и. Б. сивоволова
Храмовые проекты иконописной мастерской иоанна Дамаскина Александро-Невской лавры
Статья посвящена основным проектам по церковному благоукрашению современной петербургской иконописно-реставрационной мастерской в честь св. преп. Иоанна Дамаскина Александро-Невской лавры. Ключевые слова: иконопись; православный образ; Александро-Невская лавра; Петербург; современное церковное искусство; храмовое проектирование; церковное художественное объединение; иконописная мастерская.
I. B. Sivovolova
The Temple Projects of John of Damascene Icon Workshop (Alexander Nevsky Monastery)
The article is devoted to main projects for the church's interior, created by contemporary Petersburg icon workshop named after St. John Damascene (Alexander Nevsky Monastery).
Key words: icons; orthodox image; Alexander Nevsky Monastery; St. Petersburg; contemporary church art; temple design; church art group; icon-painting workshop.
Начало XXI в. в России ознаменовано возрождением церковных искусств. С 1990-х гг. и до настоящего времени неуклонно растет число церковных художников и целых иконописных
объединений. Среди них в Петербурге важное место занимает иконописно-реставрационная мастерская Александро-Невской лавры в честь св. Иоанна Дамаскина.
Иконописная мастерская в Александро-Невской лавре существовала еще до 1917 г. Годы господствующего в Советском Союзе атеизма прервали ее деятельность, и только спустя восемьдесят лет после революционных событий, в 1997 г., по благословению наместника лавры, архимандрита (ныне епископа Выборгского) Назария (Лавриненко), мастерская была восстановлена. Мастерскую на протяжении многих лет возглавляет выпускник Санкт-Петербургского государственного института имени И. Е. Репина Российской Академии художеств Дмитрий Мироненко, а под его руководством трудятся мастера-иконописцы, реставраторы, живописцы-монументалисты -выпускники того же Института, Промышленно-художественной академии имени А. Л. Штиглица, художественных училищ и вузов России и зарубежья, иконописной школы при Санкт-Петербургской Духовной академии и Семинарии. Постоянно в штате мастерской находится около десяти человек, еще несколько художников, сменяя друг друга, проходят здесь стажировку.
Из мастерской, созданной в первую очередь для удовлетворения нужд возрождающегося монастыря, вышло множество икон, иконостасов, занявших свое место в храмах не только Лавры, Петербурга, России, но и зарубежья. Создано три комплекса настенных росписей, ведется работа в книжной миниатюре. Множество икон с утерянными ликами и страшными повреждениями в обновленном виде вернулись в храмы и христианские дома благодаря проведенной в мастерской реставрации. На 2010 г., помимо менее масштабных работ, мастерская ведет осуществление десяти проектов, включающих проектировку иконостасов, организацию внутреннего храмового пространства и собственно написание святых образов.
Мастерская первой в Петербурге выработала методические принципы церковно-художественного объединения, заключающиеся в комплексном подходе к оформлению пространства храма, в ориентации на различные традиции церковного искусства,
а также в выполнении образовательной функции. Первоначально одной из приоритетных задач мастерской было создание базы, на которой бы проходили иконописную практику студенты Института имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. В мастерской от момента ее образования два года стажировались студенты академического института, но многие из них не могли заниматься систематически. С 1999 г. и по сей день мастерская предоставляет желающим выпускникам и учащимся других художественных вузов возможность стажировки, приобретения ценных навыков в иконописи и реставрации темперной имасля-ной живописи.
Мастерская св. Иоанна Дамаскина активно развивает два иконописных направления, стремясь к наиболее полному выражению догматического содержания: часть художников обращается к византийским и лучшим древнерусским образцам, несколько живописцев следуют более поздней традиции - пишут в русле синодальной иконописи. Такое письмо, основанное на академических принципах, особенно уместно в Петербурге, где существует необходимость воссоздания живописного убранства, созвучного архитектуре барочных и классицистических храмов.
Самые интересные из выполняемых и реализованных проектов мастерской Иоанна Дамаскина - это работы по комплексному благоукрашению церквей, на которых мы и остановим свое внимание.
