Научная статья на тему 'Валеологическая оценка организационных форм и методов коррекционной и оздоровительной работы среди детей'

Валеологическая оценка организационных форм и методов коррекционной и оздоровительной работы среди детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
113
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЕОЛОГИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / SCIENCE OF GOOD HEALTH / REHABILITATION / PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нарзулаев С. Б., Семенов В. Н.

Здоровье нации является бесценным капиталом и категорией политико-экономической, поэтому в развитых странах проблема приумножения и сохранения здоровья возводится в ранг приоритетной государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нарзулаев С. Б., Семенов В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALEOLOGICAL ASSESSMENT OF ORGANIZATED FORMS AND METHODS OF CORRECTIONAL AND HEALTH IMPROVING WORK AMONG CHILDREN

Health of a nation is an invaluable capital and a political and economic category, that is why the problem of improving and saving health is brought to a level of prior tasks of the state policy in developed countries.

Текст научной работы на тему «Валеологическая оценка организационных форм и методов коррекционной и оздоровительной работы среди детей»

начимой системы экологических ценностей. Принципы: Гумани-стичность, системность, преемственность.

Многие студенты для решения данной проблемы говорят о необходимости установления преемственности со школой, связь с социокультурными учреждениями города в области экологического воспитания, благодаря проведению регулярных ежемесячных мероприятий в течение года с сентября по апрель: Акция «Чистоту и благоустройство нашему городу»; конкурс-выставка «Природа и человек»; Изготовление кормушек; Строительство зимнего городка; Акция «Поможем птицам»; «Рисуем, лепим, конструируем»; «Познаем, исследуя»; «Нет мусору».

Результаты экспертного оценивания уровня профессиональной подготовленности студентов - будущих учителей к работе по экологическому воспитанию школьников свидетельствуют о том, что в начале учебного года ни один студент не обладал знаниями, умениями и навыками, комплексом профессиональной важных качеств и способностями, обеспечивающими успешность в данном виде деятельности.

Реализация разработанной технологии в процессе обучения студентов на занятиях по спецкурсу позволила развить

Библиографический список

у них интерес к работе по экологическому воспитанию школьников, сформировать систему знаний об особенностях, формах, методах экологического воспитания, отработать умения и навыки, что отразилось и на результатах повторного экспертного тестирования.

К концу опытно-экспериментальной работы только 38,60% студентов характеризовались низким уровнем профессиональной подготовленности к соответствующей деятельности, 33,33%

- средним, и 15,79% студентов имели, по мнению преподавателей вуза, все необходимые предпосылки для успешного осуществления экологического воспитания школьников, для выполнения своих профессиональных обязанностей и функций, а 12,28 % студентов характеризовались высоким уровнем профессиональной подготовленности к работе по экологическому воспитанию школьников.

Таким образом, в результате проведения занятий, самостоятельной работы, изучения специальной литературы, у студентов не только возникает интерес к экологической проблеме, но и формируются знания, умения и навыки по экологическому воспитанию школьников.

1. Анохина, С.В. Ценностное отношение к природе - необходимое условие формирования экологической культуры учащихся // Социально-экологическое образование учащейся молодежи: проблемы и перспективы: сборник науч. статей / отв. ред. проф. В.С. Шило-

ва. - Белгород, 2013. - Вып. 3.

2. Глазачев, С.Н. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии / С.Н. Глазачев, Е.А. Когай. - М., 1999.

3. Минаева, Н.А. Профессиональная подготовка будущих учителей к воспитанию экологической культуры школьников во внеклассной

работе // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. - 2013. - № 2. - Сер.: Социальноэкологические технологии.

Bibliography

1. Anokhina, S.V. Cennostnoe otnoshenie k prirode - neobkhodimoe uslovie formirovaniya ehkologicheskoyj kuljturih uchathikhsya // Socialjno-ehkologicheskoe obrazovanie uchatheyjsya molodezhi: problemih i perspektivih: sbornik nauch. stateyj / otv. red. prof. V.S. Shilova. - Belgorod, 2013. - Vihp. 3.

2. Glazachev, S.N. Ehkologicheskaya kuljtura i obrazovanie: ocherki socialjnoyj ehkologii / S.N. Glazachev, E.A. Kogayj. - M., 1999.

