H. H. Созыкина
Образ патриарха Тихона в современном иконописании
Настоящая работа посвящена художественному анализу иконографического образа новопрославленного святого. Рассматривается процесс сложения иконографии патриарха Тихона в сфере церковного канонического искусства, а также его исторические, художественные, стилистические и отчасти богословские аспекты. Статья является этапным звеном в работе, связанной с проблемами иконографии новоканонизированных святых, новомучеников и исповедников российских.
Ключевые слова: исповедник; патриарх Тихон; интронизация; иконография; новомученик; иконографическая программа; омофор; саккос; митра; клобук.
N. N. Sozykina The Image ofPatriarch Tikhon in a Modern Iconography
This research is devoted to the artistic analysis of the iconographie image of this newly canonized saint. The origins ofPatriarch Tikhon's iconography in the Church canonical art as well as its historical, artistic, stylistic, and partially theological aspects are being carefully studied. This article is the next stage in the line of work related to the study of the iconography of the newly canonized saints, martyrs and confessors ofRussia.
Key words: iconography; newly martyr; confessor; Patriarch Tikhon; intronisation; iconographie programme; omophor; sakkos; mitra; klobuk.
Двадцатый век, ставший для Русской Православной Церкви временем небывалого по своим масштабам исповеднического
194
и мученического подвига за веру, завершился историческим Соборным прославлением новых мучеников и исповедников российских. Главой и предстоятелем сонма новопрославленных святых является патриарх Тихон (Белавин, 1865-1925), канонизированный в 1989 г. Жребий первоиераршества выпал на его долю после двухсотлетнего синодального перерыва, в нелегкое для России время. «Еще продолжается на Руси эта страшная и томительная ночь, и не видно в ней радостного рассвета. Изнемогает наша Родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего ее», - характеризовал эпоху сам святитель [4, с. 57].
Поместный Собор 1917-1918 гг. восстановил каноническое высшее управление в России. Интронизация патриарха Тихона произошла на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 1917 г. в Успенском соборе Московского Кремля. Сообщение о патриаршестве святитель Тихон встретил такими словами: «Ваша весть для меня является тем свитком, на котором было написано: „Плач, и стон, и горе", и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль (Иез. 2:10, 3:1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении... Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во все дни» [3, с. 54]. Святителя Тихона называли тогда «самым добрым» из трех кандидатов на патриарший престол. Однако кротость, снисходительность, мягкость в обращении не препятствовали патриарху быть твердым и непреклонным в делах, касающихся защиты Церкви и православия от посягательств новой власти. Патриарх обращался к народу и представителям этой новой власти с рядом посланий, анафематствовал гонителей Церкви и сеятелей братоубийственной брани, в июле 1918 г. выступил со словом на панихиде по убиенному императору Николаю II и его семье через три дня после екатеринбургского расстрела.
Семь лет патриаршего служения стали для святителя Тихона поистине временем исповедничества и мученичества. Арест, допросы, расколы в лоне православной Церкви, обновленчество, заключение под стражу в Донском монастыре, убийство келейника - вот неполный перечень того, чем пытались сломить русскую
195
православную Церковь в лице ее первоиерарха. По свидетельству современников, Патриарх «шел добрым путем. При нем Церкви легко было нести крест свой, потому что вся тяжесть креста этого падала на его плечи» [7, с. 260]. Приведем также слова приверженца патриаршей власти, священномученикаИлариона (Троицкого): «Теперь наступает такое время, когда не царским венцом будет венец патриарший, скорее, венцом мученика и исповедника, которому придется самоотверженно руководить кораблем Церкви в его плавании по бурным волнам житейского моря» [9, с. 368].
Народное почитание патриарха Тихона и в России, и за рубежом началось сразу же после его кончины, последовавшей в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 1925 г. День его погребения совпал с праздником Входа Господня в Иерусалим, предваряющим Страстную седмицу Великого поста. Скорбные дни наступили и для Русской Православной Церкви, продолжающей идти своим крестным путем.
Знаменательно то, что первая икона патриарха Тихона и царя-страстотерпца Николая II, написанная русским эмигрантом, художником Семеном Ивановичем Володченко в 1930 г. «по откровению», объединяет воедино всех новомучеников российских задолго до их прославления. В сознании людей подвиг мученичества за веру неотделим от святости, поэтому художник, впервые взявшись за молитвенный образ новомучеников, изображает и нимбы вокруг их глав, и кресты в их руках как неотъемлемый атрибут иконографии святых и мучеников. Венчает композицию Голгофский крест с распятым на нем Христом. Икона впечатляет не столько своими художественными качествами и мастерством исполнения, сколько иконографическим замыслом и символикой. Можно предположить, что все последующие иконописные изображения «Собора новомучеников Российских» берут начало от этой, так называемой «харбинской» (по месту ее написания), иконы, а иконография начинает складываться задолго до их церковного прославления в конце XX столетия.