В 2000 г. сотрудники мастерской начали свой первый опыт в монументальной живописи - росписи храма Иннокентия и Со-фрония Иркутских в Александро-Невской лавре. Небольшая но-восозданная домовая церковь для монашествующих располагается в братском корпусе Лавры и преобразована из бывшей братской молельной. Иконографический модуль храма - без алтарной преграды, поскольку церковь предназначена исключительно для тех, кому благословляется вход в алтарь, и программа росписей, составленная архимандритом Назарием и разработанная Дмитрием Мироненко и Лилией Комиссаровой, выстраивается с учетом этой особенности. Внутренний объем церкви по пропорциям
почти кубический, и все его плоскости заполнены росписями. Все стены разделены на два яруса. В верхнем регистре восточной стены изображены восседающая на престоле Божия Матерь с Богомладенцем и предстоящие им святители Иннокентий и Софроний Иркутские. В нижнем регистре стены располагается композиция «Поклонение Агнцу»: по центру изображен Престол с возлежащим Богомладенецем Христом, к которому два ангела склонили рапиды. По сторонам от них изображены предстоящие Агнцу составители четырех литургических чинов Церкви: святители Иоанн Златоуст, Иаков Брат Господень, Василий Великий и Григорий Двоеслов со свитками в руках.
Основная площадь северной и южной стен делится на два регистра на том же уровне, что и на восточной стене. В верхнем регистре находятся шесть поясных изображений святителей, связанных с Александро-Невской лаврой или Санкт-Петербургом. Это Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник, Николай Японский и Владимир Киевский... Каждая фигура как бы заключена в своем малом пространстве, отделенном с двух сторон изображением колонок. Колонны словно несут на себе декоративный архитрав - позолоченный бордюр и изображенные арки. Таким образом, выстраивается иллюзорная, изображенная красками вертикальная архитектоника храма.
В нижнем регистре свое отражение получила тема монашеского подвига. Здесь написаны преподобные, не занимавшие чинов высшей церковной иерархии, но стяжавшие особые благодатные дары и являющиеся наиболее чтимыми. Ближе к восточной стене, на южной и северной соответственно, в рост изображены «начальники иноческого жития» на Руси Антоний и Феодосий Киево-Печерские, далее - Сергий Радонежский, «игумен земли Русской» и Александр Свирский, свидетель Св. Троицы, Александр Невский, в схиме Алексий, и его сын Даниил Московский, также в схиме, Серафим Вы-рицкий, бывший духовником в Александро-Невской лавре, и его небесный покровитель Серафим Саровский. Ближе ко входу написаны вселенские святые Иоанн Дамаскин, а напротив него - Иоанн Лествичник. Расположение образа этого святого рядом с западной
стеной обусловлено тем, что на ней предполагается написать извод Лествицы, замещающий собой композицию Страшного Суда. Таким образом, замыкается горизонтальное развитие системы росписей небольшого храма. Вертикальное же развитие программы, начатое делением стен на регистры, получает свое завершение в росписях потолка. В периметр потолка вписана сфера с равноконечным крестом, в средокрестии которого располагается хризма. В углах между внешней границей сферы и сторонами прямоугольного потолка изображены символы четырех евангелистов - крылатые лев, телец, человек и орел с закрытыми евангелиями. Их расположение, позы, устремленность взглядов подчеркивают движение к четырем сторонам света, символизирующее распространение «ко всем концам земли» Благой вести о Спасении, ставшем возможным благодаря Кресту Христову. Изображение греческого равноконечного креста по центру плафона является доминантой всей системы росписей небольшого храма. Вдоль южной и северной стен, на округлом их сопряжении с потолком, были написаны иконописцем Игорем Бело-церковским декоративные аркады с орнаментом по образцу аналогичного украшения алтарной апсиды византийского храма Кахрие Джами. Это не только удачно завершило стены, вписав их в потолок, но и ритмом своего орнамента создало перекличку и с окружностью сферы потолка, и с орнаментом одеяний святителей, написанных на восточной стене, задав особый праздничный тон всему комплексу изображений.
Работа над росписями Иннокентьевского храма ведется уже десять лет, и в ней приняли участие почти все сотрудники мастерской и ее стажеры. Длительный срок работы обусловлен тем, что она выполняется параллельно с множеством других заказов, приходящих в мастерскую Иоанна Дамаскина и требующих первоочередного выполнения.
