и. Б. сивоволова
валентина Жданова: современный иконописец и педагог
Статья посвящена творческой биографии современного петербургского иконописца Валентины Тихоновны Ждановой. В. Т. Жданова - автор многих иконописных произведений, руководитель ряда проектов по церковному бла-гоукрашению в Польше, Финляндии и России, один из первых преподавателей Иконописной школы при Санкт-Петербургской Духовной семинарии, основатель Иконописной школы в Бельске Подляшском (Польша). Ключевые слова: Валентина Жданова; современная иконопись; церковное искусство; Александро-Невская лавра; Иконописная мастерская Иоанна Богослова; Иконописная школа при Санкт-Петербургской Духовной семинарии.
I. B. Sivovolova
Valentina Zhdanova: the Contemporary Iconographer and Educator
The article is devoted to the creative biography of the contemporary St. Petersburg iconographer Valentina Tikhonovna Zhdanova, the author of many icon painting works, the head of projects for church decoration in Poland, Finland and Russia, one of the first teachers of icon painting school in St. Petersburg Theological Seminary, the founder of the Icon painting school in Bielsk Podlaski (Poland). Key words: Valentina Zhdanova; contemporary iconography; church art; Alexander Nevsky Monastery; Icon-painting workshop of St. John the Evangelist; Icon painting school in St. Petersburg Theological Seminary.
В 1954 г. в ленинградской старой квартире, на дому у священника, совершилось таинство крещения. Только что пережившей «второе рождение» семилетней Валентине на всю жизнь запомнились стены, сверху донизу завешанные старинными иконами, спасенными от поругания. Много лет спустя Валентина Жданова придет в Церковь осознанно как верующий человек, по ее собственным словам, «с кистью в руке», погружаясь в православную духовность одновременно с обучением иконописи.
Валентина Тихоновна Жданова, иконописец Санкт-Петербургской мастерской святого апостола Иоанна Богослова и преподаватель Иконописного отделения Санкт-Петербургской Духовной семинарии, с юности занималась рисованием. В 1966 г. закончила Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище. Располагалось училище по адресу: Московский проспект, д. 104, в том здании, которое до революции принадлежало Новодевичьему монастырю, и где спустя десятилетия после своего обучения Ждановой довелось руководить при создании иконостаса возвращенного Церкви домового Введенского храма. В училище много внимания уделяли композиции, живописи и рисунку, что подготовило хорошую базу для дальнейшего творческого пути. По окончании училища Жданова продолжила свое обучение на художественно-графическом факультете Института имени А. И. Герцена. В 1988-1989 гг. художник впервые встретилась с заведовавшим реставрационным отделением темперной живописи в Государственном Русском музее Сергеем Ивановичем Голубевым. Именно у него Жданова получила первые уроки темперной живописи, занимаясь в иконописном классе при Санкт-Петребургской Духовной семинарии в 1990-1992 гг.
С. И. Голубева Жданова считает своим учителем и особенно ценит то особое, благоговейное отношение к иконе, которое было присуще ее наставнику. Голубев был человеком знаковым, стоявшим у истоков современного петербургского иконописания, оказавшим большое влияние на всех петербургских иконописцев. Ждановой, как и другим своим ученикам, Голубев сумел донести
самое главное: труд иконописца - это служение Церкви, цель которого - явить образ Небесного Царствия неискаженным.
В 1992 г., сразу по окончании обучения в иконописном классе, Жданова по приглашению игумена Александра (Федорова)1 начала свою педагогическую деятельность при петербургских духовных школах, которая не прекращается по сей день. Можно сказать, что Жданова была здесь первым преподавателем; С. И. Голубев большую часть времени посвящал работе в Русском музее и вел лишь подготовительные группы.
Одновременно с педагогической работой в Петербурге Жданова начала преподавать иконопись в Польше. С 1989 г. в небольшом польском городке под Белостоком, Бельске Подляшском, существовал иконописный кружок, с которым Жданова познакомилась, приехав в Польшу по приглашению настоятельницы Марфо-Мариинского монастыря на Грабарке игумении Ермионии (Шчур). В 1992 г. по благословению митрополита Варшавского и всея Польши Василия (Дорошкевича) этот кружок был преобразован в Иконописную школу имени Андрея Рублева, первым преподавателем которой стала В. Т. Жданова.
