Научная статья на тему 'Научная школа «Аналитика культурологии»'

Научная школа «Аналитика культурологии» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
211
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / АКСИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ПОЗИЦИИ КУЛЬТУРЫ / СРЕДОВЫЕ СРЕЗЫ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ / СЕМАНТИКО-СЕМИОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ромах Ольга Викторовна

в статье анализируются основные направления научной школы «Аналитика культурологи», ранжируемые по аксиологическим, средовым, смысловым и деятельностным аспектах культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научная школа «Аналитика культурологии»»

Научная школа «аналитика культурологии»

Ромах Ольга Викторовна - д. филос.н., проф. - Тамбовский государственный

университет им. Г.Р. Державина

Аннотация: в статье анализируются основные направления научной школы «Аналитика культурологи», ранжируемые по аксиологическим, средовым, смысловым и деятельностным аспектах культуры.

Ключевые слова: культура, культурология, аксиология культуры, деятельностные позиции культуры, средовые срезы культурной среды, семантико-семиотические аспекты.

Кафедра культурологии Тамбовского государственного университета занимается исследованиями проблем культурологии достаточно давно. В настоящее время они выросли в научную школу, приобретшую название «Аналитика культурологии», которая была зарегистрирована как научная школа в Российской Академии Естествознания, информация о ней помещена в энциклопедию Научные школы России (Научные школы России, М., 2008 г.). В исследовательский вектор последовательно входили несколько направлений, подразделяемые по аксиологическим, средовым, смысловым и деятельностным аспектах культуры.

Аксиологические аспекты изучались по направлениям исследования ценностной и семантической основам культуры и культурологии.

В качестве базовых в них выступило изучение культурологии как интегральной дисциплины, способной наиболее продуктивно воздействовать на формирование интеллекта. Это связано не только со значительными объемами, но и соединением в ней трех основных способов познания мира (науки, искусства, религии), что создает свой специфический взгляд на мир, способы и инструментарии его исследования и возможности развития и приращивания целостного знания.

По сути дела, они есть мерило, уровень, на которые студенты сразу ориентируются, усваивая высокие и прекрасные образцы творчества. В силу этого культурология очень красива и эстетична в изучении. Она знакомит не только с блестящими творениями, но и с творческими лабораториями великих людей. Более того, она исследует разные направления творчества в жизни конкретного человека. Известно, что почти все великие люди оставили после себя наследство в разных сферах творчества. Как они взаимодействовали между собой, как влияли друг на друга - серьезная проблема, которая переходит в феноменологические позиции культурологии. Она cpaзу ставит высокую планку отчета для развития интеллекта и интеллектуальности личности и демонстрирует возможности решения сложных задач, определяет познавательные способности и уровень мышления. Это объясняется ее интегральностью, позволяет развить способности нетривиального видения мира, уйти от стандартов и догм.

В силу этого интеллектуальный потенциал культурологии чрезвычайно высок и востребован, так как созданный и обработанный культурой разум не позволяет человеку утопать в мелочной суете повседневности и делает жизнь интересной, содержательной, освещенной идеалами гуманизма, добра и красоты. Образованный культурологически человек умеет понять других людей и другие культуры, отличается терпимостью и доброжелательностью, общение с ним интересно и доставляет удовольствие. Разумеется, знакомство с кратким учебным курсом культурологии еще не делает личность носительницей и выразительницей высокой культуры. Одного желания мало, нужно, как и везде, приложить немало усилий, чтобы войти в нее, научиться понимать ее язык, ее символику, семиозис, смысл многообразных феноменов и варианты ее интерпретации. Как и везде нужна серьезная работа, длительное пребывание в поле ее ценностей.

Изучаемые объемы, естественно, ориентируют культурологию на понимание и осознание фомадного пласта информации, который должен быть интефирован в сознании и осознании своей причастности к жизни культуры в мире. Это совершенно естественным путем расширяет сознание личности, которое начинает развиваться более интенсивно.

Кроме своей высокой интеллектуальности, культурология глубоко гуманна. Не просто объемность, но и величественность изучаемых ценностей создает особое благоговейное восприятие окружающего мира в гармонии и совершенстве, что развивает и эстетическую, эмоциональную составляющую культуры. То есть интеллект возрастает во всем своем многообразии чувств, несущих положителыгую энергию всему живому во всех пространствах и планах бытия.

