УДК 378
О. А. Титова
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ НЕМУЗЫКАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Раскрывается актуальность и значение формирования музыкальной культуры студентов немузыкальных специальностей при обучении игре на фортепиано в вузах культуры и искусств, на основе интеграции в образовательном процессе компетентностного и культурологического подходов. Показаны инвариативный и вариативный уровни содержания образования в формировании общекультурных и профессиональных компетенций, рассмотрены понятия «музыкальная культура личности» и «музыкальная культура специалиста», компоненты педагогической технологии формирования музыкальной культуры студентов (теоретический и технологический блоки); раскрыта музыкальная культура в аспекте музыкальных компетенций и музыкального мировоззрения.
Ключевые слова: культура, музыкальная культура, инвариативный уровень содержания культуры, музыкальная культура личности, музыкальная культура специалиста
The article discovers actuality and meaning offorming musical culture of students of non-musical specialties at studying playing the fortepiano at higher education institutions of culture and arts, based upon integration competence and culturological approaches at the educational process. It has demonstrated invariant and variant levels of education content in forming general cultural and professional competences, it has discovered the notions of "musical culture ofpersonality" and "musical culture of specialist", it has revealed the components ofpedagogical technology offorming musical culture of students (theoretical and technological blocks); it has discovered musical culture in the aspect of musical competences and musical world view.
Keywords: culture, musical culture, invariant level of culture content, musical culture of personality, musical culture of specialist
В сложных условиях становления и развития в России постиндустриального, информационного общества зарождается качественно новая система высшего профессионального образования на основе его модернизации и реализации ФГОС третьего поколения, которая «должна быть направлена на формирование высокоинтеллектуальной, духовно богатой, толерантной, профессионально мобильной личности, владеющей общечеловеческими нормами нравственности, культуры, здоровья и способной обеспечить устойчивое повышение качества собственной жизни и общества» [7, с. 73].
Мы разделяем точку зрения А. М. Новикова о том, что «образование - это развитие жизненного опыта человеком, т. е. построение своего образа окружающего мира и образа своего “Я”, обретение своего места и роли в этом мире» [9], а также его мысль о том, что культура - основание содержания [8, с. 3]. На современном этапе общественного развития важнейшим направлением повышения уровня культуры является формирование духовнонравственного облика россиян. «Современная Россия невозможна без человека, гражданина, ответственной креативной, успешной личности, мотивированной на качественный труд, творчество, непрерывное духовное, профессиональное, социальное и культурное развитие и совершенствование» [3, с. 6]. Особая роль в повышении уровня культуры в современной российской действительности принадлежит социально-культурному обра-
зованию, готовящему специалистов для сферы культуры и искусств - основных субъектов социокультурных преобразований, которым предстоит выполнить «историческую миссию формирования активной личности как высшей ценности общества» [1, с. 2].
Среди нескольких сотен теоретических определений культуры в аспекте проблемы статьи больше всего нам импонируют следующие. 1. Культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т. д. [5, с. 68]. 2. Термином культура обозначается определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою деятельность. Понятие культура употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей, наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (художественная
151
культура, культура быта, труда); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Субъектом культуры является человек: он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности. Категория культура обозначает созданную людьми искусственную сферу существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения» [10, с. 228-229].
Внимание к раскрытию сущности культуры привлечено еще и тем, что разразившийся в начале XXI в. мировой кризис всех сфер общественной жизни, вовлекший в свою орбиту и Россию, в последней особенно специфичен кризисом культуры. «На современном этапе развития, - отмечает В. В. Горшкова, - российское общество остро ощущает глобальный кризис, который охватил не только социальные, производственные, политические, экономические и другие сферы, но и самого человека - его сознание, духовность, чувства, поведение. Деиндивидуализация и дегуманизация личности, предельный рационализм и нездоровый прагматизм мышления, утрата нравственных ориентиров и чувства принадлежности к своей стране, распространение асоциальных моделей поведения, дезадаптация детей, молодежи и взрослых - это далеко не полный перечень негативных явлений, указывающих на снижение качества человеческой жизни в процессе расчеловечивания “собственно человеческого в человеке”» [2, с. 44].
