УДК 78:316.7-053.6
https://d oi.org/10.24158/fik.2017.5.25
Дударёнок Светлана Михайловна
доктор исторических наук, кандидат философских наук, профессор кафедры культурологии, заведующая кафедрой отечественной истории Дальневосточного федерального университета
Ильницкая Виктория Викторовна
аспирант Дальневосточного федерального университета
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
Dudaryonok Svetlana Mikhaylovna
D.Phil. in History, PhD, Professor, Cultural Studies Department, Head of Russian History Department, Far Eastern Federal University
Ilnitskaya Viktoriya Viktorovna
PhD student, Far Eastern Federal University
THEORETICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF MUSICAL CULTURE OF YOUNG PEOPLE THROUGH THE PERCEPTION OF CLASSICAL MUSIC
Аннотация:
В статье представлено теоретическое обоснование условий формирования музыкальной культуры современной молодежи через восприятие классической музыки. Одной их составляющих духовной культуры личности является музыкальная культура. Ее формирование осуществляется посредством музыкального искусства, которое должно составлять интерес и неотъемлемую часть бытия молодежи. Восприятие (слушание) классической музыки - это процесс целостного, эмоционально осознанного, личностно окрашенного по-стижения духовного содержания музыкального произведения. Проблему восприятия классической музыки современной молодежью следует решать в широком культурологическом контексте (аксиологический, субъективно-человеческий, этический аспекты). Одним из способов решения этих проблем признано активное приобщение молодых людей к музыкальной культуре через восприятие классической музыки, которое должно осуществляться в культурно-досуговых учреждениях - центрах культуры, организациях свободного времени.
Ключевые слова:
классическая музыка, культурологический подход, молодежь, музыкальная культура, аксиологический аспект, субъективно-человеческий аспект, этический аспект.
Summary:
The purpose of this study is the theoretical justification of conditions for the formation of musical culture of today's youth through the perception of classical music. One of the components of spiritual culture of the personality is a musical culture. Its formation is carried out by means of musical art, which should be of interest and an integral part of the youth being. Perception of (listening to) classical music is the process of holistic, emotionally conscious, personally laden comprehension of the spiritual content of a piece of music. The problem of the perception of classical music among modern young people should be resolved in a broad cultural context (axiological aspect, subjective human aspect, ethical aspect). One way to solve these problems is to actively introduce young people to musical culture through the perception of classical music within the framework of cultural and leisure facilities that are centers of culture and leisure organizations.
Keywords:
classical music, cultural approach, young people, musical culture, axiological aspect, subjective human aspect, ethical aspect.
Проблема формирования музыкальной культуры молодежи особенно ярко проявляется в современных городах, где досуговая деятельность молодежи подвержена специфическим региональным условиям развития политики, экономики, образования и культуры. В первую очередь это выражено в провинциальных городах, расположенных в отдаленных районах страны, к которым относится Дальний Восток РФ.
Первые упоминания о музыкальной культуре на Дальнем Востоке связаны с музыкой флотских оркестров. В 1860 г. в городе Николаевске-на-Амуре был учрежден военный оркестр со штатом 51 человек, а в 1862 г. - во Владивостоке. Затем в Хабаровске появляются музыкальные кружки любителей музыки. Основным событием в развитии музыкальной культуры на Дальнем Востоке стало открытие в 1909 г. Владивостокского отделения Императорского Русского музыкального общества. Организованный оркестр, имеющий статус профессионального коллектива, проводил концерты для горожан на основе репертуара, включавшего произведения отечественных композиторов: Чайковского, Рубинштейна, Скрябина, Бородина и др.
Большое значение для возникновения в регионе как профессиональной музыкальной, так и всей художественной культуры имела гастрольно-концертная деятельность артистов Сибири и Европейской России. С середины 90-х гг. XIX в. и до начала ХХ в. гастроли становятся неотъемлемой частью культурной жизни региона. Система гастрольно-концертной практики оказывала влияние на музыкальную жизнь дальневосточных городов, повышала культурный уровень населения, формировала эстетический вкус дальневосточной публики. В данный исторический период перед жителями Владивостока выступали известные музыканты: русский скрипач-виртуоз К.М. Думчев, отечественные вокалисты Л.В. Собинов, А.Д. Вяльцева, чешский виолончелист Б. Сикора.
В настоящее время даже в небольших городах на компактной территории сосредоточено значительное количество промышленных, сервисных, транспортных и иных предприятий, коллективов работающих жителей с разнообразными интересами. В сложившихся условиях личность молодого человека не находится в центре внимания. При этом досуговая деятельность превращается в особый образ жизни, в заполнение свободного времени острыми впечатлениями, в источник удовольствия, в бездумное и приятное времяпрепровождение. Вместе с тем при низкой культуре досуг не приносит восстановления сил, расцвета творческих способностей и может превратиться в криминогенный фактор общества. Поэтому социально-культурная деятельность молодежи требует системной организации и должна осуществляться в рамках культурно-досуговых учреждений - центров культуры, организаций свободного времени. Одним из способов решения этой проблемы является активное приобщение молодых людей к музыкальной культуре.
