Научная статья на тему 'Оценка эффективности инвестиционной политики Ставропольского края'

Оценка эффективности инвестиционной политики Ставропольского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыкова И. Н., Фисенко Н. В.

Структурные преобразования экономики выражаются в поддержке и развитии конкурентоспособных производств и предпринимателей с одной стороны, свертывании и ликвидации предприятий, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики, с другой стороны. Соотношение этих двух процессов должно обеспечивать стабильность объема ВРП, а затем, по мере наращивания объемов продукции, темпы ее роста должны существенно превышать размеры спада на устаревших мощностях. Таким образом, будет обеспечен переход к устойчивому росту производства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности инвестиционной политики Ставропольского края»

оценка эффективности инвестиционной политики ставропольского края

И.Н. РЫКОВА, доктор экономических наук (г. Москва)

Н.В. ФИСЕНКО, Северо-Кавказский банк Сбербанка России

(г. Ставрополь)

Структурные преобразования экономики выражаются в поддержке и развитии конкурентоспособных производств и предпринимателей — с одной стороны, свертывании и ликвидации предприятий, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики, — с другой стороны. Соотношение этих двух процессов должно обеспечивать стабильность объема ВРП, а затем, по мере наращивания объемов продукции, темпы ее роста должны существенно превышать размеры спада на устаревших мощностях. Таким образом, будет обеспечен переход к устойчивому росту производства.

Рост капиталовложений в экономику региона возможен в случае соблюдения некоторых условий:

• расширения совокупного спроса как основного стимула производителей в системе сложившихся экономических отношений;

• создание оптовых каналов распределения и перераспределения продукции промышленности и сельского хозяйства;

• расширения базы эффективно работающих производств, реструктуризации и санации предприятий, увеличение роли собственников и ответственности менеджмента, отказ от финансирования производств, не имеющих перспективы;

• создание механизма, обеспечивающего гарантированный возврат вложенных средств. Эти меры создают благоприятные экономические и финансовые условия для развития производства.

В целях стимулирования инвестиционных процессов в Ставропольском крае принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих инвестиционную деятельность в Ставропольском крае: Закон Ставропольского края «О привлечении иностранных инвестиций в экономику края»;

Закон Ставропольского края «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ставропольском крае»; Закон Ставропольского края «Об инновационной деятельности в Ставропольском крае»; Закон Ставропольского края «О государственной поддержке участников лизинга в Ставропольском крае». Законы устанавливают правовые и экономические аспекты государственной поддержки инвесторов, обеспечивают равную защиту прав, способствуют эффективному взаимодействию инвесторов с органами власти и предоставлению целевых субсидий организациям, реализующим инвестиционные проекты.

Основными факторами, обеспечивающими инвестиционную привлекательность Ставропольского края, являются:

• выгодное географическое положение, близость емких рынков сбыта;

• ресурсный потенциал и дешевые энергоносители, обеспечивающие прибыльный и эффективный бизнес в сфере производства товаров ежедневного и регулярного спроса;

• развитые транспортные коммуникации, производственная инфраструктура, надежная связь;

• наличие законодательства, предусматривающего для инвесторов гарантирование их имущественных прав и льготный налоговый режим;

• уникальные и комфортабельные условия для отдыха, туризма и лечения;

• организационная и финансовая поддержка инвестиционных проектов, гарантии безопасности бизнеса со стороны органов исполнительной власти;

• высококвалифицированные трудовые ресурсы. В 2005 году международное рейтинговое агентство «Standart&Poor's» присвоило Ставрополью

долгосрочный кредитный рейтинг эмитента «В». Прогноз изменения рейтинга — «Позитивный». По заключению экспертов агентства, такой уровень нам обеспечивают: низкий долг, улучшающийся финансовый менеджмент и быстрорастущая экономика Ставрополья.

По данным Центра исследования общественного мнения ВЦИОМ, проводившего социологическое исследование по изучению комфортности ведения бизнеса в 80 регионах России, Ставропольский край на почетном третьем месте в России. По экспертным оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», Ставропольский край по двум основным самостоятельным характеристикам: инвестиционному потенциалу и инвестиционному риску относится к лучшей одной трети субъектов Российской Федерации. За последние 8 лет его позиции в рейтинге значительно выросли с 46 места в 1996 г. до 26 места в 2005 г. по инвестиционному потенциалу. В рейтинге инвестиционных рисков Ставропольский край занимает 30 место (2004 г. — 41 место).

