Научная статья на тему 'Творчество как экстремальная категория'

Творчество как экстремальная категория Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творчество как экстремальная категория»

ский первосвященник), государственной (законный глава государства) и пророческой (свободный пророк) властей. Соловьев довольно абстрактно показывает конкретное социально-историческое выражение этого триумвирата.

В силу исторических условий в России получило наиболее полное развитие, наиболее чистое и могущественное выражение» национальное государство, отвергающее единство церкви и исключающее религиозную свободу'. Но русский народ - в глубине души - народ христианский. И христианская Россия, по мнению Соловьева, должна подчинить власть государства (царственную власть Сына) авторитету Вселенской церкви (свяшенству Отца) и отвести подобающее место общественной свободе (действию Духа).

Помочь всем народам установить такие отношения, которые бы исключили вражду и войны между собой, которые бы способствовали совместному выживанию, развитию и совершенствованию всех людей Земли - в этом и заключается национальное призвание России. Человечество, поднявшись па такую высоту нравственного совершенства, окажется способным к превращению в богочеловечество.

Как бы мы ке оценивали сегодня многие мысли B.C. Соловьева, выраженные в религиозных категориях, все же нельзя не признать, что высказанная им идея о необходимости единения человечества на нравственной основе созвучна нашему времени.

ТВОРЧЕСТВО КАК ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ О.В. Ромах

Творчество - сфера, которая как никакая другая подвергается исследованиям разного рода. Практически во всех отмечается, что оно (творчество) изначально присуще человеку и является его родовой чертой. Творчество, следовательно, -та деятельность, которой человек занимается наиболее охотно, так как именно оно обеспечивает его существование как биологического и социального существа.

Параллельно с этим отмечается, что, несмотря на присутствие его в разных сферах, творческие проявления сложно вписываются в обычный ритм жизнедеятельности человека, культурной среды. Есть периоды большей и меньшей творческой активности. Культурная среда стремится пребывать в стабильном состоянии, а творчество выводит ее из него. Личности также подвержены этому. Изучение творческих процессов дает основание утверждать, что большая часть творцов перемежает периоды творческих напряжений с гораздо более длительными периодами отдыха.

Подобные позиции позволяют говорить о том, что творчество, являясь, с одной стороны, природной сущностью человека, с другой, вызывает чрезмерную затрату сил, то есть становится экстремальной ситуацией.

Попробуем выстроить экстремальность как категориальную родовую позицию творчества. Коль скоро 0113 присутствует, и, более того, провоцирует творчество, то ее целесообразно рассмотреть в разных уровнях, соответствующих направлениям, стимулирующим его. Поэтому уровнями экстремальности можно считать следующие: личностная, социальная, стратовая,

микросредовая экстремальность.

В этом случае личностную экстремальность следует рассматривать как условия, которые специально вносятся личностью в собственное творчество; социальную - как воздействие социума на граждан (в политическом, экономическом и др. отношениях), которое стимулирует творчество и, собственно, последнее становится единственным условием существования. В качестве социальной экстремальности целесообразно также рассматривать и воздействие одного социума на другой, когда происходит подавление одних образцов культуры другими, что и стимулирует последние к ускоренному развитию. Стратовая экстремальность - условия, в которых творчество становится профессиональной принадлежностью. Микросредовая экстремальность - ситуативное творчество, обеспечивающее человеку нормальное существование в семье, дружеском окружении и др.

Рассмотрим выделенные позиции.

Стратовая экстремальность связана с необходимостью творчества в конкретной социальной группе, страте, где оно (творчество) обусловливает социальное продвижение, личностное развитие и др. В этом случае творчество становится сголь же необходимой величиной и сферой деятельности, как и при социальной экстремальности. Так, научная среда просто обязывает своих членов находится в более или менее постоянном творческом процессе. Именно он, и, естественно, продукты или результаты его, становится условием нормальною, комфортного существования индивида в профессиональной среде. В этом случае творческая активность, выраженная в количестве и качестве научных трудов, обеспечивает продвижение по служебной лестнице, признание коллег, появление авторитета и, наконец, научной

пколы. При этом творческая известность становится следствием стратовой экстремальности и, >дновременно, условием личностной активности. Творческая среда ставит перед личностью ряд условий (уровень знаний, эрудированность, умение достаточно самостоятельно и в срок выдавать ожидаемые творческие результаты; наличие ори-инальных идей и др.). Естественно, что лич-юсть, не вписывающаяся в эти параметры, с те-1ением времени выпадает из этих условий и заменяется другой, более подходящей для функ-хионирования в сложившихся экстремальных, а 1Ля социальной страты - нормальных условиях.