Росписи выполняются в технике цельнояичной темперы. Это сухой метод, позволяющий долго вести работу, переписывать неудавшиеся моменты. Храм Иннокентия и Софрония Иркутских, по шуточному выражению самих художников, является для них «плацдармом, на котором ведут тренировки». Техника, выработанная
и опробованная на этом объекте, стала употребляться живописцами и во всех последующих работах - будь то настенные росписи или иконы.
Благодаря работе в Иннокентьевском храме, мастерская Иоанна Дамаскина в 2002 г. приступила к благоукрашению храмового комплекса в поселке Саперное Ленинградской области. Увидев в 2000 г. росписи восточной стены Иннокентьевской церкви, протоиерей Сергий Бельков, настоятель церкви в честь Коневской иконы Божией Матери, пригласил живописцев поработать в своем храме. Основной объем работ в Саперном сотрудниками мастерской выполнялся с 2002 по 2005 г., и проект явился одним из самых масштабных, осуществленных мастерской Иоанна Дамаскина. Он состоит из верхнего деревянного храма в честь Коневской иконы Божьей Матери и нижнего каменного в честь прп. Сергия Радонежского. Помимо работ непосредственно внутри церкви, включающих в себя проектирование пространства, иконостасов, элементов храмового интерьера, церковной утвари, создание настенных росписей и написание икон, труды мастерской простерлись и на организацию пространства рядом с церковью. По объему, разнообразию проведенных работ и художественной ценности созданного, по своей завершенности храмовый комплекс в Саперном на сегодняшний день является лучшей иллюстрацией возможностей мастерской Иоанна Дамаскина.
Вся программа церковного убранства обусловлена архитектурой храмового комплекса. Деревянный храм в честь Коневской иконы Божьей Матери, выполненный в русле зодчества русского Севера, находится над изрытым в земле, повторяющим в плане верхнюю церковь, храмом Преп. Сергия Радонежского. Его интерьер было решено сделать каменным. Нижний храм, как основание и фундамент верхнего, символизирует византийскую традицию, а верхний, базирующийся на нижнем - живое древо русского православия. В соответствии с такой идейной программой выстроилась и художественная. Интерьер нижней церкви было решено выполнить в византийской стилистике, а верхней - в духе древнерусской традиции.
Само подземное расположение нижнего храма задает горизонтальное развитие иконографической программы. Церковный
потолок с обнаженными деревянными перекрытиями, хотя и не имеет никаких священных изображений, играет немаловажную роль в символико-богословской структуре храмового пространства, раскрывая образ церкви как корабля спасения. Невысокий потолок обусловил вариант не полного заполнения стен живописью, а ее заключения в отдельные мраморные рамы, размещенные в один ряд примерно в метре от пола. Возникающие в результате этого паузы светлых стен способствуют сосредоточению на отдельных образах. Также расположение росписей продиктовало и ограниченное количество композиций (всего их восемь, за исключением пяти ростовых образов), что, в свою очередь, повлияло на характер храмовой программы. В церкви Сергия Радонежского расположение изображений подчиняется принятому пониманию символики частей храма как образов мест Святой Земли, здесь нет последовательного повествования, росписи словно группируются подле центральных объектов для совершения таинств или треб (купели в южном приделе, кануна в северном, и, наконец, Престола в алтаре). В притворе церкви находятся композиции с экзорцистской тематикой, поскольку храм в первую очередь предназначен воспитанникам реабилитационного центра для наркозависимых.
Алтарное пространство от пространства собственно церкви отделяет небольшой одноярусный мраморный иконостас, выполненный в соответствии с византийской традицией темплон-ных алтарных преград. Исполнение иконостаса, от его композиционного решения, отдельных изобразительных элементов до подбора разных сортов камня пронизано заботой автора проекта, Д. Мироненко, о раскрывающихся смыслах в символике формы и цвета.