С уверенностью можно сказать, что патриарх Тихон - один из самых почитаемых русских святых. Этим объясняется и глу-
196
бочайший интерес иконописцев, как в России, так и за рубежом, к его образу. Миссионерское служение будущего патриарха Тихона было связано с Америкой, где православные до сих пор чтят его как покровителя своей земли наряду со святыми Германом Аляскинским, Иннокентием Московским, Иоанном Сан-Францисским. В России имя патриарха Тихона упоминается в чине святителей Московских и всея Руси. Первыми обратились к образу патриарха Тихона художники Русской Зарубежной Церкви (прославлен в 1981 г.), предоставив святителю одно из главенствующих мест в иконографической композиции «Собора святых новомучеников и исповедников Российских». На иконах архимандрита Киприана (Пыжова) и Н. Папкова, написанных в Америке, фигура патриарха Тихона легко узнаваема благодаря особому характеру его облачений и белому головному убору - клобуку, подобному белой свече. Важно отметить, что с самого начала иконописные изображения святителя имеют ярко выраженные портретные черты.
Изображения новопрославленных святых, впервые созданные за границей, где еще раньше, чем на родине, они были канонизированы, повлияли на разработку их иконографии в России. Так, композиционным центром иконы «Собор новомучеников и исповедников Российских», созданной группой иконописцев Свято-Тихоновского Богословского Университета в 2000 г., служит литургический престол с предстоящими перед ним в молитве ие-рархами-новомучениками. В богословском аспекте тема престола с водруженным над ним Крестом и возлежащим на нем Евангелием являет «реальный центр жертвенной символики церковного искусства, ибо происходящее здесь таинство евхаристии не символически, а реально приобщает христиан Голгофской жертве и Воскресению Христову» [1,с. 18].
В эсхатологическом плане уготованный престол, по-гречески этимасия, есть Небесный престол для Христа - Царя мира при Втором Пришествии. Именно мученики, убелившие и омывшие кровию свои одежды, будут предстоять перед Престолом славы в Царствии небесном, по откровению апостола Иоанна Богослова (см.: Откр. 7; 14-15). Являясь первоиерархом Русской Церкви
197
в земной жизни, патриарх Тихон становится, как это наглядно показано в иконографии, предстоятелем за нее и в Церкви торжествующей, Небесной.
В настоящий момент иконография святителя Тихона достаточно обширна и многообразна как композиционно, так и стилистически. В общем ряду изображений патриарха можно выделить прижизненные фотографические портреты и опирающиеся на них иконы-портреты, иконы поясные, оплечные, ростовые, житийные. Образ святителя Тихона может быть включен и в многофигурные композиции, семантически соотносимые с темой мученичества XX в.
Имеются также иконописные изображения патриарха, выполненные в технике мозаики, церковного шитья, барельефа, фрески. Иконы святителя, разнообразные по стилистике, входят как неотъемлемый элемент во многие храмовые иконографические программы Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и зарубежья.
В иконописных изображениях святого особого внимания заслуживает описание облачений патриарха Тихона, встречающихся в каждом иконописном изводе и являющихся, согласно святоотеческому учению, «чувственными знаками невидимого величия Таинств». Патриаршество как особый церковный статус и титул присваивается Церковью наиболее авторитетному из епископов, возглавляющему, как правило, главную кафедру страны. В этом смысле облачение патриарха существенно не отличается от одеяния архиерея - епископа. Только у патриарха сохранена древняя, сферическая форма камилавки, поверх надевается белый клобук, на вершине которого закреплен крест, под крестом - изображение серафима, спереди на наметках - изображения херувимов, крестов, орнамента или избранных святых.
Головным убором патриарха при богослужении является митра, служащая знаком духовной власти архиерея и вместе с тем символически напоминающая о терновом венце Спасителя.
При интронизации патриарха Тихона в 1917 г. по творениям Симеона Солунского был восстановлен древний чин настолова-
198
ния Константинопольского Патриарха, ставший основой нового чинопоследования. Для торжеств удалось получить в Оружейной палате жезл митрополита Петра, рясу священномученика Гермо-гена, крест, мантию, митру и клобук патриарха Никона.
