Н. Н. Созыкина
Образ священномученика митрополита Серафима в современном иконописании
Настоящая работа посвящена художественному анализу иконографического образа новопрославленного святого. Рассматривается процесс сложения иконографии митрополита Серафима в сфере церковного канонического искусства, а также его исторические, художественные, стилистические и отчасти богословские аспекты. Статья является этапным звеном в работе, связанной с проблемами иконографии новоканонизированных святых, новомучеников и исповедников российских.
Ключевые слова: иконография; новомученик; исповедник; иконографическая программа; митрополит Серафим; Бутово.
N. N. Sozykina The Image of Metropolitan Seraphim in a Modern Iconography
This research is devoted to the artistic analysis of the iconographic image of this newly canonized Saint. The origins of Metropolitan Seraphim iconography in the Church canonical art as well as its historical, artistic, stylistic, and partially theological aspects are being carefully studied. This article is the next stage in the line of work related to the study of the iconography of the newly canonized Saints, Martyrs and Confessors of Russia.
Key words: iconography; new Martyr; Confessor; iconographic program; metropolitan Seraphim; Butovo.
В 2012 г. исполнилось 75 лет со дня мученической кончины и 15 лет с момента канонизации видного иерарха Русской Православной Церкви священномученика Серафима, митрополита Ленинградского, в миру Леонида Михайловича Чичагова. Он родился в 1856 г. в Санкт-Петербурге в семье военного и принадлежал к именитому дворянскому роду. Будущий святитель Серафим получил образование в классической гимназии, а затем Пажеском корпусе и Артиллерийской академии, возвратился георгиевским кавалером с русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Военную службу Л. М. Чичагов сочетал с историко-литературной деятельностью. В область его интересов и занятий входили также медицина, живопись, музицирование. Еще в миру он был человеком глубокой веры. В 1879 г. Чичагов женился на Наталье Николаевне Дохтуровой, внучатой племяннице Д. С. Дох-турова - героя Отечественной войны 1812 года [3, с. 44].
К этому времени относится его знакомство с праведным Иоанном Кронштадтским, ставшим для будущего святителя непререкаемым духовным авторитетом и повлиявшим на желание Леонида Михайловича принять священство, сменив блестящую военную карьеру на пастырское служение.
Полковник Чичагов вышел в отставку, переехал с семьей в Москву, где в 1893 г. принял священнический сан, «воинство Царя Небеснаго паче земнаго возлюбив» [9], и служил в разных московских храмах. В 1895 г. после тяжелой болезни умерла его жена, и он, вступив в монастырское братство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, принял монашеский постриг с именем Серафим, которое стало особенно близким Чичагову после посещения Сарова и Ди-веева, где у него зародилась мысль написать житие почитаемого им старца Серафима.
Будучи уже в сане архимандрита, Серафим Чичагов принял непосредственное участие в организации прославления преподобного Серафима Саровского. По преданию, повеление от старца Серафима о необходимости его канонизации было передано Л. М. Чичагову через дивеевскую блаженную Пашу, собеседницу преподобного при его жизни. Начало прославления Серафима Саровского было положено написанием Чичаговым «Летописи Серафимо-Дивеев-
ского монастыря», открывшей для всей России величие благодатных даров отца Серафима. Эта книга была преподнесена императору Николаю Второму и получила высокую оценку. Торжества прославления Серафима Саровского состоялись 17-19 июля (по ст. стилю) 1903 г. в присутствии царской семьи. Акафист преподобному также был составлен Чичаговым. Канонизация старца Серафима накануне надвигающейся на Россию революционной катастрофы явилась как церковным, так и историческим событием, имеющим духовное значение для судеб страны.
С 1905 г. Серафим Чичагов - епископ, он возглавляет различные кафедры, участвует в Поместном соборе 1917-1918 гг., где состоялось избрание патриарха. После революции владыка возведен в сан митрополита, а в 1928 г. назначен митрополитом Ленинградским и Гдовским.
В 1933 г. митрополит Серафим был уволен на покой и проживал под Москвой, на станции Удельная, где в 1937 г. арестован и, по причине болезни, вынесен из дома на носилках и доставлен в Таганскую тюрьму на машине «скорой помощи». 11 декабря (н. ст.) владыку Серафима расстреляли на полигоне НКВД Бутово и погребли в безымянной братской могиле. В 1997 г. священно-мученик Серафим причисляется к лику святых, и одновременно с этим начинает складываться его иконография.