Большинство ученых нашей страны констатируют, что кризис в России не экономический, а гуманитарный, духовно-нравственный. Этот вывод подтверждает возрастание необходимости повышения качества подготовки специалистов социально-культурной деятельности путем интеграции в образовательном процессе компетентностного,
культурологического, андрагогического, аксиологического и других подходов. В связи с негативными явлениями в области социальной жизни, нравственного воспитания, кризиса образовательной системы преподаватели фортепиано, работающие со студентами-немузыкантами в вузах и колледжах культуры и искусств, попали в довольно сложную ситуацию. Во-первых, представители подрастающего поколения в России в условиях насаждения поп-культуры, рок-музыки, рыночного шоу-бизнеса приходят учиться настоящей народной, эстрадной, классической музыке с низким уровнем стихийно сформированной музыкальной культуры. Во-вторых, с каждым годом на факультеты социокультурной деятельности приходит все меньше и меньше студентов, имеющих начальную музыкальную подготовку. В-третьих, преподавателям фортепиано приходится не просто учить, а переучивать студентов, корректируя их музыкальную культуру. Это задача очень сложная и требует
теоретически, технологически и методически обоснованного подхода к формированию музыкальной культуры таких студентов.
Мы рассмотрим решение этой сложной проблемы с позиций культурологического подхода в образовании, авторами которого являются В. В. Кра-евский, И. Я. Лернер, А. М. Новиков, М. Н. Скат-кин, Н. Е. Щуркова, А. В. Хуторской и др., а пси-холого-педагогические основы этого подхода разработаны В. И. Андреевым, Е. В. Бондаревской,
Н. М. Борытько, В. В. Гузеевым, В. И. Загвязин-ским, И. А. Зимней, В. Я. Ляудис, В. А. Сласте-ниным, В. В. Сериковым, В. И. Слободчуковым и др.
«В противоположность исторически традиционному знаниевому подходу, “предметоцентриз-му”, - пишет В. В. Краевский, - И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным была выдвинута концепция “культурологического подхода”, рассматривающая содержание образования как педагогически адаптированный опыт человечества. Опыт, тождественный по структуре (разумеется, не по объему) человеческой культуре» [6]. Безусловно, в культурологическом подходе к образованию важную роль играет его содержание. «Содержание образования может стать условием процветания нации или причиной ее упадка, поскольку в значительной мере обусловливает состояние здоровья, уровень интеллекта молодых поколений, наличие у них образа мира - жизнеутверждающего, агрессивного или деструктивного. Конкурентоспособность государственного и частного секторов производства, экономическое благополучие страны, ее лидерство в политической жизни цивилизованного мира -решение этих и других национальных проблем связано с содержанием образования» [4, с. 3]. Однако культурологический подход - это не только содержание образования. Он включает в себя и инновационную педагогическую технологию (теоретический блок: цель; субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса; теоретико-методологическую основу; принципы; функции; технологический блок: содержание, формы, методы, приемы, средства; критерии, показатели; диагностический инструментарий определения уровней; анализ результатов, интерпретирование, коррекция, выводы).
«Освоение человеком обучающимся объективных компонентов культуры происходит не столько через непосредственное восприятие материальных предметов - сооружений, машин, произведений искусства и т. п., сколько за счет освоения идеальных продуктов, составляющих общественное сознание, отражающих общественно-историческое бытие человечества. Формами общественного сознания - их всего девять - выступают: язык, обобщенное сознание, мораль, право, политическая
152
идеология, наука, искусство, философия, религия. Они являются содержанием образования в части освоения обучающимися компонентов культуры» [8, с. 3].
Содержание, формы, методы, приемы, средства образования, использованные в технологии социально-культурного образовательного процесса, составляют основание формирования культуры обучающихся. Спецификой же формирования культуры обучающихся в образовательном социокультурном процессе обучения игре на фортепиано студентов немузыкальных специальностей без начальной музыкальной подготовки является формирование и корректировка музыкальной культуры будущих специалистов этой сферы.
Культура - понятие интегративное, сложное, емкое, имеющее свою достаточно разветвленную сеть типов и видов. Нас, преподавателей фортепиано, наряду с формированием общей жизнеутверждающей гуманистической культуры, волнует проблема формирования музыкальной культуры будущих специалистов социально-культурной сферы, в учебный план подготовки которых включен предмет «Основы игры на фортепиано, аккомпанемент».
Музыкальная культура - это часть культуры личности, обеспечивающая ее высокой уровень и состоящая из освоения музыкально-технических знаний, умений, навыков и художественных образов произведений народной, эстрадной, классической музыки, приносящих при прослушивании или собственном исполнении радость, эмоциональное наслаждение и восторг. Музыкальную культуру можно рассматривать и в аспекте музыкальной культуры личности, и в аспекте музыкальной культуры специалиста. Отличие заключается в том, что к определению музыкальной культуры личности добавляется фиксация профессиональной культуры специалиста, т. е. ее использование в целях повышения качества подготовки профессионала социально-культурной сферы деятельности.
