Научная статья на тему 'Россия и человечество в философии В. С. Соловьева'

Россия и человечество в философии В. С. Соловьева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
688
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и человечество в философии В. С. Соловьева»

В. Н. ДЕНИСОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

РОССИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В ФИЛОСОФИИ B.C. СОЛОВЬЕВА

B.C. Соловьев - крупнейший русский философ - идеалист. Его грандиозная философская система возникла не только на традиционном пространственном месте встречи восточной и западной цивилизаций, но и во временной момент вступления России в период капитализма и утверждения индустриальной цивилизации в мире. B.C. Соловьев, как писал В.В. Зеньковский, «... вывел русскую мысль на общечеловеческие просторы... Корни творчества Соловьева не только русские, но и не только западноевропейские - они всемирные. Всеобъемлющая сила его синтеза не пропустила мимо себя ничего значительного, что дало человечество в философских исканиях, - и мы снова можем повторить о нем слова о. С. Булгакова, что система Соловьева есть «самый полнозвучный аккорд» в истории философии».

В соловьевской философской концепции содержится множество самых разнообразных идей, но важнейшей идеей его творчества является идея Богочеловечества. Человек и человечество находятся в центре всех его философских исканий. Размышляя о природе и судьбах человека и общества, отыскивая общие основания и смысл мирового развития человечества, B.C. Соловьев создает глубоко продуманную и оригинальную систему глобального переустройства мира на основе нравственного совершенствования человечества.

Сущность общественного прогресса B.C. Соловьев видит в процессе постоянного достижения человечеством всеединства и превращения его в богочеловечество. Особую роль в этом процессе он отводит России. Эта ее роль связана с тем, что на ней лежит обязанность быть посредником и третейским судьей в споре Востока и Запада. «Россия, - отмечал B.C. Соловьев, - не призвана быть только Востоком ... в великом споре Востока и Запада она не должна стоять на одной стороне, представлять од-

ну из спорящих партий ... она имеет в этом деле обязанность посредническую и примирительную, должна быть в высшем смысле третейским судьею этого спора »2.

Всемирная история для B.C. Соловьева - это главным образом духовно-религиозная история человечества. Все наиболее значительные исторические события он трактует как результат осуществления идеи мировой, или религиозной, либо идеи национальной. При этом «идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности»2 .

Философ исходит из реального единства человеческого рода. Человечество - это «великое собирательное существо, социальный организм», а различные нации являются его живыми членами. Отсюда жизнь каждого народа неразрывно связана с общей жизнью всего человечества, а истинно национальная идея - это органическая функция, возложенная на нацию во «вселенской жизни».

Мыслитель полагает, что особая функция, которую призваны выполнять нации и человеческие индивиды во вселенской жизни всегда выступает не в качестве материальной необходимости, а только в форме морального обязательства. Индивиды и нации как моральные существа никогда не могут освободиться от своего призвания, от власти божественной идеи. Последняя является смыслом их бытия. Но от них самих зависит восприятие ее и отношение к ней. И не всегда отдельный индивид или даже целый народ может верно понять свое призвание.

Исторический смысл существования России B.C. Соловьев связывает с христианской идеей. В верности истинному христианству видит он основу могущества и процветания Российского государства. Именно оно поднимало из хаоса и бедствий и Владимира Святого и Петра Великого.

B.C. Соловьев резко выступает против идеи цезарепапиз-ма. Эта идея погубила Византию, не может она принести успеха и России. И, по мнению философа, национальная совесть русского народа «сумеет найти более достоверное выражение для истинной русской идеи»4.

Критерием нравственной оценки существования всякой нации, по B.C. Соловьеву, является идея Богочеловечества.

«Смысл существования наций не лежит в них самих, но в человечестве»5. До христианства человечество было лишь абстрактным существом. С возникновением христианства оно уже реально существует на Земле. Оно несовершенно, но оно движется к совершенству. Его субстанциальная форма находит свое выражение во Вселенской Церкви. «Участвовать в жизни Вселенской Церкви, в развитии великой христианской цивилизации, участвовать в этом по мере сил и особых дарований, вот в чем, следовательно, единственная истинная цель, единственная истинная

6

миссия всякого народа» .

