Риск - потенциальная, численно измеримая возможность неблагоприятных ситуаций и связанных с ними последствий в виде потерь, ущерба, убытков, вплоть до банкротства и ликвидации предпринимательской единицы, в связи с нестабильностью и неопределенностью.
Таким образом, предпринимательская деятельность проходит в условиях нестабильности, неопределенности и рисков, и эти категории взаимосвязаны.
В количественном отношении нестабильность и неопределенность подразумевают возможность отклонения результата от ожидаемого (или среднего) значения, как в меньшую, так и в большую сторону. Соответственно, под риском в данном контексте понимается вероятность потери части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов и (или) обратное -невозможность получения значительной выгоды (дохода) в результате осуществления определенной целенаправленной деятельности. Поэтому эти три категории, влияющие на предпринимательскую деятельность и реализацию предпринимательской идеи, должны анализироваться и оцениваться совместно.
Предпринимательский риск имеет объективную основу из-за нестабильности внешней среды и неопределенности ее воздействия по отношению к предпринимателю.
С экономической точки зрения, предпринимательский риск представляет собой событие, которое может произойти с некоторой вероятностью, при этом возможны
три экономических результата (оцениваемых в экономических, чаще всего финансовых показателях):
- отрицательный (ущерб, убыток, проигрыш);
- положительный (выгода, прибыль, выигрыш);
- нулевой (ни ущерба, ни выгоды).
Природа нестабильности, неопределенности, рисков и потерь при осуществлении предпринимательской деятельности связана с финансовыми убытками предпринимателя.
Зарубежный опыт, да и опыт России, показывает, что малое предпринимательство очень динамично и не требует больших капиталовложений. Многие крупнейшие корпорации мира на начальной стадии развития, когда опробовалась новая идея, обращались к малым фирмам. Именно малое предпринимательство, как правило, берется реализовывать новые рискованные проекты. Очень часто именно производитель знания становится участником превращения замысла в товар, то есть в малом предпринимательстве достигается кратчайший инновационный цикл.
Список литературы
1. Тактаров, Г.А., Вайчулис, Т.Б. Управление предпринимательскими рисками в сфере услуг: монография / Астрахан. гос. техн. ун-т. Монография — Астрахань: Изд-во АГТУ, 2008.
2. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. -СПб.: Питер, 2008.
ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ - КЛЮЧЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Чистова Марина Валерьевна
Канд.экон.наук, доцент кафедры креативно-инновационного управления и права, ФГБОУ ВПО «ПГЛУ», г. Пятигорск
Формирование рыночной экономики в России сталкивается с решением многочисленных проблем теории и практики экономической науки. Важное место среди них занимают вопросы адекватной оценки и прогнозирования социально-экономического развития на макро-, мезо- и микроуровнях. При этом регионы Российской Федерации, представляя мезоуровень, являются самостоятельными субъектами хозяйствования, что обусловлено сложившимся направлением реформирования российской экономики, а именно - соединением рыночной организации с принципами федерализма и местного самоуправления.
Современный экономический статус субъектов Российской Федерации требует использования разнообразных инструментов оценки экономического развития, финансовой сбалансированности, условий конкуренции на отечественном и мировом рынках [2]. Подчеркнем, что подобные инструменты необходимы и для проведения активной федеральной политики, направленной на устранение межрегиональных диспропорций, укрепление экономической и политической ценности страны.
Усиление самостоятельности регионов, развитие бюджетного федерализма увеличивают значимость региональной политики. Напомним, что под региональной политикой понимается система целей и задач органов власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации [5, с. 190]. Очевидно, что региональная политика - это составная часть общегосударственной политики, нацеленная на устранение несоответствий показателей в развитии важнейших макроэкономических показателей и
пропорций в региональном развитии.
В таких условиях разработка региональных управленческих решений требует современных подходов к их информационному обеспечению и экономическому обоснованию. С этой точки зрения, универсальной основой для комплексного анализа обобщающих характеристик рыночной экономики является система национальных счетов (СНС). Логическим продолжением СНС для регионального уровня является система региональных счетов (СРС). Центральное положение в СНС занимает валовой внутренний продукт (ВВП), а в СНС - его региональный аналог - валовой региональный продукт (ВРП). Он характеризует уровень экономического развития и результаты экономической деятельности всех хозяйствующих субъектов региона.
Таким образом, валовой региональный продукт, являясь одним из важнейших инструментов оценки уровня социально-экономического развития региона, выступает как результат расширенного воспроизводства в продуктовом и стоимостном выражении, как источник для возобновления воспроизводственного цикла и как базовый индикатор социально-экономического развития отдельных регионов РФ, обладающий собственной структурой, элементы которой могут рассматриваться в качестве составляющих формирования экономико-структурных пропорций ВРП.