Культурология и ее базирование на великих достижениях человеческого гения чрезвычайно важна для создания гуманистического миропонимания, формирования позитивно устремленного мышления. Последнее само выбирает себе пути в познании и развивается достаточно интенсивно. Развитой интеллект несет в себе все черты духовности и чувственности, потому что они питают его взаимно. Не может познавший и соприкоснувшийся с великими ценностями иметь низкоориентированное миропонимание, мелкие цели и низменное восприятие.

Следует отметить еще один в важный аспект необходимости изучения культурологии. Тенденции развития личности таковы, что с течением времени почти каждый человек начинает самопроизвольно интересоваться ценностями культуры. У кого-то это проявляется в научном, художественном, духовном творчестве, у кого-то в коллекционировании ценностей культуры и др. В любом случае, личность вырастает до необходимости понимания культуры в масштабных параметрах, необходимости расширения сферы своей жизни, выходящей за рамки профессии. В мире человек начинает искать, изучать и чувствовать красоту, восхищаться ею. И это выраженное тяготение к пониманию и творению целостности, эстетизации, красоте естественно. Следовательно, можно сказать, что культурологизация личности - естественный процесс, естественное срастание личности и высокой культуры. То есть культурологизация - это показатель высокого развития личности, выход ее на высокий уровень.

В силу этого переоценить значимость культурологии в образовании невозможно. Она не только должна присутствовать, но должна занимать значительные объемы в учебных планах. Изучение и погружение в творческие лаборатории гениев, ориентация на эти уровни достижений - основа для развития таланта, устремленности к высшим рубежам. Сформированная привычка к познанию и творению, естественно, будет побуждать личность активно реализовывать себя в творчестве.

Следовательно, культурология есть та основа, которая создает ядро пробуждения и созревания талантов, высокодуховных, нравственных людей, за которыми будущее личностного и социального толка.

Поэтому перед профессионалами-культурологами стоят задачи исследования интеллектуального потенциала культурологии, выверения его содержательного и технологического направления, исследование и применение возможностей его оптимального использования в учебных заведениях и в разных сферах бытия.

Аксиоматично, что сердцевиной культуры выступает творчество, которое различно проявляется в разных сферах приложения человеческих сил, но одновременно с этим почти везде демонстрирует определенные закономерности своего проявления. Именно по наличию творчества можно говорить о качестве деятельности человека, которое и становится показателем уровня культуры его труда. Следовательно, наличие творчества, понимаемого как уровень культуры в каждой специальности, обучение ему есть общий показатель качества обучения-образования, его базовый знак.

Последний вырастает в знаковую систему, которую можно интерпретировать как семиозис, согласно чему происходит ее трансформация в символ, кодификацию. Применительно к культурологии, выдвижение самой идеи культурологического кода вузовского образования, и более детально - входящих в него специальностей, накладывается на позиции социальных потребностей в развитии инициативных, творческих, деловых качеств выпускников вузов. Это предполагает введение таких элементов в образовательный процесс, которые учат студентов действовать культурно, т. е. творчески использовать выбираемые ими ценности, нормы, знания и образцы, самостоятельно создавать интеллектуальные ценности. В целом осуществляется процесс движения к усилению креативных компонентов образования, расширению его гуманитарных рамок и, следовательно, к становлению и развитию культуроемких технологий.

Культурологическая кодификация образования и специальностей исследовалась с монистической, дуалистической и триадной позиций. Первая отражает основные идеи обучения методам и направлениям творчества вообще, тогда как вторая преломляет эти позиции применительно к конкретным специальностям, а треть рождает собственно творчество, уникальное и индивидуальное в каждой конкретной специальности. Таким образом, выделенная структура в его содержательном, организационном, технологически выстроенном виде трансформируется в показатель творчества в каждой специальности. Более того, овладение методами творчества студента выступает как уровень подготовленности к профессиональной деятельности и грамотного функционирования в последней. Так же как образовательный стандарт определяет содержание и перечень учебных дисциплин, в той же степени культурологический код определяет внутренний творческий потенциал - способности, которые должны быть наработаны в процессе обучения.