Небольшой размер иконостаса определил присутствие в нем только одной, северной, диаконской двери. Здесь находится образ Великого Архистратига Божия Михаила, иконография которого соответствует известному памятнику византийского искусства XIII в. Симметрично диаконской двери находится храмовая икона преп. Сергия Радонежского (илл. 28). Из-за выбранного поясного
варианта композиции масштаб его изображения более крупный, чем других образов иконостаса, однако это не нарушает гармоничного соотношения всех икон алтарной преграды. В образе прп. Сергия, написанном Ольгой Ивлевой, с особенной силой звучит догматическое содержание. Эта икона прекрасно иллюстрирует метод работы, технику, принцип построения рисунка, принятые в мастерской. Иконография преподобного традиционна: святой написан в рясе и мантии, монашеский куколь опущен на плечи, в левой руке - свиток, а правая сложена в именоперстном благословении. Изображение частей одеяния, мантии и рясы, полихромный подмалевок каждой из которых выполнен звучным и насыщенным теплым цветом, за счет более холодных высветлений, положенных поверх роскрыши, приобретает эффект свечения изнутри. Так что уже написание не собственно только лика, но и тела, и одеяний святого, выражает его преображенное, благодатное состояние. С точки зрения живописной техники это возможно благодаря последовательному нанесению тонких красочных слоев на белый грунт. Сквозь все слои, работающие в цветовом взаимодействии, проникает солнечный свет, и, отражаясь от левкаса, создает особый оптический эффект. Пластическая моделировка формы цветом, преобразованным в свет, особо активно ведется в личном письме, ведь именно лицо, в большей степени, чем другие части тела, выражает индивидуальность человека и вместе с тем выявляет его духовную сущность. Поэтому световидность, наряду с убедительностью формы, сохранением характерных черт изображаемого, - одно из важнейших требований к работе иконописца. При написании образа прп. Сергия, так же, как и в остальных иконах и росписях храма, был использован метод санкирного письма. Этот традиционный способ темперной живописи позволяет выстраивать объем, высветляя форму лессировочными слоями по темному подкладу. На плотно положенный санкирь наносятся постепенно уменьшающиеся по площади и с каждым разом более светлые вохрения. В иконе преподобного моделировка лика велась свободными охристо-белильными мазками, положенными по форме в разных направлениях - то есть методом перекрестной штрихов-
ки. Благодаря этому приему лик становится наполненным энергией, словно излучающим свет, и пластически очень убедительным. Тонкие вохрения постепенно набирают плотность к верхним слоям, а последний этап высветлений, движки, расставляет акценты на более выпуклых частях лика. Построение формы ведется тончайшими слоями, благодаря которым в переходе от тайных частей лика к наиболее выпуклым сохраняются участки живописи, едва прикрытые последующими цветами. Совсем легко, полупрозрачно, положена подрумянка. Точные линии описей, сделанные также весьма прозрачно, выполнены одним коричневым цветом, кое-где слегка тонально усиленным. Таким образом, возникает равномерно светоносная форма без резких контрастов, создающая ощущение особой теплоты образа, благости и близости святого к молящимся. При написании влас и брады преподобного моделировка формы велась еще более свободными и широкими мазками, линии описей выполнены в два цвета, красно-коричневый и серый. Отношение холодных верхних высветлений к более теплой «ро-скраши» снова создает богатую живописную игру. Здесь контурные описи и притенения более контрастны к светам, чем на лике. Смело и активно положенные многочисленные слои высветлений, ложась друг на друга и заходя на теневые части, создают пастельный эффект. Форма и конкретна, очень убедительна, она словно в движении, вся наполнена воздухом и светом, и одновременно иная. Материальная, но преображенная.
Все росписи и иконы храма в Саперном исполнены пластически очень убедительно. Лики пишутся в рамках византийской традиции и в то же время имеют своеобразные черты, выдающие в иконописцах не ловких интерпретаторов средневековой живописи, а вдумчивых, талантливых мастеров, прочувствовавших определенную стилистику изнутри, и умеющих в ней пластически мыслить. Во всех композициях храмовых росписей фигуры располагаются живо и динамично, в соответствии со сложным пульсирующим ритмом рисунка. Колорит выстроен на отношениях различных холодных цветов, где доминирующими являются оттенки синего. Света на одеждах написаны цветом роскраши с постепенным увеличением
количества белил, иконописцы избегают эффектного использования негативных по тону высветлений, в описях также редко используют контрастные цвета, что сразу бы позволило создать богатую живописную игру. В росписях был избран иной принцип достижения колористической гармонии - локальные сложные цвета отдельных элементов композиций (одеяний, горок, архитектуры) располагаются так, что являются дополнительными друг к другу (рядом с зеленым гиматием красный хитон, на синем фоне - желтые стены и т. д.) Таким образом, возникает сложная перламутрово-холодная цветовая гамма.