Русский народ - народ христианский, и выполнение Россией своей роли должно быть направлено не только и не столько на осуществление ее национальных интересов, сколько «на благо всего христианского мира, частью которого она предполага -ется. Она должна, чтобы действительно выполнить свою миссию, всем сердцем и душой войти в общую жизнь христианского мира и положить все свои национальные силы на осуществление, в согласии с другими народами, того совершенного и вселенского единства человеческого рода, непреложное основание которого дано нам в Церкви Христовой7. Но для этого России необходимо отречься от «безумия национализма», сковывающего ее духовные силы, и действовать всегда по-христиански, в соответствии с духом истины и любви.

Отказ от национального эгоизма - это единственное средство для России приготовить себя к осуществлению своей действительной национальной идеи, которая является нравственным долгом для нее. «Русская идея, - утверждает B.C. Соловьев, - ...не может быть не чем иным, как некоторым аспектом идеи христианской, и миссия нашего народа может стать для нас ясна, лишь когда мы проникаем в истинный смысл христианства»8.

Осуществление Россией своей национальной идеи, выполнение ею своего нравственного долга B.C. Соловьев связывает с идеей Вселенской Церкви. По мнению русского философа, Вселенская Церковь в наибольшей мере отвечает традициям и идеалам не только России, но и всего человечества: «... Во Вселенской Церкви прошлое и будущее, традиция и идеал не только не исключают друг друга, но равно существенны и необходимы для создания истинного настоящего человечества, его благосостоя-

ния в данное время. Благочестие, справедливость и милосердие чужды всякой зависти и всякому соперничеству, должны образовать устойчивую и нерасторжимую связь между тремя основ -ными действующими силами социального и исторического человечества, между представителями его прошлого единства, его настоящей множественности и его будущей целостности»9.

Истинная Церковь, по убеждению B.C. Соловьева, признавая право наций, отвергает национальный эгоизм; уважая власть государства, она выступает против его абсолютизма. Считая, что национальные различия будут существовать вечно, что различные народы навсегда останутся обособленными членами великого социального организма, философ вместе с тем говорит и о том, что сам этот организм должен на деле существовать и как целое: «... Великое человеческое единство не должно существо -вать лишь в виде ... абстрактного существа, но должно воплотиться в видимом социальном теле, явная и непрестанная центростремительная сила которого могла бы противодействовать множеству центробежных сил, раздирающих человечество»10. Выполнить эту задачу может Вселенская Церковь. Именно она способна объединить вокруг себя все народы.

B.C. Соловьев настойчиво проводит мысль о необходимости единения народов на нравственно-религиозной основе. «Истинная будущность человечества, над которой нам надлежит потрудиться, есть вселенское братство, исходящее из вселенского отчества чрез непрестанное моральное и социальное сынов-ство»п.

Высшей ступенью в развитии формы организации социальной жизни человечества явится соединение духовной (вселенский первосвященник), государственной (законный глава государства) и пророческой (свободный пророк) властей. «Таким образом, - пишет B.C. Соловьев, - все три члена социального бытия одновременно представлены в истинной жизни Вселенской Церкви, направляемой совокупностью всех трех глав -ных действующих сил: духовного авторитета вселенского первосвященника (непогрешимого главы священства), представляющего истинное непреходящее прошлое человечества; светской власти национального государя (законного главы государства), сосредоточивающего в себе и олицетворяющего собой ин-

тересы, права и обязанности настоящего; наконец, свободного служения пророка (вдохновенного главы человеческого общест -ва в его целом), открывающего начало осуществления идеального будущего человечества. Согласие и гармоническое действие этих трех главных факторов является первым условием истинного прогресса»12.