Положительная динамика привлечения инвестиций в экономику Ставропольского края сохраняется на протяжении последних пяти лет. Темп прироста объема инвестиций в основной капитал Ставропольского края в 2002 — 2006 гг. составил 112,3 % (табл. 1).

Наряду с ростом инвестиций происходит и изменение их структуры. Это связано с тем, что улучшилось финансовое состояние многих пред-

приятий реального сектора экономики, собственные средства которых являются важнейшим источником инвестиций в основной капитал. На долю собственных средств предприятий и организаций в 2006 г. приходилось, по данным Ставропольстата, 36,3 % общего объема инвестиций (табл. 2).

При определении источников инвестиций администрация края рассматривает потенциальные возможности региона. В условиях финансовой зависимости от федерального центра принципиальное значение приобретают экономное и целенаправленное расходование имеющихся ресурсов и использование внутренних возможностей. Собственные инвестиционные ресурсы создаются также путем привлечения частных инвестиций (долевое финансирование, выдача частных гарантий, средств населения), организации собственного контроля за расходованием бюджетных средств, использования финансовых ресурсов, выделяемых для реализации на территории края федеральных программ.

Инвестиции в реальный сектор экономики — это финансовая поддержка предприятий малого бизнеса, агропромышленного комплекса, строительства, транспорта, связи. Важнейшим направлением в осуществляемой администрацией региона инвестиционной политике является создание взаимоприемлемых условий для сближения банковского капитала с предприятиями реального сектора экономики.

Развитие механизма инвестиционных проектов с учетом анализа ранее осуществляемой

Таблица 1

инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности, млн руб.

Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 темп прироста

Всего в том числе 19 549,1 22 174,8 24 681,4 31 706,1 41 560,6 112,3

сельское хозяйство 2 859,5 3472,9 3 662,5 4 366,4 6 339,7 121,7

обрабатывающие производства 1 601,1 2 385,7 2 789,0 3 798,9 7 311,6 356,7

производство и распределение газа, электроэнергии и воды 993,8 1 302,8 1 359,7 2 568,1 1 704,9 71,5

строительство 334,6 440,0 505,3 623,0 652,7 95,1

торговля 550,6 1 691,8 1 406,1 1 347,4 2 160,8 292,4

транспорт и связь 7 463,5 6 611,2 6 542,2 8 128,3 8 889,1 19,1

Таблица 2

структура инвестиций в нефинансовые активы, в % к итогу

Показатель 2002 2003 2004 2005 2006

Инвестиции в нефинансовые 100 100 100 100 100

активы всего

в том числе

в основной капитал 99,8 97,9 99,6 99,8 99,2

в нематериальные активы 2,1 0,2 0,3 0,1 0,5

в другие нефинансовые активы 0 0,2 0,1 0,1 0,5

затраты на НИОКР 0 0 0 0 0,1

инвестиционной деятельности позволило принять закон «О государственной поддержке организаций края, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов банков на территории Ставропольского края».

Субсидии предоставляются при кредитовании сельхозпроизводителей, включая птицефабрики, животноводческие комплексы, рыбоводческие, звероводческие предприятия, на приобретение семян, кормов, ГСМ, запчастей, минеральных удобрений, ветеринарных препаратов. А также предприятиям и организациям АПК на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки (по производству растительного масла, переработке овощей, фруктов, молока, мяса, рыбы, морепродуктов, по обработке и хранению зерна, производству биопрепаратов, для ветеринарии, производству солода, спирта, виноделия и пр.).

Субсидирование части процентной ставки за пользование кредитами банков осуществляется при соблюдении организацией, реализующей инвестиционный проект, следующих условий:

• срок погашения кредита не должен превышать 24 месяцев;

• отсутствие признаков банкротства, установленных федеральным законодательством;

• отсутствие просроченной задолженности перед бюджетом Ставропольского края по результатам последнего отчетного года;

• расчетный срок окупаемости инвестиционного проекта должен составлять не более двух лет с момента начала финансирования инвестиционных затрат.

Бюджетные субсидии имеют важное значение в привлечении кредитных ресурсов в реальный сектор экономики края.