У современников патриарха Тихона навсегда запечатлелся благостный, смиренный и необыкновенно русский народный облик святителя, незлобивость и младенческая чистота души составляли особое обаяние его личности. Лицо его чаще всего можно было видеть радостным, озаренным тонкой, едва уловимой, немного застенчивой улыбкой, отражающей внутреннюю работу духа, преображающую и внешний строй человека. По свидетельству очевидцев, печать преображенного состояния несли на себе и глубокий, созерцательный взор патриарха Тихона, и ясное, светлое выражение лица, мягкие движения и теплая очаровывающая улыбка. Современники отзывались о патриархе как о «живом святом» [7, с. 268].
Именно эти качества души, присущие святителю Тихону, нашли свое отражение в современном иконописании. Создавая собственные композиции на основе традиционной иконографии, художники обращаются к воспоминаниям современников, житию, где подробно описывается внешность святого, как к источнику иконописной работы. Немалую помощь в работе иконописцев оказывают многочисленные прижизненные фотографии патриарха, ведь развитие русского искусства «шло не только от иконы к портрету, но и от портрета и картины - к иконе» [5, с. 202]. Использование фотографий и прижизненных портретных изображений крайне необходимо при создании икон новомучеников и новоканонизи-рованных святых.
Именно архивные материалы помогают иконописцам создавать не просто схематическое, крайне обобщенное изображение, а максимально приближенный к молящемуся образ новопрославленного святого, где важнейшей составляющей является именно его неповторимый, легко узнаваемый лик.
Остановимся на нескольких иконописных изображениях патриарха Тихона, созданных на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Одно из них
199
принадлежит кисти петербургских иконописцев Николая и Наталии Богдановых. Икона написана в 1993 г. для иконостаса Софийского собора Царского Села. Будучи приверженцами художественной манеры Древней Руси и Византии, в Софийском соборе Богдановы обратились к византийской иконописной традиции. Согласно мнению Н. С. Кутейниковой, такой выбор был оправдан самим замыслом Софийского собора, напоминающим собор Святой Софии в Константинополе. Ростовый образ патриарха Тихона расположен в иконостасе придела Святого Александра Невского и является парным к иконе благоверного князя. Отмечалось, что искусству Н. и Н. Богдановых присущ творческий подход в разработке сюжетов и образов [2,с.ЗЗ].
На примере данного иконостаса очевидно стремление художников воплотить как символический, так и эстетический замысел в изображении святых, продемонстрировать силу и мощь русского православия, преемственного от Византии. Торжественные, монументальные, «имперские» образы Христа и Богоматери на тронах фланкируют изображения разных по времени, но близких по духовной мощи святых. При этом фигура патриарха Тихона в ярком, пышном, расшитом золотом византийском облачении, казалось бы, контрастирует с аскетическим образом благоверного князя, для написания которого выбрана редкая для Петербурга иконография: он изображен в монашеском облачении, в образе великой схимы, как известно, принятой им перед кончиной с именем Алексий. Художники сопоставили между собой разновременных святых, прославленных в разном чине, но объединенных в вечности духовным мужеством, силой смирения, кротости, незлобия - качествами, отличающими «воинов Христовых». Художественный прием Богдановых, выстроенный на контрасте иконографии изображенных святых, в то же время создает определенную молитвенную динамику в малом пространстве придела, оживляет и зрительно усложняет «малонаселенный» иконостас, в целом создавая цветовую гармонию, подчеркнутую также замеченными исследователями золотом фона, использованием форм круга, овала, округлением верхних частей прямоугольного формата икон [8, с. 14-15]. О высоком ху-
200
дожественном мастерстве иконописцев говорят точность и продуманность композиционного решения иконостаса и каждого из его элементов, а также тонкость и виртуозность иконного письма. Особого внимания в иконе патриарха Тихона заслуживает мастерски выписанный полиставрий византийской традиции, убранный по подолу и рукавам драгоценными камнями. Красная киноварная подкладка облачения прибавляет праздничности в торжественный и парадный характер образа.