В Бельской школе четырехлетнее образование. Помимо практической работы, много внимания уделяют богословским предметам. Что особенно благотворно для становления иконописца - большинство польских учеников, в отличие от петербургских, с детства воцерковлены, поют на клиросе, поэтому для них не представляется сложным осмыслять икону через богослужебные тексты. По свидетельству Ждановой, ее польские ученики были очень способными и достаточно рано стали выполнять самостоятельные работы. В Польше уже никакой особой поддержки со стороны других иконописцев и реставраторов не было, и Жданова профессионально росла вместе с учениками. Особенно важной в творческом становлении иконописца стала первая крупная работа - создание иконостаса церкви Параскевы Пятницы (Бельск), иконы которого достигали двух метров. Это был первый опыт монументальной работы, в котором проявилась склонность иконописца к обобщению форм, лаконичности иконописного языка и созданию лири-
ческого образа. Также создание иконостаса было первым опытом совместного труда с учениками, артельной работы, традиционной для иконописного творчества.
После выпуска учеников в 1996 г. Жданова прекратила свою педагогическую деятельность в Бельской школе, поскольку было тяжело совместить преподавание в двух странах и собственную творческую работу. За четыре года Жданова воспитала иконописцев, работающих над крупными заказами и способных преподавать в школе. Польский период стал важной вехой и в творческом становлении самой В. Ждановой.
Параллельное преподавание в Бельске и Петербурге в 19921996 гг. определило ключевой педагогический момент: не «задавить» творческую личность ученика, а, наоборот, помочь раскрыть индивидуальные черты и особенности в написании канонической иконы. Самое печальное, по мнению Ждановой, - когда учитель и ученики пишут одинаково. В то же время в Бельске, а позже и в Петербурге, Жданова часто дописывала иконы своим воспитанникам, а те порой помогали своему учителю. Но в этом проявляется характерное для иконописи соборное творчество, когда ученики уже знают требования своего мастера и стремятся соответствовать его художественному уровню. Из всех приходящих обучаться иконописи Жданова выбирает наиболее талантливых и старается все более и более их развивать.
В 1996 г. В. Жданова получила свой самый большой заказ - написание иконостасов для Новодевичьего монастыря в Петербурге. Примечательно, что в этом иконописец видит руку Божию, промыс-лительно ведущую ее: Жданова начала свое художественное образование в училище, располагавшемся в бывшем здании обители, для храмов которой уже более десяти лет пишет иконы.
Первым по значимости и времени создания является иконостас для центрального придела Казанского храма (1996-1998). Определенную трудность в работе представляла невозможность видеть архитектуру иконостаса - он собирался параллельно с написанием образов. Первую икону для иконостаса Жданова создавала, даже не представляя его будущего облика. Помимо
гармоничного соотношения икон между собой и архитектурой иконостаса, стояла задача выполнить такую алтарную преграду, чтобы она органично вошла в пространство храма, организованное архитектором В. А. Косяковым в византийском духе, и одновременно сочеталась с росписями, стилистически ориентированными на Дионисия. Удачно эту задачу Жданова решила, сблизив колористическое решение икон с нежными по цвету росписями конхи апсиды. Другая особенность цветового решения иконостаса, справедливо замеченная Н. С. Кутейниковой, заключается в нарастании цветовой насыщенности от боковых икон к центральным. Благодаря этому центральные главные образа акцентируются не только своим расположением и размером, но и особым живописным аккордом [2, с. 112].
Создание иконостаса было совместной работой с Иваном Кусовым2, начинавшим, как и Жданова, обучение иконописи у И. С. Голубева, и для которого написание икон для Новодевичьего монастыря стало первой масштабной работой. Жданова поручила Кусову ряд важных образов: Иоанна Предтечи, архангелов, Григория Паламы, свт. Спиридона Тримифунтского и др. Благоговейное отношение к святому образу, присущее обоим живописцам, следствием которого при написании собственной работы является обращение к высоким образцам прошлого, обусловило единое решение иконостаса. В данном случае Жданова и Кусов ориентируются на традиции московской иконописной школы XV-XVI вв. Однако следование традициям не является стилизаторством или копированием древних икон. Жданова, а вслед за ней и Кусов, придерживаются важного принципа в своей работе - создавать собственную композицию, рисунок и цветовое решение на основе иконописных канонов. Следование традиции не является самоцелью, а скорее адекватным данному месту и ситуации решением проблемы раскрытия образа. Без творческого осмысления традиции было бы невозможным создание новой иконографии святых, которые ранее не писались для иконостаса: святителя Спиридона Тримифунтского (Кусов) и священномученика Иллариона, архиепископа Верейского (Жданова).