3. Minaeva, N.A. Professionaljnaya podgotovka buduthikh uchiteleyj k vospitaniyu ehkologicheskoyj kuljturih shkoljnikov vo vneklassnoyj rabote // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholokhova. - 2013. - № 2. - Ser.: Socialjno-ehkologicheskie tekhnologii.

Статья поступила в редакцию 05.02.14

УДК 37.013

Narzulayev S.B., Semenov V.N. VALEOLOGICAL ASSESSMENT OF ORGANIZATED FORMS AND METHODS OF CORRECTIONAL AND HEALTH IMPROVING WORK AMONG CHILDREN. Health of a nation is an invaluable capital and a political and economic category, that is why the problem of improving and saving health is brought to a level of prior tasks of the state policy in developed countries.

Key words: science of good health, rehabilitation, physical development of children, physical activity.

С.Б. Нарзулаев, д-р мед. наук, проф., в.н.с. Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Томск, Е-mail: batyr-54@mail.ru; В.Н. Семенов, канд. биол. наук, доц. каф. физической культуры Национально-исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск, Е-mail: batyr-54@mail.ru

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ КОРРЕКЦИОННОЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СРЕДИ ДЕТЕЙ

Здоровье нации является бесценным капиталом и категорией политико-экономической, поэтому в развитых странах проблема приумножения и сохранения здоровья возводится в ранг приоритетной государственной политики.

Ключевые слова: валеология, реабилитация, физическое развитие детей, двигательная активность.

В России в XX веке концептуальные подходы к здоровому образу жизни оказались несколько деформированными. Все это в совокупности с проблемой выживания человека в современных условиях отрицательного влияния окружающей среды, появления большого числа новых заболеваний и низкой продолжительности жизни привело к тому, что некогда здоровый генофонд России теряет необходимые атрибуты самосохранения, и уже возникает реальная угроза необратимости этого процесса. Такое состояние дел со здоровьем нации является тревожным, причем особую озабоченность вызывает то обстоятельство, что наиболее уязвимым звеном среди населения страны оказы-

вается подрастающее поколение, о чем говорят удручающие статистические данные. Так, по данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, 63% школьников имеют ослабленное здоровье [1].

Реабилитационная работа по восстановлению здоровья детей проводилась в течение года на валеологической площадке и дома при участии родителей. Комплекс валеологических мероприятий включал:

1. Регулярный (один раз в месяц) осмотр врача-педиатра, валеолога, инструктора физической культуры.

2. Дважды в год комплексное функциональное обследование (ЭКГ, функция внешнего дыхания).

3. Регулярные физические упражнения, оздоровительные упражнения, оздоровительные валеологические методики, физиотерапевтические процедуры (по индивидуальным схемам).

Исследования по состоянию здоровья детей, проведенные нами в конце года после завершения одного из этапов работы, представлены в таблицах и графиках.

Таблица 1

Динамика показателей физического развития у детей в возрасте 10 - 12 лет, посещающих валеологическую площадку

ПОКАЗАТЕЛЬ Ед.изм. Мальчики (N=15) Девочки (N=18)

В начале года В конце года Р В начале года В конце года Р

Масса тела Кг 40 ± 1,2 42 ± 0,9 <0,05 36 ± 1,1 38 ± 0,8 <0,05

Рост См 147 ± 2,5 150 ± 2,2 <0,05 145 ± 2,6 148 ± 3,2 >0,05

Окружность грудной клетки

Максимальный вдох См 73 ±0,7 75 ± 0,5 <0,05 67 ±0,5 69 ±0,5 <0,05

Максимальный выдох См 70 ±0,6 72 ±0,5 <0,05 64 ±0,7 67 ±0,6 <0,05

Динамометрия Кг 12 ±0,5 13 ±0,4 >0,05 7 ±0,3 7 ±0,4 >0,05

Таблица 2

Динамика показателей физического развития у детей в возрасте 13-14 лет, посещающих валеологическую площадку

ПОКАЗАТЕЛЬ Ед. изм. Мальчики (N=15) Девочки (N=18)

В начале года В конце года Р В начале года В конце года Р

Масса тела Кг 57 ± 1,6 59 ± 1,2 <0,05 51 ± 1,2 53 ± 1,1 >0,05

Рост См 165 ± 2,5 167 ± 2,7 >0,05 159 ± 2,1 160 ± 2,3 >0,05

Окружность грудной клетки

Максимальный вдох См 80 ± 0,7 82 ± 0,6 >0,05 68 ± 0,5 70 ± 0,6 >0,05

Максимальный выдох См 77 ± 0,6 80 ± 0,5 <0,05 66 ± 0,7 68 ± 0,5 >0,05

Динамометрия Кг 15 ± 0,5 17 ± 0,3 <0,05 12 ± 0,2 13 ± 0,3 >0,05

Таблица 3

Динамика показателей физического развития у детей в возрасте 15 - 16 лет, посещающих валеологическую площадку