Творческая деятельность как основа культурологической кодификации и доминантная направленность культурологического подхода в образовании сохраняет свою актуальность для любого жизненного периода. Но наиболее интенсивную форму она приобретает во время обучения в вузе. Сочетание процессов усвоения и пополнения базовых знаний, плюс специфика получаемой профессии ставит студента в условия многосторонней творческой деятельности, которая включает в себя полифункциональные и полисодержательные компоненты. Именно здесь вырабатывается методология собственного творчества, основанная на личной практике, что усиливается в результате культурологического изучения творческих лабораторий прошлого.

Культурология полностью основана на изучении ценностей культуры, ее памятников, т. е. высших проявлений человеческого гения в разных эпохах, у разных народов в различных сферах Познания мира (науке, искусстве, религии). Она объединяет все направления человеческой деятельности, так как изучает формы, модели, результаты творчества, способы его функционирования у великих людей.

Культурологическая кодификация, в этой связи, может рассматриваться в качестве новой актуальной технологии, которая способствует достижению вышеназванных целей. Сам культурологический код отражает трехсторонний процесс в современном высшем образовании. С одной стороны, это направленность на творческое осмысление глобальных мировых процессов, которое происходит посредством инте-гративных наук, таких как культурология. С другой стороны, - возрастающая специализация требует особых навыков и умений, характерных для конкретной специальности, с третьей - порождение неординарных, оригинальных подходов, примеры которых дает культурология. В таком контексте ее задачей становится способствование саморазвитию личности, способной продуктивно реализовать себя в современных условиях, становление модели «индивидуального продуктивного образования», которое ориентирует не на получение знания вообще, а на получение и самостоятельное создание знания, структурированное как творческие процессы.

Несмотря на то, что в рамках любой университетской специальности так или иначе делается акцент на важность творческой деятельности, проблема не получила достаточной теоретической проработки, а в плане выдвижения идеи культурологического кода, культурологической кодификации вообще и не рассматривались. Проработка этого вопроса в концептуальном аспекте позволит заполнить ряд теоретических пробелов, создать платформу для дальнейших исследований в этом направлении.

В исследование средового пласта вошла крупная проблема, вложенная в государственную программу «Российская провинция», в рамках которой исследовалась тема «Провинциальная культурная среда: методические аспекты исследования» в 1994-1998 годах.

Удалось установить, что культурная среда представляет собой объект особой сложности для изучения. Трудности в исследовании культурной среды как семиотической системы были связаны с условностью составляющих ее компонентов. Сложность этой проблемы очевидна, принимая во внимание ее всепроникающий системообразующий характер. Само строение культурной среды, ее деятельность как живого организма предполагает выявление структурных компонентов, определение приоритетных, исследование содержания каждого из них, выявление их воздействия

друг на друга. Затрудненность в исследовании связана не столько с полиморфизмом, избыточностью предмета исследования, сколько с отсутствием необходимой систематизации и последовательности в решении проблем, в особенности изучении культурной среды. В силу этого поставленная проблема решалась на стыке многих отраслей знания. Было установлено, что провинциальная мононациональная культурная среда представляет собой объект особой «закрытости», в которой доминируют региональные культурные традиции. Условная «закрытость» характеризуется сложным отношением к нововведениям, способом функционирования всех ее блоков, качеством и направленностью межличностных отношений горожан - выходцев в недавнем прошлом из окрестных сел, специфичной региональной матрице мышления жителей.

Сущностная природа культурной среды провинциальных городов рассмотрена как специфически неповторяемая часть национальной культуры, представленная ценностями, разными по уровню и диапазону. Она выражена особой системой взглядов, отношений, принятием нововведений, которые в совокупности трансформируются в типы и формы жизнедеятельности населения. Особенности исторического развития, благоприятные географические условия создали уникальную структуру культурной среды и выделили как основной компонент традиции, которые и стали определяющим фактором ее направленности и плотности. Их позитивный пласт, создавший славу богатых русских городов, стал вытесняться негативным, который в настоящее время вышел на передний план, увеличился в объеме.

Специфика городской культурной среды усиливается структурой населения, представляющего собой на 87 % мононациональный слой, со значительным числом выходцев из окружающих сел, попавших в города вследствие распада деревенской общины. Сложно адаптируясь к условиям города, они сох] шили прежние устои, формы межличностных отношений, взгляды на нововведения, большая часть которых рассматривается как инородная и, следовательно, чуждая. Заполнение пространства культурной среды прочными традициями, приобретшими негативный оттенок и ставшими приоритетными, затрудняет возможность свободного саморазвития и ставит его в зависимость от окружающего.

