Научная статья на тему 'В. С. Соловьев об историческом призвании России'

В. С. Соловьев об историческом призвании России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1549
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В. С. Соловьев об историческом призвании России»

B.C. СОЛОВЬЕВ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ПРИЗВАНИИ РОССИИ

В.Н. Денисов

B.C. Соловьев - крупнейший русский фило-соф-идеалист. Его грандиозная философская система возникла не только на традиционном пространственном месте встречи восточной и западной цивилизаций, но и во временной момент вступления России в период капитализма и утверждения индустриальной цивилизации в мире. Русский мыслитель вывел русскую мысль на общечеловеческие просторы.

В соловьевской философской концепции содержится множество самых разнообразных идей, но важнейшей идеей его творчества является идея богочеловечества. Человек и человечество находятся в цензре всех его философских исканий. Размышляя о природе и судьбах человека и общества, отыскивая обшие основания и смысл мирового развития человечества, B.C. Соловьев создает глубоко продуманную и оригинальную систему глобального переустройства мира на основе нравственного совершенствования человечества.

Сущность общественного прогресса Соловьев видит в процессе постоянного достижения человечеством всеединства и превращения его в богочеловечество. Особую роль в этом процессе он отводит России. Эта ее роль связана с тем, что на ней лежит обязанность быть посредником и третейским судьей в споре Востока и Запада. Но для того, чтобы успешно выполнить эту роль. России необходимо отказаться от национального эгоизма, сковывающего ее духовные силы, и «действовать всегда по-христиански», в соответствии с духом истины и любви.

Всемирная история для Соловьева - это главным образом духовно-религиозная история человечества. Все наиболее значительные исторические события он трактует как результат осуществления идеи мировой, или религиозной, либо идеи национальной. При этом философ исходит из реального единства человеческого рода. Человечество - это «великое собирательное существо, социальный организм», а различные нации являются его живыми членами. Отсюда жизнь каждого народа неразрывно связана с общей жизнью всего человечества, а истинно национальная идея -это органическая функция, возложенная на нацию во «вселенской жизни».

Мыслитель полагает, что особая функция, которую призваны выполнять нации и человеческие индивиды во вселенской жизни, всегда выступает не в качестве материальной необходимости, а только в форме морального обязательства. Индивиды и нации как моральные существа никогда не могут освободиться от своего призвания, от власти божественной идеи. Последняя является смыслом их бытия. Но от них самих зависит восприятие ее и отношение к ней. И не всегда

отдельный индивид или даже целый народ может верно понять свое призвание.

Исторический смысл существования России Соловьев связывает с христианской идеей. В верности истинному христианству видит он основу могущества и процветания Российского государства. Именно оно поднимало из хаоса и бедствия и Владимира Святого, и Петра Великого. Соловьев резко выступает против идеи цезарепапизма. Эта идея погубила Византию, не может она принести успеха и России.

Критерием нравственной оценки существования всякой нации, по Соловьеву, является идея богочеловечества. До христианства человечество было лишь абстрактным существом. С возникновением христианства оно уже реально существует на Земле. Оно несовершенно, но оно движется к совершенству. Его субстанциальная форма находит свое выражение во Вселенской церкви.

Русский народ - народ христианский, и выполнение Россией своей роли должно быть направлено не только и не столько на осуществление ее национальных интересов, сколько на благо всего христианского мира, частью которого она является. Но для этого России необходимо отречься от «безумия национализма». Отказ от национального эгоизма - это единственное средство для России приготовить себя к осуществлению своей действительной национальной идеи, которая является нравственным долгом для нее.

Осу шествование Россией своей национальной идеи, выполнение ею своего нравственного долга Соловьев связывает с идеей Вселенской церкви. По мнению русского философа, вселенская церковь в наибольшей мере отвечает традициям и идеалам не только России, ко и всего человечества.

Истинная церковь, по убеждению Соловьева, признавая право наций, отвергает национальный эгоизм; уважая власть государства, она выступает против его абсолютизма. Считая, что национальные различия будут существовать вечно, что различные народы навсегда останутся обособленными членами великого социального организма, философ вместе с тем говорит и о том, что сам этот организм должен не деле существовать и как целое. Он подчеркивает, что человеческое единство должно воплотиться в социальном теле, которое бы противодействовало центробежным силам, раздирающим человечество. Выполнить эту задачу может вселенская церковь. Именно она способна объединить вокруг себя все народы.