ПОКАЗАТЕЛЬ Ед. изм. Мальчики (N=16) Девочки (N=18)

В начале года В конце года Р В начале года В конце года Р

Масса тела Кг 67 ± 1,5 72 ± 1,6 <0,05 55 ± 1,2 60 ± 1,1 <0,05

Рост См 178 ± 2,6 180 ± 2,5 >0,05 155 ± 2,2 159 ± 2,5 >0,05

Окружность грудной клетки

Максимальный вдох См 88 ± 0,6 91 ± 0,8 <0,05 70 ± 0,4 73 ± 0,6 <0,05

Максимальный выдох См 84 ± 0,5 88 ± 0,6 <0,05 67 ± 0,5 70 ± 0,5 <0,05

Динамометрия Кг 21 ± 0,6 27 ± 0,7 <0,05 13 ± 0,2 15 ± 0,3 <0,05

Таблица 4

Динамика физического развития (по весо-ростовому показателю) у детей, проживающих в зоне влияния СХК,

посещающих валеологическую площадку (N=100)

Оценка физического развития Период наблюдения

В начале года В конце года

Абс. % Абс. %

Нормальное 48 48 55 55*

Отклонения 52 52 44 44*

Низкий рост 5 5 3 2*

Высокий рост 7 7 5 5

Дефицит массы 1-й степени 8 8 5 5*

Дефицит массы 2-й степени 1 1 - -

Избыток массы 1-й степени 20 20 16 16*

Избыток массы 2-й степени 11 11 9 9

Всего 100 100 100 100

* - достоверность различий с исходной величиной р<0,05

В возрастной группе 10 - 12 лет (таблица 1) в начальный период отмечалось отставание по массе тела и по росту у детей, проживающих в районе расположения СХК. Статистически достоверно ниже была и окружность грудной клетки (как на вдохе, так и на выдохе). И у мальчиков, и у девочек различия между основной и контрольной группами примерно одинаковые.

После посещения валеологической площадки в течении года отмечается положительная динамика всех показателей как у мальчиков, так и у девочек во всех возрастных группах (таблица 2 и 3).

Увеличивается процент детей, физическое развитие которых соответствует возрастной норме, уменьшается доля детей с отклонениями физического развития (таблица 4).

В таблице 5 и 6 представлена динамика результатов функциональных исследований системы кровообращения.

После посещения валеологической площадки в течении года отмечается положительная динамика всех показателей сердечно-сосудистой системы как у мальчиков, так и у девочек. Снижаются величины систолического и диастолического давления, урежается частота пульса. Существенно реже встречаются аритмия и тахикардия.

Реже встречаются такие нарушения, как синусовая аритмия и тахикардия, расщепления зубцов комплекса QRS, смещения электрической оси сердца (таблица 7).

Анализ динамики результатов спирометрического и пнев-мотахографического обследования детей различных возрастных групп показал, что произошла стабилизация (тенденция к улучшению) показателей дыхания. Следовательно, продолжая данную работу можно предположить, что произойдет улучшение здоровья детей (таблица 8). Подтверждением этому служит снижение уровня заболеваний детей, посещающих валеологичес-кую площадку, по всем основным показателям (таблица 9).

Таким образом, при общем неблагоприятном прогнозе физического развития и состояния здоровья детей, проживающих в экологически неблагополучных районах, в том числе в районе влияния Сибирского химического комбината, внедрение в школах валеологических площадок с широким комплексом физических упражнений и оздоровительных мероприятий, позволяет достичь положительных результатов и обеспечить улучшение состочния здоровья и уровня физического развития детей (таблица 10).

Программа роста и развития ребенка, подростка, юноши реализуется не только при отсутствии повреждающих факторов, но и с обязательным воздействием на организм факторов созидательной, стимулирующей направленности. Таким наиболее мощным и активным воздействием является двигательная активность, формирующая на самых ранних этапах развития биологическое здоровье человека [2]. В целом здоровье в значительной мере зависит от функциональных возможностей основных систем жизнеобеспечения. При этом для нормального функционирования человека в течение всей жизни необходима определенная двигательная активность. Что же мы имеем на сегодняшний день? Только 19% населения имеет высокий уровень двигательной активности, еще четверть - относительно достаточный, а более половины - значительно низкий [3].