Структура провинциальной культурной среды представляет собой взаимодействие локализованных и сквозных компонентов, в которых первые представляют собой организации и учреждения, обладающие условно «закрытым» циклом деятельности, а вторые подразделяются на сквозные формирующие и сквозные обслуживающие сферы. Если ко вторым относятся бытовая сфера, медицина, органы безопасности, то первые представлены традициями, общественным мнением и их производными, которые в провинции имеют приоритетное значение и выступают в роли своеобразного «неписанного» закона, подчиняющего себе все социальные страты.

Было определено сходство проявлений населения, зависящего от воздействия культурной среды в разных сферах. Профессиональный труд с несбалансированностью его звеньев, фрагментарностью и анонимностью самого процесса, вредными экологическими условиями, ограниченными возможностями для самопроявления, гасит готовность к творческой деятельности. Длительное пребывание, в особенности в первый адаптивный период, в этих условиях затормаживает интеллектуальное и профессиональное развитие. Сформированное отношение переносится в городское бытие, усугубляясь отсутствием культуры его организации, слабой ориентацией в провинциальной культурной среде. И коренные горожане и мигранты используют лишь малую часть городского культурного достояния, слабо контактируют с другими слоями населения, что еще более сужает ракурс продуктивного внерабочего времени и способствует его повороту в криминогенность. Это позволяет рассматривать его (бытие) как потенциальноспецифическую сферу, призванную восстановить и сохранить личностную целостность, стимулировать саморазвитие и перенести сформированные ориентиры на остальные части образа жизни.

В качестве ведущего направления ввода населения в культурную среду города выступает система освоения культуры, народных традиций, истории, архитектуры и других ценностей региона, выраженная в интеграции социального, творческого, рекреативного, физкультурнооздоровительного видов досуговой деятельности. Научной основой освоения ценностей культурной среды выступает концепция культуро-творческой основы, представленный

процессом взаимодействия социальных и индивидуальных компонентов. Являясь длительным стадиальным процессом, она обеспечивает концентрацию усилий индивида, создание прочного внутреннего фундамента, ощущение полноты бытия и самозначимости, связь с остальными горожанами.

Освоение высоких ценностей культурной среды обеспечивает творчество как внутри своей социальной страты, так и внутри других слоев горожан. Реконструкция позитивных культурных традиций, привычных форм ускоряет экстенсивно-интенсивный режим вхождения в нее, уменьшает сложность адаптации к меняющимся условиям, выравнивает культурные ориентации горожан и мигрантов.

Востребованность высоких ценностей, региональных культурных традиций трансформирует направленность провинциальной культурной среды в сторону реконструкции ее уникальности, самобытности. Увеличение поля продуктивных региональных традиций способно потеснить увеличившийся негативный пласт и создать разновариантные узнаваемые навыки, восстанавливающие своеобразие культурной среды центральной России.

Исследование провинциальной культурной среды было продолжено в нескольких диссертационных исследованиях, было опубликовано в специальной и популярной литературе.

Деятельностные аспекты культуры от собственного процесса до выстраивания его как творчества - родовой сущности культуры и одновременно высших аспектов проявления личности, выделила концепцию ее экстремальности. Творчество - та активация, которой человек занимается наиболее охотно, так как именно она обеспечивает его существование как биологического и социального существа.

Параллельно с этим отмечается, что, несмотря на присутствие его в разных сферах, творческие проявления практически никогда не вписываются в обычный ритм жизнедеятельности человека, культурной среды. Есть периоды большей и меньшей творческой активности. Культурная среда стремится пребывать в стабильном состоянии, а творчество выводит ее из него. Личности также подвержены подобному. Более того, изучение творческих процессов дают основания утверждать, что большая часть творцов перемежает периоды творческих напряжений с гораздо более длительными периодами отдыха.

Подобные позиции позволяют говорить о том, что творчество, являясь, с одной стороны, природной сущностью человека, с другой -вызывает чрезмерную затрату сил, т. е. становится экстремальной ситуацией.