Соловьев настойчиво проводить мысль о необходимости единения народов на нравственнорелигиозной основе. Высшей ступенью в развитии формы организации социальной жизни человечества явится соединение духовной (вселен-

ский первосвященник), государственной (законный глава государства) и пророческой (свободный пророк) властей. Соловьев довольно абстрактно показывает конкретное социально-историческое выражение этого триумвирата.

В силу исторических условий в России получило наиболее полное развитие, наиболее чистое и могущественное выражение» национальное государство, отвергающее единство церкви и исключающее религиозную свободу. Но русский народ - в глубине души - народ христианский. И христианская Россия, по мнению Соловьева, должна подчинить власть государсгва (царственную власть Сына) авторитету Вселенской церкви (свяшенству Отца) и отвести подобаюшее место общественной свободе (действию Духа).

Помочь всем народам установить такие отношения, которые бы исключили вражду и войны между собой, которые бы способствовали совместному выживанию, развитию и совершенствованию всех людей Земли - в этом и заключается национальное призвание России. Человечество, поднявшись ка такую высоту нравственного совершенства, окажется способным к превращению в богочеловечество.

Как бы мы не оценивали сегодня многие мысли B.C. Соловьева, выраженные в религиозных категориях, все же нельзя не признать, что высказанная им идея о необходимости единения человечества на нравственной основе созвучна нашему времени.

ТВОРЧЕСТВО КАК ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ

О.В. Ромах

Творчество - сфера, которая как никакая другая подвергается исследованиям разного рода. Практически во всех отмечается, что оно (творчество) изначально присуще человеку и является его родовой чертой. Творчество, следовательно, -та деятельность, которой человек занимается наиболее охотно, так как именно оно обеспечивает его существование как биологического и социального существа.

Параллельно с этим отмечается, что, несмотря на присутствие его в разных сферах, творческие проявления сложно вписываются в обычный ритм жизнедеятельности человека, культурной среды. Есть периоды большей и меньшей творческой активности. Культурная среда стремится пребывать в стабильном состоянии, а творчество выводит ее из него. Личности также подвержены этому. Изучение творческих процессов дает основание утверждать, что большая часть творцов перемежает периоды творческих напряжений с гораздо более длительными периодами отдыха.

Подобные позиции позволяют говорить о том, что творчество, являясь, с одной стороны, природной сущностью человека, с другой, вызывает чрезмерную затрату сил, то есть становится экстремальной ситу ацией.

Попробуем выстроить экстремальность как категориальную родовую позицию творчества. Коль скоро она присутствует, и, более того, провоцирует творчество, то ее целесообразно рассмотреть в разных уровнях, соответствующих направлениям, стимулирующим его. Поэтому уровнями экстремальности можно считать следующие: личностная, социальная, стратовая.

микросредовая экстремальность.

В этом случае личностную экстремальность следует рассматривать как условия, которые специально вносятся личностью в собственное творчество; социальную - как воздействие социума на граждан (в политическом, экономическом и др. отношениях), которое стимулирует творчество и, собственно, последнее становится единственным условием существования. В качестве социальной экстремальности целесообразно также рассматривать и воздействие одного социума на другой, когда происходит подавление одних образцов культуры другими, что и стимулирует последние к ускоренному развитию. Стратовая экстремальность - условия, в которых творчество становится профессиональной принадлежностью. Микросредовая экстремальность - ситуативное творчество, обеспечивающее человеку нормальное существование в семье, дружеском окружении и др.

Рассмотрим выделенные позиции.

Стратовая экстремальность связана с необходимостью творчества в конкретной социальной группе, страте, где оно (творчество) обусловливает социальное продвижение, личностное развитие и др. В этом случае творчество становится столь же необходимой величиной и сферой деятельности, как и при социальной экстремальности. Так, научная среда просто обязывает своих членов находится в более или менее постоянном творческом процессе. Именно он, и, естественно, продукты или результаты его, становится условием нормального, комфортного существования индивида в профессиональной среде. В этом случае творческая активность, выраженная в количестве и качестве научных трудов, обеспечивает продвижение по служебной лестнице, признание коллег, появление авторитета и, наконец, научной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.