Жизнь современного человека, особенно в экологически неблагополучных районах, характеризуется высоким удельным весом гипокинезии и гиподинамии, причем практически никто не оспаривает то положение, что основной причиной многих болезней цивилизации является недостаточная двигательная активность и экологическое неблагополучие. Отсутствие физических нагрузок в первую очередь отрицательно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижает устойчивость к нервно-эмоциональным нагрузкам (стрессам). Двигательная активность подавляющего большинства горожан на производстве и в быту недостаточна. Исследования показывают, что для поддержания здоровья («Здоровье - состояние полного физического, морального и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» - из Устава ВОЗ) человек должен расходовать на мускульные усилия не менее 1000-1200 килокалорий в сутки, тогда как у лиц умственного труда эти затраты составляют всего 500-700 килокалорий [4].

Таблица 5

Динамика величины артериального давления (мм.рт.ст) и частоты сердечных сокращений (ударов в сек.) у детей школьного возраста , посещающих валеологическую площадку (N=100)

№ п!п Показатель Период наблюдения

В начале года В конце года

1. Оистолическое давление 132 ± 3,7 126 ± 5,2

2. Диастолическое давление 85 ± 3,3 82 ± 2,3

3. Пульсовое давление 40 ± 2,1 41 ± 2,2

4 Частота пульса 88 ± 4,5 76 ± 5,4*

* - достоверность различий с исходной величиной р<0,05

Таблица 6

Динамика количества нарушений со стороны функции системы кровообращения у детей школьного возраста, посещающих валеологическую площадку (%) (N=100)

№ п!п Показатель Период наблюдения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В начале года В конце года

1. Повышенное артериальное давление 17 11*

2. Пониженное артериальное давление 2 1

3. Тахикардия 24 18*

4. Брадикардия 5 3

* - достоверность различий с исходной величиной р<0,05

Таблица 7

Динамика результатов электрокардиографического обследования детей, посещающих валеологическую площадку (N=100)

№ п!п Диагноз Период наблюдения

В начале года В конце года

1. Синусовая аритмия 33,3 % 22,5% *

2. Синусовая тахикардия 24,05 % 18,6% *

3. Синусовая брадикардия 9,25 % 7,9% *

4. Смещение электрической оси сердца 7,4 % 5,7%

5. Расщепление зубцов комплекса QRS 38,5 % 21,9% *

6. Без патологических признаков 22,2 % 39,8% *

* - достоверность различий с исходной величиной р<0,05

Таблица 8

Динамика результатов спирометрического и пневмотахографического обследования детей в различных возрастных группах,

посещающих валеологическую площадку (N=100)

Возрастные группы

В начале года В конце года

10-12 (N=33) 13-14 (N=33) 15-16 (N=34) 10-12 (N=33) 13-14 (N=33) 15-16 (N=34)

Мальчики ЖЕЛ Л 1,5 ± 0,2 2,5 ± 0,3 3,4 ± 0,3 1,6 ± 0,2 2,5 ± 0,3 3,4 ± 0,3

ПОС л/с 0,54 ± 0,02 0,68 ± 0,02 0,82 ± 0,03 0,56 ± 0,02 0,69 ± 0,03 0,85 ± 0,04*

Девочки ЖЕЛ Л 1,4 ± 0,2 2,2 ± 0,2 3,0 ± 0,3 1,4 ± 0,1 2,3 ± 0,1 3,1 ± 0,2

ПОС л/с 0,48 ± 0,02 0,62 ± 0,02 0,78 ± 0,02 0,50 ± 0,02 0,65 ± 0,03* 0,80 ± 0,04

* - достоверность различий с исходной величиной в соответствующей возрастной группе (р<0,05)

Таблица 9

Динамика заболеваемости детей, посещающих валеологическую площадку в обследованных районах по результатам диспансеризации (в % от числа обследованных детей школьного возраста)

НОЗОЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ (МКБ-10) В НАЧАЛЕ ГОДА (N=100) В КОНЦЕ ГОДА (N=100)