Цель настоящего исследования заключается в теоретическом обосновании условий формирования музыкальной культуры современной молодежи через восприятие классической музыки в аспекте культурологического подхода - актуальная исследовательская проблема, ориентированная на аксиологический контекст анализа. Аксиологический контекст всегда взаимосвязан с творчеством и самотворчеством личности. Вне ценностного подхода к исследованию феномена «культуры» любой анализ теряет свою «сверхзадачу». Музыкальная культура для исследователей представляет несомненный интерес, потому что он включает в себя субъективно-человеческий аспект.
Впервые появившись в России в 40-х гг. XIX в., слово «культура» использовалось в двух основных значениях: 1) обработка, уход, возделывание (почвы); 2) образование, просвещение, совершенствование духовной жизни народа [1]. Нам ближе второй аспект, на нем будем акцентировать основное внимание.
К теории культуры во второй половине XX в. обращались многие исследователи, а само раскрытие проблемы приобрело глобальный характер, начиная от философской трактовки и заканчивая прикладными ее значениями в области социологии, психологии, искусствознания, лингвистики и др.
Понятие «культура», согласно социологическому словарю под редакцией Г.В. Дыльнова, определяется как «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в отношении людей к природе, между собой и к самим себе» [2]. Что касается музыкальной культуры, то она понимается в социологии как многоуровневая система, включающая в себя все разнообразие видов и музыкальных жанров, исполнительские и композиторские особенности, а также специфику функционирования учреждений музыкального образования и школ.
В контексте антропологического подхода актуален ценностный аспект рассмотрения феномена «культура», анализ дефиниции достаточно широк. А.Н. Малюков подчеркивает, что еще в 1967 г. Абраам Антуан Моло, социолог культуры, указывал на наличие свыше 250 определений термина «культура», в настоящее время число значений превысило 300.
Отечественные культурологи М.С. Каган, Б.С. Ерасов и другие выделяют три компонента в общем понятии «культура»: материальный, духовный и художественный. Культура как способ реализации сущностных сил, творческих возможностей человека не может не включать в себя понимания ценности. Духовная культура подразделяется на политическую, нравственную, научную, эстетическую, художественную. Понятие «художественная культура» генетически восходит к более широкому родовому понятию «культура», которое появилось в одном из немецких словарей в 1873 г. [3].
А.Н. Малюков отмечает, что категория «художественная культура» как видовая транскрипция понятия «культура» появилась в отечественной литературе в начале 60-х гг. XX в. Анализ понятия «художественная культура» показывает, что среди ученых нет единства в подходах к его определению. Это понятно потому, что в науке существуют неоднозначность толкования данной категории, сложность и полифункциональность данного понятия. Представляя художественную культуру личности как отражение развивающейся системы общечеловеческих ценностей,
А.Н. Малюков отмечает, что ряд ученых рассматривают художественную культуру как неотъемлемый составной компонент общей культуры общества, другие исследователи ограничивают это понятие совокупностью произведений искусства. Третья группа исследователей выделяет функциональную природу художественной культуры, обозначая от 3 до 20 и более ее функций. При всем различии трактовок точек зрения и логики оформления понятия «художественная культура» все исследователи едины в том, что художественная культура оказывает влияние как на общество, так и на каждую личность в отдельности.
В аспекте аксиологического подхода мы склонны считать, что художественная культура -достаточно сложное явление, совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности общества, личности по созданию, распространению, творческому восприятию произведений искусства, обладающих эстетической, нравственно-духовной ценностью. Художественная культура - область духовной культуры, которая непосредственно связана с художественным творчеством, художественным восприятием, художественной критикой произведений искусства в аспекте аксиологических координат.
В контексте осмысления креативной функции художественной культуры воспринимаются утверждения исследователей Л.В. Горюновой, А.В. Гордеевой, Л.А. Рапацкой. Так, Л.В. Горюнова подчеркивает, что «искусство меняет характер проявления духовных сил и творческой деятельности личности». А.В. Гордеева при общении с искусством как видом духовного освоения действительности отмечает появление особого «интегрального свойства личности, включающего социально активные черты». Эту тенденцию (формирование креативных свойств личности) подтверждают культурологические концепции последних лет.
Музыкальное искусство - это определенный пласт художественной культуры. Музыка (греч. musik - 'искусство муз') - вид искусства, в котором художественные образцы формируются с помощью звуков и который характеризуется особо активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека. В.В. Медушевский отмечал: «Музыка - это не мертвая познавательная структура, а подлинная глубокая жизнь духа» [4].