При этом, в самой социальной страте сам гворческий процесс распределен неравномерно. Эн активизируется тогда, когда нужно провести конференцию, представить материалы в сборник, юздать монографию, учебник и др. В химико-эиологических, физических процессах он концентрируется на периодах оформления идей, создания технологий, а затем сами лабораторные работы представляют собой достаточно рутинные занятия, эффективность которых зависит от точной реализации предыдущего этапа. Примерно то же наблюдается и в других - гуманитарных сферах, где собственно творчество - оформление идей, а остальное - написание - достаточно рутинная работа, требующая усидчивости, высокой работоспособности и др.

Но, помимо этого, личность, создавая произведение (любой формы и жанра), дополнительно создает для себя экстремальную ситуацию, т. е. «встраивает» в нее дополнительные усложнения.

Уровень «личностной экстремальности» связан чаще всего с тем, что человек, наметивший для себя идею-образ, определив примерное время создания и др., почти всегда максимально оттягивает процесс его выполнения, то есть вступления в материализацию задуманного.

Анализ литературы позволяет говорить о том, что исключительно малое число творцов охотно и систематически занимались творчеством.

Известны Флобер, Гете, Кант, Дюма, у которых создание произведений встраивалось в обычный образ жизни, и ежедневные 6-8 часов за письменным столом становились нормой образа жизни. Бердяев отмечал, что ежеутреннее нахождение «в потоке сознания» доставляет ему наиболее приятные ощущения. При этом он подчеркивал, что редко полностью осознает, что именно он делает и признает, что «пишет он плохо» и не любит перечитывать написанное.

Но основная масса писателей, художников, композиторов, ученых и др. признают, что оттягивают написание произведений до максимально возможного срока. Возможно, это связано с тем, что процесс создания идеи - концентрация знаний, свершений, озарений. А его материализация -как бы второстепенный процесс, который заставляет творца обращаться к тому, что уже создано, т. е. тому', «что было вчера», в определенной сте-

пени уже «морально устарело» и др. Поэтому материализация замысла - трудная и «нудная работа», для выполнения которой требуется значительное число волевых усилий. Очень часто творцы прибегали к экстренным мерам, необходимым, с их точки зрения, для его реализации. Чтобы ничто не мешало достижению результата, они предпринимали разные меры «невозможности появления перед публикой», то есть самоизоляции, смены привычного образа жизни. Самый оптимальный - отьезд из привычной среды, га обычного круга знакомых, сведение до минимума контактов и погружение в творчество. Этот метод использовался многократно, используется он и сейчас. Для примера можно привести «болдин-скую осень» Пушкина, «краснополянские бдения» Л. Толстого, отъезды наших современников на дачи и др. Революционеры отмечали, что проводили время в тюрьмах очень плодотворно и использовали его для образования, изучения иностранных языков, создания основ своих произведений. То же самое отмечали узники советских лагерей, где часто последние становились настоящими творческими лабораториями, давшими стране много свершений.

Думается, следует сразу оговориться, что автор совершенно не ратует за подобные методы изоляции, но отмечает, что намеченная закономерность - изоляция и самоизоляция от общества -может использоваться для творчества чрезвычайно плодотворно.

В ряду этих методов лежат и известные примеры, которыми широко пользовались и создатели произведений, и люди, знавшие их близко. Великого В. Шекспира закрывали на несколько дней, в течение которых он вынужден был писать свои трагедии, Скарлатти антрепренер увозил в загородное имение, где он часто в течение недели писал оперы; Бальзак остригал себе волосы (а он славился прекрасной шевелюрой) с половины головы, и за то время, пока прическа приходила в норму, заканчивал запланированное произведение. Примеров, подобных этим, можно найти множество.