Попробуем выстроить экстремальность как категориальную родовую позицию творчества. Коль скоро она присутствует и, более того, провоцирует творчество, то ее целесообразно рассмотреть на разных уровнях, соответственных направлениям, стимулирующим его. Поэтому уровнями экстремальности можно считать следующие: личностная экстремальность; социальная экстремальность; стратовая экстремальность; микросредовая экстремальность.

В этом случае личностную экстремальность следует рассматривать как условия, которые специально вносятся личностью в собственное творчество; социальную - как воздействие социума на граждан (в политическом, экономическом и др. отношениях), которое стимулирует творчество и собственно последнее становится единственным условием существования. В качестве социальной экстремальности целесообразно также рассматривать и воздействие одного социума на другой, когда происходит подавление одних образцов культуры другими, что и стимулирует последние к ускоренному развитию. Стратовая экстремальность - условия, в которых творчество становится профессиональной принадлежностью. Примером тому могут быть научные, художественные и другие социально-профессиональные группы, обеспечивающие нормальное функционирование конкретной сферы, основанной на постоянном и, следовательно, профессиональном творчестве. Микросредовая экстремальность - ситуативное творчество, обеспечивающее человеку нормальное существование в семье, дружеском окружении и др. Понимание сущности творчества позволяет специфическим образом формировать личность.

Значительное число исследований было посвящено ценностям культуры, в качестве каковых рассматривались многие позиции, где музыка заняла значительное место как самое объемное и энергийное явление искусства. Особая сложность и многообразие мира музыки, включенность ее во все сферы человеческой жизнедеятельности, возможность каждой го них быть выраженной в мелоритмических позициях не только не умаляет, но постоянно повышает насущность ее изучения.

Указанное выше особенно актуализируется сейчас, когда музыка и музыкальное звучащее пространство чрезмерно уплотняются за счет использования современных средств звукозаписи и звуковоспроизведения. Человек практически не может быть отделен от звучания и находится в постоянной зависимости от музыкальных вкусов, потребностей и настроений окружающих. Непрерывная погруженность в музыку делает ее неизменным сопутствующим человека компонентом, «мелодическим воздухом», пространством, которое должно соответствовать ряду экологических требований, высоких параметров культуры ее формирования и употребления.

Сама музыка есть сложнейшее полиморфное, полифункциональное энергийное образование, сущность и воздействие которого зависят от множества компонентов. Это трансформирует ее в особую форму культуры, обладающую собственным смыслом, набором образов, механизмами влияния на человека и общество. Она включена в систему человеческих координат, которые преобразуют в энергоинформационные составляющие современности. Присутствие музыки во всех сферах бытия человека позволяет рассматривать ее как индикатор мышления, деятельности, возраста, состояния здоровья человека и человечества. Она пронизывает собой все сферы человеческой жизнедеятельности и позволяет установить свое место как качества, мощного духовного и биологического стрежня, на который нанизывается вся человеческая жизни.

Это усиливается за счет ее мощной коммуникативной платформы. Музыка не просто обладает коммуникативными параметрами. Она есть концентрированная коммуникация, что и может рассматриваться как ее родовая черта. Поэтому она подчиняет находящихся в поле ее звучания людей своему энергоинформационного воздействию.

Эти позиции позволяют анализировать музыку как особое универсальное явление, специфический мир бытования культуры, наиболее мощно представленный в личностных и социальных проявлениях.

Музыка всегда выступала как константа культуры, формирующая и оттачивающая эмоции. Выделение этой позиции традиционно связывалось с восприятием красоты. Естественно, что эмоциональное восприятие последней имеет эволюционное значение как кратчайший путь адаптивного интуитивного познания. Выступая как одно из самых коммуникативных искусств, музыка эмоционально-пространственно объединяет людей, формирует множественные модели их сходного сознания и поведения. В результате этого она становится носителем реализации и проведения в жизнь различного рода содержательных основ общества.

Музыка выступает как биосоциальное образование, воздействующее на все стороны человеческого бытия. Первоначальное из них психофиологическое здоровье, в координатах которого человек рассматривается как звучащий микрокосмос и каждое направление музыки выполняет в его настраивании на оптимальные формы жизнедеятельности определенную роль. Эмоциональная составляющая музыки выполняет коммуникативную и адаптациогенную функции, фиксируя и реализуя значимые для социума содержательные позиции.