Реальный образ святого сохранили десятки прижизненных фотографий, ставших основой для работы иконописцев и прототипами его икон. Митрополит Серафим принял мученическую кончину в возрасте 81 года и стал одним из старейших архиереев среди новомучеников. Это было причиной того, что традиционно Серафим Чичагов изображается в образе старца. Также, согласно традиции, митрополит Серафим на иконах пишется в богослужебном облачении: подсаккоснике, палице, саккосе, омофоре с головным убором (митрой или белым клобуком) и сапожках, с благословляющей десницей или крестом в ней, Евангелием в левой руке. Личное пишется на основе фотографий святого [8].
Первые иконописные изображения митрополита Серафима, написанные к его канонизации, по типу являются поясными. Наличие
парадных архиерейских портретов обусловило то, что при обращении к ним иконописцы старались «перевести» земной облик святого на язык иконы. Основное внимание художников при этом сосредоточено на лике, сохраняющем черты портретного сходства, но уже тяготеющим к символической обобщенности, надмирности.
На сегодняшний момент мы являемся свидетелями процесса сложения иконографического образа Серафима (Чичагова), который далеко не завершен. Обращение современных иконописцев к личности этого святого говорит о все возрастающем интересе современного общества к подвигу новомучеников и исповедников Российских. Подтверждением этого служит большое количество икон митрополита Серафима, разнообразных композиционно и стилистически. При этом возросла тенденция к изображению святого в рост или в составе сложной многофигурной композиции, что открывает большие возможности для творческих поисков иконописцев.
Лик священномученика Серафима запечатлен в многофигурной композиции «Собора святых новомучеников и исповедников Российских», созданного как собирательный образ подвига, совершенного русской Церковью [6, с. 128]. Наиболее известные соборные иконы принадлежат кисти ведущих иконописцев Свято-Тихоновского Богословского Университета, а также Наталье Масюковой (Москва), Алле Мещеровой, Александру Стальнову (Санкт-Петербург). Как многофигурные отметим иконографические композиции петербургских художников Светланы Богатовой «Избранные святые Русского Севера» (четырехчастная икона, объединяющая святых по типологическому признаку) и Алексея Козлова «Избранные святые Петербургские» византийского характера письма.
Среди парных изображений известна икона митрополита Серафима и архиепископа Илариона (Троицкого) в московском Новодевичьем монастыре, а также изображение митрополита Серафима и преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны. На этих иконах святые объединены по биографическому принципу либо на основе духовного единства. Строгий ревнитель церковных
традиций, владыка Иларион скончался от тифа на этапе из Соловецкого концлагеря, в Петроградской тюремной больнице. Как правящий в ту пору архиерей, на себе испытавший гонения и ссылку, митрополит Серафим добился, чтобы архиепископ был погребен достойно, дал для облачения свои белые святительские одежды. Белый цвет как символ чистоты и преображения не случаен, особенно в изображении мучеников за веру. В этом иконографическом решении характерно изображение свитка с ключевыми словами «Без Церкви нет спасения» в руках у владыки Илариона и иконы Серафима Саровского у митрополита Серафима, указывающей на духовное единство святых. В верхней части иконы, в небесном сегменте, изображен благословляющий Христос, а ниспосылаемые Им ангелы венчают главы святых мученической диадемой.
В этом ряду стоит также икона «Три Серафима», включающая в себя соименных святых - Серафима Саровского, митрополита Серафима Чичагова и новопрославленного старца Серафима Вы-рицкого, как известно, повторившего подвиг саровского чудотворца - 1000-дневное молитвенное предстояние на камне. Известно, что некоторое время Серафим Вырицкий был духовником митрополита Серафима. Таким образом, святые объединены также по принципу духовной преемственности и, вероятно, по принципу символической троичности.
Сохранилось предание о том, что по завершении «Летописи» Серафим Чичагов сподобился благодарственного посещения старца Серафима, предложившего любую награду за этот труд [2, с. 22]. Величайшим благом для будущего священномученика стало духовное присутствие и заступничество его небесного покровителя на жизненном пути. По словам патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Чичагов «впитал в себя дух преподобного Серафима, который встречал приходивших к нему приветствием: «Радость моя, Христос воскресе!». В этом призыве к подвигу от духовной смерти состоит и сущность окормления паствы, которое совершал священномученик митрополит Серафим» [3, с. 3].