По данным Министерства экономического развития и торговли края в 2007 г. для субсидирования части процентных ставок по кредитам банков, привлеченным организациями и индивидуальными предпринимателями для реализации инвестиционных проектов из бюджета края направлено 116,7 млн руб. на реализацию 30 инвестиционных проектов, 11 из которых реализуются предприятиями малого бизнеса. В реальный сектор экономики края привлечено 1,5 млрд руб. льготных кредитных ресурсов, в том числе предприятиями малого бизнеса 222,5 млн руб.

Приоритет отдается инвестиционным проектам, которые реализуются в различных отраслях промышленности, около 55 % (17 проектов). Россельхозбанком и Северо-Кавказским банком

Сбербанка России в 2006 — 2007 гг. личными подсобными хозяйствами оформлено 8 093 кредитных договора, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами — 488 и 25 — сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. Общая сумма привлеченных кредитов при этом составляет 2,3 млрд руб.

На субсидирование процентной ставки по малым формам сельхозпроизводства Ставропольскому краю из федерального бюджета в 2007 г. был выделен лимит в сумме 110 млн руб., из бюджета Ставропольского края — 7,1 млн руб.

С начала действия национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» принято к субсидированию 6 203 кредитных договора на сумму 158,3 млн руб., сумма субсидий по которым составила 76,6 млн руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 73,2 млн руб. В то же время необходимо отметить, что не все договора предъявляются к субсидированию по разным причинам.

Период времени, отпущенный заемщикам на целевое использование полученного кредита, составляет от 30 до 45 календарных дней. Отдельные заемщики по разным причинам несвоевременно предоставляют документы на субсидирование, задерживают их по несколько месяцев. Одной из причин является недостаточная информированность населения и отсутствие консультационной поддержки.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» администрация края в 2006 г. заключила соглашения о сотрудничестве с шестью банками. Активно взаимодействуют только два — Ставропольский региональный филиал ОАО «Россельхозбанк» и Северо-Кавказский банк Сбербанка России.

Один из пунктов соглашения предусматривает, что по кредитам, выданным в рамках национального проекта, разница между процентной ставкой и ставкой рефинансирования Центрального банка РФ не должна превышать 3 %. Учитывая то, что ставка рефинансирования ЦБ РФ с 19 июня 2007 г. составляет 10 %, максимальный процент за пользование кредитами должен составлять не более 13 % в год. Однако Россельхозбанк выдает кредитные ресурсы под 14 %, Сбербанк предусматривает дифференцированные процентные ставки от 11 до 15,5 % и плату за обслуживание кредита до 3 %. В итоге банковские кредиты обходятся заемщикам, участвующим в национальном проекте, не в 3 % годовых, а от 4 до 5 с половиной, а с учетом платы за обслуживание — до 8,5 % годовых.

35 30 25 20 15 10 5 0

2002

2003

2004

2005

2006

рис. 1. Доля кредитов банков в валовом региональном продукте Ставропольского края

Млрд руб. 120

100

—*— Объем отгруженных товаров , выполненных работ и услуг

—■— Кредиты и пр. размещенные средства, предоставленные нефинансовым предприятиям

рис. 2. Показатели объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг и размера кредитов, предоставленных нефинансовым предприятиям (млрд руб.)

Для оценки эффективности проводимой в крае инвестиционной политики в области привлечения кредитов рассмотрим некоторые показатели взаимодействия реального и банковского секторов. Одним из таких показателей может служить доля кредитов в валовом региональном продукте (рис. 1).

Рассмотрим зависимость экономического развития региона от объема выданных кредитов. Таким образом1, предлагается судить об уровне экономического развития региона на основании показателя «Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам деятельности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды)». Об объеме выданных кредитных ресурсов можно сде-

1 Овчинникова О. П., Гришаева Е. Н. Согласование интересов банковского и производственного секторов для стимулирования развития экономики региона // Финансы и кредит. 2008. № 7. С. 17 - 25.

лать оценку на основе показателя «Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым предприятиям и организациям (по головным офисам кредитных организаций и филиалам, расположенным на территории региона)». Зависимость между данными показателями представлена на рис. 2.