Богословская программа иконостаса разрабатывалась Ждановой вместе с настоятельницей монастыря, игуменьей Софией (Силиной). По словам Ждановой, матушка никогда не навязывала какую-то иконографию, всегда давала свободу, единственно, выражала свое желание видеть в иконостасе образа определенных святых. Например, Сергия Радонежского, поскольку ее постригали в мантию в Троице-Сергиевой лавре. Для придела Державной иконы Божией Матери Ждановой написана икона Иоанна Богослова, поскольку когда-то придел был освящен в его честь. Иконостас придела Серафима Саровского - традиционный, только в нем так же, как и в центральном, находится икона новомуче-ника Иллариона (Троицкого), над разработкой иконографии которого Ждановой пришлось трудиться одной из первых.
Для Афонского храма Новодевичьего монастыря при создании иконостаса Жданова придерживалась византийской стилистики (2001). Выразительные силуэты икон Господа, Божией Матери и архангелов создают размеренный и величественный ритм, соответствующий архитектуре одноярусного мраморного иконостаса. Живописное решение зависело от насыщенных по цвету росписей уютного церковного пространства и главного образа храма - написанной на Афоне в начале XXI в. Ватопедской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Под Афонским храмом находится крипта Силуана Афонского, иконы для которой также написаны В. Т. Ждановой.
Работа в Новодевичьем монастыре является самой масштабной в иконописной практике Ждановой. Создание образов для иконостасов Казанского храма явилось и первым опытом совместной работы со своими учениками в России. В мае 2008 г. ученики Ждановой приступили к подготовке основы под живопись, залевкаши-ванию досок для главного, Воскресенского храма обители, в настоящее время продолжаются работы по написанию икон.
Помимо Новодевичьего монастыря, Ждановой довелось работать со своими учениками и другими петербургскими иконописцами еще над несколькими иконостасами: для Покровской церкви в Кирконумми (Финляндия) (1999), Успенского храма Тихвинского
монастыря (вместе с новгородской артелью), Свято-Троицкой пустыни в Стрельне (2008) и в Блокадном храме Петербурга (19992002).
В Кирконумми впервые вместе работали В. Жданова со своей ученицей А. Карагиной, а также А. Стальнов, И. Кусов, Х. Прохорова. Художникам в сжатые сроки необходимо было написать иконостас для храма, необычного по своей архитектуре. Церковь была сделана в бывшей старинной конюшне, узкой и вытянутой в длину. Архитектура иконостаса и его богословская программа были продуманы самим настоятелем, и задача иконописцев состояла в удачном композиционном и колористическом решении. Иконостас прекрасно сочетает в себе элементы, характерные для древнерусского искусства (резные царские врата) с современным подходом, удачно гармонизировавшим пространство постройки стиля модерн с ее новым церковным предназначением. Все образа написаны на светлом охристом красочном фоне, что соотносится с побеленными стенами церкви. Отсутствие позолоты в иконостасе, как в перегородках, так и самих образах, тонкая нюансировка светлых цветовых отношений создают особый проникновенный лирический строй, столь соответствующий духу северной страны.
Жданова написала две главные иконы местного ряда - Конев-ской Божией Матери и Спаса Нерукотворенного. Чтобы зрительно их уравновесить, Жданова пишет лик Господа на убрусе соразмерным лику Божией Матери. Оставшееся свободным изобразительное поле иконописец дополняет фигурами предстоящих святых и тремя своеобразными клеймами в виде круглых медальонов, в которых лаконично и полно рассказана история святого образа. Коневская икона - список с чудотворного образа, по преданию, привезенного св. Арсением Коневским в XIV в. со святой горы Афон и после русско-финской войны 1939 г. хранящегося в Финляндии. Эта икона особо почитается финнами, не только православными, но и протестантами. Жданова стремилась неискаженно передать духовную глубину древнего образа, поэтому иконография полностью соответствует оригиналу.
