г
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
д.в. зайцев, профессор В центре внимания -
Саратовский государственный
технический университет студент-инвалид
В статье рассмотрены условия эффективного интегрированного обучения в высшей школе. Определены направления повышения качества получаемого инвалидами высшего образования.
Ключевые слова: высшее образование людей с ограниченными возможностями здоровья, технология комплексного сопровождения студента-инвалида в вузе.
Высшее образование как социальный институт выступает одним из важнейших факторов социокультурной мобильности человека. Однако не всем социальным категориям оно доступно. В последние годы в центре внимания как специалистов, так и широкой общественности находится проблема получения образования в вузе людьми с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью (Н. Гончарова, Т. Малева, Е. Мартынова, Е. Омельченко, П. Романов, Е. Ярская-Смирнова). Отчасти это связано с переосмыслением в позитивном ключе государством и обществом отношения к людям с инвалидностью, которых в стране проживает более 11 миллионов.
В настоящее время сформировались четыре основных направления деятельности вузов в области обучения студентов с ограниченными возможностями: специальные отделения в вузах; специализированные вузы для инвалидов; центры подготовки инвалидов для поступления в вуз; центры психолого-педагогической помощи инвалидам, обучающимся в вузах. При этом общая концепция образования людей с ограниченными возможностями здоровья варьируется от полной сегрегации до частичной или полной интеграции. Сегодня действуют отдельные группы с частичной интеграцией студентов с ограниченными возможностями здоровья в МГТУ им. Н.Э. Баумана (более 150 студентов), РГПУ им. А.И. Герцена (более 100 студентов) и МГПУ (бо-
лее 100 студентов). В целом по России практически в каждом вузе обучается определенное число студентов с инвалидностью (например, в Красноярском торгово-экономическом институте - 33 студента, в Саратовском социально-экономическом университете - 9 студентов, в Современной гуманитарной академии (филиал в г. Саратове)
- 1 студент).
При этом обучение осуществляется как по индивидуальным образовательным программам, так и по групповым. Перевод на индивидуальный план обучения осуществляется на основании заявления студента. В этом случае фактически студент занимается самообразованием: по утвержденному с преподавателями графику он получает в вузе задания и отчитывается за их выполнение. Групповые программы могут реализовываться в рамках традиционных форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной. Важным является то, что при групповой организации учебного процесса студент с ограниченными возможностями может обучаться по индивидуальной образовательной программе.
Интегрированное обучение студентов-инвалидов - это получение выбранной ими специальности в полном соответствии с государственными стандартами по общему для всех студентов учебному плану и графику учебного процесса в общепринятых формах. Однако на современном этапе интегрированное обучение - это не просто включение студентов-инвалидов в стан-
дартный учебный процесс, но реализация комплекса мероприятий по оказанию им вспомогательных услуг и созданию системы социального, психолого-педагогичес-кого и реабилитационного сопровождения процесса получения профессионального образования. Это связано с тем, что, оказавшись в условиях высшего учебного заведения, многие молодые люди данной категории сталкиваются с комплексом проблем, затрудняющих процесс овладения профессионально-образовательной программой. Среди них снижение качества психофизического здоровья всех обучающихся, повышенная стрессогенность современного учебного процесса (высокая те-оретизированность, динамичность, большой объем информации, высокие требования к усвоению материала). Поэтому своевременно оказанная квалифицированная социальная, психолого-педагогичес-кая помощь и поддержка позволяют значительно повысить успеваемость студента, его познавательную мотивацию, осуществить профилактику психоэмоционального срыва, придать новый импульс личностному развитию, раскрытию творческого потенциала. Педагогическая поддержка, как указывает О. Газман, это деятельность специалистов, направленная на оказание превентивной и оперативной помощи обучающимся в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением [1, с. 60-62]. При недостаточности помощи обучающемуся, подчеркивает В. Глассер, «он начинает избегать проблем, лжет и изворачивается в сложных ситуациях, перекладывает свои заботы на других или просто плывет по течению» [2, с. 119].