Динамика валового продукта территории - показатель, применяемый для межрегиональных сопоставлений. Именно на его базе с использованием при необходимости дополнительных стоимостных и натуральных показателей
определяют направленность и интенсивность экономических процессов, ведущих к серьёзным сдвигам в межрегиональном соотношении сил [3].
Объем и темп роста ВРП является целевым показателем при разработке стратегий, программ, прогнозов и формировании социально-экономической политики региона. При этом, разработка научно обоснованного прогноза, стратегии и программы социально-экономического развития региона является важнейшей функцией органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Успешное выполнение этой функции во многом зависит от технологии прогнозирования экономическими органами социально-экономической деятельности региона [1].
По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации Ставропольский край по исследуемому нами показателю в 2004 - 2008гг. находился на 33 месте среди 83 субъектов РФ, оставив впереди себя некоторые регионы Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Сибирского федерального округа, а также своих ближайших соседей - Краснодарский край и Ростовскую область. Одновременно в указанный период наблюдался рост ВРП с 122235,4 млн. рублей в 2004 году до 275084,2 млн. рублей в 2008 году, что составило 225%. На душу населения с 1997по 2007 года наблюдался стабильный рост данного показателя, и в 2008 году он составил 101,6 тыс. рублей.. Среднегодовой темп роста ВРП Ставропольского края за последние девять лет составил 8,1% и превышал среднероссийский темп роста валового внутреннего продукта (ВВП) на 1,2 процента. В то же время, индексы физического объема ВРП с 2000 по 2007 год имели незначительное колебание: в 2006 году данный показатель составил 108,2% в 2007 - 104,7%, в 2008 -107,7%.
Двумя другими важнейшими показателями оценки социально-экономического развития региона по праву считаются фактическое конечное потребление домашних хозяйств и валовое накопление основного капитала.
Первый важен не только с точки зрения сопоставления производства и использования ВРП, но, особенно, с точки зрения уровня благосостояния населения субъекта РФ. Фактическое конечное потребление домашних хозяйств Ставропольского края стабильно возрастало в 2000-2008 годах - с 17488,3 млн. руб. в 2000 году до 115257,3 млн. рублей в 2008 году.
Второй показатель характеризует инвестиционную деятельность субъектов. В Ставропольском крае наблюдается также стабильный рост валового накопления основного капитала (с 16768,8 млн. руб. в 2000 году до 73749,0 млн. руб. в 2008 году).
Однако нельзя не отметить тот факт, что среди регионов Северо-Кавказского федерального округа Ставропольский край занимает лишь второе место после республики Дагестан по приведенным выше показателям.
Наибольший вклад в ВРП региона вносят четыре основных вида экономической деятельности: торговля (19,8%), обрабатывающие производства (15%), сельское хозяйство (14%), транспорт и связь (19,8%). Несомненно, что ключевыми направлениями для разработки эффективных управленческих решений по повышению объемов ВРП в крае, по нашему мнению, должны быть выбраны все выше перечисленные виды экономической деятельности.
Общеизвестен факт, что природно-климатические условия края благоприятствуют выращиванию практически всех видов сельскохозяйственных культур, а по производству зерна край занимает третье место в РФ (6934,7
млн.т в 2009 году).
В 2009 году оборот розничной торговли составил 229,0 млрд. рублей (18 место в Российской Федерации). Оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли - 198,1 млрд.рублей. Внешнеторговый оборот - 1419,9 млн.долларов. По объёму экспорта за 2008 г. Ставропольский край занимает 38 место среди субъектов РФ. Внешняя торговля осуществляется с 98 странами мира, наиболее активно с Бельгией, Италией, Китаем, Германией, Турцией, Бразилией, США, Украиной.
В 2008 году в край было привлечено 759,5 млн.долларов США иностранных инвестиций. По оценке, этот показатель в 2009 году составил 116,1 млн.долларов. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования имеет длительную положительную динамику. В 2009 году объем инвестиций в основной капитал составил 78,5 млрд.рублей (в 2008 году - 70, 1 млрд. рублей), или 100,1% в сопоставимых ценах от уровня 2008 года (в РФ - 83,8%). Из них в производство и распределение электроэнергии, газа и воды направлено 25,8% всех инвестиций, в развитие обрабатывающих производств -16%, в сельскохозяйственное производство - 13,4%, в транспорт и связь - 12,5%. Развитие инвестиционной и инновационной активности в крае, бесспорно, являются важнейшими составляющими политики управления ростом валового регионального продукта. И в этой связи, необходимо изучить и использовать положительный опыт таких регионов РФ, как Краснодарский край, Калининградская область, Калужская область именно в сфере развития международных и внешнеэкономических связей, привлечения иностранных инвестиций в инновационные проекты края.
Так, по состоянию на 1 января 2014 года, в официальный инвестиционный каталог проектов Ставропольского края, представленный на официальном сайте Министерства экономического развития края входит 173 проекта, большая часть из которых имеют сельскохозяйственную направленность, остальные представляют обрабатывающие производства и развитие сферы услуг. Кроме того, проекты ранжированы по стадиям реализации: 1 стадия - инвестиционная (132 проекта), 2 стадия - организационная (43 проекта), 3 стадия - начальная (0 проектов) [4].