Работа над иконостасом Тихвинского монастыря оказалась не столь удачной - петербургские и новгородские мастера не сумели в едином ключе разработать заказ. Петербургская группа, в которую опять входили А. Стальнов, В. Жданова, И. Кусов, Х. Прохорова, стремилась создать наиболее точные списки сохранившихся икон древнего иконостаса, находящихся в запасниках Государственного Русского музея. Однако сжатые сроки, в которые необходимо было выполнить работу, явились причиной того, что новгородские коллеги не стали ждать, когда их соработники изучат старинные образцы, и наспех написали иконы на фанерах.
На Малоохтинском проспекте Петербурга располагается храм-памятник Успения Божией Матери (Блокадный), построенный на народные пожертвования в конце 1990-х гг. в память о погибших в ленинградскую блокаду. Архитекторы А. Романовский и Ю. Груздев создали величественную постройку в духе старинных владимирских церквей, одновременно воплотившую тенденции современного храмостроения. Интерьер Блокадной церкви, выполненный в православном каноне, несмотря на свой не слишком большой размер, благодаря пространственной гармонии, словно «восхищает горе» молящегося. Лаконичное архитектурное решение и белый цвет стен акцентируют внимание на иконописном убранстве, в первую очередь на высоком четырехъярусном иконостасе (1999-2001). В работе над ним состоялся следующий опыт совместного творчества петербургских иконописцев, ставшего в полной мере соборным.
Над иконостасом трудилось около десяти живописцев, руководимых А. Стальновым и В. Ждановой. Группа Ждановой создала праздничный ряд, иконы Евхаристии, Троицы, архангелов и другие. Примечательно, что именно при работе над иконами для Блокадного храма окончательно сформировалась группа близких по духу и уровню художественного мастерства художников: А. Стальнов, В. Жданова, И. Кусов, Х. Прохорова. Именно они на протяжении последних лет составляют Иконописную мастерскую святого апостола Иоанна Богослова Александро-Невской лавры; за исключением Х. Прохоровой, все являются преподавателями
Иконописного отделения при Санкт-Петербургской Академии и Семинарии.
Пожелание заказчика совпало с любимой стилистической направленностью иконописцев - в работе они ориентировались на московскую школу XV в., что обусловило единое решение иконостаса. Однако среди икон практически отсутствуют повторения древних образцов. Всего несколько образов являются списками: Спас на престоле, Успение (А. Стальнов), архангелы Гавриил и Михаил (И. Кусов), но и они «отмечены особенностями индивидуального письма и техники исполнения» [1, с. 111]. Уже сложившиеся мастера, впитавшие в себя духовность древней традиции и умеющие нести слово Божие на ее языке, разрабатывают новую иконографию. Необходимость творческого композиционного решения была обусловлена особенностью архитектоники и богословской программы иконостаса. «Художникам приходилось считаться со многими условиями - слишком узким форматом иконных досок, темным цветом деревянной основы, смысловыми акцентами, гармоничным сосуществованием написанного образа с другими иконами ряда» [1, с. 112]. Одновременно, по желанию заказчика, иконостас, традиционный для древнерусского церковного искусства, включает в себя образы, которые не часто встречаются в иконостасе. Это касается образов преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского в деисусном чине и, конечно же, центральной иконы Божьей Матери Державной, нелегкая задача по написанию которой выпала В. Т. Ждановой.
Присутствие Державной иконы Божией Матери в пророческом ряду является главной особенностью иконостаса Блокадного храма и его смысловым центром. Богословское обоснование расположения на месте более традиционного для пророческого ряда извода Знамения Божией Матери Державной иконы основывается на понимании связи Великой Отечественной войны с событием 1917 г. как попущенной Богом трагедии для вразумления и обращения заблудшего народа. В эти страшные годы Пресвятая Богородица, взявшая под свое непосредственное покровительство землю Российскую, «покрыла своим честным омофором» и блокад-
ный Ленинград. Написание иконы сопровождалось определенными трудностями, поскольку необходимо было стилистически сочетать икону с остальными образами иконостаса. Как следствие — Ждановой пришлось переводить на язык древнерусской иконы академическую живопись явленного чудотворного образа.