Музыкальная культура - часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности музыкального образования и воспитания, а также способы творческой деятельности, необходимые для осуществления образовательно-воспитательных процессов. Выдвигая понятие «общая музыкальная культура молодежи», необходимо указать его основные характеристики. К ним относятся целостность и развитие. Молодежи свойственно представление о музыке как о целостном виде искусства, неделимом на составные части. Развитие, являясь одной из центральных характеристик общей музыкальной культуры, раскрывается в методической литературе как процесс перехода из одного качественного состояния в другое. В общей музыкальной культуре этот процесс предполагает поиск личностью путей самоопределения в пространстве мировой музыкальной культуры и возможностей самореализации в музыкальном искусстве. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме музыкальной культуры позволяет сделать вывод о том, что обе характеристики понятия «общая музыкальная культура» - целостность и развитие - находятся в тесном сопряжении друг с другом. Функционирование качественного своеобразия целостности компонентов общей музыкальной культуры неизбежно ведет к его изменению, следовательно, к развитию.
В диссертационном исследовании В.И. Строкова классическая музыка представляется как средство манипуляции общественным сознанием, а следовательно, эффективный инструмент личностного развития, духовного становления подрастающего поколения [5]. В.И. Строков закладывает основные принципы музыкального воспитания молодежи, такие как: необходимость восприятия классической музыки в живом звучании, оптимизация эмоционально-личностного потенциала путем тщательного отбора репертуара, применение социокультурных технологий в учреждениях досуговой деятельности.
Путь формирования музыкальной культуры молодежи через восприятие классической музыки заключается в восприятии окружающего мира, осознании личностного смысла его явлений и событий в музыке. Поэтому поиск новых педагогических принципов должен быть нацелен непосредственно на проникновение в глубину личностного отношения к музыке. В то же время можно отметить совершенно иные механизмы функционирования современного общества, благодаря которым классическая музыка сохраняет свою позицию нравственного, эстетического, культурного ориентира. По мнению Д.А. Журковой, «классическая музыка активно втягивается в пространство современной массовой культуры. К ней обращаются для создания имиджа как отдельного человека, так и коммерческих компаний, социальных групп и сообществ; она звучит в разнообразных ситуациях работы и досуга. Тем самым классическая музыка автоматически попадает в контекст ритмов жизни современного общества, в контекст современного дизайна, моды и пр.» [6].
Что представляет собой молодежь как субъект социальных отношений?
В становлении социологии молодежи активно использовались различные теории (М. Ве-бера, Л. Выготского, А. Леонтьева, Т. Парсонса, С. Рубинштейна, П. Сорокина, Д. Узнадзе, З. Фрейда, Э. Эриксона). Под влиянием этих теорий формируются различные направления в изучении молодежи, которые условно могут быть представлены в следующей классификации:
1. Психоаналитическое направление. Основные представители - последователи З. Фрейда: Р. Бенедикт, Л. Фойер, Л. Шелефф, Э. Эриксон.
Представители психоаналитического направления активно исследуют специфику личности молодых людей, уделяя особое внимание проблеме взаимоотношений поколений (основываясь на учении о эдиповом комплексе). В отечественной социологии представители этого направления большое внимание уделяют взаимодействию личности и социума. В этих исследованиях сформулирована структура личности молодых людей, определившая основное направление молодежной политики: стремление воспитать всесторонне развитую личность молодых людей, способствовать их социальной адаптации и социализации.
2. Структурно-функциональная методология исследования. Наиболее последовательно и активно применял этот подход к исследованию молодежи представитель социологии Израиля Ш. Айзенштадт на базе теорий Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса. Структурно-функциональный метод частично используется практически во всех социологических теориях молодежи.
3. Культурологический подход. Его основоположниками являются социологи А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман, которые рассматривают концепцию молодежи в ее взаимосвязи с феноменологией человеческой культуры. В результате развития этого направления молодежная социология получила возможность системного анализа социальных проблем молодежи во взаимосвязи с реальными процессами, происходящими в обществе. Прежде всего речь идет о культурном наследовании, о связи поколений. Таковы исследования немецкого автора К. Маннгейма.
Согласно вышеупомянутым исследованиям, особенности эмоциональности, интеллектуальности и волевой сферы молодого человека в этот период могут быть рассмотрены с точки зрения организации его досуга. Такой подход обусловлен тем, что именно в свободное время формируются и проявляются те особенности молодых людей, которые отражают их личностные качества, влияющие на социализацию и уровень духовного развития личности.
Таким образом, специфику содержания понятия «музыкальная культура» молодежи можно отразить в следующих выводах.