Дивеевская тема в изображении митрополита Серафима звучит в монументальной росписи трапезной Казанского храма
Серафимо-Дивеевского монастыря, а также в иконе «Собор святых земли Дивеевской», на которой священномученик находится в первом ряду на переднем плане вместе с преподобным Серафимом, с «Летописью» в руках, в предстоянии Богородице - игумении монастыря и хозяйке Своего Удела.
В 2003 г. молодым иконописцем Палехской школы Ириной Ко-куриной была написана икона «Святой страстотерпец царь Николай принимает от священномученика Серафима (Чичагова) Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Изображение носит повествовательный характер, по сути напоминает одну из сцен жития, обычно располагаемых в клеймах по бокам основного изображения. Однако важность момента и стремление к его увековечению побуждает иконописца к созданию цельной многофигурной иконы. Верная традициям искусства Палеха, художница придает исторически значимому событию дополнительные реалии: на дальнем плане композиции легко узнаваема архитектура Дивеевских соборов, от которых движется крестный ход с иконами и хоругвями, в дальней перспективе просматривается зеленая полоса леса. Тончайший орнамент с ассистной разделкой украшает облачения святых. Царь Николай изображен в центре, что подчеркивает его главенствующее место в событии. В левой части иконы священномученик Серафим (тогда в сане архимандрита) с поклоном вручает царю свой труд. Серафим Саровский присутствует зримо и благословляет. Иконописец еще раз подчеркивает духовное значение «Летописи» в исторической цепи событий. «Царь, который меня прославит, - того я прославлю», - говорил преподобный Серафим [1, с. 22]. Икона изображает поворотный момент в истории канонизации Серафима Саровского и раскрывает иконографически тему взаимоотношения Царственных страстотерпцев с Дивеево и их молитвенной обращенности к старцу Серафиму. Мученический венец объединяет Царя и его семью с образом Серафима Чичагова. Отметим, что эта оригинальная в творческом замысле икона создана для московского храма Илии Обыденного, где священномученик Серафим служил и где хранятся написанные им картины-иконы «Спаситель в белом хитоне» и «Моление Серафима Саровского на камне».
Русской Голгофой называют подмосковное Бутово - место массовых расстрелов 30-х годов на огороженном бывшем полигоне НКВД. Сонм бутовских новомучеников возглавляет митрополит Серафим Чичагов, первым из них причисленный к лику святых. В 1994 г. здесь был водружен поклонный крест, а затем воздвигнут деревянный храм в честь Новомучеников и исповедников Российских, где помещена первая поясная икона святителя Серафима, созданная к его прославлению. Двухэтажный каменный собор с тем же посвящением построен и освящен в 2006 г. Нижний храм символизирует собой страдальческий подвиг русской Церкви, ее Страстную седмицу. Центральный придел сооружен в честь Державной иконы Божией Матери, по стенам размещены иконы бутовских святых. Верхний храм собора посвящен прославлению подвига новомучеников, свидетельствующих своей жизнью и смертью веру в Воскресение Христово. Поэтому мотив Пасхи, главного христианского праздника, здесь звучит по-особому [2, с. 52-53]. Это выражено, например, в обилии красного и золотого цветов в колористическом решении икон, торжественностью наполненного светом пространства храма. В честь Воскресения освящен и центральный придел, еще раз подчеркивая, что дни Страстной седмицы неотделимы от Светлого Воскресения. Здесь размещена икона «Собор новомучеников Бутовских». Икона написана по образцу «Собора новомучеников и исповедников Российских», но на последней святые изображены на фоне храма Христа Спасителя, а здесь они молитвенно и литургически предстоят перед жертвенником и крестом - Голгофой у деревянного храма на полигоне. На переднем плане композиции видны погребальные рвы с останками убиенных праведников. Литургический характер иконы и ее жертвенную символику подчеркивают фигуры шестерых диаконов из числа новомучеников. Здесь же в молитвенном предстоянии изображен митрополит Серафим, которому посвящен и один из приделов собора. На дальнем плане иконы видны реально существующие на полигоне яблоневые деревца, которые в контексте изображения сообщают месту трагедии, преображенному подвигом новомучеников, значение Райского сада.