При формировании музыкальной культуры специалиста социально-культурной деятельности в процессе обучения игре на фортепиано нами выделяются две части: инвариативная и вариативная. Инвариант - это то содержание музыкальной культуры будущего профессионала социальнокультурной деятельности, которое вошло в основы стандарта учебного материала по предмету. Вариативная часть формирования музыкальной культуры предполагает специальный отбор содержания образования с учетом музыкального вкуса и музыкальных интересов обучающего и обучаемого. Ин-вариативная часть музыкальной культуры определяется ФГОС ВПО в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ
бакалавриата, связанных с выработкой способности и готовности будущего специалиста использовать полученное музыкальное образование в социально-культурной деятельности (умения исполнять грамотно, технически точно, художественно выразительно сольную инструментальную программу; аккомпанировать певцу-солисту, вокалисту или инструментальному ансамблю, хору; петь под собственный аккомпанемент; читать с листа и транспонировать; подбирать по слуху; составлять словесный комментарий к исполняемым произведениям; владеть навыками самостоятельной творческой работы над музыкально-исполнительским репертуаром, необходимым ему как специалисту немузыкальных профессий, обучающемуся игре на фортепиано). Все перечисленное составляет объем полученных и готовых к профессиональному использованию знаний, умений, навыков и способов фортепианной деятельности, содержание музыкальной культуры специалиста социальнокультурной деятельности в виде сформированных профессиональных компетенций.
Вариативная часть музыкальной культуры осуществляется параллельно с формированием профессиональных компетенций. Ее содержанием являются общекультурные компетенции в аспекте получения музыкального образования: знание истории становления и развития фортепианной музыки, изучение творчества композитора в расширенном объеме, апробирование своих музыкальных способностей, расширение музыкального кругозора, формирование музыкального вкуса, самостоятельная инициатива и творчество в разработке вариантов использования результатов фортепианного образования в социально-культурной деятельности на основе возникшего интереса к фортепианному искусству. Эти содержательные части вариативной музыкальной культуры, соединяясь с инвариативным содержанием, и составляют фактически требования к результатам обучения игре на фортепиано студентов немузыкальных специальностей, соблюдение которых гарантирует формирование высокой музыкальной культуры на основе компетентностного подхода.
Реализация компетентностного подхода в процессе формирования музыкальной культуры студентов немузыкальных специальностей без начальной музыкальной подготовки в вузах культуры и искусств, с точки зрения содержания компонентов музыкальной культуры личности, подразумевает музыкальную компетенцию и музыкальное мировоззрение. Музыкальная компетенция личности включает когнитивный, операциональнотехнический и личностный аспекты. Музыкальное мировоззрение - аксиологический, моральноэтический и социально-культурный аспекты.
153
Чтобы процесс формирования музыкальной культуры шел качественнее и эффективнее, его содержание в образовательном процессе должно реализовываться в процессе обучения игре на фортепиано интерактивными формами, методами, приемами и средствами.
Таким образом, в статье нами обоснованы: культурологический подход в обучении игре на фортепиано через подробное описание его основания - культуры; показана сущность и раскрыто содержание музыкальной культуры студентов в инвариативном и вариативном уровнях содержания; раскрыты понятия музыкальная культура лич-
ности и музыкальная культура специалиста социокультурной деятельности; обоснован вывод о необходимости формирования музыкальной культуры студентов немузыкальных специальностей без начальной музыкальной подготовки в процессе обучения игре на фортепиано инновационными интерактивными формами, методами, приемами и средствами; показана интегративность использования при формировании музыкальной культуры студентов компетентностного и культурологического подходов как фактор повышения качества подготовки специалистов социокультурной сферы деятельности.
1. Васильева, Е. Н. Инновационная парадигма российского социокультурного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Е. Н. Васильева. - Тюмень, 2007.
2. Горшкова, В. В. Образование взрослых в аспекте культуры: феноменологический аспект / В. В. Горшкова // Педагогика. - 2011. - № 7.
3. Данилюк, А. Я. Развитие человеческого потенциала средствами воспитания и социализации в условиях модернизации России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков // Педагогика. - 2011. - № 1.
4. Ильченко, В. Р. Модернизация содержания образования как национальная проблема / В. Р. Ильченко, К. Ж. Гуз //
Педагогика. - 2011. - № 4.
5. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров.- М.: Академия, 2000.
6. Краевский, В. В. Содержание образования: вперед к прошлому / В. В. Краевский. - М., 2000.
7. Миронов, В. Г. Инновационная направленность - фактор конкурентоспособности педвуза / В. Г. Миронов // Педагогика. - 2012. - № 1. - С. 3-14.
8. Новиков, А. М. Культура как основание содержания образования / А. М. Новиков // Педагогика. - 2011. - № 1.
9. Новиков, А. М. Основания педагогики / А. М. Новиков. - М., 2010.
10. Хоруженко, К. М. Культурология: энцикл. слов. / К. М. Хорунженко. - Ростов н/Д: Феникс, 1997.
Сдано 13.07.2012
154