Наличие указанных проблем освоения образовательных программ во многом обусловлено сложностью интеграции студентов с ограниченными возможностями в учебные группы. Работоспособность таких студен-
тов имеет ряд особенностей, связанных с их психофизическим статусом. В зависимости от состояния здоровья они могут медленнее воспринимать или хуже усваивать учебный материал; при незначительной перегрузке у них может происходить потеря интереса, рассеивание внимания, прекращение учебной деятельности; они быстрее и лучше усваивают материал, преподносимый в форме визуализации операций, действий, алгоритмов или разделенный на минидозы, включающие один содержательный элемент. Также таким студентам может требоваться повторение, дополнительное пояснение и разъяснение учебного материала, специальные технические средства обучения или специализированные (с учетом нарушения развития) учебные материалы (напр., «книги Брайля»), особый график учебного процесса, предполагающий дополнительный отдых между занятиями, реабилитационные процедуры, меры комплексной (медико-социальной и психолого-педагогической) поддержки, сопровождение специалистов.
Эффективность интегрированного образовательного процесса во многом определяется такими характеристиками, как развивающая направленность (по Л.В. Занко-ву, Л.С. Выготскому), личностно-ориентированный характер (по Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенко, Е.Н. Ильину, В.Ф. Шаталову) и проблемное целеполагание (по А.М. Матюшкину и М.И. Махмутову). Грамотная реализация образовательного процесса с учетом данных требований позволяет повысить его эффективность и добиться высокого качества подготовки обучающегося. Развивающее обучение предполагает переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал - запомнил -пересказал » к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и учащимися -осмыслил - запомнил - способен оформить свою мысль словами - умею применить полученные знания в жизни» [3, с. 498]. В связи с этим особое значение приобретают такие дидактические формы, как творческие учебные задания, тренинги, дидактические
игры, квазипрофессиональная деятельность. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья довольно часто именно последняя форма оказывается наиболее подходящей,удобной.
При обучении инвалида в группе вместе с обычными студентами условием эффективности обучения будет выступать создание системы комплексного социального, а также психолого-педагогического сопровождения студента с ограниченными возможностями. Помимо данного условия эффективность процесса обучения таких студентов в вузе во многом определяется наличием определенных психолого-педаго-гических условий. Под психолого-педаго-гическим условием подразумевается внешнее обстоятельство, оказывающее влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного преподавателем и предполагающего достижение определенного результата [4, с. 45; 5, с. 124]. В целях оптимизации дидактического процесса педагогические условия должны создаваться заранее, с опережением хода развития психических качеств личности, до момента начала их самостоятельного функционирования [6, с. 449]. Следовательно, необходимо заранее конструировать условия, важные для организации эффективного процесса вузовского обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с этим основными пси-холого-педагогическими условиями, обеспечивающими организацию эффективного процесса обучения (в т.ч. индивидуального) студентов с ограниченными возможностями здоровья выступают, по результатам наших исследований, следующие.
Первым психолого-педагогическим условием, влияющим на эффективность высшего образования студентов с особыми нуждами, выступает создание и поддержание благоприятного психологического микроклимата в учебных группах и образовательном учреждении, развитие социальной толерантности.
Психологический климат в учебной группе или образовательном учреждении представляет собой систему эмоционально-психологических состояний студентов, сотрудников, отражающую характер взаимоотношений между ними в процессе совместной деятельности и общения. Благоприятный психологический микроклимат конструируется в образовательной практике, в частности, посредством использования доброжелательного тона межличностного общения, мотивированной оценки преподавателем учебной деятельности студентов. Особую значимость для конструирования позитивного психологического микроклимата имеет реализация практик социальной толерантности, взаимопомощи, поддержки в отношении студентов с ограниченными возможностями. При наличии дискриминации, нетерпимости к ним процесс обучения в вузе таких студентов фактически невозможен.
Основой толерантного отношения к студентам с особыми нуждами выступает прежде всего знание об особенностях их личности, об имеющемся у них потенциале, способностях и задатках. Именно поэтому мы в качестве второго психолого-пе-дагогического условия выделяем овладение преподавателями высшей школы знаниями по специальной психологии с целью изучения психофизических особенностей личности студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Знание преподавателями данных особенностей позволит не только понять поведенческие модели студента с ограниченными возможностями, предугадать появление возможных психоэмоциональных реакций на внешние воздействия, но и развивать индивидуальность студента, своевременно изменять социально-психологическую, педагогическую обстановку с целью снижения её травматического эффекта, негативного влияния на его личность.