По признанию В. Ждановой, больше всего она любит писать иконы Божией Матери. В этом видна особенность души православного человека, с особой теплотой почитающего Умилостивляющую Предстательницу пред Господом. «В особенности у нас, на святой, благочестивой Руси, образ Богоматери имеет множество особых форм, освященных издревле благословением Церкви» [5, с. 66]. Многократно Жданова пишет списки чудотворных богородичных икон. В каких-то из них она четко придерживается композиции подлинника, в каких-то проявляет авторское ико-нотворческое мышление. Имея особенно теплую любовь к Божи-ей Матери, Жданова пишет Ее иконы, отличающиеся лиризмом, гармонией и внутренним спокойствием.
Важное место среди работ Ждановой занимают работы с авторской иконографией. Разрабатывать новую иконографию Жданова стала с самого начала своего творческого пути. Ее живое художественное мышление и профессиональное мастерство позволяют создавать иконы с авторской композицией в русле традиционной церковной живописи. Среди этих икон особенно стоит отметить образа новопрославленных святых. Они особенно значимы, поскольку отражают современную духовную жизнь Церкви. Работа над образами преп. Андрея Радонежского, Ксении Блаженной, свщмчч. патриарха Тихона, Вениамина Петроградского, Иллариона Верейского, преп. Серафима Вырицкого и Серафимы Мичуринской, Силуана Афонского и других - не только свидетельство творческого поиска мастера, но и важный вклад в развитие современного иконописания.
В своем творчестве В. Т. Жданова отталкивается от духо-носного искусства Византии и Древней Руси. Изучая и осмысляя лучшие образцы прошлого, она постигла иконописный язык, и теперь, свободно им владея, создает как списки чудотворных
икон, так и работы с авторской иконографией. Трактовка Ждановой отдельных образов чужда сухого копирования. В каждом списке иконописец стремится раскрыть богословское содержание оригинала и делает это, исходя из своего духовного опыта. В своем творчестве, которое определяет как церковное служение сама Жданова, она следует принципам, выработанным за века иконописцами прошлого. На первом месте Жданова ставит свое личное соответствие евангельскому образцу христианина. Без совершенствования в духовной жизни иконописец не в состоянии раскрывать тайны горнего мира в святых образах. Следующая необходимая составляющая творчества иконописца - собственно художество. Жданова пишет в традиционной для иконописи технике темперной живописи, работая лессировочным методом. Важный принцип Ждановой - внимательно, как к самому главному, относиться к каждому этапу работы над иконой: от выбора доски, нанесения грунта до покрытия готового образа олифой. Отсюда характерный иконописный почерк - выверенность каждой линии, каждого мазка икон и высокое технологическое качество последних.
Можно с уверенностью сказать, что творческий путь Валентины Ждановой, неразрывно связанный с педагогической деятельностью, является яркой иллюстрацией современного состояния петербургского иконописания - что обусловлено не только большим количеством созданных произведений и осуществленных проектов, но и влиянием на молодое поколение иконописцев, многие из которых являются учениками В. Т. Ждановой либо учениками ее коллег по Мастерской св. Иоанна Богослова в Александро-Невской лавре.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Игумен Александр (Федоров) - настоятель домовой церкви Святой великомученицы Екатерины в Академии художеств и Петропавловского собора, профессор СПбГАИЖСА имени И. Е. Репина, заведующий иконописным отделением С.-Петербургской Духовной семинарии.
2 Иван Сергеевич Кусов - иконописец, преподаватель иконописного отделения С.-Петербургской Духовной семинарии.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Колобова К. А. Высокий иконостас Блокадного храма в Санкт-Петербурге // К проблеме современного православного искусства : Научные труды / Институт имени И. Е. Репина. Вып. 8. СПб., 2008. С. 103-112.
2. Кутейникова Н. С. Иконописание России второй половины XX века. СПб. : Знаки. 2005.
3. Кутейникова Н. С. Образ Божий : Работы современных православных мастеров Санкт-Петербурга : Альбом. СПб. : Коломенская верста, 2009.
4. Кутейникова Н. С. Современная православная икона : Альбом. СПб. : Знаки, 2007.
5. Надеждин Н. Иконы Божией Матери. Антология. М., 1993.