Хронический тонзиллит ^135.0) 32,10 27,90 *

Хронический ларингит ^137.0) 27,80 22,30 *

Хронический гастрит (К29.5) 28,50 23,80 *

Хронический холецистит (К81.1) 12,10 11,20

Хронический ректосигмоидит (К51.3) 10,00 9,60

Дискинезия желчевывод.путей (К83.8) 14,30 7,30 *

Заболевания сердца (105-152) 12,10 11,70

Вегето-сосудистая дистония (199; G99,0) 12,10 9,50 *

Болезни кожи и подкожной клетчатки ^00^99) 4,30 2,60 *

Задержка физич.развития ^62) 7,10 4,50 *

- достоверность различий с исходной величиной р<0,05

Таблица 10

Показатели соматического развития и основных двигательных качеств у девочек основной и контрольной групп

в зависимости от стадии полового созревания

Показатели I Р II Р III Р IV Р V

ЖЕЛ, л. К О 1,7+0,3 1,4+0,4 <0,01 >0,05 2,1+0,5 1,5+0,2 <0,05 =0,05 2,4+0,4 1.9+0,1 <0,01 <0,01 2,8+0,2 2,5+0.2 <0,05 <0,05 3,1 +0,1 2,8+0,1

Сила кисти К правой руки О 14+0,6 13+0,5 <0,001 =0,05 17+0,4 15+0,8 <0,05 <0,01 20+0,4 18+0,1 <0,01 >0,05 24+0,3 19+0,9 <0,05 <0,05 27+0,5 23+0,8

Становая К сила, кг. О 44+2,4 41+1,2 <0,05 >0,05 53+1,5 44+2,1 <0,05 <0,01 55+1,0 53+1,2 <0,05 >0,05 62+1,6 52+1,4 <0,05 >0,05 65+1,2 57+3,2

Сгибание К туловища, раз О 14+3,0 12+1,0 >0,05 >0,05 19+2,0 14+2,0 <0,05 >0,05 23+2,0 17+1,0 <0,01 <0,05 17+1,0 22+1,0 >0,05 >0,05 20+1,0 21+3,0

Прыжок в К длину с мест О 138+2,0 135+2,0 >0,05 >0,05 142+7,0 139+1,0 <0,01 <0,05 158+2,0 154+3,0 <0,05 >0,05 148+3,0 151+2,0 >0,05 <0,05 149+1,0 146+1,0

Высота вы- К прыгивания О 28+1,8 25+1,2 >0,05 =0,05 30+0,5 27+0,5 <0,01 <0,05 34+0,6 32+0,5 >0,05 >0,05 33+0,5 34+0,5 >0,05 <0,05 32+0,5 29+0,5

Скорость 20 м. К с хода, в сек О 3,51+0,1 3,50+0,05 >0,05 <0,05 3,58+0,1 4,21+0,1 >0,05 >0,05 3,53+0,5 4,05+0,1 >0,05 >0,05 3,57+0,1 3,85+0,3 >0,05 <0,05 3,30+0,1 3,32+0,1

Ловкость К 3 х 10, в сек. О 9,7+0,2 9,3+0,1 <0,05 >0,05 11,4+0,7 9,7+0,5 >0,05 <0,05 9,4+0,8 11,8+0,1 >0,05 >0,05 9,6+0,8 10,1+0,6 >0,05 >0,05 9,4+0,1 9,5+0,7

Шестиминут- К ный бег, м. О 1060+55 1022+21 >0,05 >0,05 1046+29 1045+17 <0,01 >0,05 1135+20 1098+23 >0,05 <0,05 1147+17 1150+11 <0,05 >0,05 1066+18 1143+13

Наши данные позволили установить, что у детей, проживающих в зоне воздействия СХК, отмечаются в целом более низкие показатели физического развития во всех возрастных группах. В группе детей, проживающих в районе СХК, отмечается большее число детей с отклонениями в физическом развитии. По преимуществу это низкий рост и избыток массы тела 1-й степени.

На основании полученных данных можно предположить, что основные нарушения, вызываемые воздействием экологических факторов, в том числе радиации, формируются к возрасту в 5 - 6 лет. В этой возрастной группе наблюдается отставание в физическом развитии детей по всем антропометрическим по-

казателям. В старших возрастных группах наблюдаются последствия нарушений, в основном в виде избыточной массы тела.

В группе детей, проживающих в зоне влияния СХК, отмечается повышение артериального давления, преимущественно систолического, а так же тахикардия. В основной группе втрое чаще, чем в контрольной, у детей отмечалось повышенное артериальное давление, в 1,5 раза чаще тахикардия.