Таким образом, можно сделать вывод о прямой зависимости между уровнем экономического развития и объемом выданных кредитных ресурсов. Характерной особенностью данной зависимости является превышение темпа роста объема кредитных вложений над темпом роста объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам деятельности, что связано с более быстрым ростом и развитием банковского сектора по сравнению с реальным.

Учитывая вышеизложенное, можно отметить следующее: развитие экономики региона стало одной из предпосылок увеличения объема выданных кредитов реальному сектору. Увеличивающийся темп роста объемов производства сопровождается все возрастающей потребностью реального сектора в дополнительных кредитных ресурсах в целях обеспечения непрерывности и ускорения воспроизводственного процесса.

На рисунке 3 показана доля кредитов нефинансовому сектору в структуре кредитного портфеля коммерческих банков в 2003 — 2007 гг.

Таким образом, отставание в развитии реального сектора экономики от банковского привело к устойчивому уменьшению доли кредитов нефинансовым предприятиям в структуре кредитного портфеля коммерческих банков.

В случае если бы структура кредитного портфеля банковской системы сохранилась на уровне 2003 г., реальный сектор экономики мог бы дополнительно получить к концу 2007 г. около 18,5 млрд руб.

Потребности в заемных ресурсах региональных институтов экономики позволяют выделить потенциально привлекательные объекты для

Рис. 3. Доля кредитов нефинансовому сектору в структуре кредитного портфеля коммерческих банков в 2003 — 2007 гг.

Млн руб.

500

2002

2003

2004

2005

Рис. 4. Размер кредитов банков, направляемых в качестве инвестиций в основной капитал (млн руб.)

кредитования, способствующие экстенсивному росту кредитного портфеля. В то же время можно отметить, что размер кредитов, направляемых в качестве инвестиций в основной капитал, является еще недостаточным (рис. 4).

Можно заметить, что в последнее время банки в основном сохранили структуру своих кредитных вложений — решающая часть предоставляется нефинансовому сектору экономики. Кредиты шли в те отрасли промышленности, которые были наиболее приоритетными в структуре экономики, тем самым сохраняли тенденцию к взаимодействию с наиболее важными материальными потоками. Однако размер кредитов, снижающийся под влиянием сокращения материальных активов предприятий и организаций, ресурсной базы коммерческих банков, обострения рисков в период длительного экономического кризиса в настоящее время еще не достиг уровня для покрытия спроса хозяйства на дополнительные денежные средства.

Сложившаяся практика показывает, что основная масса кредитов, выдаваемых коммерческими банками, представлена кредитами крупным промышленным предприятиям, частным и государственным, а также кредитами крупным производителям в агропромышленном комплексе. Данная категория заемщиков всегда вызывала интерес у коммерческих банков, поскольку крупные предприятия занимали ведущее место в экономике. Падение производства и ухудшение общей экономической ситуации меньше сказывались именно в этих отраслях. Огромные оборотные средства крупных предприятий всегда были хорошим обеспечением кредитов, гарантировали возврат ссуженных средств и достаточно четкое выполнение обязательств перед банками.

В агропромышленном комплексе приоритетными являются переработка сельскохозяйственной продукции и строительный комплекс, особенно производство стройматериалов и жилищное строительство, так как производимая продукция обеспечивает простейшие потребности человека в пище и жилье, ориентирована на конечного потребителя, и поэтому предприятия этих отраслей затронуты неплатежами. Среди них наибольшее количество средних динамично развивающихся предприятий с хорошим уровнем рентабельности и конкурентоспособной продукцией.

Особым направлением деятельности коммерческих банков является кредитование сферы малого бизнеса. Этот сегмент рынка в последние годы постоянно растет. Появляются новые малые предприятия, работающие в сфере услуг, торговли и мелкого производства. Именно они в настоящий момент остро нуждаются в свободных денежных средствах. Однако здесь банки сталкиваются с основной проблемой — возвратом кредитов.

Сложность проблемы состоит в том, что вновь открываемые и даже действующие организации не обладают необходимым имуществом и капи-

2006 Год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

талом и не в состоянии предоставить обеспечение полученным ссудам. Прежде чем открыть кредит соответствующему подразделению коммерческого банка, необходимо тщательно изучить ситуацию в данной сфере экономики, проверить благонадежность предпринимателя, его способность к правильному ведению дел и только после этого принимать решение о предоставлении кредита. И хотя существует множество федеральных и региональных программ, связанных со страхованием кредитов, предоставляемых коммерческими банками частным предпринимателям, все же банки неохотно предоставляют им ссуды.