Несомненно, что такая методическая гибкость преподавателя, способность быстро находить правильное решение в слож-
ной, рискогенной ситуации невозможны без высокого уровня педагогического мастерства. Соответственно мы выделяем третье условие - повышение педагогического мастерства преподавателей вуза, совершенствование организационных форм, методов работы с учетом методических рекомендаций специальной педагогики и реабилитологии.
Реализация данного условия предполагает создание системы повышения квалификации преподавателей вуза посредством прохождения специализированных курсов, стажировок, тренингов по вопросам организации процесса образования студентов с ограниченными возможностями здоровья. Это будет способствовать качественному изменению образовательного процесса, дифференциации обучения, повышению степени его вариативности, появлению гибких учебных планов и образовательных программ, применению в рамках учебного процесса специальных приемов и методов коррекционно-реабилитационной работы, жесткому соблюдению требований охранительного педагогического режима (конструирование щадящей организации режима учебной работы, организация релаксационных пауз, рационализация отдыха студентов для предупреждения возможных учебных перегрузок и, как следствие - психо-эмоциальных срывов).
Таким образом, мы считаем, что изменение методических аспектов обучения студентов с ограниченными возможностями является крайне важным в процессе формирования их профессиональных умений и освоения образовательных программ общего типа. Поэтому в качестве четвертого пси-холого-педагогического условия эффективности обучения студентов с ограниченными возможностями выступает организационное и методическое обеспечение учебных занятий с учетом особенностей психофизического статуса студентов с ограниченными возможностями здоровья. Это предопределяет необходимость трансформации образовательного пространства
вуза, адаптации ряда образовательных программ, технологий к их особым нуждам, изменение методики преподавания в сторону повышения доступности осваиваемого материала. Методика обучения в обязательном порядке должна предполагать использование наглядных средств обучения, применение активных дидактических методов, раздаточных материалов, классическое построение учебных занятий (проверка степени усвоения предыдущего материала, введение, основная часть, заключение, повторение пройденного). Процесс обучения необходимо строить на основе принципов индивидуального и дифференцированного подхода. Сущность индивидуального подхода заключается в подборе организационных форм, методических приемов, наиболее эффективных в отношении конкретного студента. Дифференцированный подход в обучении предполагает деление студенческой группы на три подгруппы: сильные, средние и слабые обучающиеся. Данное деление существует только для преподавателя, то есть виртуально. В зависимости от учебной дисциплины состав групп меняется. Цель дифференциации - обеспечить наиболее оптимальные для студентов условия для обучения посредством построения образовательного процесса с учетом особенностей каждой из групп.
На эффективность обучения студентов с ограниченными возможностями значительное влияние оказывает также использование в образовательном процессе специального дидактического оборудования, специальных дидактических средств, наличие специальной учебной мебели. Например, студенты со сниженным слухом должны быть протезированы бинаурально (двумя заушными аппаратами). Это необходимо для того, чтобы студент имел возможность локализовать звук в пространстве, определить, откуда он исходит. Это поможет ему, как отмечают Э. Миронова и Н. Шматко, быстро находить говорящего на занятиях исмот-реть на него, чтобы лучше понимать речь, увереннее чувствовать себя в группе, в рам-
ках внеучебного общения [7, с. 67]. Кроме того, при обучении студента с нарушением слуха преподаватель не должен располагаться к нему спиной или боком, лицо педагога должно быть хорошо освещено. Для студента с нарушением опорно-двигательного аппарата необходима специальная учебная мебель, индивидуальная световая указка, особая компьютерная мышь. Для студента с выраженным нарушением зрения -учебные пособия, изготовленные на основе азбуки Брайля.