Еще более показательны результаты электрокардиографического обследования детей. Существенно чаще у детей, проживающих в районе расположения СХК, отмечаются аритмия и синусовая тахикардия. В старшей возрастной группе (15-16 лет) отмечаются более грубые нарушения - расщепление зуб-

цов комплекса QRS, смещение электрической оси сердца. В основной группе число детей, ЭКГ которых охарактеризована как полностью соответствующая норме, вдвое ниже, чем в контрольной.

Со стороны органов дыхания нарушения были выражены существенно в меньшей степени, ни в одной полово-возрастной группе не было выявлено статистически достоверных различий между детьми, проживающими в основной и контрольной зонах. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и пиковая объемная скорость выдоха (ПОС) во всех возрастных группах были в пределах возрастной нормы. Однако число детей с нарушением аппарата внешнего дыхания среди проживающих в районе СХК было несколько выше, чем в контрольном районе.

Таким образом, жители зоны непосредственного воздействия СХК, подвержены целому ряду заболеваний, частота встречаемости которых в несколько раз превышает контрольные значения. Преобладает поражение тех органов и систем, которые непосредственно контактируют с ксенобиотиками и факторами внешней среды: органов пищеварения, верхних дыхательных путей, почек и кожи. У 48.2% обследованных показатели состояния функциональных систем (кроветворной, иммунной, эндокринной) свидетельствовали о «напряжении адаптации» и оценивались как донозологическая стадия заболевания.

Эффективной формой оздоровления и профилактики школьников в экологически неблагополучных районах является организация валеологических площадок. Регулярные спортивные тренировки, организация правильного режима дня и режима питания позволяют существенно снизить уровень заболеваемости детей и приводит к нормализации показателей физического развития.

Величину и интенсивность физических нагрузок для детей следует подбирать индивидуально, чтобы к ее окончанию частота пульса составляла 160-170 ударов в минуту. Если после выполнения нагрузки она существенно ниже, ее следует увеличить. Если же частота пульса возрастает выше - нагрузку следует снизить. Такая методика применима как для самооценки физической работоспособности, так и для контроля в организованных группах детей и подростков. Для определения ФР 170/кг необходимо выполнить 3-4 нагрузки разной величины, после этого составляется режим спортивных тренировок.

Рост и развитие ребенка, подростка полноценно осуществляются не только при отсутствии или при минимальном воздействии повреждающих факторов, но и с обязательным влиянием на организм факторов созидательного и стимулирующего характера [5]. Таким наиболее мощным и активным воздействием является двигательная активность, формирующая на самых ранних этапах индивидуального развития биологическое здоровье человека. Так, наши исследования показали, что у 12% школьников младших классов была неадекватная реакция АД и ЧСС на активную ортостатическую пробу а еще у 40% - реакция вялая, что как раз демонстрирует наличие нарушений в регуляции системы кровообращения. Это еще не заболевание, но уже предпосылки к этому.

Физические нагрузки повышают устойчивость симпато-ад-реналовой системы, поэтому регулярные занятия физической культуры предупреждает развитие сосудистых дистоний, то есть резких колебаний артериального давления. Несомненно, благотворное влияние физических нагрузок на нервную систему Импульсы от функционирующих мышц достигают подкорковых об-

Библиографический список

разований, ведающих настроением человека. Двигательная активность - лучшее средство борьбы с неврозами [1; 5].

Нерационально применяемые физические нагрузки могут быть бесполезными для укрепления здоровья или даже вызвать преждевременный износ органов, систем и всего организма в целом. Иначе говоря, нагрузка должна соответствовать уровню здоровья. Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но частоту и систематичность применяемых нагрузок. Известно, что для получения тренировочного эффекта необходимо, чтобы повторное выполнение нагрузки производилось на фоне следа от предшествующей. Наиболее благоприятный интервал между нагрузками составляет 24-48 часов. При более длительном интервале след слабеет и эффект оказывается сниженным. Естественно, два урока физической культуры в неделю не могут обеспечить не только развивающий, но даже и поддерживающий тренирующий эффект. Поэтому необходимы внеурочные физические нагрузки. Эти занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности. Физиологическая гипоксия (снижение содержания кислорода в крови), возникающая при выполнении нагрузок, и является универсальным стимулятором практически всех систем организма для повышения их функций [6].