Еще одним показателем эффективности проводимой в регионе инвестиционной политики, по нашему мнению, может являться соответствие или несоответствие структуры валового регионального продукта и структуры кредитного портфеля коммерческих банков.

Рассмотрим структуру произведенного ВРП Ставропольского края в разрезе видов экономической деятельности (рис. 5).

В результате сравнения приведенных выше данных можно сделать вывод о неполном соответствии структуры произведенного ВРП и структуры кредитного портфеля банковской системы. Стимулирование кредитования сельского хозяйства позволило привлечь в этот сектор значительную часть кредитных ресурсов. В то же время предприятия транспорта и связи, дающие 13,3 % ВРП, получают только 3,6 % кредитных ресурсов.

□ Сельское хозяйство (1)

□ Производство электроэнергии, газа и воды (3)

■ Торговля (5)

■ Прочие виды деятельности (7)

■ Обрабатывающие производства (2)

□ Строительство (4)

□ Транспорт и связь(6)

рис. 5. Структура произведенного ВРП и структура задолженности по кредитам нефинансовых предприятий Ставропольского края в 2006 г.

2,50

1,50

0,50

Обрабатывающие производства

Торговля

Рис. 6. Уровень просроченной задолженности по кредитам различных отраслей экономики (на конец 2007 г.)2

2 Рассчитано по Бюллетеню банковской статистики. Региональное приложение. http://www. сЬг. ги.

При этом доля убыточных организаций хотя и снизилась, продолжает оставаться на высоком уровне. Сохраняется существенная отраслевая дифференциация в финансовых результатах, что сдерживает инвестиции в некоторые отрасли и организации, а значит, и темпы экономического развития. При кредитовании экономики региона банки сталкиваются с различными рисками, одним из которых является кредитный риск. Разные отрасли экономики региона имеют разный уровень просроченной задолженности по кредитам, предоставленным коммерческими банками (рис. 6). Наиболее высокий уровень просроченной задолженности у предприятий торговли (2,88 %)

Прочие веды деятельности

и обрабатывающей промышленности (2,84 %). Меньше уровень просроченной задолженности у предприятий сельского хозяйства (1,41 %), строительства (1,23 %), транспорта и связи (0,32 %) и прочих видов деятельности (1,10 %). Наименьший кредитный риск имеют предприятия электроэнергетики, у которых нулевой уровень просроченной задолженности.

Таким образом, проводимая регионом инвестиционная политика способствовала увеличению объема инвестиций в реальный сектор экономики, в том числе и со стороны коммерческих банков. Однако проведенное исследование инвестиций банковской системы в нефинансовый сектор показало наличие ряда проблем, что требует дальнейшего совершенствования системы управления привлечением инвестиций в экономику региона.

российский университет дружбы народов Экономический факультет кафедра менеджмента и маркетинга

проводит 30-31 октября 2008 года I Всероссийскую научно-практическую конференцию

«Менеджмент и маркетинг: современные тенденции развития теории и практики»

Генеральный спонсор- компания HELLENIC Cola Cola Генеральный информационный партнер - журнал «управление персоналом» спонсоры и партнеры - винити, российская Ассоциация маркетинга, компания «POLARIS», издательский дом «Финансы и кредит», издательский дом «Альпина Бизнес Букс», журналы «маркетинг менеджмент», «новости маркетинга»

вопросы для обсуждения: анализ состояния и основных направлений развития теории и практики менеджмента и маркетинга; выявление проблем взаимодействия вузовской науки и бизнеса; обсуждение места и роли управленческой науки в повышении эффективности функционирования компаний в современных условиях; определение проблем внедрения инновационных технологий и маркетингового управления в предпринимательскую среду и государственное управление; обсуждение проблем развития социально ориентированного управления.

Приглашаются представители научной общественности, преподаватели вузов, руководители компаний, специалисты-практики, студенты, аспиранты и молодые ученые. телефон для справок: (495) 433-30-29. (495)787-38-03 доб. 1049. сайт конференции: www.mim.khoz.ru/conference

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.