В ряде случаев организационное обеспечение учебных занятий с учетом особенностей психофизического статуса студента с ограниченными возможностями здоровья может включать в себя наличие персонального ассистента, психологическую поддержку, последовательную реализацию реабилитационных мероприятий, дополнительные занятия с преподавателем.
Исходя из этого, в качестве обязательного (пятого) условия необходимо рассматривать психолого-педагогическое сопровождение процесса получения студентами с ограниченными возможностями здоровья высшего профессионального образования. Согласно Закону РФ «Об образовании» (в ред. от 24.04.2008 N 50-Фз) под сопровождением понимается система профессиональной деятельности специалистов службы (психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов и др.), направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития обучающегося в рамках образовательного процесса. Если под понятием сопровождение подразумевать помощь, поддержку и обеспечение, то и процесс, и метод, и службы сопровождения зародились вместе с развитием системы специального образования и существуют в России почти две сотни лет. Поэтому если для системы массового образования сопровождение развития обучающегося является относительно новым явлением, то в специальном образовании (коррекционной педагогике) оно лишь видоизменяет свои фор-
му и содержание в связи с социально-экономическими преобразованиями в нашем обществе и изменением отношения его членов к людям с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность данного условия определяется, на наш взгляд, выраженной специфичностью психофизического и социального статуса студентов с ограниченными возможностями, неоднозначным социальным отношением к ним, ограниченными ресурсами для освоения образовательных программ общего типа, риско-генностью процесса высшего профессионального образования.
Система сопровождения представляет собой совокупность компонентов, способствующих комплексной реабилитации и социальной поддержке инвалидов, получению ими профессионального образования [8, с. 22]. Проблемы комплексного сопровождения обучающегося рассматривались в исследованиях М.Р. Битяновой, Б.С. Братуся, Е.В. Бурмистровой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, Е.И. Исаева, А.И. Красило, В.Е. Летуновой, Н.Н. Михайловой, М.И. Роговцевой, В.И. Слободчикова, Л.М. Ши-пицыной и др.
Приоритетными принципами психоло-го-педагогического сопровождения в условиях вуза, на наш взгляд, являются: рекомендательный характер деятельности сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне студента»); непрерывность сопровождения; мульти-дисциплинарность (комплексный подход) сопровождения; стремление к автономиза-ции студента.
Разработка технологии психолого-педа-гогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями может осуществляться методическим советом вуза или факультета на основе данных МСЭК (медико-социальной экспертной комиссии), результатов психолого-педаго-гического обследования студентов, проведенного либо штатным психологом-педаго-гом, либо психологической лабораторией вуза, либо приглашенными специалистами.
Однако привлечение сторонних организаций (например, центров психолого-педаго-гической диагностики и коррекции, психо-лого-педагогических, медико-социальных служб) является, во-первых, достаточно затратным, во-вторых, практически невозможным в процессе пролонгированного (специалитет, бакалавриат, магистратура) психолого-педагогического сопровождения.
Система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса студентов-инвалидов включает в себя следующие направления деятельности специалистов: 1) социально-медицинская и пси-холого-педагогическая экспертиза и диагностика уровня психофизического, личностного развития студентов; 2) социальномедицинская и психолого-педагогическая профилактика; 3) социально-медицинская и психолого-педагогическая поддержка студентов и преподавателей; 4) социальномедицинский и психолого-педагогический мониторинг.
Реализация системы комплексного сопровождения студентов-инвалидов предполагает наличие как ключевых специалистов, задействованных постоянно, так и специалистов, привлекаемых эпизодически. Помимо этого возможно привлечение волонтеров. К первым относятся педагог-психолог, куратор студенческой группы, преподаватель. Ко вторым - социальный педагог, логопед, тифло- и сурдопедагог, тифло- и сурдопсихолог, сурдопереводчик, психоневролог, валеолог, специалист по социальной работе и иные специалисты.
