специалистов с хорошо развитыми качествами личности. Тем более современный работодатель помимо профессиональных знаний, навыков обращает внимание на личностные качества работника или претендента на работу. Поэтому педагогика высшей школы в полной мере должна быть ориентирована на гуманизацию и нравственную направленность профессионального образования.
Принцип гуманизма является одним из основных положений государственной политики в области образования, обеспечивающим «приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» [2]. Значит, высшая школа в качестве предъявления общих требований к содержанию профессионального образования должна учитывать «укрепление и совершенствование правового государства; развитие гражданского общества; формирование человека и гражданина, интегрированного в современном ему обществе и нацеленного на совершенствование этого общества». Основой гуманистического характера образования является обращение к личности студента, его внутреннему миру, к чувствам и эмоциям, сознанию и долгу. Так как правосознание составляет чувственное восприятие, то его развитие напрямую связано с формированием духовности, ценностных ориентаций, взглядов и социальных установок личности.
Охарактеризованные выше подходы воплощают в себе смысл, ориентиры и ценности правового образования в условиях вуза. Отмеченные обстоятельства служат основой, подтверждающей значимость правового образования как педагогического процесса, нацеленного на формирование правосознания личности.
Литература
1. Каменская Е.Н. Педагогика: учеб. пособие. - М.: Дашков и К°, 2006. - 316 с.
2. Закон РФ от 10.07.1992 «Об образовании» № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 30.06.2007) // ВВС РФ. 1992. №30. Ст.1797
3. Ломов Б.Ф. Сознание как идеальное отражение // Психология сознания / сост. и общая ред. Л.В. Куликова. -СПб., 2001. - С.132.
4. Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности: хрестоматия. - М., 2005. - С.432.
5. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. - М., 2004. - С.14.
6. Правовое воспитание молодежи / отв. ред. Н.И. Козюбра. - Киев: Наук. думка, 1985. - 319 с.
7. Правовое воспитание молодежи /отв.ред. Н.И. Козюбра. - Киев, 1985. - С.61.
8. Психология сознания / сост. Л.В. Куликов. - СПб.: Питер, 2001. - 475 с.
9. Радько Т.Н. Теория государства и права: хрестоматия. - М.: Академический проект, 2005. - 718 с.
10 Рубинштейн С. Л. О сознании: психология сознания / под ред. Л.В.Куликова. - СПб., 2001. - С.56.
11. Чагин Б. А. Общественное сознание и сознание индивидуальное // Психология сознания / сост. и общая ред. Л.В. Куликова. - СПб., 2001. - С.333.
Занданова Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Восточно-Сибирского государственного технологического университета.
Zandanova Olga Vladimirovna, senior teacher of department of civil-law disciplines of East-Siberian State Technological University.
УДК 378.1476.013.8
С А. Копылова
О НЕОБХОДИМОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И РЕАБИЛИТАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье рассмотрены проблемы обучения в вузе людей с особыми образовательными потребностями, необходимость оказания поддержки данной категории лиц, основные направления психологопедагогического и реабилитационного сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья при получении высшего профессионального образования.
Ключевые слова: адаптация, реабилитация, поддержка, социализация.
SA. Kopylova
ABOUT THE NECESSITY OF PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL AND
REHABILITATION SUPPORT OF STUDENTS OF HIGH SCHOOL WITH DISABILITIES
The article deals with the problems of training of people with special educational needs, the necessity of support of this category, the basic directions of psychological, pedagogical and rehabilitation support of students with disabilities during the vocational training.
Key words: adaptation, rehabilitation, support, socialization.
В последнее десятилетие отмечается заметный рост интереса к проблеме получения профессионального образования лицами с ограничением жизнедеятельности. Люди с нарушенным зрением имеют большой опыт получения высшего образования. Причем обучались и обучаются они, как правило, на общих основаниях. В период существования устойчивой системы трудоустройства незрячих и слабовидящих тысячи людей с нарушенным зрением получили высшее цензовое образование и были трудоустроены в соответствии с полученной профессией [1].
В настоящее время важную роль играют принципы рыночной экономики и непрерывности образования, а также информатизация всех сфер деятельности человека, проходящая нередко без учёта адаптивных способностей и возможностей индивида, особенно лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это отрицательно повлияло на уровень доступности высшего образования лиц с нарушением зрения [2].