Вновь написанные для бутовских храмов иконы святого разнообразны в своем творческом замысле и художественном исполнении. Что характерно для большинства столичных храмов, стилистически художники следовали здесь традициям московской иконописной школы.
Известна житийная икона с поясным изображением митрополита Серафима в среднике, раскрывающая в клеймах жизненный подвиг святителя. Подобные изображения располагались, как правило, над гробницами святых еще со времен Византии. Сегодня образ Серафима Чичагова «в житии» является, вероятно, единственной иконой святого подобного рода, еще раз свидетельствуя о святости места и особенно о непосредственной близости к реликвии - безымянной могиле мученика за веру и его святым мощам.
Замечателен в художественном решении и исполнении образ священномученика Серафима в рост, являющийся парным к ростовой иконе святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Символично то, что на этих иконах святые, принадлежащие разным эпохам, изображены на поземе, являющем собой территорию Бутовского полигона, освященную кровью мучеников. Распростертые в святительском благословении руки митрополита Серафима, следуя мысли А. Н. Грабара [10, с. 52-53], можно трактовать как непосредственно близкий к теме мученичества жест распятия, подчеркивающий молитвенный и пастырский подвиг святого. Немаловажной деталью облачения святого является палица, символизирующая в церковной традиции «меч духовный», с изображенным на ней шестикрылым серафимом. Цветовой строй икон характеризуется обилием золота, красного и белого тонов в элементах облачений, радостной, теплой и гармоничной палитрой, присущей иконописной традиции московской школы.
Настоящей находкой в разработке иконографии Серафима Чичагова можно назвать его образ в белом облачении священника и одновременно врача. Как известно, владыка Серафим интересовался гомеопатией, оставил после себя богатое медицинское наследие, призывал обратиться к целебным силам природы, использовать ее законы, согласуя их с догматами православной веры. Как
пастырь и врач духовный, Чичагов отмечал, что в первую очередь надо искать корень болезни в духе и душе человека [7]. Характерным атрибутом святого-целителя в иконописи является ковчежец с лекарственными средствами и ложечка в руках персонажа. Эти детали присутствуют в упомянутой иконе митрополита Серафима, но особую выразительность образу придает белая скуфья с вышитым на ней крестом и светлые одежды, напоминающие еще и о том, что перед нами мученик за веру. Композицию иконы дополняют образы благословляющего Иисуса Христа и соименного святому серафима (в переводе с др.-евр. «огненный, пламенный») - одного из представителей высших ангельских чинов.
В родном городе митрополита Серафима, Петербурге, его иконописные изображения нередки и зачастую, как и в Бутово, входят в целую иконографическую программу храма, освещающую подвиг новомучеников. Можно сказать, что обращение иконописцев к образу митрополита Серафима носит монументальный характер. Большинство известных икон написаны в рост, входят в структуру иконостасов или алтарных росписей. В стилистическом отношении наблюдается вариативность. Так, в Блокадном храме Успения Божией Матери живописные изображения близки к московской канонической школе иконописи, на которую ориентируются художники Мастерской Иоанна Богослова. Это оправдано также архитектоникой и стилистикой храма, построенного в архитектурной традиции Владимиро-Суздальской земли. Икона митрополита Серафима написана здесь одним из ведущих петербургских иконописцев Иваном Кусовым и находится в алтарной части храма, представляющей собой «иконостас в иконостасе». Изображение в рост подчеркивает значимость святого в литургическом пространстве храма, его молитвенное соприсутствие и со-служение приходящим в церковь [4, с. 103-112]. Кисти Кусова принадлежит также ростовое изображение святителя Серафима в той же стилистике, находящееся в иконостасе центрального придела Казанского храма Новодевичьего монастыря, на территории которого была резиденция Чичагова в бытность его митрополитом Ленинградским. Создание иконостаса велось
под руководством петербургского иконописца и преподавателя СПДАиС В. Т. Ждановой.