В целом не каждое образовательное учреждение имеет возможность расширить свой штат за счет введения в него новых специалистов службы комплексного сопровождения или создания внутривузовской психолого-педагогической медико-социальной службы. Возможным вариантом является либо создание межвузовских психоло-го-педагогических медико-социальных служб, либо организация сопровождения образовательного процесса специалистами
автономных психолого-педагогических и медико-социальных служб (ППМС) или центров психолого-педагогического развития и коррекции на основе договора с образовательным учреждением. Специалист сопровождения принимает участие в разработке образовательной программы учреждения, программы развития, в проектировании системы управления, проводит экспертизу и анализ планов учебной и воспитательной работы, решений, принимаемых методическими советами и руководством образовательных учреждений, а также текущего состояния образовательного процесса с точки зрения психологической обоснованности и практической эффективности, вносит соответствующие предложения по управлению учреждением.
Комплексное сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с обучающимися, но выступает как интегративная технология, особая культура поддержки участников образовательного процесса, способствующая решению задач ихразвития, обучения, социализации. Комплексное и систематическое конструирование указанных условий обучения инвалидов в пространстве высшего учебного заведения
- залог повышения эффективности высшего профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья, успешной реализации их интеграционного и реабилитационного потенциала.
Актуальные проблемы организации системы комплексного сопровождения и реализации соответствующих технологий в отношении студентов с ограниченными возможностями здоровья: нехватка квалифицированных педагогических кадров; отсутствие специалистов с реальным опытом решения актуальных личностных и образовательных проблем молодых людей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья; слабое развитие информационных процессов в системе комплексного сопровождения; рассогласованность диагностического аппарата; дилетантство в со-
ставлении развивающих, образовательных программ и технологий; отсутствие специалистов системы комплексного сопровождения, а также отсутствие у многих преподавателей качественной психолого-педагоги-ческой подготовки и мотивации к её получению и повышению, нехватка навыков работы в сфере «человек - человек», работы с инвалидами, с людьми, имеющими особые нужды. Соответственно оперативное и грамотное решение данных проблем позволит оптимизировать систему комплексного сопровождения участников образовательного процесса в высшей школе.
Литература
1. Газман О.С. Педагогическая поддержка в
образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования. 1995. № 3.
2. Glasser W. Schools without Failure. N.Y.: Harper&Row, 1969. 348 р.
3. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 562 с.
4. Борытко Н.М. В пространстве воспита-
тельной деятельности: учеб. пособие. Волгоград: Перемена, 2001. 57 с.
5. АндреевВ.И. Педагогика: Учебный курс для
творческого саморазвития: учеб. пособие. Кн. 2. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
6. Выготский. Л.С. Психология развития как
феномен культуры: монография. М.: Институт практической психологии, 1996. 341 с.
7. Миронова Э.В., Шматко Н.Д. Интеграция
детей с нарушенным слухом в образовательные учреждения общего типа // Дефектология. 1995. № 4. С. 66-70.
8. Зарубина И.В. Профессиональное обра-
зование лиц с нарушением зрения: проблемы, опыт, перспективы // Доступность высшего образования для инвалидов: проблемы и перспективы: сб. науч. статей / Под ред. Д.В. Зайцева. Саратов: Научная книга, 2004. С. 21-28.
ZAITSEVD. V. PEDAGOGIC SUPPORT FOR STUDENTS WITH DISABILITIES The article presents an interdisciplinary analysis of a complex assistance in the higher education for people with disabilities. Author focuses on the following themes: a framework for effective integrated education of students with disabilities at the universities, the stages of a complex assistance technology for students with disabilities. Some guidelines to increasing of quality of the higher education for disabled people are provided.
Keywords: students with disabilities, complex assistance technology, integrated education.
А.Р. ШАЙДУЛЛИНА, доцент Альметьевский государственный нефтяной институт
Принципы интеграции «ссуз - вуз - производство» в условиях непрерывного профессионального образования
В статье анализируются сложившиеся формы взаимодействия высшей технической школы с производством. Автором предложены качественно новые общие и педагогические принципы интеграции средних специальных и высших учебных заведений с производством в условиях непрерывного профессионального образования.
В условиях модернизации профессионального образования подготовку кадров технического профиля для инновационной экономики призвана решить система инновационного инженерного образования. Для
современного наукоемкого производства необходимы специалисты, способные разрабатывать принципиально новые технические и технологические подходы на основе интегрирования идей из различных облас-