В РФ учтено более 5 000 работающих по полученной специальности незрячих специалистов и более 1 300 студентов, инвалидов по зрению. Реальное их число гораздо больше. По предварительным оценкам специалистов, насчитывается несколько десятков тысяч лиц с серьезной патологией зрения, которые по тем или иным причинам не признаны инвалидами. Но, несмотря на это, они также нуждаются в специальной поддержке при получении образования.
Инвалиды по зрению, в том числе и незрячие, имеют многолетний положительный опыт получения высшего образования. Около 6 000 членов ВОС окончили вуз, являясь инвалидами. Причём обучались и обучаются они, как правило, на общих условиях. Для незрячих высшее образование создаёт дополнительные возможности трудоустройства и профессионального роста. Тенденция к увеличению числа студентов - инвалидов по зрению обнажила и обострила ряд проблем, связанных с получением ими высшего образования. Своими корнями они уходят в противоречие между усложнившимся содержанием образования и резко повысившимися квалификационными требованиями к студенту в вузе, с одной стороны, оставшейся практически на прежнем, несовершенном уровне организационно-методической работе и материальнотехнической базе обучения незрячих студентов с их специфическими возможностями и потребностями, с другой [2].
В период распада относительно устойчивой системы поддержки получения профессионального образования и трудоустройства рассматриваемой категории населения интерес к получению профессионального образования не упал, а наоборот, резко возрос. Многие выпускники коррекционно-образовательных учреждений III и IV видов нацелены на получение профессионального образования и имеют достаточный уровень знаний для поступления в вуз. Однако во время обучения в современном учебном заведении они сталкиваются с комплексом проблем, затрудняющих процессы социально-психологической адаптации к социально-бытовой среде вуза и овладения учебной программой. Отечественный и зарубежный опыт получения профессионального образования людьми с патологией зрения говорит о том, что рассматриваемая категория молодежи нуждается в создании действующей модели получения профессионального образования лицами с нарушенным зрением. В настоящее время в нашей стране и за рубежом имеется достаточно обширный опыт профессиональной подготовки незрячих в высших учебных заведениях, тем не менее научно обоснованных разработок и рекомендаций по организации системы психолого-педагогического и реабилитационного сопровождения процесса получения высшего образования слепыми и слабовидящими имеется недостаточно.
Остаются практически неизученными все те особенности и трудности социальной адапта-
ции и реабилитации незрячих средствами высшего образования, с которыми они сталкиваются во время обучения в вузе. Одним из путей решения проблем, возникающих у инвалидов по зрению во время их вузовского обучения, является организация специальной поддержки образовательного процесса данной категории студентов. В России и странах Европы уже существует несколько моделей такой поддержки. Например, создание тифло-информационного центра сделает возможным создание комфортной среды обучения лиц с нарушенным зрением. Студенты с проблемами зрения на общих условиях обучаются в группе зрячих сокурсников. Помощь, которую им будут оказывать сотрудники центра, практически ликвидирует часть недостатков такой формы обучения.
В условиях, когда информация начинает играть все более важную роль, незрячие поставлены перед выбором: преодолеть проблему информационного обеспечения или потерять возможность интеллектуальной деятельности даже в уже традиционных для них сферах (правоведение, педагогика, экономика и т.д.). Поэтому в России в тех немногих центрах поддержки образовательного процесса студентов с нарушенным зрением, что уже существуют (Калининград, Самара, Орел и т.д.), основное внимание уделяется решению задач получения информации в доступной для студента форме и разработке тифлоинформационных технологий, облегчающих учебный процесс.
В странах Европы опыт работы центров поддержки студентов с нарушенным зрением доказал, что эффективнее проводится работа в структурах, которые используют комплексный подход при оказании специальной поддержки: социально-психологическая адаптация к социальнобытовой вузовской среде, реабилитационная работа, обучение компьютерной грамотности, оказание помощи при оформлении печатных работ и т.п.
Таким образом, отечественный и зарубежный практический опыт доказывает, что, если удается обеспечить надлежащим образом психолого-педагогическое и реабилитационное сопровождение образовательного процесса студентов с нарушенным зрением, то инвалиды по зрению могут обучаться в обычных учебных заведениях на общих основаниях, а по их завершении работать по выбранной профессии. При этом, коль скоро в современной экономической ситуации практически невозможно во всех вузах краевого центра создать специальные службы по оказанию психолого-педагогической и информационной помощи лицам с нарушенным зрением, то в рассматриваемых центрах поддержки помощь оказывается всем студентам, проживающим в регионе. Такой вариант организации специальной поддержки образовательного процесса инвалидов по зрению, получающих среднее и высшее профессиональное образование, имеет очевидные преимущества перед другими формами создания специальных условий обучения инвалидов, что подтверждает и опыт работы аналогичных центров поддержки в странах Европы (Карлсруэ, Марбург, Братислава и т.д.). Международный опыт показывает, что в полной мере вопрос получения профессионального образования людьми с проблемами зрения может быть решён лишь при активном и заинтересованном участии государства в процессе создания необходимых специальных условий психолого-педагогической поддержки образовательного процесса студентов-инвалидов.