В храме Преп. Сергия основные детали интерьера, такие как иконостас, купель, канун, Престол, а также церковная утварь, например, оригинальный мраморный семисвечник в алтаре, аналои, ограда амвона спроектированы Д. Мироненко и Д. Джеймс-Леви. Этот храм явился фактически первым осуществленным примером комплексного решения в работе мастерской. В верхней деревянной церкви в честь Коневской иконы Богородицы художниками мастерской также спроектирована вся утварь, классический пятиярусный иконостас и небеса, в которых содержится вся храмовая программа (илл. 29).
В 2006 г. мастерская Иоанна Дамаскина приступила к созданию храма в честь Серафима Вырицкого в Феодоровском корпусе Александро-Невской лавры, в бывшей келье самого преподобного. Д. Мироненко выполнил проект резного иконостаса и киотов. Их резьба - работа мастеров-краснодеревщиков во главе с Сергеем Яковлевым. Узорочье иконостаса гармонично и высокохудожественно благодаря органичной соподчиненности частей, общей композиции и отдельным внимательно проработанным деталям. Ни одна из них не случайна, ни одна не несет лишь декоративную функцию, но каждая имеет глубокий сокровенный смысл. Орнамент иконостаса сопрягается с кое-где выявленной резцом, оставленной фактурой дуба, что открывает в полной мере красоту дерева. Традиция оставлять в иконостасе дерево обнаженным характерна для русской художественной культуры 2-й половины XX в. О соответствии рассматриваемого нами иконостаса неорусской
стилистике говорит не только этот факт, но, в первую очередь, сама архитектоника конструкции, хотя она и была обусловлена некоей случайной ситуацией. Дело в том, что в цельной стене, к которой крепится деревянный иконостас, были сделаны проемы для будущих царских врат и диаконских дверей на достаточно большом расстоянии друг от друга. Д. Мироненко пришлось проектировать иконостас, учитывая эту особенность. Тогда возникла проблема: как занять слишком большое расстояние между царскими вратами и диаконской дверью с той и другой стороны. Поместить по одной иконе Спасителя и Богородицы - несоразмерно и непропорционально. Было решено разделить обозначенное пространство на две неравные части: в большую с той и другой стороны поместить образа Спасителя и Богородицы, а в меньшую, узкую и вытянутую в длину, - ростовые образа Серафима Вырицкого и Серафима Саровского. На дверях расположили иконы архангелов, соразмерные иконам Пантократора и Божьей Матери, а за ними - по два парных ростовых образа святых, иконная доска которых одинакова с досками центральных образов местного ряда. Так выстроилась сложная пульсирующая ритмическая структура композиции иконостаса, когда чередуются разноформатные изображения. Эта же композиционная особенность подчеркивается и совсем маленькими полукруглыми нишами для икон праздников в верхнем ряду, и композицией царских врат.
В иконостасе предполагается поместить в местном ряду две иконы, на которых изображены по два святых в рост, что соотнесло бы их с пропорциями и размером икон Серафима Вырицкого и Серафима Саровского. Пока в иконостасе установлена одна такая икона - Александра Невского и его сына Даниила Московского в схиме, что подчеркивает особенность храма как монастырского. Цельность всему иконописному убранству храма сообщает то, что аналогичные по композиции образа располагаются в двух парных напольных киотах у северной и южной стены храма.
Особый интерес представляет уникальная в своем роде для мастерской Иоанна Дамаскина работа по созданию храма Покрова Божьей Матери в жилом закрытом комплексе «Розовая дача»
(Ленинградская область). Здесь мастерами спроектировано практически все, (включая корректировку архитектуры церкви): от иконостаса, крещальной купели до декоративной облицовки пола тремя сортами камня. Интересен храм в первую очередь тем, что иконостас и другие элементы церковного интерьера создаются из цельного мрамора.