В общем понятии «культура» выделяются три компонента: материальный, духовный и художественный. Музыкальное восприятие (слушание) является атрибутом музыкальной, художественной культуры молодого человека. Процесс восприятия музыкального произведения в аспекте культурологического подхода имеет свою специфику. К.В. Бондарь проводит практическое психологическое исследование, в рамках которого выявляет прямую взаимосвязь уровня ценностно-смысловой структуры личности с уровнем приобщенности к музыкальной культуре. Та же тематика затронута в статье Н.Р. Исхаковой о роли духовности и ее взаимосвязи с музыкальной культурой классического типа [7]. На наш взгляд, эта категория имеет не только психолого-педагогический, но и культурологический статус. Музыкально-педагогический анализ музыкального произведения имеет уникальное культурологическое пространство.
Слушание классической музыки направлено на освоение глубины музыкальной культуры как части общей духовной культуры молодежи. Восприятие музыки - это процесс целостного, эмоционально осознанного, личностно окрашенного постижения духовного содержания музыкального произведения. На наш взгляд, проблему восприятия музыки следует решать в широком культурологическом контексте. В.В. Медушевский отмечает: «Целью и основой культурологического анализа является понимание. Но что такое понять? Понимают - любовью. Любовь же есть сроднение. Правильное понимание не только исчерпывает суть мироощущения путем погружения в него - но и простирается далее» [8].
Музыкальная герменевтика связана с пониманием и толкованием музыкальных текстов, так как в музыкальной герменевтике свой особый предмет понимания. В.В. Медушевский отмечает: «Вот и проглянул подлинный предмет понимания - всегда живые истина, благо, красота, наполняющие творения культуры. Живое же понимается жизнью, любовью, творчеством» [9].
Вопросы музыкальной культуры в различных аспектах неоднократно становились предметом исследования отечественных и зарубежных авторов. В музыковедческих работах последнего времени, например трудах Л.В. Кириллиной, П.В. Луцкера и И.П. Сусидко, заметна тенденция к комплексному - социологическому и культурологическому - осмыслению различных феноменов музыкального искусства. Современная культурная ситуация, складывающаяся в разных странах мира, в силу ее специфики (глобализация, мультикультуризация и т. д.) заставляет задуматься над тем очевидным фактом, что подлинный смысл функционирующих в ней явлений музыкального искусства может быть понят и оценен во всей глубине их смыслов лишь исходя из тех культурных реалий, которые они презентуют.
В связи с этим особый интерес представляют не только концептуальные обобщения, но и исследования специфики музыкальной культуры конкретного исторического и географического периода с использованием междисциплинарных связей. Опираясь на диссертационное исследование Н.Р. Шафеева, обсуждаемое понятие можно сформулировать следующим образом: музыкальная культура - это совокупность духовных ценностей в области музыки в их многообразном проявлении, а также деятельность людей по созданию и потреблению музыкальных ценностей [10].
В настоящее время большинство российских ученых констатируют, что кризис в России не экономический, а гуманитарный, духовно-нравственный. Этот вывод подтверждает необходимость повышения качества подготовки специалистов социально-культурной деятельности путем интеграции в образовательном процессе компетентностного, культурологического, андрагогиче-ского, аксиологического и других подходов.
В противоположность исторически традиционному знаниевому подходу, «предметоцен-тризму» И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным была выдвинута концепция «культурологического подхода», рассматривающая содержание образования как педагогически адаптированный опыт человечества, тождественный по структуре (разумеется, не по объему) человеческой культуре [11].
Ссылки:
1. Малюков А.Н. Теоретические основы формирования художественной культуры у подростков : учеб. пособие. М., 1993. С. 24.
2. Аксененко Ю.Н., Аникин Л.С., Дыльнов Г.В. Карманный социологический словарь / под ред. Г.В. Дыльнова. Саратов, 2000. С. 94-95.
3. Художественная культура: понятия, термины / под ред. Л.Н. Дороговой. М., 1978. С. 61.
4. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: исследование. М., 1993. С. 9.
5. Строков В.И. Формирование музыкальной культуры молодежи в условиях деятельности культурно-досуговых учреждений : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2006. 29 с.
6. Журкова Д.А. Классическая музыка в современной массовой культуре России : автореф. дис. ... канд. культурологии. М., 2012. 206 с.
7. Исхакова Н.Р. Формирование духовности молодежи через музыкальную культуру // Адлеровские социологические чтения. Альметьевск, 2008. С. 168-170.
8. Медушевский В.В. Сущностные силы человека и музыки // Музыка. Культура. Человек / отв. ред. М.Л. Мугинштейн. Свердловск, 1988. С. 9-10.
9. Там же.
10. Шафеев Н.Р. Музыкальная культура как система : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Казань, 2007. 28 с.
11. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому // Перемены. 2001. № 2. С. 128-149.