Социальная значимость и звучание музыки реализуется в сферах человеческой деятельности. Каждая из них имеет собственную мело-ритмическую основу, отражающую внутренние особенности и направленность. Деятельностная музыкальность меняется не только в зависимости от сферности, но и модифицируется внутри самой деятельности, гармонизируясь по мере перехода личности от позиций ученика к мастеру. Внутреннее звучание ее приобретает более слаженный характер, который настраивает человека на наиболее оптимальные параметры включенности в работу, выполнение ее на высоком уровне.

Музыка выступает как мощная коммуникативная структура. Коммуникативность целесообразно рассматривать как родовую черту музыки, проходящую уровни от интертекстуальности самого музыкального текста до перцептивности личностных

взаимодействий, формирующихся на основе совместной музыкальной деятельности, или пребывания в едином музыкальном пространстве.

Указанные выше позиции трансформируют музыку в особую форму культуры, обладающую собственным смыслом, набором образов, механизмами влияния на человека и общество. Она пронизывает собой все сферы человеческой жизнедеятельности и ментально оформляет их, утверждая себя как качество, мощный духовный стрежень, на который нанизывается вся человеческая жизнь. Это ставит перед социумом задачи глубинного исследования воздействия музыки на психоэмоциональное состояние, необходимости выработки требований к слушанию и трансляции музыкальных произведений. Принимая во внимание чрезвычайную сложность и мощное воздействие на человека, требования к этим позициям должны быть проработаны адекватно параметрам экологическим программ. В них целесообразно определить основные составляющие временных, тональностных, жанровых, тематических, инструментальных, акустических и иных позиций, преломленных к социально-демографическим, профессиональным, возрастным особенностям, состоянию здоровья людей.

В последнее время кафедра обратила внимание на информациологию - новую науку, которая, первоначально выступив как принадлежность физики, оказала значительное влияние на развитие гуманитарных наук, в том числе и культурологию. В последние 15 лет была сформулирована теория единого поля (акад. Г. Шипов), обоснованы и проанализированы теории торсионных (вращающихся) полей, волнового генома (акад. П. Гаряев), что позволило объяснить множественные феномены, зафиксировать, продиагностировать их и дать разъяснения таким явлениям, как мысль, телепатия, энергетическое воздействие ценностей культуры на людей, одного человека на другого и др.

Многочисленные исследования языков культуры, как правило, сконцентрированных в области лингвистики, искусствоведения и др., изучали их воздействие на человека и человечество, используя преимущественно гуманитарные критерии оценивания. В этот ряд часто попадали эстетические термины (прекрасный, ужасный и многие другие), которые мало что давали для понимания сущности собственно красоты и степени ее воздействия на окружающих. Были попытки оперировать момами - единицами измерения артефактов культуры, которые так и не были введены в практику научного обихода. Сложность приведения их к единому знаменателю чрезвычайно усложняла дело, а достаточно туманные объяснения часто вызывали улыбки на лицах ортодоксальных ученых. Что же касается определения параметров воздействия ценностей культуры на личность и их анализа в достаточно объективированных и измеримых аспектах, то этот спектр был просто выведен из научного обихода или занимал чрезвычайно скромное место в силу недостаточной аргументации.

Информациология, оформленная И. Юзвишиным и В. Птушенко как фундаментальная наука в конце XX века, выдвинула тезис о том, что все в мире есть информация, более того, она заполняет всемирный (как прежде называлось) вакуум (пустота, ничто), переставший рассматриваться в подобных категориях, и столь мощно воздействует на материю, что последняя приобретает информационные свойства. Это позволило заявить о существовании пятого состояния вещества (кроме жидкого, твердого, газообразного, плазменного) - информационного.

Эти позиции дают возможность по-новому взглянуть на многие вещи, «измерить гармонию алгеброй», более точно исследовать свойства языков культуры. В этот ряд в первую очередь попадают речь и внешность человека. Это, в частности, вербализация и визуализация с входящими в них категориями и особенностями красоты, гармоничности, мелодичности и др. Рассматривая эти аспекты как информацию, можно выявить разные ее пласты. Так, были определены разные информационные уровни, применимые к исследованию визуальных и вербальных аспектов культуры. Это первый (1) информационный уровень (информационная универсальность); второй (2) информационный уровень (эстетичный); третий (3) информационный уровень (ситуативный); четвертый (4) информационный уровень (смысловой). Применение их в качестве исследования выделенных позиций позволяет не только более объективировано отследить их, но и рассматривать как новый информациологический метод исследования культуры, расширив тем самым ее методологическую и методическую основу.