Инновационная инфраструктура представлена краевым инновационно-технологическим бизнес-центром, сетями трансфера технологий RTTN, RFR, BRIN, офисами коммерционализации научно-технических разработок, технопарками, созданными при высших учебных заведениях, ГУП Ставропольского края «Управляющая компания инвестиционного и инновационного развития Ставропольского края», НКО «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере Ставропольского края», НКО «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимальства Ставропольского края». Ежегодно в крае проводится ярмарка инновационных проектов. 62 инновационные разработки края награждены на IX Международной выставке-конгрессе «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции» в г. Москве. Подчеркнем, что практически все перечисленные проекты направлены на повышение эффективности обрабатывающих производств и сельского хозяйства.
Проведенный выше анализ макроэкономических показателей края в динамике свидетельствует о невысокой эффективности реализуемых Правительством Ставропольского края мероприятий. Причин этому может много, да и перечислить в рамках настоящей статьи не представ-
ляется возможным. Край по-прежнему отстает в своем социально-экономическом развитии от ближайшего соседа - Краснодарского края, имея при этом более высокий ту-ристско-рекреационный потенциал. Данному виду экономической деятельности исполнительными органами власти не уделяется должного внимания, хотя и существуют инвестиционные проекты по строительству туристской инфраструктуры и развитию экологического туризма на подведомственной им территории. Данная отрасль, на наш взгляд, имеет высокий инвестиционный и инновационный потенциал.
Таким образом, в современных условиях посткризисного развития экономики, грамотно выстроенная региональная экономическая политика должна способствовать, прежде всего, повышению уровня социально-экономического развития региона, а, следовательно, и уровню благосостояния населения территории. Разумной альтернативы ВРП для характеристики результатов экономического развития региона просто не существует. В этой связи региональным органам исполнительной власти следует более детально заниматься изучением выше названного показателя и корректировать свои перспективные управленческие решения в разрезе основных видов
экономической деятельности, составляющих структуру валового регионального продукта и способствующих его росту.
Список литературы:
1. Бакушева Г.В. Модели прогнозирования валового регионального продукта. Автореф. дисс. ... канд. экон. наук: Спец.:08.00.13 [Текст]. - Москва, 2007. - 23с.
2. Демина Н.В. Возможности использования аутсорсинга при отборе персонала в российских компаниях // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2-13. - №4. - С. 279-283.
3. Зайцева Ю,С. Валовой региональный продукт: измерения, структурный анализ, межрегиональные сопоставления: Автореф. дисс. ... доктора экон. наук: Спец.: 08.00.05 [Текст]. - Москва,2010. - 37с.
4. Официальный сайт Министерства экономического развития Ставропольского края. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stavinvest.ru/.
5. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: Учебник [Текст]/- М.: ИНФРА-М, 2006. -416с.
ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Динмухаметов Ильнур Фаизович
студент Института управления, экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань
Стабилизация экономики является одной из важнейших функций государства на протяжении всего периода его развития. В современных условиях государство принимает активное участие в деятельности рыночных механизмов. На сегодняшний день одной из наиболее значимых форм государственного регулирования экономики является денежно-кредитная политика.
В настоящее время проблема эффективной денежно-кредитной политики приобрела особую актуальность в связи со сложившейся ситуацией на валютном рынке России, с возникновением предпосылок для формирования рисков для финансовой стабильности.
Под денежно-кредитной (монетарной) политикой государства понимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.
Кредитно-денежная политика состоит в регулировании денежного предложения: во время экономического спада — в увеличении предложения денег для стимулирования поощрения расходов, а во время экономического роста, сопровождающегося инфляцией, — в ограничении предложения денег для ограничения расходов. [2, с.166]
Кредитно-денежная политика проводится Центральным банком. Конечной целью проводимой Центральным банком и государственными институтами монетарной политики является организация стабильности денежного обращения, обеспечивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. [2, с.167]
Центральный банк страны располагает набором средств, которые называются инструментами денежно-
кредитной политики. Эти инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в виде банковских депозитов, либо на процентные ставки.
Инструменты денежно-кредитной политики не обязательно используются по отдельности, а наоборот, обычно используется сразу два инструмента и более, чтобы их эффекты взаимно усиливали друг друга. Мероприятия подобного рода называются комплексной политикой.
Основными инструментами кредитно-денежной политики являются:
1) изменение нормы обязательного резервирования;
2) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);
3) операции на открытом рынке. [5]
Все эти инструменты влияют на резервы коммерческих банков и тем самым на норму процента и предложение денег.
Изменение нормы обязательных резервов. Минимальные (обязательные) резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых Центральным банком. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Обязательные резервы выполняют две основные функции:
1) они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный банк поддерживает степень