Поясное изображение святителя Тихона, патриарха Московского, принадлежит кисти известного петербургского иконописца Георгия Гашева. Икона написана в 2002 г. и находится в Канаде, в Торонто. Главное внимание в иконе уделено лику и рукам святого, внутренне образ «наполнен особым горением», присущим, по мнению исследователей, работам Г. Гашева. Также можно отметить характерную «вытянутость», удлиненность форм, текучесть линий рисунка, справедливо отмеченные Н. С. Кутейниковой [8, с. 64-65]. В своем творчестве художник, следуя традициям московской школы живописи Х1У-ХУ вв., использует насыщенную цветовую гамму, лаконичность рисунка, его образам свойственно ощущение светоносности и торжественной «царственной» простоты. В изображении патриарха Тихона Г. Гашев делает акцент на исповедническом подвиге святителя, вручая ему не жезл па-стыреначальника, а мученический крест. Правая рука патриарха -в благословляющем жесте. Золотой фон иконы, символизирующий божественную славу, гармонично сочетается с ее колористическим решением: обилием красного в элементах облачения - поручах, епитрахили, источниках, а также более холодным контрастным зеленоватым тоном мантии. С особой теплотой выписан лик святителя Тихона, сохранивший столь важные для иконописца портретные характеристики, не перевесившие, однако, главного - духовную наполненность образа. Поясной характер иконы, при ее довольно большом размере, приближает святого к молящимся, «впускает» их в свой внутренний мир.
В 2005 г. петербургскими иконописцами мастерской Иоанна Богослова для алтаря Успенского (Блокадного) храма на Охте были
201
написаны восемь икон священномучеников, составляющие единый цикл, основную задачу которого можно трактовать как литургическую. На иконах святые - а это патриарх Тихон, митрополит Вениамин (Казанский), митрополит Петр Крутицкий, митрополит Владимир Киевский, архиепископ Иларион (Троицкий), митрополит Серафим (Чичагов), священники Философ Орнатский и Иоанн Кочуров - изображены в рост в богослужебных облачениях и помещены в обрамление из темного дуба, которое уже принято называть «иконостас в иконостасе». Изображения этих святых в алтарной части храма символически свидетельствует об их таинственном присутствии и участии в литургии как представителей Церкви небесной, торжествующей. Литургический характер образам придают и особой формы прямоугольные иконные доски, имеющие трехлопастное завершение, подобное плану трехапсидного храма. Образ патриарха Тихона написан одним из ведущих иконописцев Петербурга - В. Т. Ждановой - и является центральным в композиции алтарной программы. По замечанию И. Б. Сивоволовой, святитель Тихон единственный среди новомучеников Блокадного храма изображен с благословляющим жестом - у остальных святых в правой руке мученический крест [6, с. 34]. Эта деталь подчеркивает перво-святительское достоинство патриарха - в его присутствии не имеет права благословлять даже митрополит. Колористическое решение образа, монументального по своей композиции, тем не менее, достаточно сдержанно, в нем нет парадного настроя, присущего иконе Н. и Н. Богдановых. Лик святого в изображении Ждановой отмечен печатью сострадания, любви, милости и возвышенной скорби. Черты драматизма несет в себе цветовая трактовка деталей облачения: черные с золотом кресты омофора, темные продольные полосы (гимматы) по теплому розовому тону стихаря, ассоциирующиеся с георгиевскими лентами. Подобное цветовое решение напоминает и о самом назначении храма - памятника погибшим в страшные дни блокады - и настраивает присутствующих на торжественный молитвенный лад.
Нами рассмотрены лишь некоторые варианты иконографического осмысления образа святого патриарха Тихона, одного из
202
самых любимых и почитаемых ныне в России святых. Избрав в качестве примера работы нескольких петербургских художников, мы видим, с какой тщательностью и вниманием современные иконописцы разрабатывают его иконографию. Это свидетельствует о стремлении глубже раскрыть для современников нравственную духовную составляющую личности святителя Тихона, приблизить его молитвенно и исторически к нашему времени.
БИБЛИОГРАФИЯ
1 .Александр (Фёдоров), игумен. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. СПб., 2007.
2. Кутейникова Н. С. Иконописание России второй половины XX века. СПб., 2005.
3. Московский патерик. Жития святых. М., 1991.
4. Первоиерархи Русской Православной Церкви. СПб., 2008.
5 .Постернак О. П. Особенности перевода живописных изображений в иконные // Искусство христианского мира. Вып. 4. М., 2000.
6. Сивоволова И. Б. Творчество современного петербургского иконописца В. Т. Ждановой : Курсовая работа ФТИИ, 4 курс / Науч. рук. Н. С. Кутейникова. СПб., 2008.
7. Святитель Тихон, патриарх Московский и всея России // Сост. А. А. Маркова. М., 2011.
8. Современная православная икона / Авт.-сост. Н. С. Кутейникова. СПб., 2007.
9. Соловецкие новомученики / Сост. игумен Дамаскин (Орловский). М. ; Соловки,2009.
203