Таким образом, исследование культурологии и культуры позволяет выделить целый ряд научных направлений, способных исследовать высокие ценности, человека как их носителя, одновременно с этим, выделяя чисто утилитарные аспекты этих процессов. В своей практической части культурология способна осуществить поворот к гуманистическим ценностям, которые объединяют людей, высвобождая разум, а не принуждает просто верить в догмы и следовать им.

Во-вторых, именно культура интегрирует в себе ценности всего созданного человечеством. Сейчас, при повороте мировой культуры к восточным ценностям, при гиперболизации американской модели культуры, как никогда остро встает вопрос о развитии новой модели мировой культуры, которая должна включить в себя западные, восточные образцы, ценности русской культуры и модели культур, вписанных в природу, так называемые «детские культуры». Именно этот интегратор есть основа культуры постиндустриального общества.

В данном случае особое внимание уделяется сущности именно русской культуры, каковую начинают глубинно изучать и в которой выделена ее многоосновность, базирующаяся на триадах триединств (вера - надежда - любовь; человек - деятельность - доброе преобразование; наука -искусство - религия; природа - человек - культура, собственная свобода - принятие свободного проявления другого - открытое отношение к окружающему), что прочно зафиксировано в нашей генетике и сохранено в практически неизменном виде в северной русской культуре. Ее территория не подвергалась захватническим войнам, население само не воевало, что помогло сохранить культуро-личностный геном, древние традиции и передать их потомкам. В северной русской культуре по-прежнему доминирует прямая передача ценностей, так как большая их часть (по Чечуеву В.П. до 75%) имеет сакральный характер.

Следующий аспект практической значимости заключается в том, что именно она есть основа многочисленных контактов, международных, межнациональных, служебных, личностных и др. Поэтому культурный обмен, культурное сотрудничество - благо и необходимость. Но чтобы они были благотворны, нужно уметь управлять ими, строить их на научных культурологических основах.

Нельзя также не сказать об экологических сложностях, обострении социальных проблем в крупных городах, сложности взаимоотношений представителей разных национальностей, негативных последствиях быстрого экономического и демографического роста. Это данность нашей жизни. Все это требует серьезных изменений в системе личностных ценностей. Их должна сформировать культурология и вывести в нормативную плоскость широкой культуры. Человечество должно и начинает строить новый мировой порядок. Свои главные усилия целесообразно направить в сферу духовного творчества, которое дает иное наполнение жизни.

И, наконец, сам прогресс в области духовной культуры, в частности в таких ее направлениях, как информационная культура, информа-циология, искусство, массовая культура и др., требует серьезных знаний в использовании ее ценностей. При таком обилии информации, которая изливается на человека сейчас, нужно быть чрезвычайно эрудированным и избирательным в использовании этой продукции. То есть необходимо всерьез заняться изучением сущности, функций культуры, выработать принципы управления культурным развитием.

Этим и обосновывается акцентуация на интеллектуальности культурологии как ее базового качества, на акцентировании внимания на культурологии как отрасли знания, на исследовании ее содержательного и гуманистического наполнения. Именно этим и занимаются культурологи всего мира, и сфера их деятельности будет постоянно расширяться, а значение ее увеличиваться.

С 2002 года кафедра культурологии проводит международные научно-практические конференции «Интеллектуальный потенциал культурологии», которые рассматривают выделенные положения, выпускает сборники научных трудов под общим названием «Языки и смыслы культуры», «Генезис и морфология культуры», в 2004 года создала Сетевое Электронное издание «Аналитика культурологии» (номер государственной регистрации 04200800022, ISSN 1990-4045 сетевой адрес - Й1р//агаНси1иго^.т), в котором представленные позиции находят свое освещение.

Работающие аспирантура и докторантура по специальности 240001 - «Теория и история культуры» (философские науки) позволяют достаточно продуктивно разрабатывать эти позиции,

которые становятся основой диссертаций, защищаемых в диссертационном совете Д-212.261.06 при Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина. С момента его открытия (1999) до настоящего времени в рамках научной школы «Аналитика культурологи» подготовлено, защищено и утверждено ВАК России более 60 работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.