачи ДТ на следующий этап таможенного оформления либо о невозможности выпуска товаров по данной ДТ. Принятое решение оформляется путем проставления знака «х» в соответствующем месте раздела «Принятие решения» Документа контроля [3].

Второй вид контроля за правильностью начисления и взимания таможенных платежей (вторичный контроль) осуществляется в ОТП, в котором на основании сведений, получаемых из уполномоченного банка, о поступлении денежных средств на счета таможни и данных, получаемых с таможенных постов, ведутся лицевые счета участников ВЭД в разрезе, как по таможенным постам, так и в целом по таможне. Вторичный контроль осуществляется на основании электронных копий ДТ и ДК таможенных платежей к ним. При осуществлении вторичного контроля должностными лицами ОТП, ведущими лицевые счета участников ВЭД, проверяется наличие отметки в электронной копии платежного документа о поступлении денежных средств.

Осуществление повторного контроля за исчислением и уплатой таможенных платежей позволяет выявить недостающие суммы таможенных платежей. Так, в результате повторного контроля в 2008 г. - по ГТД довзыскано 387461,36 руб. и 14497,19 долл. США, по ТПО - 423 руб. В 2009 г. было доначислено таможенных платежей на сумму 1962972,4 руб., из которых довзыскано 1962464,8 руб. [4]. Такое расхождение объясняется тем, что экономический кризис, пришедшийся на конец 2008-2009 гг., способствовал тому, что многие участники ВЭД пользовались рассрочкой/отсрочкой от уплаты таможенных платежей, а также недобросовестные участники получали возможность использования необоснованных льгот.

Причины не до взыскания таможенных платежей могут быть различны: перерасход аванса, не списание таможенных платежей, арифметические ошибки при списании денежных средств с платежных документов, выпуск деклараций без поступления денежных средств, не начисление процентов за просрочку, необоснованное предоставление льгот, ошибки компьютерных программ, используемых при таможенном декларировании и др.

Для того чтобы таможенные платежи уплачивались в полном объеме и своевременно необходимо принять комплекс мер, а именно: усилить контроль за обоснованностью предоставления льгот по уплате таможенных платежей; применять обеспечение уплаты таможенных платежей; т/п своевременно направлять в ОТП электронные копии таможенных деклараций, таможенных приходных ордеров и т. п. На мой взгляд, именно данный комплекс мер позволит улучшить показатели работы Красноярской таможни по взиманию таможенных платежей, и не допустить не довзыскание таможенных платежей и выйти на качественно новый уровень работы.

Библиографический список

1. URL: http://brokert.ru/material/tamojennye-plateji-peremeshenie-granicu.

2. URL: www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/Za-kluchenia/ACH_ZAKL200810062059/pr2009-20114.3.xls.

3. О контроле за начислением и взысканием таможенных платежей : приказ ГТК РФ от 04.01.1995 № 2 (ред. от 28.06.2002).

4. Данные статистики Красноярской таможни.

© Королева Е. Е., Полухин И. В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.