Храмовое пространство Покровской церкви очень красиво и лаконично - это четыре стены и свод - храм по своему предназначению семейный. Из-за малых размеров даже возникли сложности. Архитектор спроектировал очень маленькую алтарную апсиду, так что если поставить туда престол и приставить иконостас, то священник не сможет даже открыть Царские врата. Поэтому мастера обратились к традиции П-образных иконостасов, у которых выдвинута вперед центральная часть. За счет этого алтарное пространство получило столь необходимый метр. Престол тоже был спроектирован такой, который бы занимал как можно меньше места. По мотивам устройства алтаря в храме над кельей св. Антония Киево-Печерского на Афоне был создан Престол, приставной к восточной стене. Оттуда же была взята идея создания цельного Престола с диаконником и жертвенником, более низких по высоте. Примечательно, что храм на Афоне, подавший столь ценный способ разрешения проблемы проектировки, относится к XIII в. Изначально Покровская церковь задумывалась в русле византийского искусства этого времени. Соответствующим образом спроектирован и небольшой одноярусный мраморный иконостас. Он настолько лаконичен и скромен, что, по словам Д. Мироненко, «он словно акварельный, его почти нет». Иконы написаны по образцам домонгольской иконописи. Они хоть и созданы на Руси, но являются и носителями византийской стилистики того времени. Свое место в иконостасе уже заняли образа Пантократора на престоле, Богоматери, Благовещения (по мотивам знаменитой Устюжской иконы), написанные бессанкирным способом (илл. 30).
В Покровском храме в нижнем помещении есть и восьмигранная крещальная мраморная купель. Д. Мироненко пришлось
решать и проблему ее целесообразного размещения. Было предположение поместить ее в апсиду, однако выбор был сделан в пользу центрального положения купели, она стала доминантой помещения. В апсиде же в настоящее время ведутся работы по написанию образа Крещения Господня.
Некоторые проекты мастерская осуществила в русле синодальной традиции. Это миниатюрная церковь митрополичьей резиденции на Гутуевском острове Петербурга, церковь на легендарном крейсере Аврора и Никольская церковь Александро-Невской лавры. В первом случае художники наполнили церковное пространство декоративными росписями, сделав особый акцент на плафоне, который представляет темно-синее звездное небо, по углам которого написаны четыре херувима. Церковь Святителя Николая на крейсере Аврора решена иначе. В свободном светлом помещении особый акцент - белый одноярусный иконостас с семью ростовыми иконами, выполненными в академической традиции Андреем Усалевым. Это «Воскресение Христово», ростовые иконы Богоматери с Младенцем и Спасителя, Николая Чудотворца и св. прав. Федора Ушакова и «Благовещение» для царских врат. Примечательно, что Царицу Небесную и Господа Вседержителя живописец изобразил «на воздусе», грядущих на облаках, а святых, покровителей мореплавателей, на фоне морского пейзажа. Большую часть фонового пространства в каждом случае занимает предгрозовое небо, написанное сложным синим цветом. Устремленные ввысь стройные фигуры святых ясно читаются на нем.
В настоящее время А. Усалевым активно ведутся работы по написанию синодальных икон для кладбищенской Никольской церкви Лавры. Этот же художник выполнил ряд из десяти двухметровых полотен с изображениями святителей для главного, Троицкого храма Лавры. При возобновлении богослужений в храме назрела необходимость в восполнении утерянного живописного убранства. Заказчик новых икон, наместник лавры архимандрит Назарий пожелал, чтобы они были выполнены в стилистическом единстве с оставшимися в храме произведениями мастеров ХУШ-Х1Х вв.
Он же и определил программу новой части живописного комплекса: изображения святых, чье земное служение непосредственно было связано с Александро-Невской лаврой. В синодальном русле выполнены и пять ростовых образов святых князей-воинов за раку Александра Невского живописцем Алексеем Крейдуном.