В понятие «двигательной активности» входят следующие составляющие: двигательные способности, двигательные возможности и двигательные потребности организма. Естественная двигательная активность с возрастом изменяется, причем довольно неравномерно. До 8 лет уровни двигательной активности мальчиков и девочек достоверно не различаются. В 12-13 лет наблюдается интенсивный прирост двигательной активности у девочек, а в 14-15 лет - у юношей. Это можно объяснить тем, что совершенствование двигательных способностей, обусловленных генетической природой, достигает наивысшего уровня. Развитие этих способностей и поддерживалось естественной повседневной двигательной активностью. Задержка развития или регресс двигательных способностей организма обусловлены в значительной мере снижением повседневной двигательной активности в младшем возрасте.

Низкий уровень двигательной активности в сочетании с негативными социальными условиями играет важную роль в возникновении, течении и исходе многих заболеваний. Повышенная раздражительность, утомляемость, бессонница, плохое настроение, неуверенность еще не являются болезнями, часто носят обратимый характер. Однако они часто становятся причиной развития психосоматических заболеваний - вегетативнососудистых дистоний, гипертонической болезни, язвенной болезни. Кроме того, невротические нарушения могут стать исходом депрессии и других состояний, порождающих безразличие, озлобленность и травмирующих личность. Поэтому нормированная двигательная активность является эффективным способом ликвидации психоэмоционального напряжения в трудовой и учебной деятельности.

Таким образом, при общем неблагоприятном прогнозе физического развития и состояния здоровья детей, проживающих в экологически неблагополучных районах, в том числе, в районе влияния Сибирского химического комбината, внедрение в школах валеологических площадок с широким комплексом физических упражнений и оздоровительных мероприятий, позволяет достичь положительных результатов и обеспечить улучшение состояния здоровья и уровня физического развития детей.

1. Кучма, В.Р Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения - среда обитания». - М., 2003.

2. Байкалова, Л.В. Подготовка учителя физической культуры к формированию здорового образа жизни школьников средствами подвижных и спортивных игр: дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2004.

3. Хрущев, С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. - М., 1980.

4. Современные проблемы гигиены города, методология и пути решения: материалы пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и Минздравсоцразвития РФ / под ред. Ю.А. Рахманина. - М., 2006.

5. Абрамова, Т.Е. Формирование экологической культуры подростков в условиях взаимодействия особо охраняемых природных территорий и образовательных учреждений региона. - М., 2002.

6. Morgan, WP Phisical Activity and Mental Health// In the Academy Papers Champaign Н. К. Р, 1994.

Bibliography

1. Kuchma, V.R. Ocenka fizicheskogo razvitiya deteyj i podrostkov v gigienicheskoyj diagnostike sistemih «Zdorovje naseleniya - sreda obitaniya». - M., 2003.

2. Bayjkalova, L.V. Podgotovka uchitelya fizicheskoyj kuljturih k formirovaniyu zdorovogo obraza zhizni shkoljnikov sredstvami podvizhnihkh i sportivnihkh igr: dis. ... kand. ped. nauk. - Barnaul, 2004.

3. Khruthev, S.V. Vrachebnihyj kontrolj za fizicheskim vospitaniem shkoljnikov. - M., 1980.

4. Sovremennihe problemih gigienih goroda, metodologiya i puti resheniya: materialih plenuma Nauchnogo soveta po ehkologii cheloveka i gigiene okruzhayutheyj sredih RAMN i Minzdravsocrazvitiya RF / pod red. Yu.A. Rakhmanina. - M., 2006.

5. Abramova, T.E. Formirovanie ehkologicheskoyj kuljturih podrostkov v usloviyakh vzaimodeyjstviya osobo okhranyaemihkh prirodnihkh territoriyj i obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj regiona. - M., 2002.

6. Morgan, W.R. Phisical Activity and Mental Health// In the Academy Papers Champaign N. K. R., 1994.

Статья поступила в редакцию 28.01.14

УДК 379.8.093

Shvetsova I. V. INTERACTIVE TECHNOLOGIES AS A MEANS OF MUSICAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN A MUSIC STUDIO. The author studies the use of interactive technologies in musical education of young schoolchildren in conditions of a music studio. The research shows that the traditional forms and methods in the system of musical education are not effective enough in the realization of creative, intellectual and cognitive activities of young students. The paper shows that the use of interactive technologies helps to fill this gap, because their main feature is the feedback from a student to a teacher.

Key words: interactive technologies, musical education, music studio, team creative activities, primary school students.