B.C. Соловьев довольно абстрактно показывает конкретное социально-историческое выражение этого триумвирата. Главное внимание философ уделяет нравственным и религиозным аспектам его организации и функционирования. «Как в Троице, - пишет B.C. Соловьев, - каждая из трех ипостасей есть совершенный Бог, и тем не менее, в силу их единосущности, существует только один Бог, ибо ни одно из этих трех лиц не имеет отдельного бытия и никогда не находится вне субстанционального нераздельного единства с двумя другими, точно так же каждый из трех главных чинов теократического общества владеет действительной верховной властью, причем, однако, это не предполагает трех различных абсолютных властей во Вселенской Церкви или в какой-либо ее части, ибо три представителя богочеловеческой верховной власти должны быть безусловно солидарны между собой, являясь лишь тремя главными органами единого общественного тела, выполняющими три основные функции единой коллективной жизни»13. И далее продолжает: «В божественной Троице третье лицо предполагает два первых в их единстве. Так оно должно быть и в социальной троице человечества. Свободная и совершенная организация общества, представляющая призвание истинных пророков, предполагает союз и солидарность между властью духовной и властью светской, Церковью и государством, христианством и национальностью. Между тем этого союза и этой солидарности нет больше. Они разрушены восстанием Сына против Отца, ложным абсолютизмом национального государства, пожелавшего стать всем, оставаясь одним, и поглотившего авторитет церкви, удушившего социальную свободу»14. Антисоциальный абсолютизм государства вызвал антисоциальный индивидуализм прогрессивной цивилизации. Социальное единство, нарушенное нациями и государствами, не существует как органическое целое и для каждого отдельно взятого человека. Виновен в этом, по мнению B.C. Со-

ловьева, не Запад. «Первородный грех националистического партикуляризма и абсолютического цезарепапизма» принадлежит Византии, ответственной преемницей которой является Российская империя.

В силу исторических условий в России получило наиболее полное развитие, наиболее чистое и могущественное выражение национальное государство, отвергающее единство церкви и исключающее религиозную свободу. Но русский народ - в глубине души - народ христианский. И христианская Россия, по мнению B.C. Соловьева, должна подчинить власть государства (царственную власть Сына) авторитету Вселенской Церкви (священству Отца) и отвести подобающее место общественной свободе (действию Духа).

«Русская идея, исторический долг России, - заключает B.C. Соловьев, - требует от нас признания нашей неразрывной связи с вселенским семейством Христа и обращения всех наших национальных дарований, всей мощи нашей империи на окончательное осуществление социальной троицы, где каждое из трех главных органических единств, церковь, государство и общество, безусловно свободно и державно, не в отъединении от двух других, поглощая или истребляя их, но в утверждении безусловной внутренней связи с ними. Восстановить на земле этот верный образ божественной Троицы - вот в чем русская идея»15. И реализовать эту идею Россия может только вместе с другими народами. «Для осуществления этого национального призвания нам не нужно действовать против других наций, но с ними и для них, - в этом лежит великое доказательство, что эта идея есть идея истинная»16. Вместе с другими народами установить такие отношения, которые бы исключили вражду и войну между собой, которые бы способствовали совместному выживанию, развитию и совершенствованию всех людей Земли - в этом и состоит русская идея, в этом и заключается национальное призвание России. Человечество, поднявшись на такую высоту нравственного совершенства, окажется способным к превращению в Богочеловечество.

Как бы мы ни оценивали сегодня многие суждения B.C. Соловьева, выраженные в религиозных категориях, все же нельзя не признать, что высказанная им идея о необходимости еди-

нения человечества на нравственной основе созвучна нашему времени. Глобальные проблемы современности не оставляют человечеству другого пути, кроме как преодоления разобщенности и разногласия между странами и народами, сохранения вместе с тем их самобытности и своеобразия, стремления ко все большему и большему своему единству. А это возможно только на основе гуманистических идеалов и ценностей.

1 Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1. Ч. 1. Л., 1991. С. 69-70.

2 Соловьев B.C. Соч. В 2 т. М., 1989, Т. 1. С. 276-277.

3 Соловьев B.C. Соч. Т. 2. С. 220.

4 Там же. С. 227.

5 Там же. С. 228.

6 Там же. С.228.

7 Там же. С. 229.

8 Там же. С. 239.

9 Там же. С. 240.

10 Там же. С. 241.

11 Там же. С. 242.

12 Там же. С. 242.

13 Там же. С. 243-244.

14 Там же. С. 244.

15 Там же. С. 245-246.

16 Там же. С. 246.

С.М. УСМАНОВ

Ивановский государственный университет

ВОСТОК И ЗАПАД В ИТОГОВЫХ РАЗМЫШЛЕНИЯХ ВЛ. С. СОЛОВЬЕВА

Выдающийся русский мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900 гг.) является одной из самых сложных и загадочных фигур в русской религиозной и общественно-политической мысли XIX - начала XX вв. Он оказал существенное влияние на религиозно-философские искания русской ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.