В ближайшее время Министерство образования РФ планирует всесторонне изучить опыт работы региональных центров поддержки студентов с ограничением жизнедеятельности, обобщить и растиражировать его на территории России. В связи с этим, к решению проблем организации системы психолого-педагогического и реабилитационного сопровождения образовательного процесса студентов с нарушенным зрением активнее будут привлекаться специалисты и в результате создания условий специальной поддержки образовательного процесса студентов, инвалидов по зрению, перестанет быть делом энтузиастов-одиночек.
Процесс социально-психологической адаптации незрячего студента в системе высшей школы складывается из адаптации к учебному процессу и социально-бытовой среде вуза. Разделение это носит условный характер, так как обе эти составляющие взаимно дополняют друг друга и имеют одинаково важное значение. Об успешной адаптации инвалида по зрению можно говорить только тогда, когда студент одинаково комфортно ощущает себя и в учебной деятельности, и при выполнении необходимых социально-бытовых задач.
Учебная деятельность студента складывается в основном из записи лекционного материала, участия в семинарах, выполнения письменных работ (рефераты, курсовые и т.д.) и сдачи экзаменов. Из анализа учебной деятельности студентов видно, что запись лекций не представляет
сложности для большинства незрячих студентов, так как выпускники школы для слепых детей имеют хорошие навыки быстрого письма и чтения по системе Брайля. По мере обучения большинство использует краткопись и вырабатывает свою систему сокращений. Звукозаписывающую аппаратуру для лекций используют студенты, недавно потерявшие зрение и плохо владеющие навыками письма и чтения по системе Брайля [2].
Важным фактором реабилитации студентов, имеющих ограниченные возможности физического здоровья, является среда. В идеале студенческая среда - это тот фактор, который оказывает влияние на раскрепощение студента, имеющего определенные проблемы с физическим здоровьем, изменяет его сознание, позволяет чувствовать себя полноценным человеком, способствует успешной социализации не только в студенческой группе, но и в университетской среде в целом. Формирование оптимальной среды на уровне образовательного учреждения зависит прежде всего от той установки, которая задается и сказывается на взаимоотношениях в системе «здоровый - инвалид».
Студенческую среду, способствующую развитию личности студента-инвалида, можно относить, с одной стороны, к витальным, то есть жизненным, физиологическим факторам реабилитации, с другой - к ментальным, то есть имеющим духовно-нравственные свойства. Так или иначе студенческая среда, способствуя психофизическому развитию будущего специалиста, имеющего ограничения физического здоровья, влияет на его духовно-творческий рост, а это позволяет ему осознавать себя «равным среди равных». Вузовская среда для студентов с проблемами физического здоровья как важный фактор социализации личности дает возможность организации межличностного общения не только в процессе аудиторного изучения учебной дисциплины, но и на неформальном уровне, вне занятий.
Для студентов, имеющих ограничения физического здоровья и их родителей, которые сопровождают своих детей в вуз, важными признаками оптимального общения в процессе профессионально-педагогической подготовки являются включенность преподавателя в общение; наличие обратной связи в общении; положительная оценка информации, полученной от студента в ходе диалогического общения; тактичность в общении; терпимость, проявляющаяся в отсутствии давления на студента с целью изменить ход и темп изложения им информации; учет психофизических особенностей студента, специфики его заболевания; проявление удовлетворения от общения со студентом-инвалидом.
Технология обучения в вузе - мастерство преподавателя в организации воспитательнообразовательного, обучающе-развивающего процесса, целью которого является не просто выбор методов, средств, форм воздействия на студентов с помощью информации, личного примера и т.д., а соучастие в совершенствовании личности студента, имеющего ограничения физического здоровья — будущего специалиста. В этом отношении современные требования к образовательному процессу в вузе не позволяют преподавателю сводить технологию обучения сугубо к техническим средствам обучения и применению их в учебном процессе. Сегодня образовательные технологии предполагают системный подход к процессу обучения в вузе как целостному, направленному на общее и профессиональное развитие личности будущего, исходя из системности являются важным звеном учебно-воспитательного процесса как системы, в которой каждый компонент имеет свое значение, свою специфику и работают слаженно вместе с другими составляющими, так как им свойственна синхронность и гармония.