И.В. Швецова, преп. СПб ГБОУ ДОД «Детская школа искусств №11», г. Санкт-Петербург, E-mail:

ishvezova@yandex.ru

ИНТЕРАКТИВНЫНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МУЗЫКАЛЬНОЙ СТУДИИ

Автор обращается к вопросу применения интерактивных технологий в музыкальном воспитании младших школьников в условиях музыкальной студии. Сложившиеся в системе музыкального воспитания традиционные формы, методы и средства, как показала практика, не достаточно эффективны в реализации интеллектуальнотворческой и познавательной активности учащихся. Восполнить этот пробел, отчасти, возможно средствами интерактивных технологий, главной особенностью которых, является обратная связь от учащегося к педагогу.

Ключевые слова: интерактивные технологии, музыкальное воспитание, музыкальная студия, совместная творческая деятельность, младшие школьники.

Современная Россия переживает не простой этап возрождения забытых традиций, которых испокон веков придерживалось старшее поколение. За последнее десятилетие много из того, что было накоплено нашими предками, забыто и утрачено. В частности это относится и к музыкальному воспитанию подрастающего поколения, которое в современных условиях оказалось самым незащищенным от негативного влияния СМИ и пропаганды, а зачастую и навязывания ложных духовно-нравственных и интеллектуальных ценностей.

На наш взгляд, музыкальное воспитание в условиях музыкальной студии, способно отчасти восполнить пробел в формировании музыкального вкуса и развитии интеллектуально-творческих способностей младших школьников в условиях досуга.

В настоящее время внимание современной педагогической мысли в области музыкального воспитания, обращено к поиску путей организации жизнедеятельности учащихся младшего школьного возраста таким образом, чтобы они в полной мере могли реализовать свойственную их возрасту творческую и познавательную активность, помочь максимально развить свои возможности и раскрыть интеллектуальный потенциал. На наш взгляд, перспективным направлением в реализации этой задачи, обладают интерактивные педагогические технологии, включающие в себя различные виды художественно-творческой деятельности, и прежде всего музыкальной.

Музыкальное искусство обладает неограниченными возможностями включения каждого учащегося в единый социокультурный процесс. Это объясняется тем, что музыкальная деятельность имеет широкий диапазон разнообразных форм и методов индивидуальных и групповых занятий, вокальное и инструментальное исполнительство, ансамблевое музицирование и еще множество иных способов, предоставляющих учащимся возможности самореализации и самоактуализации. Кроме того, вовлечение младших школьников в мир музыкального искусства посредством музыкальной деятельности, максимально соответствует психолого-возрастным особенностям учащихся (наглядно-образный тип мышления, сенсомоторная стадия развития, двигательная природа восприятия и др.), т. е. является для них наиболее природосообразными.

В различные исторические периоды проблема определения целей и задач музыкального воспитания (обучения, развития) учащихся младшего школьного возраста имела различное решение. Так, до недавнего времени цель была подчинена социальному заказу, следовала идеологии и состояла в воспитании всесторонне развитой личности, ядром которой являлись коммунистические идеалы, мораль и пр. Музыка не осознавалась как ценность, а, прежде всего, выполняла государственный заказ, являлась средством формирования нужного для государства человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С изучением музыкального искусства, установился иной подход, связанный с приоритетом дидактических целей: доминантой становится музыкальное знание само по себе, социальные и политические установки становятся второстепенными. Музыкальное произведение выступает в роли объекта анализа, а образно-эмоциональная сторона уходит на второй план.

Основой третьего варианта решения обозначенной проблемы - гуманитарные ценности - понимание самоценности человека и самоценности музыкального искусства, что обуславливает направленность музыкального воспитания на создание условий для художественного общения с произведением, сотворчества и диалога.

Таким образом, понимая музыкальное воспитание как результат процесса музыкального обучения и развития, обозначим его цели:

- развитие музыкальности учащихся:

> эмоциональной отзывчивости на музыку;

> музыкальных способностей;

- формирование основ музыкальной культуры:

> развитие музыкально-эстетического сознания (эстетическая потребность, интерес к музыкальному искусству; переживание эстетический эмоций и чувств; эстетическая оценка, вкус);

> музыкального опыта;

> музыкальной грамотности;

> креативности учащихся.

Обобщая, можно сказать, что достижение поставленных целей возможно только через решение задач, связанных с созданием благоприятных психолого-педагогических условий и особой эстетической среды для становления учащихся субъек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.