Но суть не в их необычности, не в причудах гения, а в некоем общем свойстве, которое просматривается во всех и позволяет вывести обшую черту'. Все творцы как бы специально создают себе дополнительные экстремальные условия, в процессе преодоления которых и создается произведение. Они сами «сжимают», «скручивают» для себя время и пространство и «выплескивают» или опредемечивают то, что уже было обдуманно, сформулировано и лишь нуждалось в материализации. При этом создатели произведений отмечают, что внешнее давление (как правило, социальный заказ, сроки, условия договора и др.) должно быть достаточно жестким, максимально мобилизующим физические и интеллектуальные силы. Лишь в этом случае возможным становится не просто написание произведения, но создание

такого его варианта, который впоследствии редко меняется, корректируется, улучшается. Это такой выплеск, который ориентирован нэ высший уровень изначально. В данном случае совершенно не имеется в виду, что это окончательный вариант произведения. Просто в конкретном пространстве-времени человек реализует лучшее, что в нем есть и, пока длится этот период, пока человек не перейдет на другой уровень понимания, позитивное оценивание созданного сохраняется.

С течением времени, когда период творчества отодвигается назад, оценки и видение трансформируются, меняется и восприятие созданного, автор буквально жаждет изменить все (или почти все), что было создано. И в процессе этого изменения меняется и само произведение, зачастую кардинально. Оно практически создается заново. Вот почему многие из творцов, написав что-то и доведя произведение до воспринимаемого состояния, стараются не прикасаться к нему вновь до тех пор, пока оно основательно не забудется, «не остынет». В то же время часть авторов, в частности, В. Любишев настоятельно рекомендовал своим студентам и сотрудникам возвращаться к написанному не ранее, чем через год. Тогда, по его мнению, страсти улягутся и человек сможет воспринимать созданное им как продукт совершенно постороннего лица, более того, воспринимать собственное творение как неизвестное произведение, что, естественно, дает возможность максимальной объективизации оценок.

Если перевести эти замеры на соотношение обдумывания идеи и ее реализации, то силы, затрачиваемые на них, также неравномерны.

Первый период - концептуальный - связан с обдумыванием идеи, созданием замысла, и по сути именно он является тем самым творческим аспектом, на котором строится все произведение. Именно интересный замысел становится условием жизнеспособности культурной ценности. Он -самое интересное в работе, и именно здесь человек чувствует себя творцом. Но, как отмечают многие исследователи, один только замысел, каков бы ни был его размах, социального признания не получает. Вследствие этого, любое творчество -это соотношение, при котором идея составляет от 2 до 5 %, а остальные 98-95 % - это исполнение. Второй период - исполнение или материализация -является тем самым аспектом, который оттягивается творцом на бесконечно долгий период, на самый последний срок. Концепция должна трансформироваться в технологию независимо от сферы творчества. Писатель должен найти яркие выражения для создания образа, художник - отработать цветовые решения и композицию, музыкант - мелодическую линию и аранжировку, ученый - максимально удобное решение и формулировку и др. Наступает другой, не менее важный технологический этап, который и демонстрирует наличие способностей к доведению замысла до конца, способности к доработке концепции.

Это совершенно другое качество творчества, где одновременно происходит и корректировка созданной концепции, и создание метода ее реализации, разработка таких способов, которые наиболее полно ее высветят.

Исследования подтверждают, что на этот этап затрачивают не просто больше времени и сил (вспомним соотношение 5-95 %), но в чисто эмоциональном плане этот период далек от удовольствия. Если создание замысла - приятный и создающий ощущение возвышенности этап, то реализация его становится самопринуждением самого чистого вида. Здесь творец становится подобием клерка, который обязан ежедневно вовремя приходить на работу и выполнять запланированное (по объему, срокам, форме).

При неравномерности или стихийности второго этапа делать это бывает достаточно трудно уже и потому, что каждая длительная пауза между творческими процессами приводит к потере или сокращению наработанных навыков, и входить заново в творческую лабораторию достаточно сложно. Это напоминает усилия человека, который время от времени начинает заниматься физкультурой, и на одной тренировке показывает высокие результаты, но в следующие несколько дней просто не может двигаться, так как порвал все мышцы. Поэтому система занятий и призывы к ней - оптимальный вариант, который однако редко встречается в практике.