В отборе оптимальных педагогических технологий на первом плане остаются дидактические отношения в системе «преподаватель - студент». Это центральное звено обучения в современной высшей школе претерпевает значительные изменения. Основная тенденция — переход от субъектно-объектных отношений к субъектно-субъектным, от репродуктивного типа взаимоотношений в процессе обучения - к творческому.
К относительно новым технологиям, сочетающим в себе элементы традиционных, можно отнести и те, которые направлены на интеграцию в учебном процессе студентов здоровых и инвалидов, — это технологии игрового обучения; исследовательских методов обучения; проблемного обучения; использования наглядных средств в обучении; реализации педагогических идей в культурном образовательном пространстве обучения и воспитания.
К современным технологиям, применяемым в вузах, можно отнести технологию компьютерного (компьютеризированного) обучения, способствующую преобразованию учебно-
воспитательного и развивающего процесса в таких направлениях, как расширение информационного и культурно-образовательного пространства студентов здоровых и инвалидов; повышение качества знаний по специальным и общенаучным предметам; развитие познавательных способностей творческой личности; появление возможностей в выборе альтернатив получения образования в вузе, в том числе и дистанционное обучение.
Преподавательским составом разрабатываются электронные учебники и учебные пособия, составляются электронные энциклопедии. В связи с этим для студентов-инвалидов появляется возможность получить любую информацию, нужную для научной или учебной работы. Дистанционное образование с помощью Интернета пока еще мало распространено в вузах, но за ним будущее. С его помощью студенты с ограниченными возможностями физического здоровья смогут решать многие информационные и коммуникационные проблемы, в том числе и образовательного характера.
В последние годы значительно облегчилось выполнение курсовых, рефератов и др. Студенты 80-х гг. диктовали их или сами печатали на машинках. Сейчас студенты имеют возможность выполнять письменные работы с помощью компьютера, пользуясь синтезатором речи и брайлевским дисплеем. Адаптация к учебному процессу имела успешные результаты на протяжении последних десятилетий. Но студенты 80-х гг. учились в более сложных условиях, что требовало от незрячих студентов больших трудовых, временных и психических затрат, процесса адаптации в социально-бытовой сфере, в какой степени незрячий студент владеет навыками самообслуживания и самостоятельной ориентировки в пространстве.
Студенты в этот период, оканчивая школу, владели навыками самообслуживания, но не имели никакого опыта ориентировки в пространстве. Они не умели пользоваться тростью, стыдились, и это затрудняло их передвижение по городу. Им пришлось учиться самим в прямом смысле на своем горьком опыте. Есть примеры незрячих студентов старшего поколения, которые так и не смогли научиться самостоятельно ориентироваться в пространстве.
Благодаря большой реабилитационной работе, которая проводится в Алтайской краевой специальной (коррекционной) школе для слепых и слабовидящих детей в последние годы, ее выпускники свободно передвигаются по городу, умеют пользоваться общественным транспортом, знают расположение основных транспортных магистралей и объектов культурно-бытового назначения. Выпускники 90-х гг. свободно владеют тростью и не стесняются ее использовать в кругу своих сверстников. Таким образом, нынешние студенты начинают свою вузовскую жизнь более приспособленными и независимыми. Им было проще освоиться в новом пространстве, так как они имели достаточный опыт самостоятельной ориентировки.
Приведенные примеры показывают, что раннее овладение навыками свободной ориентировки в пространстве незрячими людьми способствует быстрой и безболезненной адаптации в системе высшей школы.
Особо следует сказать о коммуникативных навыках незрячего. В процессе социальнопсихологической адаптации инвалида по зрению им принадлежит существенная роль. Хорошие коммуникативные навыки помогают незрячему студенту вызвать доброжелательное отношение преподавателей, установить товарищеские контакты в группе. Коммуникативные навыки — это индивидуальное свойство человека, зависящее от параметров данной личности [4].