К проектам, которые подразумевают дополнение и благоукра-шение исторического храмового пространства, относится и церковь Александра Невского в Бизерте (Тунис). Этот храм, построенный в память о русской эскадре, состоявшей из малой части Императорского флота, в память о сотнях русских людях, оставшихся навсегда отрезанными от Родины революцией, в настоящее время является местом, вокруг которого теплится духовная и общественная жизнь немногих православных в Тунисе.
Убранство храма в Бизерте довольно скромное. В хорошем состоянии находится старый, 1930-х гг., одноярусный иконостас из темного дерева. Лаконичный, цельный по архитектуре, с минимумом украшений, он смотрится темным силуэтом на светлом фоне стен храма. В планах Д. Мироненко - наложить очень тактично деревянную резьбу на иконостас, сделать его более радостным и нарядным. Возможно, это желание - отражение надежды на благоприятное пребывание православной общины в Африке. Также планируется создание диаконских дверей, возможно, будут проведены работы росписи храма. В 2008-2009 гг. Д. Мироненко написал два образа для церкви в Бизерте - Божьей Матери «Умиление» и Спасителя.
Помимо рассмотренных, мастерской Иоанна Дамаскина осуществлено еще множество малых и комплексных проектов, среди которых часовня Св. Валерия в поселке Лахденпохья, часовня Спаса на водах в Анапе, для которой Д. Мироненко написал темперную икону Спасителя в византийской стилистике чрезвычайно оригинальной иконографии, иконостас и киоты для Валаамского подворья в Петербурге, полное убранство храма Архангела Михаила в Громово, иконостас для Нового Валаама (Финляндия), ряд икон для домовой церкви Св. Екатерины Академии художеств и многие, многие другие. Большинство работ мастер-
ской являют пример комплексного подхода к благоукрашению, который включает в себя планировку внутреннего церковного пространства, составление иконографической программы живописного убранства, написание святых образов, разработку отдельных элементов интерьера и церковной утвари. Подобный подход говорит о высокой степени художественного профессионализма мастеров и незаурядных организаторских способностях руководителя иконописного объединения. Несмотря на доминирующую роль Д. Мироненко в осуществлении большинства проектов, работа мастерской формируется в соответствии с идеалом соборного служения, а не по принципу мастерской одного мастера. Поэтому в ее состав входят опытные художники, талантливые иконописцы, каждый из которых имеет личностные художественные особенности. Но, невзирая на отличные характеристики художественного языка отдельных иконописцев, все объекты мастерской имеют живописно-пластическое единство: им не свойственны эффектные, но поверхностные приемы, сама манера письма свидетельствует о серьезном и вдумчивом отношении к созданию образа. Композиция и рисунок каждой иконы или росписи ясно говорят о профессиональном уровне исполнителей. Они, анализируя лучшие образцы византийской и древнерусской традиции, научились принципам их построения и технике, и свободно владея последними, создают настоящие образы, будь то списки или работы с авторской иконографией. Деятельность мастерской Иоанна Дамаскина - это пример подлинного церковного художественного творчества в соответствии с каноном.
Все иконописцы мастерской богословски образованы, являются верными чадами Церкви Христовой и осознают свое служение как церковное, поэтому акт художественного творчества становится личным аскетическим и молитвенным подвигом в соответствии со святоотеческими требованиями к образотворче-ству. Деятельность мастерской Иоанна Дамаскина ясно показывает путь, позволяющий достигать результатов, удовлетворяющих требованиям, которые должны предъявляться церковному искусству.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Благосердием Богородицы. Храмовый комплекс в поселке Саперное : Альбом / Вступ. ст. прот. С. Бельков, текст Д. Мироненко. СПб., 2005.
2. Кутейникова Н. С. Образ Божий. Работы современных православных мастеров Санкт-Петербурга : Альбом. СПб. : Коломенская верста, 2009.
3. Кутейникова Н. С. Современная православная икона. Санкт-Петербург : Альбом. СПб. : Знаки, 2007.
4. Мироненко Д. Г. Связь Академии художеств и Александро-Невской лавры. Продолжение традиций // Проблемы русского искусства. Академия художеств и храмовое искусство. История и современность : Сб. науч. ст. Вып. 7. СПб. : Институт имени И. Е. Репина, 2008. С. 5-26.