Направленность - стратегическая или тактическая - становится той демаркационной линией, по которой пролегает личностная экстремальность. Оттягивается тот момент, который дается более трудно, человек как бы набирает силы перед вхождением в этот процесс.

Личностная экстремальность усиливается еще и в зависимости от того, как именно человек относится к своему творчеству. Значительная часть людей видят в собственном творении такое экстраординарное явление, что переносят этот процесс и на себя, тираня и раня подобным окружающих. Чаще подобное проявляется у мужчин, для которых проблема творчества более актуальна, нежели для женщин. Последние постоянно творят. А. Левшинов особенно отмечает, что женщина - и дизайнер собственного дома, и визажист, и воспитатель детей и мужа, и кулинар и др., и поэтому творческая атмосфера - для нее естественная среда обитания. Мужчина же творит почти, только тогда, когда создает какое-то конкретное произведение, что, естественно, требует от него больших усилий и, в частности, создания особой атмосферы, которая бы способствовала творческому процессу.

Большие мастера отмечают, что абсолютизировать творческий процесс нет необходимости -это такая же работа, как и любая другая. Мансе-рад Кабалье высказывается по этому поводу предельно конкретно, отмечая, что работает постоянно, используя для этого тот же режим, который

юпользует и шофер, и малкр, и представители хругих профессий. Коль скоро каждая из них шеет свою специфику и требует особых наклон-тостей, то и профессионал, постоянно находч-цийся в публичном пространстве, занимается ею, 1Тобы поддерживать свой профессиональный вровень и идти вперед. Такое отношение к деятельности многое ставит на свои места и, в част-пости, развевает иллюзию о том, что все талантливые люди должны обязательно отличаться странностями, забывчивостью, быть крайне неуравновешенными и в чрезвычайных случаях становятся сумасшедшими, или отличаются другими отклонениями. Дискуссия о том, что такое гений - норма или отклонение, до настоящего времени не получила адекватного трактования. А. Валентинов, В. Критская, Т. Мелешко, Ю. Поляков подтверждают то, что среди гениев и талантов большая часть - нормальные люди, доживающие до глубокой старости, имеющие отменное здоровье, меньшая часть - люди с различными отклонениями, варианты которых многогранны - от обычного алкоголизма до крайних степеней помешательства. Исследователи отмечают, что не помешательство является причиной талантливости, а талантливость и, следовательно, напряженная работа приводит к нервным иере-фузкам. Более того, геронтологи говорят о том, что именно систематическое творчество продлевает человеку жизнь, так как заставляет мозг активно работать, при этом он полноценно снабжается кровью и кислородом и, естественно, поддерживает все функции организма в нормальном состоянии. Поэтому жизнь до 90-100-летнего возраста - нормальная продолжительность жизни активно созидающего творца.

Кроме указанных экстремальных уровней, творчество является и экстремальным воздействием на среду. Последняя, в силу тяготения к стабильности, старается сохранить то, что уже присутствует в своей структуре и сопротивляется изменениям. Творчество приветствуется лишь тогда, когда изменения, вносимые им, имеют позитивный характер, во-первых, и вводятся порционно, во-вторых, не внося видимую сумятицу в уже существующие структуры.

Вместе с тем, социологи и историки культуры отмечают наличие мощных культурных взлетов после социальных катаклизмов - войн, бедствий, природных катастроф. Культура как бы старается возместить то, что было разрушено или утрачено, создавая при этом произведения такого направления, которые бы наиболее полно выполняли поставленную задачу. Известно, что стихийные бедствия приводят к появлению новых форм и направлений в области техники, ее достижения приводят к прорыву в гуманитарной, художественной, религиозной и др. областях. Более того, техническое совершенство зачастую обусловливает духовное голодание, требующее выхода в разных направлениях интеллектуальной «изыскной» не утилитарной среды. Этот уровень можно назвать социально-обусловленным, когда творчество становится безусловной необходимостью значительного числа людей, в некоторых случаях - всего общества. Современный этап отечественного развития - именно такая позиция, когда творчество в самых разных сферах становится совершенно необходимой компонентой, приводящей к смене ориентиров творчества, быстрому нарабатыванию новых способностей и обоюдному развитию и личности и среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.