Несколько икон так называемого академического письма, среди которых есть образ митрополита Серафима, выполнены художником-живописцем В. Д. Бобровым для Троицкого собора Александро-Невской Лавры. Писаный маслом на холсте образ святителя обладает ярко выраженной портретной характеристикой. Выявление индивидуальности изображаемого занимает первое место в иконах академической школы. Стилистика изображений святых в данном случае согласуется с архитектурным решением собора эпохи классицизма.
В 2010 г. петербургской художественной мастерской «Образ», состоящей в основном из выпускников Академии художеств, была осуществлена роспись храма Апостола Иоанна Богослова при СПбДА. В алтарной части храма присутствует образ митрополита Серафима, выполненный в стилистике академической школы живописи, согласно статусу этого учебного заведения. Образы новомучеников и новопрославленных святых входят здесь в состав деисусной композиции, включающей в себя изображения Спасителя, Божией Матери, Иоанна Богослова, Иоанна Предтечи, Александра Невского, а также отцов Церкви - Василия Великого и Иоанна Златоуста. Святые, имеющие ярко выраженное портретное сходство (по сути, портреты святых в рост), воспринимаются как реально присутствующие в храме за литургией. Жесты, атрибуты, молитвенная отрешенность их ликов при этом носит вполне иконописный характер. Примечательно, что «позёмом» для предстоящих фигур выбраны в данном случае белоснежные облака, а фоном композиции голубовато-серое небо. Художникам удалось композиционно и колористически выявить и подчеркнуть литургический смысл композиции, знаменующей участие Небесной Церкви в богослужении.
Как мы видим, творческие поиски иконописцев при создании образа священномученика Серафима весьма активны и небезуспешны. В них отразились основные стилистические тенденции развития современного иконописания. Надо ли кого-либо убеждать
в том, насколько важно пристальное внимание к подвигу новому-чеников в современном церковном искусстве? В своих песнопениях Церковь молитвенно обращается к ним, и, взирая на икону святого, являющую его преображенный, прославленный облик, можно сказать словами кондака: «Священномучениче Серафиме, в Небесных чертозех водворяяся, моли Христа Бога серафимския радости нам причастником быти!» [5].
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Белик Е. «Тайна сия велика...» // Северный Благовест. 2007. № 4 (13). С. 44.
2. Бутовский полигон. М., 2007.
3. «Да будет воля Твоя». Житие и труды свщмч. Серафима (Чичагова). М. : Издание Сретенского монастыря. 2003.
4. Колобова К. А. Высокий иконостас Блокадного храма в Санкт-Петербурге. К проблеме современного православного искусства // Научные труды. Вып. 8. Проблемы русского искусства. СПб. : РАХ, 2008. С. 103-112.
5. Кондак свщмч. Серафиму, глас 6-й.
6. Кутейникова Н. С. Иконописание России второй половины ХХ века. СПб. : Знаки, 2005.
7. Медицинское наследие священномученика митрополита Серафима (Чичагова). М., 2008.
8. Новый сводный иконописный подлинник. Сергиев Посад : Иконописная школа при МДА, 2008.
9. Тропарь свщмч. Серафиму, глас 5-й.
10. Grabar A. Martirium. T. II. Paris, 1946.
8. К статье Н. Н. Созыкиной
«Образ священномученика митрополита Серафима в современном иконописании»
Избранные святые Петербургские. Икона. Алексей Козлов. С.-Петербург Начало ХХ! в.
9. К статье Н. Н. Созыкиной
«Образ священномученика митрополита Серафима в современном иконописании»
Избранные святые Петербургские. Фрагмент
10. К статье Н. Н. Созыкиной
«Образ священномученика митрополита Серафима в современном иконописании»
Свщмч. Серафим (Чичагов). Икона. Иван Кусов. С.-Петербург. 2002. Храм Успения Пресвятой Богородицы на Охте
11. К статье Н. Н. Созыкиной
«Образ священномученика митрополита Серафима в современном иконописании»
«Страстотерпец царь Николай принимает от свщмч. Серафима (Чичагова)
Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Икона.
Ирина Кокурина. Палех. 2003. Храм пророка Илии в Обыденном переулке,
12. К статье Н. Н. Созыкиной
«Образ священномученика митрополита Серафима в современном иконописании»
Свщмч. Митрополит Серафим (Чичагов). Икона. Х., м. 265*100. В. Д. Бобров. С.-Петербург. До 2002 г. Троицкий собор Александро-Невской Лавры