В барнаульских вузах учится только 90 студентов с ограниченными возможностями здоровья. Информированность инвалидов о правах на образование недостаточна, поэтому многие из них считают, что в существующих условиях поступить и закончить вузы нереально. Это порождает пассивность и нежелание инвалидов получать образование. Но при инвалидности можно вести полноценную жизнь. «Бесспорно, людям с ограниченными возможностями здоровья получить образование, найти работу, как минимум, нелегко, но возможно», - считает В. Шарыпов, руководитель общественной организации инвалидов-колясочников «Преодоление», - помочь в этом может создание специальной группы поддержки, в которую вошли бы инвалиды, уже получившие образование и работу. Положительный пример даст людям с инвалидностью надежду на нормальное будущее и позволит получить объективную информацию о правах и возможностях на получение образования» (В. Шарыпов вынужден передвигаться на инвалидной коляске, но это не помешало ему окончить химический факультет Алтайского государственного технического университета и устроиться на работу).
ЛИ. Кундозерова, Н.Н. Веревкина, С.А. Юн-Хай. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА К СОЗДАНИЮ И УПРАВЛЕНИЮ КОМПАНИЯМИ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБСЛУЖИВАНИЯ
В Алтайском крае проживает около 300 тысяч людей с ограниченными возможностями здоровья. Библиотеки края, в том числе Алтайская краевая специальная библиотека для незрячих и слабовидящих, выступают гарантом реализации прав этих людей на свободный и беспрепятственный доступ к миру информации путём создания равных условий для получения образования, проведения досуга, развития творческого потенциала. Библиотеки края взяли на себя функцию по оказанию разносторонней помощи лицам с ограниченными возможностями, в том числе имеющим сложный диагноз, несколько сопутствующих заболеваний, или нуждающимся в надомном обслуживании. Их услугами в 2008 г. на территории края воспользовались 24 тысячи 644 человека с ограниченными возможностями здоровья [5].
В заключение следует заметить, что назрела необходимость в подготовке в вузах края педа-гогов-дефектологов, хорошо ориентирующихся в области специальной (коррекционной) педагогики и, возможно, из числа выпускников-инвалидов, которые могли бы работать с «особенными» людьми в библиотеках, школах, в том числе и со студентами вузов, имеющими ограничения физического здоровья.
Литерятуря
1. Зарубина И.Н. Некоторые виды специальной поддержки образовательного процесса студентов с нарушенным зрением // Доступность информации - ключ к образованию: материалы всерос. науч.-практ. конф. незрячих специалистов. - Н. Новгород, 2002. - С.1-4.
2. Зарубина И.Н. Коррекционно-педагогическая поддержка студентов с нарушением зрения, обучающихся в высших учебных заведениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст]. - М., 2006. - 29 с.
3. Черниченко В.И. К проблеме адаптации студентов с ограниченными возможностями физического здоровья в студенческой среде: тез. докл. [Текст]. - М.: Изд-во МГУКИ, 2003 (www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2003).
4. Сумарокова И.Г. Анализ процесса социально-психологической адаптации незрячих студентов в условиях высшей школы (80-90-е годы) [Текст] // Компьютерные технологии для высшего образования людей с особыми потребностями: дистанционное обучение в системе социально-трудовой реабилитации: сб. науч. ст. / сост. Л.В. Коваленко. - Киев: Высшая школа, 2002. - 255 с.
5. Шарыпов В.Н. Получить образование и работу с инвалидностью нелегко, но возможно [Текст] // Социальное партнерство библиотек, общественных организаций, коррекционных школ и других учебных заведений в поддержку образовательного процесса людей с ограничениями в жизнедеятельности: материалы науч.-практ. конф. - Барнаул, 2006.
Копылова Светлана Алексеевна, старший преподаватель ИТЛП ГОУ ВПО «АГТУ им. И.И. Ползуно-ва», учитель КГС (К) ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV видов». E-mail: rublevka108@mail.ru.
Kopylova Svetlana Alekseevna, senior teacher of I.I. Polzunov Altai State Technical University, teacher of Altai local special comprehensive school of III-IV type. E-mail: rublevka108@mail.ru
УДК 378.016:005
ЛИ Кундозерова, НН Веревкина, С.А. Юн-Хай
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА К СОЗДАНИЮ И УПРАВЛЕНИЮ КОМПАНИЯМИ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБСЛУЖИВАНИЯ
В статье рассматриваются проблемы подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства к созданию и управлению компаниями в сфере производства и обслуживания.
Ключевые слова: деловая игра, обучение студентов, натурально-математическое моделирование.
L.I. Kundozerova, ЖЖ Verevkina, SA. Fun-ffaj
TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY AND BUSINESS TO FOUNDING AND MANAGING OF COMPANIES IN THE SPHERE OF INDUSTRY AND SERVICE
The article deals with the problems of training of future teachers of technology and business to founding and managing of companies in the sphere of industry and service.
Key words: business game, natural-mathematical modeling, education of students.